Центральная и восточная европа. Особенности экономики стран центральной и восточной европы

Центральная и восточная европа. Особенности экономики стран центральной и восточной европы

Страны Центрально-Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Беларусь, Украина, Молдова) имеют много общего. Больше всего их объединяет посткоммунистическое прошлое, когда эта группа стран принадлежала к так называемой восточной группы социалистических стран.

После распада СССР такой политизированный разделение потерял прежний смысл и эти страны стали на путь рыночных преобразований.

Географическое положение. Площадь страны Центрально-Восточной Европы составляет 1379 тыс. км2, что составляет 13% площади Европы. Польша, Чехия, Венгрия (до этой подгруппы стран еще предстоит Словакия) граничат на западе со странами макрорегиона Западная Европа, на юго-западе и на юге - со странами Южной Европы, на севере они омываются Балтийским морем, отделяющую эти страны от непосредственного соседства с Северной Европе, на северо-востоке Польша, как и в предыдущем случае, является касательной даже в страны Восточной Европы - Российской Федерации, в том числе земель Калининградской обл. Страны Днепровско-Черноморского субрегиона - Беларусь, Украина, Молдова - своим восточным расположением завершают формирование группы стран Центрально-Восточной Европы.

Природные условия и ресурсы. Большинство стран Центрально-Восточной Европы не обладают значительным природно-ресурсным потенциалом. Исключением является лишь Украина, Польша, частично Чехия. Среди природных богатств большую ценность имеют энергоресурсы. Страны макрорегиона выделяются значительными запасами каменного (энергетического и коксующегося угля), в частности Украина Донецкий бассейн), Польша (Верхнесилезский, Люблинский бассейны) и Чехия (Остравско-Карвинский) бассейн, а также бурого угля. Среди других энергоресурсов следует указать на гидроэнергетический потенциал Словакии (Словацкие Карпаты). Урановые руды добываются в Венгрии и Чехии.

На железные руды богата Украина (Кременчуг, Кривой Рог). На медные и свинцово-цинковые руды - Польша, на медь и бокситы - Венгрия. Природная сера и каменная соль есть в Польше, Украине. Высококачественными песками, которые используются в стекольной промышленности, богатая Чехия. Здесь также размещены каолины, граффити, а в Словакии - магнезит.

Климат региона умеренно континентальный (количество тепла возрастает с севера на юг, а влаги - с юга на север) и благоприятный для выращивания основных культур умеренного пояса, куда и относятся страны Центрально-Восточной Европы. Исключением считаются засушливые равнинные районы Венгрии и южные территории Украины и Молдовы.

Почвенный покров имеет некоторые особенности - подзолистые почвы на севере макрорегиона постепенно изменяются в южном и юго-восточном направлениях на серые лесные и плодородные черноземы, где выращивают высокие урожаи зерновых культур (пшеницы, кукурузы, ячменя), а также овощи и фрукты.

Население. По количеству населения (130 млн. человек) макрорегион занимает третье место на континенте после Западной и Южной Европы. Средняя плотность населения Центрально-Восточной Европы составляет почти 94 человек / км2, что значительно выше, чем в Европе в целом (64 особи/км2). Наиболее плотно заселены Чехия и Польша, соответственно 131 и 124 особи/км2 и относительно реже - Беларусь (50 осиб/км2) и Украина (84 особи/км2). В рамках макрорегиона встречаются урбанизированные районы, где плотность населения значительно выше средней по стране: Силезия в Польше, Запад, Центр и Островщина в Чехии, Донбасс в Украине.

По естественному приросту населения, то для большинства стран Центрально-Восточной Европы он отрицательный, за исключением Польши, Словакии и Молдавии. В 1998 г. в целом по странам Центрально-Восточной Европы рождаемость составляла 10 человек, а смертность - 13 человек на тысячу жителей. Ожидаемая продолжительность жизни, которая является обобщающим показателем жизненного уровня населения, экстраполированы на недалекую перспективу, свидетельствует, что она составит 65 лет для мужчин и 75 - для женщин. Ожидаемая продолжительность жизни здесь выше, чем в мире, но ниже средних показателей в Европе, где они составляют для мужчин 73 года, а для женщин - 79 лет.

Центрально-Восточная Европа не выделяется высоким уровнем урбанизации (65%). Высший этот показатель в Беларуси (73%) и в Украине (72%), самый низкий - в Молдове - 54%. Среди крупнейших городов макрорегиона - Киев - 2,7 млн. жителей, Будапешт - 1,91, Минск - 1,67, Варшава - 1,65, Прага - 1,22 и ряд других не столичных, но важных хозяйственных и административно-культурных центров - Харьков, Днепропетровск, Одесса, Львов, Лодзь, Краков и др..

Общей проблемой для стран Центрально-Восточной Европы проблема занятости трудоспособного населения. По официальным данным (1998-1999 гг) больше безработных в казалось бы благополучных странах: Польше (13%), Венгрии (9,6%), Чехии (9,4%), в Словакии (17,3%). Однако следует помнить, что в странах Днепровско-Черноморского субрегиона, где по данным статистики безработицы составляет от 2% в Беларуси и Молдове до 5% в Украине, преобладает скрытая безработица, когда люди фактически не работают, а числятся на работе. Такое положение вещей заставляет жителей Днепровско-Черноморского субрегиона выезжать на заработки в страны с высоким уровнем развития, что не всегда положительно влияет на решение социальных проблем.

Особенности развития региона во второй половине XX в. прежде всего связаны с политическим делением Европы после Второй мировой войны. В условиях противостояния Востока и Запада ускоренно развивался военно-промышленный комплекс. Опережающее развитие тяжелой промышленности тоже тормозил другие отрасли, в частности те, которые были связаны с производством промышленных товаров широкого потребления, пищевых продуктов, услуг и т.п.. Монополизм государственно-кооперативной собственности сдерживал производительность труда, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, не стимулировал охране окружающей среды. Кроме того, первоочередное финансовая поддержка отраслей т. н. оборонного комплекса, а также расходы на функционирование тогдашней Организации Варшавского договора (создана в 1955 г. в составе СССР, Албании (до 1962 г.), Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Чехословакии) отвлекали внимание и средства от актуальных проблем жизнедеятельности народов. Даже Совет Экономической Взаимопомощи, который существовал с 1949 г. (входили Албания - до 1962 г., Болгария, Вьетнам, Куба, Монголия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Венгрия, Чехословакия), не в состоянии была скоординировать международную интеграцию работы в интересах повышения уровня жизни людей.

Народы Центрально-Восточной Европы часто выступали против антигуманных коммунистических режимов. Об этом свидетельствуют события 1956 г. в Венгрии и Польше, 1968 г. - в Чехословакии, 1970 и 1980-1982 - в Польше. Большинство этих выступлений были потоплены в крови войсками Варшавского Договора. Весна народов, начата перестройкой в СССР, привела к развалу тоталитарной административно-командной системы, демократизации общественных отношений, утверждением многопартийности, разгосударствлением и приватизацией предприятий, либерализацией и постепенным сближением со странами Западной Европы. Большинство стран Центральной Европы, освободившись от влияния СССР, изъявивших желание вступить в Европейский Союз, в военно-политических организаций западных стран. Так, в 1999 г. Польша и Чехия были приняты в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Чехия, Польша, Венгрия и Словакия достигли значительных успехов в перестройке своих хозяйственных систем. Об этом свидетельствует, например, производство ВНП в расчете на одного человека: в Чехии - 5150 долларов, в Венгрии - 4510, в Польше - 3910 и в Словакии - 3700 долларов, что в 3,6 раза больше, чем в странах Днепровско-Черноморского.

Примерно такие же преобразования происходили и в Белоруссии, Украине и Молдове. Однако, вялость и нерешительность руководства постсоветских вновь самостоятельных государств не способствовала быстрому переходу от центрально-управленческого хозяйствования к рыночной экономике.

В 1945-1946 гг. в странах Центральной и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия) была установлена власть народно-демократических правительств, что были, как правило, коалиционными, состояли из союзников по Народным фронтам, Движения Сопротивления (исключением были Албания и Югославия, правительства которых были однопартийными). В народно-демократических правительствах ведущее место постепенно начали занимать коммунисты, что были сторонниками социалистических реформ. Эту политику поддерживал СССР, который оказывал экономическую, военную помощь.

В 1950-1960-е гг. в странах Центральной Европы завершаются социалистические реформы. Социализм, который построен в этих странах, был более демократическим, экономически более гибким, чем в СССР. Но удовлетворить широкие слои населения социалистическая форма государства не смогла, успехи социалистических стран по многочисленным показателям были ниже западноевропейских. Особенно наглядно это стало проявляться в 1970-1980-е гг.

Польша

1945-1949 гг. Правительство Польши организовал восстановление экономики (в годы войны уничтожено более 38% национального богатства государства); провел социалистические реформы (аграрная, национализацию крупной промышленности, в части транспорта, банков, сельскохозяйственного сектора, торговли), репрессии против оппозиции, УПА (операция "Висла", 1947).

Началась индустриализация, Польша превратилась из аграрной в аграрно-индустриальную страну. Большую экономическую помощь Польше предоставил СССР.

Несмотря на определенные успехи, ярко проявились отрицательные черты социализма в экономике, идеологии, культуре, всех внутриполитических процессах. Усилилась напряженность в обществе.

Польша ориентировалась на сотрудничество с развитыми странами Запада. Именно там покупали новое оборудование и технологии.

Государственный совет с согласия правительства, возглавляемого В. Ярузельским, ввела чрезвычайное военное положение, которое действовало до 1983 г. "Солидарность", другие оппозиционные организации были запрещены, но нормализовать обстановку и улучшить экономические показатели правительства не удалось.

Конец 1990 г.

На общенародных выборах президентом Польской Республики (название возвращено в 1989 г.) избран Л. Валенса.

Состоялись выборы в парламент, на которых победу одержали правоцентристские силы. Польша вступила на путь рыночных, демократических реформ. После первых успехов, оживление экономики наступила полоса трудностей. Внутриполитическая обстановка обострилась, усилилась борьба между политическими партиями.

На очередных президентских выборах Л. Валенса не получил большинства голосов, президентом Польши избран А. Квасьневского - лидера социал-демократической партии.

Несмотря на то что к власти пришли левые силы, рыночные реформы были продолжены. Польша ориентируется на сотрудничество с Западом, вступила в НАТО.

Чехословакия в 1945-1989гг.

В 1945 г. с участием СССР создан Национальный фронт чехов и словаков (НФ) и правительство. В мае 1945. чехословацкие партизаны, национально-освободительная армия, советские войска завершили освобождение Чехословакии от немецкой оккупации.

В НФ преобладали коммунисты, на их требование немедленно была начата аграрная реформа (ликвидировано помещичье землевладение) и частичная национализация.

В НФ произошел раскол, буржуазно-демократические партии выступили против социалистических реформ.

Социалистические реформы продолжались: было ликвидировано крупное и среднее землевладение, ускорилась национализация.

Началась ускоренная индустриализация Словакии. Достигнутые успехи в экономике, культуре.

Середина 1960-х

Возрастают негативные явления в экономике, внутриполитической обстановке, типичны для социалистических стран этого периода истории.

1975 и последующие годы

Растут экономические проблемы, коррупция.

Правительство начало проводить рыночные реформы и политику демократизации внутриполитической жизни.

В декабре 1992 г. Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР) как единое государство перестала существовать; на ее территории возникли два государства - Чехия и Словакия. В январе 1993 г. между Чехией и Словакией заключен договор о добрососедстве и сотрудничестве.

Венгрия в 1945-1990 гг.

1945 г. Проведено денацификацию, аграрную реформу (ликвидация помещичьего землевладения), выборы в национальное собрание (большинство ПМСХ получила Партия мелких сельских хозяйств).

Парламент принимает закон о национализации крупных предприятий и банков.

Растут экономические трудности, накапливаются внутриполитические проблемы, формируется оппозиция советскому режиму.

Венгерское руководство во главе с Я. Кадаром выбрало путь национального согласия и постепенных рыночных реформ.

в 1960-1980-е гг.

Развивается предпринимательская деятельность, кооперация. Создаются совместные с иностранной (западной) участием фирмы,

предприятия, совершенствуется система управления экономикой.

В Венгрии начались рыночные реформы.

Болгария в 1945-1991 гг.

Начались экономические реформы: аграрная (ограничение размеров земельной собственности) и налоговая (введение прогрессивного налога).

Проведенные ускоренная приватизация, коллективизация, кооперирование. Восстановлена экономика на довоенном уровне.

Продлены коллективизация, национализация.

Возросла экономическая помощь СССР (1,8 млрд руб. только кредита).

в 1970-1980-е гг.

Завершена индустриализация, создание агропромышленных комплексов.

Болгария достигла определенных успехов в экономике (национальный доход, например, увеличился в 9 раз по сравнению с довоенным уровнем), созданы новые отрасли: энергетическая, электротехническая, электронная, химическая, машиностроительная и тому подобное.

В Болгарии начались рыночные реформы, но быстрых положительных результатов они не принесли; наоборот, социально-экономическое положение страны ухудшилось. Президент П. Стоянов (избран в 1996 г.) возглавил выполнения антикризисной программы.

Румыния в 1945-1989 гг.

Новое правительство, сформированное из представителей Национально-демократического фронта (созданного в октябре 1944 г.), совершил в 1944-1945 гг. ряд реформ (ликвидацию помещичьего землевладения, введение государственного контроля над частным сектором, денацификацию).

Начинается индустриализация и коллективизация.

Создана прочная экономическая база, завершена индустриализация и коллективизация.

в 1965 и последующие годы

Довоенный уровень экономического развития Румынии превышен в 10 раз.

Ухудшилось экономическое положение. Уровень жизни населения оставался крайне низким. Росла коррупция. Клан Чаушеску расхищал государственную собственность, позволял себе недопустимую роскошь. Н. Чаушеску стал президентом страны (1974 г.). Стремительно росла задолженность Румынии западным странам.

Усиливаются репрессии. Растет недовольство населения. Состояние экономики - катастрофический.

Румыния подписывает договоры об экономическом сотрудничестве с Италией, Францией, Великобританией, США и др.

Югославия в 1945-1975рр.

1947-1948 гг. Начата национализация и аграрная реформа, которая ликвидировала крупное помещичье землевладение. Частный сектор ликвидирован полностью. Введено государственное планирование по пятилетках, жесткий контроль за деятельностью предприятий.

Демократические подходы к построению социализма были изложены И. Броз Тито в Скупщине (1950), а затем на их основе принят ряд законов (1952-1956). Согласно этих законов были расширены права республик, местных органов власти, предприятий, трудовых коллективов, кооперативов в экономической деятельности. На смену жесткому планированию взят курс на развитие товарно-денежных отношений. ЦК СКЮ (КПЮ, с 1952 г. - СКЮ - Союз коммунистов Югославии) выдвинул в 1957 г. задачи усиления роли партии, подверг критике экономическую политику правительства, призвал к государственному контролю за деятельностью предприятий. Введено пятилетнее планирование, но вскоре реформаторские силы вновь берут верх в югославском руководстве.

Усиливалась децентрализация управления экономикой, упроваджувались рыночные отношения.

Началась "общественно-экономическая реформа": ликвидированы государственные инвестиционные фонды, их права переданы республиканским и местным банкам, увеличился процент общественного продукта, который оставался в распоряжении предприятия (52 %); переведены на самофинансирование из местных источников здравоохранение, образование, культура. Несогласные с реформами были лишены всех государственных и партийных должностей.

1975 и последующие годы

Назревает глубокий социально-экономический кризис.

Реформы в странах Центральной и Восточной Европы

Знание отличается от предрассудков тем, что опирается на опыт, а не на заклинания. Например, есть мнение, что существует причинно-следственная связь между сокращением участия государства в перераспределении национального дохода, и увеличением темпов экономического роста. Нам сейчас неважно, чье это мнение; главное, что всей мощью СМИ в сознание народа вбивается незамысловатая идея: чем быстрее будет разрушено все, что имеем, тем сильнее воспрянет экономика.

Иными слова, если государство сумеет целенаправленно добить экономику до уровня землянок, а потом самоустранится от дел, то свободный народ наконец-то захочет жить, как на Западе, очнется ото сна и построит скоростной спидвей.

Никаких доказательств никто ни разу не представил. Зато противоположный вариант (о котором даже не вспоминают реформаторы и их СМИ), а именно, что темпы роста тем выше, чем серьезнее и полнее занимается национальной экономикой государство, – имеет практическое воплощение в странах Центральной и Восточной Европы. Чтобы это увидеть, достаточно сравнить удельный вес государственных расходов в ВВП стран с положительной (Польша, Венгрия, Словения) и отрицательной (Болгария, Румыния) хозяйственной динамикой.

В группе стран, экономика которых растет, удельный вес госрасходов находится сейчас в пределах 45-50%, а там, где роста нет, или даже есть падение – составляет 25-35%. В России же относительная величина государственных расходов в ВВП еще меньше. На это, кстати, обращают внимание даже деятели МВФ и другие иностранные эксперты, в том числе и неолибералы. Вопреки оптимизму, который являют наши либералы (например, Илларионов), они видят серьезную угрозу в том, что российское правительство теряет всякую возможность предоставлять населению минимально необходимый объем базовых социальных услуг.

А для успешно реформируемых стран бывшего соцлагеря характерно, что доля бюджетных ассигнований в ВВП там не уменьшалась, а в некоторых даже увеличивалась именно в периоды трансформационного спада. В 1990-1993 годах в Венгрии, например, она достигла максимального уровня – 62%, а в Польше и Словении оставалась стабильной, около 50%. И это в условиях, когда за те же годы стремительно (в 3 – 4 раза) во всех странах Центральной и Восточной Европы были сокращены объемы государственных субсидий промышленности.

Принципиально важна структура расходов. Сравнивая (и ведь есть, что сравнивать!) мы обнаруживаем, по-видимому, совсем не случайное совпадение положительной хозяйственной динамики в той или иной стране с относительно крупными государственными расходами на образование и науку. Например, в Венгрии, Чехии и Польше удалось сохранить прежнее соотношение ассигнований на образование к ВВП на протяжении всех 1990-х годов.

Почему об этом помалкивают наши реформаторы? Или у них другие цели, нежели у их венгерских, чешских и польских коллег? Это очевидно.

Сравнительный анализ социально-экономического развития стран Центральной и Восточной Европы разбивает и тезис о пользе неравенства, якобы необходимого для повышения хозяйственной активности при переходе от командной экономики к рыночной. Выясняется совсем иное: за определенными пределами поляризация доходов не только не стимулирует экономического роста, но и начинает препятствовать ему. Процессом расслоения общества по доходам надо руководить! В Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Словении среднедушевые доходы 10% самых богатых семей превышают соответствующие доходы самых бедных не в десятки раз, как в России, а в 4,5 – 5,5 раза, а стартовали они с разницы, как и у нас, в 2,5 – 3 раза.

К числу распространенных предрассудков относится и представление о тотальной либерализации внешнеэкономической деятельности, как решающем факторе успеха реформ. Наоборот, успех в странах Центральной и Восточной Европы был достигнут потому, что движение к открытости сочеталось с постепенностью в отмене ограничений, строгим контролем за идущими процессами и за действиями субъектов хозяйствования. Отмена валютных ограничений была взвешенной и поэтапной. В отличие от России, с самого начала в этих странах ввели правило обязательной продажи экспортерами государству 100% валютной выручки. Только по мере укрепления валютного положения предприятия получали право открывать валютные счета в национальных коммерческих банках. В Венгрии, Польше и Чехии указанное правило было отменено лишь через 5 – 6 лет после начала реформ (в 1995-1996). Так удалось избежать широко практикующегося в России «валютизации» платежного оборота.

Если привлечение иностранного капитала в форме прямых инвестиций приветствуется в постсоциалистических странах, то их отношение к оттоку из страны национального капитала – резко негативное. Всюду сохраняется жесткое регулирование операций по покупке недвижимости за границей. В некоторых странах разрешаются прямые инвестиции за границу, однако прибыль от них должна репатриироваться в отечественные коммерческие банки. Ведется политика дозированного протекционизма, обеспечивающая защиту внутреннего рынка.

Вопреки широко распространенному предрассудку также не обнаруживается прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста. В большинстве стран наибольший экономический эффект был достигнут уже на этапе коммерциализации деятельности государственных предприятий. Опыт Польши в этом смысле особенно нагляден.

Оказалось, что приватизация полезна лишь в том случае, если она сопровождается эффективной экономической политикой государства, направленной на создание движущего механизма рыночной экономика, – конкуренции. Только тогда появляются высокие темпы экономического роста, причем при любых, очень разных моделях приватизации: в Словении, где преобладают, по существу, самоуправляемые предприятия; в Венгрии с господством иностранного капитала; в Польше, которая приступила к массовой приватизации «с большим опозданием» лишь в конце 1996 года. Бесполезной оказалась только российская модель: бесконтрольная раздача «подарков». Спрашивается, можно ли, в таком случае, называть эту нашу «модель» приватизацией, или подобрать другое какое-нибудь слово?

Ставка на одно только подавление инфляции нигде себя не оправдала. На определенных этапах требовалось проведение принципиально иной макроэкономической политики, предусматривающей сочетание мер по сдерживанию роста общего уровня цен со стимулированием хозяйственного развития.

А самое, конечно, заметное – успех достигается там, где государство строит рынок в интересах народа. Там, где жертвуют народом в интересах «рынка», не получается ничего.

Динамика промышленного производства

Из книги Война после войны: информационная оккупация продолжается автора Лисичкин Владимир Александрович

Действия в Восточной и Юго-Восточной Азии Азиатско-Тихоокеанский регион, и в частности Япония, стал конкурентом США. По многим отраслям современного производства они начали перегонять США. Если же судить по темпам развития, существовавшим в конце 80-х, то Япония должна

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора

Глава 7 Арии в Средней и Центральной Азии Там жили странные люди с отвратительными огромными глазами, желтыми волосами, похожие на обезьян. Из китайских

Из книги Газета День Литературы # 160 (2009 12) автора День Литературы Газета

Глава 12 Славяне: новое арийское завоевание Восточной

Из книги Голгофа России. Схватка за власть автора Козенков Юрий Евгеньевич

Дмитрий Печерин БЕЛОВОДЬЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ "Поднимайтесь, ребята, на Олимп! Иного вам уже не дано", – заканчивает Владимир Бондаренко свою статью "Властители дискура", говоря о нашей русской "территории самостоятельности", на которой осуществлялся советский

Из книги Хрущев убил Сталина дважды автора Ходжа Энвер

Из книги Литературная Газета 6326 (№ 22 2011) автора Литературная Газета

Заговоры, интриги и покушения Хрущева в странах Восточной Европы Выше я рассказал о «лекции», которую зачитал мне Хрущев о роли первого секретаря партии, и о «мнении», которое он высказал польским товарищам о замещении Берута Охабом на этом посту. Этот факт не только

Из книги Капиталистический реализм автора Фишер Марк 1

Музыкальные краски Восточной Европы Искусство Музыкальные краски Восточной Европы СОБЫТИЕ В Москве завершился 6-й фестиваль «Симфонические оркестры мира» Так получилось, что в начале июня истинные московские меломаны стараются не покидать пределов столицы и не

Из книги Всё, что вы хотели знать о евреях, но боялись спросить автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Владимир Путин: третьего срока не будет? автора Медведев Рой Александрович

Правда пятая Правда о евреях Восточной Европы Пустившись по белому свету, Готовый к любой неизвестности, Еврей заселяет планету, Меняясь по образу местности. И. Губерман На Древней РусиЛетописная сказочка про «испытание вер» повествует, что евреи тоже хвалили князю

Из книги НАТО точка Ру автора Рогозин Дмитрий Олегович

Россия и страны Восточной Европы Шесть стран Восточной Европы: Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Чехия и Польша – являются ближайшими соседями СНГ и России, и еще недавно они были нашими ближайшими союзниками и экономическими партнерами. Но сегодня все прежние связи

Из книги Линкоры - властители морей. XVII?XX века автора Шавыкин Николай Александрович

Прием стран Восточной Европы в альянс укрепил антироссийскую ориентацию НАТО

Восточная Европа как историко-географический регион включает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Сербию, Боснию, Герцеговину, Черногорию, Македонию), Албанию, Латвию, Литву, Эстонию.

Существует также мнение, что страны этого региона нужно отнести либо к Центральной, либо к Средней Европе, так как Восточной Европой правильнее назвать Украину, Беларусь, Молдову и европейскую часть России.

Но название «Восточная Европа» закрепилось за странами этого региона и признано во всем мире.


Географическое положение. Природные ресурсы

Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область аль-пийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Страны В. Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы лигнитоа, медных руд, полиметаллов.

Население

Численность населения региона - около 130 млн. чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. Главной причиной этого является нарушение половозрастной структуры населения в результате Второй Мировой войны.

В некоторых странах естественный прирост выше, чем в среднем по региону (Босния и Герцеговина, Македония), и самый большой он в Албании - 20%.

Самая большая страна региона - Польша (около 40 млн. чел.), самая маленькая - Эстония (около 1,5 млн. чел.).

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва.

Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.

Наиболее урбанизированная страна В. Европы -Чехия (3/4 населения живет в городах). В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них - Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии). Но для большинства стран характерны исторически сформировавшиеся небольшие города и села, а для стран Балтии - хутора.

Хозяйство

Страны Восточной Европы сегодня не характеризуются ярко выраженным социально-экономическим единством. Но в целом можно сказать, что _. во 2-й половине XX в. в экономике стран В. Европы произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам В. Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении (Например, Словакия в бывшей ЧСФР, Молдова в Румынии, северо-восток Польши). Такие результаты стали возможны благодаря проведению региональной политики.

Энергетика

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС. В регионе построена одна из крупнейших АЭС - «Козлодуй» в Болгарии.

Металлургия

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Машиностроение

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций, Венгрия, Болгария, Латвия - электротехнической промышленностью; кроме того, в Польше, Эстонии развито судостроение.

Химическая промышленность

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

Сельское хозяйство региона

В основном обеспечивает потребности населения в продовольствии. В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, странах Балтии доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы В. Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Югославия, Болгария).

Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в субрегионе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции. Например, Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком; Болгария - масличными культурами; Чехия - хмелем и т.д.

Животноводство. Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

Транспорт

В Восточной Европе, лежащей на пересечении путей, издавна соединявших восточные и западные части Евразии, транспортная система формируется на протяжении многих веков. Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Внутрирегиональные различия

Страны Восточной Европы условно можно подразделить на 3 группы по общности их ЭГП, ресурсам, уровню развития.

1. Северная группа: Польша, Латвия, Литва, Эстония. Для этих стран пока характерна низкая степень интеграции, но есть общие задачи в развитии морского хозяйства.

2. Центральная группа: Чехия, Словакия, Венгрия. Хозяйство первых двух стран носит ярко выраженный индустриальный характер. Чехия занимает первое место в регионе по объему промышленной продукции на душу населения.

3. Южная группа: Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии, Албания. В прошлом - это наиболее отсталые страны, и сейчас, несмотря на большие изменения в их хозяйстве, страны этой группы отстают от стран 1-й и 2-й групп по большинству показателей.

Кризис советской модели социализма

Смерть Сталина в 1953 г. не привела к каким-либо суще-

ственным изменениям в странах региона. В то же время копи-

рование сталинской модели социализма привело к ее кризису,

который наиболее отчетливо проявился в Польше и Венгрии.

Кризисы 1956 г. в Польше и Венгрии. В определенной степе-

ни они были связаны с XX съездом КПСС, который осудил

культ личности Сталина и сделал вывод о необходимости учета

национальных особенностей каждой страны. Внутренние пред-

посылки – догматизм руководства, тяжелая социально-эконо-

мическая ситуация, политический кризис.

В Польше в 1955 г. объем промышленного производства в

четыре раза превысил довоенный уровень. Но положение лег-

кой промышленности и сельского хозяйства было катастрофи-

ческим. Планы сплошной коллективизации были сорваны не-

довольным крестьянством, поэтому кооперативы объединяли

лишь 9% земельных угодий. Тяжелейшим было материальное

положение основной части населения. В марте 1956 г. в Познани

и других городах прошли массовые выступления, которые по-

казали неспособность руководства преодолеть социально-эко-

номический и политический кризис и возглавить реформы,

массовым стало требование вернуть к власти В.Гомулку. В ок-

тябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП отправил в отставку почти все

руководство партии. Новый состав Политбюро возглавил сроч-

но реабилитированный В.Гомулка, объявивший о проведении

реформ, направленных на спасение и обновление социализма.

Была сформулирована концепция строительства социализ-

ма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграр-

ной политики, нормализацию отношений с католической цер-

ковью, развитие рабочего самоуправления, установление более

равноправных отношений с СССР и т.д.

Принудительная коллективизация была прекращена, в аг-

рарном секторе стали доминировать единоличные крестьян-

ские хозяйства. Упор был сделан на развитие простых форм

кооперации.

Был освобожден изолированный в одном из монастырей

глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вы-

шиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон

божий в специальных катехизисных центрах.

По новому закону о выборах избиратели получили право

выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличивалось пред-

ставительство некоммунистических партий, светских католи-

ков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свобод-

ными, т.к. кандидатов мог выставлять только Фронт единства

народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы

польско-советских отношений. Получили возможность вернуться



из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, был определен статус

Северной группы советских войск в Польше и др.

В целом октябрьский кризис 1956 г. в Польше разрешился

мирно, хотя угроза использования советских войск существовала.

События в Венгрии имели более трагический характер. Осе-

нью 1956 г. в стране сложился широкий политический блок,

деятельность которого направлялась на ликвидацию существу-

ющей общественно-политической системы. Массовым было

резкое осуждение репрессий режима М.Ракоши, вскрытых после

массовая студенческая демонстрация, которая изложила свои

требования в Манифесте оппозиции: радикальные демократи-

ческие реформы, преодоление допущенных ошибок и переги-

бов, возвращение к руководству ранее репрессированного Имре

Надя. Манифестация переросла в восстание. И.Надь был спеш-

но назначен главой правительства, а Я.Кадар – первым секре-

тарем ЦК Венгерской партии трудящихся. По просьбе партий-

но-государственного руководства в столицу были введены

советские танковые дивизии, которые взяли под контроль стра-

тегические объекты. Это усилило антисоветские настроения и

привело к появлению лозунга борьбы за национальную неза-

висимость. Войска вывели, но столкновения в городе продол-

жались, превратившись в насилие и террор против сторонни-

ков социализма. И.Надь призывал восставших сложить оружие,

тической революцией. В обстановке хаоса и анархии ВПТ при-

няла решение о самороспуске, а И.Надь объявил о ликвида-

ции однопартийной системы и формировании кабинета

министров из представителей партий, действовавших в 1945–

1948 г. Возник ряд новых антисоветских партий, огромную роль

стало играть руководство католической церкви. Западные дер-

жавы перебрасывали в Венгрию оружие и эмигрантов. Под дав-

лением антисоциалистических сил правительство заявило о

выходе Венгрии из Организации Варшавского договора.

Советским руководством и лидерами других социалисти-

ческих стран венгерские события были охарактеризованы как

«контрреволюционный мятеж». Некоторые деятели ВПТ (Я.Ка-

дар и другие) ушли в подполье и создали Временное револю-

ционное рабоче-крестьянское правительство. Формально по его

просьбе, а фактически по ранее принятому решению лидеров

вновь введены советские войска, которые в течение четырех

дней подавили восстание. Погибли более 4 тысяч венгерских

граждан и 660 советских военнослужащих.

Власть перешла в руки правительства Я.Кадара. Коммуни-

стическая партия была восстановлена под новым названием –

Венгерская социалистическая рабочая партия. И.Надь, укры-

вавшийся с другими членами правительства в югославском

посольстве, был арестован, обвинен в государственной изме-

не и расстрелян.

С одной стороны, события 1956 г. в Польше и Венгрии

показали стремление к принципиальному обновлению, демок-

ратизации социализма. С другой, вмешательство Советского

Союза в венгерские события продемонстрировало его реши-

ропы утвердившуюся модель социализма.

Политическое и социально-экономическое развитие во вто-

рой половине 50-х – середине 60-х годов. Почти во всех странах

после ХХ съезда КПСС к власти пришло новое руководство,

которое заявило о необходимости искоренения, как и в Совет-

ском Союзе, последствий культа личности и расширения со-

циалистической демократии. Прекратились массовые репрес-

сии, была реабилитирована часть репрессированных. Несколько

возросла роль национальных фронтов. Расширилось участие

некоммунистических партий в политической жизни Чехосло-

вакии, Польши, Болгарии и ГДР. Более реальными стали пол-

номочия национальных парламентов и местных органов власти.

В то же время неизменной осталась руководящая и направляю-

щая роль компартий.

Индустриализация продолжалась. В то же время были вне-

сены определенные коррективы в экономическую политику.

Промышленные предприятия получили некоторую хозяйствен-

ную самостоятельность. Увеличились капиталовложения в раз-

витие производства товаров группы «Б» и сельского хозяйства,

непроизводственной сферы (образование, здравоохранение,

социальное обеспечение). Повысились зарплата, пенсии и по-

собия. В некоторых странах (Венгрия, ГДР, Польша) было раз-

решено мелкое частное предпринимательство.

В сельском хозяйстве продолжалось производственное ко-

оперирование. Но методы насильственные уступили место эко-

номическим – вводилась рента за землю, сданную в коопера-

тив; устанавливались пенсии членам кооперативов; отменялась

система принудительных государственных поставок. К началу

60-х годов процесс коллективизации был в целом завершен.

Исключение составляли Польша и Югославия, в которых до-

минировали индивидуальные крестьянские хозяйства.

В целом рос национальный доход (в Венгрии, например, в

1962 г. он в 2,5 раза превышал уровень 1949 г.). Повысился жиз-

ненный уровень. В начале 60-х годов государственными соци-

альными льготами пользовалось почти все население. Массо-

вые организации (национальные фронты, профсоюзы и даже

церковь) заявляли о своей поддержке социально-экономиче-

ского и политического курса компартий.

Усилилась изоляция стран Центральной и Юго-Восточной

Европы от внешнего мира (в первую очередь, капиталистиче-

ского). В августе 1961 г. вокруг Западного Берлина была возведе-

на высокая бетонная стена, которая стала символом не только

разделения единого немецкого народа, но и «железного зана-

веса» между Западной и Восточной Европой, миром социализ-

ма и миром капитализма.

В конце 50-х-начале 60-х годов правящие коммунистиче-

ские партии, основываясь на достигнутых изменениях в эконо-

мике (в первую очередь, социалистическом характере произ-

водственных отношений), сделали вывод о построении в странах

Центральной и Юго-Восточной Европы основ социализма. Так,

в Болгарии уже в июне 1958 г. состоялся VII съезд БКП – «съезд

победившего социализма». В ноябре 1962 г. VIII съезд ВСРП за-

явил об окончании строительства основ социализма в Венгрии

и принял решение о построении «полного социализма». Офи-

циального заявления о построении основ социализма не сде-

лала лишь Польская объединенная рабочая партия.

После ХХII съезда КПСС (1961 г.), принявшего програм-

му построения коммунизма и заявившего о возможности пере-

хода к коммунизму всех стран, в политические документы мно-

гих правящих партий были включены положения о переходе к

бесклассовому обществу (исключение составили Югославия и

Албания). Например, VIII съезд БКП (ноябрь 1962 г.) поставил

задачу завершить в 60-е годы строительство социализма и на-

чать строительство коммунизма.

Первая половина 60-х годов показала ненаучность и нере-

альность движения к коммунизму. Политические системы демон-

стрировали свой консерватизм и неспособность к изменению. Даже

весьма ограниченные, фрагментарные реформы, сформулирован-

ные во время «оттепели», были прекращены в начале 60-х годов.

Замедлились темпы роста промышленного производства, что

объяснялось экстенсивным характером развития экономики. Уве-

личение выпускаемой продукции шло за счет строительства но-

вых предприятий (нередко на старой технической базе), роста

материалоемкости, затрат энергоносителей и трудовых ресурсов.

Продукция характеризовалась высокой себестоимостью, низким

качеством и неконкурентоспособностью. Сохранение админист-

ративно-командной системы управления препятствовало интен-

сификации экономики, развитию научно-технической револю-

ции и использованию ее результатов. Экономические проблемы,

проявившиеся в первой половине 60-х годов, во многом обусло-

вили зарождение и развитие новых кризисов социализма в стра-

нах Центральной и Юго-Восточной Европы.

События 1968 года в Чехословакии. Сущность их заключа-

лась в попытке модернизации компартии и социализма в Че-

хословакии, в реакции на нее социалистического мира во гла-

ве с Советским Союзом.

На рубеже 50-60-х годов в КПЧ сложилось и постепенно

усиливалось реформаторское крыло. Сначала оно выдвинуло

требование реабилитации жертв политических репрессий, ко-

торая реально началась лишь в 1963 г. Затем реформаторы под-

вергли острой критике экономическую политику и заявили о

необходимости экономической реформы. Программа этой ре-

формы была разработана под руководством Отто Шика, ди-

ректора Института экономики, а ЦК КПЧ был вынужден ее

одобрить в 1965 г. В 1966–1967 г. между реформаторами и кон-

серваторами борьба шла по вопросам цензуры, взаимоотноше-

ний компартии и государства. В начале 1968 г. реформаторское

крыло в КПЧ победило – глава партии и государства А.Новот-

ный был освобожден от занимаемых постов, а первым секре-

тарем ЦК КПЧ был избран Александр Дубчек.

Новое руководство заявило о необходимости осуществить

реформирование партии и общества, создать в Чехословакии

«социализм с человеческим лицом». Сущность реформ в кон-

центрированном виде была изложена в «Программе действий»,

положения этого документа сводились к следующему: переход к

демократическому социализму; отказ КПЧ от монополии на

власть; разделение функций партии и государства; осуществле-

ние функций компартии только через работу в массах; свобода

мнений в партии; отмена цензуры; отказ от преследования ина-

комыслящих; проведение радикальных экономических преобра-

зований; создание реальной федерации Чехии и Словакии.

На руководителей Чехословакии было оказано сильней-

шее давление со стороны КПСС и других восточноевропейских

компартий в самых различных формах: встречи на высшем уров-

не, обработка по партийным и дипломатическим каналам. Суть

требований – отказаться от программы реформирования соци-

ализма, провести кадровые перестановки, согласиться на раз-

мещение в стране советских войск. Опасений, что Чехослова-

кия выйдет из Варшавского пакта, не было, так как А.Дубчек

и другие лидеры КПЧ официально заявили об отсутствии та-

ких планов. Они также неоднократно подчеркивали, что ре-

формы в Чехословакии не имеют антисоциалистической на-

правленности. Главная опасность модернизации партии и

общества в Чехословакии заключалась, на наш взгляд, в том,

что формировалась новая, более привлекательная, демократи-

ческая модель социалистического общества на фоне консерва-

тивных систем в восточной части Европы.

участников Варшавского договора (СССР, Болгарии, Венгрии,

ГДР и Польши) численностью 650 тысяч человек были введены

на территорию Чехословакии. Попытка обновления социализма

в этой стране была подавлена, что имело печальные послед-

ствия для Чехословакии и других социалистических стран. На

посту первого секретаря ЦК КПЧ А.Дубчека вскоре сменил Гу-

став Гусак, были заменены и другие руководители. В компартии

была проведена чистка, из ее рядов исключили до полумиллио-

на человек. Новое руководство охарактеризовало события 1968 г. –

как «угрозу социализму» и «ползучую контрреволюцию», а дей-

ствия ОВД – как «акт интернациональной помощи». Престиж

КПЧ резко упал. Советские войска остались в Чехословакии (ос-

тальных государств – выведены). В обществе появились и усили-

вались антисоветские настроения, росло скептическое отноше-

ние к социализму в его консервативной интерпретации.

Осенью 1968 г. на съезде ПОРП Л.И.Брежнев сформули-

ровал новую внешнеполитическую доктрину для социалисти-

ческого мира: суверенитет социалистических стран не являет-

ся абсолютным и не может противоречить интересам мирового

социализма. Провозглашался принцип коллективной ответ-

ственности всех стран ОВД за укрепление позиций социализ-

ма в каждой стране. Концепция получила на Западе название

«доктрины ограниченного суверенитета» или «доктрины Бреж-

нева». Она служила идеологическим оправданием ввода войск

в Чехословакию и предостережением реформаторам в других

странах. Только в 1990 г. ЦК КПЧ признал, что в 1968 г. не

было угрозы социализму и необходимости «интернациональ-

ной помощи».

Кризисы 1968 и 1970 годов в Польше. Отход от курса на ре-

формирование страны начался уже на III съезде ПОРП в 1959 г.,

а в 60-е годы вновь стали нарастать экономические и политиче-

ские трудности. Так, вместо ставки на НТР был продолжен курс

на экстенсивное развитие производств с большой долей ручно-

го труда, экологически вредных, но зато обеспечивавших всеоб-

щую занятость и определенный уровень социальной защищен-

ности. Вновь обострились отношения с католической церковью,

сударства в сфере образования и культуры.

В марте 1968 г. польские университетские центры стали

местом активного протеста студенческой молодежи против

идеологического диктата ПОРП. Студентов поддержала твор-

ческая интеллигенция и часть профессуры. Для разгона сту-

денческих митингов была использована полиция. Наиболее

активные участники выступлений были исключены из вузов,

некоторые арестованы и осуждены.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство ПНР

приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении

цен на продовольствие и некоторые промышленные товары,

что вызвало недовольство горожан. Особенно активно протес-

товали рабочие Гданьска, Гдыни и других городов балтийского

побережья страны. Против вышедших на улицы были брошены

полиция и воинские части. В столкновениях погибли 44 челове-

ка, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических по-

следствий, охватили и другие районы Польши. Они закончи-

лись только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене

повышения цен.

Следствием кризиса 1970 года явились кадровые изменения

в партийно-государственном руководстве. На посту первого сек-

ретаря ЦК ПОРП В.Гомулку сменил Э.Герек, пользовавшийся

поддержкой Москвы. Ушел в отставку премьер-министр Ю.Ци-

ранкевич, который возглавлял правительство Польши с неболь-

шими перерывами с 1947 г.