Почему для хозяйства дальнего востока важны связи. Основные черты географии народного хозяйства дальнего востока. Дальний Восток и Япония

Почему для хозяйства дальнего востока важны связи. Основные черты географии народного хозяйства дальнего востока. Дальний Восток и Япония

Огромная территория РФ предопределяет появление самых амбициозных, и в то же время перспективных идей по освоению возможностей тех или иных регионов. В числе тех мест, где подобные инициативы могут быть реализованы в большом количестве — Дальний Восток. За счет каких преимуществ данный регион может динамично строиться? Каковы перспективы развития Дальнего Востока?

Общая характеристика ДВ

Дальневосточный регион России — территория, важная как в военно-стратегическом аспекте, так и в экономическом. Общая площадь данного района — порядка 36% от территории РФ. Перспективы развития Дальнего Востока связывают с наличием здесь огромного количества природных ресурсов. Вместе с тем практика освоения возможностей региона осложнена недостаточно развитой инфраструктурой, а также миграцией населения.

Удаленность от Москвы, политического и финансового центра РФ, также иногда рассматривается в качестве сдерживающего фактора в развитии Дальнего Востока. Текущая концепция внешней политики РФ предполагает укрепление позиций страны в Успешная реализация данной задачи предполагает решение отмеченных проблем, характерных для российского Дальнего Востока, стимулирование экономического подъема расположенных здесь субъектов РФ. Поэтому государство уделяет особое внимание региону.

Конкурентные преимущества Дальнего Востока

Перспективы развития Дальнего Востока во многом связаны с его конкурентными преимуществами перед другими частями России. К таковым относится непосредственная географическая близость к большим рынкам государств Азиатско-Тихоокеанского региона — Китаю, Южной Корее, Вьетнаму. Экономика данных стран стабильно растет. Второе важнейшее конкурентное преимущество, которым обладает Дальний Восток (перспективы развития данной территории базируются на нем, возможно, в определяющей степени) — наличие большого количества природных ресурсов: угля, нефти, газа, железа, цветных металлов, древесины. Третье региона — в разнообразии климата. Это предопределяет возможности для успешного использования территории Дальнего Востока в целях сельскохозяйственного освоения.

Факторы успешного развития региона

При каких условиях перспективы развития Дальнего Востока России могут быть реализованы? Прежде всего, необходимы значительные инвестиции в инфраструктуру — транспортную, энергетическую. Следующее важнейшее направление работы — стимулирование развития бизнеса с целью общего повышения уровня капитализации региональной хозяйственной системы, роста доходов населения и налоговых отчислений в бюджет. Решение данной задачи соседствует с другим важным аспектом активностей государства в рамках освоения возможностей Дальнего Востока — формированием мощного рыночного спроса в данном регионе.

Другое значимое направление работы властей — повышение комфортности проживания граждан с целью остановить миграцию в другие части РФ и, наоборот, сделать Дальний Восток привлекательным для переезда из других субъектов.

Инструментарий государства

Какими практическими инструментами, позволяющими реализовать перспективы развития хозяйства Дальнего Востока, обладает государство? Прежде всего к таковым исследователи причисляют ресурсы, позволяющие образовать на территории региона особые экономические кластеры, характеризующиеся высокой степенью инвестиционной привлекательности — в частности, для иностранных партнеров. Следующий инструмент, который есть у властей — возможность значительного увеличения доходов части населения, работающего в бюджетной сфере, посредством индексирования соответствующих трудовых компенсаций. Благодаря данной возможности государство может стимулировать рост платежеспособного спроса на потребительских рынках, а также способствовать усилению привлекательности региона для миграции граждан из других субъектов РФ.

Значительный объем финансовых ресурсов, посредством которых перспективы экономического развития Дальнего Востока могут быть реализованы, сосредоточен в руках частных бизнесов, нацеленных на конструктивное взаимодействие с властями. Соответствующие настроения при этом, как считают многие аналитики, становятся все более заметными в силу санкций западных стран против России. Предприниматели из РФ, которые не имеют выхода на зарубежные рынки в силу искусственных ограничений, так или иначе пересматривают направления своих активностей в пользу инвестирования внутри страны. Дальний Восток может выступать для них привлекательным регионом в аспекте осуществления перспективных финансовых вложений.

Международное партнерство на Дальнем Востоке: Россия и КНР

Заинтересованность в том, чтобы содействовать развитию Дальнего Востока, уже проявляют многие зарубежные партнеры РФ. В числе крупнейших — конечно же, Китай. Так, например, в 2013 году объем — когда еще не было западных санкций - торгового оборота между Дальним Востоком и КНР составлял более 12 млрд. долларов. Соответствующие показатели имеют все шансы на стремительный рост, во-первых, в силу естественных экономических причин, заключающихся в освоении возможностей Дальнего Востока, а во-вторых, за счет дополнительного стимула к дальнейшему росту оборотов между РФ и КНР в силу западных санкций.

Ожидается, что к 2020 году товарооборот между Китаем и Россией достигнет 200 млрд долларов. Значительный процент от него, вероятно, будет приходиться на дальневосточные проекты, к которым имеет непосредственное отношение знаменитый газопровод «Сила Сибири». Тот самый, который будет построен по итогам договоренностей РФ и КНР, заключенных в 2014 году. О том, какие перспективы развития Сибири и Дальнего Востока открываются в связи с подписанием соответствующего соглашения, в двух словах сказать невозможно. Но если попробовать — самые грандиозные.

Но пока продолжим о Дальнем Востоке. Какие еще государства выражают готовность сотрудничать с РФ в данном регионе?

Дальний Восток и Южная Корея

Южная Корея также заинтересована в том, чтобы вместе с Россией осваивать возможности, которые дает Дальний Восток. Перспективы развития сотрудничества РФ и Южной Кореи связаны, главным образом, с промышленной сферой. Товарооборот между странами в 2013 году был сопоставим с цифрами по сотрудничеству Дальнего Востока и КНР и составил порядка 5 млрд долларов.

Примечательно, что для реализации некоторых проектов на работу в Россию приглашаются специалисты также из Северной Кореи. Возможно, это будет дополнительным фактором сближения двух государств, в которых проживает один народ.

Дальний Восток и Северная Корея

Собственно, непосредственное сотрудничество РФ и КНДР также активно развивается. По итогам 2014 года товарооборот между странами показал скромные цифры — порядка 30 млн долларов. Но это, вместе с тем, на 70% превышает показатели 2013 года. Около 25 представительств компаний из КНДР присутствуют на Дальнем Востоке. Северокорейское государство значительно упростило визовые критерии в отношении российских предпринимателей.

Дальний Восток и Япония

Япония традиционно выступает крупным торговым партнером РФ. В силу географического фактора в числе ключевых регионов, где соответствующие коммуникации реализуются, — Дальний Восток. Перспективы развития российско-японского торгового партнерства имеют большой потенциал. Правда, сейчас практическая их реализация, вероятно, будет сильно затруднена в силу того, что Япония присоединилась к западным санкциям. Вместе с тем эксперты считают, что шансы на нормализацию сотрудничества двух стран есть, и они неплохие.

С какими еще государствами активно сотрудничает Дальний Восток? Перспективы развития партнерства, в частности, с Вьетнамом и Сингапуром оцениваются экспертами как весьма позитивные. Так, товарооборот с обоими государствами в 2013 году суммарно составил порядка 300 млн долларов. К слову, ни одно из них не проявляет публичной заинтересованности в следовании линии Запада в отношении РФ. Поэтому, есть все шансы на дальнейший рост сотрудничества РФ, Вьетнама и Сингапура на Дальнем Востоке. В перспективе в регионе возможно налаживание партнерства РФ и ряда других государств — Индии, стран Латинской Америки, ЮАР.

Дальний Восток и США

Крупнейшая экономика мира считается одним из ведущих инициаторов санкций против РФ, однако до того как взаимоотношения России и западных стран на внешнеполитической арене ухудшились, перспективы сотрудничества РФ и США на Дальнем Востоке виделись многим экспертам вполне очевидными. Так, был интерес американцев к предприятий, инфраструктурных объектов, жилых домов, к инвестированию в сельское хозяйство. Сложно сказать, насколько возможно возобновление сотрудничества между Россией и США в данном регионе вновь. Но многие исследователи считают, что частные американские корпорации — не в пример, вероятно, правительству США, продолжают рассматривать РФ как вполне надежного партнера, в том числе и в аспекте реализации перспективных инициатив на Дальнем Востоке.

Дальний Восток и ЕАЭС

В числе самых значимых и позитивных факторов, которые могут повлиять на развитие Дальнего Востока — интеграция экономик РФ и стран ЕАЭС: Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении.

Соответствующая область партнерства государств может предполагать инициирование проектов в самых разных регионах общего экономического пространства — включая Дальний Восток, несмотря на значительную географическую удаленность данной части РФ от союзников. Предприниматели из государств ЕАЭС, как полагают исследователи, вполне могут внести самый значительный вклад в развитие хозяйственной системы данного российского региона.

Правительственная программа

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока изучаются на государственном уровне. В результате многолетней работы властями была выработана стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, а также Байкальского региона. Данная инициатива была утверждена в декабре 2009 года. Реализована она должна быть до 2025 года. Исследовав проблемы и перспективы развития Дальнего Востока, государство поставило задачу — сформировать в регионе социально-экономическую систему, способную обеспечить высокий уровень жизни граждан, проживающих в нем.

Совокупный объем инвестиций, который предполагается направить на реализацию программы, составляет порядка 411 млрд руб. По итогам ее завершения рассчитывается создать 69,9 тыс. рабочих мест в регионе и увеличить объем ВВП в соответствующей части РФ в 2,6 раза, объем отгруженных товаров — в 2,3 раза, общий размер инвестиций — в 3,5 раза, численность граждан, относящихся к категории экономически активного населения — в 1,1 раза.

Текущие задачи

Какие задачи стоят перед федеральными и местными властями в аспекте социально-экономического развития Дальнего Востока уже сейчас?

В числе таковых:

Повышение комфортности проживания населения;

Стимулирование увеличения доли среднего класса в социальной структуре населения субъектов РФ, входящих в Дальневосточный Федеральный округ и Байкальский регион (доход работающего человека должен быть не менее 6 прожиточных минимумов);

Содействие развитию кадров, внедрению новых образовательных концепций;

Повышение уровня инвестиционной привлекательности региона;

Модернизация энергетической системы;

Развитие транспортной инфраструктуры;

Модернизация систем связи;

Стимулирование предпринимательских инициатив посредством снижения бюрократии и снятия различных ограничений;

Содействие повышению эффективности законотворческих процессов;

Улучшение экологии.

Разумеется, в рамках текущих направлений деятельности перед государством стоит задача — осуществлять дальнейшее развитие партнерства с российскими бизнесами, иностранными государствами и предприятиями.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Данный регион обладает огромным природно-ресурсным и климатическим потенциалом, имеет оптимальное во многих аспектах геополитическое положение. Есть перспективы развития транспорта на Дальнем Востоке, социальной инфраструктуры, производств, сельского хозяйства и многих других отраслей экономики. Заинтересованность в сотрудничестве с предприятиями региона выражают крупнейшие экономики, соседствующие с ним — КНР, Южная Корея, Вьетнам, Сингапур.

Проблемы и перспективы экономического развития Дальнего Востока активно изучаются российскими и зарубежными исследователями. Постоянно идет работа по дальнейшей оптимизации стратегии освоения уникальных возможностей региона. При этом заинтересованность в конструктивном партнерстве, базируемом на открывающихся возможностях Дальнего Востока, проявляют как частные, так и государственные организации — и российские, и зарубежные. Масштабы компаний, желающих присутствовать в регионе, также самые разные — это могут быть как так и малые и средние предприятия.

1. Какие особенности экономико-географического положения Дальнего Востока остались неизменными, а какие со временем изменились?

Неизменной остается удаленность территории от Европейской России и широкий выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов. Они определяют район как главнейший форпост России на ее восточных рубежах. Здесь наша страна наиболее близко граничит по морю с США, Канадой и Японией. На юге Приморского края Российская Федерация по суше имеет границу с КНДР. Через дальневосточные порты осуществляются внешнеэкономические связи России со многими странами Тихоокеанского бассейна, которые могут служить районами потребления наших ресурсов и продукции и, в то же время, являются поставщиками некоторых видов товаров для субъектов Федерации Дальнего Востока.

Изменяется заселенность и транспортная освоенность территории, значение и доступность разных видов полезных ископаемых. Меняется геополитическое положение, пограничные страны могут быть настроены миролюбиво, могут проявлять агрессивность.

В 2004 г. в Якутии завершено строительство меридионального участка железнодорожной линии Беркакит - Алдан - Томмот. Длина дороги 360 км. Однопутная железнодорожная линия на Томмот продолжает железнодорожную линию Тында - Беркакит и в скором времени увеличит загрузку Байкало-Амурской магистрали на 5-7 млн т/год. В ближайшие 5-6 лет предполагается довести железную дорогу до Якутска (еще 433 км). Это коренным образом изменит транспортно-географическое положение севера Дальнего Востока. Ныне завоз грузов для 80% территории Якутии осуществляется в короткий навигационный период водным транспортом. Значителен объем перевозок по автозимникам. Пока высокая доля расходов на транспорт сказывается на себестоимости якутской продукции, сильно снижая ее конкурентоспособность. Беркакит - Томмот снизит транспортные издержки для предприятий Якутии, повысит конкурентоспособность их продукции. Прокладка железной дороги до Якутска позволит соединить широтные национальные транспортные магистрали России: Транссиб и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь - с другой (Якутск - крупный порт в среднем течении Лены, дающей выход к Севморпути).

2. Отличаются ли Чукотка, Камчатка, Сахалин, Приморье и Приамурье по своему экономико-географическому положению? В чем единство этих территорий? Назовите черты отличия.

Черты сходства описаны в предыдущем вопросе. Отличия заключаются в разном широтном положении, а следовательно, в различной теплообеспеченности и агроклиматических ресурсах. Камчатка и Сахалин практически оторваны от материка, и связь с ними возможна только по морю или по воздуху. Приморье и Приамурье граничат с зарубежными государствами по суше, остальные из перечисленных регионов только по морю. Различна обеспеченность природными ресурсами, как лесом, так и полезными ископаемыми: Чукотка представляет собой практически безлесные территории, на Сахалине успешно ведутся лесозаготовки и расположено самое большое число деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатов на единицу площади (правда, они небольшие и объемы производства невелики). Сахалин богат нефтью, газом и углем. Приморский край - углем и рудами цветных металлов. Полезные ископаемые Чукотки и Камчатки пока не только мало освоены, но еще и не изведаны.

3. Перечислите основные отрасли специализации района. Что, несмотря на различия, их объединяет?

Основными отраслями специализации района являются: цветная металлургия (добыча алмазов в Якутии), пищевая промышленность (рыбный промысел) и электроэнергетика. Объединяет эти отрасли сырьевая направленность, эксплуатация природных ресурсов и низкий уровень развития наукоемких и требующих высокой квалификации технологий.

4. Подумайте, каковы перспективы возможного сотрудничества Дальнего Востока со странами Восточной и Юго-Восточной Азии и с североамериканскими странами. Приведите примеры сотрудничества.

Пока развитые страны рассматривают Дальний Восток России только как сырьевой регион и сотрудничество с ними носит однобокий характер. Отрицательно сказываются и политические разногласия. В качестве примера взаимодействия можно было бы привести и совместное освоение месторождений Сахалина. Но это скорее печальный пример, потому что интересы России при этом соблюдаются не полностью. До сих пор доходы от эксплуатации этих месторождений не поступают в российский бюджет.

Сотрудничество с Японией тормозится разногласиями по поводу принадлежности Курильских островов и Южного Сахалина.

Среди наиболее успешных совместных работ - проект добычи углеводородного сырья "Сахалин-2". В рамках проекта в порту Восточный Приморского края в 2004 г. открыт двойной сухой док, предназначенный для строительства морских опорных сооружений из бетона. Это крупнейший объект такого рода в России и один из самых больших в мире: площадь дока 33 га. Полным ходом идет строительство двух газопроводов общей протяженностью 1,7 тыс. км. Строится крупнейший в мире и единственный пока в России завод по сжижению природного газа. Транспортировка сжиженного газа специальными судами считается одним из самых перспективных направлений развития газовой отрасли. Первые поставки сжиженного природного газа с этого предприятия запланированы на 1 ноября 2007 г.

5. Дальний Восток имеет свои особые условия развития - удаленность, притихоокеанское положение, богатство ресурсов. Оцените перспективу дальнейшего экономического развития региона. С развитием каких отраслей оно связано? Какие условия для этого необходимы?

Дальний Восток в территориальном разделении труда выделяется цветной металлургией, рыбной промышленностью, судостроением и судоремонтом, лесным хозяйством и животноводством. Кроме того, отраслями специализации являются электроэнергетика, угольная промышленность. Особенно отличают район такие почти уникальные отрасли, как добыча алмазов, слюды, морепродуктов, пушной промысел, мараловодство, выращивание сои. Дальний Восток играет важную роль в морских внешнеторговых связях России. Особое значение приобретает район как экологически чистая в основном территория.

Перспективы района, кроме поддержания и развития вышеперечисленных отраслей, ученые-экономисты связывают с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно - Якутского территориально-производственного комплекса. Велика роль укрепления энергетической базы района, строительства газопроводов, создания рыночной инфраструктуры и налаживания внешнеэкономических связей. Стабильное функционирование района (нормальная жизнь граждан) немыслимо без развития социальной сферы, решения экологических и демографических проблем.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Хозяйство Дальнего Востока уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    По картам проанализируйте плотность населения в разных районах Дальнего Востока. Какие природные и социально-экономические условия способствовали такому размещению населения? На большей части территории Дальнего Востока плотность населения менее 1 чел./км2. Как совсем не заселенные территории показаны о. Новая Сибирь и о. Малый Ляховский в архипелаге Новосибирские острова. На этом фоне выделяются отдельные участки с плотностью населения от 1 до 10 чел./км2. Эти участки располагаются в основном по долинам рек (Яна, Индигирка,
    1. Развитию каких отраслей хозяйства способствовали природные ресурсы Центрального района? Как вы, наверное, успели заметить, Центральный район небогат природными ресурсами. В районе никогда не было значительных запасов полезных ископаемых, которые могли бы определить развитие его экономики. На рубеже XIX и XX вв. существенное значение для развития энергетики имел Подмосковный буроугольный бассейн. Он был открыт в 1722 г., разрабатывается с 1855 г. и к настоящему времени его запасы практически исчерпаны. Добыча угля
    Почему на Дальнем Востоке большое число изотерм имеет замкнутый характер? Замкнутые изотермы связаны с горными массивами, межгорными котловинами, которые нарушают плавное уменьшение температуры с юга на север. Чем можно объяснить столь резкие контрасты в количестве осадков в разных частях Дальнего Востока? Это опять же объясняется горным рельефом. На пути влажных морских воздушных масс стоят горные хребты, которые перехватывают основную массу осадков. Почему реки северного стока отличаются многоводностью при небольшом количестве осадков? Потому что у этих
    1. Как вы думаете, почему границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов - нет. Для удобства управления и ведения хозяйства в экономические районы объединяются субъекты Федерации с одинаковой отраслевой специализацией и хозяйственными связями. Природное же районирование никак не связано ни с административными, ни с экономическими границами. Границы природных районов обычно совпадают с какими-либо естественными рубежами. 2. Почему на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в
    Как происходило освоение территории Дальнего Востока? Найдите имена русских исследователей Дальнего Востока в названиях на географической карте. Как и в Сибири, многие географические названия здесь сохранили память о первооткрывателях и исследователях Дальнего Востока: м. Дежнева, Берингово море, острова Беринга, Атласова, залив Шелихова, п-ов Лисянского, города Невельск (на Сахалине), Хабаровск, хр. Черского и др. Территориальный спор между Россией и Японией о Южных Курильских островах ведется на самых высоких уровнях не одно десятилетие. Выскажите
    1. Изучите по карте, какие промышленные центры региона имеют наиболее полный набор "типично уральских отраслей" - черной и цветной металлургии, машиностроения и др. В каких областях и республиках Урала наблюдается их концентрация? Какие территории "выпадают" из такого списка? Какие направления хозяйства получили там преимущественное развитие? На социально-экономической карте Урала полный "типично уральский набор отраслей" (черная, цветная металлургия и машиностроение) имеет только Челябинск. Концентрация этих отраслей наблюдается в Свердловской и Челябинской областях.
    1. Сравните Сибирь и Дальний Восток с европейской частью России по природным условиям и природным ресурсам. Сделайте вывод. У этих регионов много общего, особенно по контрасту с европейской территорией России. В них преобладают горные территории, однако есть и обширные низменности. В Сибири низменности (Западно-Сибирская и Северо-Сибирская) больше, чем на Дальнем Востоке (Яно - Индигирская, Колымская). Горы Сибири старше дальневосточных. Они сформировались в палеозойское время, правда, были возрождены и приподняты неоген -

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.

2.2 Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий.

ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА

В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.

Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты.

Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий загрязнения Среды. Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка:

1. реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях "двойного назначения" весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.

2. освоение новых природных ресурсов и дальнейшее формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

3. в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

4. дальнейшее развитие Зейско-Свободненского комплекса на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения.

5. в районе г. Комсомольска-на-Амуре создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

6. ввод в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн.м 3 . (особенно ели, пихты).

7. в бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

8. дальнейшее разгосударствление экономики района;

9. возникновение элементов свободной конкуренции;

10. создание рыночной инфраструктуры.

11. устранение факторов, препятствующих развитию промышленности.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств - Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов.

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей.

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна сочетаться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию.

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сырьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Основное направление развития лесопромышленного комплекса - увеличение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины.


Заключение

Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.

Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего производства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота.

Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности.

Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузовю, ввозимых в районы из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.

Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей работы, совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.

Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.

Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.

Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности, судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации морских портов. Развиваются связи с Японией и США по линии рыбной промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем.


Список используемой литературы

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. - М., 1996.

2. Бусыгина И. Российский Дальний Восток//Мировая экономика и международные отношения. 2002г. №7.

3. Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги//Экономист. 2000г. №9.

4. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ. - М, 2005.- 312с.

5. Даринский А.В. и др. География России. - М.,

6. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. - М., 1996.

7. Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 2001. - 588 с.

8. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. - 472с.

9. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. - М., 1975-1985.

10. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. – 533 с. – (Серия «Высшее образование»).



Будут являться: развитие жилищной сферы, улучшение экологической обстановки, и улучшение городской инфраструктуры, 3 Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования 3.1 Применение стратегического планирования в развитии муниципального образования в Российской Федерации Российские города начали активно заниматься вопросами собственного социально- ...

И портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" - рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов. ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж­но-Якутского...

Мирный, Удачное, Айхал. На Дальнем Востоке разведаны редко встречающиеся в России месторождения слюды-флогопита на территории Верхнего Алдана в Томмоте. 2. Добыча благородных металлов и алмазов 2.1 Из истории освоения Освоение Россией Дальнего Востока началось в 50-х гг. XIX в., примерно в то же время, что и районов Дальнего Запада США (1845 г.). В России первый алмаз был найден в 1829 г. ...

1. Как и почему люди и экономика должны приспосабливаться к особенностям природы Дальнего Востока?

Под влиянием приморского положения, морского и муссонного климата границы географических зон на равнинах Дальнего Востока сильно сдвинуты к югу. Тундровые ландшафты встречаются здесь под 58-59° с. ш., т. е. значительно южнее, чем где-либо на материке Евразии; леса, доходящие до крайних южных районов Дальнего Востока и простирающиеся далее, составляют характерную особенность всей окраины материка в средних широтах, в то время как степные и полупустынные ландшафты, широко распространенные на этих широтах в более западных внутренних частях материка, здесь отсутствуют. Аналогичная картина типична и для восточной части Северной Америки.

Сложный рельеф, для которого характерно сочетание горных хребтов и межгорных равнин, определяет ландшафтную дифференциацию территории, широкое распространение не только равнинных, лесных и тундровых, но и в особенности горно-лесных, а также гольцовых ландшафтов определяют природу Дальнего Востока.

В связи с историей развития и положением по соседству с разнообразными во флористическом и зоогеографическом отношении областями территория Дальнего Востока отличается сложным переплетением элементов ландшафтов различного происхождения.

Дальний Восток отличается исключительным своеобразием и богатством природы, поэтому еще издавна здесь была довольно широко развита сеть заповедников.

2. Какие виды природных ресурсов определяют «лицо» района?

Дальневосточные запасы сурьмы, бора, олова составляют около 95% всех запасов этих ресурсов России, плавикового шпата и ртути – до 60%, вольфрама – 24% и около 10% общероссийских запасов железной руды, свинца, самородной серы, апатита. На северо-западе республики Саха (Якутия) располагается крупнейшая в мире алмазоносная провинция. Крупные запасы угля расположены в Ленском и Южно-Якутском бассейне (Якутия) , в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях. Дальневосточный регион – один из важнейших золотоносных районов России. Рудные и россыпные месторождения золота сосредоточены в Республике Саха, Магаданской, Амурской областях, в Хабаровском крае и на Камчатке. Оловянные и вольфрамовые руды открыты и разрабатываются в Республике Саха, Магаданской области, Хабаровском и Приморском краях. Основные промышленные запасы свинца и цинк (до 80% от общерегионального) сосредоточены в Приморском крае.

3. Почему на Дальнем Востоке выгодно развивать такую отрасль, как клеточное звероводство?

На Дальнем Востоке наиболее оптимальные условия для этого: климат и корм.

4. Отраслями специализации Дальнего Востока являются: а) цветная металлургия б) черная ёметаллургия в) рыболовство г) лесная промышленность?

Ответ: в, г

6. Дальний Восток - один из интереснейших рекреационных районов России. Составьте схему туристического маршрута по его территории для любителей: а) комфортного отдыха; б) экстремального отдыха; в) растительного и животного мира; г) морского круиза и подводного мира. К схеме туристического маршрута дайте подробное описание.

Владивосток. В заливе Петра Великого расположен единственный в России морской заповедник. В городе действуют три театра: драмы, юного зрителя и кукол. Музеи: краеведческий, военно-исторический, Тихоокеанского флота с двумя филиалами (кораблем-музеем «Красный вымпел» и подводной лодкой С-56), картинная галерея, дом-музей В.К. Арсеньева, ботанический сад РАН. Памятник на Морском кладбище на могилах матросов легендарного крейсера «Варяг». Окрестности города представляют собой Владивостокскую курортную зону (Тихоокеанское взморье), включающую курорт Садгород и ряд климатических курортных местностей. Здесь расположен Всероссийский детский лагерь «Океан».

Как объект туризма рассматривается и современный порт Находка. Интерес представляют этнографические особенности быта малых народностей района.

Хабаровск. В городе действую три театра, несколько музеев: краеведческий, художественный, дендрарий, планетарий. В городе действуют экскурсионные маршруты по р. Амур.

Петропавловск-Камчатский. Город знаменит самой большой в России морской бухтой. Из города направляются экскурсии в Долину Гейзеров.

В 1941 г. открыли долину Гейзеров. Всего в 20 км от Кроноцкого залива. Научный сотрудник Кроноцкого заповедника Т.И. Устинова, исследуя русло горной речушки Шумной, однажды обратила внимание, что температура воды в ней выше, чем в соседних речках. Она поднялась в верховья реки и обнаружила гейзер (Первенец). Когда замерили температуру в реке, пересекающей долину, а это было зимой, то термометр показал +28 градусов.