Эволюция политико экономического знания. Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория. проблемы современного
развития политической экономии

Эволюция политико экономического знания. Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория. проблемы современного развития политической экономии

Эволюция предмета экон-ой системы делится на 3 осн. этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия - экономические мысли и знания древнего мира(которые не были объединены в общую науку): -экономические знания(учения) Древнего Востока, Греции, Рима.

Древний Восток:

Основное значение древневост-ых мыслителей- создание предпосылки для становления экон-ой науки.

Древний Вавилон -кодекс Хамураппи(1792-1750 гг до н э)

Отражал заботу о частной собственности

Общество естественно делилось на рабов и рабовладельцев

Древний Китай -ученик Конфуция(561-479 гг до н э)

Общество делилось на благородных и простолюдинов

Использование традиционных форм и обрядов д\поддержания стабильности и авторитета гос-ва

Древняя Индия «трактат Артхамастра»(к 4 нач 3 вв до н э)

Повествует о соц неравенстве

Оправдывает неравенство и деление общества на касты

Гос-во заботилось об ирригационных системах, о создании новых деревков,прядильно-ткацком произ=ве.

Древняя Греция

Основное значение: возникновение теории как экономики- науке о домоводстве, домашнем хоз-ве.

Ксенофонт -(ок 434 до н э-359 до н э)-древнегреческий писатель,историк, афинский полководец и полит-ий деятель. Впервые предложил термин «экономия»

Аристотель -его роль в науке

Трактат «Политика»

Два умения: вести домашнее хоз-во и наживать состояние-(способы: связавно с земледелием,садоводством,скотоводством; торговля;отдача денег в рост;наёмный труд)

Основное условие обменных отношений(товарами)между людьми-разные профессии

Попытка разработаться в природе ценообразования

Древний Рим

Проблема огранизации и управления хоз-ом (рабовладельческой виллой)

Проблема частной собственности(до наших дней юристы изучают различное право)

Основные труды:

Катон «О земледелии»-ест.способ.сущесвования

Варрон «С\х»

Плиний старший «Естественная история»

Кодекс Юстиниана

Политическая экономия:

Меркантилизм

Классическая политэкономия

Меркантилизм -как первая школа политической экономии

Основные представители:

Антуан де Монкрентьен(Франция)

«Трактат политической эк\

ономии»(1615)появление данного термина

Хоз-во страны-объект гос.управления

Источник богатства-внеш торговля(промыш,ремесл)

Уильям Страффорд(Англия)

Томас Манн (Англия) (о роли и значении денег)



Антонио Сера (Италия)

Основные приципы:

Источник богадства- в торговле, в обращении(зачатки современного монетаризма)

Золото и сокровища в любом виде явл-ся выражением сути богатства

Регулирование внешней торговли с целью прибавления в страну богатства

Поощрение превышения экспорта над импортом товаров(протекционистская политика)

Контроль качества и ограничение заработной платы рабочим

Особенности:

Совокупность представлений в частных мнений множества лиц(часто непроф мыслителей,а практиков)14-18 вв

Большое кол-во сочинений(например только в Англии более2000)

Основное объединяющее начало-пути и способы обогащения страны

Антуан де Монкреньен

Этапы классической политэкономии:

1этап к 17- н 18 вв

Развитие рыночных отношений

Школа Физиократов: Ф.Кенэ, А Тюрго

«физиократия»-власть природы

У.Питти(1623-1687)

«Трактат о налогах и сборах»

Трудовая теория стоимости, т.е.стоимость сводилась к затратам труда(почти себестоимость)

Основные факторы труда: земля и труд, неосновные факты: квалификация работника и средства труда.

Школа Физиократов

Источник богатства в производстве(только в земледелии)

1-ая попытка теории воспроизводства(простого):

«Экономическая таблица»(1758)

Ф.Кэнэ-1-ая микроэкономическая модель (легля в основу модели«затраты-выпуск»В.В.Монтьева)

18 в-появление слова «экономист»,как учёного-исследователя: так называла себя группа мыслителей,объединившихся вокруг доктора Кенэ.

2 этап последняя треть 18 в

Адам Смит(1723-1790)

«Исследвание о природе и причинах богатства народов»(1776)

«Экономический человек»(рациональный,стремящийся к собственной выгоде»

«Невидимая рука»(своб. конкур., эгоизм, как эффект. рычаг при распределении ресурсов)

А.Смита убедили,что чел. не может повлиять на стихийное действие объективных экономических законов.

«…Для того,чтобы поднять гос-во с самой низшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении, всё остальное сделает естественный ход вещей.»(т.е.своб.конкуренция)



Придавал большое значение разделению труда как средству повышения производительности

Гл.функция денег- средство обращения

В каждом товаре выделял 2 св-ва: Полезнсть=потребит.стоимость и св-во обращения на др.товары

Рын.цены под влиянием спроса и предложения в обществе

3 этап 1-ая пол. 19 века

Ж.Б.Сэй(Фр) Д.Рикардо(Англ) Т.Мальтус(Англ)

Д.Рикардо(1772-1823)

«Начала политэкономии и налогового обложения»

Большое внимание теории распределения

Стоимость товара должна определяться трудом, затраченным на него

Т.Мальтус(1766-1834)

«Опыт о законе народонаселения»(1798)

Проблема народонаселения: народон-ие возрастёт в геоме-ой прогрессии, а средства существования в ариф-ой

Одна из причин войн исходя из этого «недостаток места и продовольствия»

4 этап 2-ая пол.19 века(Марксизм)

К.Маркс(1818-1893): политэкономия начинает рассматриваться как наука, изуч-ая производственные отношения ОЭФ, последовательно сменяющихся.

«К критике политэкономии»(1859)

«Капитал»(1861-1863гг)

Экономический детерминизм(от экономика определяет все ост.сферы:культура,образование)

Главные факторы произ-ва: люди и средства произ-ва;

Трудовая теория стоимости (доводит до логического конца)

Стоимость(W)=постоянный капитал(С)+переменный капитал(V)+прибавочная стоимость(M0(сверх стоимости раб сила)

Ограниченное строение капитала: С/V –одно из объяснений объективности безработицы, т.к.доля рабочих в капитале уменьшается с развитием НТР

Д-Т-Д- капитал

Характерные принципы классической политэкономии:

Приоритет сферы производства, а не сферы обращения

Неприятие протекционизма

Прогрессивные методы анализа, многочисленные расчёты средних и суммарных показателей

Деньги-товар(трудовая теория стоимости)

Классическая политэкономия рассматривает предмет экон.теории как науку о богатстве

Историческая шкала: экономическая теория-наука о повседневной деятельности людей

Марксисты- политэкономия изучает законы, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением в различных формациях.

Основные направления экономикса:

Маржинализм(К.Менгер,У.Ждебокс,Э.Бэм-Баверк,Л.Валерас)

Неоклассическое направл.(А.Маршалл)

Кейсианство(Д.Кейнс)

Монетаризм(М.Фридмен)

Институционализм(Т.Веблен, Д.Кларк, Дж.Гэлбрейт)

Теория общественного выбора(Д.Шюллер, Г.Таллок)

Экономикс

Рассматривает предмет экон.теории как науку о рациональном распределении огранич.ресурсов.

Качественный анализ вытесняется количественным

Маржинализм

Математические методы и дифференциальные исчисления-для анализа экон-их показателей и наилучшие варианты экономических решений;

Функциональный подход- попытки превращения эконом.теории в точную науку

Теория предельной полезности(стоимость товара зависит от пользыа

ов- стоимость и сфера производства)

Экономически-рациональное поведение-производители стремятся к макси выгоде, потребители к макси пользе

1-ый этап маржинальной революции, 70-80 гг 19 в

К.Менгер(1840-1921)-австр:

О взаимовыгодном обмене благ с разной степенью ценности в зависимости от объема потребления (полезностью)

У.Джевонс (1835-1882гг) -англ.

«Теория п/э (1871)». С его именем связывают отказ от термина п/э. Последняя работа называлась «Economics».

Ekonomi-экономика; economies-экон.теория

Е.Бем-Баверк (1881-1914). «Основы теории ценности хоз-ых благ» (1886г.)

Шкала потребностей (на примере 5-ти мешков с зерном):

1- для жизни

2- чтобы не заболеть(запас)

3-краткие страдания (на корм птицы)

4-малые преприятности (на изготовление спиртного)

5-безразличного, в кот. нет больш. необход.(на корм попугаю,…)

Процент на капитал (настоящее благо дороже будущего)

Ф.Визер(1851-1926)

Ввёл термин«предельная полезность» и «альтернативные издержки»

Ординалистский подход: ранжирование(упорядочивание) потребностей

Л.Вальрас(1834-1910)-франц.

«Элемент частной политэкономии»(1874)

Общая теория микроэкономического равновесия

Деление на 2 группы экономических субъектов: владельцев факторов производства и предпринимателей

Общие черты 1-ого этапа:

В основе ценности- предельная полезность

Оценка полезности:

Психологическая хар-ка с позиции конкретного человека «субъективные направления»

2-ой этап маржинальной революции и возникновение неоклассической экон.теории (90-е годы 19 в.)

А.Маршалл(1842-1924) –англ. « Принципы экономики» («Принципы п/э»- 2 перевода названия)(1890)

Термин «Политическая экономия» заменён на «экономикс» (эконом.жизнь свободна от политического и гос-ого вмешательства)

Изучение спроса и предложения, «Крест Маршалла»-равновесие

Концепция эластичности спроса, понятие «излишек потребителя- разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности)»

Снижение средних издержек от роста размера предприятия, деление на постоянные и переменные издержки

Д.Кларк(1847-1938)-амер.

«Распределение богатства»(1988)

Незыблемость частной собственности:

«каждому фактору-опред.доля продукта,каждому- соответствующее вознаграждение- вот естественный закон распределения».

Рынок труда. Размер з/платы зависит:а) от производительности труда;б) от уровня занятости (чем больше занято, тем ниже производительность)(от каждого по возможности)

Общие черты 2 этапа. Отказ от субъективизма и психологизма

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты

Институционализм .У.Гамильтон: «Институт- пучок соц. потребностей»

1.Общ.институты: гос-во, семья, профсоюзы, юридическо- правовые формы, монополии и др.

2.Общ.психология: мотивы поведения, привычки, традиции, обычаи, способы мышления и.т.д.

Основные черты:

Стремление к интеграции экономической теории с другими общ-ми науками

Неудовлетворённость высоким уровнем абстракции, присущих неоклассике

Создали предпосылки д\микроэкономической модели кейсинаства

Этапы институционализма:

1)20-30гг 20 вв(Г.Веблен,Дж.коммонс,У.Митчел)

2)40-70гг 20вв(Дж.Кларк,Дж.Гэлбрейк)

3)с 70гг (Г.Модраль,Дж.Бюкенен,Р.Коуз)

1этап соц-псих. Институционализм Веблена

1899г»Теория праздного класса»

-(опровергает попытки свести человека к системе уравнений)

Считает, что при принятии решений человек руководствуется врожд. инстинктами

«родительское чувство»-инстинкт самосохранения и сохранения рода

«склонность к эффективным действиям»-инстинкт мастерства

Склонность к подражанию, праздному любопытству

Раскрывает противоречия между индустрией (= инженеры и рабочие, их цель-рост богатства общества) и бизнесом(=финансисты, предприниматели, цель: прибыль)

Считает, что власть должна быть у среднего класса, который он сравнивает с технической интеллегенцией

Джон Комман(1862-1945)

«правовые основы капитализма»(1924)

«Институциальная экономическая наука»(1934)

Основные идеи:

Улаживание соц.конфликтов с помощбю юрид.процессов

Сторонник вмешательства гос-ва в экономику

Стадии эволюции капиталистического общества:

Торговый капитализм

Предпринимательский

Банковский(финансовый)

Административный(гармония интересов)

У.Митчелл(1874-1948)

«Гарвардский барометр»(1917)

Эмпирическое направление:

Составил более 1000 динамических рядов различных народохозяйственных показателей

1923г-выступил с идеей создать систему гос-ого страхования от безработицы

Этап

Идеи трансформации капитализма за счёт изменения природы крупных корпораций

Индустриально-технократический подход в связи с НТР

Дж.Гэлбрейт(1909-1993гг)

«Американский капитализм»(1952г)

«Общество изобилия»(1958г)

«Новое индустриальное общество»(1958)

«Экономические теории и цели общества»(1973)

Делит амер.экономику на 2 разнородные системы:

«планирующую»(крупные корпорации, у которых эконом-ая власть над ценами,потребителями,издержками)

«рыночную»(мелкие фирмы и предприниматели)

О трансформации капитализмов в индустриальное общество, где реальная власть принадлежит не собственникам, а техноструктуре=совок.учёных,инженеров,техников,специалистов по маркетингу,управляющим.

Мотивы:создание условий чтобы собственник нуждался в её услугах

Этап

Неоинституционализм

Гос-во вмешивается в экономику в чрезвычайных ситуациях

Гос-во должно проводить монетарисскую политику-бороться с инфляциями и не вмешиваться в экономику

Осн. соц-ые институты возможно анализировать с помощью инструментов экономической теории

Теория общественного выбора, Дж.Бьюкенен

Экономическая теория права собственности, Р.Кроуз

Основные черты теории общественного мнения:

Изучает использование людьми правительственных утверждений:считаю,что между политикой и бизнесом знак =

Концепция» экономического человека» с рациональным поведением

Политика=процессу обмена на рынке(2торговля голосами и предвыборными обращениями»)

Приёмы разрешения:

Лоббизм- способы влияния на принятие полит-их решений в интересах узкого круга

Логроллинг- практика взаимной поддержки депутатовпутём «торговли голосами2

Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления (рисунок 1).

Меркантилизм – первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма (XVI – XVII вв.) были купцы. Им нужны были теории развития торговли и обогащения, и они получили их от меркантилистов. Наибольшего развития меркантилизма достигла Англия – в стране с самой передовой в то время экономикой. Видными представителями этой школы были англичанин Томас Ман (1571 - 1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575- 1621).

Меркантилисты проповедовали следующие идеи:

Главным богатством общества является деньги (золото и серебро);

Главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот);

Государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.

Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.

Рисунок 1 - Основные этапы развития экономической теории

Классическая школа физиократов, или классическая буржуазная политическая экономия. Видные представители этой школы – французские экономисты XVIII в. Франсуа Кенэ (1694 - 1774) и Анн Роббер Жак Тюрго (1727 - 1781).

Физиократия означает власть природы. В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая не приносила ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия. Аграрный сектор Франции находился в то время в кризисном состоянии, а промышленность обслуживала в основном сферу обращения. В этих условиях физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его эффективное развитие на капиталистической основе.

Рыночная школа классиков. Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790) и английский экономист Давид Риккардо (1772 - 1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества – это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства.


Марксистская экономическая теория. Основоположники теории – немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818 - 1883) и его соратник Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – дали анализ капиталистической системы хозяйствования. Основные идеи данной экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.

Линия «экономикс». В противоположность непримиримо и революционно настроенным марксистам, некоторые западные экономисты конца XIX – начала XX вв. предлагали идею особого направления в экономике – «экономикс», сторонники которого взяли курс на сознательный уход от классов-политических оценок экономических процессов и отказ от идеологизации в экономике.

Неоклассическое направление «экономикс», основоположникомкоторого был английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924) возникло в 70-е годы XIX в. Представители этого направления обосновывали и защищали известный классический принцип – конфронтацию (противостояние) в экономике, а главная идея состояла в том, что частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.

Кейнсианское направление «экономикс» сформировалось в 30-х годах ХХ в. И названо по имени английского экономиста Джона Кейнса (1883 - 1946).

Разрушительный экономический кризис 1929 – 1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы:

Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем;

Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.

Кейнсианство и неоклассицизм в ХХ веке были основными конкурентами в экономике по вопросу об экономической роли государства.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.

1.1.3 Общественное производство и его основные стадии

Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления (рисунок 2).

Рисунок 2 – Основные стадии общественного производства

Производство – исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).

В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т.е. действующего лица) в производство.

Обмен - это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и услуг от одного субъекту к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление – это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Различают производительное и личное потребление. Производство – это основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен – это сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Производство, являясь первичной стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется, то потребление диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развития потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависит от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений, каждое из которых представлено одним из трех названий: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г.

Политическая экономия.

Конечно, выбор момента, когда «началась» научная политическая экономия, условен. Элементы экономической теории и связанные с ними представления о хозяйственном поведении человека (типа: покупать дешево, а продавать дорого) встречаются уже у древних греков и средневековых схоластов. Но эти наблюдения не выходят за рамки житейских представлений и не являются экономической наукой. Для создания систематической экономической науки в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. По мере развития капитализма развивалась и политическая экономия, менялись взгляды на ее предмет, задачи и метод исследования. Не случайно Р. Люксембург заметила: «Политическая экономия – удивительная наука, трудности и разногласия начинаются уже с первых шагов… с самого элементарного вопроса: каков, собственно, предмет этой науки» (Люксембург Р. Введение в политическую экономию. М., 1960. С. 27).

Причина разногласий на самом деле достаточно прозрачна. Она кроется, с одной стороны, в идеологической ориентации исследователя, в его целях и намерениях. С другой стороны, в подвижности и изменчивости самого объекта анализа политической экономии – хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете. Поэтому экономические теории не относятся к числу долгожителей.

Меркантилисты основное внимание уделяли сфере обращения. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.

Физиократы главный предмет политической экономии видели в создании «чистого продукта» (прибавочной стоимости) в сельском хозяйстве.

Представители классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) считали ее наукой о богатстве, об условиях его производства и накопления.

Мелкобуржуазные критики капитализма (Сисмонди, Прудон) основное назначение политической экономии видели не в исследовании источника богатства, а в поисках путей его справедливого распределения.

Наряду с определением политической экономии как науки о богатстве существовали и другие мнения. Так, представители «исторической школы» (В. Рошер, Зомбарт, М. Вебер и др.) определяли ее как науку о народном хозяйстве. Они отстаивали приоритет национальных начал в науке, отрицали саму возможность наличия общей для всех стран экономической науки. Предметом исследования экономической теории они считали хозяйственную эволюцию и национальные особенности каждой отдельной страны, ее народное хозяйство.

Предметом исследования марксистской политэкономии являлись производственные отношения и экономические законы, регулирующие общественное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистический способ производства, который под тяжестью своих внутренних противоречий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.

Эти идеи Маркса в какой-то мере послужили основой появившихся в 20-е гг. XX в. взглядов советских экономистов на политическую экономию как науку, изучающую только товарно-капиталистические отношения. Возникновение капитализма считалось ее началом, а исчезновение этого способа производства должно было означать и конец политической экономии. Поскольку Октябрьская революция 1917 г. в России привела к низвержению капитализма, то и политическая экономия, по мнению авторов данной концепции, исчерпала себя. Такой точки зрения придерживались Р. Гильфердинг, Р. Люксембург, Н. Бухарин и др.

Ограничение предмета политэкономии изучением только капиталистического способа производства подверглось критике со стороны B.И. Ленина. Поэтому начиная с 30-х гг. XX в. в советской экономической литературе стал обсуждаться вопрос не о конце политической экономии, а о ее понимании в узком и широком смыслах слова.

Узкое толкование предмета означало изучение производственных отношений лишь одного способа производства – капиталистического. Политэкономия в широком смысле трактовалась как наука, изучающая различные типы отношений, имевших место в истории развития общества.

Итак, в течение трех столетий (XVII–XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия». Термин «политическая» действительно выражал социальную (политическую) сущность подхода к общественному производству. К. Маркс, исследовавший капитализм в форме противоречий труда и капитала, окончательно утвердил политическую экономию как «политическую», внедрив приоритет классового подхода.

Интересно отметить, что официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Христиан Август Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской академии наук. В 1805–1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный все тем же Шлецером, под названием «Национальные основания государственного хозяйства, или Науки о народном богатстве». Интересно отметить, что в словаре В. Даля понятия «государственное хозяйство» и «политическая экономия» тоже отождествляются (Даль В. Толковый словарь: В 4-х т. М.: Русский язык, 1991. C.557).

Закончилась же политическая экономия в наши дни, в последнем году XX в. решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России, исключившим политическую экономию из перечня экономических специальностей.

Конец XIX – начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться понятие «экономикс». Сто лет назад, в 1902 г., Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Джона Стюарда Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение.

В англо-американской литературе «экономикс» и политическая экономия рассматриваются как синонимы. Однако между политической экономией и экономиксом имеются значительные смысловые различия. Так, А. Маршалл определил предмет экономикса как:

Исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия.

Самуэльсон приводит шесть определений, среди которых выделяет следующее:

Экономикс – это наука о путях использования редких производственных ресурсов, избираемых людьми.

Макконелл К. Ф. и Брю С. Л. пишут:

Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей.

По мнению Т. Мэнкью:

Экономикс – это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами.

Экономикс создавался усилиями многих поколений экономистов Западной Европы и США. Он имеет собственный предмет изучения и оперирует особым понятийным аппаратом. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Политэкономия и экономикс имеют разные методологические корни.

Политическая экономия, начиная с А. Смита и заканчивая К. Марксом, основывала свой анализ на философском методе. Более того, теоретическая экономия (политэкономия) вышла из философии. Согласно классической философии, познание мира человеком имеет задачу проникновения в сущностный мир, а не сводится к анализу внешних явлений (явленческих).

Из этой же идеи исходила и классическая политическая экономия, которая базирует свои концепции на таком фундаментальном понятии, каким является стоимость (затраты труда), выражающая не явлен-ческое, а сущностное начало. Наличие понятия стоимости – верный признак классичности науки. Наоборот, отсутствие фундаментального понятия стоимости свидетельствует о неклассичности теоретической концепции. Современный экономикс – характерное неклассическое знание. Он не ставит перед собой задачи проникновения в сущностный мир, а довольствуется внешним.

Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется стоимостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимости? Дело в том, что экономикс – теория рыночной организации общественного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена – главное «божество» и «боль» экономикса, ее «основной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

Цена в экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и экономиксом. Отвергнув сущностный подход, экономикс представляет экономику в виде графиков, формул, предельных величин и т. п. Но графическое описание предмета – это его показ, а не раскрытие, это только первый этап познания, т. е. лишь констатация причинно-следственных зависимостей в экономике. За ним должен последовать сущностный анализ, за который экономикс не берется.

Но было бы неправильно отрицать позитивные черты в методологии экономикса. В характеристике отдельных аспектов экономической жизни в нем имеются тонкие и глубокие исследования. Более того, классический подход по сравнению с экономиксом иногда выглядит анахронизмом, заслуживающим лишь академического внимания.

Суммируя различия двух ветвей экономической науки, можно сделать следующие обобщающие выводы:

– политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономикса ключевой категорией является цена;

– политэкономия большое внимание уделяет социально-классовым отношениям, ее интересует, как распределяется собственность и складываются в обществе экономические отношения между индивидами, группами и классами. Экономикс – социально нейтральная дисциплина. Ее основная проблема – экономический выбор агентов производства (продавцов и покупателей) в мире редких и ограниченных ресурсов. Поэтому главная задача экономикса – поиски равновесия между спросом и предложением;

– политэкономические исследования основаны на воспроизведенном принципе, который отражает движение общественного продукта по стадиям: производство, распределение, обмен и потребление. В учебниках экономикса объект исследования сосредоточен в основном на двух уровнях – микро– и макроэкономики.

Классическая политическая экономия известна с 1777 г. (со времени выхода в свет «Богатства народов» А. Смита), марксистская – с 1867 г. (с момента опубликования первого тома «Капитала» К. Маркса), экономикс – с 1902 г. (с первых лекций А. Маршалла). Их возраст – 230, 130 и 100 лет соответственно. Это значит, что экономикс, будучи самой молодой, отнюдь не является новейшей ветвью в экономической науке. Общим у них является и то, что и политическая экономия, и экономикс несмотря на различные подходы к изучению хозяйственной жизни общества (сущностный – в политэкономии и функциональный – в экономиксе), основаны и функционируют на одной и той же парадигме А. Смита и исследуют один и тот же тип хозяйства – индустриально-рыночный.

Социальная востребованность и значимость каждой из них определяются прежде всего состоянием общества. Не случайно расцвет политической экономии приходится на период становления и развития капитализма. В дальнейшем оказался востребованным экономикс. В период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникают новые вопросы, которые не входили в область ее интересов еще несколько десятилетий назад. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономикса. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Она является учебной дисциплиной нейтральной по форме и собирательной по существу. Это значит, что экономическая теория как учебная дисциплина «явочным порядком» объединила обе ветви экономической науки, вобрав в себя «рациональные зерна» каждой из них. Она призвана дать ответы на новые вопросы, которые встают перед наукой на новом витке развития экономики, на стадии постиндустриального общества, наиболее распространенной социально-экономической формой которого является смешанная рыночная экономика. Именно она становится объектом изучения экономической теории.

Эк. теория оформляется в самостоятельную науку в 16 - 17 вв. - в период становления и упрочения капитализма.

В последней трети 15 - сер. 16 вв. возникает первая школа политической экономии - меркантилизм. Merkante - торговец, купец. Меркантильный - жадный.

Деятельность меркантилистов совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы купечества. Главным источником богатства считали внешнюю торговлю, которая через неэквивалентный обмен позволяла обеспечить активный торговый баланс, и в связи с этим, меркантилисты выступили за необходимость гос. регулирования внешней торговли. В развитии М. два этапа: ранний и поздний. Ранний М (посл. треть15 - сер. 16 в.). выступил с монетарной системой (монетаризм). В основе - идея "денежного баланса". Для достижения положительного сальдо во внешней торговле считали целесообразным: - запрет вывоза золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство), - установление высоких таможенных пошлин; - установление максимально высоких цен на экспортную продукцию; - ограничение ввоза импортных товаров; - надзор за иностранными купцами.

Представитель Стаффорд (англ.). Говорил, что отток денег ведет к вздорожанию товаров и оскудению народных масс.

Поздний меркантилизм (2-я половина 16 - 2-я половина 17 вв.) В основе идея активного "торгового баланса". Главный принцип - продавать дороже, покупать дешевле. Политика заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, а поздние - функцию средства обращения.

Представители ПМ: Томас Мэн ("если стоимость вывоза Англии будет превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, то денежный фонд страны будет увеличиваться"). Антуан Монкретьен ввел в оборот название "политэкономия" и определил ее предмет как свод практических правил хоз. деятельности (опубликовал "Трактат политической экономии").

В целом экономическая концепция М. была реальной и отмечалась большим практицизмом, ориентировалась на развитие мануфактуры. Ошибка: в качестве источника богатства рассматривали только внешнюю торговлю.

Физиократы (2-я пол. 18 в.) - представители классической школы.- Франсуа Кенэ и Жак Тюрго. Заслугой Ф. было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства (считали: богатство создается в земледелии, а не в торговле), - положили начало анализу воспроизводства и распределения общ. продукта, - "чистый продукт" создается только с/х трудом, - делили общество на классы, - выступали против меркантилизма, - сторонники свободной торговли.

Ошибка Ф. такая же, как и у М. - рассматривали только с/х. а не всю экономику в комплексе.

Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце 17- начале 18 в. С возникновением КШ эк. теория приобретает статус научной дисциплины и называется ПЭ. Представители: Пети, Смит, Риккардо (Великобритания), Буагильбер, Тюрго, Кенэ (Франция), Сисмонди (Швейцария). В основе: - процессы производства определяются объективными эк. законами. Исследовали: - механизм воспроизводства, -денежное обращение и кредит, - гос. финансы, - разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за эк. свободу, ограничение вмешательства гос-ва в экономику.

Предпосылкой маржинальной революции в эк. науке является объективное развитие рыночной экономики, где свободная конкуренция достигла высшего уровня. Требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений. Marginal - в англо-франц. переводе - предел, граница. В эк. литературе - это "последнее добавление к однородной совокупности".

Маржинализм (в отличие от КПЭ) базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях (авторы КПЭ довольствовались лишь характеристикой сущности эк. явления (категории). Например, в КШ в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. У маржиналистов по теории предельной полезности цена увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

Еще одно отличие. "Классики" считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа. Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хоз. благами, т.е. материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

М. теория широко применяет математические методы, в т.ч. дифференциальные ур-я.

Благодаря предпочтению каузальному (причинно- следственному) подходу функционального эк. теория превратилась в точную науку. Это позволило снять вопрос о первичности и вторичности эк. категорий, считавшийся важным у "классиков".

В этот период термин политическая экономия вытесняется новым названием - экономикс (после выхода в 1890г. книги главы "кембриджской школы" Альфреда Маршалла "Принципы эк. науки"). На основе маржинализма возникла неоклассическая школа.

Представители неоклассического направления: Менгер, Визер, Беем-Баверк (австрийская школа), Джевонс, Вальрас (матем. школа), Маршалл, Пигу (Кембриджская школа).

Исследуют поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Экономисты неоклассического направления разработали: - теорию предельной полезности, - теорию предельной производительности, - теорию общего равновесия (механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование эк. ресурсов), - эк. теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории гос. финансов.

Кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920 - годов, вылились в грандиозный по своим масштабам мировой эк кризис ("Великую депрессию") 1929 - 1933гг. на авансцену эк. мысли поднимается новое направление научного анализа - кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Кейнсианство - теория гос. регулирования эк-ки. Исследует - практические пути стабилизации эк-ки, - количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложений, занятости, потребления+). Решающая сфера воспроизводства - рынок. Основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Эк. программа включает: - всемерное увеличение расходов гос. бюджета, - расширение общественных работ, - абс. или относительное увеличение количества денег в обращении, - регулирование занятости др.

Кейнсианский подход к механизму функционирования эк-ки имел большой успех с конца 1940-х и до 1960 гг., когда он стал подвергаться критике со стороны монетаристов. Монетаризм возник в США в 1950-х годах как антипод кейнсиансива. Монетаризм представляет собой такое течение эк. мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении нац. хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно- денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления гос. регулирования эк-ки. Задача гос-ва в обл. управления эк-ой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности госбюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

В современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского ун-та Милтона Фридмена. "Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец"

3.Потребности, ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.

Потребности – осознанные запросы или нужды в чем-либо.

Классификация потр-тей:

1 в зав-ти от роли в воспроизв раб. силы:

Физич. (еда, жилье), - интеллектуальные, - соц., (дружба, любовь)

2 в зав-ти от ур-ня развития: - элементарные, - высшие

3 в зав-ти от соц. стр-ры общества:

Потр-ти общ-ва в целом; - потр-ти класса; - потр-ти отдельных людей

4 - первичные; - вторичные

5 – экономич.- для удовл-я необходимо производство.

Неэкономич- могут быть удовл. без наличия произ-ва(воздух, земля)

Ресурсы = блага

Блага- ср-ва пригодные для удовл. потр-тей. Классиф. Благ:

1 – эконом. блага- те блага, кот. явл. объектом или результатом экон. деятельности людей. - неэкон. блага – не явл. предметом производ. деят. людей, не обмениваются на др. блага.

2 – материальные (земля, воздух, вода, дары природы, продукты с/х, здания, приборы) - нематериал. (проф. мастерство ч-ка, деловые способности ч-ка, способность получать удовольствие, деловая репутация)

3 – долговременные – исп. для удовл-я одной и той же потр-ти несколько раз (здания, машины) - недолговрем.- удовл. потр-ти лишь один раз и полностью потребляются

4 – предметы первой необходимости (пища, жилье) - предметы не первой необх.

Ресурсы произ-ва каждый данный момент времени ограничены по отн. к потр-тям. Эта ограниченность бывает абсолютной (ресурсы вообще не возможно увеличить) и относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей мере по сравнению с ростом потребностей)

Экономическая наука прошла длинный путь развития. Она зародилась очень давно, несколько тысяч лет назад. Первоначально экономические знания существовали в виде обычаев, традиций, устного творчества. С появлением письменности экономическая мысль проявляет себя в разнообразных письменных источниках: законах, документах хозяйственной деятельности, специальных сочинениях, например, древневосточных государств.

С точки зрения процесса формирования предмета и метода экономической науки можно выделить следующие этапы ее развития.

I этап: Зарождение экономической науки. Появление экономики.

Данный этап связан с зарождением и развитием рабовладельческого общества. Охватывает период времени с IV тысячелетия до новой эры для стран Древнего Востока, где имело место патриархальное рабство, I тысячелетие до н.э. по IV в н.э. - античное или классическое рабство.

На данном этапе благодаря известным древнегреческим мыслителям Ксенофонту, Платону, Аристотелю экономическая наука получает свое название и предмет. Экономика производное от слова “экономия”. Это слово древнегреческого происхождения, “ойкономия” (“ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - правило, закон).Отсюда “экономия” - наука о домашнем хозяйстве, о домоводстве.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) характеризовал ее как науку о введении и обогащении хозяйства (рабовладельческого). Для Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) экономика - это производство (натуральное рабовладельческое хозяйство) для удовлетворения естественных потребностей, в отличие от хрематистики, которая рассматривалась как искусство делать деньги. Аристотель положил начало экономическому анализу исследуя пути укрепления натурального хозяйства, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д.

Исторически воззрения древнегреческих мыслителей образуют теоретические исходные пункты современной науки.

II этап. Формирование экономической науки как самостоятельной области знаний. Появление первых экономических школ, политической экономии.

Можно выделить следующие первые экономические школы:

1) Меркантилизм (от итальянского слова “мерканте”- торговец, купец), получивший распространение в XV-XVII вв. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в сочинении 1615 г. “Трактат политической экономии” ввел в обращение термин политическая экономия, которое стало названием экономической науки, господствовавшем вплоть до второй половины XIX в. Меркантилизм выражал «в теоретической форме» экономическую политику государства. Монкретьен рассматривал политическую экономию как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Центральной проблемой у меркантилистов была проблема богатства. Источник национального богатства, которое отождествлялось с деньгами - золотом и серебром, они видели в торговле. Поэтому, на данном этапе экономическая мысль исследует закономерности сферы обращения: товарного и денежного. Типичными представителями этого направления в Европе были англичанин Томас Мен, француз Жан Батист Кольбер, в России И. Посошков (купец).

В лице меркантилистов была первая попытка теоретического обоснования экономической политики государства. Практическая прогрессивная роль этого направления состояла в том, что он способствовал переходу к рыночной капиталистической экономике.

2) Физиократы (Франция, XVIII в.). Название направления образовано от греческих слов и дословно означает “власть природы”. Центральной проблемой остается - проблема богатства, но источник истинного богатства видится в производстве (сельском хозяйстве, т.к. только земля обладает удивительной способностью увеличивать реальное общество). Физиократы исследуют закономерности производства, как непрерывного процесса (воспроизводства); ценообразования. Идея “естественного права и порядка” на которую опирались физиократы, способствовала признанию экономических законов, как естественных, т.е. вечных, не зависящих от воли и желаний людей, идущих от бога.

3) Классическая политическая экономия (XVIII - н. XIX в., на данном этапе, экономическая наука выступает как стройная система знаний, которая нашла свое воплощение в трудах А. Смита (1723-1790 гг.), Д. Рикардо (1772-1823 гг.) - это вершина политической экономии. Исследуя “природу и причины богатства народов”, классики сосредоточили свое внимание на материальном производстве как источнике стоимости и доходов (сельскохозяйственном, промышленном) и связали его с обращением. Смит рассматривал общество и как большую мастерскую, и как великий меновый союз. Понимание природы человека, сущности его взаимосвязи и взаимодействия с обществом легло в основу категории - “homo economicus”и естественного порядка, как порядка на основе стихийного действия объективных экономических законов. Классики стали основоположниками политики экономического либерализма или естественной свободы (политика Laisser faire). Если А.Смит наибольшее внимание обращал условиям производства и накопления богатства народов, то распределение богатства было в центре исследований Д.Рикардо, причем исследователи не ограничивались только проблемами национальной экономики, но и рассматривали международную торговлю. Последним классиком был Дж.Ст.Милль.

III этап. Раскол классической политической экономики. Формирование основных современных экономических направлений.

Критическое отношение к классической политической экономики способствовало ряду фундаментальных переворотов в науке.

1) Марксизм (сер. XIX в.) - теоретическая концепция связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская политическая экономия исследовала производственные отношения, как отношения людей в производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ.

Основу человеческого общества марксистская политическая экономия видела в материальном производстве. Отношения производства отражаются в экономических категориях. Исторический процесс, представляется как жестко-детерминированный, как процесс смены общественно-экономических формаций.

В отличие от позднее появившихся направлений марксистская политическая экономия имела четко выраженный классовый характер (пролетарская наука) и рассматривала капитализм (и феодализм, и рабовладение) как способ производства, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком. Сущность отношений эксплуатации на базе всеобщих товарно-денежных отношений выразилась в категории «прибавочная стоимость».

Исторический и критический подход к экономической действительности позволили выявить противоречивый характер рыночных отношений середины XIX века, предвидеть неизбежность социальных потрясений (революций) при своевременном неразрешении противоречий. Марксистская политическая экономия является отправной точкой лево-радикального направления в современной экономической науке.

2) Маржинализм (вторая половина XIX в.) - первая методологическая революция в экономической науке. Название связано с введением в исследования предельного (от английского - marginal) анализа. В отличие от предшествующих школ и направлений исходная точка в исследованиях сместилась с поиска объективных, общих законов, естественного порядка на уровень отдельного человека, психологии его поведения, ожиданий, предпочтений.

Маржинализм связан с австрийской школой (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), кембриджской школой (А.Маршал), американской школой (Дж.Кларк), лозанской школой (Л. Вальрас). Именно субъективно-психологический подход лежит в основе понимания таких экономических категорий как цена, спрос, издержки производства.

Предельный анализ, позволил, наконец, широко использовать в экономике математические методы. Позднее приоритетность математических методов выразилась в формировании эконометрики, у истоков которой стояли Курно, Вальрас.

Переключение внимания экономистов на поведение отдельных экономических субъектов, на исследования экономического выбора, на поиск оптимального использования ограниченных (редких) экономических ресурсов способствовали формированию нового неоклассического направления, первоначально как микроэкономики. У истоков этого направления стоит А. Маршалл. Он попытался по-новому подойти к проблеме ценообразования, взаимоотношения спроса и предложения, к исследованию экономики на основе фундаментальных взаимозависимостей. Данное направление получило название “economics’” или экономикс, или экономика. Под таким названием экономическая теория известна во всем мире, но преимущественно в англоязычных странах.

Неоклассицизм лежит в основе современных направлений экономической теории: монетаризма, неолиберализма, экономики предложения и т.д.

3) Кейнсианство (30-е гг. XX в.) - вторая методологическая революция в экономической науке. Недостаточность микроанализа, неспособность саморегулирующего рыночного механизма решить все экономические проблемы, в частности безработицы и, как следствие, необходимость вмешательства государства в экономику, послужили основой разработки макроэкономического подхода, регулирования экономики на основе управления эффективным спросом, прежде всего потребительским и инвестиционным.

Джон Мейнард Кейнс является родоначальником направления экономической теории - кейнсианства, неокейнсианства, посткейнсианства.

4) Институционализм (первая треть XX) - критическое отношение к классической и неоклассической школе, к анализу экономических отношений с позиции "экономического человека", выдвижение в качестве ведущей силы экономики не рациональные действия отдельных субъектов, а деятельность организаций, социальных институтов - важнейшая идея институционалистов.

Они расширили предмет экономики считая, что исследования чисто экономических отношений слишком узко и приводит к пустым абстракциям, что необходимо учитывать весь комплекс правовых, социальных, психологических, политических условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

Институционализм выступает с критикой капиталистической экономики, обращая внимание на то, что рынок вовсе не нейтральный и универсальный механизм распределения ресурсов. Более того, саморегулирующийся рынок становится гигантской машиной, служащей для поддержания и обогащения крупных, крупнейших корпораций, которым помогает и государство. Только совместные скоординированные действия могут противостоять диктату корпораций. Видными представителями этого направлений являются: Т. Веблен - родоначальник, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, А. Танбергер.

Таким образом, современная экономическая наука неоднородны и представлена разнообразными направлениями и школами. Безусловно было бы полезно познакомится со всеми из них, но это не реально. Мы будем изучать "экономику", на западе этот курс называют "экономикс", по содержанию он представляет собой комбинацию неоклассических теорий.

Еще по теме 1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.:

  1. 1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  2. 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
  3. 3.Возникновение и основные этапы развития экономической науки.
  4. 1. Предмет экономической теории. Основные этапы развития экономической теории
  5. 1. Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития
  6. 1.1. Экономическая теория: возникновение и основные этапы развития
  7. 1. Основные этапы и направления развития экономической мысли
  8. Тема №2: «Основные этапы и направления развития экономической мысли. Важнейшие экономические учения (школы)»
  9. 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  10. Глава 1. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории
  11. Глава 1. Зарождение экономической теории, основные этапы и направления развития

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -