![Институциональные границы развития инвестиционной деятельности страховых компаний. Страховая организация как институциональный инвестор. Макро- и микроэкономическое значение инвестиционной деятельности страховщика. Инвестиционный доход как. Перспективы ры](https://i1.wp.com/konspekta.net/lectmaniaru/baza2/51097493169.files/image012.jpg)
Активное участие на финансовых рынках и объем инвестируемых средств позволяет определить страховые компании как важнейших институциональных инвесторов. Привлеченные с помощью страхования денежные средства могут существенно влиять на развитие экономики страны в целом.
Инвестиционная деятельность страховых компаний основывается на размещении временно свободных собственных и привлеченных средств. Помимо собственных средств, главным источником инвестиций являются страховые резервы, формируемые страховыми компаниями при осуществлении страховой деятельности, потребность в создании которых определяется вероятностным характером страхуемых событий и неопределенностью величины и момента наступления ущерба. Страховые резервы являются основным источником инвестиций, а страхование жизни закладывает их долгосрочную перспективу.
Инвестиционная деятельность страховых компаний регулируется со стороны государства основанная на использовании, как временно свободного собственного капитала, так и страховых резервов и осуществляется через нормативно закрепленные требования по размещению собственных средств, страховых резервов и финансирование и резерва предупредительных мероприятий. Под размещением страховых резервов подразумеваются активы, принимаемые в покрытие их обеспечения. Все нормативно установленные ограничения и лимиты обеспечивают безопасность и необходимый уровень финансовой стабильности страховых компаний. Принимаемые в покрытие страховых резервов активы должны обладать следующими свойствами: диверсифицированности, возвратности, прибыльности, ликвидности и надежности.
Степень влияния инвестиционной деятельности страхового сектора экономики на развитие национальной экономики определяются количественными и качественными характеристиками инвестиционного потенциала страховых компаний. Количественно инвестиционный капитал страховой компании может выражаться конкретной суммой собственного капитала, привлеченного и заемного капитала, используемые как источники инвестиций. Основными факторами, определяющими потенциал инвестиционной деятельности страхового сектора экономики, являются: объем и структура рынка страхования, эффективность государственного контроля, капитализация и концентрация страхового рынка, развитие фондового рынки и наличие надежных финансовых инструментов, стабильность экономического развития, эффективность финансового планирования, уровень собственных средств страховщика, внедрение новых видов страхования, наличие профессиональных кадров.
Значима на национальном уровне роль страхования в стимулировании производственной и деловой активности. Так как при возникновении в функционировании экономических субъектов неблагоприятных обстоятельств природного, техногенного, или финансового характера с помощью страхования покрываются потери, и осуществляется восстановление ранее достигнутого уровня деятельности и финансовых результатов. Ограничивается сфера распространения ущерба, не допускается ее воздействие на другие экономические субъекты. Страхование локализует первичный ущерб при наступлении страхового события на микроуровне, тем самым обеспечивается непрерывность воспроизводственного процесса на макроуровне.
На макроуровне при оптимальном развитии страхования государство освобождается от ряда расходов, в частности, тех, которые могут быть обеспечены страховой защитой по обязательной или добровольной форме. В отсутствие или сжатом развитии страхования государство вынуждено покрывать часть потерь экономических субъектов и граждан. Можно констатировать прямой интерес государства в расширении страхования на макроуровне.
Макро и микроэкономические отношения взаимосвязаны и взаимозависимы. Примером таких взаимосвязей служит страхование. Так, катастрофические последствия стихийных бедствий или техногенных аварий затрагивают экономическую систему на макроуровне. Негативные результаты деятельности крупного индустриального объекта приводит к последствиям национального масштаба в экономике. Отмеченные явления нарушают макроэкономическое равновесие в обществе.
Конкретное физическое или юридическое лицо, заключая договор страхования, приобретает на микроуровне возможность снижения степени рисков. Их реализация может привести к возникновению убытков, непокрываемых за счет резервов и сбережений. Заключение договора страхования свидетельствует о трансфере риска. Следовательно, на микроуровне значение страхования состоит в уменьшении риска и обеспечении экономической безопасности участников. Риски становятся калькулируемыми, определяемыми в стоимостном выражении. Их размер формирует страховую премию, относимую на издержки и включаемую в цену товара.
Действительно, потери от пожара, аварии на конкретном предприятии, нанесение ущерба финансово-хозяйственной деятельности ограничиваются микроэкономическими отношениями. Наступление страхового события обязывает страховую организацию компенсировать экономические последствия нанесенного ущерба. Посредством страхования осуществляется восстановление исходного материально-финансового положения предприятия. Соответственно, восстановление производственно-технологического цикла за счет страхового возмещение содействует решению микроэкономических проблем.
Прямое участие в покрытии ущербов на макро и микроэкономическом уровне осуществляется посредством страхования. Страхование на микроэкономическом уровне предоставляет гарантии, необходимые для жизни частных домашних хозяйств и деятельности отдельных предприятий. В масштабах все экономики страхование способствует беспрепятственной реализации процесса общественного воспроизводства.
Научное обоснование и представление сущностных характеристик страхования на микро и макроуровнях должно сопровождаться представлением основ и важнейших сторон формирования страховой защиты имущественных и социальных интересов экономических субъектов и граждан. Страхование занимает важное место в совокупной системе макро и микроэкономических отношений и должно стать макроэкономическим стабилизатором национальной экономики.
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Лигай Людмила Браниславовна. Организационно-методические принципы совершенствования деятельности страховых компаний в выполнении функции институциональных инвесторов: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: СПб., 2000 120 c. РГБ ОД, 61:01-8/1943-1
Введение
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ 7
1.1. Роль страхования в экономике 7
1.2. Характеристика страхового рынка России 20
1.3. Постановка задачи совершенствования деятельности страховых компаний в выполнении функции институциональных инвесторов. 34
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. СТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ И ВЫРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 38
2.1. Определение требований к разработке и предоставлению страховых услуг для достижения страховой компанией приоритетной позиции на рынке 38
2.2. Система разработки и предоставления страховых услуг (СРПСУ) и основные принципы ее формирования S3
2.3. Система предоставления страховых услуг........... ......................... 64
Выводы по второй главе 72
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ 74
3.1. Характеристика функции страховой компании как институционального инвестора 74
3.2. Анализ факторов, влияющих на выполнение страховыми компаниями функции институционального инвестора....... 85
3.3. Принципы совершенствования деятельности страховых компаний России в выполнении функции институционального инвестора 100
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 114
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Российский страховой рынок является наиболее динамично развивающимся сектором экономики России и играет все более заметную экономическую и социальную роль в обществе. Несмотря на это, на сегодняшний день страхование не заняло соответствующего места в экономике России, в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства, в выполнении функции институционального инвестора.
В индустриально развитых странах страхование традиционно является важным источником инвестиционных ресурсов государства и занимает особое место в обеспечении инвестиционного процесса. Возможность осуществления страховщиками инвестиционной деятельности вытекает из особенностей существующих инвестиционных механизмов в стране. Специфика договора страхования дает возможность страховщику в течение определенного периода распоряжаться средствами, полученными от страхователей, инвестируя их в различные сферы. Страховые компании потенциально способны выполнять функции институциональных инвесторов, мобилизуя значительную часть финансовых средств юридических и физических лиц, направляя их в различные виды инвестиций. С помощью страхования можно обеспечить стимулирование инвестиционной активности путем осуществления страховых операций по видам страхования, гарантирующим инвесторам возврат вложенных средств, а в ряде случаев и возмещение неполученного дохода при наступлении различных неблагоприятных событий, приведших к потере всех или части вложенных сумм.
С изложенных выше позиций создание организационно-экономических принципов, способствующих развитию функции институциональных инвесторов у страховых компаний, является актуальным.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является разработка организационно-методических принципов функционирования отрасли страховых услуг, способствующих развитию функции институционального инвестора у страховых компаний.
Достижение указанной цели исследования потребовало постановки и решения ряда взаимосвязанных задач:
1. выявить основные направления и перспективы развития российского страхового рынка, провести анализ существующих способов разработки и предоставления страховых услуг в мировой практике с целью их адаптации и применения в российских экономических условиях; исследовать экономические, социальные и правовые факторы, воздействующие на развитие функции институционального инвестора у российских страховых компаний и определить необходимость совершенствования деятельности страховых компаний по разработке и предоставлению страховых услуг; определить требования к разработке и предоставлению страховых услуг, выполнение которых необходимо для достижения компанией приоритетной позиции на рынке; определить состав и структуру системы разработки и предоставления страховых услуг и сформулировать теоретические принципы формирования системы разработки и предоставления страховых услуг, способствующей достижению страховой компанией приоритетной позиции на рынке; разработать систему предоставления страховых услуг с использованием информационных технологий, являющихся элементом предлагаемой системы разработки и предоставления страховых услуг; предложить организационно-методические принципы совершенствования деятельности страховых компаний в выполнении функции институционального инвестора.
Объектом исследования является отрасль страховых услуг.
Предметом исследования является деятельность страховых компаний по разработке и предоставлению страховых услуг, способствующая развитию функции институционального инвестора.
Теоретической и методологической основой диссертации являются концепции и теории экономической науки, положения и выводы современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам экономики и организации страховой деятельности, инвестиционных процессов, управления фирмой, сформулированные в работах Богоявленского СБ., Воблого К.Б., Галагузы Н.Ф., Градова А.П., Глухова В.В., Демиденко Д.С, Ефимова С.Л., Зернова А.А., Зубца А.Н., Козловской Э.А., Никитиной Т.В., Орланюк-Малицкой Л.А., Рейтмана Л.И., Сухова В.А., Турбиной К.Е., Федоровой Т.А., Фогельсона Ю.Б., Шахова В.В. и других ученых и специалистов. В диссертации использованы также положения нормативно-правовых актов и программ Правительства Российской Федерации, касающихся вопросов регулирования и развития страховой деятельности.
Информационной базой для исследования послужили материалы государственной статистики; аналитические и статистические материалы, содержащиеся в различных источниках коммерческой статистики, опубликованные в монографиях, Интернете и периодической печати; репрезентативные данные и информация, собранная в ЗАО СО «Помощь».
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается использованием системного подхода к анализу проблемы совершенствования деятельности страховых компаний в выполнении функции институционального инвестора, применением теоретических и эмпирических методов системного, логического, статистического анализа, методов группировки и классификации при обобщении и систематизации накопленного практического опыта.
Научная новизна положений и выводов диссертационной работы состоит в следующем: расширен перечень функций страхования, выражающих общественное назначение данной категории включением функции институционального инвестора; сформулированы задачи по совершенствованию деятельности страховых компаний, способствующие развитию функции институционального инвестора; предложена система положений для совершенствования деятельности страховой компании, учитывающая специфику этапов разработки и предоставления страховых услуг (система разработки и предоставления страховых услуг); сформулированы принципы формирования системы разработки и предоставления страховых услуг, способствующей достижению страховой компанией приоритетной позиции на рынке; разработана система предоставления страховых услуг, базирующаяся на использовании информационных технологий, являющихся функциональным элементом предлагаемой системы разработки и предоставления страховых услуг, позволяющая оптимизировать процесс заключения договора страхования, учет и сопровождение заключенных договоров, контроль и управление финансовым состоянием страховой компании, минимизировать связанные с ними накладные расходы и затраты времени; систематизированы экономические, социальные и правовые факторы, влияющие на деятельность страховых компаний в выполнении функции институционального инвестора; предложены организационно-методические принципы совершенствования деятельности страховых компаний в выполнении функции институционального инвестора.
Значение полученных в диссертации результатов для практики.
Разработанные организационно-методические принципы совершенствования деятельности страховых компаний в выполнении функции институционального инвестора, учитывающие комплекс внешних и внутренних факторов, повышают конкурентные преимущества и могут использоваться отечественными страховщиками. Принципы формирования системы разработки и предоставления страховых услуг позволяют содействовать, контролировать и координировать реализацию задачи страховой компании через существенное повышение качества работы с клиентом. Кроме того, разработки автора использовались при внедрении страховых программ.
Страховой рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики в России и занимает все более заметную социальную и экономическую роль в обществе. Развитие страхового рынка, безусловно, неразрывно связано и зависит от состояния экономики страны. Нестабильность экономики сказывается на уровне и направлениях развития страхового рынка.
Характеристика страхового рынка РФ изложена в следующей последовательности: а) состояние страхового рынка России; б) состояние страхового рынка Санкт-Петербурга; в) государственное регулирование страховой деятельности; г) направления и перспективы развития российского страхового рынка.
Состояние страхового рынка России
Страховой рынок - это, пожалуй, единственный из финансовых рынков в современной России, который даже с самых либеральных позиций регулирования экономики, максимального невмешательства государства в экономическую жизнь, можно назвать «недорегулированным». На практике правовая среда, надзор, контрольные функции со стороны государства не адекватны уровню потребностей в страховой защите, уровню развития страховых компаний, которые на сегодняшний день имеются в России14. В таблице 1 и на диаграмме 1 показана динамика объемов поступлений страховой премии в период с 1993 по 1999 годы.
Основной проблемой, осложняющей развитие страхования в России, является финансовая слабость большинства страховых компаний. С учетом того, что российские страховщики не успели накопить значительных размеров собственных средств, то об их финансовой мощи можно судить по размерам уставных капиталов. К сожалению, надо отметить, что только 28% российских страховых компаний на 1 января 1998 года имели уставной капитал щэевышающий 1 млн. деноминированных рублей. Следствием этого является невысокая надежность предоставляемых услуг. По оценкам департамента страхового надзора Минфина РФ, выдержать конкуренцию с иностранными страховщиками смогут только те компании, величина собственных средств которых превышает 20 млн. долларов США.
По оценкам экспертов, лишь 150 российских компаний отвечают международным требованиям по надежности выполнения принятых на себя обязательств16.
Второй причиной сегодняшнего состояния страхового рынка являются неэкономические барьеры, устанавливаемые путем введения административных ограничений конкуренции со стороны местных или федеральных органов власти, путем создания крупными корпорациями и финансово-промышленными группами собственных кэптивных и корпоративных страховых компаний. Широкое применение получила практика «аккредитации» страховых компаний при местных органах власти и их различных программах.
Третьей проблемой, сдерживающей развитие страхового рынка, являются вопросы, связанные с законодательными ограничениями и налогообложением.
Нельзя обойти вниманием псевдостраховые продукты на российском страховом рынке. Эти продукты представляют собой финансовые схемы, использующие механизм страхования для выплаты дополнительного вознаграждения сотрудникам предприятий. Эти схемы помогают предприятиям производить выплаты из взносов по страхованию имущества и ответственности, которые отнесены на себестоимость производимой продукции, то есть не облагаются налогами.
Еще одной проблемой современного российского страхового рынка является отсутствие страховой культуры среди широких слоев населения. В структуре расходов российских граждан на страхование приходится лишь 0,36%17. По результатам проведенных исследований, главными причинами падения доверия к страхованию являются нестабильность в страховом секторе экономики, низкая страховая грамотность населения.
К сожалению, недоверие россиян к страхованию можно назвать вполне обоснованным. В результате либерализации цен в 1992 году, приведшей к обесцениванию страховых сумм по договорам страхования с Госстрахом, и не последовавшей за этим индексацией люди потеряли свои вложения.
Второй причиной является волна банкротств банков и финансовых компаний в 1994-96 годах, среди которых были и страховые компании, не выполнившие взятые на себя обязательства.
Покупатели все лучше разбираются в приобретаемых услугах и их истинной цене, проявляя все большую и большую требовательность. Страховые компании пытаются удовлетворить новые требования, которые выдвигают к предлагаемым на рынке продуктам. Все большее внимание страховыми компаниями уделяется выбору рынка, созданию и развитию каналов распространения, комбинированию и индивидуализации страховых продуктов и услуг, - всему, что позволяет максимально адаптировать предоставляемые услуги под конкретного клиента и дать ему больше за те же деньги, при этом реорганизовать свою работу и повысить эффективность благодаря реализации комплексного подхода.
Понятие приоритетной рыночной позиции
Каждая страховая компания ставит перед собой цель занять определенную рыночную позицию на конкретном сегменте потребителей. При этом под «позицией на рынке» понимается то, как потребители видят компанию, как они ее выделяют среди других компаний, оказывающих аналогичные услуги. Для достижения желаемой рыночной позиции компания должна определить необходимый набор ресурсов, наличие которого позволит ее занять.
Факторами, которые определяют рыночную позицию компании, можно назвать ожидания клиентов, которые компания хочет удовлетворить: цена на страховую услугу, качество, оказываемых услуг, степень адаптации страховой услуги к требованиям и ожиданиям потребителя.
Таким образом, факторами, которые определяют приоритетную рыночную позицию можно назвать наилучшее удовлетворение компанией ожиданий клиентов.
Выделяют четыре основные позиции26 на страховом рынке: ориентированная на новизну, ориентированная на стандартизацию, ориентированная на качество, ориентированная на индивидуальную адаптацию.
Рыночная позиция, ориентированная на новизну, заключается в том, что фирма создает единичную продукцию в соответствии с индивидуальными требованиями каждого конкретного заказа. Такую позицию традиционно занимают компании, которые только проникают на новый для себя сектор рынка, или имеющие дело с клиентами, чьи потребности меняются в зависимости от времени и ситуации.
Рыночную позицию, ориентированную на стандартизацию занимают компании, исходящие из того, что рынок велик и однороден, и на нем есть потребность в стандартных продуктах по конкурентоспособным ценам.
Рыночная позиция, ориентированная на качество заключается в том, что клиенты компании определяют ценность продуктов и услуг по наличию у них некоторых «качественных характеристик». Степень удовлетворения желаний
Вирджиния М.Рометти -Решения IBM в области страхования. Обзор перспективных нововведений. IBM Corporation, клиента становится критерием работы компании.
И, наконец, рыночная позиция, ориентированная на клиентов, которые хотят за минимальную цену получить индивидуально адаптированный комплекс страховых услуг.
Для достижения любой из перечисленных позиций, необходим уникальный набор средств и возможностей, включающий в себя умение и способность выполнить определенную работу, т.е. обеспечить технологичность процесса, соответствующим образом организовать работу компании с использованием современных технических средств и информационных технологий.
Специфика договора кушга-продажи страховой услуги позволяет страховщику аккумулировать достаточно значительные средства на весьма продолжительный период времени. И это позволяет утверждать, что привлеченные по договорам страхования средства оказываются важным источником инвестиционных ресурсов в национальной экономике. Причем наиболее ярко это проявляется в долгосрочных договорах страхования жизни и пенсий, по условиям которых обязательства страховщика по страховым выплатам возникают, как правило, по истечении срока действия договора. Эта важная сторона страхования позволяет рассматривать страховщика как институционального инвестора, т.е. своеобразного финансового института, который в силу специфики своей деятельности может рассматриваться как специализированный инвестиционный институт.
Специфической чертой процесса страхования является то, что в распоряжении страховщика в течение некоторого срока находятся временно свободные от обязательств денежные средства, которые могут быть направлены на инвестиции с целью получения дохода. Поступающие страховые взносы не могут рассматриваться как доход страховщика, так как они предназначены для будущих выплат страхователям. Однако, от момента поступления страховых взносов до выплаты страхового возмещения проходит период времени, который ограничен сроком действия договора страхования.
Страховая компания может получить доход, инвестируя эти средства в ценные бумаги, недвижимость и другие активы. Являясь держателем ценных бумаг, закладных под недвижимость и т.д., компания получает доход в виде процентов, дивидендов или маржи (разницы цен покупки и продажи).
Таким образом, можно говорить о том, что развитие страхования в России поможет решить следующие макроэкономические задачи:
1) привлечение дополнительных денежных средств в экономику, за счет расширения круга страхователей;
2) повышение социальной защищенности населения через заключение договоров добровольного страхования;
3) повышение инвестиционной активности в экономике за счет использования страховых резервов по долгосрочным видам страхования, в первую очередь по страхованию жизни;
4) финансирование внутреннего государственного долга за счет размещения страховых резервов в государственные ценные бумаги.
Именно эффективное решение перечисленных задач определяет выполнение страховыми компаниями функции институционального инвестора.
Финансовые ресурсы страховой компании
Традиционно, все средства страховой компании, которыми она располагает, условно разделяются на собственные и привлеченные. Эти средства представляют собой финансовые ресурсы страховщика.
Финансовые ресурсы страховой компании - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении последней для осуществления операций прямого страхования и перестрахования от момента заключения соответствующего договора до осуществления обязательств в виде выплат страховых сумм и возмещений, а также для осуществления прочих затрат, обеспечивающих процесс страхования, экономического стимулирования сотрудников, затрат, направленных на совершенствование и повышение качества предоставляемых страховых услуг (продуктов).
Первичное формирование финансовых ресурсов страховой компании происходит в момент ее учреждения и сопровождается образованием уставного фонда. Его источниками, в зависимости от организационно-правовой формы могут выступать: акционерный капитал, взносы членов обществ взаимного страхования, бюджетные средства, средства государства, долгосрочный кредит, взносы частных лиц.
Учитывая специфику страховой деятельности, государство не случайно законодательно закрепило требования к минимальному размеру уставного фонда страховых компаний на этапе их создания39.
Это связано главным образом с тем, что на начальном этапе узйЧ раховой компании нет других средств для выполнения обязательств по договорам страхования, а поступление страховых взносов еще недостаточно, чтобы можно было их рассматривать в качестве основного источника финансовых ресурсов. Кроме того, достаточный страховой капитал позволяет страховой организации менее болезненно адаптироваться к условиям рынка, осуществлять страхование средних и крупных рисков, выстоять в конкурентной борьбе.
Преобладание рыночных отношений в развитии финансовой системы США выражается в долговременной тенденции к снижению значимости банков и возрастанию роли небанковских институтов в ее деятельности. Если в 1860 г. через банки распределялось 71,4 % финансовых ресурсов, то в 1939 г. уже 51,2 %, а в 1970 г. - чуть более 31 %. В последние три десятилетия рост значения небанковских институтов происходил особенно динамично. Среди них основные задачи по аккумулированию денежных ресурсов и их трансформации в инвестиции приняли на себя так называемые институциональные инвесторы: пенсионные фонды, страховые компании и взаимные фонды (табл. 3.1).
Наиболее существенное влияние на экономику и финансовую систему США имело снижение в последние десятилетия роли коммерческих банков: доля их активов примерно с 31 % в 1970-1980-х годах к 2000 г. сократилась до 17,2%. Возможности кредитования коммерческих банков также уменьшились почти в два раза. Еще более драматичным было падение роли сберегательных банков - институтов, традиционно работающих с вкладами частных лиц. Их активы сократились в процентном соотношении почти в 5 раз. Упрочили свои позиции только небанковские
1 Энг М„ Лис А., Мауэр Л. Мировые финансы. - Mv Дека, 1998.- С. 233.
48__________________________________________________ Экономический потенциал
кредитные учреждения, созданные или гарантированные государством, занимающиеся в основном кредитованием фермеров, студентов, физических лиц для частного жилищного строительства и покупки недвижимости, Но и их активы на рубеже веков едва превышали И % от общего объема денег в финансовой системе США.
Соответственно, за три десятилетия значительно (почти в два раза) выросли активы небанковских институтов, среди которых лидирующее положение занимают пенсионные фонды (активы частных пенсионных фондов в 2000 г. были примерно в два раза выше активов государственных), которые опередили страховые компании. Однако наиболее заметную динамику прироста средств показывают взаимные фонды (mutualfunds), рост которых - с учетом взаимных фондов денежного рынка - составляет ту же пятикратную величину, равную (и в процентной доле) величине потерь активов сберегательными банками.
1 Источники: 2000 г. - Flow of Funds Accounts. Board of the Governors of the Federal Reserve System; 1970-1990 гг.; Рубцов Б. Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. - Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
Глава 3. Финансовая система ____________________________________________________ 49
Роль главных институтов в финансовой системе США
Банки
В развитии банковской системы США в XX в. прослеживалась тенденция концентрации капитала, которая ведет к сокращению числа банков при одновременном росте численности филиалов и отделений, что обеспечивает охват их операциями практически всех слоев населения страны и всех отраслей ее экономики. В начале 1920-х гг. в США насчитывалось около 30 тыс. банков. Среди них были десятки крупных, но существовали и тысячи мелких местных банков, круг деятельности которых ограничивался небольшим городом и примыкающей сельской территорией. В ходе кризиса 1929-1933 гг. обанкротились около 9 тыс. банков. В 1940-х гг. их осталось уже около 13,4 тыс. После периода непродолжительного роста в 1970-х - начале 1980-х гг. количество банков стало вновь сокращаться. В конце 2000 г. в США действовал 8331 коммерческий банк, а их совокупные активы составляли около 6488 млрд долл.
Более двух третей пассивов банков образуется за счет депозитов, остальная часть - за счет привлечения денежных ресурсов иными способами. В активных операциях банков примерно одинаковую долю занимают вложения в ценные бумаги правительства и муниципалитетов, в корпоративные облигации, а также кредиты юридическим лицам и ипотечные кредиты - примерно по 20 % каждая категория.
Коммерческие банки в США могут быть зарегистрированы как юридические лица в органах федерального правительства либо в органах правительства штата. Банки, зарегистрированные в федеральном агентстве, включают в свое фирменное наименование слово «национальный» и должны быть членами ФРС и Федеральной корпорации страхования депозитов (далее - ФКСД). Важную роль в обеспечения устойчивости банковской системы США играет обязательное страхование всех видов депозитов путем отчисления банками двенадцатой доли процента от общей суммы на их счетах.
Коммерческие банки подвергаются в США жесткому регулированию государственных органов, главную роль среди которых выполняет центральный банк страны, организованный в виде ФРС. Во главе ФРС стоит совет управляющих из 7 членов, которые назначаются по представлению президента Конгрессом. Они выбирают из своей среды председателя совета управляющих сроком на 4 года. Подробнее механизм регулирования рассматривается в главе о денежно-кредитной политике.
Коммерческие банки сильно ограничены законами штатов в развитии своей филиальной сети. Правительство каждого штата вправе нормативными актами регулировать банковскую деятельность на своей территории. Именно это обстоятельство предопределило то, что большинство банков США по размерам меньше, чем банки других развитых стран. До последнего времени коммерческие банки США, за исключением некоторых «жизненно важных банков», не имели права открывать свои филиалы с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более чем в одном штате. В некоторых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы лишь на определенном территориальном участке,
50__________________________________________________________ Экономический потенциал
на определенном удалении от своего головного банка. Только в 1994 г. был принят закон, разрешающий коммерческим банкам открывать свои «полносервисные» филиалы более чем в одном штате.
В последнее время число таких филиалов значительно увеличилось. Если в 1940 г. в США действовали 3489 филиалов коммерческих банков, то к концу 2000 г. насчитывалось 63316 филиалов. Этот рост связан со многими факторами - увеличением численности населения в стране; либерализацией законов в отношении коммерческих банков; более жесткими требованиями при создании нового коммерческого банка по сравнению с требованиями, предъявляемыми при открытии банковских филиалов; совершенствованием банковских технологий и систем коммуникации; усилением конкурентной борьбы за клиентов, в которой преимущество дает открытие отделений и филиалов в более доступных и удобных местах, поскольку по закону США банкам запрещено конкурировать, применяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня.
Одна из особенностей банковской системы США состоит в так называемой локальной концентрации, т. е. сосредоточении основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах. В распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находится около "/ 2 ресурсов всех банков США. Только в одном штате Нью-Йорк сосредоточено около 18% всех ресурсов банков - членов ФРС. Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. В настоящее время более половины от общей суммы депозитов находится в 25 крупнейших банках США.
После принятия в 1956 г. Закона о банковских холдинговых компаниях (с последующими поправками 1970 г.) в США происходил активный рост банковских холдингов. С 1980 г. по 2000 г. их активы увеличились в 8,4 раза - с 103 до 866 млрд долл.), в то время как активы самостоятельных банков лишь в 3,8 раза - с 1246 до 4773 млрд долл. Дальнейший рост влияния холдингов является важной тенденцией развития банковской системы США.
Зарубежная экспансия занимает значительное место в деятельности американских банков. Если в 1965 г. лишь 13 американских банков имели небольшое число представительств за рубежом с общим объемом активов менее 10 млрд долл, то в 1980 г. 159 американских банков обладали в общей сложности 787 филиалами за пределами США, а их активы превышали 340 млрд долл. К концу 1990-х гг. в результате концентрации капитала число банков США, имеющих заграничные филиалы, значительно сократилось. Но при этом увеличилось число филиалов и объем активов, которыми они управляют. В 1998 г. за пределами США действовали 82 банка с 935 филиалами и активами в размере 430 млрд долл.
Благоприятные экономические условия в США и мировая роль доллара сделали и сами Соединенные Штаты объектом экспансии со стороны иностранных кредитных институтов. Так, за последние тридцать лет активы действующих в США отделений иностранных банков заметно возросли - с 27 млрд долл. (3,6 % всех активов коммерческих банков в США в 1972 г.) до 1,3 трлн долл. (20 % в 2000 г.). До 1970 г. почти все представленные в США иностранные банки относились к числу наиболее крупных у себя на родине. В 1975 г. уже 20% этих банков не входили в число 500 крупнейших в мире. В 1985 г. доля банков второго эшелона
Глава 3, Финансовая система _____________________________________________________ 51^
возросла до 34 %, и эта тенденция продолжилась в 1990-е гг. Число иностранных банков, представленных в США, выросло со 153 в начале 1980-х гг. XX в. до 296 в 2000 г. Наиболее активно в банковскую сферу США внедряются японские, германские, французские и канадские банки. Нередко эти процессы идут путем слияний и поглощений. Экспансия американских банков, с одной стороны, и европейских и японских кредитных институтов - с другой, ведет к все большему переплетению финансовых институтов в мировых масштабах.
Инвестиционные фонды
Влиятельной силой в финансовой системе США являются институты коллективного инвестирования, которые действуют в основном в форме взаимных фондов. За 1990-2000 гг. их активы увеличились с 1065 млрд долл. до 6965 млрд долл. По размерам активов взаимные фонды сопоставимы с коммерческими банками. На середину 2001 г. совокупные активы взаимных фондов составили 6,3 трлн долл., а коммерческих банков - 6,6 трлн долл.
Показателен рост количества взаимных фондов в экономике США. Когда в 1940 г. был принят Закон об инвестиционных компаниях (Investment Company Act), который регулирует их деятельность, в США существовало 68 взаимных фондов. На конец 2000 г. в США насчитывался уже 8171 взаимный фонд. Эти институты обычно специализируются на инвестициях в определенный вид активов. На конец 2000 г. из 6,97 трлн долл., инвестированных в американские взаимные фонды, 57 % (3,96 трлн долл.) приходилось на фонды акций; 27 % (1,85 трлн долл.) - на фонды денежного рынка; 11 % (0,8 трлн долл.) - на фонды облигаций и 5% (0,4 трлн долл.) - на смешанные фонды.
Значение взаимных фондов состоит в том, что они предоставляют обширным слоям населения возможность инвестировать свои денежные средства в различные активы на рынке ценных бумаг более надежно и эффективно, чем каждый человек мог бы сделать самостоятельно. Услугами взаимных фондов, которые управляются профессиональными финансистами, широко пользуются также страховые компании, пенсионные фонды и другие финансовые организации в США. Покупая акции взаимного фонда, инвесторы тем самым получают источник дохода и перепоручают фонду вложить полученные средства по своему усмотрению. Это позволяет акционерам избавить себя от необходимости следить за изменчивой конъюнктурой рынка ценных бумаг и самостоятельно проводить эти финансовые операции.
В последнее время все больше американцев покупают акции взаимных фондов. Если в 1980 г. всего 6% американских семей имели такие вложения, то в 1990 г. уже 25 %, а в 2000 г. - 49 %. Иными словами, примерно 88 млн американцев размещают средства в инвестиционных фондах. Такое количество акционеров во многом объясняется доступностью вложений во взаимные фонды благодаря низкому первичному инвестиционному взносу. В некоторых фондах он не превышает 500 долл., в других составляет не менее 75 тыс. долл. Но преобладающую часть (около 60% в общей сумме активов) составляют фонды, в которых первичный инвестиционный взнос находится в пределах от 500 до 5 тыс. долл.
52__________________________________________________________ Экономический потенциал
Высокая популярность взаимных фондов среди инвесторов во многом объясняется наличием эффективной системы регулирования, которая не только обеспечивает соблюдение фондами федеральных законов и инструкций, но и следит за тем, чтобы инвестиционные компании осуществляли свою деятельность в интересах держателей акций. Согласно упомянутому выше закону по крайней мере 40% членов совета директоров должны быть независимы от фонда и призваны защищать интересы держателей акций, На практике многие фонды включают в совет директоров большее число независимых членов. Подавляющая часть инвестиций взаимных фондов США приходится на корпоративные акции (72,8 % на конец 2000 г.).
Одной из характерных особенностей финансового рынка США является наличие тесной связи между взаимными фондами и различными пенсионными программами. В 2000 г. доля пенсионных средств в общих пассивах взаимных фондов США (в том числе и фондов денежного рынка) составила 2,5 трлн долл. (чуть более 35 %). Эта цифра практически не меняется на протяжении последних нескольких лет. Участие взаимных фондов во вложениях пенсионных структур носит менее заметный характер и находится на уровне 20 % от общего объема пенсионных активов. Остальные 80 % рынка пенсионных средств занимают пенсионные фонды, страховые компании, банки и брокерские фирмы.
Пенсионные активы поступают во взаимные фонды из двух источников - из пенсионных программ, спонсируемых работодателями, и с индивидуальных пенсионных счетов (Individual Retirement Accounts - IRAs). Количественное соотношение между этими двумя источниками поступления средств примерно одинаково.
Фонды денежного рынка
Этому виду финансовых институтов принадлежит особая роль в экономике и финансовой системе США. Их специфика состоит в том, что они сочетают принципы инвестиционной компании и банка. Одна акция фонда денежного рынка стоит 1 долл., а их приобретение происходит путем открытия инвестору счета, с которого в дальнейшем он может неограниченно вести операции. Это привлекает в фонды денежного рынка массу владельцев сравнительно мелких денежных ресурсов, которыми при необходимости они могут воспользоваться.
Фонды денежного рынка возникли в США в середине 70-х гг. XX в. Их активы только за 1990-е гг. выросли в 3,7 раза, составив в 2000 г. 1812,3 млрд долл. Свои денежные средства они вкладывают в краткосрочные бумаги: государственные казначейские векселя, муниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпораций, а также в такие финансовые инструменты, как акцептованные векселя, депозитные сертификаты банков и другие. Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах только федерального правительства. Фонды денежного рынка обладают рядом льгот по сравнению с другими инвестиционными фондами: они не должны хранить обязательные резервы в ФРС, не платят налогов по муниципальным облигациям, имеют и другие преимущества. Между банками и фондами постоянно идет конкуренция за привлечение денежных средств широких масс населения.
Глава 3. Финансовая система
Страховые компании
Страховые компании в США делятся на компании по страхованию жизни и компании по страхованию имущества и гражданской ответственности. Компании по страхованию жизни являются одними из самых старых финансовых посредников в США. Сейчас в стране насчитывается более 2 тыс. страховых компаний, организованных в форме закрытых акционерных обществ. Примерно 70% всего взрослого населения страны имеют страховые полисы от этих компаний. Очень часто страхователи приобретают страховые полисы, по которым страховые компании выплачивают, кроме страхового возмещения при наступлении страхового случая, еще и так называемый ежегодный доход, что более сближает страховой полис с обыкновенным банковским депозитом.
Совокупные активы компаний по страхованию жизни в конце 2000 г. составляли 3133 млрд долл. Основной объект вложений компаний по страхованию жизни - это долгосрочные ценные бумаги (корпоративные и иностранные облигации), которые составляли на конец 2000 г. 39 % совокупных активов страховых компаний. В последнее время возросла доля вложений в акции: в конце 2000 г. она составляла 30 % за счет снижения доли правительственных ценных бумаг, ипотечных ссуд и прочих активов. Компании по страхованию жизни также начали вкладывать средства в ликвидные ценные бумаги с целью удовлетворения потребностей тех страхователей, которые желают получать не фиксированный ежегодный доход, а доход с плавающей процентной ставкой в зависимости от рыночного курса инвестируемых ценных бумаг.
В отличие от вкладов в банки вклады (страховые полисы) страхователей не гарантируются федеральными страховыми фондами, хотя очень часто страховые фонды штатов оказывают финансовую поддержку местным страховым компаниям в периоды их финансовой нестабильности с целью защиты интересов вкладчиков (страхователей).
Главные отличия компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности от компаний по страхованию жизни состоят в следующем.
1. Полисы по страхованию жизни имеют долгосрочный характер, в то время как страховые полисы общего страхования выдаются на короткий срок, который может достигать одного дня при страховании перевозок грузов или одного и более года при страховании недвижимости от пожаров и т.д.
2. Вероятность наступления страхового случая при страховании имущества и гражданской ответственности значительно труднее рассчитать, чем его вероятность при страховании жизни.
3. Весь доход компаний по страхованию от несчастных случаев подлежит налогообложению.
Компании по страхованию имущества и гражданской ответственности значительную часть своих ресурсов вкладывают в высоколиквидные ценные бумаги, которые можно обратить в денежную наличность в короткие сроки. Большую долю активов этих компаний составляют казначейские и муниципальные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации.
К концу 2000 г. в США действовало около 4 тыс. компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности. Многие из них специализировались
Экономический потенциал
по отдельным видам деятельности: по страхованию поставок грузов, бизнеса, личного имущества от пожаров и т.д. Организационной формой таких компаний часто является акционерное общество закрытого типа. Вид деятельности страховой компании не зависит от ее организационной формы.
Совокупные активы компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности в начале XXI в. оценивались в 870 млрд долл., что составляет меньше трети от совокупных активов компаний по страхованию жизни. В составе этих активов 16,0 % приходилось на правительственные ценные бумаги, на муниципальные облигации - 22,9%, на корпоративные и иностранные облигации - 21,4 %, на корпоративные акции - 20,6 %, прочие активы - 19,0 %.
Пенсионные фонды
В последние годы пенсионные фонды стали динамично растущими институциональными инвесторами в финансовой системе США. Частные пенсионные фонды возникли еще в конце XIX в., а государственное пенсионное страхование было основано в 1935 г. Но первый современный частный пенсионный фонд в США создала в 1950 г. компания «Дженерал Моторз» (General Motors). Благодаря активному росту в 2000 г. суммарные активы государственных и частных пенсионных фондов составили 6,9 трлн долл.
Структура обеспечения пенсионных сбережений в США устроена достаточно сложным образом. Кроме обычных пенсионных сбережений, существуют индивидуальные пенсионные счета, средства которых инвестируются в доходные активы через другие финансовые институты. Общий объем пенсионных сбережений на конец 2000 г. оценивался в 11,5 трлн долл.
Рынок пенсионных сбережений США состоит из трех основных частей. К первой относятся индивидуальные пенсионные счета (individual retirement accounts, IRA), которые учреждаются и финансируются инвестором самостоятельно до момента выхода на пенсию. В 2000 г. на этих счетах находилось 2650 млрд долл.
Второй крупный сектор рынка пенсионных сбережений США представляет система индивидуальных пенсионных счетов работников различных компаний и учреждений. Они пополняются работодателем путем перечисления регулярных взносов установленного размера и называются счетами с установленными взносами (defined-contributions retirement plans). Размер взносов зависит от размера заработной платы служащего и его стажа работы. При этом работодатель не несет ответственности за размер будущей пенсии служащего. Среди счетов этого рода следует отметить счета типа 401 (к) - счет, открываемый для служащих большинства коммерческих компаний; 403 (Ь) - счет, открываемый для служащих университетов, публичных школ и некоммерческих организаций; 457 - счет, открываемый для служащих правительств, штатов и муниципалитетов, а также других учреждений, освобожденных от уплаты налогов. Взносы на такие счета, как правило, вычитаются из налогооблагаемого дохода компании. Сумма ресурсов на этих счетах также составила в 2000 г. около 2650 млрд долл.
Третью часть американского рынка пенсионных сбережений образуют счета, предусматривающие регулярные выплаты фиксированной суммы служащему после его выхода на пенсию. Они называются счетами с установленными выплатами (defined-benefit retirement plans). По этой системе работодатель берет на себя
Глава 3. Финансовая система
обязательство выплачивать бессрочный аннуитет в будущем, а текущие взносы на счет не предусматриваются. Фактически весь риск того, что к началу выплат сумма на счете окажется недостаточной, берет на себя работодатель. Пенсионные счета второй и третьей групп образуют рынок счетов, учрежденных и финансируемых работодателем (employer-sponsored retirement plans). Объем средств на этих счетах в 2000 г. превышал 2300 млрд долл.
Отмеченные пенсионные счета могут быть открыты в любом кредитно-финансовом институте по выбору владельца счета - механизм их формирования и пополнения одинаков. Различия состоят лишь в порядке инвестирования и использования средств, внесенных на пенсионные счета. Однако именно эти различия и обусловливают постоянную конкурентную борьбу, которая ведется всеми кредитно-финансовыми институтами за пенсионные сбережения населения.
Пенсионные фонды вкладывают свои основные ресурсы в различные виды ценных бумаг самостоятельно или через покупку акций взаимных фондов. При этом растет доля вложений в акции корпораций. В совокупных активах пенсионных фондов США она составила в 2000 г. 43,6 %, а доля правительственных ценных бумаг - около 10%, что свидетельствует о переходе пенсионных фондов к более рисковой стратегии инвестирования средств.
В последнее время пенсионные фонды США внедрили много новшеств в свою инвестиционную политику, вкладывая средства в акции и облигации международных корпораций, в производные ценные бумаги и осуществляя различные альтернативные вложения - в нефтегазовые компании, в приобретение лесных участков и в предоставление кредитов венчурному бизнесу. Кроме того, они выработали новые технологии управления инвестициями, такие как стратегии пассивного управления и стратегии выбора времени операций на рынке.
При желании осуществлять инвестиционную деятельность стоит изучить наиболее распространенные и неизвестные понятия. Многие из нас незнакомы с особенностями институциональных инвесторов, поэтому с ними стоит ознакомиться подробнее.
Институциональными инвесторами являются крупные кредитно-финансовые компании, которые играют роль посредников между вкладчиками и объектами инвестиционной деятельности. В основном ими выступают коллективные держатели ценных бумаг. Деятельность данных инвесторов заключается в аккумулировании свободного капитала граждан или компаний для выполнения в дальнейшем инвестирования в производство услуг и товаров. Стоит отметить, что инвестор по-прежнему остается владельцем сбережений.
К категории институциональных инвесторов можно отнести пенсионные и страховые фонды, а также различные инвестиционные компании. Фонды, которые предоставляют услуги по страхованию, создаются за счет добровольных взносов физических лиц и частных фирм. Временно свободные денежные средства вкладываются в первоклассные ценные бумаги, среди которых могут быть государственные обязательства.
Рассматриваемый механизм применяется также и негосударственными пенсионными фондами, которые создаются за счет добровольных взносов работников и предпринимателей.
Институциональный инвестор распоряжается большим капиталом, так как управляет не только своими, но и чужими финансовыми средствами. По этой причине на финансовых рынках они являются наиболее крупными игроками. Принято считать, что инвесторы данного типа обладают высокой способностью управлять деньгами в отличие от обычных людей. Это обусловлено тем, что они обладают доступом к самой актуальной информации. В основном они имеют возможность напрямую вести переговоры с руководством компаний, ценные бумаги которых находятся в обращении на бирже. Институциональный инвестор способен нанять финансовых аналитиков для выполнения оптимизации финансовых вложений и прогнозирования рынков.
Стоит отметить, что ввиду инвестирования крупных сумм эти инвесторы имеют меньше свободы, нежели розничные вкладчики. Это обусловлено тем, что они ориентируются лишь на долгосрочные тенденции, не улавливая все колебания рынка.
Крупные инвестиционные фонды могут потратить несколько месяцев на формирование позиции, не слишком разгоняя ее котировки. Такое же время может уйти на выход из позиции, не обрушив стоимость ценной бумаги. По этой причине фонд учитывает все тренды и факторы, которые оказывают влияние на цену, по определенным финансовым инструментам.
Законодательством установлено, что институциональный инвестор, который является физическим лицом, должен соответствовать как минимум двум условиям в обязательном порядке:
При соблюдении данных условий физическое лицо имеет возможность выйти на рынок институциональных инвесторов и осуществлять деятельность этого типа.
Институциональные инвесторы в отличие от стратегических не имеют цели полностью контролировать акционерное общество. На фондовом рынке они применяют методы фундаментального анализа, создают инвестиционный портфель, а также управляют им для получения дохода.
Роль институциональных инвесторов в управлении инвестиционным портфелем состоит в совершении сделок купли/продажи ценных бумаг, а также принятии решений на собраниях участников деятельности, что способствует увеличению их курсовой стоимости.
В процессе инвестирования институциональный инвестор должен обеспечить ликвидность портфеля акций и облигаций, а также его рентабельности и надежность. Наибольшее внимание уделяется надежности, которая подразумевает достижение минимальных рисков потерь вкладываемых финансовых средств и запланированной прибыли. При этом безопасность обеспечивается в ущерб доходности.
Для фиксации прибыли с помощью продажи ценных бумаг без значительных потерь достигается ликвидность инвестиций. Чтобы эффективно управлять инвестиционным портфелем, следует найти и использовать оптимальное соотношение между рассматриваемыми параметрами. Для этого необходимо проводить диверсификацию вложений, что подразумевает покупку акций и облигаций у эмитентов из различных секторов экономики.
Экономическое значение страхования не исчерпывается только его гарантийными и возмещающими функциями. Финансовые ресурсы, аккумулируемые в страховых фондах, служат существенным источником инвестиций в экономику и выступают одним из главных факторов обеспечения эффективного функционирования страховой компании.
Во-первых, инвестиционная деятельность определяет саму возможность предоставления страховых услуг за счет обеспечения формирования достаточного страхового фонда.
Во-вторых, хорошо организованная инвестиционная деятельность обеспечивает качество предоставляемых услуг и определяет рыночное положение страховщика. Инвестиционная деятельность влияет на основные характеристики страхового продукта, прежде всего на его стоимость, и на фактическое исполнение обязательств страховщика, определяемое сроками страховых выплат.
В-третьих, инвестирование дает возможность владельцам страховой компании развивать свой бизнес и самостоятельно управлять им.
Согласно Правилам в целях обеспечения финансовой устойчивости страховые организации инвестируют страховые резервы с обязательным соблюдением следующих соотношений:
1) не менее 10 % средств резервов - в государственные ценные бумаги областных,
Краевых и местных органов управления;
2) не более 40 % - в недвижимое имущество;
3) не более 50 % - на банковские вклады (депозиты)
4) не более 40 % - в ценные бумаги акционерных обществ и в другие ценности;
5) не более 10 % - в валютные ценности в соответствии с Законом "О валютном
Регулировании и валютном контроле";
6) не менее 5 % - на расчетный счет в банке для осуществления текущих выплат
Страховых сумм по проводимым видам страхования;
7) не менее 80 % средств страховых резервов должно быть инвестировано на территории
РФ, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
Страховая организация как институциональный инвестор.
Институциональный инвестор
- юридическое лицо, выступающее в роли держателя денежных средств (в виде взносов, паев) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество (в том числе права на недвижимое имущество) с целью извлечения прибыли. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые организации
, кредитные союзы (банки).
Страховые организации являются институциональными инвесторами и аккумулируют значительные финансовые ресурсы, поэтому страховой сектор очень важен для развития экономики страны. Инвестиционная политика страховщика должна обеспечивать прежде всего его финансовую устойчивость для покрытия обязательств по убыткам.
Институциональные инвесторы предлагают более эффективное управление инвестиционными ресурсами, что не могут обеспечить индивидуальные инвесторы по причине отсутствия необходимых профессиональных навыков и опыта. Кроме того, институциональные инвесторы, аккумулируя сбережения мелких инвесторов, накапливают значительные ресурсы, что дает возможность снизить затраты на проведение операций на рынке ценных бумаг.
Фактически институциональные инвесторы являются катализаторами финансового рынка. Их назначение заключается в совмещении интересов частных инвесторов и предпринимателей. Таким образом обеспечивается эффективное накопление капитала и перемещение денежных средств от собственников к заемщикам (в роли заемщиков выступают предприятия, выпускающие на рынок акции). Институциональные инвесторы занимаются перераспределением временно свободных ресурсов, они оценивают возможные риски и минимизируют их негативные последствия
.Макро- и микроэкономическое значение инвестиционной деятельности страховщика.
На микроэкономическом уровне инвестиции выполняют несколько основных функций:
Функция платежеспособности заключается в возможности своевременно и в должном размере отвечать по своим обязательствам. Инвестиции являются важным инструментом для обеспечения и поддержания платежеспособности страховой компании. Особенно это утверждение актуально для страхования жизни, так как инвестиционный доход закладывается в тарифную ставку. В отношении страхования иного, чем страхование жизни, тарифные ставки рассчитываются так, чтобы с определенной вероятностью гарантировать защиту материальных интересов страхователей даже без инвестиционного дохода.
Функция сбережения финансовых ресурсов проявляется, когда страховая компания сталкивается с характерной для институциональных инвесторов проблемой – инфляцией. Для того чтобы покупательная способность денег, по крайней мере, не уменьшалась, нужно, чтобы инвестиционный доход был не меньше роста индекса потребительских цен.
Экономическим результатом инвестиционной деятельности страховых организаций становится катализация общенациональной инвестиционной активности, создаются новые рабочие места, увеличивается спрос на товары и услуги, увеличивается валовой внутренний продукт. Тем самым на макроуровне страхование закрепляет свое стратегическое значение как источник инвестиционных ресурсов и демонстрирует возрастающий финансовый потенциал. Этот процесс является ближайшей перспективой отечественного страхования. Вложение инвестиций в конкретную отрасль или предприятие показывает участие страхования в развитии воспроизводственной структуры национального хозяйства на микроуровне.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков
Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности страховщиков – защита имущественных интересов страхователей, а конкретнее, защита страхователей от убытков в случае неплатежеспособности страховщиков. Для достижения этой цели необходимо свести риск инвестиционной деятельности страховщиков к минимуму. Необходимость государственного регулирования возрастает ещё и вследствие того факта, что страхователи не могут проследить, насколько профессионально страхователи распоряжаются переданными им средствами. Регулирование инвестиционной деятельности страховщиков происходит на основании: Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. №4015-1; Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. №1488-1; Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-ФЗ; «Правил размещения страховщиками средств страховых резервов», утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 г. №100н. Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», регулированием инвестиционной деятельности страховщиков занимаются федеральные и региональные органы государственной власти. В этом же законе регламентированы и методы регулирования инвестиционной деятельности страховщиков: создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности страховщиков; прямое участие в инвестиционной деятельности страховщиков. Для создания благоприятных условий развития инвестиционной деятельности федеральные органы власти располагают множеством инструментов. Это налоговая система и льготные налоговые режимы, это антимонопольное законодательство и защита интересов инвесторов, это амортизационная политика и информационная поддержка инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности, и так далее. Участие государства может осуществляться через финансирование различных инвестиционных проектов, строительства (в том числе законсервированного) и модернизации технических объектов, через выпуск и размещение государственных ценных бумаг – облигаций, экспертизу инвестиционных проектов, проверку импортируемых технологий, оборудования и прочего на предмет морального износа, концессии. Региональные органы власти также финансируют инвестиционные проекты, проводят экспертизу инвестиционных проектов, выпускают облигации и займы, но в пределах их полномочий. В целом, у региональной власти несколько меньше рычагов воздействия на страховщиков.