Бюджетные средства на образование в году. Что будет с нефтью и рублем? Федеральный бюджет и ВВП в цифрах

Бюджетные средства на образование в году. Что будет с нефтью и рублем? Федеральный бюджет и ВВП в цифрах

Как всем известно, федеральный бюджет относится к основным финансовым документам страны. Он представляет собой некую смету, в которой обозначены все финансовые отчетности разных служб и ведомств страны. Именно бюджет России на 2018 год в цифрах определяет, как именно будут распределены денежные средства, и какие программы будут профинансированы. Так же в бюджете указываются и источники доходов, с обозначением конкретных сумм.

Но, больше всего документом интересуются граждане страны, чтоб понять, какую социальную политику будет вести Россия по отношению к собственным гражданам. Каким будет бюджет 2018 года, и как он распределится среди министерств, разберем в статье.

Чего ждать от бюджета 2018?

Недостаток бюджетных средств жители страны ощущают ежедневно. К тому же, санкции западных стран не придают оптимизма. Но, по мнению правительства, самые тяжелые года остались позади. Благодаря разным ограничениям нам удалось дать новый толчок для развития собственного производства, начали появляться новые отечественные марки. Независимые эксперты экономики прогнозируют улучшение ее состояния в 2018 в России.

Законопроект о федеральном бюджете на 2018 год был опубликован еще в средине октября 2016. По мнению чиновников, такой проект бюджета будет адаптированным к реальным условиям, к которым относится сниженная цена на нефть, высокий курс доллара, значительное сокращение собственных резервов страны.

Проект бюджета уже прошел второе чтение, а это значит, что в начале 2018 в России уже будет утвержденный план развития страны.

Основные параметры федерального бюджета на 2018 год содержат такие пункты:

  1. Решено вернуть бюджет федерального фонда, который был принят три года назад. Такие решения Минфин объясняет тем, что нужно постепенно выравнивать бюджетные дисбалансы, которые возникли в пролом, чтоб вывести государственный бюджет на должный уровень.
  2. Прошли изменения в перечне источников, с помощью которых будет продляться дефицит бюджета России на 2018 год. В прошлом эта дыра в финансах закрывалась с помощью резервного фонда страны. Сейчас же был предложен и принят другой вариант – уменьшить в 2018 году использование автономных фондов, при этом увеличив объемы заемного капитала, которые привлекается на национальном финансовом рынке.

Обсуждая бюджет РФ на следующий год, не обошлось без противоречий. Но ясность ситуации внес президент, который ясно указал, на какие именно отрасли лучше направить дотации, где они будут необходимы.

Среди главных пунктов:

  • Из бюджета РФ будут выделены дополнительные денежные средства для нужд санавиации глубинки страны.
  • Пройдет дополнительное финансирование новых школ.
  • Выделены деньги на улучшение состояния дорожного полотна в 2018 году.
  • Властям в регионы будут направленны крупные суммы денег, которые будут использованы на предоставление субсидий нуждающимся семьям.

Как вы видите, страна начинает выходить из состояния кризиса, а это не может не радовать.

Доходы государства в 2018 году

В сумме по статьям дохода федеральный бюджет на 2018 год получит практически 15,26 триллиона рублей , что всего немного превысит программу дохода первого года из трехлетней программы. В 2019 году предполагаемо будет получена еще большая сумма, что является абсолютным рекордом для экономики страны.

На данную сумму не повлияет и уровень инфляции, поскольку заложенная цена нефти составляет 40 долларов.

Утверждение руководителя Минфина гласит, что в России в следующем году доход страны поднимется, этого получится добиться и без поднятия уровня налогов или возрастного барьера для выхода на пенсию.

Расходная часть

Что же касается расходов, то для нормального финансирования всех отраслей и проектов России понадобится около 16,53 триллиона рублей . Эта сумма немного ниже той, которая была объявлена в прошлом году, потому сократится и дефицит денежных средств до 1,27 триллиона рублей .

Но, не весь проект федерального бюджета на 2018 год доступен всем гражданам, а только 82%. Остальные 18% трат строго засекречены. Рассмотрим основные статьи расходов:

  • Для сферы социальной политики страны, заложена сумма равная 4, 96 триллиона рублей на 2018 год и плановый период.

Бюджет на оборону определен на ставке 2.7 триллиона, и в дальнейшем сумма, выделяемая на оборону России, будет только увеличиваться. Соответственно количеству дотаций на МО вырастут и оклады военным. Таким образом, для безопасности граждан, по просьбе президента был увеличен военный бюджет России на 2018.

  • Увеличатся так же траты на содержание органов национальной безопасности. Так, общий бюджет МВД России на 2018 год, бюджет МЧС России и полицию будет равен практически 2 триллионам рублей. Особенно почувствует это бойцы национальной гвардии России, которые получат больше на 11 млрд.
  • Проект закона о федеральном бюджете на 2018 предусмотрел так же нужды сферы образования, так как она является одной из приоритетных в стране. Как говорит прогноз, ее профинансируют на 589 миллиардов рублей. За счет этих же денег будет проведена индексация зарплат учителям.
  • Учтен был и бюджет здравоохранения, который пополнится на 394 миллиарда рублей. Такая сумма для здравоохранения РФ не только считается достаточной, но и будет постепенно уменьшаться.

Федеральный фонд ОМС из общей суммы получил лишь 2 млрд рублей.

  • Что же касается части, которую получит в 2018 году пенсионный фонд, то она будет равна 8 530,5 млрд рублей. Этих денег должно хватить для всех нужд пенсионного фонда рф на 2018 год.

Как вы видите, все бюджетные средства были распределены в соответствии с нуждами отдельных сфер, с учетом их потребностей и возможностей.

Дефицит денежных средств

Если смотреть на бюджет России на 2018 год в цифрах, то видно, что он дотационный, и будет оставаться таким еще несколько лет. На данный момент дефицит планируется в районе 1,27 триллиона.

До чтения проекта государственного бюджета требовалось дотаций в размере 2,74 триллиона рублей, и ее тут же скорректировали до 3,26 триллиона. Такие действия, по мнению Минфина были абсолютно логичными и понятными. Причиной такого значительного увеличения были названы санкции. Было четко обозначено, что страна планирует принятие и заключение контрактов в оборонной сфере, и сможет снизить уровень недостачи, независимо от того, какой курс доллара будет на тот момент.

Кроме того, последние новости говорят, что внешний долг страны в следующем году расти не будет. Федеральный бюджет 2018 направит все силы на погашение дефицита, но дополнительных инвестиций привлекать не будет.

В общем, новый федеральный закон о бюджете на 2018 год имеет свои особенности, но имеет весьма консервативный характер. Пока не внедряются инновационные программы в медицину или другие сферы. При этом, здравоохранение все равно находится на достаточно высоком уровне.

Но, не стоит забывать и о непредвиденных расходах, к которым относятся президентские выборы, грядущие в следующем году. Для их подготовки и проведения потребуются дополнительные влияния материальных средств.

Не могут не радовать новые инвестиции в бюджет России на 2018 год, ведь с их помощью простому населению жить станет значительно проще. Остается только надеяться на положительный исход дела и светлое будущее, и радоваться оптимистическим прогнозам ведущих экономистов как нашей страны, так и всего мира.

Экономический кризис сегодня существенно сбавил обороты и Российская Федерация начала постепенно восстанавливаться, поэтому обсудить бюджет России на 2018 год в цифрах стоит подробно. Насколько наполнен государственный бюджет Российской Федерации, стоит ли ожидать бюджетного дефицита финансовых средств и каким образом власти планируют распоряжаться финансами в 2018 году?

На сегодняшний день основным источником наполнения государственной казны является нефть, и пусть власти сегодня пытаются отойти от сырьевой зависимости федеральной казны, пока это у них не очень получается. Соответственно, нельзя не сказать о том, что бюджет Российской Федерации на 2018 год будет полностью зависеть от того, и зависимость в данном случае очень проста – чем выше будет стоимость «черного золота», тем больше финансовых средств будет находиться на внутренних счетах Российской Федерации.

В современное время большинство аналитиков уверено в том, что государство ждет новый виток экономического развития, поэтому можно ожидать того, что в 2018 году экономика начнет постепенно расти. Прогнозируемый рост ВВП составляет 1,7%, а это является прямым повреждением того, что государство восстанавливается после кризиса, соответственно, последние новости о бюджете России на 2018 год должны выглядеть оптимистично.

Власти уже представляли общественность расчеты на будущий период, но за последнее время они немного изменились, потому что факторы, оказывающее влияние на ту или иную сферу деятельности в стране, остаются неустойчивыми (эксперты настоятельно рекомендуют регулярно следить за обновленными , потому что цифры очень быстро меняются). Согласно последним данным можно сказать о том, что ожидаемые поступления в федеральную казну составят примерно 14 триллионов рублей, однако даже при таком вряд ли сможет выйти на самоокупаемый уровень, при этом ожидается на уровне 2 триллионов рублей.

Показатели рассчитываются на основе , однако наиболее важное влияние на них оказывает стоимость нефти с которой очень тесно взаимосвязаны буквально все сферы государственной деятельности в России. Среднестатистический ожидаемый ценовой уровень нефти будет находиться в пределах 40 долларов за баррель, но стоит принимать во внимание тот факт, что показатель может измениться в большую или меньшую сторону. Власти раздумывают над тем, чтоб уменьшить добычу нефтепродуктов и тем самым спровоцировать рост их стоимости, но сложно сказать о том, насколько полезным и эффективным окажется данное решение.

О чем стоит знать?

Сегодня принят бюджет России на 2018 год и можно сказать, что дефицит в нем будет относительно небольшим (особенно в сравнении с прошлогодним периодом). Проблемой в данном случае является еще и то, что власти использовали практически все средства из Резервного фонда для покрытия собственных расходов, значит в будущем они не смогут пользоваться дополнительными финансами. Современные представители власти существенно стремятся к уменьшению размеров внешнего долга, и на сегодняшний день внешний долг Российской Федерации перед другими странами уже составляет меньше трех миллиардов долларов.

Представители Минфина говорят о том, что в будущем временном периоде (до 2019 года) внешний государственный долг не превысит от метку в 20%, а при таких условиях экономика будет, пусть и медленно, но восстанавливаться. Компенсировать нестабильность экономического положения страны сегодня можно, но сделать это получится только при условии того, что власти РФ направят все силы на выполнение следующих действий:

  • они полностью постараются изменить налоговое законодательство (к чему они уже приступили), в ходе чего увеличатся ставки НДПИ и отменятся экспертные пошлины на товары;
  • скорректируют уровень минимальных дивидендов в государстве;
  • позаботятся о создании единой методологической базы.

Структура расходов госказны

Обсуждая расходы государственного бюджета нельзя не уделить внимание тому, на какие нужды тратятся бюджетные средства. Минимальную часть расходов берет на себя сфера здравоохранения (около 2,3%), и примерно столько же занимает сфера образования, в которой (нужно сказать) происходят существенные изменения – , снижается количество бюджетных мест и уменьшится число рабочих мест для преподавателей. В целом, финансирование программы образования в России уменьшится примерно на 20%, и переживать по этому поводу бессмысленно, потому что только снижение расходов может положительно повлиять на состояние экономики.

Отдельно нужно сказать о том, что бюджет МВД России на 2018 год потребует около 12% от общего количества расходных средств федерального бюджета, а это достаточно внушительная сумма, которая серьезно опустошит госказну. Однако нельзя не сказать о том, что без подобных трат обойтись российском правительству просто не получится, потому что ведомство МВД ожидают серьезные изменений, которые в первую очередь коснутся кадрового состава организации. Власти планируют сделать более жесткими требования к профессиональным качествам сотрудников ведомства, но более весомую роль в данном случае играть будут психологические аспекты личности людей, которые с нового года будут учитываться при приеме на работу или увольнении с нее.

Стоит ожидать того, что число может уменьшится (процент пока не разглашается общественности), причем данная мера является необходимой, потому что только она позволит оптимизировать расходы правительства. Число сокращений составит около 2% (ориентировочно), но оставшиеся сотрудники могут рассчитывать на некоторую прибавку к заработной плате.

Достаточно внушительную сумму потянет на себя и на 2018 год, расходы по которому составят около 2500 миллиардов рублей, денежные средства пойдут на финансирование армии и ее служащих, потому что сегодня для России крайне важно поддерживать свое военное положение (лидерство) на мировой арене.

Дополнительной статьей расходов станет социальная сфера, потому что она направлена на улучшение благосостояния граждан страны. Нужно сказать, что на эту сферу деятельности будет расходоваться около 30% государственного бюджета, и не стоит переживать о том, что сумма кажется чрезмерно высокой, потому что «львиная» часть вышеперечисленных денежных средств будет направлена именно на социальную поддержку граждан (ориентировочно планируется финансирование четырех десятков программ).

В завершение стоит сказать о том, что бюджет России на 2018 год в долларах выглядит не особенно внушительно, особенно если анализировать то, сколько денег необходимо для финансирования той или ной сферы деятельности. На сегодняшний день первой задачей для представителей власти является поиск новых источников финансирования, и сегодня они делают в се для того, чтоб их найти. Они меняют систему налогообложения, способствуют развитию промышленности, сельского хозяйства и всего остального, а значит уже в скором времени дефицит государственного бюджета станет практически незаметным, а казна наполнится новыми финансовыми поступлениями.

На ближайшую трехлетку в последний раз поступил в Госдуму "в бумаге". Документ и сопроводительные материалы в пятницу принесли из кабмина представители фельдъегерской службы в двух больших сумках. Первое чтение документа пройдет 27 октября.

Проект бюджета в последний раз пронесли по Думе в сумках - отныне он будет поступать "в цифре". Фото: Сергей Куксин/ РГ

Более чем 10 тысяч страниц проекта бюджета вызовут в нижней палате парламента традиционные споры. Коррективы в основной финансовый план попытаются внести не только представители оппозиционных фракций - о поправках предупредило и парламентское большинство.

Начиная со следующего года бюджет больше не будут торжественно проносить по зданию на Охотном Ряду - разве что в виде "флешки". Основной финансовый документ будет поступать в цифровом виде. Последние в истории сумки с бюджетом показались главе профильного комитета Андрею Макарову "тяжелыми". Непростым будет и подготовка к принятию вкупе с обсуждением на "пленарках". В общей сложности у Госдумы на работу над проектом есть 60 дней. Депутаты собираются готовить документ к рассмотрению на ежедневных заседаниях. В дни пленарных заседаний членам комитета для этого придется жертвовать обеденным перерывом или задерживаться на работе.

В бюджетный процесс будут вовлечены Счетная и Общественная палаты, куда документ уже отправили для анализа. Конечно же, депутаты спросят мнение регионов и экспертов. По ключевым бюджетным направлениям в Госдуме уже начали проводить слушания.

Обсуждение параметров документа на заседаниях бюджетного комитета начнется 16 октября - уже после получения отзывов на него. Бюджет будет дорабатываться в тесном контакте с правительством. На первой встрече депутаты профильного комитета заслушают министра финансов и главу Центробанка.

В проекте бюджета оказалось более 10 тысяч страниц

Андрей Макаров как главный приоритет проекта назвал сохранение макроэкономической стабильности. Он обратил внимание на то, что по сравнению с 2017 годом ожидается рост доходов. По прогнозам кабмина, в 2018 году они составят 15,257 трлн (в рублях рост по отношению к 2017 году составит 3,6%), в 2019 году - 15,555 трлн и в 2020 году - 16,285 трлн рублей. Расходы в 2018 году составят 16,529 трлн, в 2019 году - 16,374, а в 2020 году - 17,155 млрд. Постепенно сокращается и дефицит. "Вес" этого базового показателя в ВВП будет уменьшаться с 1,3 процента в 2018 году до 0,8 процента в 2020-м. А это фактически сделает российскую казну сбалансированной по доходам и расходам.

Экономику ожидает довольно устойчивый рост, добавил первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков. Это 2,1-2,3 процента в ближайшие три года. Достижением он назвал и сохранение низкой инфляции, которая заложена в размере 4 процента.

Глава правительства ранее напутствовал Думу и кабмин: бюджет должен быть выстроен под решение действительно приоритетных задач и сбалансирован по расходам и доходам с учетом реальных возможностей. Кроме того, должны быть учтены основные социальные обязательства государства. Задачи лидера намерена выполнить "Единая Россия". Дорабатывая документ, во фракции намерены добиться перераспределения средств в пользу приоритетов.

Так, надо повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума, дать регионам достаточно денег на "майские указы" президента, сохранить средства на поддержку аграриев и добавить финансов на развитие села. Важно также добиться выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. "Единороссы" также рассчитывают ко второму чтению добавить средства на технические средства реабилитации инвалидов.

Еще одним приоритетом для "ЕР" является дискуссионный вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам. Полностью индексация пенсий всем работающим пенсионерам вряд ли возможна, но ее могут вернуть для инвалидов данной категории, рассказал первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев.

В Госдуме ожидается традиционный спор - оппозиционные фракции будут доказывать, что денег надо добавить по ряду направлений, а в бюджетном комитете станут убеждать коллег, что их пожелания не обеспечены деньгами. "Единороссы" призвали другие фракции работать с имеющимися доходами, оптимально их расписав по расходным статьям. Но парламентские оппозиционеры уже пошли в отказ, заявив, что не поддержат проект. Так, коммунисты не нашли структурных реформ, ЛДПР не устраивают темпы роста экономики, а "справороссам" настолько все не нравится, что они выступят с альтернативным документом.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Роман Маркелов

Минфин в следующие три года намерен снизить зависимость федерального бюджета от колебаний на внешних рынках. При этом "дыра" в бюджете уже в 2018 году должна сократиться почти в два раза, а впоследствии он может стать бездефицитным.

Уровень доходов бюджета все эти три года будет расти номинально - по отношению к общему объему экономики они, напротив, сократятся. Это произойдет из-за прогнозируемого сокращения нефтегазовых доходов к ВВП из-за снижения доли самого нефтегазового сектора и возвращения мировых цен на нефть на сбалансированный уровень, отмечается в пояснительной записке. По мнению минфина, тот самый уровень - это 40 долларов за баррель нефти российской марки Urals. К этой отметке нефть может вернуться к концу 2018 года, когда завершится соглашение об ограничении добычи сырья в формате ОПЕК+.

Поэтому среднегодовые цены на нефть, заложенные в бюджет на следующую трехлетку, довольно консервативны - 43,8 доллара за баррель в 2018 году, 41,6 доллара - в 2019-м, 42,4 доллара - в 2020-м. Подобная динамика нефти неизбежно приведет к ослаблению курса рубля, экспорт сырья снизится, а импорт в Россию, напротив, вырастет. Как прогнозируют в минфине, в 2018 году среднегодовой курс доллара может составить 64,7 рубля (в 2017-м - 59,4 рубля). К 2020 году ожидается номинальное ослабление российской валюты до уровня 68 рублей за доллар.

Доходам бюджета, не связанным с нефтью и газом, в следующие три года обещан символический рост - с 9,7 процента ВВП в 2017 году до 9,8 процента в 2020-м. Фактически их уровень поднимется вместе с прогнозируемым общим ростом экономики: благодаря ему должны увеличиться поступления от внутренних налогов (НДС, налога на прибыль и акцизов). На показатель положительно повлияет и общее улучшение их администрирования и собираемости, рассчитывают в минфине.

Также заложены доходы и от приватизации госактивов, но за три года поступления от нее составят только 36,6 миллиарда рублей.

Среди мер повышения доходов есть достаточно радикальные - с 1 июля 2018 года предлагается снизить порог беспошлинного ввоза товаров, заказанных населением в зарубежных интернет-магазинах, с 1000 до 20 евро.

По расчетам ведомства, это принесет бюджету 30 миллиардов рублей в 2018 году, в 2019 и 2020 году - по 60 миллиардов рублей. Расходы бюджета в следующие три года также будут сокращаться - с 18,1 процента ВВП в 2017 году до 15,6 процента к 2020 году.

Все еще сравнительно высокий дефицит бюджета в 2018 году минфин планирует покрывать из Фонда национального благосостояния (ФНБ), с которым с начала следующего года сливаются остатки Резервного фонда. Вторым источником станут госзаимствования. Как ранее говорил министр финансов Антон Силуанов, с 2019 года ведомство рассчитывает не трогать ФНБ для финансирования дефицита бюджета, пустив на эту цель только госзаймы.

По проекту бюджета общий госдолг России вырастет за три года с 15,2 до 17,6 миллиарда рублей, в его структуре будут преобладать внутренние займы. Далее деньги из ФНБ будут уходить на софинансирование добровольных пенсионных накоплений населения и в бюджет Пенсионного фонда.

Что касается курсов валют, то базовый сценарий предполагает, что в 2017-2020 годах курс доллара ожидается в районе 64,8 рубля за доллар.

Одно из основных нововведений бюджета на следующую трехлетку - начало полноценной работы бюджетного правила. Допдоходы от продажи нефти и газа по цене сверх 40 долларов за баррель будут направляться не на расходы, а в резерв. Таким образом, в бюджете определяется предельный объем расходов, что должно повысить эффективность всей бюджетной политики.

Вкупе с повышением собираемости налогов эти меры помогут снижению структурного дефицита бюджета. Оно создаст все условия для перехода к равновесию в экономике, что, по идее, должно заложить будущую модель ее инвестиционного рост.

Минфин планирует снизить порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных онлайн-магазинов до 20 евро

Если говорить о стимулировании долгосрочного роста экономики, то структура бюджета в этом плане скорее нейтральна, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрий Куликов. По его словам, в перспективе бюджету предстоит решать также вопрос перебалансировки текущих доходов из-за старения населения, а также вопрос отношений федеральной казны и региональных бюджетов.

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн 182 млрд руб., расходы - 16 трлн 515 млрд руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн 258 млрд руб., расходы - до 16 трлн 529 млрд руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн и 500 млрд руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

Бюджет на 2019-2020 годы

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн руб., расходы - 16,38 трлн руб., дефицит - 819,1 млрд руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн руб., расходов - 17,16 трлн руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Приоритеты бюджета

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд руб.), "Русгидро" (1 млрд руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд руб.).

Займы и доходы

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. - в 2019-м и 1,34 трлн руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м - 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м - 13 млрд руб., в 2019-м - 12,2 млрд руб., в 2020 году - 11,4 млрд руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

Госбюджет является важнейшим финансовым документом России. Это своеобразная смета, состоящая из совокупности финансовых отчетов всех федеральных ведомств, служб и общенациональных программ. Именно этот документ определяет, как будут профинансированы годовые расходы страны, а также содержит информацию об источниках поступления средств. От него напрямую зависит соцполитика государства, поэтому жители России ежегодно интересуются вопросом: каков будет бюджет на следующий год?

Данная проблема особенно актуальна в текущих экономических условиях, когда с каждым годом россияне ощущают усиление кризисных явлений и санкционной политики стран Запада. Тем не менее, правительство смотрит в будущее с изрядным оптимизмом, говоря, что западные ограничительные меры следует рассматривать лишь в позитивном ключе.

Проект нового федерального бюджета не внушает россиянам оптимизма

Якобы, экономическая изоляция Российской Федерации в итоге приведет к развитию национального производства, ускорению темпов НТП и, в итоге, обеспечению фантастического роста экономики. Поэтому в бюджете на ближайшие несколько лет прогнозируется экономический подъем, а россиянам прочат радужное будущее. Давайте подробнее поговорим о главных правительственных приоритетах, заложенных в бюджетной программе на 2018 год.

Чего следует ожидать от госбюджета-2018?

Проект федерального бюджета сотрудники Минфина опубликовали еще 12 октября 2016 года. Чиновники называют новый финансовый план адаптированным к «новой реальности», в числе характеристик которой – падение котировок нефтерынка, сокращение резервов страны и санкционные ограничения. Документ уже прошел второе чтение, так что страна вступит в 2018 год с утвержденным планом развития, среди основных инноваций которого можно выделить:

  • возврат к практике трехлетнего федерального бюджета. Напомним, что еще год назад страна жила по годовому финансовому плану. Данное изменение Минфин поясняет необходимостью создать базу для последовательной и предсказуемой экономической политики, чтобы суметь выровнять имеющиеся бюджетные дисбалансы;
  • изменение в структуре источников покрытия бюджетного дефицита: в прошлом его валовая часть была покрыта средствами, направленными из Резервного фонда страны. Сейчас специалисты Минфина предлагают иную схему, которая заключается в уменьшении использования средств автономных фондов и увеличении объемов заемного капитала, привлекаемого на национальном финансовом рынке России.

Утверждение бюджета не обошлось без прений. Депутаты внесли в первоначальный проект более пяти сотен правок и уточнений, триста из которых перекочевали в итоговый документ. Андрей Макаров, занимающий пост председателя профильного комитета Государственной Думы, отметил, что «путеводной звездой» для народных избранников стало послание Президента, в котором он озвучил свои мысли по поводу приоритетных направлений государственного финансирования. Поправки вносились в расходную часть.

Теперь она включает деньги на нужды санитарной авиации в глубинке страны, смету финансирования новых школ, ремонт жилья и дорожного покрытия. Было сказано, что региональные власти буквально в 2017 году начнут получать крупные субсидии (была названа сумма, равная 20 миллиардам рублей), которые будут распределять самостоятельным образом.


В госбюджет 2018 года заложены деньги на ремонт дорожных покрытий

Представители оппозиции отказались голосовать за итоговый вариант бюджета – из двухсот правок, которые были предложены данными фракциями, в документ не вошла ни одна. Тем не менее, это не помешало принятию общефедеральной сметы – 57 противников и 1 воздержавшийся депутат не смогли сломить силу 325 голосов, которые прозвучали «за».

Государственные доходы в 2018 году

Суммарный итог доходных статей бюджета 2018 года – почти 14,3 триллионов рублей, что незначительно превысит уровень доходов первого года исполнения трехлетнего бюджета. В 2019 также не стоит ожидать больших объемов аккумулирования финансовых средств. Предполагается, что «копилка» государства пополнится на 14,84 триллионов рублей. Озвученная цифра в номинальном значении – это исторический максимум для российской экономики.

Однако стоит отметить первый из «червячков сомнения» – о каком экономическом росте может идти речь, если за год планируется собрать лишь на 1% больше средств, чем в базовом периоде 2018 года? Более того, некоторая часть экономистов выражает мнение, что учет влияния инфляции в итоге приведет к сокращению уровня реальных доходов. Аналитики с легкостью поясняют позитивный настрой руководства РФ, утверждая, что прогнозированный рост связан с ослаблением рублевых котировок на валютном рынке.

В главном финансовом документе России образца 2019 года спрогнозирован курс, равный 71 рублю 10 копейкам за 1 доллар США. Прогнозируемая цена черного золота, которая также серьезно влияет на национальный бюджет, – 40 долларов за 1 баррель нефти. Еще один факт, который нельзя оставить без внимания – уменьшение доходной части в сравнении с показателем ВВП страны. Если данный документ не подвергнется существенным корректировкам, то в 2019 году разрыв достигнет уровня в 15%.


Повышение акцизных сборов значительно увеличит наполнение бюджета

Руководитель Минфина Антон Силуанов заверил россиян, что правительство планирует обеспечить стране дополнительный доход, не прибегая к повышению налогов или поднятию возрастной планки выхода на пенсию. Главный финансист России заявил, что вполне возможна обратная ситуация – реформирование системы налогообложения в сторону уменьшения фискальных сборов в части прямых налогов для предпринимателей. Но есть и другое мнение.

Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Людмила Пронина полагает, что запланированный Минфином рост, скорее всего, будет обеспечен при помощи налога на разработку недр (в 2018 году при помощи данного сбора запланировано собрать 200 миллиардов рублей) и возможного повышения акцизов. Уже в 2017 году данный налог на вина, шампанское, сидр, медовуху, пиво, водку, сигареты, табак, бензин класса 5 и дизтопливо будет существенно увеличен.

Государственные расходы в 2018 году

Расходы на 2018 год прописаны в сумме, равной 15,9 триллионам рублей. Это меньше, чем сумма, выделенная на 2017 год, составляющая 16,2 триллиона. Причем тенденция к уменьшению части расходов продолжится и в дальнейшем – в 2019 году она зафиксирована на уровне 15,9 триллионов в нацвалюте. Для прояснения ситуации по поводу такого правительственного решения комментарий дает Антон Силуанов. Он заявил, что данная мера – единственный путь к обеспечению консолидации финансовой сметы страны.

Расходная часть общефедерального бюджета состоит из двух частей: одна открыта для публикации, а вторая – закрыта. Комментировать их в бюджете 2018 года пока не представляется возможным, но в 2017 году в засекреченную часть попало более 18% всех трат. Корректировка этой цифры, как правило, производится в конце отчетного периода, когда секретная часть расходов растет буквально на глазах. Так, к декабрю 2016 года она составила примерно 22%, превысив показатель начала года примерно на 6%.


Значительная часть бюджетных трат засекречена от рядовых россиян

Рассматривая основные направления расходов, можно отметить следующее:

  • на потребности сферы соцполитики планируется выделить 4,96 триллиона рублей. Обещают, что в 2019 году данная цифра увеличится, достигнув отметки чуть больше 5 триллионов в нацвалюте;
  • ассигнования национальной экономики составят 2,2 триллиона рублей, что несколько меньше уровня 2017 года. В 2019 году эта цифра сократится до 2,05 триллионов рублей (или до 12,9% бюджета за трехлетний период). Возникает вопрос: каким образом был сделан вывод о том, что страну ожидает рост экономики? Особенно если принимать во внимание все еще действующие санкции и блокаду иностранного капитала, ведь российские предприниматели вряд ли смогут компенсировать сокращение вложений иностранных инвесторов при текущей ставке кредитования;
  • национальная оборона будет профинансирована на уровне 2,7 триллиона рублей. В 2019 году данная статья будет увеличена до 2,8 триллионов в нацвалюте, что в итоге приведет к росту данной части расходов до 17,9%. Таким образом, можно признать высокую милитаризацию общефедерального бюджета. При этом значительная часть экономистов который год твердит, что спасти бюджет можно лишь при условии уменьшения части расходов на нацоборону в пользу экономических реформ и изменения структуры национальной экономики. Эта статья традиционно относится к части скрытых – в открытой части бюджета можно увидеть расходы примерно 1/3 всех военных ассигнований;
  • траты на нацбезопасность, силовиков и полицию также увеличиваются. В 2018 году статья профинансируется в размере 1,9 триллионов рублей, а через год достигнет уровня в 2 триллиона, составив примерно 12,6% всех расходов федерального бюджета;
  • нужды образования получат около 589 миллиардов в национальной валюте. Через год эти расходы запланировано сократить до 586 миллиардов;
  • здравоохранение получит ассигнования в размере 394 миллиардов рублей. Причем в последний год исполнения трехлетнего бюджета эта сумма сократится до 369 миллиардов.

На расходы нацобороны страны в 2018 году заложены 2.7 трлн рублей

К вопросу дефицита

Общенациональный бюджет в ближайшие несколько лет однозначно будет дефицитным. Этот показатель в российской практике изменяется просто мгновенно: еще до того как бюджет 2017 года был принят в первом чтении, дефицит предложили скорректировать с 2,74 триллионов рублей (3,2% уровня ВВП) до 3,26 триллионов рублей (3,9%). Эксперты от правительства сразу высказались в пользу того, что это явление не просто ожидаемо, но и вполне нормально.

Санкции, которые ранее было предложено рассматривать в качестве позитивного фактора, мгновенно приняли отрицательную окраску – представители Минфина назвали их главной причиной столь резкой корректировки дефицита. Тем не менее, правительственные финансисты отметили, что страна обязательно заключит новые контракты в военной сфере и урегулирует дефицит уже в ближайшее время. Буквально в 2018 году данный показатель спрогнозирован на уровне 2,2% ВВП, а еще через год составители бюджета планируют выйти на показатель в 1,2%.

В противовес данному оптимистичному прогнозу можно привести мнение экспертов-аналитиков из Fitch, считающих, что России рано говорить о стабильном пополнении бюджета. В ближайшие годы стране вряд ли удастся преодолеть высокую сырьевую зависимость, а нестабильное положение на рынках энергоресурсов больно ударит по национальной экономике.


Наложенные на Россию санкции увеличивают дефицит бюджета страны

Что с государственным долгом?

Представители финансовых ведомств заявляют, что страна будет повышать уровень заимствований, направляя полученные суммы на урегулирование проблемы дефицита. Россиян успокаивают тем, что уровень внешнего долга не повысится – правительство рассчитывает изыскать нужные суммы на национальном рынке. Согласно предварительным прогнозам, в 2018 году заимствования составят сумму в 1,6 триллиона рублей, а еще через год в бюджет будет аккумулировано 1,7 триллионов в нацвалюте.

Правда, министр финансов оговаривается, что входить в эту реку стоит с известной долей осторожности – мол, ушлый национальный инвестор может затребовать, чтобы правительство повысило ставки на краткосрочные облигации, если прочувствует свою власть на рынке займов. Возможные изменения линии правительства в отношении реструктуризации источников заимствования имеют далеко не случайный характер.

Дело в том, что для покрытия бюджетного дефицита 2017 года запланировано получить 1,15 триллионов рублей, которые сейчас находятся в Резервном фонде, что фактически приведет к его обнулению. Правительство уже сейчас осторожно намекает на необходимость обратиться еще и к средствам Фонда национального благосостояния. Уже в 2018 году из этого источника будет изъято 1,14 триллионов рублей. Возможности же наполнения этих фондов не рассматриваются вплоть до 2020 года.

Если рассматривать внешние займы, то правительство желает сократить привлечение средств на международных финансовых рынках. В 2018 и 2019 годах запланировано получить по 3 миллиарда долларов США ежегодно, что отвечает показателям 2012-2013 годов. Правда, некоторые эксперты говорят, что правительственные финансисты лукавят, сообщая об отсутствии необходимости в наращивании внешних займов, а поясняют этот шаг все теми же санкциями. То есть денег России просто не дадут.

Чего ожидать?


Бюджет 2018 года сильно просядет после новых президентских выборов

Федеральный бюджет 2018 года вполне можно охарактеризовать как консервативный. Пока что не наблюдается внедрения инновационных программ, которые дали бы возможность преодолеть кризис национальной экономики. Некоторые эксперты выражаются еще жестче, говоря о том, что страна и дальше будет выживать за счет остатков резервов. Правительство утверждает, что этот вариант бюджета пока нельзя назвать окончательным – трехлетний документ должен подвергаться корректировкам ежегодно.

Из хороших новостей: специалисты в области политики не дают прогнозов, касающихся обострения внешних рисков, так что резкого ухудшения экономической ситуации не предвидится. Зато незапланированные расходы, безусловно, будут. Напомним, что вскоре в России пройдут очередные , расходы на которые до сих пор не просчитаны. Итог может быть неутешительным, а проседание бюджета – неизбежным, так как денег на мероприятия подобного рода списывается немало.

Жителей России продолжают уверять в том, что все не так уж и плохо – инфляция в 2018 году упадет в три раза, а ВВП возрастет на 2,5%. Судя по всему, жить уже стало лучше. Например, буквально в конце 2016 года правительственные финансисты сообщили, что произошло падение цен на некоторые продукты питания, входящие в потребительскую корзину (на 1,9%). Правда, вслед за этим россиянам возвестили о снижении уровня прожиточного минимума на 0,7%.