Основания изменения кадастровой стоимости земли. Изменение кадастровой стоимости земли. Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Основания изменения кадастровой стоимости земли. Изменение кадастровой стоимости земли. Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Сравнительно недавно, с 2014 года, в платежках, оформляемых субъектами бизнеса на перечисление платежей в бюджет, появился новый код, который называется УИН. Этот шифр используется только при платежах госорганам. Основная его роль сводится к тому, чтобы идентифицировать платеж в бюджетной системе, и не позволит ему зависнуть на невыясненных поступлениях. Поэтому каждый должен знать, что такое УИН в платежном поручении и где его взять с 2018 года.

УИН - это универсальный идентификатор начисления, который представляет собой код из 20 цифр. Он очень похож по своей структуре на кбк. Но их нельзя путать – это разные коды. Его нужно указывать при заполнении в поле 22 в платежном поручении.

Данный код присваивается начислению, произведенному определенным органом получателю. Он указывается в квитанции или требовании, которое направляется плательщику.

Когда последний формирует платежные документы на перечисление, субъект его должен записать в соответствующем разделе поручения. С помощью этого кода происходит сопоставление начисления и произведенной оплаты.

При указании Уин в платежном поручении перечисление должно быстро пройти в системе бюджетных платежей и попасть именно туда, куда нужно. Ведь, если указан УИН, дополнительные проверки по номерам ИНН, КПП, КБК опускаются системой с целью ускорения зачисления денег.

Указание этого кода в документе на оплату позволяет своевременно исполнить существующее обязательство. Связано это с тем, что кредитные учреждения сообщают нужную информацию в государственный реестр сведений о платежах, направляемых в государственные структуры, что ускоряет процесс их разнесения.

УИН присутствует в квитанциях не только по налоговым платежам, но и при иных перечислений, например, штраф по уин. Сюда же относится оплата услуг госорганов различных уровней (федеральных, региональных или местных).

Существующая статистика показывает, что применение УИН значительно снизило количество «потерявшихся» платежей.

Внимание! Кроме УИН существует еще код УИП - уникальный идентификатор платежа. Он также записывается в поле 22 платежного документа. Однако, применяется этот код к небюджетным платежам, которые производятся в рамках заключенного между сторонами соглашения.

Расшифровка УИН

Данный код представляет собой комбинацию из 20 знаков. Каждая из них очень важна.

Код разбивается на четыре блока:

  1. Первые три означают государственную структуру, которая выступает администратором по платежу - то есть он указывает кто, является получателем денег. Например, для обозначения налоговой используется код 183, соцстрах - 393 и т.д.
  2. Четвертый символ чаще всего обозначается 0. Так как в настоящее время четвертая цифра для определенной идентификации, не используется.
  3. Пятая по девятнадцатую цифры используются для обозначения уникального индекса документа, который присваивается ему во время начисления.
  4. Двадцатая цифра формируется соответствующими органами по специальному алгоритму. Это контрольное значение, с помощью которого проверяется правильность указания УИН.

Где найти УИН в платежном поручении в 2019 году

Для отражения УИН в платежных поручениях предназначено поле 22. В этом документе его можно легко найти, рядом с этим полем стоит название «Код»

В каком случае указывается

Использование кода УИН предполагает, что этот идентификатор уже установлен. Поэтому УИН указывается в платежках, формируемых на основании полученных от органов документов.

Ими могут быть требования, квитанции и т. д.:

  • Когда организация или ИП формируют платежки на текущие налоговые платежи, то УИН для них не определен. Эти субъекты перечисляют налоги по сроку на определенные реквизиты указывая свои ИНН.
  • Действующие правила предусматривают, что в поле 22 в этом случае необходимо вместо 20-ти значного кода отражать «0». При этом в самом поручении кавычки не надо указывать.
  • При осуществлении платежа за медицинские услуги код УИН, если это не предусмотрено договором, указывать не надо. В этом случае также поставляется «0».

Внимание! Кроме того, для бюджетных предприятий требуется указывать УИН в заявке на кассовый платеж, на основании которого в последующем в казначействе формируется платежное поручение.

Как узнать УИН

УИН формируется соответствующей государственной структурой, которая является получателем платежа. Его нельзя считать постоянным значением для группы платежей. Один УИН соответствует строго определенному начислению. Поэтому основным источником информации об УИН конкретного документа выступает установивший его госорган.

Физическим лицам

УИН используется также при перечислении обязательных платежей в бюджет и обычными гражданами.

Начисление налогов для них осуществляется ИФНС. К ним можно отнести земельный, транспортный налог, налог на имущество и т. д.

Ежегодно в установленные сроки всем плательщикам, имеющих в наличии объект налогообложения, приходят уведомления, в которых подробно отражается, как именно был произведен расчет налога, какую сумму необходимо перечислить в бюджет и т. д.

Эти письма поступают физлицам по их адресу регистрации. УИН для них является индекс поступившего уведомления об уплате платежа. Гражданам достаточно перенести его в бланк оплаты.

В последнее время налоговые органы вместе с уведомлением высылают и квитанцию на уплату платежей. Поэтому физлицу надо помнить, если он использует для оплаты подготовленную органом квитанцию, то в ней уже указан нужный УИН.

Если физлицо не получило уведомление, то УИН он может посмотреть в личном кабинете налогоплательщика.

Внимание! Кроме этого, на сайте налоговой nalog.ru физлицо может самостоятельно запросить квитанцию или заполнить для оплаты. Тогда сервис автоматически присвоит УИН на перечисление.

Также действует правило, согласно которому, если физлицо не знает УИН, ему в платежке на налог в поле с УИН нужно просто указать свой ИНН.

Организациями и ИП

Хозяйствующие субъекты в большинстве случаев рассчитывают свои налоговые обязательства самостоятельно. Их называют текущими платежами. Для идентификации их достаточно указать кбк, инн субъекта и кпп при наличии.

Такие перечисление дополнительной проверки реквизитов не требуют. В этих случаях, налогоплательщик в поле 22 ставит «0». Очень важно, что 0 должен быть один, иначе банк не пропустит платеж.

Иное дело обстоит, если организации начисляют обязательства в результате проверок. Тогда на основании вынесенного решения формируется требование об уплате. Госорган, выписавший его, в этом документе фиксирует также и УИН, который плательщик должен будет указать, при осуществлении платежа.

Что если поле 22 в платежке не заполнено

Сформированная платежка, у которой в поле 22 пусто, не будет обработана банком. Он ее вернет без исполнения, при этом укажет причину как «Не заполнено поле 22».

Важно! Если субъект не знает УИН, то достаточно поставить в этом поле «0». Это не будет считаться нарушением. Однако, субъект должен понимать, что такой платеж будет обрабатываться больше по времени, если бы в поручении стоял заполненным УИН.

Это может привести к возникновению задолженности по платежу на определенное время, начислению пеней, разбирательств с банком, госорганом и т.д.

Платежное поручение содержит достаточно много полей, о назначении которых догадываются далеко не все плательщики. Особую роль эти поля начинают играть при перечислении средств в бюджет, например, налогов или страховых взносов. Особое место среди них занимает идентификатор платежа УИП, который надо обязательно указывать в платежке, но многие налогоплательщики просто не знают где его взять. Мы разобрались в ситуации и готовы рассказать вам, как правильно оформлять документы на перечисление.

Уникальный идентификатор начисления (УИН) или, как его неофициально называют, уникальный идентификатор платежа (УИП), налогоплательщики должны указывать в специальном поле платежного поручения под кодом 22. Оставить это поле пустым не получается: банк считает документ неверно заполненным и не пропускает их. Обязательное заполнения поля 22 предусмотрено правилами, утвержденными приложением N 2 к приказу Минфина N 107н , а также положением Банка России N 383-П .

Что же делать? Как понять что такое УИП в платежке и где его взять? Оказывается, ничего сложного в этом нет и указывать это значение должны далеко не все плательщики. Подробные разъяснения по этому поводу ФСС России дал еще в 2014 году в письме от 21.02.2014 N 17-03-11/14-2337. Кроме того, есть отдельные разъяснения ФНС России "О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации". С тех пор в этом вопросе ничего не изменилось.

Код УИП в платежке или код УИН

Оказывается, УИН можно указать только в платежном поручении только в том случае, если он установлен получателем средств и доведен до плательщика (п. 1.1 Указания Банка России от 15.07.2013 N 3025-У). При уплате текущих налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных плательщиками самостоятельно, УИП не устанавливается. Однако он обязательно есть при уплате недоимки, пени или штрафа, которое осуществляется по требованию органа Федеральной налоговой службы или Фонда социального страхования. Поэтому указать его можно только в том случае, когда его значение указано в запросе на осуществление уплаты по недоимке в виде требования, направленном в адрес организации или индивидуального предпринимателя.

Это значит, что код УИН присваивает налоговая инспекция или орган ФСС России. Самому плательщику взять это значение попросту неоткуда. Надо сказать, что кодом УИН в извещении ФНС согласно форме №ПД (налоги) является индекс соответствующего документа. Это необходимо, чтобы налоговики могли быстро сопоставить свое требование с платежом, который был по нему сделан и не отнесли сумму на другой платеж по этому же налогу или сбору, например, за текущий период.

  • если в требовании ФНС или ФСС есть УИН - значение УИН;
  • если в требовании ФНС нет УИН - ставится значение "0".

Таким образом, при заполнении платежных поручений по текущим платежам по налогам и взносам, а при самостоятельном погашении недоимки (пени, штрафов) без требования ФНС в поле 22 "Код" необходимо ставить просто "0". Выглядеть это будет так:

Также существуют другие получатели средств, которые имеют право формировать УИН для плательщиков:

  • получатели средств, формирующие платежи, являющиеся источниками доходов бюджета РФ (это как раз ФНС, ФСС и другие подобные структуры);
  • получатели средств, формирующие иные платежи, поступающие на счета Федерального Казначейства;
  • платежи за выполненные работы, оказанные услуги бюджетными и автономными учреждениями.

В связи с этим бывают ситуации, когда УИП код 22 в платежном поручении 2019 будет иметь значение, отличное от нуля: если он был присвоен получателем средств. Такое присвоение может не касаться налогов и сборов, например, при оплате обязательств по контракту. В этом случае ответ на вопрос УИП что это такое в платежном поручении, будет действительно звучать, как "идентификатор платежа", например, если у получателя средств идет большой поток зачислений. Главное, проследить, чтобы в соответствии с условиями договора получатель средств заблаговременно сообщил плательщику данный номер. Это позволит избежать проблем с идентификацией перечисленных средств, которые могу попасть в невыясненные платежи.

Что делать, если была допущена ошибка?

Какие действия необходимо предпринять отправителю средств и их получателю, если указанный код оказался ошибочным или был не указан при необходимости? Очевидно, что банк не имеет возможности проверить введенное значение на корректность, поскольку не обладает нужной информацией. Он может только указать на незаполненное поле 22, если в нем не указан даже "0".

Поэтому платеж уйдет адресату даже с неправильным УИП. При выявлении такой ошибки, получателя денег об этом следует обязательно и как можно быстрее проинформировать, особенно если речь действительно идет о налоговой недоимке, уплаченной по требованию ФНС. В этом случае, скорее всего, придется писать заявление в государственную структуру с просьбой возврата или перенаправления денежных средств, как ошибочно внесенных. При этом алгоритм возврата денег во всех ситуациях разный, он зависит от того, какое назначение имеет сам платеж. Например, если средства с некорректным УИН ушли на счет бюджетного или автономного учреждения, этот вопрос будет решить намного легче.

Гораздо проще происходит проверка УИП, если плательщик и получатель денег обслуживаются в одном банке. В таком случае кредитная организация может самостоятельно выявить ошибочное значение и не принять платежку к проведению. Однако, в большинстве случаев, если УИП в платежном поручении указан неверно, банк плательщика обязан принять и исполнить поручение на перечисление денежных средств.

Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость имущества устанавливается государством. Она влияет на многие финансовые вопросы, которые связаны с использованием недвижимости. Зачастую она завышена.
Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размера земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иных ситуаций.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Бывают случаи, когда, наоборот, собственник заинтересован в ее увеличении (в основном, это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и прочее). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры; арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и другие.

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.
Летом 2016 года кадастровая стоимость недвижимости была «заморожена» на период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ; далее - Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января 2017 года и заменил Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Как узнать кадастровую стоимость?

Определить кадастровую стоимость самостоятельно можно на официальном сайте Росреестра. Важно знать, прямое отношение к оценке имеет:

  • Размещение территориальное.
  • Площадь.
  • Уровень цен на данном сегменте рынка.

Также узнать стоимость, не выходя из дома, поможет сайт Ростехнадзора. Главное - найти здесь интерактивную карту. Мало того, что карта поможет определить цену. Она ещё и расскажет большое количество полезной и важной информации об объекте!
Определяется стоимость, в большинстве случаев, для расчёта налога.

Напоминаем, что оплачивать налог нужно только по квитанции и никак иначе! Многие мошенники, например, в дачных садоводствах, собирают налоги наличными средствами - причём больше, чем нужно.

Кадастровая оценка

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.
При оценке необходимо учитывать износ построек, рассказал гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов. Для большинства обычных зданий и сооружений срок службы составляет 80 лет. Для построек с деревянными несущими стенами - 50 лет. Временные бытовки, склады, летние павильоны строятся по регламентам только на 10 лет. А вот уникальные здания музеев, хранящих национальные и культурные ценности, произведения искусства, а также стадионы и театры имеют запас прочности 100 лет.

Цели государственной кадастровой оценки:

Если Вы не согласны с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, то Вы можете оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение комиссии также может быть оспорено в суде).

Как определить необходимость оспаривания?

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка. Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.
Существует 3 основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:
1. По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.
2. Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.
3. В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
4. Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН (ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (п. 4 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости). Он устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).

Снижение кадастровой стоимости

Способы снижения кадастровой стоимости В соответствии с законодательством существует 2 способа изменения:

Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это, по сути, тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.

Уменьшение стоимости в комиссии В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица - собственники или иные правообладатели недвижимости.В целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения - в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадастровой оценке (чаще всего это касается строений, нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадастровая оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет. Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет. С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки. Например, гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2011 года. В ходе судебного процесса - 17.12.2016 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2011 г. по 17.12.2016 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию. Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
  • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
  • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
  • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и прочее).

Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.

К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

  • государственная пошлина в размере 2 000 рублей - для организаций, 300 рублей - для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
  • копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды)
  • копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате).

Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи.

К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и прочее). В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и прочих, то есть всех, кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж. Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, чтобы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ. Дело в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование, иначе его не допустят к делу. Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, несмотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском. Судебная практика говорит, что, в основном, ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и прочее) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки. После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в государственный кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта. В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет невозможным, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.

Мораторий на изменение кадастровой стоимости до 01.01.2020

03 июля 2016 года был принят вступающий в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Данный закон детально описывает новую процедуру кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.
Еще одним законом - Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ - был фактически установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости для целей взимания платы за землю во всех ее возможных формах, определяемых как процент от кадастровой стоимости, на период с 01.01.2017 по 01.01.2020.

Суть моратория сводится к следующим основным моментам:

  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 новая кадастровая оценка не проводится. Правило, определяющее интервал кадастровой оценки (не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет), временно не применяется;
  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 применяется кадастровая оценка, которая действовала на 01.01.2014;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка не была проведена, применению подлежат результаты кадастровой оценки, утвержденные за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка была утверждена, но в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была проведена еще одна кадастровая оценка или их было несколько, в период действия моратория применению подлежит та кадастровая оценка, которая является наименьшей;
  • если кадастровая стоимость в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была оспорена через соответствующую комиссию Росреестра или через суд, в период действия моратория применяется кадастровая стоимость, определенная по результатам оспаривания;
  • правило «наименьшей стоимости» применяется и к тем объектам, в отношении которых кадастровый учет будет осуществлен в период действия моратория (вновь построенные объекты, ранее учтенные объекты, измененные объекты).

Проиллюстрируем суть моратория на конкретном примере.
На 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка составила 100 000 рублей. С 01.01.2016 данная стоимость была определена в размере 150 000 рублей.
С учетом установленного законом № 360-ФЗ моратория, для целей взимания платы за землю в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 будет применяться кадастровая стоимость в 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость участка была снижена в судебном порядке в августе 2016 года до 75 000 рублей, то в период действия моратория (то есть с 01.01.2017 по 01.01.2020) для целей взимания платы за землю во всех ее формах применяется именно данная кадастровая стоимость - 75 000 рублей.

Если вам понравилась данная статья, просим вас оставить отзыв в комментариях ниже.

Желаем Вам удачи!

При оформлении права собственности на любой из объектов недвижимости (земельного участка, квартиры, частного дома) его государственная регистрация и становление на реестровый учёт обязательны. Без этих процедур любые действия и сделки с недвижимостью будут незаконны. В процессе регистрации недвижимости Росреестром проводится и обязательная оценка её .

Сама реестровая стоимость земли устанавливается по общим критериям экспертизы, с учётом средней цены по региону, а это не всегда целесообразно. Например, государственная комиссия зачастую одинаково оценивает участок земли с ровной, качественной поверхностью и аналогичный участок рядом, но с менее плодородной почвой, оврагами и прочими недостатками. А поскольку от реестровой стоимости напрямую зависит сумма налога, который собственник обязан регулярно выплачивать, завышенная оценка существенно сказывается в финансовом плане. Разумеется, владелец такой территории вряд ли смирится с заявленной ценой, и он имеет право её оспорить, чтобы справедливо снизить с такими недостатками

В ином случае собственник может оспорить наоборот заниженную цену на действительно хороший земельный участок, особенно в том случае, когда хочет его продать и получить максимум прибыли. Правда, такие случаи встречаются гораздо реже.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Когда нужна переоценка

Помимо спорных вопросов, указанных выше, необходимость сделать перерасчет возникает в случаях:

  • (участков);
  • объединения нескольких участков или разделения одного на несколько отдельных;
  • нанесения ущерба недвижимой площади (зачастую почве, что важно при сельскохозяйственных работах).

Кроме того, поскольку реестровая цена не является постоянной (в связи с постоянными изменениями на рынке недвижимости), делать переоценку необходимо как минимум один раз в пять лет, порядок как при оформлении в первый раз. Делает переоценку реестровая комиссия. Все данные о переоценке земли вносятся в базу Росреестра и паспорт земельного участка, который также необходимо периодически менять.

Информация о кадастровой стоимости общедоступна, владелец земли может проверить эти данные, не выходя из дома, на официальном сайте Росреестра. В случае, если собственник не согласен с оценкой, он в течении полугода должен подать письменное заявление (претензию) в ответственный орган по месту нахождения объекта недвижимости. Если через шесть месяцев после изменения кадастровой стоимости земельного участка претензия не была подана, оспорить оценку невозможно.

Документы и сроки

Участки, находящиеся в собственности граждан и муниципальных властей, должны стоять на учёте в единой базе данных ЕГРН.

Во время осуществления кадастровых работ и проведения соответствующей оценки специалистом определяется стоимость конкретного объекта по кадастру.

Данная величина требуется в дальнейшем для многих целей, основная из которых – расчёт земельного налога. Каким образом можно изменить стоимость территории, вы узнаете из этой статьи.

Можно ли изменить кадастровую стоимость земельного участка?

Определённая величина, выявленная на основании проведённой специалистом оценки с учётом категории земли, её расположения и иных факторов, называется кадастровой стоимостью.

Её размер зависит не только от совокупности характеристик, учтённых кадастровым инженером, но и среднего уровня цен на участки по городскому округу.

Пересмотр кадастровой стоимости возможен в исключительных случаях:

  • при изменении категории или вида разрешённого использования территории;
  • при обнаружении ошибки в документах, используемых во время осуществления оценочных работ;
  • при объединении соседних земель или разделении одного участка на несколько;
  • при нанесении ущерба недвижимости (к примеру, при ухудшении качества почвы, предназначенной для осуществления сельского хозяйства).

В перечисленных выше случаях владелец территории, её арендатор и их законные представители вправе заказать переоценку земли и изменить кадастровую стоимость.

Как изменить кадастровую стоимость земельного участка?

Переоценка может быть одобрена одним из двух способов:

  • путём обращения в специальную комиссию, созданную при Росреестре для рассмотрения подобных вопросов;
  • путём подачи административного иска в судебную инстанцию.

Гражданин вправе обратиться сразу в суд. На практике рекомендуется сначала попытаться решить проблему мирным путём через Росреестр.

В случае обжалования отрицательного решения уполномоченной комиссии рассмотрение дела в суде произойдёт в 2 раза быстрее.

Процедура обращения в Росреестр

Время рассмотрения запроса от заинтересованного лица комиссией не занимает больше календарного месяца. По окончании этого периода выносится положительное или отрицательное решение о переоценке участка.

Ниже описан алгоритм действий, как изменить кадастровую стоимость земли:

  1. подготавливается необходимый пакет документации;
  2. заполняется бланк заявления о пересмотре стоимости участка по кадастру;
  3. данные бумаги направляются в ТО Росреестра;
  4. решение комиссии оформляется в письменном виде и предоставляется заявителю.

В случае принятия отрицательного заключения по делу гражданин вправе обжаловать отказ в вышестоящей инстанции.

Если уполномоченная комиссия утвердила требования гражданина, Росреестр уведомляется в течение пяти рабочих дней о необходимости осуществления переоценки и внесения новых сведений о кадастровой стоимости территории в базу данных.

Какие для этого нужны документы?


Обращение в Росреестр должно сопровождаться передачей сотруднику определённой документации. Точный перечень зависит от статуса заявителя, наличия у него права собственности на землю и некоторых других факторов.

Уточнить список документов, предоставляемых комиссии, рекомендуется непосредственно в отделении государственного органа.

На данный момент выделяют следующие бумаги, без которых заявка не будет принята к рассмотрению:

  • паспорт заявляющего;
  • выписку из ЕГРН, содержащую сведения о кадастровой стоимости территории;
  • правоустанавливающие документы на объект (если в отделение обращается арендатор, предъявляется договор об аренде);
  • и пересмотре стоимости земли;
  • документы, подтверждающие наличие причин для обращения в Росреестр (например, о нанесении ущерба участку).

Бланк обычно выдаётся в отделении государственного органа. Гражданину требуется вписать в заявление ФИО, место своего проживания и основания для обращения к комиссии.

Процедура обращения в суд

Порядок действий при подаче иска в судебную инстанцию довольно прост. Гражданину требуется подготовить текст искового заявления и при подаче в канцелярию суда приобщить к нему некоторые бумаги, позволяющие ему доказать необходимость проведения переоценки.

После этого достаточно дождаться вынесения судьёй соответствующего решения.

Период рассмотрения данного вопроса зависит от того, обращался ли заявитель предварительно в Росреестр:

  • 2 месяца, если гражданин сразу подал иск в суд;
  • 1 месяц, если заинтересованное лицо обжалует решение, вынесенное комиссией при Росреестре.

Текст иска также зависит от основания для обращения в суд.

  • В первом случае заявитель должен требовать переоценки стоимости участка по кадастру в связи с обнаруженной ошибкой или по иной причине, допускающей возможность внесения изменений в базу ЕГРН.
  • Во втором случае иск подаётся с целью обжалования отказа комиссии.

Вынесенное судом решение подлежит обязательному исполнению. Росреестр самостоятельно вносит изменения в единую базу данных ЕГРН и уменьшает (либо увеличивает) кадастровую стоимость земли в зависимости от результатов переоценки.

Список необходимых документов

Подаваемый в суд в данном случае, является основным документом, на основании которого начинается рассмотрение дела.

Исковое заявление должно содержать следующие данные:

  • наименование судебной инстанции;
  • паспортные данные заявителя;
  • название и адрес ответчика (то есть Росреестра и/или комиссии, вынесшей отказ в переоценке);
  • суть обращения (перечисление нарушенных прав и интересов);
  • требование о переоценке земли и изменении стоимости участка по кадастру;
  • аргументирование позиции истца;
  • данные об обращении в Росреестр и результатах рассмотрения заявки комиссией;
  • перечень документов, приобщаемых к иску;
  • дату составления документа.

Данный иск должен быть дополнен аналогичными бумагами, подаваемыми в комиссию при Росреестре.

Иными словами, выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта, правоустанавливающими или иными документами, способными подтвердить наличие у лица права распоряжения землёй, а также бумагами, удостоверяющими наличие у гражданина основания для обращения в суд (к примеру, заключением независимого эксперта об обнаружении ошибки в документах, использованных при государственной оценке).

Кроме этого, дополнительно может предоставляться заключение комиссии (если цель иска – обжалование отказа госоргана), квитанция об оплате госпошлины в размере 300 рублей, доверенность на имя представителя и т. д.