Проект реализации финансовой политики рф. Расходы и бюджетные правила. Механизм реализации финансовой политики

Проект реализации финансовой политики рф. Расходы и бюджетные правила. Механизм реализации финансовой политики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ"

Кафедра "Финансы и кредит"


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансы"

на тему: Финансовая политика Российской Федерации


Выполнила: студент набора 2013 г.

специальности "Финансы и кредит" заочного обучения Бадмаева Ю.Б.

Научный руководитель: д. э. н.,

профессор Багинова В.М.


Улан-Удэ, 2014


Введение

Заключение

Список литературы

Введение


В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики России.

Целью курсовой работы является выявление проблем финансовой политики России на современном этапе и определение путей их решения.

Задачи курсовой работы:

-рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;

-рассмотреть составляющие финансовой политики государства;

-проанализировать современную финансовую политику в России;

-выявить проблемы финансовой политики Россиии и определить пути их решения.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы.

финансовая бюджетная политика российская

Глава 1. Теоретические основы финансовой политики


1.1 Понятие, цели и задачи финансовой политики


Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а также государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

.Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.Создание адекватного финансового механизма.

.Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Отечественные экономисты внесли огромный вклад в понимании сущности финансовой политики. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть, отмечал её связь с учётом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.

Такие вопросы являлись базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, государственного контроля за денежным обращением, монополизации внешней торговли введения налогов. Раньше финансовая политика рассматривалась как основная часть в области государственного регулирования экономики.

Экономист И.В. Левчук, подчеркивал большую роль финансовой политики в увеличении производства, отмечал, что эта политика призвана создать правильное сочетание демократического и централизованного в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересное описание финансовой политики дана В.С. Павловым, где он исходит из целостности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1)политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики, которые направлены на улучшение положения государства в мире;

2)экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;

)социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Но другие экономисты выделяют также и другие цели, например, снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако не трудно заметить то, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Следовательно, мы можем определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Задачами финансовой политики является:

.обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

.организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

.выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

.создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Таким образом, можно сказать, что финансовая политика играет важную роль в развитии государства. Она охватывает все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную). Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая тем самым необходимые условия для совместного сотрудничества и решения многих проблем.


1.2 Элементы финансовой политики


Важнейшими элементами государственной финансовой политики выступают:

Øбюджетная;

Øналоговая;

Øинвестиционная;

Øсоциальная;

Øтаможенная политика.

По большому счёту бюджетная политика в основном выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, регламентирующих весь бюджетный процесс, определяющих форму бюджетного устройства страны.

Свою реализацию налоговая политика осуществляет в построении налоговых систем. В развитых странах мира налоговые системы характеризуются множеством видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Горизонтальное равенство обозначается юридическими и физическими лицами, находящимися в одинаковых условиях и обязанных платить равные налоги. Вертикальное равенство представляет собой уплату богатыми пропорционально больших сумм, чем бедные.

Помимо этого, мировой практикой доказано, что:

-налоговая система должна быть открытой, увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

-прямые налоги должны выступать основой налоговой базы (на доходы имущества);

-превалирование косвенной системы налогообложения ведет к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

-косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.;

-высокие налоги приводят к уменьшению капитала;

-в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для увеличения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в действительный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Основная цель этой политики заключается в создании условий инвесторам для выгодных вкладов финансовых средств в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: миграционную, пенсионную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, расширяя или ограничивая доступ на внутренний рынок товаров и услуг и сдерживая либо поощряя экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящий период во многом зависит от бюджетной политики, нацеленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.


Глава 2. Анализ финансовой политики в РФ


2.1 Общая характеристика финансовой политики РФ


Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

В 2013 и 2014 годах финансовая политика Российской Федерации была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь на обеспечение долгосрочной бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами.

В основу бюджетной политики на 2014 и 2015 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах президента РФ от 7 мая 2012, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2015-2017 гг.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для "перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности", повышения благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства и обеспечении достойных условий жизни для его граждан. Через бюджетную систему РФ проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование предоставления важнейших государственных и муниципальных услуг и выполнение возложенных на все органы государственной власти и органы местного самоуправления функций.

Главной стратегической задачей бюджетной политики РФ на современном этапе является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу относятся:

·активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, позволяющего сформулировать главные стратегические приоритеты бюджетной политики государства исходя из целей и задач экономической политики, оценить объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации, определить возможные источники этих ресурсов. На сегодняшний день для решения этой задачи предусматривается интегрирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, в ходе которого все составные части текущей бюджетной политики базируются на ориентирах, выработанных в ходе долгосрочного планирования;

·внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов. Для реализации этого принципа необходимо разработать механизм перехода от системы управления бюджетными ресурсами к управлению результатами. На сегодняшний день очень важно для решения данной задачи наладить механизм между разработкой целевых программ и внедрением их в финансовую политику;

·повышение эффективности использования бюджетных средств, достигаемое как с помощью долгосрочного бюджетного планирования, которое позволяет предупредить необоснованный рост расходов бюджета, так и путем внедрения системы мониторинга эффективности расходов бюджета и оценки эффективности использования бюджетных средств, передаваемых государственным корпорациям, унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям;

·повышение результативности государственной социальной политики, которая предусматривает разработку таких механизмов, которые будут направлены на улучшение благосостояния и уровня жизни незащищенных социальных слоев населения;

·совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг;

·формирование механизмов привлечения частного, в том числе иностранного капитала, к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба.

Текущая политика в области расходов бюджетов Российской Федерации в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области расходов бюджетов.

Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная и грамотная политика в этой области, в первую очередь, позволяет улучшить благосостояние общества.

На конец 2014 года замечено замедление экономического роста в Российской Федерации. Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки.

Определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с замедлением экономики Китая, неопределенными перспективами экономики Евросоюза и США.

В связи с этим необходима реализация активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации.

Рассмотрев основные аспекты финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, можно сказать, что основной целью ее является улучшение жизни общества, отказ от сырьевой политики. Успешная реализация финансовой политики зависит, в первую очередь, от последовательного проведения намеченных законопроектов, способности быстро и четко реагировать на любые экономические изменения в мировой практике.


2.2 Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 года


Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование "Бюджета для граждан".

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при "базовой" цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов.

Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета была направлена на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из 982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в результате превышения фактической цены на нефть над установленной базовой ценой, на эти цели было использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся 212 млрд. рублей подлежат перечислению в Резервный фонд. Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволил избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме.

В 2013 году также были утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и их исполнения в "программном" формате, которые установили порядок применения единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов, а также таблицу их соответствия статьям (подстатьям) классификации операций сектора государственного управления. Кроме того, в полной мере внедрен механизм формирования федерального бюджета на основе реестров расходных обязательств с заполнением главными распорядителями средств федерального бюджета соответствующих обоснований бюджетных ассигнований, что обеспечивает повышение обоснованности и прозрачности бюджетных расходов.

Создана правовая основа для внедрения единой методологической основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг на основании единого перечня государственных (муниципальных) услуг и общего порядка определения нормативных затрат по сферам деятельности.

В целях развития межбюджетных отношений в 2013 году была проведена подготовительная работа по консолидации субсидий, увеличению доли межбюджетных трансфертов, распределяемых федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Значительный объем передаваемых на региональный уровень расходных обязательств местных бюджетов потребовал принятия на федеральном уровне мер, позволяющих обеспечить сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В связи со значительным объемом передаваемых расходных обязательств урегулирование изменения разграничения полномочий только с применением механизма межбюджетного регулирования являлось недостаточным, что в свою очередь обусловило принятие на федеральном уровне мер, позволяющих обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации путем перераспределения доходных источников между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

В течение 2013 года завершена подготовка нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления от имени Российской Федерации территориальными органами Федерального казначейства бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Государственные заимствования Российской Федерации на внутреннем рынке капитала выступали в 2013 году в качестве основного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

В 2013 году Минфин России осуществлял эмиссию облигаций федерального займа только с постоянным купонным доходом. Объем привлечения средств за счет внутренних рыночных заимствований в 2013 году стал рекордным в новейшей истории России и составил 821,7 млрд. рублей или около 92% от объема программы внутренних заимствований при погашении 463,3 млрд. рублей. Таким образом, чистое привлечение составило 358,4 млрд. рублей. Указанные ресурсы были привлечены Минфином России на более благоприятных финансовых условиях, чем в предыдущие годы: доходность размещенных в 2013 году государственных облигаций снизилась с 7,9% годовых в 2012 году - до 6,9% годовых, а средний срок погашения размещенных облигаций вырос с 5,2 лет до 5,8 лет.

Достижению данного результата способствовало завершение в 2013 году реализации ряда важных инициатив в сфере либерализации российского долгового рынка и модернизации его инфраструктуры, направленных на повышение его привлекательности для широкого круга инвесторов, снижение транзакционных издержек участников и поддержание высокой ликвидности внутреннего рынка. В результате данных преобразований внутренний долговой рынок стал обладать всеми необходимыми атрибутами развитого долгового рынка.

В 2013 году средства Резервного фонда не использовались, а средства ФНБ в сумме 5,9 млрд. рублей были направлены на софинансирование пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

В 2013 году преобладающая часть средств суверенных фондов размещалась в высоконадежные финансовые активы в иностранной валюте. По состоянию на 1 января 2014 года средства ФНБ были размещены на депозитах во Внешэкономбанке в объеме 474,0 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США, а также в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности - в объеме 3,0 млрд. долларов США.

В целях повышения доходности размещения средств ФНБ и диверсификации инвестиционных рисков Правительством Российской Федерации в 2013 году расширен перечень валют, в которые могут размещаться средства ФНБ, за счет включения австралийского доллара, канадского доллара, швейцарского франка и иены, а также перечень стран, в долговые обязательства правительств которых могут размещаться средства ФНБ, за счет включения Австралии, Швейцарии и Японии.

К настоящему времени Правительством Российской Федерации одобрено направление средств ФНБ в объеме до 414,96 млрд. рублей на финансирование проектов по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, строительству железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва, строительству "интеллектуальных сетей" и ликвидации цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России.

Минфином России совместно с Банком России прорабатывается возможность повышения эффективности управления средствами суверенных фондов за счет развития потенциала и инструментария Банка России, который в настоящее время инвестирует средства суверенных фондов в составе международных резервов в соответствии с поручениями Минфина России. Рассматривается возможность расширения инвестиционной декларации Банка России за счет наделения его полномочиями проводить операции с корпоративными ценными бумагами.

Значительный прогресс достигнут в части повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса.

Российская Федерация улучшила свой показатель по Индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнерством, с 60 баллов из 100 в 2010 году до 74 баллов в 2012 году и заняла 10 место из 100 исследуемых стран при среднем индексе в 43 из 100 баллов. В результате в соответствии с методологией исследования, в 2012 году Россия вошла в группу стран, предоставляющих "значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности".

В 2013 году по инициативе Минфина России был реализован проект Международного валютного фонда (далее - МВФ) по оценке налогово-бюджетной прозрачности в Российской Федерации на основе новой редакции Кодекса прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ.

В докладе МВФ, опубликованном в 2014 году, отмечается существенный прогресс, достигнутый Российской Федерацией в улучшении раскрытия бюджетной информации в течение последних пятнадцати лет, который привел ее бюджетную отчетность и бюджетную практику в соответствие с мировыми стандартами.

В целом исполнение основных показателей федерального бюджета в 2013 году характеризуется следующими данными (таблица 2.2.1):

Таблица 2.2.1

Основные показатели федерального бюджета в 2013 году

НаименованиеЗакон <#"justify"><*> По расходам - сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).

Доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 019,9 млрд. рублей (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 6 534,0 млрд. рублей (9,8% ВВП), ненефтегазовые - 6 485,9 млрд. рублей (9,7% ВВП).

В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2% и ненефтегазовые доходы - 49,8% (как и в 2012 году). В последние годы наблюдается тенденция роста доли нефтегазовых доходов (в 2009 году нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составляли 40,7% и 59,3% соответственно).

Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,5 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом <#"justify">-социальная сфера - 38,7% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета (7,7% ВВП);

-национальная оборона - 15,8% (3,2% ВВП);

-национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 15,5% (3,1% ВВП);

-национальная экономика - 13,9% (2,8% ВВП), из которых: дорожное хозяйство составило 3,8% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета; транспорт - 1,9%; сельское хозяйство и рыболовство - 1,6%;

-обслуживание государственного долга Российской Федерации - 2,7% (0,5% ВВП).

В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 323,0 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного - 0,8% ВВП).

Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с "первоначальными" показателями, установленными Федеральным законом <#"justify">-454,5 млрд. рублей - на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (замещение ненефтегазовых доходов);

-315,3 млрд. рублей - на замещение не поступивших источников финансирования дефицита, в первую очередь, на замещение поступлений от приватизации (снизились более чем в 10 раз от первоначального прогноза: план - 427,7 млрд. рублей, факт - 41,6 млрд. рублей) и на замещение заемных источников (фактическое привлечение снизилось более чем на 25%: план - 1 448,8 млрд. рублей; факт - 1 049,5 млрд. рублей).

Таким образом, по результатам 2013 года вместо 982,0 млрд. рублей Резервный фонд пополнился только на 212,0 млрд. рублей и составил 3 071,9 млрд. рублей или 4,6% ВВП, а вместе с ФНБ - 8,9% ВВП.

Ненефтегазовый дефицит в 2013 году составил 10,3% ВВП - практически остался на уровне 2012 года (10,4% ВВП), но значительно ниже уровня 2008 года (6,5% ВВП).

Таким образом, по-прежнему сохраняется зависимость российской экономики от сырьевых доходов.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики РФ


Основными проблемами в финансовой политике, которые требуют решения являются:

)сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

2)совершенствование налоговой системы;

)оптимизация структуры расходов государства;

)применение реального и прозрачного бюджета;

)увеличение инвестиционного финансирования;

)обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

)стабилизация валютного курса рубля;

)повышение эффективности использования государственной собственности;

)переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

)развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой целью Федеральный бюджет не предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Увеличение сбора налогов достигается путем увеличения и расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП.

На данный момент основная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности удовлетворения социальных потребностей, своего нормального расширенного воспроизводства, образуется "порочный круг": нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала <#"justify">üобеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

üреализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

üустановить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

üстабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

üсформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

üреформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

üориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Заключение


В данной курсовой работе мною была рассмотрена тема "Финансовая политика РФ". На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы, которые кратко характеризуют основные особенности финансовой политики сегодня.

При формировании и развитии экономики любого государства важную роль играет финансовая политика, осуществляемая государством.

Проводя различные мероприятия по осуществлению этой политики государство мобилизует значительные финансовые ресурсы со всей страны и распределяет их на основе определенной социально-экономической политики, проводимой в данной стране в текущий период времени и в перспективе.

Финансовая политика России, равно как и любого другого государства - одна из важнейших частей экономической политики. Формирование финансовой политики происходит в зависимости от вектора развития страны. Так как Российская Федерация - социальное государство, следовательно, основными направлениями финансовой политики являются те ветви развития, которые связаны с социальной сферой.

Сегодня финансовая политика Российской Федерации направлена на развитие экономики страны, на укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ.

Правительством Российской Федерации на современном этапе выполняется большая работа по стабилизации финансовой политики, разработке необходимых мер по улучшению всех сторон финансовой деятельности, вырабатывается четкая финансовая стратегия, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Выделяются основные тенденции развития финансов, формируются основные концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбираются долговременные концепции и целевые программы, необходимые для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание уделяется гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Проанализировав бюджетное послание президента Российской Федерации на 2014-2016 гг. видно, что задачи финансовой политики сегодня - это улучшение качества жизни граждан за счет увеличения финансирования социальной сферы, уменьшение дефицита бюджета, пополнение фонда благосостояния и резервного фонда Российской Федерации, а также удержание государственного долга Российской Федерации на регулируемом уровне, постепенное снижение инфляции.

Финансовая политика государства - играет огромную роль в развитии любого государства. Таким образом, можно подвести итог, что актуальность работы доказана, цель достигнута, задачи выполнены.

Список литературы


1.Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

2.Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)"Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

.Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

.Президент России. - Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.

.Министерство финансов Российской Федерации. - Основные направления таможенно-тарифной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

.Брайчева, Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.

.Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2013. - 620 с.

.Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 143 с.

.Подъяблонская, Л.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие / Л.М. Подъяблонская. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 450 с.

.Пономарев, А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / А.И. Пономарев. - Ростов: "Феникс", 2011. - 352 с.

.Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 305 с.

.Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2012. - 710 с.

.Чернов, Е.Г. Финансы, деньги, кредит. Учеб. пособие / Е.Г. Чернов, В.В. Иванов. - М.: ТК Велби, 2013. - 137 с.

.Чернова, Е.В. Управление прибылью / Е.В. Чернова //

.Финансы и кредит. - 2013. - №3. - С.1518.

.Широков, С.П. Механизм формирования прибыли / С.П. Широков // Финансы и статистика. - 2012. - №9. - С.3339

.Шмелев, П.И. Распределение прибыли предприятия / П.И. Шмелев // Финансы и статистика. - 2012. - №4. - С.1216.

19.

.

.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Продолжаем наши подготовительные совещания в рамках бюджетных процедур.

На отдельных отраслевых совещаниях мы пришли к определённым решениям по расходам на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, оборонки, по финансированию социальной сферы, по мерам поддержки региональных бюджетов. Вчера мы с частью присутствующих здесь коллег . Сегодня рассмотрим предложения Минфина по основным направлениям бюджетной политики и более детальные бюджетные проектировки, которые подготовлены по итогам этих отраслевых совещаний. Ещё раз в укрупнённом виде пройдёмся по развилкам. В середине сентября, после рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам, мы обсудим бюджет на заседании Правительства, как это полагается. И в целом до 1 октября планируется внесение в Государственную Думу всего бюджетного пакета. Прошу всех это учитывать, имея в виду, что времени остаётся немного.

Участники совещания

  • Список участников совещания об основных направлениях бюджетной политики и об основных параметрах федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, 31 августа 2017 года

На какие моменты хотел бы обратить внимание?

Первое. Мы договорились, что исходим из базового варианта прогноза. Факторов неопределённости действительно хватает. Надо спокойно, без завышенных ожиданий их учитывать. И внутренние проблемы, конечно, существуют, и внешние вызовы, которых не стало меньше. В этих условиях сдержанная, аккуратная бюджетная политика – это, наверное, оптимальный вариант для того, чтобы сохранить уровень государственного долга на приемлемом уровне, обеспечить устойчивость и сбалансированность всей финансовой системы. В последние годы, несмотря на множество негативных факторов, надо признаться, мы к бюджетной стабильности привыкли и воспринимаем её как само собой разумеющееся. Но это совсем не так. Прежде всего это результат нашей с вами совместной работы и жёсткой бюджетной политики, которую Правительство проводило все эти годы, хотя это было непросто.

Контекст

Целевые ориентиры остаются прежними: четырёхпроцентный уровень инфляции, постепенное снижение бюджетного дефицита. Новый бюджет также это будет учитывать.

Второе. Бюджет должен быть сбалансирован. Это позволяет уверенно финансировать социальные обязательства. Зарплаты, стипендии, пенсии и пособия должны быть гарантированы бюджетными ресурсами, что бы ни происходило с ценами на нефть. Хотя там есть разные предположения.

Сейчас мы с этой задачей в целом справляемся, в том числе благодаря резервам, которые мы создавали. В новом бюджете также должны быть предусмотрены необходимые средства. Для этого мы приняли два важных решения. Одно из них касается нового бюджетного правила. Так называемая цена отсечения на нефть марки «Юралс» фиксируется и ежегодно, начиная со следующего, 2018 года, будет индексироваться на 2%.

Во-вторых, мы объединяем ресурсы наших суверенных фондов. Фонд остаётся один – Фонд национального благосостояния. Теперь в него будут направляться все дополнительные нефтяные «сверхдоходы». При этом целевое использование, назначение средств Фонда национального благосостояния не меняется.

И наконец, третье. Вчера на совещании мы отмечали определённые позитивные сдвиги, которые наметились в экономике. По этому поводу есть разные оценки. По данным Минэкономразвития, во II квартале рост ВВП ускорился до весьма уже неплохих цифр. Но пока эти тенденции не являются устойчивыми, чтобы можно было говорить о качественном изменении экономической ситуации. Это нужно иметь в виду. Мы обсудили тем не менее, что нужно сделать, чтобы закрепить такого рода позитивные сдвиги, и в смысле налогового, и в смысле таможенно-тарифного регулирования. Бюджетная политика также должна стимулировать изменения и развитие реального сектора, то есть промышленности и сельского хозяйства, создавая условия для долгосрочного экономического роста.

У нас используется проектный подход. Я вчера тоже проводил совещание по этому поводу. Ещё раз хочу отметить, что новые проекты, приоритеты новые мы создавали именно для того, чтобы сконцентрировать на них финансирование. Это нужно иметь в виду и отраслевым ведомствам, и нашим общеэкономическим ведомствам, и руководству Правительства, когда мы принимаем решения о том, что сохраняем для финансирования, а что не сохраняем. Очевидно, что приоритеты на то и приоритеты, что они должны финансироваться в преимущественном порядке.

Правительство и Министерство финансов, проанализировав опыт предыдущих периодов, решили вернуться к трехлетнему планированию бюджета, на что указывает принятый законопроект «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Но, несмотря на все преимущества такого подхода, сложно спрогнозировать, удастся ли следовать изначально заложенным в проект параметрам и будет ли такая политика воспринята частным бизнесом в качестве сигнала, который свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике страны и безопасности инвестирования.

Доходы

Бюджетной политикой РФ на 2017-2019 годы предусмотрен дефицит поступлений, что будет обусловлено сокращением спроса на российский экспорт, снижением стоимости нефти и целым рядом других внешних факторов. Чтобы покрыть дефицит, правительство планирует наполнить бюджет путем мобилизации дополнительных доходов, предприняв такие меры:

  • завершение так называемого «налогового маневра», что повлечет за собой планомерный рост ставок по НДПИ на нефтепродукты, а также отмену экспортных пошлин. В рамках пилотного проекта будет внедрен налог на добавленный доход, что в среднесрочной перспективе поможет сбалансировать налоговую нагрузку в газовой и нефтяной отраслях;
  • увеличение с 25 до 50% минимального норматива дивидендов, начисляемых по акциям государственных компаний, что позволит нарастить объем поступлений по этим направлениям;
  • внедрение унифицированной базы для создания единой системы администрирования поступлений в бюджет. За счет этого можно будет снизить административную нагрузку и увеличить объем бюджетных доходов.

Расходы и бюджетные правила

Расходы будут формироваться в рамках бюджетной политики на 2017-2019 годы и правил, призванных снизить чувствительность системы к волатильности цен на мировых нефтяных рынках. В полную силу бюджетные правила заработают в 2020 году, в то время как период 2017-2019 гг. признан правительством как переходный, чтобы избежать шока от резкого сокращения государственных расходов.

В соответствии с предложением Минфина, к 2020 году расходы будут формироваться из трех компонентов:

  • базовый объем нефтегазовых доходов, который будет рассчитан при базовой цене нефти на уровне 40 долл./барр.;
  • объем нефтегазовых доходов, расчет которого будет производиться с учетом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития РФ;
  • расходы по обслуживанию задолженности. Для коррекции показателей в случае снижения прогнозного объема Резервного фонда до уровня 5% ВВП, предельный объем использования не будет превышать 1% ВВП.

Исходя из такой конструкции, можно сделать вывод, что бюджетная политика на 2017-2019 гг. призвана не только решить задачу денежно-кредитного регулирования, но и сократить долю прямого участия государства в экономике для чего запланирована поэтапная стабилизация налоговой нагрузки и масштабная приватизация.

Последние несколько лет росли расходы по трем основным направлениям (непроизводственным), что только способствовало «проеданию» бюджета: социальная политика (в первую очередь это пенсионные выплаты), национальная оборона и обслуживание долга. Новый подход предполагает сжатие объема расходов с повышением их эффективности для более рационального использования поступивших средств.

Предпосылки для изменения политики

В зависимости от ситуации на рынке, внешних факторов и показателей роста российской экономики, правительство и Минфин могут пересмотреть основные направления бюджетной политики на 2017-2019 гг., что может быть обусловлено такими факторами:

  • длительное время бюджет наполнялся преимущественно за счет сырьевых поступлений, что сдерживало или даже тормозило процесс перестройки экономики. Отсутствие устойчивого спроса и гарантированные рентные доходы только дестимулировали меры, призванные изменить структуру российской экономики. Но с 2015 года, когда объем перераспределяемой нефтяной ренты стал сокращаться, ситуация изменилась, что может создать предпосылки для изменения приоритетов при планировании бюджетных расходов;
  • основная цель бюджетной политики – это сокращение дефицита. Но при наличии резервов суверенных фондов можно было игнорировать такую проблему, несмотря на постепенное накопление негативных явлений (рост теневого сектора экономики, старение населения, нерациональная структура расходов, когда большая часть поступлений тратится на поддержку силового блока и социальные нужды и т. д.). Согласно прогнозам, в краткосрочной перспективе Резервный фонд может полностью исчерпать свой ресурс, что тоже должно подтолкнуть к пересмотру основных тезисов бюджетной политики;
  • проблема сбалансированности бюджетов субъектов РФ может быть перенесена на федеральный уровень, где нет резервов для поддержания устойчивости системы в целом. Текущая политика способствует наращиванию фискального разрыва, что в долгосрочной перспективе может вылиться в серьезные проблемы. Разработанные меры не решают, а только оттягивают проявление кризисных явлений, которые накапливаются по мере появления новых задач. Это прямой путь к увеличению разрыва между доходами и расходами, в то время как у государства все меньше источников финансирования для покрытия дефицита бюджета.

Председатель счетной палаты жестко критикует бюджет РФ 2017-2019 видео:

(можно учить по тетради)

Финансы! Вопрос № 2. Финансовая система: понятие, структура, взаимодействие сфер и звеньев.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений,в процессе которыхразными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

(Фин.с-ма- совокупность фин-ых орг-ций(учреждений)и фин-ых рынков,обеспечивающих с помощьюразличных финн-ых инструментов формирование и использование ден-ых ср-в гос-ва, орг-ций и населения.)

Отличаясь друг от друга, различные виды финансовых отношений обладают определенными общими чертами, которые позволяют сгруппировать их в обособленные сферы и звенья. Существует несколько точек зрения на структуру финансовой системы. В зависимости от субъекта финансовых отношений структуру финансовой системы можно представить следующим образом:

Финансовая система

Децентрализованные финансы

Централизованные финансы

Финансы коммерческих предприятий

организаций

Финансы некоммерческих

Государствен

рег.бюджеты

предприятий

Финансы посредников (кред.орг-ций,

частных пенсион.фондов, страховых

орг-ций и др.фин.институтов)

Муниципальные

домохозяйств

(индивид.предпр)

Страхование

внебюджетные

В составе финансовой системы выделяют 2 сферы: сферу децентрализованных финансов (ден.отн-ия, возникающие у ЮЛ и ФЛ, д/хоз-в в процессе распределения, накопления ДС) и сферу централизованных финансов (фин.отн-ия носят ден.хар-ер, возникающий у органов власти по поводу формир-ия и использ-ия ден.ресурсов). Страхование выделяется в качестве промежуточного звена, поскольку можно выделить коммерческое страхование и некоммерческое (государственное). В свою очередь каждая сфера состоит из звеньев.

ВБФ создаются на опред-ый срок или действуют постоянно. Их формир-ие связано с необх-тью иметь независимые от принятия или непринятия гос.бюджета целевые источники ср-в. По признаку целевой направленности использ-ия ср-в ВБФ можно объединить в 2группы: ВБФ соц.назначения и ВБФ межотраслевого и отраслевого хар-ра.

Гос.кредит выделяется в самост-ое звено гос.финансов, т.к.ему присущи специфич.формы фин.-кредитных отн-ий по привлечению ср-в в централизованные фонды гос-ва. Гос.кредит- это особая форма ден.отн-ий между гос-вом и ЮЛ и ФЛ. Необх-ть гос.кредита связана с опережающим темпом роста гос.расходов над возможностями расширения собств.доходной базы, что позволяет обеспечивать покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита.

Взаимодействие сфер и звеньев (все отношения между звеньями, как правило, носят двойственный характер):

1) финансы хозяйствующих субъектов взаимодействуют с государственными финансами по поводу уплаты налогов, обратная взаимосвязь осуществляется при поступлении дотаций, субвенций, субсидий из бюджетов различных уровней, при предоставлении инвестиционных

налоговых кредитов, налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов. Со страхованием по поводу уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения.

    Домашние хозяйства в свою очередь могут осуществлять инвестиции в уставные капиталы предприятий, покупать ценные бумаги коммерческих предприятий, могут осуществлять добровольные членские вносы и пожертвования в пользу некоммерческих предприятий. Со страхованием - уплачивая страховые взносы и получая страховые возмещения. С внебюджетными фондами по поводу уплаты отчислений, взносов, обратная взаимосвязь путем выплаты социальных пособий, пенсий, трансфертов. Покупая государственные ценные бумаги, осуществляется взаимодействие с гос. кредитом.

    Между бюджетом и внебюджетными фондами по поводу предоставления средств для выплаты пенсий и пособий.

    Взаимодействие между коммерческими и некоммерческими организациями осуществляется путем оказания благотворительной помощи. Коммерческие организации могут образовывать некоммерческие структуры (пример,АРБ).

Всем этим отн-ниям должны быть присущи признаки хар-ные финансам: денеж.характер, распределит-ый характер, образование и использование денеж.доходов и накоплений.

С 01.01.06 на муниц.ур-не мест. Бюджеты стали: 1) бюджеты городских поселений и округов, 2) бюджеты сельских поселений и районов.

Финансы №3.

Финансовые ресурсы: виды, источники формирования и основные направления использования.

На сегодняшний день нет единого понятия фин. ресурсов, часто их отождествляют с ден. ср-вами. Понятие фин. ресурсов появилось в 1-ой 5-летке. Ресурс – запас, выступающий источником удовлетворения каких-либо потребностей. Финансовые ресурсы существуют в денежной форме. Фин.ресурсы, это не просто деньги, это работающие ден. средства., участвующие в процессе воспроизводства.

Финансы подготавливают обменные процессы и завершают их. Если отношения совершаются в безналичной форме, то понятия фин.ресурсов и ден.ср-в совпадают.

Признаки фин.ресурсов: 1)фин.ресурсы должны быть представлены в ден.форме; 2)фин.ресурсы несуществуют сами по себе, а всегда имеют собственника, либо лицо, кот-ое ими распоряжается. Финансовые ресурсы могут находиться у отдельных экономических участников - децентрализованные финансы, либо находятся во власти органов власти, местного самоуправления (централизов.); 3)фин.ресурсы всегда используются либо на воспроизводственные цели, либо на удовлетворение общественных потребностей.

Фин.ресурсы – ден.ср-ва,т.е.доходы,накопления,поступления,находящиеся в собственности илираспоряжении субъектов хозяйствования или органов гос.власти и местного самоуправления и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса, выполнения функций и задач, возлагаемых на эти субъекты.

По источникам образования фин.ресурсы разделяются на собственные и заемные.

Следует различать понятия источников и видов фин.ресурсов. Виды ф.р . – конкретные поступления, формы доходов. Источники ф.р. – то, за счет чего происходит формирование этих конкретных видов.

Централизованные финансовые ресурсы. Виды : налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления. Источники : стоимость ВНП, часть национального богатства. Если собственных ресурсов недостаточно, прибегают к заемным финансовым ресурсам (за счет выпуска ц/б-г или за счет заключения кредитных договоров). Фин.ресурсы органов власти и управления имеют строго целевое направление использования ср-в, т.к. направления использования фин. ресурсов закреплены в соответствующих бюджетах и гос. внебюджетных фондах на кажд год и имеют силу закона.

Фин.ресурсы коммерческих организаций. Виды ф.р .: 1)прибыль; 2)амортизация; 3) средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные ассигнования, штрафы, страховые платежи); несобственные ресурсы: кредиты, векселя, авансы. Источники ф.р. – все виды доходов. Использование ресурсов коммерч.орг-ций осуществляется по усмотрению самой орг-ции: пополнение оборотного капитала, выполнение финансовых обязат-в перед партнерами, неиспользованная часть направляется на фин.рынок.

Финансовые ресурсы некоммерч.орг-ций. Виды ф.р. : взносы, бюджетные ассигнования, поступления от реализации услуг на платной основе. Источники ф.р. : средства бюджетов, доходы учредителей, свободные средства коммерческих и некоммерческих организаций, поступающие в виде благотворительности.

Фин.ресурсы индивидуальных предпринимателей и фермеров. Виды - личные сбережения. Источники : доходы предпринимателя; средства, полученные в предыдущие периоды.

4. Финансовая политика рф на современном этапе

Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

    Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

    Создание адекватного финансового механизма.

    Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой.

Задачи финансовой политики:

    обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

    политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

    экономические цели, то есть достижение целей в области экономикина различном уровне

    социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классыи слоинаселения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  • региональном

    национальном

    на уровне отдельных регионов внутри страны

    на уровне предприятия,организации(хозяйствующего субъекта)

    отдельного предпринимателя

    на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

    бюджетная политика

    налоговая политика

    таможенная политика

    денежно-кредитная политика

    инвестиционная политика

    коррупционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Финансовая политика страны является важной составляющей экономической политики. Для того, чтобы экономика развивалась эффективно, необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики. От того насколько грамотно будет построена финансовая политика зависят темпы развития как определенных отраслей, таких как промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт, так и экономики в целом.

Финансовая политика государства включает в себя бюджетно-налоговую политику, а также инвестиционную политику, социальную политику. В составе финансовой политики основополагающая роль отводится бюджетной политике, которая оказывает влияние на формирование финансовой базы для развития государства.

В основу бюджетной политики на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг. положены стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. (о мероприятиях по реализации государственной социальной политики), Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года.

Статья Бюджетного кодекса, по которой президент был обязан направлять бюджетное послание не позднее марта, утратила силу. В 2014 году Путин не обращался с посланием к парламенту. По закону президент должен представлять документ в марте, оглашался он обычно в мае–июне. Но в этом году Государственная дума ушла на каникулы, а Минфин подготовил проект федерального бюджета на 2015–2017 годы, не дождавшись документа, который определяет бюджетную политику страны на следующий год, писал РБК в июле.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что основными характеристиками бюджета в 2015 будут доходы в 15 трлн 082 млрд руб., в 2016 году – 15 трлн 795,5 млрд руб., в 2017 году – 16 трлн 547,8 млрд руб.

Цели и задачи бюджетной политики на 2015 - 2017 годы

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса

2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании

3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета

4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами

5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг

6. Оптимизация расходов на оплату труда

7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры

8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений

9. Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами

Расходы в 2015 году составят 15 трлн 513,1 млрд руб., в 2016 году – 16 трлн 271,8 млрд руб., в 2017 году – 17 трлн 088,7 млрд руб.

Дефицит бюджета в 2015 году составит 430,7 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2016 году – 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 году – 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП). Проект федерального бюджета был одобрен на заседании правительства РФ 18 сентября 2014 года. Документ был основан на предположении, что украинский кризис будет урегулирован, а санкции Запада в отношении России – отменены. Макроэкономический прогноз, на котором проект бюджета был основан, исходил из более высоких темпов мирового экономического роста. При этом правительство предложило экономить на росте зарплат, пенсиях и некоторых инвестиционных расходах. В федеральном бюджете отражено, что инвестиционный рост в 2015 году будет сохраняться в основном за счет госинвестиций. Глава МЭР Алексей Улюкаев на заседании правительства сообщил, что Минэкономразвития посчитало возможным повысить ожидания роста инвестиций. «Для 2015 года это прежде всего государственные капвложения, а также капвложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие». Учтены и все утвержденные проекты, которые будут финансироваться за счет ФНБ – такие как реконструкция БАМа, Транссиба и строительство ЦКАД» – отметил он. «Решения по инвестированию средств ФНБ не будут выходить за 60% планку размещения средств», – уточнил министр финансов Антон Силуанов. Он сообщил и то, что финансовой помощи компаниям «Роснефть» и НОВАТЭК в бюджете не предусмотрено. «Этот вопрос будет рассматриваться в процессе обсуждения заявки на получение ресурсов из ФНБ» – сказал Силуанов. В бюджете заложен и антикризисный резерв - 190 млрд руб., которые предлагается потратить в случае резкого ухудшения ситуации. «Плюс ресурсы, которые мы сейчас готовы предоставить за счет заемных средств из ФНБ, - это и будут те средства, которые мы готовы направить на поддержку предприятий, банковского сектора в нынешних условиях», – сообщил Силуанов. Минфин прогнозирует, что из-за низких цен на нефть бюджет в 2015 году может недополучить около 1 трлн руб. Около половины этой суммы планируется покрыть из Резервного фонда. В связи с поставленными задачами бюджетной политики следует признать, что бюджетная политика не может функционировать отдельно от налоговой политики. В 2013-2015 гг. цели Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются того, чтобы создать эффективную и стабильную налоговую систему, которая будет способствовать бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Основными приоритетами налоговой политики является поддержка инвестиций, а также стимулирование деятельности в области инноваций. Также нужно сохранить размер налоговой нагрузки по разным секторам экономики, где был достигнут ее оптимальный уровень, принимая в учет те требования устойчивости бюджетной системы России, которые были ранее указаны.

Эксперты считают, что падение курса рубля, связано больше с внутренними причинами, нежели с внешними. В первую очередь это вызвано тем, что ЦБ России активно отзывал лицензии у частных банков - в 2013 году данный вид процедур был произведен по отношению к 20 кредитно-финансовым организациям. По оценкам Минфина, шоковый эффект от санкций составил 2 % ВВП. Прогнозы на будущее так же неутешительны: в 2015 году Россию могут ждать отрицательные показатели роста ВВП. Также на падение национальной валюты РФ оказывает влияние существующее положение российской экономики в целом. Санкции со стороны Запада вызвали ограничение возможности отечественных организаций и банков осуществлять займы на международных рынках, то есть сократилось предложение на долларовом рынке. Спрос на доллар в сентябре был особенно высок, потому что в это время российские компании должны были выплатить валютные кредиты. Следовательно, возникла ситуация нехватки доллара, а значит, что валюта удорожает.

Однако санкции, которые касаются не только определенных компаний или лиц, но и экономики России целом, способны в большей степени ослабить эту экономику. Они просто драматически ограничат доступ страны к западным рынкам капиталов и новым западным технологиям, двум вещам, в которых Россия нуждается больше всего, чтобы обеспечить рост собственной экономики.

Таким образом, падение курса рубля, повышение цен по товары и услуги, рост инфляции, нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводит к еще большему спаду, чем зарубежные санкции. Хотя они, в свою очередь, ограничивают российскую экономику в зарубежных инновациях и технологиях, но и есть плюсы санкций - отечественные производители налаживают и улучшают производство продукции, увеличивают производственные мощности. Они дали «толчок» к тому, чтобы развивались российской отрасли как промышленности, так и другие сектора экономики.

На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу.

Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.

Финансы 5. Финансовый контроль: содержание, виды, формы и методы.(можно учить по тетради)

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль это практическое использование контрольной функции финансов.

Финансовый контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфическихорганизационных форм и методов деятельность гос. и негос. органов, наделенных соответствующими полномочиями в целях установления законности, достоверности и эффективности фин. операций, выявления резервов роста финансовых ресурсов всех эк.суб-в.

Фин.контроль охватывает всегда те отношения, которые связаны с формированием и использованием ден. средств.

Сферой действий фин.контроля явл-ся процесс формирования и использования фин.ресурсов.Предметомявл-ся фин. показатели. Объектом явл-ся различные стороны хоз.деятельности предприятий, гос-ва и др. участников фин. процессов (доходы, расходы, налог. платежи и т.д.).

Задачи ,решаемые в ходе ФК:

*соблюдение действующего законодательства по фин.отн-ниям, *проверка правильности выполнения фин.операций, расчетов, ведение бух. учета, составление

отчетности, *проверка полноты выполнения фин.обязательств перед всеми участниками тех отн-ний, кот. возникают у

контрагентов, *обеспечение сбалансированности фин. и матер. рес-сов, оценка эфф-сти их исп-ния,

*обеспечение сбалансир-сти между потребностью в фин.рес-сах и размерами денеж.доходов.

Основные принципы ФК:

Превентивный характер (недопущение нарушений), -действенность (недопущение повторных выявленных нарушений)

+ -независимость(необходимость фин.самостоятельности контрольных органов)-объективность (соблюдение действующего законодательства)

Гласность (связь со СМИ)

Компетентность (высок.проф.уровень работы контролеров).

Значение ФК:

*необходим для более эффективного управления фин.ресурсами, *с помощью него успешно реализуется фин.политика.

*особ. значение в условиях рынка – сужается сфера гос.фин.контроля за негос.сектором экономики и одновременно расширяется потребность в проведении внутр.к-ля.

Классификация ФК .

1) по субъекту осуществления :

*государственный (общегосударственный/ведомственный): Президент, Правительство, Счетная палата. *негосударственный:

Внутрихозяйственный (службы предприятия) -независимый (аудит)

2) по формам (или времени) проведения :

*предварительный, *текущий, *последующий

3) по методам проведения :

*проверка, *обследование, *анализ, *наблюдение, *надзор, *ревизия

4) по полноте охвата :

*комплексный/тематический (по терр-рии), *полный/частичный(по документам), *фронтальный/выборочный(по времени)

5) по характеру материалов :

*документальный, *фактический(инвентаризация, экспертная оценка)

6) по регламенту осуществления :

*обязательный/инициативный, *внешний/внутренний.

Главная задача гос.контроля - содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.зак-ва, фин.дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль за негос.сферой : *по правильности исчисления и уплаты налогов, *применения нал.льгот, *правильности ведения учета и отчетности. За федеральной собственностью : *за использование фед.ден.ср-в, *за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, за деят-ю гос.предприятий.

Внутренний контроль осуществляется непосредственно фин.службами организации.Объектом явл-сяпроизводственная, хозяйственная деятельность. Этот к-ль направлен на оценку эф-ти и целесообразности использования собственный и заемных ресурсов, анализируется фпктические показатели с плановыми, к-ль за ликвид-ю, плат-ю.

Независимый фин.к-ль направлен на проверку достоверности бух.фин.отчетности и ее соответствиинормативным актам. (установление достоверности отч-ти)

Предварительный –осуществляется до совершения операций(самими организациями). Текущий –в момент совершения ден.операций(хоз.субъектами).

Последующий –оценка результатов финансовой деятельности эк.суб-в,сопоставление фин.данных срезультатами, к-ль за эф-м использование ср-в (спец.органами и самими организациями). Вскрывает недостатки предыдущих.

Методы ФК Поверка –проводится по отдельным вопросам фин.деятельности на основе отчетной документации и

расходных документов. В случае выявления нарушения фин.дисципллины намечаются меры по устранению их негативных последствий. (самый массовый метод)

Обследование –изучение отдельных аспектов функционирования предприятий с целью определения ихфин.состояния и возможных направлений развития.

Анализ финансового состояния –оценка результатов фин.деят-ти хоз.суб-та,эфф-ти использования егокапитала.

Наблюдение –постоянный к-ль за использованием фин.ресурсов субъекта к-ля и его фин.состоянием. (состороны кред.учреждения)

Надзор –проведение контрольных мероприятий за субъектами хозяйствования,чей вид деятельностилицензируется. Требуется соблюдение установленных нормативов, иначе штрафы, отзыв лицензии.

Ревизия –наиболее полный метод контроля.Позволяет оценить фактическое положение дел и полноеобследование фин-хоз.деятельности субъектов.

Комплексный –хар-ся взаимосвязанным изучением эк.,юр.сторон деят-ти организации.

Тематический –по определенному кругу вопросов/тем,путем ознакомления с отдельными сторонамихоз-й и фин.деятельности.

Фронтальный –за весь период сущ-я организации. Выборочный –охватывает опред.период времени.

Полный –изучение всех документов и необходимый мат.ценностей.При частичном проверяется определенная часть.

Инициативный –по решению руководства(привлечение внеш.контролеров).

Обязательный –подлежат:банки,страх.организации,проф.участники РЦБ,ОАО,внебюдж.фонды,предприятия с иностр.капиталом(в силу закона).

Органы гос.фин.контроля:

Законода

Исполнит.органы власти (Прав-во)

Президент РФ

В его ведении:

контрольное

Фед.налог.служба

управление

Фед.служба

администрации

бюджетного.надзора

Президента

Фед.служба по фин.мониторингу

4. Фед.служба страх.надзора

Фед.казначейство

В подчинении Прав-ва:

Фед.служба

фин.рынкам,

Фед.служба по антимонопол.политике,

Фед.тамож.служба

Счетная палата подчинена Фед.Собранию–постоянно действующий,независимый от правительстваорган. Глав.функция – контроль за фед.собственностью и фед.средствами.

Осн.задачи: *организация контроля за использование средств фед.бюджета, за исполнением фед.бюджета и внебюдж.фондов, *оценка эф-ти и целесообразности расходования гос.ср-в, *фин.экспертиза принятия фед.законов для бюджета, *к-ль за поступлением и движением средств на счетах в банках, *к-ль за поступлением в фед.бюджет доходов от гос.собственности (продажи и управления ей), *к-ль за сост-ем гос.долга.

Осн.формы к-ля – тематические ревизии и проверки. Мин-ва функции методического характера. Фед.службы контрольные функции.

Фед.налог.служба –к-ль за своевременным,полным,правильным внесением платежей в бюджет,предоставлением деклараций, норм ККМ, валютными операциями.

Фед.тамож.служба –при перемещении товаров через границу РФ.

Фед.служба фин-бюджетного.надзора – *к-ль за бюдж.средствами на гос.предприятиях и коммерческихструктурах, которые получает средства из бюджета и внеб.фондов, *проверяет исполнение смет и соблюдение дисциплины мес.администрациями, *с ЦБ проводит операции по обслуживанию гос.долга.

Фед.казначейство -*исполнение фед.бюджета и к-ль за целевым и эф-м использованием гос.средств,*распределение регулирующих налогов, *к-ль за доходной и расходной частями бюджета, за состоянием гос.внешнего долга. (доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с зак-вом РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с зак-вом РФ)

Фед.служба по страх. надзору -*лицензирование страх.деятельности, *осуществляет контроль и надзорза: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, установление нормативов, к-ль за платежеспособностью.

Фед.служба по фин.мониторингу -*сбор,обработка и анализ информации,документов об операциях сден.средствами или иным имуществом, подлежащих к-лю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, создание единой информационной системы и базы по проведению к-ля в этой сфере, заключение международных договоров.

Фед.служба по фин. рынкам -*гос.регистрация выпуска ц\б и отчетов об итогах выпуска, *раскрытиеинформации на РЦБ, * контроль и надзор в отн-нии эмитентов, професс.участников РЦБ, негос.пенс.фондов, акц.инвест.фондов.

Основные направления финансовой (бюджетной) политика РФ на современном этапе (2015-2017 гг.). Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу

Прогноз соц-эк развития РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработан в условиях ухудшения мировой геополитической обстановки, на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития России.

Минэкономразвития России представлены два основных прогнозных варианта развития экономики:

  • 1. базовый вариант - предполагает сохранение инерционных трендов, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса. На основе данного варианта предполагается разработка параметров федерального бюджета на 2015 - 2017 годы;
  • 2. умеренно-оптимистичный вариант - предусматривает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста, в том числе применение дополнительных мер стимулирующего характера по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержание кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличение финансирования развития человеческого капитала, проведение более мягкой бюджетной политики за счет полного использования ресурсов Фонда национального благосостояния. Предполагается, что экспорт нефти и газа станет выше, чем в базовом сценарии.

Дополнительно проработан вариант А, предусматривающий ухудшение ситуации в мировой экономике, снижение цен на нефть до 91 доллара США за баррель. Этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов.

Корректировка большинства параметров базового варианта в 2014 - 2016 годах в сторону понижения связана с усилением внешнеполитических рисков.

Динамика ВВП понижена на 2015 год с 2 до 1,2%, на 2016 год - с 2,5 до 2,3% и на 2017 год - с 3,3 до 3,0 процента.

Основная причина снижения оценки экономического роста в 2015 году связана с более жесткими, чем ожидалось, геополитическими условиями.

В 2015 году инфляция составит примерно 5,5%. В 2016 - 2017 гг. прогнозируется замедление инфляции до 4,5 и 4 процентов. Снижению инфляции в среднесрочный период будут способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля.

В 2015 году в условиях высокого инфляционного фона реальная заработная плата в бюджетном секторе сократится на 1,9 процента. Реальная заработная плата в целом по экономике в 2015 году вырастет, по оценке Минэкономразвития России, на 0,5% против 1,9% в сценарных условиях.

Снижение роста реальных доходов населения в 2015 году ограничивает возможности для расширения потребления. С учетом этого оценка розничного товарооборота в 2015 году понижена с 2,1 до 0,6 процента.

Предполагается, что в 2016 - 2017 гг. восстановится рост потребительского спроса. Среднегодовой темп роста розничного товарооборота составит 3,2%.

Социально-экономическая политика Правительства РФ на среднесрочную перспективу будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Деятельность Правительства РФ на период до 2018 года будет направлена на:

  • -повышение устойчивости национальной финансовой системы и снижение инфляции;
  • -улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
  • -социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
  • -модернизацию оборонного комплекса и вооруженных сил;
  • -инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики;
  • -диверсификацию экономики, развитие инфраструктуры;
  • -сбалансированное региональное развитие;