Экономическая география изучает. Экономическая география

Экономическая география изучает. Экономическая география

И обособляется от физической географии .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым в 1751, возглавлявшим Географический департамент Российской империи. До середины 1960-х преобладал чисто производственный подход, в 1970-80-е в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

    А. Вебер под экономической географией понимает теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

    Объект и предмет изучения

    Татищев - фактически первый в России географ. «История Российская» - включает представления Варениуса о географии. Глава в «Истории..» - О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования - универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и её частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По «качествам» - математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени - древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию - «Лексикон Российской империи». Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам - первое ЭГ исследование: «Общее географическое описание всея Сибири» (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

    Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик Земли в процессе его исторического развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин «экономическая география» (дисциплина, изучающая хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого - составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон. картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов - предполагалось сделать 1200 карт. Для этого - составление лексикона российских продуктов (местность производства, объём производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования - Сибирь, Камчатка. Труды: «О слоях земных» (природно-исторический), «О размножении и сохранении росс.народа» (демографический и социологический труд), «Экономический лексикон» (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ - хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров производства.

    Шарль Луи Монтескье (1685-1755). Подробно рассмотрел влияния природных условий на общественное развитие. Работы: «О духе законов», «Об отношении з-нов гражданского рабства к природе климата», «О з-нах в их отношении к св-вам климата». Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменяющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: «камеральная статистика» (Германия, сер.18 в.) - давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных государствах и их административных единицах; коммерческая география - сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

    И. Кант (1724-1804). Внимание роли природы в развитии общества. Противопоставил пр-во - времени, природу - человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы.

    Конец 18 в. - в России начинают формироваться экономические районы. 1776 г. - Чеботарев выпускает в свет 1-й учебник по географии нашей страны «Географическое методическое описание Росс.империи». он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России.

    I половина XIX в.

    А. Гумбольдт (1769-1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неорганической природы (органический мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: «Космос».

    К. Риттер. Своё внимание сосредоточил на зонах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов «Землеведения», «История о сравнительном землеведении». Последователь Канта. Считал, что предмет географии - конкретные территории с их природой, населением, хозяйством - итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменяется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля - воспитательный дом для человека.

    К. И. Арсеньев - развитие районного направления. Выделил в России 10 «пространств» по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. «Статистические очерки России» (1848) - выделение районов («пространств»), а внутри них ещё подрайонов («поясов») с физико-географическими и эконом-географическими характеристиками каждого из районов - зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

    Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общества - соединение общественного характера производства с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.

    Ведущие западные школы экономической и социальной географии во второй половине 19 в. - первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны «смутой» и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего «брожения», в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма , объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма , то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

    Э. Реклю (1830-1905). «Всеобщая география» (19 томов) - самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). «Земля» - описание жизни на земле; задача географа - познать физиологию земного шара. «Человек и Земля» (6 томов) - понять как труд воздействует на географическую среду.

    Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались такие национальные географические школы, как хорологическая, французская школа географии человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Блаш, Э. Реклю, Ж. Брюн) и антропогеография (Ф. Ратцель, К. Риттер) - исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

    С начала ХХ века в Германии широкое признание в среде географов получили антропогеографическая концепция Фридриха Ратцеля (1844-1904 гг.). Концепция Ратцеля стала, во многом, теоретической базой для нацизма, потому как в ней обосновывалось расширение границ Германии. Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие «жизненное пространство». Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе «Политическая география» - то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму.

    После первой мировой войны выходит книга англичанина Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартленда- (Восточная Европа+ СССР+Сев. Китай(Маньчжурия)+Монголия), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии - в работах одного из последователей Ратцеля - географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

    Антропогеография частично дала о себе знать и в предреволюционной России в работах А. А. Крубера (1871-1941), Л. Д. Синицкого (1864-1933), В. П. Семенова-Тянь-Шанского, но в России более социально выраженная направленность исследований, человечество рассматривается как социальный организм, описание взаимодействий природы и человека. В отличие от Ратцеля, Крубер и Синицкий признавали объективно существующую географическую оболочку, в которой выделяли антропосферу. Синицкий, кроме того, был отличным педагогом и написал немало учебников для средней и высшей школы. Работы Ратцеля: «Антропогеография», «Политическая география», «Земля и жизнь», «Народоведение». Ученики: 1. Элен Сэмиэл (1863-1932): перенесла идеи Ратцеля в США 2. Кэнитингтон -англичанин. Минусы: переносили з-ны природы на географию человека, что неправильно (Пр.: Синицкий писал о зональном распространении народов на Земле); не пытались увидеть реальные движущие силы общ-ва (все объясняли организмом человека), отказывались от изучения современного общ-ва; не пытались увидеть противоречий между природой и общ-вом (писали о гармонии); географическая среда заставляет выбирать тот или иной вид занятий; отсутствие экономического подхода, все обусловлено естественными факторами. Сейчас антропогеография выродилась.

    Хорологичекая школа в 1-й половине ХХ в. получила развитие в работах Альфреда Гетнера (1859-1941), последователя Канта и Риттера. (Классификация наук по Канту: Систематические (физика, математика, биология и т. д.), Хронологические (история), Хорологические (география). Риттер дал такое определение, общее для всех географических наук: « Географические науки имеют предметом пространства на земной поверхности…» Таким образом, изучается местность с большим количеством объектов, исторический фактор не нужен, моментальная картина местности.

    Основные положения Гетнера: - география - наука о предметном заполнении пространства (как у Канта) - география - идеографическая наука, то есть не интересуют законы размещения, а описание хоросов - районов. Б. значение - природным и культурным ландшафтам. Последователем этой научной школы был и американский географ Р. Хартшорн, который считал географию наукой о множестве пространственных земных индивидуумов (ландшафтов, местностей и т. д.), неповторимо особенных, являющихся результатом мышления географа, который каждый раз выделяет их для тех или иных целей, придает им те или иные связи. Хартшорн, как и другие последователи Канта, отрицал возможность открытия законов развития географических объектов, считал непознаваемой их сущность, отрицал возможность выделения объективно существующих районов. Отсюда уже в сер. ХХ века в американской географии была сформирована концепция субъективности районирования.

    Французская школа географии человека. С конца ХIХ в. научная школа Э. Реклю во Франции сменилась школой «географии человека», возглавляемой Видалем де ла Блашем (1945-1918). Это лучшая страноведческо-описательная школа. Принцип гармонии между природой и человеком, пейзажный подход, описание пейзажей. Основная задача - охватить физиономию страны. Фр. география - это география индивида. География - это искусство. В работах этой школы обращалось внимание главным образом на характерные детали приспособления жизни людей к своеобразным условиям географической Среды., реализации местных природных возможностей хозяйства в ходе исторического развития отдельных местностей. Красочность, с которой описывались детали взаимодействия природы и жизни людей различных небольших местностей - преимущественно сельских с длительной историей их освоения, была велика и по сути даже можно было эти работы отнести не к науке, а к искусству. Регионализм составлял одной из характернейших черт французской школы вообще и «географии человека» в частности, так как это были региональные описания. Региональной географии посвящён ряд работ Мартона, Деманжона, Сиона. Применение руральных методов исследования (связанных с землей - с/х, рыбалка, охота). Первичными объектами регионального изучения представляются малые географические объекты (районы) - пэи - природные историко - культурные общности, являются однородными участками. Работы В. Де ля Бланша: «Географические районы Франции», «Районы Франции», «Принципы географии человека». Его ученики: Жан Брю («География. человека», «География человека во Франции», «География истории»), Бали («Северная Америка»), Люсьен Голуа, де Мартон, Монмар, М. Саре («Основы географии человека»). Образное, рельефное изображение материального быта и местной культуры с природными условиями данной местности, НО: пропадает главное - противоречия и контрасты экономической жизни.

    «Штандортные теории». Теории о размещении пр-ва, НО: абстрагирование от конкретного пр-ва, поэтому на практике мало используются, так как не раскрывают реальные движущие силы развития и размещения ПС.

    1. Теория Тюнена («Изолированное гос-во»). Исследует влияние 3 ф-ров: транспортных расходов, производственных расходов и природных условий и ресурсов. Выводит закономерности размещения вокруг одного центра различных сис-м с/х с точки зрения наибольшей выгоды использования земель: 1…7 Принцип: чем дальше от центра, тем менее интенсивное хоз-во. Выводы: важен ф-р расстояния, принцип оптимального сочетания зон в пр-ве. «+» - оправдывает отсталость окраин, «-» - в реальности не успевает следить за постоянно меняющимся развитием пр-ва.

    2. Вебер. Главное - принцип минимизации издержек пр-ва. Основные условия: рассмотрение изолированной хозяйственной области; рассмотрение заданных точек: добычи сырья, рынков труда, центров потребления пром. продукции; принятие решения о размещении предприятия на основе минимизации транспортных издержек, расходов на оплату труда и максимизации агломерационного эффекта (следовательно, экономии энергии, транспортировке и пр.видах инфр-ры). Задача - выбор оптимальной точки для размещения пр-ва; следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

    3. Кристаллер - теория закономерного размещения населенных пунктов, иерархии населенных пунктов (в том числе городов), модель переустройства оккупированной Советской территории, но жизнь сложнее. Гипотеза о зоне обслуживания центрального места (города), минимизация транспортных расходов и максимизация кол-ва и кач-ва потребляемых услуг.

    Основные школы экономической географии

    • Теория штандорта
    • Школа пространственного анализа
    • Отраслево-статистическая школа
    • Теории регионального роста
    • Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра экономической и социальной географии, кафедра региональной политики и политической географии)
    • Институт географии СО РАН (Иркутск)
    • Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

    География это один из самых любимых предметов в школе, так как он интересен и делает много открытий для школьников. Один из разделов общей географии это экономическая география , которая занимается изучением экономического аспекта жизни общества. Термин экономическая география появился в 1751 году и был введен ученым М.В. Ломоносов. Экономическая география является полным оппонентом физической географии, и развивалась вместе с социальной географией, начиная с 17 века до 19 века.

    Одно из определений экономической географии определяет ее как наука, которая изучает пространственное и территориальное развитие экономики. Существует такое понятие как новая экономическая география (НЭГ) , которая подразумевает анализ и создания моделей экономического развития. Инициаторами НЭГ это экономисты, которые заняты определением выгодных условий для развития экономики в определенных странах.

    Кому и зачем нужна экономическая география?

    Экономическая география изучается в первую очередь экономистами. Эта наука позволяет определить тонкости экономического развития во всех странах мира. Это особенно важно в развитие внешней торговли. Импорт и экспорт тесно связаны с экономической географией, также как и экономическое развитие любой страны. Одна страна не может экономически развиваться без другой, и между странами созданы тесные связи сотрудничества. Такое случается в связи с тем, что у каждой страны есть свои ресурсы и климатические условия, из-за чего экономика не может развиваться одинаково. Таким образом, возникает необходимость обмена.

    Кроме этого, социально-экономическая география позволят узнать побольше о культуре других стран, о людях и их обычаях. Эти знания пригодятся не только специалистам, а еще и тем, кто любят побывать за границей. Для того, чтобы отдохнуть за границей и получить только приятные впечатления от отдыха, необходимо знать куда вы едете, и как себя там нужно вести. Общие знания о странах мира можно получить путем изучения экономической географии. Далеко не только природа играет роль в благополучии какого-то путешествия. Люди и экономическое развитие намного больше на это влияют. Можно найти еще много причин, соответственно которым стоит изучать экономическую географию, и вы их найдете, если сосредоточитесь на роль, которую она играет, и определите ее значение для общества.

    Заметка: А если вам нужна помощь в сдаче ЕГЭ, не медлите искать поддержку - Сдадим ЕГЭ. Репетитор. ЕГЭ. sdadimege.ru (http://sdadimege.ru) и у вас все получится. Подготовка к ЕГЭ даст больше результатов, если вам поможет профессиональный репетитор.


    Если материал был полезен, вы можете или поделиться данным материалом в социальных сетях:

    Определим экономическую географию как науку о взаимосвязанном размещении и распределении природных условий и ресурсов, населения и хозяйства в геопространстве (на поверхности Земли и в акватории Мирового океана), о влиянии природы на жизнь общества и влиянии хозяйственной деятельности на природу.

    Более узкое прикладное определение экономической географии может быть сформулировано следующим образом: Экономическая география - это наука, изучающая поведение экономических субъектов в конкретном географическом пространстве. Данное определение позволяет провести границу между экономической географией и региональной экономикой, которая изучает поведение экономических субъектов в конкретном экономическом пространстве, а также между экономической географией и пространственной экономикой, которая изучает экономические процессы в абстрактном экономическом пространстве.

    Поскольку хозяйственная деятельность распространяется не на весь объем геопространства, а сосредоточена в достаточно узкой (по сравнению с размерами Земли) полосе земной поверхности, объектом изучения экономической географии является антропосфера (экосфера) как часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность. Объем антропосферы составляет произведение площади поверхности Земли (510 млн.км2) на высоту 20 км (от глубоководных впадин Мирового океана - 11 км ниже уровня океана, до высочайших горных вершин - 9 км выше уровня океана), т.е. 10,2 млрд.км2.

    Предмет изучения определяется господствующей в данный момент времени исследовательской парадигмой. В советский период он определялся как «изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства», «изучение территориальных социально-экономических систем», «изучение территориальной организации жизни общества», а в настоящее время может быть определен как изучение трансформации антропосферы и поиск решения геоэкономических проблем на основе системного и информационного подходов. При этом под геоэкономическими проблемами понимаются негативные социальные, политические, экономические, экологические, технологические или системные изменения, вызванные взаимодействием общества и природы. Достаточно широкая формулировка объекта и предмета изучения приводит к колоссальному разнообразию исследовательских проектов в рамках экономической географии, которые требуют некоторой организующей основы, задаваемой элементарным объектом изучения и внутренней структурой науки.

    Определение экономической географии, объект и предмет изучения википедия
    Поиск по сайту:

    География это способ познания окружающего мира. ЭГ – изучает размещение пр-ва, территориальное разделение труда, условия и особенности развития регионов, процессы формирования, развития и функционирования территориальных и эк-ких систем. Она исследует закономерности размещения производительных сил, определяет принципы размещения пр-ва, выделяет факторы, влияющие на размещение различных отраслей хоз-го комплекса. ЭГ изучает процессы взаимодействия природы и общества, природные условия и ресурсы страны и регионов, население, системы расселения и трудовые ресурсы. Она разрабатывает прогнозы социально-эк-кого развития страны, ее территориальных систем и новых территориально-производственных комплексов (ТПК). Объектом исследования ЭГ является эк-кое районирование (внутрирайонные, межрайонные и межгосударственные связи). Особенностью ЭГ является комплексность подхода, нацеленность на поиск системного решения наиболее сложных территориальных проблем.

    ЭГ входит в систему эк-ких наук, т.к. она увязывает теоретические положения с практикой решения задач в области размещения пр-ва и совершенствования территориальной организации хоз-ва.

    Предмет экономической географии

    В то же время, изучая, взаимодействие природы и общества география занимает, место на стыке эк-ких и естественных наук. Она учит методам научного подхода к освоению и рациональному использованию природных богатств. Естественный ход развития экономической географии, следующий : Описание ® объяснение ® прогноз ® управление ® создание нового объекта.

    На любом участке территории переплетаются природные, социальные, эк-кие и политические процессы. Поэтому первое, что должна выполнить география – это выявить специфику взаимодействия всех этих процессов, обобщить и создать образ территории, а затем объяснить происходящие на ней процессы. Гораздо сложнее задача географического прогноза : какое будущее (или какие варианты будущего) возможны для этой территории? Например: как будет развиваться данная территория, ее население и стоит ли здесь создавать дома отдыха, строить ГЭС и т.д. Еще более сложными являются задачи управления и создания новых объектов. Можно ли, например, заселить опустевшие сельские территории, или построить новый город. Или же эти дорогостоящие попытки, в конце концов, провалятся. Методологической основой ЭГ является системный подход. Специфические методы выработала и применяет сама география. В ЭГ при использовании любого метода учитываются два аспекта :

    1) пространственный — любой объект закреплен на территории, которая определяет его свойства, условия, пути развития.

    2) временной — с течением времени любой объект изменяется, как и территория на которой он закреплен. При изучении объекта учитываются оба аспекта.

    Составные части географической науки:

    3.Разнообразие и классификация природных ресурсов и природных условий. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала отдельных территорий.

    Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 70 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Гуманитарные науки / Экономическая география / 1.1. Предмет экономической географии

    В современный период не существует единства взглядов на предмет, объект исследования, а также применяемых методов. В России термин экономическая география впервые применил великий русский ученый М.В. Ломоносов. Экономической географией называют: 1) науку, изучающую закономерности географического размещения производства, условия и особенности его развития на любых территориях; 2) комплекс научных дисциплин, составляющих обществоведческий блок географии в целом. Предметом экономической географии является территориальное разделение труда, размещение производства, условия и особенности развития регионов, а также процессы формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем.

    В обществоведческом блоке географии принято выделять: экономическую, социальную географии; физическую географию; география материального производства; географию непроизводственной сферы и пр. Физическая география представляет собой основу, на которой строятся другие географические науки (экономическая, социальная, материального производства и др.).

    1.1. Предмет экономической географии

    При интегрировании физической и экономической географии объектом исследования является взаимодействие общества и природной среды. Экономическая и социальная география занимается анализом и прогнозированием территориальных взаимодействий в системе «природа - население – хозяйство». Предметом изучения выступают объективные закономерности и специфические особенности территориальной организации производительных сил (пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием территориального разделения труда на различных уровнях - от локального и регионального до глобального, мирового масштаба).

    В зависимости от степени территориального охвата в экономической географии различают как общую, предметом исследования которой служат вопросы глобального масштаба, так и региональную, изучающую отдельные природные территории (регионы).

    Поэтому предметом исследования экономической и социальной географии также являются территориальные общественные системы (государства, целые регионы, материки и т.д.), их формирование, развитие и управление ими.

    В центре внимания экономической и социальной географии находятся территориальные системы производственных сил, к которым относятся процессы их формирования, функционирования и управления. Это, например, системы расселения (социальная география), энергетические и транспортные системы, города и городские агломерации, промышленные узлы, агропромышленные комплексы и, наконец, такие интегральные образования высшего ранга, как территориально-производственные комплексы (ТПК) и экономические (экономико-географические) районы.

    Научные дисциплины, образующие экономическую и социальную географию, принято делить на отраслевые и региональные. К отраслевым принадлежат многочисленные как собственно географические дисциплины, так и дисциплины, возникшие на грани с другими науками: экономикой, социологией, политологией и др. Среди них можно выделить три основных блока: 1) география населения, или социальная география; 2) география материального производства; 3) география непроизводственной сферы. Каждый из этих блоков имеет свои специфические черты и разную внутреннюю структуру.

    Лидирующее положение традиционно занимает география промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства. В структуре социальной географии с возрастанием роли социальных факторов, развиваются такие области научных знаний, как геоурбанистика, география населения и трудовых ресурсов, география миграции трудовых ресурсов и др. География непроизводственной сферы подразделяется на географию обслуживания, образования и культуры.

    Экономическая география - это общественная наука, изучающая территориальную организацию хозяйства, ее закономерности и особенности в разных странах и регионах.

    Основная научная цель - изучение факторов и закономерностей территориальной организации хозяйства, что дает возможность прогнозировать будущие изменения в географии хозяйства и выявлять возможности его более рационального территориального устройства, способствующего экономическому развитию страны. Таким образом, экономическая география дает знания о территориальном (региональном) факторе развития экономики.

    Главная практическая цель науки состоит в обосновании путей совершенствования территориальной организации хозяйства, в оптимизации его размещения и развития регионов для повышения общей эффективности народного хозяйства. В этом состоит практическая значимость науки.

    На стыке экономической географии и экономики сформировалось особое направление науки - регионалистика, главная задача которой состоит в изучении экономических районов (регионов) как основных территориальных подразделений народного хозяйства.

    Определение экономической географии, объект и предмет изучения

    На основе ее знаний разрабатывается региональная политика, т.е. система мер по регулированию регионального развития для достижения общехозяйственного эффекта.

    Основным (предельно обобщенным) объектом изучения экономической географии выступает хозяйство, которое понимается широко и включает в себя виды и отрасли хозяйственной деятельности, а также население и его расселение, природную среду и ее ресурсы, в той мере, в какой они взаимосвязаны с хозяйством. Таким образом, важной особенностью экономической географии является анализ связей хозяйственных объектов с природной и социальной средой их развития. Это позволяет выявить роль этой среды в размещении хозяйства и оценить влияние хозяйства на жизнь людей и состояние окружающей среды. Такой комплексный подход к изучению народного хозяйства, позволяет выявлять и главные причины (или факторы) его географического разнообразия - природные, демографические, социальные, историко-культурные и др.

    Таким образом, экономическая география, использующая широкий комплексный подход к исследованию, дает целостное, широкое представление о странах и районах, о мире в целом. Это позволяет ее рассматривать ее и как общеобразовательную науку, повышающую культурный уровень человека, расширяющую его кругозор.

    Экономическая география - определение и цели науки википедия
    Поиск по сайту.

    Экономическая география как наука

    Экономическая география относится к общественным наукам.

    В поле её зрения закономерности и особенности территориальной организации хозяйства в разных странах и регионах.

    Главной научной целью экономической географии является изучение факторов территориальной организации хозяйства и их закономерностей. В результате этого появляется возможность прогнозирования будущих изменений в географии хозяйства, а также возможность определения более рационального территориального устройства этого хозяйства.

    Замечание 1

    Таким образом, знания о территориальном факторе развития экономики, дает экономическая география.

    Как любая наука, экономическая география имеет и практическую цель, которая заключается в обосновании путей совершенствования территориальной организации хозяйства, а также в оптимизации размещения и развития регионов.

    На стыке двух наук – экономической географии и экономики, сформировалось новое научное направление – регионалистика. Главная задача этого направления заключается в изучении экономических районов как основных территориальных подразделений.

    На основе регионалистики разрабатывается региональная политика страны.

    Замечание 2

    Экономическая география имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимается географическая среда, освоенная человеком. Поэтому хозяйственная деятельность человека, происходящая в определенных условиях, является предметом исследования экономической географии.

    Для экономической географии характерна связь с другими науками, например с физической географией. Обе науки имеют общие задачи в изучении и рациональном использовании территории и её ресурсов, имеют общие подходы и близкие методы исследования – картографический метод, метод районирования и др.

    Есть тесная связь и с социальной географией. Социальная география рассматривает размещение государств, регионов, населенных пунктов на Земле и связей между ними, что выражается в транспортном передвижении, обмене информацией, энергетикой.

    Связь экономической географии со смежными науками привела к возникновению политической географии. Сегодня политические факторы оказывают большое влияние на состояние природной среды, на международное сотрудничество, а государственные границы меняются не только на суше, но и в Мировом океане, меняются границы континентального шельфа, территориальных вод, экономических зон.

    Все исследования в области географии начинаются с описания изучаемого объекта – это может быть природная зона, экономико-географическое положение страны, размещение производительных сил по территории, так происходит первоначальный сбор данных по разным регионам.

    На основании этих собранных данных можно уже говорить о развитии страны или региона, создавать рекомендации. Например, выгодное сочетание полезных ископаемых на территории для её хозяйственного освоения.

    Разработанная учеными научная концепция, предусматривающая такое сочетание, имеет большое практическое значение при формировании территориально-производственных комплексов.

    Методы исследования экономической географии

    Экономическая география в своем исследовании использует как свои методы, так и методы, связанных с ней наук – это экономическая теория, геология, медицина, экология, статистика и др.

    Специфическим в экономической географии является балансовый метод, это один из основных методов в данной дисциплине. Метод дает возможность выбрать оптимальные пропорции между отраслями специализации и обслуживающими отраслями. С помощью этого метода можно определить наиболее рациональные связи между районами.

    Большое значение имеют математические методы исследования, дающие возможность при обработке статистической информации, экономить время, находить наиболее эффективные варианты в соответствии с поставленными целями.

    География вообще не может существовать без картографического метода. Суть метода заключается в сопоставлении карт, картосхем, диаграмм, графиков. Карта дает возможность наглядно представить размещение отраслей хозяйства и особенности этого размещения.

    Рисунок 1. Размещение отраслей хозяйства. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Для быстрого решения комплексных задач особое значение имеет программно-целевой метод, а для поэтапного решения задач используется метод конструктивного анализа.

    Метод позволяет разрабатывать долгосрочные программы развития территориальных систем с учетом их особенностей.

    При необходимости выявления проблем, связанных с размещением производственных структур, в ходе исследований применяется метод экономико-математического моделирования.

    Индексный метод дает возможность определить целевое назначение экономических регионов, а сравнительно-географический метод позволяет делать сопоставление производительных сил посредством математических вычислений.

    Замечание 3

    Одним из основных методов экономической географии является диалектика – метод философского познания мира. В его основе лежит анализ разных точек зрения на исследуемый предмет. В своих исследованиях экономическая география использует сравнительный, выборочный и целый ряд других методов.

    Зарубежная география

    После Второй мировой войны перед географами социалистических стран открылись широкие перспективы.

    Зарубежная география стала на путь решения комплексных проблем, имеющих отношение к физико- и экономико-географическому районированию, производственной оценке естественных ресурсов, созданию комплексных национальных атласов.

    В этих странах появились исследования по актуальным экономико-географическим проблемам. В Индии, Бразилии, Мексике стали формироваться национальные географические школы.

    В развитых капиталистических странах мира – Германии, Японии, США, Канаде, Великобритании географы привлекаются для научного обоснования градостроительных проектов, районных планировок, для изучения рынков.

    Исследования стали носить прикладной характер и оказались в противоречии с теоретической отсталостью географии.

    Хорологическая концепция, идеологами которой были Р. Хартшорн, П. Джеймс, Д. Уигсли, отрицают собственный предмет исследования у географии, более того, они считают неприемлемым деление географии на физическую и экономическую. Они отвергают объективную реальность района, считая его условным субъективным понятием.

    Эти взгляды разделяются географами:

    • Швейцарии,
    • Германии.
    • Великобритании,

    Многие из них считают, что природный район не представляет для географии никакой ценности.

    Вопросы размещения производства они пытаются решить с помощью математических моделей и отвлекаются от способа производства и характера производственных отношений. В результате их теория превращается в абстрактную схему, оторванную от реальных социально-экономических условий.

    В ряде развитых стран и сегодня комплексные исследования природной среды проходят в чисто прикладных целях. Все важные категории современной географии, таким образом, на Западе изучаются прикладными дисциплинами, которые на практике имеют дело с реальными объектами, необходимыми для географического исследования.

    География, как одна из наиболее древних наук, за века своего разви­тия претерпела существенные изменения. В XVIII в. обособляется ее отдельное направление – экономическая география (термин, предложенный М.В. Ломоносовым, сохранился в экономи­ческом лексиконе до настоящего времени).

    Экономическая география это фундаментальная наука, изучающая размещение производительных сил, развитие, формирование территориальных социально-экономических систем и их функционирование.

    Производительные силы общества включают в себя: рабочую силу и средства производства. Рабочая сила – это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной. Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда. Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, и что составляет материальную основу будущего готового продукта (сырье, материалы и т.д.). Средства труда – это то, чем человек воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт (машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса).

    «Разместить» – это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности.

    Между производственными и социальными объектами существует определенная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила – это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура – социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.

    В XX веке появляется региональная наука, или регионалистика , кото­рая образует в совокупности с экономической географией комплекс научных знаний о регионах.

    Термин «регионалистика » обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям 1 . В отечественной науке чаще использовался иной термин – «региональная экономика ». Региональная экономика это географическое (региональное) направление в экономике.

    Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний, исследует экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут.

    Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического размещения производи­тельных сил, развития отраслей экономики, важней­ших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегио­нальных и межгосударственных экономических связей.

    Региональная экономика изучает природно-ресурсный по­тенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует старто­вый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в рыночной экономике, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, место России в мировой хо­зяйственной системе.

    Ре­гиональная экономика занимается также разработкой концепций развития экономических и социальных процессов в регионах страны, размещения инвестиций и регионального развития.

    Предмет региональной экономики расширяется за счет включения в ее сферу изучения региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования ре­гиональных рынков.

    Таким образом, региональная экономика – это научная дисциплина (область на­учных знаний), изучающая развитие и размещение производи­тельных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития.

    В последние годы в условиях становления рыночных отно­шений в России возросла значимость региональной экономики. Прак­тически любая проблема, возникающая в процессе функционирования рыночной экономики, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.

    Важной стороной при изучении регионов является глубокое понимание современной экономической ситуации в них. Из­вестно, что при вхождении в рынок все регионы России испы­тали кризис, до сих пор практически не восстановлен разрыв связей между регионами и суверенными государствами – бывшими республиками СССР, экономика которых была тесно интегрирована с Россией.

    Каждый регион при переходе на рыночные условия хозяйствования имел разный стартовый уровень, что и сказалось на их дальнейшем развитии. Например, Московская и Петербург­ская агломерации несмотря на всю сложность экономической обстановки успешно развива­ют экономическую деятельность, приносящую значительные дивиден­ды. Однако, внутри даже наиболее экономически благополучного региона, каким является Центральный экономический район, есть области с крайне неблагоприятной обстановкой из-за развала связей, на­пример Ивановская область, где прошел процесс резкого сокращения преобладающей отрасли – текстильной, в результате чего выросла безработица.

    Экстремальная ситуация наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири и Даль­него Востока. Большие трудности испытывают и старопро­мышленные районы Центра.

    Не во всех регионах России одинаковы темпы аграрных ре­форм. Не везде одинакова степень развития инфраструктуры рынка, предпринимательства. Отличаются регионы друг от друга и развитием коммерческих структур, возможностями внешнеэкономиче­ской деятельности.

    Используя права свободного экономического развития, от­дельные регионы вырабатывают свои модели экономического поведения. Так, многие регионы с развитым аграрным секто­ром добиваются высоких закупочных цен. Регионы, в которых преобладают добы­вающие отрасли, такие, как газовая, нефтяная, добыча цветных металлов, выходят самостоятельно на внешние рынки.

    Поэтому в региональной политике, в настоящее время, особенно важны адми­нистративные и политические меры, которые бы сдерживали экономическое противостояние регионов.

    Важнейшей целью региональной политики на современном этапе являются рациональное территориальной разделение тру­да между регионами и экономическая кооперация.

    Задачи региональной экономики

    1. Изучение стартового уровня экономического развития регионов, природно-ресурсного потенциала, региональных демографических, социальных, экономических и экологических проблем. Так как в современных условиях на первый план выходят процессы экономического и социального развития регионов и других административно-территориальных образо­ваний.

    2. Дальнейшее ре­формирование структуры экономики, ее социальная ориентация, преодоление депрессивного состояния отдельных регионов, соз­дание социальной инфраструктуры, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональ­ных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки.

    3. Преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей, формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств.

    4. Развитие экспортных и импортозаменяющих производств, совершенствование рыночной инфраструктуры, развитие предпри­нимательства.

    В последнее время многие регионы России проявляют по­вышенный интерес к проблеме создания свободных экономи­ческих зон. Эти зоны являются мощным фактором экономиче­ского прогресса и вовлечения России в мировые хозяйственные связи. Экономическую эффективность свободных экономиче­ских зон предопределяет специальный экономический режим, устанавливаемый на территории зоны. В зонах основное место отводится предприятиям с участием иностранного капитала, продукция их ориентируется на экспорт, иностранным вклад­чикам предоставляются различного ряда льготы в уплате подо­ходного налога. Государство предоставляет свободным эконо­мическим зонам самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и контроля за нею.

    Особенно важно соз­дание свободных экономических зон в таких регионах, где не­обходимо сначала поднять жизненный уровень населения, а затем при­близить его к европейскому стандарту.

    Экономи́ческая геогра́фия – общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.

    Более узкое прикладное определение экономической географии может быть сформулировано следующим образом:

    Экономическая география – это наука, изучающая поведение экономических субъектов в конкретном географическом пространстве.

    Данное определение позволяет провести границу между экономической географией и региональной экономикой , которая изучает поведение экономических субъектов в конкретном экономическом пространстве.

    Основным понятием в регионалистике и соответственно объектом исследования является «регион ». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона :

    – территория;

    – специализация;

    – наличие экономических связей.

    Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т. е. некоторая местность).

    Под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и определенной направлен­ностью развития производственных сил.

    С позиций системного подхода регион – это особая со­циально-экономическая система, основным элементом которой явля­ется население. Население одновременно производит и потребляет ма­териальные и нематериальные блага. Цель функционирования такой социально-экономической системы – удовлетворение потребностей на­селения, создание условий для всестороннего и гармоничного разви­тия человека (согласно ст. 7 Конституции РФ).

    В экономической и географической литературе регионами называют са­мые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами:

    – группы стран (страны Карибского бассейна и т.д.) – макрорегионы;

    – территории страны, охватывающие несколько экономических рай­онов (Западная, Восточная зоны России и т.д.), – макрорегионы;

    – экономические районы (Северный, Центральный и т.д.) – макро­регионы;

    – республики, области, края и их группы – мезорегионы.

    Реже регионами называют территории внутри республики, области, края – микрорегионы.

    Основные регионы в России – это субъекты Федерации, феде­ральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории. Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики.

    Таким образом, деление страны на регионы предполагает определение их как тер­риториальных образований, представляющих собой не только целостные природно-географические, но и социально-экономические системы со своими органами власти и управления.

    Итак, основываясь на вышесказанном, можно привести следующее определение региона.

    Регион это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

    Целостность это рациональное ис­пользование природно-ресурсного потенциала региона, пропор­циональное сочетание различных отраслей, наличие ус­тойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

    Комплексность это сбалансирован­ность, пропорциональное согласованное развитие производи­тельных сил региона, обеспечивающее способность региона осуществлять в своих пределах расширен­ное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

    Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводствен­ных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

    Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансо­выми) ресурсами для самостоятельного решения социально-экономических вопросов, кото­рые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

    Каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию , которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны.

    Специализация регионов ведет к экономии общественного труда в результате использования местных природных ресурсов, выгод экономико-географического положения, сложившегося производственного аппарата и трудовых навыков населения.

    Существует немало вариантов классификации регионов Рос­сии по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделя­ют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

    – развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей;

    – регионы со средним экономическим потенциалом;

    – проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

    Депрессивными регионами считаются территориально-хозяйствен­ные структуры, в которых производственно-ресурсная база пришла к ус­тойчивому спаду, исключающему возникновение новых стимулов разви­тия.

    В новых экономических условиях формируется новая экономическая система – региональное хозяйство , как самостоятельный субъект экономики, который обладает определенной целостностью, самостоятельностью и фи­нансовой обеспеченностью.

    Под региональным хозяйством понимается конституционно закрепленный территориально-хозяйственный комплекс, включающий в себя совокупность организаций и домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм соб­ственности и ведомственной принадлежности.

    В отличие от национального, региональное хозяйство обладает опре­деленными специфическими чертами :

    – недостаточной комплексностью хозяйства, более рельефно выраженной «монокультурностью»;

    – занимает про­межуточное положении между федеральным и местным уровнями управ­ления;

    – тес­но связано с природно-географическим фактором. Наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасполо­жение играют ключевую роль в экономике регионов;

    – непосредствен­но связано с населением. Региональные органы власти несут значительную часть ответственности за жизнеобеспечение населения. Поэтому соци­альный фактор играет огромную роль в выборе экономической стратегии развития и в управлении региональным хозяйством.

    Для плановой экономики, для которой был характерен отраслевой подход, региональное хозяйство не играло сколько-нибудь существенной роли. Возможность его формирования как самостоятельного субъекта экономики появилась только с переходом на рыночные отношения.

    Принципиальная особенность регионального хозяйства заключается в том, что в случае неблаго­приятных обстоятельств в нем возможно нарушение воспроизводственных, эко­номических, природных и демографических процессов, которые могут привести к депрессивности регионов.

    Сущность функционирования регионального хозяйства заключается в трансформации природных ресурсов в материальные блага, обеспечивающие жизнедеятельности населения региона. Эффективность такого механизма определяется рядом факторов, важнейшими среди которых являются:

    – организационно-правовые формы деятельности хозяйствующих субъектов;

    – отношения собственности и преобразование ее форм;

    – система управления собственностью.

    Регион как хозяйственная система ориентирован на свои природные ресурсы и население. Поэтому основой территориального развития явля­ется развитие экономического потенциала региона, полное использование имеющихся ресурсов (при­родных, производственных, инвестиционных, инновационных и др.), обеспечение комплексности регионального хозяй­ства. Именно на этой базе могут быть достигнуты благоприятные соци­альные результаты, расширены возможности региона в решении осталь­ных задач, в том числе сохранения окружающей среды.

    Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.

    По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:

    Локалистику (локальный уровень);

    Регионоведение (региональный уровень);

    Страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);

    Глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).

    По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:

    География природных ресурсов и природопользования;

    География населения;

    География хозяйства;

    География управления и инфраструктуры;

    Коммерческая география;

    Гуманитарная география;

    Социально-политическая география;

    География промышленности;

    География сельского хозяйства;

    География транспорта и др.

    В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем :

    Территориальное планирование;

    Размещение предприятий;

    Региональное развитие;

    Геополитика и геоэкономика;

    Диффузия инноваций и др.

    По временным критериям географию можно разделить на три ветви:

    1) историческая география;

    2) современная география;

    3) прогностическая география.

    Необходимо также иметь представление и о следующих терминах .

    Экономический район целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и проч­ными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому поня­тию «регион».

    Экономические зоны группы укрупненных районов, выде­ляемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

    Промышленный узел группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспо­могательные объекты и сооружения.

    Агломерация территориально-хозяйственное сочетание, которое:

    Возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

    Отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

    Оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

    Показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

    Территориально-производственный комплекс (ТПК) – значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологиче­скую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транс­портных затрат.

    Межотраслевой территориальный комплекс интегрирован­ные на территории отраслевые производства, входящие одно­временно в общегосударственную систему межотраслевых обра­зований и имеющие единую программу развития.

    Выводы по 1 вопросу

    Общеэкономическая дисциплина «Экономическая география и регионалистика» изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями.

    Ре­гион – это самостоятельный субъект экономики со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями, как-то: высокая степень самостоятельности, ответственность за со­стояние экономики и социальной сферы, самофинансирование, создание условий для эффективного ведения хозяйства.