Пенсионная реформа в украине

19 мая Премьер-министр Украины представил в парламенте проект предстоящей пенсионной реформы. Несмотря на то, что концепция пока даже не оформлена в виде законопроекта, интерес к предстоящим изменениям нешуточный - ведь реформа коснется практически каждого украинца.

Каким образом правительство предлагает реформировать пенсионное законодательство?

«Осовременивание» пенсий

Обязательной составляющей пенсионной реформы правительство Украины называет «осовременивание» пенсий, то есть их перерасчет в соответствии с ростом средней заработной платы, с которой уплачиваются взносы.

Дело в том, что размер пенсии украинца зависит от трех основных показателей: зарплаты, страхового стажа и показателя средней заработной платы по Украине, который применяется при исчислении пенсии. Средняя зарплата растет с каждым годом, поэтому и пенсии украинцев должны «осовремениваться». Однако последний раз это произошло в 2012 году, но с применением показателя средней заработной платы по Украине за 2007 год (1197,91 грн). За это время средняя зарплата по Украине, которая применяется при исчислении пенсии, выросла до 3764,4 грн. Именно этот показатель применяется для исчисления пенсий, назначаемых в 2017 году. То есть пенсии украинцев, имеющих одинаковый стаж и размер заработной платы, но вышедших на пенсию в разное время (например, в 2008 и 2017 годах) могут отличаться более, чем в три раза.

Правительство же предлагает уже с 1 октября 2017 г. пересчитать ранее назначенные пенсии с использованием показателя средней заработной платы на уровне 3764,40 грн.

Также предлагается на законодательном уровне определить механизм ежегодной индексации пенсий - с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не ниже, чем на 50% роста среднемесячных зарплат за последние три года и на 50% индекса потребительских цен.

Еще одно новшество: при пересчете пенсий предлагается использовать коэффициент стоимости одного года страхового стажа на уровне 1,0 (согласно действующему законодательству этот показатель составляет 1,35%).

Кроме того, с октября 2017 года правительство предлагает отменить 15% снижение пенсий для работающих пенсионеров.

Пенсия по возрасту

Возраст выхода на пенсию будет зависеть от продолжительности страхового стажа.

Пенсия по возрасту в 60 лет будет назначаться при наличии страхового стажа 25 лет. Каждые 12 месяцев требование к размеру страхового стажа будет увеличиваться на 1 год. И в 2028 году, чтобы получить пенсию по возрасту, необходимо будет иметь аж 35 лет страхового стажа.

Для стимулирования продолжения работы после достижения пенсионного возраста предлагается оставить действующую систему доплаты за более поздний выход на пенсию - 0,5% от начисленной пенсии за каждый дополнительный месяц страхового стажа (или 6% за год). В случае же выхода на пенсию с отсрочкой более 5 лет такой бонус составит 0,75% от начисленной пенсии за каждый месяц страхового стажа после достижения 60-летнего возраста (или 9% за год).

Если у 60-летнего пенсионера не будет указанной продолжительности страхового стажа, он имеет право выбрать - доработать необходимое количество лет или приобрести необходимую продолжительность страхового стажа для назначения пенсии в возрасте от 60 до 63 лет.

Эти правила будут действовать и с учетом переходного периода повышения пенсионного возраста женщинам.

В 63 года пенсия по возрасту, как для мужчин, так и для женщин, будет назначаться при наличии страхового стажа продолжительностью от 15 до 25 лет. Каждые 12 месяцев требование к количеству страхового стажа будет увеличиваться на 1 год до достижения в 2028 году 25–35 лет страхового стажа.

Начиная с 1 января 2019 года, лицам, у которых страховой стаж составит 15 лет, пенсия по возрасту будет назначаться в 65 лет.

Лица, у которых отсутствует страховой стаж продолжительностью 15 лет, будут иметь право на назначение государственной социальной помощи, по достижении 65 лет по совокупному доходу семьи.

Если у лица, претендующего на пенсию по возрасту, нет достаточного количества лет страхового стража, он имеет право его компенсировать. Ограничение по количеству лет стажа, которые можно «купить» составит 5 лет. Сумма, которую необходимо оплатить, рассчитывается так: страховой взнос от минимальной зарплаты x 12 = 1 год стажа. Также каждый год будет применяться коэффициент стоимости компенсации:

В Кабинете Министров подсчитали, что если докупать страховой стаж по этим правилам можно было бы сейчас, за первый год нужно было бы уплатить 16 896 грн.

С 1.01.2017 по 31.12.2017 минимальная зарплата составляет 3200 грн.

Ставка ЕСВ - 22%

Итак, с 01.01.2017 по 31.12.2017 минимальный страховой взнос с учетом коэффициента, который применяется при единовременной уплате (для первого года применяется коэффициент 2) равен 1408 грн.

12 месяцев х 1408 грн = 16896 грн.

Пенсии для работников с тяжелыми условиями труда

По ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, ранее работавших на вредных производствах и имеющих право на досрочный выход на пенсию, должны возмещать предприятия. Однако, по мнению правительства, такая система пенсионного обеспечения для этой категории пенсионеров не оправдала себя. К примеру, человек работал на вредном производстве 5–10 лет назад и выходит на пенсию сейчас. За это время предприятие с вредными условиями труда могло ликвидироваться, обанкротиться, свернуть производство. И компенсировать выплаты просто некому. Более того, система сама создает возможности для злоупотреблений. Ведь нередко предприятия намеренно изменяют организационную структуру, чтобы избежать больших выплат. В результате задолженность перед Пенсионным фондом, который осуществляет выплаты пенсий бывшим работникам вредных производств, уже достигла 10 млрд. грн. Поэтому правительство предлагает изменить действующую систему.

Во-первых, предприятия вместо возмещения пенсий будут платить повышенный ЕСВ за своих работников, занятых на вредных производствах (с постепенным переходом к накопительной системе пенсионного обеспечения). Законопроект предлагает установить, что за лиц, выполняющих работы с вредными и опасными условиями труда (Список 1) - доплата ЕСВ составит 15%. То есть, в целом за таких работников предприятие будет платить ЕСВ по ставке 37%. Для всех остальных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию за вредные условия труда, доплата ЕСВ составит 7%. То есть, в общем работодатель будет платить за таких сотрудников ЕСВ по ставке 29%.

Во-вторых, дополнительные взносы ЕСВ с 1 января 2019 за работников моложе 35 лет, будут накапливаться на их индивидуальных пенсионных счетах. Для администрирования индивидуальных пенсионных счетов при Пенсионном фонде будет создан накопительный фонд.

Пенсии за выслугу лет

Правительство предлагает назначать пенсии за выслугу лет только военнослужащим. А вот для работников сферы образования, охраны здоровья, социального обеспечения и других плохая новость: предлагается отменить выход на пенсию по выслуге лет уже с 1 января 2018 года.

Екатерина Гутгарц

Было бы вполне логично предположить, что уплачивая в течение всей продолжительной трудовой жизни налоги и взносы в ПФР от средней зарплаты, Вы вполне можете рассчитывать и на среднестатистическую пенсию. На самом деле, это широко распространённое заблуждение, а по факту всё далеко не так, и я это заблуждение сейчас развею…

Мнение, что одно как бы автоматически вытекает из другого, нам мягко насаждается «пенсионными» теоретиками и практиками через СМИ. Показатели средней пенсии и средней зарплаты постоянно сравнивают, и тем самым как бы обозначается прямая зависимость между ними.

Похоже, что таким сравнением запудрили мозги не только нам, простым гражданам своего государства, но даже и президенту. Так, например, в июне 2015 года глава ПФР господин Дроздов докладывал президенту о деятельности пенсионного фонда и при этом отчитался, «что к концу года страховая пенсия по старости в среднем достигнет 13000 рублей, что составит 38% от средней зарплаты» и «это довольно приличный показатель».

Что показывает этот показатель кроме «приличности»? Да ничего, т.к. обе средние величины рассчитываются Росстатом независимо друг от друга. Если сравнивать средние пенсии бывших депутатов Государственной Думы со средней зарплатой по стране, то показатель будет настолько приличным, что даже неудобно будет. Вездесущий А. Кудрин в конце декабря 2016 года заявил, что «средняя пенсия в России составляет 35% от средней заработной платы, в то время как в развитых странах этот показатель находится на уровне 60%»….

Поскольку не к Дроздову, не к Кудрину, и вообще к пенсионной системе у меня доверия нет, я решил проверить, каково реальное соотношение средних зарплат и пенсий, назначенных от уровня средней зарплаты. Для полноты картины рассмотрим варианты назначения пенсий при средних зарплатах в разные годы последних 15-20-ти лет. Для анализа и сравнения средних величин воспользуемся данными из Таблиц предыдущих расчётов () и доступными сведениями по средней зарплате и пенсии из официальных источников.

В пенсионную формулу на 2017 год заложена прогнозная средняя зарплата 38428,05 рублей (). По информации, размещенной на сайте «Российской газеты» от 01.02.17, средняя страховая пенсия для неработающих пенсионеров с 1 февраля 2017 года (по данным Минтруда) составляет 13855 рублей, по данным ПФР среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13620 рублей.

Для расчётов возьмём среднюю зарплату, заложенную в пенсионную формулу, и информацию ПФР по средней пенсии по старости. Если брать во внимание прогнозные данные, то получится, что средняя пенсия составит 37,07% от средней зарплаты…
В сумме средней пенсии 13620 рублей есть фиксированная выплата, которая с 1 февраля установлена в размере 4805,11 рублей (для вышедших на пенсию на общих основаниях); без фиксированной выплаты средняя страховая пенсия по старости составляет 8814,89 руб. или 112,607 баллов при курсе балла 78,28 рублей.

Всех пенсионеров России, получающих страховую (трудовую) пенсию по старости можно условно разделить на 3 группы. К первой группе отнесём пенсионеров, заработавших пенсию до 2002 года, ко второй – вышедших на пенсию в 2002-2014 годах, к третьей – вышедших и выходящих на пенсию после 2014 года. Эти условные группы пенсионеров зарабатывали пенсии по разным пенсионным законам, но по состоянию на 01.01.2015 все их пенсионные права и пенсии были переведены в баллы.

Из 1-ой группы пенсионеров пенсию в размере 112,607 баллов на общих основаниях при средней зарплате (КСЗ=1) не мог заработать вообще никто, даже с 50-летним трудовым стажем и началом трудовой деятельности с 10 лет! При максимально учитываемом заработке с КСЗ=1,2 пенсию в 112,607 балла могли заработать мужчины с трудовым стажем 39 лет и более, и женщины со стажем не менее 35 лет. При этом для них такая пенсия была и остается не средней, а максимальной. За аналогичный стаж при средней зарплате (после пересчёта пенсий из рублей в баллы) мужчины получили 84,98 балла, а женщины 84,47 балла. За стаж 38 лет для мужчин и 34 года для женщин пенсии при средней зарплате составили соответственно 82,357 и 81,899 баллов.

За взносы от средней зарплаты за полные 13 лет в 2002 -2014 годах при пересчёте в баллы государство назначило 41,68 балла, а за взносы от зарплаты выше средней на 20% ,- 50,018 балла. По российской традиции каждый год периода 2002-2014 года в пенсионных баллах стоил по-разному, стоимость пенсионного года в баллах этого периода постепенно росла. За взносы от средней зарплаты в 2002 году «давали» 1,846 балла, а в 2014 году,- 4,269 балла. Особенным по стоимости оказался 2010 год (в связи с увеличением размера взносов учитываемых на лицевом счёте пенсионеров до 20%, против 14% в 2009 году и 16% в 2011 году). За 2010 год за взносы от средней зарплаты «дали» 4.54 балла, а за взносы от зарплаты на 20% выше средней,- 5,448 балла.

Из второй группы пенсионеров, выходивших на пенсию в 2002-2009 годах, размеры начисляемых пенсий при (КСЗ=1-1,2) мало отличались от размеров пенсий предыдущей условной группы. Среднюю пенсию, также как и их предшественники, они могли заработать только при зарплате выше средней на 20% и таком же трудовом стаже, - 39 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Пенсионеры, выходившие на пенсию после 2010 года, могли «слегка расслабиться», для назначения средней пенсии им хватило бы и зарплаты на 17-19% выше средней (с уменьшением примерно на 1 % за каждый год после 2010) при стаже 38 лет для мужчин и 34 года для женщин.
При выходе на пенсию в конце 2014 года за взносы от средней зарплаты за всю трудовую деятельность мужчина при 38-летнем стаже набирал 92,629 балла, а женщина при стаже 34 года 92,741 балла.

За взносы при зарплате выше средней в 1,5 раза за 13 лет периода 2002-2014 годов государство назначило 65,523 балла, при такой зарплате варианты потенциального получения средней пенсии варьировались в зависимости от уровня средней зарплаты до 2002 года. Например, среднюю пенсию мог получить мужчина при общем стаже 37 лет при средней зарплате до 2002 года (КСЗ=1) и зарплате в 1,5 раза выше средней в 2002-2014 годах.

Пенсионеров 3-ей условной группы, вышедших на пенсию в 2015-2017 годах, у нас пока не много, назначенные им пенсии выше размеров пенсий предшественников, назначенных от уровня средней зарплаты, с ежегодным приростом по 3,3-3,6 балла в год (подробнее в статье ). С каждым годом эта разница будет увеличиваться, и 60-ти летний «новый» пенсионер в 2019 году будет получать пенсию на 12,36 балла больше 64-летнего пенсионера образца 2015 года (~1100 руб. при постоянном уровне инфляции в 4%).

Для пенсионеров, зарабатывавших свои пенсионные права со времён СССР и до начала 2017 года, суммарное количество пенсионных баллов при средней зарплате составит:
- 99,23 балла для мужчин с трудовым (страховым) стажем 38 лет;
- 99,14 балла для женщин с трудовым (страховым) стажем 34 года.
Как мужчины, так и женщины, для получения средней пенсии в размере 112,607 балла в любом из периодов работы должны были иметь зарплату выше средней.

Для наглядности все расчёты сведены в сравнительную таблицу (см. вверху статьи), там же отражён и уровень соотношения размеров пенсий к средней зарплате (коэффициент замещения утраченной зарплаты).

Справедливости ради, необходимо отметить, что среднюю пенсию (и даже выше) могут получать особые категории пенсионеров, получавшие зарплату и ниже средней (достигшие возраста 80-ти лет, инвалиды, имеющие иждивенцев, «северные» пенсионеры и т.п.), но эти категории пенсионеров в расчётах не учитывались, т.к. вряд ли стоит сравнивать их индивидуальные пенсии со средней заработной платой, такое сравнение будет некорректным.

Анализируя прилагаемую таблицу, делаем выводы:

Никто из ныне живущих пенсионеров на общих основаниях при средней зарплате официальную среднюю пенсию заработать не мог. Коэффициент замещения утраченной средней зарплаты назначенной пенсией составляет от 26,97% до 32,72% в зависимости от года и даты выхода на пенсию. Если учесть, что средний возраст пенсионеров в России составляет около 70 лет, а доля пенсионеров вышедших на пенсию по новой формуле мала, то среднестатистическая цифра замещения пенсией утраченной средней зарплаты будет находиться на уровне 29-30%, а не 35-38%, как нас уверяют пенсионные теоретики.

Если в параметрах пенсионной формулы с течением времени никаких изменений не произойдёт и средняя пенсия останется на уровне 112, 607 балла (с учётом роста стоимости пенсионного балла), то среднюю пенсию, исчисленную из уровня средней зарплаты, смогут получать пенсионеры, выходящие на пенсию в 2022 году.

Однако есть большие сомнения, что новая пенсионная формула вообще долго протянет.

Во-первых, в неё заложена ущербная логика, при которой пенсионеры (при неизменном возрасте и прочих равных условиях), вышедшие на пенсию на 1 год позже будут получать пенсию в большем размере, чем предыдущие. У пенсионеров, вышедших на пенсию в 2018 году, пенсия будет больше, чем у пенсионеров 2017 года, у пенсионеров 2019 года больше, чем у пенсионеров 2018 года, и так далее в нелогичной прогрессии.

Во-вторых, уже очевидно, что с 2019 года нас ждёт повышение пенсионного возраста выхода на пенсию.

В-третьих, идут обсуждения новых инициатив Минфина и Минэкономразвития о снижении размеров страховых взносов от зарплаты с 30% до 21% при повышении подоходного налога с 13% до 15% и повышении НДС. При реализации этих инициатив (а если задумали что-то «хорошее» для народа, то сделают обязательно) точно изменятся исходные расчётные параметры пенсионной формулы...

Существует стандартная программа начисления пенсионных накоплений (установлена законодательством Украины). При этом, минимальная пенсия не может быть меньше прожиточного минимума. Общие условия говорят о том, что мужчина в 60 лет, а женщина в 55 лет имеют право уйти на пенсию и получать денежное пособие от государства.

Что учитывать при расчете пенсии (минимальная зарплата и другие показатели)

Размер минимальной пенсии в Украине определяют по специальной формуле. Понять, как его высчитывают, просто. Важно помнить о нюансах при определении размера минимальных пенсий для отдельных категорий граждан, таких как:

Видео: Министр социальной политики Андрей Рева о порядке начисления пенсий

  • переселенцы;
  • шахтеры;
  • медработники;
  • частные предприниматели;
  • полицейские;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий.

Начисление пенсии в 2017 г. в Украине обозначенным выше категориям граждан реализуется с использованием специальных данных. Вся сложность вычисления обусловлена множеством законодательных актов (их более 24). Постановления Кабинета министров Украины также играют важную роль в установлении размера минимальных пенсий. Существует три вида таких выплат:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • в связи с утерей кормильца.

Размер минимальной пенсии в Украине определяется Законом «О государственном пенсионном страховании» и не может быть меньше размера прожиточного минимума. Начисление осуществляется в соответствии с его положениями. Минимальный размер пенсии, который определен Гос бюджетом 2017 отражен в таблице с учетом прошлого года.

Кто имеет право на получение?

Полный перечень лиц, имеющих право на начисление пенсии в Украине с 2017 года, обозначен в ст. №8 Закона «О государственном пенсионном страховании».

Начисление пенсии осуществляют определенным образом в случае, если гражданин трудился на одном из видов предприятий или производств, перечисленных в следующих списках (но только на территории Украины):

  • Список №1 (предприятия с вредными, тяжелыми условиями труда).
  • Список №2 (предприятия с менее тяжелыми условиями труда, при начислении пенсии после работы на них также учитывают средний заработок).
  • Особенности начисления пенсии по Списку 1 в Украине раскрыты в законе №1788:

    • для мужчин - если возраст более 50 и длительность непрерывной работы не менее 20 лет (в соответствии с новой редакцией закона - более 25);
    • женщины - если возраст 45 (по новым нормам - 50) и стаж 15 лет (сегодня - 20).

    Имеются свои нюансы при начислении пенсии в Украине. Это касается переходных периодов (учитывается заработная плата, её минимальная величина). Они продлены до 01.04.24 г.:

  • Повышение пенсионного возраста для женщин на 5 лет (с 45 до 50);
  • Увеличение суммарного времени работы для оформления льготной пенсии по Списку №1:
    • мужчины - с 20 до 25 лет;
    • женщины - с 15 до 20 лет.

    Средняя зарплата по Украине для начисления пенсии устанавливается законодательно. Например, на период с 1940 по 2010 г.г. она регулировалась законом «Об общеобязательном пенсионном страховании». Использовать необходимо актуальную информацию.

    Средняя зарплата - один из основных факторов, принимаемых во внимание при начислении.

    Процедура начисления пенсии с учетом средней и минимальной зарплаты

    Перед началом вычислений нужно изучить законодательные нормы. Пенсия начисляется в зависимости от многих показателей. Средняя зарплата в Украине для начисления отражается в специальных таблицах. Для каждой национальной отрасли экономики она определяется индивидуально. Формула для вычисления зарплаты установлена п.1 ст.№27 закона «О государственном пенсионном страховании».

    Алгоритм выглядит следующим образом:

    P = Zp × Kc ,

    где P - пенсия, выраженная в гривнах; Zp - сумма зарплаты, определяемая ст.№40 обозначенного выше закона (исчисляется в гривнах); Kc - показатель, определяемый длительностью отчислений в фонды (ст.№25 закона).

    Вычисление каждого значения, в зависимости от минимальной зарплаты, выполняется индивидуально. Пенсия зависит от каждого показателя.

    Как определяется заработная плата для начисления пенсии?

    Среднемесячная минимальная зарплата в Украине для начисления пенсии определяется по специальной формуле. Она отражена в п.2 ст.№40 закона о пенсионном страховании. Формула:

    Zp = Zc × (Ck/K) ,

    где Zp - сумма заработной платы в гривнах; Zc - сумма средней зарплаты в гривнах для работников, занятых в национальных отраслях экономики (учитывается только предшествующий год); Ck - суммарные показатели для начисления заработной платы (Kz1+Kz2+Kz3+…Kzn); K - количество месяцев работы, учитываемых при суммировании минимальной зарплаты.

    Закон не устанавливает процедуру определения средней и минимальной зарплат для каждой отрасли экономики по отдельности (потому пенсия не зависит от этого показателя). Но с 2004 года оплата труда сотрудников в разных отраслях экономики вычисляется по специальной методике. Устанавливается минимальная зарплата следующими органами:

    • Госкомстат;
    • Министерство труда, социальной политики;
    • Министерство экономики по вопросам европейской интеграции.

    Размер используемого при вычислении коэффициента за каждый месяц рассчитывается по формуле:

    Kz = Zv/Zc ,

    где Kz - коэффициент минимальной зарплаты; Zv - размер зарплаты, из которой были вычтены взносы (учитывается для начисления пенсий за месяц); Zc - сумма средней зарплаты граждан, занятых в разных отраслях экономики Украины.

    Размер коэффициента, на который необходимо умножать среднюю зарплату, когда рассчитывается пенсия (в некоторых случаях - минимальная), вычисляют путем получения среднего размера всех коэффициентов индивидуального типа. Они берутся за любые 60 календарных месяцев. Но допустимо использование периодов только до 01.07.00 г. Наличие перерывов какой-либо особой роли не играет. Аналогичным образом обстоит дело с периодом начислений в фонды (пенсия не зависит от этого параметра).

    Причиной наличия обозначенных нюансов является персонифицированный учет. Он был начат 01.07.00 г., в процессе начисления учитываются два фактора:

    • зарплата;
    • взносы в фонды.

    На основании этого вычисление всех без исключения зарплат Украины выполняется с использованием персонифицированного учета. Оплата труда, начисленная и учтенная до 01.07.00 г., определяется с учетом:

    • документов;
    • самого факта начисления.

    Определить, какова минимальная пенсия в Украине в 2017 г., при помощи обозначенных выше формул довольно просто. Достаточно подставить соответствующие значения.

    Как видно выше, фактически начисленная работнику зарплата влияет лишь на некоторые коэффициенты (Zv, Zc/K). Наибольшее влияние на результат вычислений оказывает соотношение дохода к средней зарплате. Украина переживает экономический кризис. Это сказалось на уровне зарплат. Но фактически размер дохода физического лица играет минимальную роль. Обязательно учитываются доходы в совокупности только в следующих случаях:

    • если гражданин работает в нескольких местах одновременно;
    • если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность.

    Для выполнения данного правила необходимо соответствующим образом делать все отчисления в Пенсионный фонд Украины. Базой является минимальная зарплата. В противном случае доход учтен при начислении пенсии не будет. Проще всего разобраться с процедурой вычисления пенсии на простом примере.

    Пример:

    Длительность трудовой деятельности сотрудника до 2000 г. составляла 60 месяцев. Для процедуры вычисления выбирается период с 1995 по 1999 г.г. и с 2000 по 2003 г.г. Сама пенсия будет оформлена в январе 2004 года - в связи с этим размер коэффициента Zc принимается равным 444.7 гривен.

    На официальном сайте Пенсионного фонда Украины (www.pfu.gov.ua) можно посмотреть:

    • данные о зарплате за весь период трудоустройства;
    • данные о минимальной, средней зарплате за отдельные месяцы.

    Сумма коэффициентов в данном случае составит Ck = Kz1 + Kz2 + … Kz96 = 201.125. Сумма месяцев, в течение которых производились отчисления в фонд - K = 96. Размер минимального значения Kz (коэффициента зарплаты) будет составлять 2.095. Размер минимальной зарплаты для вычисления пенсии будет рассчитан следующим образом:

    444.7 × 2.095 = 931.65 гривен.

    Расчет коэффициента страхового стажа для вычисления пенсии

    В законодательстве установлен порядок вычисления коэффициента стажа отчислений в Пенсионный фонд Украины - Kc. Для расчета применяется формула:

    Kc = (Cm × Bc)/(100% × 12) ,

    где Cm - суммарное количество календарных месяцев, в течение которых производились отчисления в фонд; Bc - оценка 12 месяцев отчислений (обязательно выражается в процентах).

    Устанавливается размер оценки в зависимости от двух условий:

    • участие только в солидарной системе (1%);
    • участие в накопительной и солидарной системе (0.8%).

    Новый закон определяет использование тех же коэффициентов, что и старый. Желательно ознакомиться со всеми редакциями нормативно-правовых документов. В первую очередь рассмотреть, кому положена повышенная пенсия. Важно помнить: размер коэффициента не может быть более 0.75%.

    Даже если в процессе вычисления определяется большая величина, то будет установлен обозначенный выше коэффициент. Основной фактор, влияющий на начисление пенсии в Украине - минимальная зарплата.

    Размер государственной пенсии по возрасту в Украине

    Законодательство позволяет понять, как проверить правильность расчета размера в конкретном случае. Максимальное внимание нужно уделить вычислению коэффициента Kc. Проще всего для его определения умножить величину стажа гражданина на 0.01. Следовательно, для получения в результате коэффициента 0.75 нужно непрерывно проработать 75 лет или же более.

    Сегодня в среднем данный показатель составляет не более 40 лет (максимум). В таком случае коэффициент составит 0.4 (40 × 0.01). Как следствие, размер минимальной пенсии будет равен приблизительно 40% от величины средней заработной платы.

    Обозначенные выше методики вычислений являются действительными в 2016 г. Но важно помнить, что в 2006 г. имели место реформы законодательных норм. В соответствии с ними претерпели изменения алгоритмы вычислений коэффициентов. Формулы, нормативы расчета самой пенсии остались прежними. Начиная с 2009 г. ставка оценки 1 года стажа в солидарной системе увеличена с 1% до 1.35%.

    Определить, каков сейчас размер минимальной пенсии в Украине можно при помощи обозначенных выше формул. Важно принимать во внимание факт начала действия на территории Украины специального закона «О мерах законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы». Также обозначается как Закон №3668-IV. Главными связанными с ним нововведениями на территории Украины являются:

    Процесс расчета пенсионных начислений в Украине имеет свои особенности. Ознакомление с законодательными нормами позволит избежать различных сложностей.

    Пенсионная реформа в Украине в 2017 году

    Украинцы получают пенсии благодаря так называемой солидарной системе - пенсионеры получают выплаты за счет оплаты работающими гражданами налога ЕСВ в Пенсионный фонд. Реформа пенсионной системы подразумевает запуск второго уровня - накопительной системы. Кроме единого социального взноса работающие украинцы будут платить дополнительный взнос, который будет аккумулироваться на их отдельном счете. В 2017 году этот взнос равен 2% и будет увеличиваться на 1% ежегодно до достижения 7% в 2022 году. Другими словами, работающие граждане будут самостоятельно накапливать себе средства на пенсию и продолжать оплачивать взнос в Пенсионный фонд, из которого платят пенсию действующим пенсионерам. Разница в том, что теперь деньги с дополнительного взноса идут на личный счет, а не в общую корзину. Накопительная система в 2017 году обязательна для всех украинцев возрастом младше 35 лет. Граждане возрастом 35-55 лет могут добровольно присоединиться к накопительной системе либо после ухода на пенсию получать выплаты согласно старой солидарной системе. Кроме того, граждане любого возраста могут воспользоваться накопительной добровольной системой негосударственных пенсионных фондов.

    С 2017 года в Украине также внесено ряд изменений в Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Вот некоторые из них:

    • Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10740 гривен, а для лиц утративших трудоспособность - 10 прожиточных минимумов.
    • С 1 января 2018 года пенсии выплачиваются без учета получаемой заработной платы (дохода) или пенсионных выплат из накопительной системы пенсионного страхования или пенсионных выплат из системы негосударственного пенсионного обеспечения, кроме случаев, предусмотренных Законом.