Современное состояние и перспективы развития науки. Современное состояние и перспективы развития народного хозяйства россии

Принципы рыночной экономики

Тема 1.1 Назначение и структура экономики

Экономика - это реальная совершенствующая в практической жизни хозяйственная деятельность, которая протекает в домашних хозяйствах, на предприятиях.

Основные положения экономической теории:

Рынок – совершенная система, которая с помощью саморегуляции при минимальном вмешательстве государства способна наилучшим способом распределить ресурсы.

Основой любого богатства является процесс производства, поэтому основой обмена является затраченный в производстве человеческий труд – трудовая теория стоимости.

Задача экономической науки – объяснение того, как производится и распределяется богатство между социальными группами.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Современное состояние аграрного сектора экономики.

Проблемы растениеводства и животноводства.

Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота,

Проблемы сельского населения.

Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Недостаток уровня предоставляемых социальных услуг. Снижается уровень квалификации сельских кадров.

Проблемы инвестиций в основной капитал.

Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств.

Проблемы сельскохозяйственного машиностроения.

Сохраняется дефицит техники. Существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций , средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов .

По международным документам термин "общественное питание" характеризуется такими различными определениями, как "методы приготовления большого количества пиши, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем", или как любые "виды питания, организованного вне дома". Во всем мире предприятия общественного питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору.

Государственный сектор общественного питания включает в себя учреждения питания для детей, дошкольников, школьников, военнослужащих, лиц, находящихся в заключении, людей пожилого возраста и лиц, находящихся на лечении в больнице, а также столовые для людей, занятых на службе в государственном секторе. Частный сектор также может включать в себя многие из перечисленных выше предприятий, а также рестораны и другие виды торговых точек, приносящих доход. Этот сектор включает также предприятия, которые производят готовую к употреблению пищу, продаваемую через любой из вышеперечисленных каналов.

Ввиду быстрого развития в последние годы сети общественного питания некоторые информационные области в данном секторе услуг не получили должного внимания и данные о состоянии этой группы объектов достаточно разнородны, иногда - противоречивы. Вместе с тем, общественное питание является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли.

Необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм в системе общественного питания является в настоящее время общепризнанной, можно считать не требующей доказательств, - по крайне мере, применительно к предприятиям общественного питания и государственным учреждениям, занимающимся контролем качества пищевых продуктов.

Система организованного (общественного) питания в России имеет давние традиции. Не менее давние традиции имеет и надзор за организациями и предприятиями, представляющими населению подобную услугу.

До конца восьмидесятых годов прошлого столетия система общественного питания в России представляла собой весьма однородную массу предприятий, предоставляющих, как правило, социально - ориентированные услуги.

Определенной спецификой советской системы общественного питания являлось одномоментное обслуживание значительных масс населения в промышленности и сельском хозяйстве. При этом питание осуществлялось по льготным ценам или бесплатно. Отрицательным моментом данной системы была вынужденная ограниченность в выборе блюд, а с санитарно-гигиенической точки зрения - одномоментная обработка значительных объемов однородного сырья, требующая больших помещений и что самое главное - необходимость последующего хранения значительных объемов готовой продукции. Вместе с тем, несомненным положительным моментом существовавшей системы являлась возможность существования на базе столовых специализированного профилактического и диетического питания в виде отдельных залов или столов.


В тот период предприятия общественного питания активно занимались выездной (вывозной) реализацией готовой продукции, что так же создавало определенные эпидемиологические проблемы .

С началом экономических реформ в СССР общественное питание являлось одной из площадок, на котором отрабатывались как новые экономические механизмы, так и формировались новые отношения частных предпринимателей и государственных структур. Кооперативные кафе в конце восьмидесятых годов были маяками развития частного предпринимательства .

Вместе с тем, к 1990 году большая часть этого рынка еще принадлежала государству.

В настоящее время структура предприятий общественного питания представлена следующими сегментами:

· Гастрономические рестораны

· Корпоративное питание

· Быстрое обслуживание

· Социальное питание

Вместе с тем существует и иная классификация, которая определяется функциональной принадлежностью предприятий. Так в совершенно самостоятельную группу выделяется питание в самолетах, поездах, морском и автомобильном транспорте. При этом питание в гостиницах является видом деятельности, охватывающим различные сегменты рынка. Определенную специфику имеет выездное обслуживание, производство кулинарии. В системе быстрого обслуживания (фаст фуд) существуют стационарные заведения и уличные киоски (тонары). Социальный же сектор разнороден по факту своей первичной деятельности - школы, ВУЗы, больницы, питание в армии, питание в исправительных учреждениях.

Все это требует индивидуализации методических подходов как в организации ведения бизнеса, так и осуществлении надзора за столь разнородной средой.

Например, в России до 80% студентов пользуются услугами общепита, что казалось бы делает естественным выбор столовых в учебных заведениях местами питания студентов. Однако по различным материалам значительная часть студентов, особенно в крупных городах пользуется фаст фудом, не связанным с местом их учебы.

Преобладающее количество предприятий общественного питания сосредоточено в Центральном федеральном округе, а из территорий Российской Федерации - в Москве

В Российской Федерации санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям и организациям оказывающих данный вид услуг представлены как в самостоятельном документе - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01, так и в значительном количестве специализированных документов.

В целом общественное питание в начале 21 века продолжает оставаться социально-значимой услугой со значительной эпидемиологической составляющей.

Новым аспектом для общественного питания является стремление части населения к получению «здорового питания» и формированию рациона с учетом состояния собственного здоровья. Этот аспект, а так же в целом развитие науки о питании человека требует от персонала предприятий общественного питания внедрения новых технологий и ранее не использовавшегося сырья, что влечет за собой определенные трудности при соблюдении санитарно-эпидемиологического режима, т.к. эти технологии нередко носят опережающий характер по отношению к регламентирующим факторам.

Еще одним новым направлением является развитие системы «корпоративного питания». При формировании заказа в данном случае место приготовления пищи и место ее приема разделено временем и расстоянием, что требует корректировки сложившихся представлений о системе организованного питания в рамках существующего нормативно-правового поля.

В целом представленные материалы свидетельствуют о важности профилактических мероприятий в системе общественного питания. Их организация должна базироваться на системе последовательных действий как владельца объекта, так и надзорных органов.

Опорными моментами являются:

· соответствие проектной документации требованиям СанПиНов

· соответствие технологической документации требованиям СанПиНов

· обучение персонала

· текущее санитарное состояние объекта

· организация производственного контроля на всех этапах производственного процесса - от поставки сырья до потребителя.

РЕСТОРАННЫЙ РЫНОК КРАСНОДАРА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ. (СПЕКТР РЕСТОРАННОГО РЫНКА КРАСНОДАРА)

На начало зимы 2007 года в Краснодаре, работало чуть больше тысячи предприятий общественного питания. Всего в городе сегодня работает 38 ресторанов (в целом на 2 700 посадочных мест), 43 бара (на 1 600 посадочных мест), 367 кафе и более 500 столовых и закусочных.

В последнее время в Краснодаре все большую популярность стали завоевывать кафе и рестораны с национальной кухней. Самыми востребованными в этом сегменте, по нашему мнению, являются ресторан "Мадьяр", предлагающий блюда народов Дуная, сеть ресторанов и кафе "Любо-дорого", специализирующихся на русской кухне и местном, кубанском колорите в интерьере. Высокой оценки заслуживают ресторан "Кармело", кафе "Фрателли", представляющие итальянскую кухню, ресторан "Пекин" и его китайская кухня, ресторан "Урарту", предлагающий блюда кухни народов Кавказа, ресторан "Чор-Минор", специализирующийся на приготовлении блюд таджикской кухни.

Сегодня, по мнению операторов краснодарского ресторанного рынка, самыми востребованными форматами являются кофейни и суши-бары. Причем, классические ресторанные концепции претерпевают всяческие изменения. Так в Краснодаре, например, в каждой кофейне непременно можно курить (в некоторых есть даже очень солидные хьюмидоры с внушительным набором сигар), кроме того, в кофейнях предлагаются и салаты, и супы, и горячие блюда, и алкоголь и даже суши. Суши вообще предлагаются в ресторанах самой разной гастрономической направленности.

Имеются в городе и специализированные суши-бары. Средний счет в таком ресторане - тысяча рублей на человека. Одна суши с лососем стоит в среднем порядка 75 рублей, с креветкой - 85 рублей, ролл Филадельфия - 320 рублей, салат из морских водорослей - 350 рублей. Надо заметить, что почти все операторы рынка японских ресторанов закупают продукты в одних и тех же двух-трех фирмах, привозящих в Краснодар охлажденную и замороженную рыбу и морепродукты.

По нашему мнению, многофункциональные развлекательные центры пользуются в Краснодаре наибольшей популярностью - это "Семь звезд", "Квартал", "Фонданго", "Акватория", "Европа", "Страйк" и "Магистраль".

Развлекательный центр "Страйк" является самым крупным досуговым центром в городе, в нем функционирует 16 кафе и 1 ресторан (ресторан "Рустика", 7 кафе фаст-фуд "Макси-бургер", 2 спорт-бара, 3 кино-кафе, кафе "Любо-дорого", "Стар чикен", суши-бар "Минами" и кафе-мороженое "Баскин Роббинс")".

Если три года назад счет в 500 рублей на человека считался чем-то неприличным, то сегодня краснодарцы готовы оставлять в ресторанах гораздо более значительные суммы.

Крупнейшие Операторы рынка общественного питания г. Краснодара

"Любо-дорого"

Сеть предприятий "Любо-дорого" объединяет восемь предприятий общепита и является крупнейшей ресторанной сетью в городе. В сети две кофейни "Любо-кафе", шесть кафе быстрого обслуживания "Любо-дорого" и собственный заготовочный цех "Любо-сладко". Первая точка сети была открыта три года назад. Для владельцев сети - это главный бизнес. Работает в сети более 200 человек. Главный гость всех точек - небогатый горожанин. "Любо-сладко" - заготовочный кондитерский цех, готовит кондитерские изделия не только для точек сети, но и для краснодарских супермаркетов.

В кофейне «Любо», кроме десертов, есть и блюда классической европейской кухни, предлагаются бизнес-ланчи, есть страничка суши.

Цены в меню "Любо-кафе" весьма демократичные. Имеется слоеный омлет с ветчиной, помидорами и зеленым луком за 89 рублей, блинчики с миндальной начинкой под апельсиновым соусом за 90 рублей или жареный сыр сулугуни с овощами и зеленью за 55 рублей.

"Фрателли"

Ресторан "Фрателли", название которого с итальянского переводится как "братья", принадлежит двум краснодарским братьям-предпринимателям. Ресторан входит в холдинг, главное направление деятельности которого - это продажа элитного алкоголя как в сегменте HoReCa, так и в розницу. Также холдингу принадлежит винный завод.

Ценовая категория, в которой работает ресторан- супер-премиум. По мнению клиентов- это самый дорогой ресторан Краснодара. Средний счет на двух человек в ресторане - 6,5 тысяч рублей. Кухня - классическая европейская, с легким реверансом в сторону итальянской кулинарии, но с учетом краснодарского колорита. В связи с нестабильными поставками продуктов из Москвы сегодня некоторые позиции, например - устрицы, закупаются рестораном напрямую в Европе. "По пятницам к нам завозится партия устриц в 200 штук, и к вечеру субботы они у нас уже заканчиваются", — говорит Сергей.

"Мадьяр"

Ресторан "Мадьяр" работает с 2001 года и специализируется на кухне народов Дуная. Средняя стоимость счета 800 рублей, но при желании хорошо поесть можно и на 300, и на 1 тыс. рублей - разброс цен в меню очень существенен.

"Страйк"

В холдинг "Страйк" входят кафе, бары, рестораны, развлекательные комплексы, боулинг, сеть казино и залов игровых ресторанов, также специалисты холдинга занимаются выездным обслуживанием. Рестораны и кафе японской кухни холдинга развиваются под брендом "Минами". Сегодня работает четыре точки кафе "Минами".

Сегодня в Краснодаре холдинг "Страйк" является самой крупной компанией в сфере развлечения и общественного питания.

Приоритетное направлениями холдинга на сегодня являются - сеть ресторанов японской кухни "Минами".

Южная Академия Гостеприимства

В Краснодаре в 2004 году начала действовать Южная Академия Гостеприимства, объединяющая операторов рынка развлечений и общественного питания города и края. Партнеры Академии - отели, рестораны, кафе, бары, казино, клубы, боулинги, туристические компании, а также поставщики продуктов питания и оборудования.

Цель Южной Академии Гостеприимства - повышение прибыльности членов Академии путем реализации клубных, информационных, образовательных, консультационных и иных функций, цивилизованное, красивое и динамичное развитие бизнеса в сфере гостеприимства во благо гостей и жителей юга России, а также повышение уровня обслуживания в сфере гостеприимства.

Основные задачи Южной Академии Гостеприимства:

— пропаганда достижений гостеприимства — удовлетворение потребностей членов Академии в повышении профессиональной квалификации и в профессиональном общении —содействие членам Академии в налаживании деловых взаимовыгодных связей между собой и с иностранными партнерами — координация усилий с органами государственной власти по созданию условий для цивилизованного ведения бизнеса в сфере гостеприимства — проведение конференций, семинаров-тренингов, конкурсов, выставок и фестивалей профессионального мастерства специалистов гостиничного и ресторанного дела, туризма, сферы отдыха и развлечений — предоставление возможности клубного общения профессионалов индустрии гостеприимства как между собой, так и со специалистами других сфер бизнеса.

На сегодня Академия осуществила несколько проектов, среди которых издание "Карта - "Гостеприимный Краснодар" - визитная карточка лучших ресторанов города, информирующая гостей и жителей юга России о месторасположении и условиях обслуживания на предприятиях ресторанного, развлекательного и гостиничного комплексов. Был проведен Южно-Российский форум "Прибыльное гостеприимство" — 2004-2006 годах.

Современный этап развития экономики России характеризуется становлением рыночных отношений, формированием предприятий и объединений разных форм собственности, все возрастающей зависимостью товаропроизводителей от потребителей, возникновением конкурентной среды.

Промышленное птицеводство - одна из немногих специализированных отраслей АПК, которая способна производить продукцию в значительных объемах и в сжатые сроки, имеющая ритмичный производственный цикл и максимальную независимость от стихийных сил природы. Успешное функционирование отрасли возможно только на основе интенсивного развития производства, изыскания экономических возможностей и максимальной мобилизации внутренних резервов для повышения его эффективности.

Кризисные явления в России привели к резкому снижению производства птицепродуктов отечественными предприятиями. На полную проектную мощность в стране работает только 11% птицефабрик, производство яиц в расчете на душу населения за 10 лет сократилось на 29%, изношенность основных фондов в промышленном птицеводстве, применительно к клеточному оборудованию, составляет более 70%. Однако и сегодня птицеводство остается наиболее реальным источником пополнения ресурсов продовольствия в стране, поэтому решение проблемы повышения эффективности птицеводства имеет в настоящее время важное практическое значение.

Птицеводство является одной из наиболее эффективных отраслей животноводства. Оно обеспечивает потребителей диетическими продуктами питания (яйцо, мясо птицы), легкую промышленность сырьем (перо, пух). Птичий помет используется в качестве ценного удобрения.

Данная отрасль обладает рядом специфических особенностей, которые в значительной степени определяют ее экономическую эффективность в сложившихся условиях. Во-первых, отсутствует сезонность производства, продукция производится и реализуется равномерно в течение года, что особенно важно при высокой инфляции. Во-вторых, продукция птицеводства относится к продуктам первой необходимости, и независимо от экономической ситуации в стране спрос на нее достаточно устойчив. В-третьих, яйцо и мясо птицы идут как непосредственно в продажу, так и на переработку, то есть присутствует рынок как прямого, так и опосредованного спроса. В-четвертых, птицеводство обладает большей гибкостью в изменении масштабов производства по сравнению с другими отраслями животноводства; здесь в меньшей степени проявляется зависимость численности поголовья от количества и качества земельных угодий. В-пятых, основными производителями являются специализированные предприятия (птицефабрики), на которых производство продукции проходит несколько стадий, начиная от инкубации яиц и заканчивая откормом поголовья. В-шестых, основную часть кормового рациона составляют покупные корма (комбикорма), поэтому отрасль существенно зависит от зернового рынка (объемов производства комбикормов).

Птицеводство получило развитие на всей территории страны, но в основном товарное производство яиц и мяса птицы сосредоточено в южных районах, где хорошо развито зерновое хозяйство (Северный Кавказ, Поволжье, Южный Урал и др.), и в индустриальных районах вблизи крупных городов (Центральный, Центрально-Черноземный, Уральский, Северо-Западный экономические районы), где имеется постоянный и высокий спрос на продукцию. Основное производство яиц (70%) сконцентрировано в пяти экономических районах: Центральном (18,5%), Уральском (16,8%), Поволжском (12,2%), Западно-Сибирском (12,1%), Севере-Кавказском (10%).

3 Перспективы развития отрасли

Сейчас для всех, очевидно, что Россия находится в жесточайшем кризисе. Из него невозможно выйти, не дав, прежде всего, реалистичную оценку и не вскрыв причины пребывания страны в перманентном воспроизводственном коллапсе.

Как справедливо отмечают многие экономисты, российское правительство все эти годы вопреки фактам старательно избегало понятия “кризис”, постоянно твердило о “стабилизации” и “признаках роста”. Предпочитая говорить о “стабилизации”, Правительство РФ признавало кризис лишь в отдельных сферах: “кризис неплатежей”, “бюджетный кризис”, “финансовый кризис” и т.п.

Не рассматривая кризис всесторонне, правительство недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих мер по выходу из экономического тупика.

На протяжении достаточно длительного времени анализ положения дел в экономике России обычно связывался с оценкой финансов, денежного обращения, рынков ценных бумаг. И определяется это возрастающей ролью финансовой среды в функционировании экономических отношений как во внутристрановом, так и в мировом разрезе. Резко способствовала возрастанию всеобщего интереса к финансовой среде череда финансовых кризисов, разверзшихся в самое последнее время в различных регионах мира. В этой связи происходит существенное смещение исходных данных анализа экономической жизни. Реальный сектор экономики где-то уже не представляется опережающим, и формируется обманное впечатление, что исключительно мощь и развитость финансовой сферы делают государства и их народы богатыми, процветающими.

Однако, основой любой экономики является промышленность.

Стратегия развития данной отрасли на сред­несрочную перспективу предусматривает внедре­ние новейших зарубежных технологий с возможно­стью импорта оборудования, постепенное накопле­ние опыта его производства на собственных мощ­ностях, а затем развитие отечественных приоритет­ных технологий. При этом российское машино­строение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

1) выпуск модернизированных машин и оборудо­вания для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;

2) производство (в том числе сборочное) науко­емкой продукции на импортном оборудовании с при­влечением в различных формах иностранного капитала;

3) участие в проектах, предполагающих произ­водство технологически сложных комплектующих изде­лий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в меж­дународную систему технологического сотрудничества);

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существую­щего машиностроительного комплекса, которая глав­ным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.

Проявившаяся в 1999 году положительная дина­мика спроса внугреннего рынка на машины и оборудо­вание сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограни­ченным потенциалом импортозамещения отечественно­го машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реали­зации продукции на внутреннем рынке в результате им­портозамещающего фактора ожидается по легковым авто­мобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализирован­ных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Разви­тие российского экспорта машин и оборудования в про­гнозируемом периоде до 2005г. может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза про­дукции российского тяжелого и общего машинострое­ния для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вoc­становление сотрудничества в рамках технического со­действия. Весьма значительным остается потенциал рос­сийского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономи­ческой поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организа­ции производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить дос­таточно весомым источником инвестиций в отрасль.

Одним из наиболее важных и реальных ис­точников привлечения инвестиций в промышлен­ные отрасли в современных условиях является меж­дународное сотрудничество, а авиационная про­мышленность обеспечивает до 2/3 объема экспорта оборонных отраслей промышленности, как по ли­нии гражданской продукции, так и по линии авиа­ционных вооружений и военной техники.

Тенденции глобализации и интернационали­зации, заметно усилившиеся после распада преж­ней геополитической системы, коснулись прежде всего дорогостоящего рынка высокотехнологичной авиационной продукции.

В ближайшей перспективе конкурентная среда это­го рынка будет управляться такими тенденциями, как продажи самолетов и вертолетов прежних поколений и их модификаций странам третьего мира, разработка новых проектов в результате совместных усилий несколь­ких фирм из нескольких стран для снижения рисков.

Имеет место и тенденция, когда, оказывая под­держку стремлению западных фирм - изготовителей самолетов затруднить выход России на мировые тех­нологии и подорвать конкурентоспособность россий­ского экспорта, правительства этих стран разрешают экспорт боевой авиационной техники в прежде закры­тые для экспорта регионы (поставки Тайваню, в Ла­тинскую Америку). В связи с этим, а также другими об­стоятельствами (значительная монополизация на рынках гражданской авиатехники, экономические тру­дности и следующие за ними ограниченные возмож­ности кредитования экспорта, требования большинст­ва стран - потенциальных импортеров к сертифика­ции отечественной гражданской авиационной техни­ки на соответствие американским или западноевро­пейским требованиям) требуется активизация государ­ственного регулирования в сфере экспортно-импорт­ных операций с авиационной техникой, устранение еще имеющей место непродуктивной конкуренции ме­жду отечественными авиапроизводителями и пoсред­ническо-торговыми компаниями, обеспечение большей политической государственной поддержки при продвижении отечественной техники на мировые рынки и сбалансированных мep защиты интересов отечественного производителя на внутреннем рынке.

Авиационная промышленность России способна и должна стать одним из основных «локомотивов» воз­рождения нашей экономики, стать точкой роста. Одна­ко для этого необходима реализация взвешенной и по­следовательной промышленной политики, в меру гибко адаптированной к меняющимся внешним условиям, но не упускающей глaвную цель - сохранение и разви­тие высокотехнологичной отрасли для обеспечения во­просов оборонной достаточности, безопасной эксплуа­тации авиационной техники, эффективной конкурент­ности в открытом авиационном сообществе. Стабилизация и развитие предприятий рос­сийской авиационной промышленности возможно при осуществлении комплекса необходимых, глубо­ко продуманных и конкретных мероприятий, затра­гивающих как вопросы гocyдapcтвенной поддержки авиастроения, так и нaxoдящиecя в ведении ФСВТ России, МАК и Минторга России вопросы.

С целью обеспечения государственной под­держки российской aвиaциoнной промышленности и стимулирования продаж отечественной авиатехники Минэкономики России, по предложениям голов­ных институтов авиационной промышленности, ведущих конструкторских бюро, специализирующихся в области создания гражданской и военной авиационной техники, разработало и внесло на рассмотрение Правительства пакет законодательных и других нор­мативно-правовых документов, предусматривающих:

Введение ряда налоговых льгот для россий­ских лизинговых компаний и банков, финанси­рующих приобретение отечественных воздуш­ных судов (освобождение от уплаты налога на пользователей автодорог, частичное освобожде­ние от уплаты налога на прибыль и т.д.);

Снижение величины госпошлины за регистра­цию договоров залога воздушных судов;

Освобождение от НДС ввозимых комплектую­щих иностранного производства для отечествен­ной авиатехники при условии, что ввозимые комплектующие не имеют российских аналогов;

Освобождение от уплаты таможенных пошлин ранее экспортированных отечественных воздуш­ных судов и ввозимых обратно российскими авиакомпаниями на условиях временного ввоза;

Повышение до 85% лимита государствен­ных гарантий по проектам лизинга отечест­венных воздушных судов.

Принятие этих документов позволит обеспечить действенную государственную поддержку авиационной промышленности, а также специализированным лизинговым компаниям, так как содержит глубоко продуманные и профессионально подготовленные экономические меры поддержки системе разработки, производства и поставок авиационной техники.


Заключение

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья и бывшими странами СЭВ. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства.


Список использованной литературы

1. География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных учебных заведений.” В.Я. Ром, В.П. Дронов, М. 1997 год.

2. “Размещение производительных сил.” В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, А.Т. Хрущев, М. 1996 год.

3. “Экономическая и социальная география”, справочные материалы. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром, М. 1997 год.

4. “Экономика машиностроительной промышленности: учебное пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности “Экономика и организация машиностроительной промышленности.” М.И. Орлова, Л.М. Лукашевич, под ред. Г.А. Краюхина, М. 1995 год.

5. “Региональная экономика”, под редакцией проф. Т.Г. Морозовой, М. 1999г.

6. “Положение в машиностроительном комплексе России.” “БИКИ” №55-56, 16.05.2001, стр. 3-5.

7. “Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 2001 году. (Обзор.)” Подготовлен по материалам департамента машиностроения Минэкономики РФ. “Экономист” №1, 2001, стр. 32-40.

8. “Инновационная сфера: состояние и перспективы.” Ионов М., “Экономист” №10, 1999, стр. 37-46.

9. «Воздушному движению- надежное управление». В. Егоров. «Авиапанорама» №1 2001, стр.15-17.

10. «4 форум российского вертолетного общества». Е.Ружицкий. «Вертолет» №6, 2000, стр.27-31.

11. «Кризис миновал». ЭКСПАНС.2000. «Техномир» №3-4, 2000, стр.10-14

12. «Радикальная смена курса». «Авиатранспортное обозрение» под ред. А. Комарова, №7-8, 2001, стр.6.

13. “Социально-трудовые проблемы российской экономики в 2000 г.” Е. Аноносеков. “Российский экономический журнал.” №10, 2001, стр. 31-40.

14. “Инновационная деятельность в машиностроении.” Г. Хорошилов. “Экономист”, №7, 1999, стр.32-40.

С преимущественно ремонтно-сборочными предприя­тиями, вроде Эфиопии, Камбоджи и многих других стран третьего мира. Глава 2. Территориальная организация новейших отраслей промышленности География электронной промышленности География электронной промышленности - новейшей отрасли мировой индустрии - складывалась в послевоенные годы. На про­цесс ее создания повлияли: 1)технические и...

И заемных средств.1Внешнеэкономическая деятельность При оценке состояния товарооборота со странами дальнего и ближнего зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях общего машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные сдвиги в восстановлении кооперационных связей со странами СНГ и бывшего СЭВ...

Очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие машиностроительные производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим количеством рабочих. К ним относятся и отрасли тяжелого машиностроения. Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения машиностроительного производства требует учета многих факторов. Для решения вопросов размещения производства...

Период после 1991 года [до 1995 года] может быть назван периодом экономического спада. Общий объем производства сократился на половину. В высокотехнологичных отраслях промышленности произошел подлинный обвал производства. Производство сложных видов продукции сократилось в десятки и сотни раз. Поголовье сельскохозяйственных животных сократилось на 2/3.

Период после 1994 года характеризуется некоторой стабилизацией. Государству удалось укрепить основы экономики - за счет подъема топливно-энергетического сектора и химической промышленности ВВП России стал постепенно нарастать. Россия стала претендовать (по валовым показателям) на второе место в ряду европейских экономик. Вместе с тем спад в высокотехнологичных отраслях продолжился, производство станков, кузнечнопрессового оборудования, грузовых автомобилей, железнодорожных локомотивов и самолетов все еще отставало от потребностей страны. Неустойчивое равновесие сложилось и в сельском хозяйстве, где нехватка удобрений вела к истощению почв.

Рассмотрим, более подробно современное состояние российской экономики, которое мы ограничим 2005 по 2010 гг. Поскольку только данные за 2010г представлены в сборнике Госкомстата России, и мы опираемся на данную статистику. Для того, чтобы не жертвовать фундаментальностью, в качестве базы, будем рассматривать 1990 год, одновременно анализируя функционирование производительных сил в 2005-2010 гг. Это позволит решить следующие задачи:

Сообщит нашим выводом большую основательность, отодвинув горизонт анализа на 15 лет (с 2005г. к 1990 г.);

Позволит читателю рассмотреть развитие экономики России в перспективе.

Вначале мы дадим обобщенную характеристику функционирования российской экономики и нашего общества в 2005-2010 гг. Данная характеристика будет включать в себя:

Анализ основных демографических показателей;

Динамику производства валового внутреннего продукта в России и в ряде других государств мира;

Анализ основных показателей производственной деятельности по отраслям промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Если в целом оценить развитие России в истекшее пятилетие, то оно характеризовалось стабилизацией демографической ситуации и подъемом валовых экономических показателей. Однако данные позитивные тенденции не привели к качественному изменению структуры ВВП нашей страны. По-прежнему, в его формировании, доминировали отрасли добывающей промышленности или, такие отрасли обрабатывающей промышленности, как металлургия и производство минеральных удобрений, значительная доля продукции которых, направлялась на экспорт.

Таблица 1.

Основные демографические показатели

Показатели

Единица измерения

Численность населения на конец года

Численность пенсионеров

Естественный прирост

(- убыль) населения

Среднегодовая численность занятых в экономике

Численность безработных

*) Госкомстат России, исключил из числа показателей за 2010 г., такой важнейший показатель как «Численность населения в трудоспособном возрасте».

Если, охарактеризовать изменение, численности и состава населения страны в 2005-2010 гг., то данная статистика характеризуется определенной стабилизацией. Численность населения несколько возросла. Стабилизация среднегодовой численности занятых в экономике также внушает, лишь осторожный оптимизм. Она была достигнута за счет увеличения численности работников предпенсионного и пенсионного возраста.

Если, в целом, охарактеризовать демографическую ситуацию в России в 2005-2010 гг. то можно сделать следующие выводы:

Естественная убыль населения сократилась и, дополненная внешней миграцией, привела к положительной динамике общей численности населения;

Старение населения страны продолжалось и это ведет к возрастанию нагрузки старших возрастов на работающее население, доля пенсионеров в общей численности населения стабильно возрастает;

Сохраняющаяся безработица, указывает на недостаточную «поглотительную» способность российской экономики, что свидетельствует о медленном создании новых производственных мощностей;

Рассмотрим динамику производства валового внутреннего продукта России и ряда крупнейших экономик мира.

Таблица 2.

Производство валового внутреннего продукта

по отдельным странам мира (в млрд. долл.)

Великобритания

Рассматривая таблицу 2., мы видим изменения в «десятке» крупнейших экономик мира. В результате проводимых в конце 80-х. – начале 90-х гг. ХХв. экономических реформ, экономика России оказалась отодвинута на завершающие позиции в ряду индустриально развитых стран. Так в 1993 г. объем ВВП нашей страны составлял менее 1 трлн. долл. По объему валового продукта наша страна уступала Италии, Франции и Великобритании. Постепенно, экономика РФ оправилась от экономических потрясений. И с 2005 г., Россия заняла второе место, в Европе после экономики Германии.

Подводя предварительный итог тому месту, которое занимает российская экономика на мировом рынке, мы можем сделать следующие выводы:

За период прошедший с 2005 г. наша страна смогла частично восстановить свои позиции на мировом рынке, утраченные в первой половине 90-х гг.;

Наряду с конкуренцией со стороны ведущих индустриальных стран (США, Западной Европы, Японии) наша страна столкнулась (а в перспективе будет сталкиваться все более) с растущей конкуренцией со стороны товаропроизводителей из Китая, Индии, Индонезии, Пакистана, Турции, Кореи, Мексики и Бразилии; эта конкуренция усиливается не только на рынке продовольственных и потребительских товаров; но также на рынке машиностроительной и химической продукции, на рынке металлов и энергоносителей;

Интенсивный рост ВВП после 1999 г. включает, и элемент инфляционного роста, поэтому ниже необходимо рассмотреть приростную динамику по основным товарным позициям, как для России, так и для других стран мира.

Для подкрепления нашей концепции предложим читателю, ознакомится с таблицей 4., в которой приведены основные показатели хозяйственной деятельности российских предприятий за 1990 – 2010 гг.

Таблица 4.

Основные показатели производственной деятельности

Наименование

показателей

Единица измерения

Производство электроэнергии

млрд. кВт. час.

Мощность электроэнергии

Добыча угля

Добыча нефти

Добыча природного газа

млрд. мет. куб.

Производство стали

Производство проката

Производство серной кислоты (в моногидрате)

Производство минеральных удобрений

Производство турбин

Производство тракторов на колесном ходу

Производство комбайнов зерноуборочных

Производство металлорежущих станков

В т.к. с ЧПУ

Производство кузнечнопрессовых машин

Производство ткацких станков

Производство тканей

млн. кв. м.

Производство обуви

Площадь сельхозугодий

Площадь пашни

Производство зерна

Производство мяса

Улов рыбы

Эксплуатационная фирма железных дорог

Эксплуатационная фирма автомобильных дорог

Грузооборот железнодорожного транспорта

млрд.т. км.

Грузооборот автомобильного транспорта

млрд.т. км.

Пассажирооборот железнодорожного транспорта

млрд. пасс. км.

Пассажирооборот автомобильного транспорта

млрд. .пасс. км.

Протяженность магистральных недр и продуктопроводов

Протяженность магистральных газопроводов

Число построенных квартир

Таблица 4., является одной, из наиболее информационно насыщенных. Беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы увидеть, что та динамика, и те тенденции, которые были заложены в российскую экономику начале 90 х гг. были затем, лишь скорректированы в 1999 – 2000 гг. но продолжают господствовать в нашей хозяйственной жизни и сегодня. К числу основных динамических тенденций мы можем отнести:

Падение производства в 1992-1995 гг. примерно на 50 % к уровню 1991 года;

Стабилизацию производства в ряде отраслей (химическая промышленность, транспорт, сельское хозяйство, жилищное строительство) после 1999 г;

Продолжающееся падание производства, в таких высокотехнологичных и социально значимых отраслях, как машиностроение и легкая промышленность.

Это общие тенденции. На их основе, можно сделать следующий вывод - после 1999 г. падение производства прекратилось, началось наращивание ВВП России. Данное наращивание опирается на благоприятную внешнеторговую конъюнктуру, на высокие цены на нефть и природный газ. Полученные государством, и крупными корпорациями, средства практически не повлияли на характер и динамику производства в машиностроении, ряде отраслей химической и в легкой промышленности. Это даже не способствовало, активизации геологоразведки на севере и северо-востоке России. Развитие таких элементов инфраструктуры - как железные дороги, сеть нефте- и продуктопроводов также не осуществлялось. Наиболее успешно, в России ведется строительство автомобильных дорог и газопроводов.

Рассмотрим таблицу 4 конкретно. В большинстве отраслей минимальные показатели производства характерны для 1995 г. (в машиностроении свертывание производства продолжается). Период с 1995 по 2000 гг. характеризуется стабилизацией, а после 2000 г. имеет место последовательный рост объемных показателей в ряде отраслей. Так, выпуск электроэнергии вырос за 1995-2010 гг. на 20,7 %, однако, прирост генерирующих мощностей начался только после 2005 г. Ранее, мы говорили о том, что российская энергетика унаследовала от советского периода [своего развития] следующие недостатки:

Устаревшее оборудование на ряде электростанций;

Чрезвычайное увлечение природным газом и мазутом в качестве основных видов топлива (соответствующее пренебрежение такими видами топлива как уголь, торф, горючие сланцы);

Недостаточное развитие гидроэнергетики;

Увлечение строительством блочных [базовых] энергетических мощностей на ТЭС в ущерб пиковым и полупиковым энергетическим мощностям;

Отсутствие в серийном производстве мощных газовых и парогазовых турбоагрегатов;

Медленное внедрение атомных электростанций, работающих на быстрых нейтронах.

Данные проблемы решаются российскими энергетиками замедленно, очень часто, их решение или откладывается, или осуществляются за счет повышения тарифов на электроэнергию.

Рассмотрим развитие топливной отрасли России. Данная отрасль имеет исключительно важное социальное и экономическое значение для всей страны. Рассмотрим динамику добычи нефти в России. Начиная с конца 70-х гг. ХХ века роль нефтедобывающей промышленности в экономике и экспортном потенциале СССР (а с 1992 г. России) последовательно нарастала. В начале 90-х гг. ХХ века нефтедобывающая отрасль сократила добычу нефти на 41,2 % с 506 до 298 млн. тонн. В период до 2000 г. наращивание добычи велось умеренными темпами и возросло за 5 лет на 15 млн. тонн. Однако после 2000 г. наращивание производство велось интенсивно и к 2010 г. был практически, достигнут уровень 1990 г.

В отличие от нефтедобывающей отрасли, газовая промышленность, практически, не испытывала спада производства в 90-е гг. Снижение производства (добычи природного газа) в 1990-1995 гг. составило 7,7%. Это является, конечно, незначительным показателем, учитывая, что по многим отраслям производство упало на 50% и более процентов. Проводимые Газпромом работы по газификации сельских населенных пунктов России, являются социально значимыми, и реально улучшают условия жизни сельских жителей.

Угольная промышленность России, как - будто находится, вне рамок, топливно-энергетического комплекса страны. О её функционировании, СМИ вспоминают, только в дни забастовки шахтёров или при очередной аварии на шахте. В первые годы перестройки было объявлено о закрытии угольных шахт и переходе к карьерной добыче. Однако впоследствии, о данных обещаниях забыли, а добыча «хлеба промышленности», как еще недавно называли уголь, так и не вышла на докризисный уровень, и составляла в 2010 г., только, 81,5% к уровню 1990 г. Между тем, Россия по расчётам специалистов, обладает запасами угля на несколько сотен лет, и соответственно, его добыча может быть увеличена.

Анализируя состояние дел в металлургическом комплексе Росси в 2005-2010 гг. отметим следующее. Металлургическая отрасль [исследуем процессы, протекавшие в черной металлургии, целочисленные показатели по производству цветных металлов в сборнике Госкомстата отсутствуют] в целом, успешно осуществила реконструкцию. Были выведены из производства мартеновские мощности по производству стали, значительно расширены мощности по непрерывной разливке стали, ее внепечному вакуумированию. Широкое распространение получило применение природного газа в доменном производстве. Было модернизировано прокатное производство – расширилось производство легированных сталей, холодно-катанного листа, развитие получило деталепрокатное производство. Все это важные сдвиги в технологии производства. За 1995-2010 гг. были реконструированы крупнейшие металлургические комбинаты: Магнитогорский, Новокузнецкий, Череповецкий.

Аналогичная воспроизводственная динамика, характерна, и для химической промышленности. Производство серной кислоты, после своего сокращения в 1990-1995 гг., практически восстановилось, а производство минеральных удобрений в 2010 г. превысило уровень 1990 г. Однако, данная динамика также не внушает полного оптимизма. Развитие химического производства не привело к восстановлению текстильной и других отраслей легкой промышленности. Более 9/10 от общего объема производимых в стране минеральных удобрений экспортируется, в то время, как сельское хозяйство, испытывает последние двадцать лет дефицит как органических (что связано с сокращением поголовья скота), так и минеральных удобрений.

Поскольку динамика воспроизводственных процессов в металлургии и химической промышленности однонаправлена можно сделать обобщающие выводы по развитию данных отраслей:

Обе отрасли преодолели экономический спад, и последние десятилетия, характеризуется для них, состояниям устойчивого развития;

Стабилизация хозяйственной деятельности в отраслях явилась результатом технической реконструкции производства, что благоприятно сказалось на качестве производимой продукции;

Однако, в современных условиях, изменились внешние условия воспроизводства для предприятий металлургической и химической отраслей: во-первых, в последние десятилетия российские предприятия столкнулись с «вызовом Азии» на товарном рынке; во-вторых, резко усилилась экспортная ориентация российских предприятий, так в 1990 г. предприятия обслуживали, в первую очередь, потребности отечественного машиностроительного комплекса, легкой промышленности и сельского хозяйства, а в настоящее время является экспортированными и, соответственно, поставляют материалы для зарубежных производителей конечной продукции;

В Советском Союзе, и в современной России, в химической промышленности преобладали производства основной химии, и ряд других видов производств, производящих неорганические продукты; в современных условиях наиболее интенсивно развиваются производства органической химии, все теснее интегрируется химия и биологические науки, соответственно российская химическая промышленность должна претерпеть коренную перестройку, в направлении ускоренного развития отраслей органического синтеза;

Последние десятилетия, характеризуются, снижением качества подготовки специалистов, и если наша страна еще располагает кадрами ученых и инженеров в отраслях металлургического комплекса, то кадровый потенциал химической промышленности нуждается в интенсивном обновлении, это, в значительной степени, связано с тем, что продукция и знания в химической отрасли обновляются более интенсивно, чем в металлургии; в современных условиях в мире происходит интеграция химического производства с биологической наукой, нано технологиями, робототехникой, крио технологиями и технологиями, применяющими сверхвысокое давление;

Химическая промышленность должна также тесно интегрироваться с сельскохозяйственным производством, что особенно важно в условиях внедрения новых типов семян на российских полях, в условиях сокращения основного стада, дающего органические удобрения для растениеводства.

Можно констатировать, что отрасли металлургического комплекса и химической промышленности, несмотря на имеющиеся недостатки, успешно развивается. В ином положении находится российское машиностроение. По многим отраслям комплекса производство сократилось в десятки раз. Машиностроительный комплекс представлен в таблице 4 семью позициями, однако крайне негативная диагностика показателей воспроизводства продукции по машиностроительному комплексу не позволяет сделать оптимистичных выводов из данного репрезентативного перечня. Главным выводом является тот, что в машиностроении кризис не преодолен, и спад производства по многим отраслям машиностроения продолжается. Будем последовательно рассматривать позиции, представленные в таблице. Отрасль тяжелого и энергетического машиностроения представлена такой товарной группой как «Турбины». По данной группе в 2005 – 2010 гг. мы наблюдаем, устойчивое наращивание производства, которое, однако, не позволяет перейти к расширенному воспроизводству энергетических мощностей в Российской Федерации. Так за анализируемое пятилетие производство турбин выросло на 86% и достигло 9,3 млн. кВт. Прирост убедительный, он, вероятно, является, результатом:

Наличия необходимых финансовых средств у энергетических компаний;

Изношенности оборудования электростанций.

Однако для осуществления расширенного воспроизводства энергетических мощностей в нашей стране необходимо ежегодно выпускать турбины суммарной мощностью в 12-15 млн. кВт. При этом остро стоит в России вопрос о расширенном вводе в действие пиковых и полупиковых энергоустановок, газовых и особенно парогазовых турбоагрегатов, о модернизации существующих АЭС.

Совсем иная динамика, характерна для отрасли станкостроения. Важнейшей отрасли, производящей оборудование, не только для других машиностроительных предприятий, но и для предприятий энергетики, химической, легкой и пищевой промышленности, строительных предприятий, предприятий транспорта и сельского хозяйства. Отечественное станкостроение сложилось в конце XIX века, однако, однако широкое развитие отрасль получила в 30-е гг. ХХ века, что закономерно. Экономические реформы 90-х гг. сопровождались развалом российского станкостроения. За 1990-1995 гг. производство металлорежущих станков упало в четыре раза, а производство станков с ЧПУ (которое, к слову сказать, с отставанием от Японии и ФРГ стало развиваться в Советском Союзе только к концу 70-х гг. ХХ века) в 56 раз. В 1995 г. производство металлорежущих станков упало до 18 тыс. шт., то есть примерно до того уровня, который был характерен для дореволюционной России, или для Советского Союза, не вступившего в период индустриализации. Однако затем за 1995 – 2010 гг. производство станков упало еще в 9 раз и составило в 2010 г. менее 2 тыс. шт. Комментарии не нужны! В нашу страну было ввезено из-за рубежа легковых автомобилей на 7 млрд. долл. и металлообрабатывающего оборудования на 0,8 млрд. долл. Таким образом, тот аргумент, что индустриальная база страны обновиться за счёт импортного оборудования, также не состоятелен. Можно сделать обоснованный вывод, о том, что за 1990 – 2010 гг. в нашей стране сформирована база деиндустриализации - путем разрушения производства станков, кузнечнопрессового оборудования, сварочных и литейных машин. Нами многократно обращалось внимание на необходимость возрождения российского станкостроения.

В России, наряду с промышленностью, важнейшей отраслью всегда являлось и сельское хозяйство. Значительные земельные угодья, исторически сложившаяся, и развивающиеся на протяжении столетий, национальная агрокультура - позволяют сделать вывод о том, что в течение многих столетий наша страна является крупнейшей мировой аграрной державой. Сегодня сельское хозяйство является высокотехнологичной отраслью, и производство все большего количества продуктов напрямую зависит от развития индустрии, в том числе и от развития сельскохозяйственного машиностроения. После 1990 г. в нашей стране эта отрасль попала в условия жесточайшего кризиса. За 1990-1995 гг. производство тракторов на колесном ходу упало в 8,6 раз. Производство зерноуборочных комбайнов за этот же период в 10,6 раз. Позднее в (1995-2010 гг.) производство тракторов сократилось еще на 36%, а зерноуборочных комбайнов на 31%. Очевидно, что данная отрасль, также нуждается в восстановлении. Столь интенсивное сокращение производства сельскохозяйственной техники привело к резкому увеличению нагрузки: на один комбайн, на один трактор, на один грузовой автомобиль (занятый в сельском хозяйстве). Сокращение производства техники привело, также, к снижению продуктивности аграрной отрасли, к росту импорта продовольствия, и к усилению зависимости России от иностранных производителей.

Рассматривать сокращение производства ткацких станков, не имеет смысла. В 2010 г. в России было произведено всего три ткацких станка. Страна, создавшая еще в XIX в., свою мощную текстильную промышленность сегодня, практически, лишается своего текстильного машиностроения.

Подводя общий итог функционированию машиностроительного комплекса России в 2005-2010 гг., мы можем сказать, что данная ключевая отрасль экономики находится в критическом состоянии. Необходимо предпринять, согласованные усилия государства и бизнеса по спасению национального машиностроения.

Посмотрим далее, как функционировала в 2005-2010 гг. легкая промышленность. Можно сказать, что в отличие от предыдущего периода (1990-2005 гг.), когда легкая промышленность России последовательно деградировала, в истекшее пятилетие началось ее постепенное восстановление. Падение производства завершилось и началось восстановление прежних объемов производства. Так за 2005-2010 гг., производство тканей возросло на 22,5%, производство обуви на 118,2%. При этом, следует подчеркнуть, что объемы 1990 г. не достигнуты и составляют по производству тканей (2010 г. к уровню 1990 г.): 39,7%, а по производству обуви 26,7%. Таким образом, говорить о полном восстановлении производства не приходится. Следует упомянуть о том, что развитие легкой промышленности – это не только экономическая, но и важная социальная задача, т.к. приобретаемые товары (в государствах Юго-Восточной и Южной Азии) были плохо приспособлены к российскому климату и вызывали у людей многочисленные простудные и внутренние болезни. Следует отметить, что восстановление, такой важной отрасли, как легкая промышленность нуждается и в возрождении машиностроительной базы, предприятия которой создавали бы оборудование для легкой промышленности.

Не останавливаясь, подробно на развитии пищевой промышленности, отметим только, что сокращение в несколько раз производства мяса и рыбы не повлияло на развитие пищевой промышленности. Это скорее вопрос к российским аграриям, к аграрной политике российского государства. Пищевая промышленность, одна из немногих отраслей, которая успешно преодолела кризис и, проведя комплексную реконструкцию, повысила качество выпускаемой продукции. Безусловно, в отрасли имеются определенные проблемы, которые связаны с качеством используемого сырья, с фальсификацией продукции, но в целом, можно говорить о том, что пищевая отрасль успешно преодолела кризис 90-х гг. И сегодня поступательно развивается.

Рассмотрим далее, функционирование транспортной системы страны. В развитии транспорта в полной мере отразилась противоречивая экономическая и социальная жизнь страны. С одной стороны сокращение производства в промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве, инфляция и падение уровня жизни населения повлияли на грузо – и пассажирооборот транспорта. С другой стороны, с самых первых лет экономических реформ страну буквально захлестнул поток импортируемых подержанных легковых автомобилей из Японии, Германии и других стран Западной Европы. Парк легковых автомобилей в стране стремительно увеличивался. Это привело к перегруженности магистралей во многих городах станы и вынудило государство развернуть автодорожное строительство, а также, расширить работы по ремонту автодорог. Необходимо отметить, что снижение выпуска отечественных легковых автомобилей было незначительным и их выпуск также способствовали росту автопарка в стране. Говоря о развитии транспортной системы, можно сказать, что расширение работ по экспорту нефти и газа, проведение работ по газификации сельских населенных пунктов привело к расширению сети газопроводов. Качество автомобильных дорог, также повысилось, а сеть их расширилась. Однако функционирование транспортной системы сопровождалось и негативными процессами. В глубочайшем кризисе находятся водные (самые экономичные) виды транспорта. В сложном положении находится и воздушный транспорт. Авиакомпании приобретают в лизинг устаревшие самолеты, отечественный авиапром практически прекратил производство гражданских самолетов. Ремонт, нередко, производится с использованием контрафактных запасных частей, обучение пилотов проводится поверхностно, а обилие импортных самолетов усложняет технику пилотирования. Устарело и аэродромное оборудование. Авиационный транспорт России находится, сегодня, в состоянии кризиса.

Самым важным видом транспорта в нашей стране уже с середины XIX века стал железнодорожный - по количеству перевозимых грузов, по грузообороту данный вид транспорта в России немного превосходит автомобильный. Состояние железнодорожного транспорта нельзя назвать критическим. Производство вагонов в стране восстановилась, железнодорожная сеть хотя и не расширилась, но и не сократилась за годы реформ. Однако и главный транспорт страны – железнодорожный имеет ряд нерешенных проблем. Так сократилось производство, а соответственно, и поставка локомотивов. Не развивается электрификация главных дорог, не вводятся в действие новые магистрали. В частности строительство Байкало-Амурской магистрали не завершено. Необходимо отметить, что железнодорожная сеть, восточнее р. Волга, нуждается в развитии. В первую очередь, государство должно задуматься о развитии грузоперевозок в восточной части страны, о разгрузке южно-уральских магистралей, о строительстве магистралей-дублеров на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, об интенсификации железнодорожного сообщения с Казахстаном. Прокладка скоростных магистралей для регулирования пассажиропотоков на направлениях Москва – Юг; Москва – С. Петербург – Хельсинки представляется, важным делом, но это в первую очередь коммерческие проекты. В то время как развитие железнодорожной сети к востоку от р. Волга это экономический и стратегический проект.

Подводя итог, мы можем сказать, что транспортная система страны в 1990-2010 гг. пережила сложный период, и сегодня кризис в ее развитии не преодолен. Разработка и внедрение в общественное сознание Государственной программы развития транспорта России до 2020 г. является важнейшей экономической, социальной и политической задачей.

Таблица 4., достаточно односторонне, отражает развитие в 2005-2010 гг. строительного комплекса России. В таблице не нашли отражения работы по капитальному строительству. Что касается жилищного строительства, то данная отрасль российской экономики успешно развивается. Наиболее глубокий спад в отрасли пришелся на 2000 г. Тогда производство снизилось в три раза, к уровню 1990 г. В последующее десятилетие производство стало нарастать и в 2010г., ввод квартир составил 68,7% к уровню 1990 г. Можно сказать, что при наличии соответствующего платежеспособного спроса, к 2020 г. в России будет восстановлен докризисный уровень ввода жилья. Безусловно, актуален вопрос о цене жилья, о системе ипотечного кредитования. Но эти вопросы не имеют прямого отношения к развитию жилищного строительства в нашей стране. И в целом, можно констатировать успешное развитие жилищного строительства после 2000г.

В заключении, рассмотрим положение дел, в сельском хозяйстве России в 2005-2010 г. При этом, необходимо оговориться, что Госкомстат не представил денных за 2010 г. по таким важным показателям, как «Площадь сельскохозяйственных угодий» и «Площадь пашни». Рассмотрим, динамически меняющиеся, показатели развития отрасли. Важнейшим из них, является производство зерна. За период с 1990 по 1995 гг. производство зерна в России сократилось в два раза. Этот уровень производства сохранялся в течение десяти лет с 1995 по 2005 гг. В настоящее время производство зерна стало нарастать и в 2010 г. был собран урожай на 8,2 % превышающий уровень 2005 г. Однако, данный показатель для России является совершенно неудовлетворительным и объем собранного зерна должен быть увеличен до 100-110 млн. тонн. Данное увеличение, особенно необходимо, учитывая кризисное состояние российского животноводства. О чем, косвенно, свидетельствует сократившиеся производство мяса.

Говоря, в целом, о развитии экономики в 2005-2010гг. можно сделать следующие выводы. В течение этого периода экономика России развивалась поступательно, сохраняя, однако, все присущие ей слабые стороны. Проблемы в ее развитии, безусловно, остались. Подводя общие итоги, можно выделить следующие положительные процессы в ее развитии:

Нарастало производство ВВП;

По ряду товарных позиций обозначился устойчивый рост;

В стране обозначилась тенденция к увеличению численности населения;

Уровень цен на энергоносители в целом был благоприятным, что позволило России создать необходимые валютные резервы;

В стране развернулось строительство автодорог;

Началось восстановление основного стада в животноводстве;

В стране успешно ведется жилищное строительство;

Увеличились закупки оборудования и научных приборов за рубежом.

Однако, несмотря на данные позитивные моменты, в экономике нашей страны сохраняются, и даже продолжают усиливаться негативные тенденции:

Остается неудовлетворительным, несоответствующим стандартам индустриально развитой страны ХХI века состав ВВП;

Продолжается спад производства в станкостроении, тяжелом, транспортном, строительно-дорожном и сельхозмашиностроении;

Практически не развивается легкая промышленность;

Прекращено новое железнодорожное строительство, производство локомотивов находится на низком уровне;

В глубоком кризисе находятся водные виды транспорта (самые экономичные);

Капитальное строительство развивается крайне медленно, ввод новых производственных мощностей не значителен;

Сельское хозяйство функционирует с крайним перенапряжением, тракторов и комбайнов не хватает, удобрений вносится в почву совершенно недостаточно.

Стоящие перед страной проблемы, носят комплексный характер, поэтому столь же комплексно они должны и решаться. В заключительной главе нами будут сформулированы рекомендации, данные в I-VII главах книги по повышению эффективности экономики, по приданию России облика великой державы ХХI века.

Литература:

1.Статистический сборник Госкомстата России за 2010г,

2.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово –хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие: М.: ИНФРА-М, 2001г.

3.Инвестиции в России. 2007: стат.сб./ Росстат. – М., 2007г.

4.Львов Д.С. Свободная экономика России: взгляд в XXI век. М.: Экономика, 2000г.

5.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002г.

6.Ярцева А. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран. М.: Финансы и статистика, 1991г.