Приказ 33н от 06.05 1999. Законодательная база российской федерации. С изменениями и дополнениями от

Приказ 33н от 06.05 1999. Законодательная база российской федерации. С изменениями и дополнениями от

Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан – об этом далее в статье.

Вызвать могут любого гражданина

Статья 90 Налогового кодекса устанавливает право налоговых органов вызывать для дачи показаний любое физическое лицо (как гражданина РФ, так и иностранца, а также лицо без гражданства). Зачем вызывают в налоговую в качестве свидетеля? Согласно части первой указанной статьи это делается, если гражданин располагает данными, которые имеют значение для налогового контроля. На практике это означает, что специалисты ИФНС осуществляют налоговую проверку, и установлено, что приглашаемый для дачи показаний гражданин может располагать необходимыми для ее проведения сведениями.

Таким образом, причина получения повестки из налоговой чаще всего кроется в налоговом правонарушении. Однако это далеко не всегда так, не каждая проверка завершается привлечением к административной или иной ответственности.

Кого налоговая не может вызвать в качестве свидетеля?

Если статья 90 часть 1 НК РФ посвящена определению общих оснований для вызова гражданина в качестве свидетеля, то во второй части указывается, кто не может быть допрошен налоговыми органами.

В этой части статьи 90 два пункта:

  • лица, которые в силу своего физического или психологического состояния, а также малолетнего возраста не способны правильно осознавать и оценивать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Таким образом, к этой категории граждан можно отнести не только детей до 14 лет и недееспособных граждан, но и, например, глухих людей, инвалидов по зрению;
  • граждане, которым сведения, необходимые в целях реализации мер налогового контроля, стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности и они относятся, согласно законодательства РФ, к профессиональной тайне. Прежде всего это адвокаты и аудиторы.

Однако все зависит от конкретной ситуации, при некоторых обстоятельствах лица с ограниченными возможностями могут дать необходимые показания (например, глухонемой грузчик может опознать лиц, сопровождающих грузы, экспедиторов и т.п.). Адвоката и аудитора при даче показаний относительно подозрительной сделки по купли-продажи квартиры для личных нужд профессиональная тайна также не связывает.

Как показывает судебная практика, отказаться от дачи показаний также может сотрудник организации-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки. Это право подтверждено Пленумом ВАС в Постановлении №57 от 30.07.2013г.

Права свидетеля

Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что гражданин может отказаться от дачи показаний в случаях, установленных законодательством. Подразумевается статья 51 Конституции, которая устанавливает право гражданина не свидетельствовать против себя или близких лиц.

Игнорировать официальный вызов налоговой не стоит. За неявку грозит штраф согласно ст. 128 НК РФ – 1000 рублей. За неправомерный отказ от предоставления информации и за заведомое введение специалистов ИФНС в заблуждение предусмотрен более строгий штраф в размере 3 000 рублей.

Перед получением показаний налоговики предупреждают свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля - п.5 статья 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего вызывают в качестве свидетеля, должно быть отражено в письменном уведомлении, которое получит гражданин (допускаются и иные способы оповещения о вызове в ИФНС).

Как проходит допрос?

Допрос должен быть должным образом оформлен в соответствии с НК РФ, статья 90 устанавливает обязанность специалиста ИФНС занести все показания в протокол, его форма установлена Приказом ФНС от 08.05.2015г. Свидетель имеет право проверить точность фиксации своих показаний, в случае внесения недостоверных сведений — указать на это. Все вопросы, задаваемые в ходе опроса, должны быть внесены в протокол, также как и факт присутствие других лиц, фиксация показаний при помощи каких-либо технических средств. Свидетель вправе получить копию протокола.

Допрос не обязательно должен быть проведен в налоговой инспекции. Согласно ч. 4 ст. 90 НК РФ если свидетель не может в силу физического состояния (возраста, вследствие болезни или инвалидности) прибыть к инспектору, допрос разрешается проводить по месту проживания гражданина. Здесь важно соблюсти конституционное право на неприкосновенность жилища и получить согласие всех проживающих совместно с гражданином и его самого на производство данного действия.


Ответы на популярные вопросы

Для чего вызывают в налоговую в качестве свидетеля? Могут ли меня вызвать на допрос в Санкт-Петербурге, если я проживаю в Москве?

Список дел, по которым может быть вызван свидетель, достаточно обширный. Это и проверка адреса регистрации юридического лица, порядка взаимодействия с контрагентами, реальности совершаемых сделок и т.д. Согласно рекомендаций по порядку допроса свидетеля (изложены в Письме ФНС РФ от 17.07.2013г.), налоговые органы вызывают свидетеля по месту своего нахождения. Если свидетель проживает в регионе, куда не распространяется юрисдикция налогового органа, согласно п. 5.2 Рекомендаций направляется соответствующее поручение в ИФНС по месту нахождения свидетеля.

Меня вызывают в налоговую инспекцию в качестве свидетеля, что делать, как подготовиться?

Прежде всего, необходимо узнать, по какой причине вызывают свидетеля. Списки вопросов, которые могут быть заданы в той или иной ситуации, можно найти на специализированных форумах. Их можно поделить на несколько групп: общие, касающиеся выяснения должности, порядка ее замещения и т.д.; касающиеся предмета проверки; уточняющие и специализированные.

В качестве самых популярных вопросов можно выделить следующие:

  • каким образом был выбран контрагент и когда;
  • каким образом осуществлялось взаимодействие, откуда получена информация о контрагенте;
  • кем подписывался договор и другие бланки, кто его готовил, какие реквизиты контрагента известны;
  • какие товары поставлял конкретный поставщик, какие услуги были оказаны по договору;
  • каким образом поставлялись товары, где они хранились, как транспортировались, кто их сопровождал.

Ответы лучше давать краткие и по существу вопроса, если точно информацию не удается воспроизвести, следует указать на этот факт.

Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации: кого могут вызвать

Согласно ст. 90 Налогового кодекса РФ, а именно первой части, соответствующие органы имеют право вызывать в качестве свидетеля любого гражданина . В юрисдикцию попадают и иностранцы, и подданные других государств, если им известны обстоятельства, играющие роль для инспекции. Это означает, что органы вправе вас опросить в подавляющем большинстве случаев. Но паниковать сразу не следует, поскольку не всегда контроль ФНС показывает, что нарушения действительно есть.

В качестве свидетелей вызываются лица, незаинтересованные в исходе разбирательства.

Статья 90 Налогового кодекса РФ: причины вызова

Получили повестку с уведомлением, что вы должны явиться свидетелем? Речь пойдет о налоговом правонарушении. Его суть с большой вероятностью касается следующих вопросов:

Обязаны ли вы явиться для дачи показаний? Согласно законодательству, не приходить нельзя. Зато вы имеете право не давать пояснений, если речь касается вас, близких родственников, мужа или жены.

Не уверены в причинах вызова и опасаетесь, что дача показаний чревата неприятными последствиями? Вы имеете право настоять на присутствии юриста.

Кого нельзя вызывать в налоговую по статье 90 НК РФ

Хотя соответствующие органы вызывают все категории граждан, некоторые лица не могут выступать в качестве свидетелей. Вторая часть статьи уточняет, кто относится к их числу:

  1. От необходимости давать показания освобождаются лица, которые в силу возраста (дети) или особенностей здоровья не способны адекватно воспринимать и оценивать информацию , касающуюся налоговой деятельности. Подобный подход применяется во всей законодательной практике. Например, если свидетель страдает от ментальных расстройств, он не в состоянии осознать свое право сохранять молчание, не говоря о том, чтобы им воспользоваться.
  2. Если сведения о налоговой деятельности являются частью профессиональной тайны , вы можете отказаться от дачи показаний. В первую очередь этим правом пользуются адвокаты и аудиторы, сотрудничавшие с организацией или ИП.

На практике играют роль и особенности конкретных ситуаций: границы становятся особенно размытыми, если свидетель - лицо с физическими или ментальными особенностями. По этой причине каждый случай рассматривается индивидуально.

Права свидетеля при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса РФ

Кодекс предусматривает не только обязанности, но и права вызываемого гражданина:

  1. Вы можете не явиться, если вас пригласили в устной беседе .
  2. Вы вправе обратиться к юристу или налоговому консультанту, разобрать с ним ситуацию и подготовиться к прохождению допроса. Метод поможет тем, кто в курсе причин вызова и заинтересован в том, чтобы правильно преподнести информацию фискальной службе.
  3. Закон не обязывает давать показания, если они пойдут во вред вам или близким родственникам . Сотрудник, проводящий допрос, должен сказать об этом праве в начале беседы. Но пользоваться возможностью следует осторожно, иначе вы дадите дознавателю подсказки, в каком направлении вести расследование. Полностью отказываться свидетельствовать также не стоит, иначе вас обвинят в преднамеренном сокрытии информации.
  4. После допроса и составления протокола вы имеете право ознакомиться с текстом . Читайте вдумчиво, убедившись, что ответы зафиксированы правильно, обращайте внимание на формулировки. По необходимости попросите внести изменения, объяснив, что именно хотели сказать.
  5. При даче показаний вы имеете право пользоваться письменными заметками .

Существует мнение, что свидетелю должны выдавать на руки копию протокола, но оно не соответствует действительности. Этот документ предоставляется, если вы являетесь подозреваемым или обвиняемым. Выступаете свидетелем? Вам обязаны лишь дать бумагу для прочтения до того, как вы поставите подпись.

Как проходит допрос в налоговой инспекции по статье 90

Когда вы являетесь на дачу показаний, сотрудники соответствующей службы должны соблюдать принятый порядок действий. При их нарушении предоставленная информация не сможет помочь дальнейшему разбирательству.

Где проходит допрос по статье 90 Налогового кодекса Российской Федерации

В большинстве случаев процедура проводится в налоговой инспекции. Когда свидетель не может явиться из-за состояния здоровья, она проходит на дому: инспектор сам приезжает на место проживания гражданина.

Предполагается, что на вызов вы не явитесь, и сотрудник налоговой задаст вопросы у вас дома? Важную роль в процессе играет неприкосновенность жилища. Вне зависимости от причин вызова, дознаватель не имеет права заходить в квартиру без вашего согласия. Если же вы не возражаете против дачи показаний у себя дома, то этот нюанс фиксируют в протоколе. Документ подпишете вы и 2 сотрудника налоговых органов.

Кто проводит допрос по статье 90 НК Российской Федерации

Задача взятия свидетельских показаний возлагается на сотрудника налоговой инспекции . Иногда при процессе присутствует и полицейский; в некоторых случаях он может сам провести допрос.

Бывает, свидетель живет в одном городе, а налоговая инспекция, которая вызывает его для дачи показаний, находится в другом. В подобных случаях возможны исключения: вы не поедете в отдаленный населенный пункт, а дадите разъяснения в отделении по месту жительства.

Кто выступает свидетелем по статье 90 НК РФ

Давать показания могут все, кто располагает информацией, имеющей отношение к делу. Исключением станут категории лиц, перечисленные выше. В остальном все равны: вызывать разрешается любого сотрудника организации, от охранника до директора. Инспекторы даже больше полагаются на информацию, полученную от рядовых рабочих: те не заинтересованы в исходе дела и не посвящены в финансовые схемы, которые организует администрация предприятия.

Например, налоговая служба проверяет деятельность строительной фирмы. У той есть свои рабочие, но по бумагам для выполнения некоторых этапов привлекались субподрядчики. В подобных случаях есть смысл опрашивать не директора, а рядовых сотрудников. Ведь строители знают, были ли на объекте работники в другой фирменной одежде или просто незнакомый им персонал. Они не заинтересованы обманывать проверяющих; если же руководители проинструктируют рабочих, то заметить это будет легко.

Обязательно ли являться по вызову, если вы ничего не знаете о сути дела? Согласно законодательству, неинформированность не является поводом игнорировать повестку.

Как проходит допрос в налоговой службе, если вас вызвали по статье 90 Кодекса

Процедура допроса свидетеля по статье 90 Налогового кодекса осуществляется следующим образом:

  1. Вы приходите к назначенному времени и предъявляете паспорт. По закону вы не обязаны это делать, но на практике сотрудник попросит подтвердить вашу личность. Если вы не собираетесь сразу идти на конфронтацию, предъявите документ.
  2. Когда дознаватель проверит паспортные данные, он приступит к заполнению протокола. В документе указываются ваши ФИО, дата рождения, сведения о месте работы и т. д. Бумага будет содержать информацию о причине, по которой вас побеспокоили, и сведения о присутствующих при процедуре лицах. Если сотрудники соответствующих служб делают аудио- или видеозапись, они должны вас предупредить и поставить пометку в протоколе.
  3. До начала процедуры вам объяснят права и предупредят об ответственности .
  4. После подготовки начинается опрос свидетеля . Вам зададут вопросы в устной форме и зафиксируют ответы.
  5. В заключение вы прочитаете протокол и поставите подпись.

Сколько времени длится беседа, если вас вызвали по статье 90? Независимо от причин, по которым начали расследование, продолжительность допроса не регламентируется кодексом. На практике процедура в сложных случаях занимает 2-3 дня, но это не означает, что в ней не будет перерывов.

Вызывают в налоговую по статье 90? Причиной наверняка стала налоговая проверка другого лица.

Согласно законодательству, беседа с инспектором не должна занимать более 8 ч. в сутки. Предусмотрены и перерывы каждые 4 ч. , после чего вы отдохнете и перекусите. Что касается времени суток, то ночные допросы разрешаются лишь в исключительных случаях. Инспектор не имеет права задерживать вас физически, принуждать к ответам или заставлять прийти угрозами.

Что учесть при даче показаний по статье 90 Налогового кодекса: важные нюансы

Налоговая вызывает в качестве свидетеля? Приходить неподготовленным не рекомендуется, поэтому узнайте, как работать с протоколом. Дело в том, что просто прочитать его недостаточно. Я приведу два случая, произошедшие лично со мной:

  1. При составлении протокола инспектор намеренно искажал ответы и использовал двусмысленные формулировки. Когда я ознакомился с документом, то указал на неточности и потребовал исправить. Но сотрудник налоговой только притворился, будто внес коррективы, и дал на подпись тот же текст. Я перечитал документ и настойчивее попросил сделать исправления.
  2. Во втором случае инспектор не набирал текст на компьютере, а составлял протокол «от руки». Когда он дал его на подпись, я обнаружил, что на бумаге осталось много свободного места, а значка Z, которым обычно перечеркивают строки, не стояло. Если бы я не проявил бдительность, инспектор мог бы добавить к показаниям любые детали. Но я сам перечеркнул лишние строки буквой Z и после этого расписался.

Если вы сомневаетесь, что учтете все этапы, приглашайте на допрос юриста : вы имеете на это право независимо от причин вызова. В ходе процедуры он будет разъяснять последствия ответа на любые вопросы, поэтому инспекторы нередко протестуют против его присутствия. Но утверждения, будто вы можете позвать только адвоката, не соответствуют действительности. Чтобы доказать правоту, ссылайтесь на письма ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ и от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@.

Уклонение от явки при вызове по статье 90 Налогового кодекса и ответственность за показания

За неявку предусмотрена ответственность, которая оговаривается в статье 128 соответствующего кодекса. Законодательство предусматривает следующие штрафы:

  • 1 000 руб. , если вы не пришли после вызова повесткой;
  • 3 000 руб. при даче ложных показаний или неправомерном отказе предоставлять информацию.

Стоит ли приходить после вызова, если вы подозреваете, что дело коснется ваших интересов, или предпочтительнее заплатить штраф, решать вам.


Узнать причину вызова заранее не удастся

Отдельно следует рассмотреть вопрос с неправомерным отказом в даче показаний. Причины должны быть обоснованными с точки зрения законодательства, но грань остается спорной. Примером послужит случай, произошедший с акционером крупной организации, которого пригласили в налоговую. Он пришел к назначенному времени, но отказался отвечать на вопросы, считая, что они затрагивают его личные отношения. В результате он получил штраф в 3 000 руб., но не оплатил его, а подал в суд.

В ходе разбирательства было решено, что инспекция действовала правильно. Нежелание отвечать на любые вопросы расценили как попытку скрыть информацию. Согласно этой точке зрения, акционеру следовало рассказать ту часть сведений, которая не имеет отношения к его личным обстоятельствам. Но отказ отвечать на определенные вопросы дал бы инспекторам подсказки, на что обратить пристальное внимание. В подобных случаях приходится взвешивать риски и принимать решение в зависимости от нюансов. Если вы представляете, в чем заключаются причины вызова, и заинтересованы в определенном исходе дела, заранее проконсультируйтесь у юриста.

В некоторых случаях право не давать ответы на вопросы приходится отстаивать в рамках судебного разбирательства.

Когда можно не являться после вызова по статье 90 Налогового кодекса

Поскольку способ вызова в соответствующие органы не оговаривается в кодексе, инспекторы приглашают граждан на беседу в ходе телефонных звонков. В подобных случаях вы вольны не прийти без объяснения причины. Ведь, согласно законодательству, вы должны получить письменную повестку. Если ее нет, то нет и уклонения, и штраф за неявку вам не грозит.

Вопрос читателя: идти в налоговую или игнорировать повестку

Здравствуйте! Получила по почте повестку: приглашают к инспектору камеральных проверок. Я была зарегистрирована в качестве ИП, но прекратила деятельность 3 года назад. Что будет, если не пойти?

Точно назвать причины вызова не удастся, поскольку их не указывают в повестке. Но беспокоиться не следует: свидетелей приглашают, чтобы дать информацию о других лицах. Игнорировать повестку нецелесообразно, поскольку разовым штрафом в 1 000 руб. вы не отделаетесь. Согласно законам, вас могут привлекать к ответственности неоднократно: придется платить по 1 000, пока вы не явитесь. Правда, на практике оказывается, что налоговая не присылает даже первый штраф. Но я все же рекомендую встретиться с инспектором и показать, что вам скрывать нечего.

Когда протокол допроса по статье 90 Налогового кодекса считается недействительным

В некоторых случаях протокол допроса считается недействительным:

  1. Если в документе стоят не все подписи , которые должны быть согласно соответствующему кодексу.
  2. Признания протокола недействительным можно ждать, если в нем отсутствует дата .
  3. Если инспектор в процессе не информировал вас о причинах вызова и не рассказал о правах , вся процедура будет незаконной.
  4. Давление на свидетеля станет поводом для признания протокола недействительным. На практике доказать этот факт сложно: пользователи на форумах утверждают, что разговор на повышенных тонах стал едва ли не нормой. Избежать подобных ситуаций поможет присутствие юриста.
  5. Наличие исправлений в тексте считается грубым нарушением. Исключением становятся случаи, когда они заверены подписью должностного лица, а в бумаге есть приписка «Исправленному верить» или «Зачеркнутое не читать».

Согласно кодексу недействительными считаются и протоколы, составленные после окончания проверки фискальными службами. Если же документ датирован числом, предшествующим началу разбирательства, показания будут иметь юридическую силу.

Часто задаваемые вопросы: когда вас вызывают по статье 90 Налогового кодекса

Перечень вопросов, которые задают инспекторы, зависит от причин вызова в соответствующую службу. Опрос может касаться следующих тем:

  • при каких обстоятельствах вы начали сотрудничество с контрагентом;
  • как его выбрали;
  • какие товары или услуги были поставлены;
  • какие документы оформлялись, кто ставил свои подписи;
  • кто сопровождал поставки.

Если вы не располагаете точной информацией, то можете сказать, что не помните; в остальных случаях отвечайте кратко и по существу. Учитывайте, что вы не сдаете экзамен и не ставите перед собой цели впечатлить инспектора. Ваша задача - дать минимум информации, одновременно не вводя в заблуждение.

Остались вопросы по поводу вызова по статье 90 НК РФ? Ответы на них вы узнаете из видео:

Вызывают по статье 90 Налогового кодекса: что знать

Если вам предстоит встреча с инспектором фискальных служб, учтите следующее:

  1. Представитель налоговой не имеет права являться к вам на работу или домой, если вас не предупредили повесткой. Смело отказывайтесь отвечать на вопросы: неприятных последствий не будет.
  2. Пришли в отделение налоговой к назначенному времени? Встреча с инспектором начнется с просьбы поставить подпись и подтвердить, что вас ознакомили с ответственностью за дачу ложных показаний. На практике проверяющие не утруждают себя выполнением надлежащих процедур. Вы имеете право написать «Не ознакомлен» и поставить подпись. На форуме для сотрудников налоговой инспектор жаловался, что не заметил разницы, и документ попал на судебное разбирательство, где был признан недействительным.
  3. Не отвечайте на вопросы подробно, надеясь расположить инспектора. Вариант «Не помню, надо уточнить» вполне приемлем.

Во время допроса в налоговой не стоит идти на конфронтацию, но и заискивать не следует . На откровенное противостояние решаются лишь крупные корпорации с профессиональными консультантами: доказать, что они компетентнее инспектора, для них становится вопросом чести и престижа. Если же дело касается небольшой фирмы или ИП, а вы заинтересованы в исходе, желательно помнить свои права и разбираться в целях налоговой. Разумное сотрудничество в рамках закона пойдет на пользу всем сторонам.

Опыт рядового сотрудника: что делать, если вызывают по 90 статье кодекса

Здравствуйте! Мне пришла повестка с уведомлением: необходимо явиться в фискальную службу. Причина вызова - проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, где я работал по найму с 2015 по 2017 гг. Сам я инженер, поэтому денежные вопросы и схемы меня не касались. Но сотрудничеством с организацией я недоволен: она трудоустраивала меня по разным договорам и выдавала часть зарплаты в конверте. Поэтому защищать интересы фирмы я не собираюсь, но боюсь навредить себе. По какой причине меня могут вызывать?

Фискальные службы проводят проверку касательно организации: предметом с большой вероятностью стало занижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов. Не следует врать насчет размера зарплаты, но твердо стойте на своем - вы не знали, что она неофициальная. На мой взгляд, для физического лица неприятных последствий не будет. Но остается вероятность, что инспектор захочет взыскать дополнительные налоги с полученной вами фактической прибыли. Также возможны претензии от бывшего работодателя, в том числе звонки с просьбой изменить показания.

Заключение

Вызов по статье 90 Налогового кодекса связан с тем, что вас хотят опросить в качестве свидетеля. Если вы представляете, почему вас приглашают на беседу, и намереваетесь обойти скользкие места, заранее проконсультируйтесь с юристом. Вы имеете право и взять его на допрос, хотя это не означает, что компетентный человек будет подсказывать ответы. Но предотвратить давление со стороны фискальных органов все же удастся, и вы спокойно будете дозировать информацию.

Не действует Редакция от 30.03.2001

Наименование документ ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 30.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"
Вид документа приказ
Принявший орган минфин рф
Номер документа 33Н
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.03.2001
Номер регистрации в Минюсте 1790
Дата регистрации в Минюсте 31.05.1999
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 06.05.99 - "Финансовая газета", N 23, 07.06.99;
  • "Российская газета", N 116, 22.06.99, (начало - п. 16 Положения);
  • "Российская газета", N 117, 23.06.99 (п. 16 Положения - конец);
  • "Налоговый вестник", N 8, 1999;
  • "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 26, 28.06.99)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 30.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

2. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

3. Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

Абзац - Исключен.

По договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Для целей настоящего Положения выбытие активов именуется оплатой.

4. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы.

Для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы.

II. Расходы по обычным видам деятельности

5. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

6. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения).

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

6.1. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

6.2. При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

6.3. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).

6.4. В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию. Стоимость актива, подлежащего выбытию, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

6.5. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

6.6. Величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

7. Расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

8. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

9. Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

10. Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

III. Прочие расходы

11. Операционными расходами являются:

Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

Прочие операционные расходы.

12. Внереализационными расходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;

курсовые разницы;

Сумма уценки активов;

перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

прочие внереализационные расходы.

13. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

14. Для целей бухгалтерского учета величина прочих расходов определяется в следующем порядке.

14.1. Величина расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, определяются в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 6 настоящего Положения.

14.2. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

14.3. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

14.4. Суммы уценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов.

15. Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

IV. Признание расходов

16. Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

Сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

17. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

18. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

19. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

По расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

V. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

20. В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

21. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения - чрезвычайные расходы.

21.1. В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

21.2. Операционные и внереализационные расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:

соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;

расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

22. В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

Расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;

Изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;

расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

23. Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 30.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 30.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 30.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.