В чем разница между кредитом и инвестициями. Что лучше для открытия бизнеса: кредиты или инвестиции? Привлечение инвестиций -
построение командного бизнеса

В чем разница между кредитом и инвестициями. Что лучше для открытия бизнеса: кредиты или инвестиции? Привлечение инвестиций - построение командного бизнеса

Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок - регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

· налоговых проверок;

· получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

· проверки данных учета и отчетности;

Правила истребования документов при проведении налоговой проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения соответствующего требования. Эти документы передаются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования. Отказ от их представления признается налоговым правонарушением.

Инспектор налогового органа, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы и информацию относительно деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Виды налоговых проверок представлены на рисунке 9.2. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Камеральная налоговая проверка - форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.



Рис.9.2. Виды налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налог

плательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Выездная налоговая проверка - форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. изменяется порядок проведения проверок на территории налогоплательщика. Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные законодательные установления о выездной проверке

Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки - не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но не более шести месяцев.

Проверка структурных подразделений . В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца.

Повторная проверка . Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;

2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Справка о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.

Обычно при документальной проверке проверяют правильность:

а) отражения в учете различного вида доходов и расходов;

б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.);

в) пользования льготами по всем проверяемым налогам;

г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.

Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.

Так, относительно второй из этих возможностей установления достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)».

Публикации \ 30.10.2013

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) существует два вида налоговых проверок:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная налоговая проверка.

Налоговые проверки – это меры контроля за правильностью ведения учета и заполнением отчетности налогоплательщиком. Главное отличие выездной проверки от камеральной заключается в основании их проведения. Согласно п.2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка производится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для проведения выездной налоговой проверки, наоборот, требуется специальное разрешение руководителя, при этом не требуется предоставление деклараций в качестве инициации такой проверки. Налоговые органы для выявления нарушений в части налогового законодательства чаще используют камеральные проверки, поскольку число налогоплательщиков растет, и обеспечить полный охват выездными проверками всех налогоплательщиков становится затруднительно. Так по состоянию на 01.09.2014 года налоговыми органами было проведено 1 361 117 камеральных налоговых проверок и лишь 712 выездных проверок.

Действия налогоплательщика на стадии налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка

Согласно п.1 ст.88 НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов),
  • документов, представленных налогоплательщиком,
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у ИФНС.

Основными правилами проведения камеральной проверки являются:

  • Проведение проверки осуществляется ИФНС в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом специального решения руководителя ИФНС о проведении проверки, не нужно (п.2 ст.88 НК РФ).
  • В случае представления уточненной декларации, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Пункт 7 статьи 88 НК РФ гласит о том, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Однако, пунктами 6,8,9 настоящей статьи установлены исключения, согласно которым налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, подтверждающие

– право на льготу при налогообложении (п.6 ст.88 НК РФ);

– исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

– правомерность применения вычетов по НДС (п.8 ст.88 НК РФ).

– при проведении камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества - предоставляются сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (п.8.1. ст.88 НК РФ).

–при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период. Согласно п.1,2 ст.93 налоговый орган вправе истребовать необходимые документы у налогоплательщика, направив ему или его представителю требования о предоставлении документов. Срок предоставления документов в налоговые органы составляет 10 дней (20 дней - для консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения требования. У налогоплательщика есть возможность продлить срок предоставления документов. Для этого необходимо письменно уведомить налоговый орган. Решение о продлении или отказе продления выносится налоговым органом в течение 2 дней после получения письма от налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной производится согласно п. 1 ст. 89 НК РФ на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое свиде­тельствует об ее начале. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, но период проверки не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.3-4 ст.89 НК РФ). Однако если налогоплатель­щик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже если этот период находится за пределами трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения выездной налоговой проверки несколько отличается от порядка проведения камеральной проверки. Общая схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Порядок проведения выездной налоговой проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля

В ходе выездной налоговой проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • инвентаризация имущества;
  • допрос свидетелей;
  • экспертиза;
  • привлечение специалистов и переводчиков и др.

Истребование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства (ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик своевременно не предоставил требуемые документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного изъятия.

Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимый в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая проводится на основании распоряжения руководителя. По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Если в ходе проверки обнаружены правонарушения, налоговые инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица.

Все действия проверяющих налоговых инспекторов по проведению мероприятий налогового контроля ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными.

При совершении таких мероприятий, как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, обязательно должен составляться протокол, к которому предъявляются требования, установленные ст. 99 НК РФ.

Оформление результатов проверок

Для оформления результатов как камеральных, так и выездных налоговых проверок составляется акт налоговой проверки (п.5 ст.100 НК РФ), а в случае выездной налоговой проверки сначала составляется справка, только затем составляется акт выездной налоговой проверки. Принцип оформления результатов камеральной и выездной проверки можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Оформление результатов налоговых проверок

Акт проверки должен содержать обязательные реквизиты, закрепленные пунктом 3 ст. 100 НК РФ, а его итоговая часть содержать:

1) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (несдержанных и не перечисленных)) налогов (сборов);

2) сведения о завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по налогам и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений;

3)сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

4) сведения о не удержании и не перечислении налогов и т.д.;

5) предложения по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать конкретные меры, направленные на пресечение выявленных нарушений;

6) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

Порядок привлечения к налоговой ответственности по итогам выездных и камеральных налоговых проверок.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регламентирует ст. 100.1 НК РФ. В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Положения ст. 101 НК РФ распространяются как на выездные, так и на камеральные проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель налогового органа выносит решение о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности. Это решение должно содержать:

Изложение обстоятельств совершенного налогового правонарушения, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

Доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

Само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В нем также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, тем самым обжаловать решение. Порядок обжалования решения представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика

Существуют обстоятельства, которые как смягчают, так и отягчают ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проверки нарушения. Итак, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно ст. 112 НК РФ признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, которые наоборот отягчают ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом нужно помнить, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности за выявленные нарушения в ходе налоговых проверок составляет три года с момента совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности налоговым органом. Поэтому, если со дня совершения правонарушения и до момента вынесения решения прошло 3 года, лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубых нарушений правил учета доходов и расходов и за неуплату либо неполную уплату налога (ст. 120 и 122 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Субъекты налоговых проверок - министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок - регистры бухгалтерского и налогового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

    налоговых проверок;

    получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

    проверки данных учета и отчетности;

Правила истребования документов при проведении налоговой проверки (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения соответствующего требования. Эти документы передаются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования. Отказ от их представления признается налоговым правонарушением.

Инспектор налогового органа, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы и информацию относительно деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Истребование документов (информации) может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Виды налоговых проверок представлены на рисунке 9.2. В первую очередь в зависимости от формы проведения различают камеральные и выездные налоговые проверки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Камеральная налоговая проверка - форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Рис.9.2. Виды налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налог

плательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Выездная налоговая проверка - форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. изменяется порядок проведения проверок на территории налогоплательщика. Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса (в ред. закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) приведены основные законодательные установления о выездной проверке

Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки - не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но не более шести месяцев.

Проверка структурных подразделений . В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца.

Повторная проверка . Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;

2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Справка о проведенной проверке. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала проверки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе выработанной концепции создается и утверждается программа проведения документальной проверки.

Обычно при документальной проверке проверяют правильность:

а) отражения в учете различного вида доходов и расходов;

б) исчисления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т. д.);

в) пользования льготами по всем проверяемым налогам;

г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.

Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть использованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем сверки учетных данных предприятия с соответствующими учетными данными предприятия-контрагента.

Так, относительно второй из этих возможностей установления достоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)».

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, НК РФ.

Существуют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные .

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождения налоговой инспекции. Она начинается после представления в налоговую инспекцию налоговой декларации или отчетности. Какое-либо специальное разрешение на ее проведение не требуется. Дополнительные сведения и документы могут быть истребованы налоговым органом в ходе камеральной проверки. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах. Предельный срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщиком документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть предоставленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения будет установлен факт нарушения налогового законодательства, то составляется акт проверки и к нарушителю применяются налоговые санкции.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключением является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. Тогда проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

  • Как проходят процессы камеральной и выездной налоговой проверки.
  • Чем проверки отличаются друг от друга.
  • Когда и на каком основании возможно проведение проверок.
  • Какие существуют ограничения для проверяющей стороны.
  • Что надо сделать, чтобы успешно пройти проверку.

Даже если в компании полностью соблюдаются все правила и нормы, а отчетность безупречна, она может попасть под налоговую проверку , так как занимается деятельностью, регулируемой законодательством о налогах и сборах.

В этом материале мы разобрали актуальные вопросы, особенности, этапы, сходства и различия в алгоритмах проведения камеральных и выездных налоговых проверок .

Общие сведения о налоговых проверках

Обоснованием процедуры проверки служит Налоговый кодекс РФ. В одном из пунктов статьи 31 НК РФ указаны права налоговых органов, позволяющие им вести проверку налогоплательщиков. Статья 82 уточняет определение «налоговая проверка», а также права и задачи, которые получают контролирующие органы.

Существует разделение по типам проверок, связанное с методикой их проведения.

Выделяют «сплошную» ревизию, когда инспектированию подвергаются все документы организации . Этот метод можно применять при изучении небольших предприятий или при полном исследовании деятельности организации.

Выборочная методика основывается на возможности проверять только часть документации.

По объему проводимой работы различают проверки:

  • комплексные, которые проводятся раз в три года в отношении предприятий, подозреваемых в нарушении законодательства;
  • тематические, включающие отдельные направления деятельности компании;
  • целевые, в процессе которых изучаются отдельные операции (например, экспортные или импортные).

Также налоговые проверки можно разделить на:

  • плановые;
  • внеплановые.

Грозит ли вашей компании налоговая проверка: чек-лист

Редакция "Генерального Директора" составила список из 12 пунктов в работе компании, которые могут привлечь внимание налоговых органов. Скачайте этот чек-лист и исправьте ошибки до того, как в вашу компанию придут с проверкой.

Камеральные и выездные налоговые проверки

Разделение между этими двумя методиками произошло из-за места их проведения.

Выездная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах проводится на территории предприятия или организации. Нахождение в помещении компании или физического лица, подвергаемого проверке, без разрешения этого лица запрещено. В этом случае, а также в случае, когда помещение для проверки не может быть предоставлено по объективным причинам, проверка проходит по месту расположения налогового органа.

Основное отличие камеральной проверки от выездной заключается в том, что она проходит без посещения предприятия налоговым инспектором. Она основывается на декларации, которую налогоплательщик сдал в инспекцию самостоятельно. Для сравнения используются уже имеющиеся у налоговых органов документы.

Особенности камеральной проверки

После сдачи документов и налоговых расчетов проверка может быть произведена в течение 3 месяцев. Причем уведомления о начале проверки вы не получите. И в случае, если контролирующие органы не найдут никаких несоответствий, вы даже не узнаете о том, что вас проверяли .

Список документов:

  • декларация;
  • бухгалтерский баланс организации;
  • отчеты о доходах и расходах, изменении уставного капитала, движении и использовании средств .

В данных, предоставляемых налоговым органам, должны быть указаны:

  • для физических лиц:
  • для юридических лиц:

Все вопросы налоговых проверок регулируются статьей 88 НК РФ.

Внутренние процессы налоговой службы после процедуры проверки имеют следующий алгоритм:

  • акт о результатах ревизии составляется в течение 10 дней;
  • сроки вручения акта налогоплательщику (представителю юридического лица или физлицу) составляют 5 дней;
  • оспаривание результатов проверки возможно в течение 1 месяца;
  • пересмотр дела происходит в течение 10 дней с момента окончания месяца, данного на оспаривание результатов камеральной проверки.

Данные можно обновить с помощью подачи уточненной декларации:

  • лично (в письменном виде);
  • письменно в виде почтового отправления;
  • с помощью телекоммуникационных устройств по сети, если у вас есть заверенная электронная подпись .

Существует также практика углубленной камеральной проверки. В этом случае у вас будут запрошены дополнительные документы, отказать в предоставлении которых вы имеете полное право, если у вас не заявлены следующие условия:

  • налоговые льготы;
  • возмещение НДС;
  • проводились выплаты налогов, связанных с природопользованием и природными ресурсами;
  • физическое лицо, подавшее декларацию, участвует в другом инвестиционном договоре или товариществе.

Результаты камеральной проверки можно оспорить 2 способами:

  • Подача жалобы в вышестоящие фискальные органы . Здесь есть 3 варианта решения вашего вопроса: полная отмена решения нижестоящих органов, частичная отмена или изменение итогов проверки, прежнее решение останется в силе.
  • Подача апелляции в суд , что имеет смысл делать только после обжалования. На это у вас есть 3 месяца с момента, когда вы узнали решение по жалобе. Или истек 1 месяц, выделенный на ответ фискальных органов.

Особенности выездной проверки

В отличие от камеральной проверки, процессу которой подвергается 100 % налогоплательщиков, выездную проходят в среднем 20-25 % организаций. Основная причина – выявленные в ходе камеральной проверки нарушения, несоответствия и ошибки в расчетах. В этом случае внимание фискальных органов будет сосредоточено на финансово-хозяйственной деятельности организации.

Чтобы избежать ошибок, рисков, штрафов , арест счетов, следует соблюдать правила:

  • проведение репетиционного аудита;
  • регулярная проверка контрагентов по базам 1С;
  • сохранение всех документов в бумажном виде;
  • обоснование сделок с экономической точки зрения.

Процесс выездной проверки имеет следующий алгоритм:

  • принятие решения о проверке главой налогового органа;
  • сообщение об этом организации-налогоплательщику с просьбой предоставить документацию;
  • выезд на место работы.

Сроки ревизии составляют в среднем 2 месяца. Увеличение до 4-6 месяцев возможно в случаях, если организация относится к особо крупным (имеет более 4 обособленных подразделений). Если не были предоставлены требуемые документы или в них обнаружены сомнительные данные, случились форс-мажорные обстоятельства на месте работы.

Любые форс-мажорные происшествия, в результате которых были утрачены необходимые документы, расследуются с привлечением экспертов. Если вы сможете доказать, что налоговые документы утонули, сгорели или были уничтожены другим образом, организации грозит штраф. В настоящее время (согласно судебной практике) практически невозможно доказать, что были уничтожены именно необходимые ФНС сведения.

Во время проверки ФНС имеет право:

  • проводить инвентаризацию (ст. 89 НК РФ) и осмотр помещения (ст. 91, 92 НК РФ);
  • производить истребование и выемку документов и предметов (ст. 93, 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу и привлекать сторонних специалистов (ст. 95 НК РФ);
  • опрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • пользоваться услугами переводчика (ст. 97 НК РФ).

Ограничения ФНС:

  • по месту проведения проверок;
  • по количеству проверок – не более 2 проверок за календарный год и не более 1 за один и тот же период по одним и тем же налогам для предприятия и его филиалов;
  • по периоду проверки – не более 3 лет от года, когда принято решение о проверке;
  • по сверке цен в контролируемых сделках с рыночными.

ФНС в случае возникновения вопросов может приостанавливать выездную проверку неограниченное количество раз. В этом случае сотрудники налоговых органов не имеют права производить какие-либо действия на территории проверяемой организации. Документы, запрошенные ими до перерыва, должны быть предоставлены в указанный срок.

Налоговая проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев, если требуется информация от иностранных госорганов, нужна та или иная экспертиза, необходим перевод документации, полученной от зарубежных контрагентов.

Часто при выездной проверке применяется сплошной метод. В этом случае исследуется вся документация организации за исследуемый период. Она включает первичную документацию, кассовые, приходно-расходные книги, декларации, договора .

Должностные лица проверяют, имеет ли организация соответствующую документацию, ведет ли налоговый учет и когда подавала отчеты в ФНС.

В процессе уточняется верность выбранного режима налогообложения, дополнительные сведения, согласно которым производятся выплаты налогов, степень соблюдения законодательства.

Специалисты запрашивают дополнительную документацию и пояснения у налогоплательщика и у сторонних организаций.

Выездной ревизор проверяет реквизиты и правильность составления, полноту и учет документов, а также уточняет объект налогообложения, правильность расчетов и своевременность оплаты.

По результатам проверки проводится встречный или перекрестный анализ совместно с документами сторонних организаций, первичными документами и другими отчетами.

Особенности завершающего этапа выездной проверки

Документом, отмечающим окончание выездной налоговой проверки, является справка в установленной форме. Она выдается в день окончания процесса. В ней должны быть указаны даты ее начала и окончания, а также зафиксирован предмет проверки. Важно, чтобы даты были указаны точно, особенно если проверка приостанавливалась.

Оформление результатов проверки производится ФНС в течение 2 месяцев (для консолидированной группы – 3 месяца) со дня ее окончания в форме Акта, где излагаются факты правонарушения или отмечается их отсутствие.

Требования к акту:

  • составляется на бумаге, на русском языке, имеет сквозную нумерацию, не имеет помарок и подчисток;
  • содержит только документально подтвержденные факты;
  • состоит из вводной, описательной и итоговой частей;
  • акт должен быть подписан сотрудниками налоговой службы, проводившими проверку, и тем, в отношении кого она проводилась;
  • акт должен быть вручен в течение 5 дней (10 – в случае консолидированной группы налогоплательщиков) со дня оформления.

Оспорить результаты проверки можно в течение 15 дней (или 30 для консолидированной группы) после получения акта, предоставив возражения в письменном виде. Также можно приложить документы, обосновывающие ваши возражения.

Итоговое решение принимается начальником налогового органа. Имеется 2 варианта:

  • привлечение к ответственности;
  • отказ от привлечения к ответственности за совершенное налоговое правонарушение. В этом случае могут быть начислены пени или налоги.

Предлагаем ознакомиться с таблицей, где обобщаются сходства и различия камеральной и выездной налоговой проверки, а также представлены основные характеристики процесса в наглядной форме.

Камеральная

Выездная

Проверяющие

Сотрудники местных уполномоченных органов

Сотрудники любого уровня налоговой инспекции

Проверка ведется

За отчетный период

За срок до трех лет

Причины для проверки

Нет необходимости

Нет необходимости

Место проверки

Местные налоговые органы

В проверяемой организации

Кого проверяют

100% налогоплательщиков (юридические и физические лица)

Только юридические лица

Особенности процесса

Ведется проверка предоставленной документации

Производятся действия, разрешенные НК РФ

Регулярность

По мере предоставления документов

Выборочно