Карточная система на промышленные и продовольственные. Отмена карточной системы в ссср - особенности, история и интересные факты. Не пособие по нищете, а помощь

Карточная система на промышленные и продовольственные. Отмена карточной системы в ссср - особенности, история и интересные факты. Не пособие по нищете, а помощь


Вчера стало известно о новой поддержке малоимущих граждан страны – введение льготных продовольственных карточек в 2017 году . Не стоит путать и сравнивать данное нововведение с продовольственными талонами, которые выдавали во время Великой Отечественной войны и в период распада СССР. Сегодня мы рассмотрим кому будут выдаваться карточки, принцип их работы и на что можно будет тратить полученные бонусы.

Продовольственные карточки для малоимущих с 2017 года

Программа адресной поддержке малоимущих граждан еще в разработке, но правительство обещает ввести её уже в 2017 году. Смысл ее заключается в следующем: малоимущие граждане, которые не могут себе позволить приобрести свежие продукты питания, такие как, охлажденное мясо, рыбная продукция, овощи и фрукты, будут получать определенные бонусные рубли. Из достоверных источников стало известно, что на карту будет зачисляться порядка 1 400 рублей .

Данные бонусные рубли будут начисляться на специальные выпущенные для этого карты в платежной системе «Мир» . Еще один немаловажный момент – копить баллы не получится . Неизрасходованные баллы, полученные в прошедшем месяце, будут автоматически сгорать!


Минпромторг , отметил, что бонусные баллы нельзя будет обналичить и снять, их можно будет потратить лишь на продукты указанные в допустимом списке. Учитывая то, что сумма 1 400 рублей не велика, на продовольственную карточку можно будет положить личные средства. При зачислении их на карту, держатель получает бонус в размере от 30 до 50% от пополняемой суммы. Пока неизвестно, что будет с бонусами, зачисленными в результате пополнения личными средствами по окончанию месяца.

Отмечается, что продукцию можно будет покупать лишь в определенных магазинах, которые подключены к единой платежной системе, какой пока не оговаривалось.

Бонусные баллы можно будет потратить лишь на отечественную скоропортящуюся продукцию, что так же будет стимулировать спрос на местный товар и увеличенный товарооборот отечественной продукции. Купить сигареты, алкоголь и другую вредную продукцию также будет нельзя!

Кому будут выдавать продовольственные карточки?

Продовольственные карточки будут выдаваться лишь тем семьям, которые действительно в них нуждаются. Для расчета берется средний общий доход всех членов семьи за 3 месяца , зарплаты, пособия, пенсии, стипендии и т.д., а затем делится на количество членов семи. Если полученная сумма меньше прожиточного минимума (МРОТ) , действующего в регионе на момент расчета, то семья получает продовольственную карточку. Также обязательным условием получения льготной карты является регистрация всех членов семьи в одном месте (доме, квартире).

Продовольственные карточки в СССР

Главное отличие продовольственных карточек, выдаваемых в СССР, в том, что они были направлены на борьбу с дефицитом продукции, а не на помощь малоимущим. Сложившаяся тяжелая экономическая ситуация в стране во времена советского союза и кризис 2017 года не имеют ничего общего. В СССР товаров просто на просто не было и их нельзя было купить «Легально». Талон СССР позволял приобрести дефицитный продукт в определенном количестве.

Продовольственные карточки в США

В Соединенных Штатах Америки (США) «карточная» система успешно работает уже более 50 лет. По мнению американцев, продуктовые карточки - это привычный для Америки инструмент социальной поддержки, к которому они очень привыкли. В США продовольственная карточка ежемесячно в среднем пополняется на 115 долларов, если человек один и на 255 долларов на всю семью.

В Россию возвращаются продуктовые карточки. Минпромторг планирует ввести их в оборот в 2016 году под видом системы поддержки бедных слоев населения. Но проблемами питания это не ограничится. Ведомство рассчитывает помочь отечественному производителю, страдающему от падения потребительского спроса. Забуксовавшую экономику попробуют перезапустить малоимущие россияне.

Одним выстрелом

Талоны на еду, которые в России прочно ассоциируются с советской эрой и дефицитом, возвращаются. Уже к сентябрю Минпромторг разработает проект введения продовольственных карточек. Они станут новым инструментом поддержки малоимущих. Механизм помощи должен заработать в 2016 году.

Пока основные параметры карточной системы неизвестны. Предполагается, что она распространится только на скоропортящиеся товары российского производства. Так, исключается накопление продуктов: пришел в магазин, отоварился и поужинал с благодарностью к государству.

Бумажные талоны остались в прошлом вместе с СССР. Люди получат обычную банковскую карту. Раз в месяц на нее будут поступать бюджетные деньги. Потратить их можно будет только в течение определенного времени и в тех магазинах, которые пожелали присоединиться к программе. Обналичить средства или отложить их про запас не выйдет: по истечении отведенного срока они сгорают. Сумма поддержки пока не объявлена. Но в Кировской области, где запущен пилотный проект, это тысяча рублей в месяц на человека.

Есть и вторая задача, которую пытается решить министерство промышленности и торговли. Карточки позволят подстегнуть потребление. А значит - удержать на плаву отечественного производителя. Все это прекрасно вписывается в программу импортозамещения, за которую как раз отвечает Минпромторг. Таким образом ведомство пытается усидеть на двух стульях: и бедным помочь, и производителей в обиде не оставить.

Разговоры в пользу бедных

Население действительно беднеет. Согласно последним Росстата, реальные зарплаты (с учетом инфляции) россиян в апреле уменьшились на 13,2 процента по сравнению с апрелем 2014 года. В номинальном выражении их средний размер подрос всего на один процент, до 32 тысяч 805 рублей. Для сравнения: в апреле прошлого года реальные выплаты поднялись на 3,2 процента, номинальные - на 10,8.

На протяжении последних полутора месяцев инфляция увеличивается на 0,1 процента в неделю. Рост цен удалось остановить, но ценой снижения уровня жизни населения. На доходы, которые быстро тают, граждане могут приобрести все меньше товаров. Потребительская активность падает, а заодно - и вся экономика. Ведь потребление было одним из главных драйверов для ее роста.

Минпромторг рассказал подробности планов внедрения адресной продовольственной помощи для малоимущих – так, как это принято во многих странах мира. Программа должна убить сразу двух зайцев: оздоровить рацион питания малоимущих и помочь отечественным производителям. Главным образом – и так процветающим крупнейшим агропромышленным холдингам.

Нуждающиеся граждане получат специальные карты, на которые будут перечисляться «эквиваленты денежных средств» – баллы или бонусы. На них можно будет купить практически любые отечественные продукты, кроме алкогольной и табачной продукции и прочих «вредных» продуктов типа кофе, рассказали в Минпромторге.

Ведь эти продукты не улучшают рацион питания, а это главная социальная цель программы. Не случайно составлять перечень продуктов для программы помогал Минздрав. В перечень вошли хлеб, мука, крупы и макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, свежие фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца и растительное масло, а также мясо, рыба, молоко и продукты из них. Кроме того, в список внесены саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных, что особенно актуально для сельского населения.

Карты могут быть использованы во всех магазинах, готовых работать в центральной процессинговой системе, создания отдельной торговой сети для данного проекта не требуется. Баллы накапливаться не будут, в течение месяца их надо будет потратить, иначе они «сгорят».

Кому и сколько

Эксперты долго рассуждали, сколько денег государство может выделить на продкарты и кто сможет их получать. В сентябре прошлого года Минпромторг оценил потребность программы в 240 млрд рублей, а число участников – в 15–16 млн человек. Однако позже министерство представило другую оценку: в 2017 году на программу будет направлено 70 млрд рублей, а выплаты могут составить 1,4 тыс. рублей в месяц. Это значит, что выделенных средств хватило бы на поддержку в течение года около 4,2 млн человек.

Однако теперь сумма, выделяемая государством, увеличена вдвое. На программу продовольственной помощи стоит выделить 140 млрд рублей, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Если исходить из выделения в месяц 1,4 тыс. рублей, то при таком объеме финансирования программа сможет помочь с покупками около 8,3 млн человек.

Если распределить 140 млрд рублей между 20 млн человек (об этом количестве нуждающихся речь шла изначально), тогда они получат по 7 тыс. рублей в год, или по 583 рубля в месяц. При этом расходы на реализацию проекта и эмиссию продуктовых карт могут съесть до 25% выделенных из бюджета средств, замечает гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов.

Кто будет иметь право на получение продуктовой карты, пока неизвестно, критерии будут определены позже. Да и сколько в реальности будет выделено, тоже еще не ясно, так как сама программа находится на рассмотрении правительства. Анна Бодрова из «Альпари» уверена, что 140 млрд рублей на покупку отечественных продуктов не дадут как минимум потому, что в бюджете нет свободных сумм подобного порядка.

Впрочем, у Минпромторга есть идея разделить финансовую нагрузку с бизнесом – производителями продуктов. Резон у производителей в этом есть. Они смогут условно пополам с государством продавать продукты со скидкой для ряда категорий граждан, выполняя социальную функцию. С другой стороны, производители смогут надеяться, что государство станет меньше регулировать цены на ряд важных социальных товаров. И, в конце концов, производители смогут нарастить свои продажи. Главное доказать, что это действительно продукт, произведенный в России.

Эффективность программы

В самом Минпромторге и других ведомствах настаивают на том, что эта программа убивает одним выстрелом двух зайцев. С одной стороны, помогает улучшить рацион питания нуждающимся гражданам. С другой – помогает отечественным сельхозпроизводителям и стимулирует потребительский спрос, а также в целом поддерживает российскую экономику. В частности, озвучивались надежды на то, что каждый вложенный в программу рубль может дать дополнительно 2 рубля для ВВП страны. Такой эффект заложен в похожей программе США по льготной покупке продуктов питания. Каждому участнику программы выдавали в среднем 125 долларов в месяц в 2014 году.

«Общий итог вложения средств в отечественную экономику может дать двойной прирост, если посчитать цепочку получения денег от потребителей к производителям, поставщикам ресурсов и логистам, после чего проследить ее обратный ход в виде отчисления от заработной платы и налогов обратно в бюджет государства. Но это опять же в идеале, а на практике все будет зависеть от подхода к реализации программы», – объясняет Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».

Однако и социальный, и экономический эффекты имеют подводные камни. Во-первых, указывает Бодрова, социальная поддержка по этой программе будет сжатой по срокам, так как цены на продукты растут планомерно и постоянно. Чтобы программа продолжала оказывать социальный эффект, объемы ее финансирования потребуется постоянно увеличивать. Во-вторых, далеко не все россияне, которым нужна соответствующая помощь, смогут собрать нужное количество бумаг и справок.

Некий экономический эффект от реализации программы, конечно, будет, но получат его далеко не все игроки рынка. «Не факт, что фермерам и небольшим производствам удастся пробиться в этом направлении», – считает Анна Бодрова.

Да и в целом эксперты сомневаются, что эта программа окажет выраженное влияние на ВВП. С учетом негативной динамики потребления, вызванной все еще высокими темпами инфляции и отстающим ростом реальных доходов населения, 140 млрд рублей не позволят достигнуть перелома ситуации просто потому, что это мизерный объем в масштабах рынка, говорит Александр Шустов. Для сравнения: выручка только одной X5 Retail Group в 2016 году составила 1,025 трлн рублей, а в целом оборот розничной торговли в России в прошлом году составил 28,13 трлн рублей (падение на 5,2%).

Шустов считает, что более эффективным с экономической точки зрения было бы пустить эти средства на поддержку фермеров, которых активно вытесняют с рынка агрохолдинги. «За 10 лет количество фермерских хозяйств в России сократилось в 1,6 раза с 285 тыс. до 174,5 к 2016 году в связи с высокой стоимостью кредитов и тем, что попасть на прилавки розничных сетей они попросту не могут. При этом производство продуктов питания сосредоточено в России в руках 10–15 крупнейших агрохолдингов», – поясняет собеседник.

Отмена карточной системы в СССР - дата очень важная. Но прежде чем говорить об этом событии, необходимо разобраться, что собою представляла данная система. Карточная система широко использовалась многими государствами в кризисные периоды войн, спадов в экономике, революций. Отмена карточной системы свидетельствовала об улучшении экономического и социального состояния в стране.

Что такое карточная система

Карточная система подразумевает под собой определенный механизм распределения продовольствия среди населения. В развитых в ХХ веке данная система служила, чтобы обеспечить пропитанием социально незащищенные слои населения. Карточки (или талоны) выдавались из расчета норм месячного потребления человеком тех или иных продуктов. При отмене карточной системы продовольствие вновь оказывалось в свободной продаже.

История карточной системы в мире

Первые упоминания о нормах выдачи продуктов появились еще в Древнем Риме. В дошедших до нас римских документах говорится о «тессерах» - бронзовых или железных жетонах, в обмен на которые простые горожане могли получить определенную меру оливкового масла, вина и зерна. Очень популярной была карточная мера в годы Французской революции (1793-1797 гг.). Французы получали карточки, которые давали им право на приобретение жизненно необходимых продуктов. Сперва талоны выдавались только на хлеб, а потом эта система распространилась на мыло, сахар, мясо.

Карточная система в современном понимании использовалась в Европе во время Первой мировой войны. Далеко не все государства прибегли к такому методу распределения продовольствия, но несколько воюющих держав эффективно его применяли. Отмена карточной системы происходила спустя некоторое время после завершения военных действий. Вновь стала популярной эта система в годы Второй мировой войны и в голодные месяцы после нее. В прошлом веке эта система применялась для борьбы с продовольственным дефицитом в странах социалистического лагеря.

Карточная система в дореволюционной России

В нашей стране выдача продовольствия по талонам впервые осуществлялась при императоре Николае II. Это была вынужденная мера, вызванная жесточайшим пищевым дефицитом в результате войны. Весной 1916 года карточки были введены во многих губерниях.

Особенно нелегко пришлось любителям сладостей: из-за масштабных военных действий Польша оказалась в оккупации и не смогла снабжать Россию продуктами производства своих сахароперерабатывающих заводов.

Выдача продуктов по талонам в СССР

29.04.1917 года эту систему решило использовать и Временное правительство. В ряде крупных городов была введена «хлебная монополия». В соответствии с требованием правительства, все зерно считалось собственностью государства. Таким образом, крестьяне, собирающие урожаи зерна, лишились своего основного источника дохода.

Позже неконтролируемый выпуск печатных денег привел к краху финансовой системы. Пытаясь найти выход из кризисной ситуации, правительство решило продолжать использование карточной системы и даже расширить ее. Уже летом 1917 года по талонам выдавалось мясо, крупы и сливочное масло. Осенью того же года карточная система распространилась на куриные яйца и растительное масло. Зимой из обихода исчезли кондитерские изделия и чай.

Первая отмена карточной системы в СССР (дата - 11 ноября 19121 года) была обусловлена переходом к новой экономической политике (НЭП). Эта мера была предложена ведущими советскими экономистами. Ее целью являлась стабилизация положения на внешнем и внутреннем рынках. Данная денежная реформа и отмена карточной системы были весьма успешным политическим ходом и смогли бы восстановить экономическую систему страны, если бы не необдуманные действия коммунистического правительства.

В 1929 году надвинулась вторая волна талонной системы. Нарастая, как снежный ком, вскоре она приобрела характер централизованного масштабного мероприятия.

В 1931 году были охвачены практически все а чуть позже поглощены и промышленные товары.

Система распределения талонов среди населения

Интересен тот факт, что продукты и другие товары первой необходимости выдавались в строгом соответствии с классовой принадлежностью. Карточки первой категории предназначались для рабочего класса (800 г хлеба в день). Членам семей рабочих выдавалось по 400 г хлебобулочных изделий в сутки.

Вторая категория распространялась на служащих, которые получали по 300 грамм хлеба на себя и на иждивенцев. Тяжелее всего приходилось «нетрудовому элементу». Представители торговли и священнослужители вообще не имели прав на получение талонов. Также были вычеркнуты из системы крестьяне и лица, которые были лишены политических прав.

Таким образом, жители страны, не получающие карточки, составляли 80 % населения СССР. Эта несправедливая система функционировала 5 лет. Отмена карточной системы произошла 1 января 1935 года. Однако легче людям не стало, так как буквально через несколько дней после упразднения талонов цены на муку и сахар подскочили почти в два раза.

Вторая мировая война и карточная система

Когда началась Великая Отечественная война, государству пришлось идти на жесткие меры, чтобы спасти от голодной смерти многотысячное население страны. Во время Второй мировой войны на карточную систему пришлось перейти многим государствам - участникам сражений. Продукты выдавались в обмен на талоны в Японии, Великобритании, США, Канаде и ряде других стран. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1942 году по карточкам люди могли получить мясные продукты, сахар, бензин, автомобильные шины, велосипеды и многое другое. На неделю американскому гражданину полагалось 227 грамм сахара, а с ухудшением продовольственной ситуации - по 129 грамм. Очень жестко регулировались нормы выдачи бензина лицам, не занимающимся оборонной деятельностью (11-13 литров бензина в неделю).

Произошла отмена карточной системы в год окончания Второй мировой войны, но не на все продукты. По мере восстановления продовольственного и промышленного рынка талоны постепенно отменялись.

В фашистской Германии карточная система была введена еще в 1939 году и включала в себя более 60 наименований товаров, которые были недоступны для обычной продажи.

В 1939 году введена карточная система и в Чехии. Там по талонам выдавались топливо, хлеб, сахар, ткани и даже одежда и обувь. Отмена карточной системы после войны в этой стране не произошла, талоны существовали вплоть до 1953 года.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Великобритании. Карточки на топливо, сладости и мясо были отменены только в 1950-1954 годах. Япония отказалась от карточной системы в 1949 году, а в 1952-м государство перестало тотально контролировать цены на внутреннем рынке. В Израиле карточная система просуществовала всего три года (с 1949 по 1952), но быстро была отменена в связи с ее неэффективностью.

Самый жесткий этап карточной системы в СССР

В 1941 году начинается третья волна использования централизованной карточной системы. Летом этого года талоны на многие продовольственные и некоторые промышленные товары были введены в Москве и Ленинграде. К концу 1942 года получение продуктов в обмен на карточки осуществлялось уже в 57 крупных городах СССР. После войны произошла очередная отмена карточной системы, дата которой пришлась на 1947 год.

Это означало, что страна потихоньку выбирается из голодного кризиса. Заводы и фабрики возобновили работу. Начавшаяся еще в конце 1945 года отмена карточной системы в СССР в 1947 году стала окончательной. Сначала перестали выдаваться по талонам хлеб и крупы, а последними были отменены карточки на сахар.

Борьба с продуктовым дефицитом в СССР

Четвертая волна талонной системы настигла нашу страну относительно недавно, поэтому многие помнят все неудобства, связанные с жизнью «по карточкам».

Малоизвестным фактом является введение в 1983 году талонов на колбасные изделия в Свердловске. С одной стороны, приобретение продуктов по карточкам доставляло массу неудобств, но, с другой стороны, жители многих областей вообще не могли купить колбасу в розничных магазинах.

В 1989 году карточная система распространилась на все регионы СССР. Отличительной особенностью данного периода является отсутствие единообразия при распределении талонов. В каждой области система строилась с учетом экономических и промышленных особенностей. Некоторые заводы выдавали свою продукцию только тем, кто трудился на их производстве.

Внешний вид талонов

Карточки на продукты и промышленные товары печатались огромными тиражами, поэтому до дизайнерских изысков при их оформлении дело не доходило. Однако российский коллекционер талонов Я. Яковлев утверждает, что в некоторых областях выпускались оригинальные карточки.

Так, в Чите были популярны так называемые «ежики» (универсальные талоны). В Зеленоградской области рядом с наименованием продукта наносилось его изображение. В Алтае на водочных талонах была надпись «Трезвость - образ жизни», а в Братске на талонах на водку красовались зеленые чертики с рюмками в лапах.

К карточной системе быстро привыкли. Отмена карточной системы в СССР, дата которой постепенно приближалась, уже не выглядела столь заманчивой. Появилась возможность получить по талонам качественные импортные товары. Повсеместно распространился «бартер», когда на рынках продавались втридорога приобретенные по карточкам товары. Отмена карточной системы в СССР, на этот раз последняя, произошла в 1992 году в связи с распространением свободной торговли.

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.