Перед тем как организация начинает использовать основное средство в своей работе, оно должно быть принято к бухгалтерскому учету. Единицей для учета основных средств признается инвентарный объект. О том, что признается инвентарным объектом, мы говорили .
Итак, после того как инвентарный объект определен, нам предстоит следить за его сохранностью и перемещением по организации, введением в эксплуатацию и списанием. Для этого каждый объект получает свой инвентарный номер основного средства. Что это такое и как присваивается номер?
Общие правила присвоения инвентарных номеров прописаны в Методических указаниях по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003г. № 91н). Согласно п.11:
1. Присвоенный объекту номер сохраняется в течение всего срока использования на предприятии.
2. Если объект комплексный, т.е. состоит из частей, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты, то каждой такой части присваивается свой номер.
3. Если объект комплексный — состоит из частей, которые учитываются как один инвентарный объект, то номер присваивается один.
4. Инвентарные номера объектов, которые списаны с бухгалтерского учета, в течение 5 лет после окончания года списания новым объектам не присваиваются.
5. При перемещении объекта внутри организации присвоенный инвентарный номер не изменяется.
6. Если объект поступил в организацию по договору аренды, то он может учитываться по тому номеру, который присвоил ему арендодатель (п.14 Методических указаний).
Порядок составления самих инвентарных номеров нормативными документами не регламентируется. Поэтому конкретный порядок того, как будет присваиваться инвентарный номер основного средства, организация устанавливает самостоятельно. Для этого он прописывается в учетной политике или другом локальном акте.
В номере могут учитываться:
— номер бухгалтерского счета (субсчета), на котором объект основных средств учитывается;
— код обособленного подразделения;
— порядковый номер основного средства.
В организации ООО «Ромашка» к бухгалтерскому учету принимается компьютер стоимостью 42 000 руб. Ему присвоен инвентарный номер 050148, где:
05 – код подразделения;
01 – код синтетического учета Плана счетов;
4 – код аналитического счета;
8 – порядковый номер объекта в совокупности ему подобных.
В ОАО «Белошвейка» принят на учет ткацкий станок, которому присвоен инвентарный номер 010415, где:
01 — код синтетического учета Плана счетов;
04 — код аналитического счета;
15 — порядковый номер объекта в совокупности ему подобных.
Если у организации основных средств немного, то инвентарные объекты присваиваются по порядку, например, 001, 002, 003 и т.д. При этом удобно вести журнал учета инвентарных номеров.
Инвентарный номер основного средства обозначается путем нанесения краской на объект, прикрепления жетона и т.п.
О критериях признания объекта в качестве основных средств . О том, каков порядок признания отдельных инвентарных объектом, .
А как присваиваются инвентарные номера основным средствам в вашей организации? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!
Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию - оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:
Для государственной регистрации технический учет - не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее - техническая инвентаризация и учет), используются при:
Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:
Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам инвентаризации оформляется технический паспорт объекта, который является основой для ведения ЕГРОКС.
По общему правилу технический учет проводится по результатам технической инвентаризации. Исключение - первичный технический учет многоквартирных домов и объектов капитального строительства (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация (п. 8 Положения о техническом учете и инвентаризации). В этих случаях по выбору заявителя первичный учет может быть осуществлен без проведения технической инвентаризации. К заявлению о проведении технического учета прилагаются:
В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р "Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры - 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения - 443,24 руб., помещения - 140,24 руб. плюс графическая часть - 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:
Учет изменений характеристик объектов. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
Организация бухгалтерского учета любой компании предполагает строгий учет основных средств: средств труда, с помощью которых производятся продукция, работы или услуги. Одним из основных механизмов контроля за сохранностью и перемещением ОС является присвоение им инвентарных номеров: уникальных цифровых и символьных комбинаций, которые не изменяются на протяжении всего эксплуатационного срока ОС. При присвоении инвентарного номера пользуются определенными приемами, позволяющими закодировать в цифрах и символах всю основную информацию о каждом ОС. Помимо ОС, инвентарные номера присваиваются еще некоторым важным для функционирования компании объектам.
Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.
Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:
Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.
К инвентарным номерам предъявляются обязательные требования:
Кроме того, важно при использовании инвентарных номеров в БУ руководствоваться следующей важной информацией:
Четкой нормативной базы, регламентирующей шаг за шагом, как присваивать инвентарные номера, законодательство не содержит. Существует Инструкция Минфина №174н (прил. 2), содержащая общие указания по назначению инвентарных номеров. Кроме того, для МУП применяется Инструкция №157н (п. 46), где порядок такого назначения рассмотрен несколько более подробно. Руководствуясь этими документами, действующим законодательством, организация самостоятельно разрабатывает структуру инвентарных номеров и порядок их присвоения, закрепляя его в локальных нормативных актах (учетной политике и др.). Порядок присвоения номеров может регламентироваться и на ведомственном уровне, устанавливаться вышестоящей организацией.
Указанная характеристика во многом зависит от внутренних потребностей компании:
Так, небольшая организация, имеющая минимальное количество подразделений, ограниченное число объектов учета, может применять простую нумерацию вида: 01, 02, 03 и т.д. Если объекты находятся на разных счетах БУ, в разных подразделениях, целесообразно включить эту информацию в инвентарный номер, например:
Получаем инвентарный номер 040302.
Допустимо и использование буквенных символов, сокращений наименований подразделений:
Внимание! Определяя структуру инвентарного номера объекта, необходимо учитывать возможность его перемещения по подразделениям компании. Информация должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить безошибочную идентификацию объекта с данными БУ.
Процедура должна быть в обязательном порядке зафиксирована в учетной политике компании.
Допущенные неточности и ошибки могут не только внести хаос в процесс учета инвентарных объектов, но и привести к негативным последствиям при проведении контроля со стороны. Особенно актуально это для МУП, других государственных организаций, подведомственных организаций. Наиболее распространенные из них приведены ниже:
Одной из наиболее важных задач организации является правильное использование основных фондов. Для удобства бухучета каждой единице имущества присваивается инвентарный номер. Эти номера применяются на протяжении всего времени пользования имуществом.
Инвентарные номера должны составляться в соответствие с такими условиями:
Инвентарные номера присваиваются для таких видов активов:
Присвоение инвентарных номеров осуществляется в соответствие с такими правилами:
Законодательство не установило особых указаний по составлению инвентарных номеров. В связи с этим, организации должны сами установить порядок проведения данного процесса, и зафиксировать его в своей учетной политике.
В инвентарные номера следует закладывать те сведения, которые нужны компании для оперативного учета имущества.
К примеру, инвентарный номер может обладать следующей структурой:
Правительство Ленинградской области
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
[О присвоении инвентарных номеров объектам учета]
На основании предоставляемых документов на списание объектов основных средств учреждений комитет общего и профессионального образования Ленинградской области выявил, что инвентарные номера объектам учета присваиваются не в соответствии с Инструкцией N 25н от 10.02.2006.
Порядок присвоения инвентарного номера объектам учета - приложение 1.
При списании объектов основных средств необходимо провести переоценку стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений (далее - учреждения), проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 1611-р в целях отражения в бухгалтерской отчетности реальной стоимости основных средств и нематериальных активов учреждений, в том числе находящихся в федеральной собственности за рубежом.
Переоценка основных средств и нематериальных активов учреждений по состоянию на 1 января 2007 года проводится в первом полугодии 2007 года.
Получить порядок проведения переоценки в 49 каб. (с наличием дискеты).
Зам. председателя комитета
З.Г.Найденова
Приложение 1
1. Для организации бюджетного учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств и нематериальных активов каждому инвентарному объекту должен присваиваться при принятии их к бюджетному учету соответствующий инвентарный номер.
2. Когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.
3. Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
4. Инвентарный номер выбывших инвентарных объектов основных средств нельзя присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.
5. Каждому объекту, кроме перечисленных в пункте 2, присваивается уникальный номер, который состоит из десяти знаков, независимого от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации.
6. Инвентарный номер не присваивается:
- объектам основных средств до 1000 руб. включительно;
- [...] библиотечного фонда независимо от стоимости;
- объектам, условия эксплуатации которых не позволяют наносить на них инвентарный номер.
7. Арендованные объекты могут учитываться по инвентарным номерам арендодателя.
Первый знак обозначает вид деятельности, за счет которой приобретен объект основных средств, следующие три знака - код синтетического счета, два знака - код аналитического счета и последние четыре знака - порядковый номер предмета по каждому счету. Например, инвентарный номер 1 101 04 0249 обозначает: 1 - бюджетная деятельность, 101 - основные средства, 04 - машины и оборудования, порядковый номер объекта 0249; инвентарный номер 2 101 05 0001 обозначает: 2 - предпринимательская и иная приносящая доход деятельность, 101 - основные средства, 05 - транспортные средства, порядковый номер 0001; инвентарный номер 1 102 01 0006 обозначает: 1 - бюджетная деятельность, 102 - непроизводственные активы, 01 - земля, порядковый номер объекта 0006.
Порядок нумерации устанавливается в учреждении в зависимости от условия эксплуатации объектов учета. Допускается нанесение номера способами: непосредственно на объект краской; чеканка на металле; прикрепление к объекту специальной бирке; металлического жетона: штриховое кодирование и другие средства, необходимые для автоматизированной инвентаризации объектов учета.
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка