Основная цель анализа социально экономического развития. Анализ социально-экономического развития региона. В общем виде интегральная оценка сводится

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является

анализ социально-экономического развития регионов. Он основывается на использовании

системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и

пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится

к группе статистических методов.

Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности

экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-

экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной

структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения

основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его

промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях

составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в

условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к

различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности

региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического

положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути

дальнейшего развития региона.

В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка

природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или

несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его

наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные

структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или

несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику

производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень



развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.

Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические

диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально

анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе

оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития

(анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами

народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных

вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства

товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров

народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами

народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей

жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость

регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки

региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение

потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого

назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных

территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение

продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы,

транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.

В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо

выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого

анализа выделяют:

1.Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в

стоимостной оценке.

2.Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3.Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4.Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение,

реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом

источников финансирования этих затрат.

5.Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6.Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли

промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность

природоохранных мероприятий.

Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые

характеризуют:

􀂃 Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с

потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.

􀂃 Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными,

лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические

показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.

􀂃 Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.

􀂃 Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и

переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые

образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на

предприятиях этих отраслей).

􀂃 Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим

основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая

оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и

достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и

внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки

регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-

сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона;

определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и

сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни,

сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и

умерших и динамика этого показателя за несколько лет.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения,

уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и

объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни

соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также

входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного,

медицинского, образовательного назначения.

Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся

показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.

возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом

анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории

валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории

региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие

на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории

региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие

регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Вопросы :

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.

Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль

в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?

При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы

социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание:

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного

характера:

а) Ограниченная емкость рынка.

б) Административные ограничения.

в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.

г) Неравенство стартовых условий.

2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:

а) Межрегиональная инфраструктура.

б) Финансово-кредитная инфраструктура.

в) Внешнеэкономическая инфраструктура.

г) Кооперативная инфраструктура.

3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:

а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически

опасных территорий, отраслей.

б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста

для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития

в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части

доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не

включает:

а) Складские помещения.

б) Здания и оборудование бирж.

в) Персонал торговых организаций.

г) Телекоммуникационные сети.

5.При определении степени социальной ориентации экономики региона:

а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа.

б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем

объеме производства.

в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура

безработицы.

г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования

экологически опасных территорий, отраслей.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.

Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач: оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды; изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков; оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики; раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе; оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры; оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка; анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

Выявление экспортных резервов производства; оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона; оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона. а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим разделам: анализ общего уровня развития региона; анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала; анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;

Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов; проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни; оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства); оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей; оценку финансового положения; анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

В процессе оценки ресурсных и демографических предпосылок регионального развития рассматриваются: минерально-сырьевые, топливно-энергетические, земельные, водные, лесные, рекреационные ресурсы, экологический потенциал региона; структура трудовых ресурсов; численность населения в разрезе городской и сельской местности;

Основные возрастные группы; средняя продолжительность жизни; демографическая нагрузка занятых в хозяйстве; сложившиеся миграционные потоки; незанятость (безработица) населения; регулирование процесса воспроизводства населения.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровня цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и фактическими объемами потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью населения жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения, дошкольными учреждениями, изменением других экономических и социальных факторов. При этом уровень жизни населения должен оцениваться путем сопоставления достигнутых показателей с региональными нормативами потребления материальных благ и услуг.

Затем проводится оценка финансового положения территории и направления проведения разгосударствления и приватизации с целью выявления новых дополнительных источников финансирования на перспективу мероприятий и правильного выбора стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе. При этом анализируется соотношение произведенного и использованного на территории ВРП, сбалансированность ввоза и вывоза из региона, проводится оценка спада производства, влияющих на него факторов и условий, рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение бюджетов регионов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их ожидаемой структуры задачам совершенствования хозяйственных региональных комплексов и повышения уровня жизни населения и др.

После завершения анализа производится определение масштабов и структуры территориального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития.

Региональное социально-экономическое развитие России в последние годы в значительной степени сохранило черты, приобретенные с начала периода коренных политических и экономических преобразований в стране.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, снижение уровня жизни, нарастание безработицы происходит во всех без исключения регионах страны. Повсеместно наблюдается обострение социальных проблем, ухудшение криминогенной обстановки и экологической ситуации.

В 1996 г. признаки стабилизации экономики еще себя не проявили ни в одном регионе. Это особенно заметно в финансовой сфере и материальном производстве. Сегодня создаются условия, при которых можно предположить, что происходит накопление потенциала позитивных явлений в хозяйственном механизме, появление класса собственников, укрепление рыночных институтов, приспособление к потребностям мирового рынка. Однако положение на подавляющем большинстве территорий остается тяжелым и неустойчивым, а иногда просто бедственным. Вместе с тем, как показали выборы Президента России (июль 1996 г.), в стране удалось избежать политической дезинтеграции. Усиление центральной власти, формирование четких вертикальных структур ее исполнительной ветви стало важнейшим стабилизирующим фактором.

В основном устранены административные преграды на путях перемещения товаров и капиталов между регионами России. Тем самым созданы необходимые условия для развития хозяйственных связей, упрочения единого экономического пространства и нормализации экономической жизни регионов.

Расширившиеся возможности государственного воздействия на ход регионального развития используются, однако, далеко не в полной мере. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что на смену политическим амбициям местных элит, разрывавшим Россию, приходят устойчивые тенденции к экономической и политической интеграции, созданию единого государства. Пока указанные тенденции не превратятся в устойчивую реальность, эти противоречия будут тем острее, чем сильнее будет различаться экономическая и социальная ситуация по регионам России. Они будут тем опаснее, чем меньше для них будут значить связи с другими территориями страны.

Простые сопоставления и более точные методы математической статистики свидетельствуют о том, что по мере продвижения реформ межрегиональная дифференциация производства и потребления не только не снижается, но и несколько возрастает. Глубже становится различие между относительно благополучными и бедствующими территориями.

Спад промышленного производства по регионам России, не охваченным межрегиональными конфликтами, за 1992-1996 гг. колебался от 6 до 75%. Разброс снижения объемов сельскохозяйственного производства по территории России менее заметен, но также достаточно существенен. Уровень среднедушевых денежных доходов населения имеет шестикратную региональную амплитуду колебаний, уровень безработицы - почти пятидесятикратную.

Схема размещения регионов, в различной степени испытывающих трудности переходного периода, представляет собой достаточно пеструю картину. Территории одного таксономического ранга не составляют, как правило, замкнутых образований, а бедствующие регионы соседствуют с относительно благополучными. Примеры тому - Ивановская и Московская области, Алтайский край и Омская область, Удмуртская Республика и Республика Татарстан. Такое положение усиливает социальную напряженность и существенно усложняет выработку и проведение обоснованной региональной политики.

Территориальные диспропорции, возникшие за годы централизованного планирования и лишь приглушенные специфической системой цен и прямым перераспределением

национального богатства, со всей очевидностью проявили себя при переходе к рынку. Регионы России показали различную подготовленность к быстрому развертыванию рыночных отношений и их включению в мирохозяйственные связи. С позиций территориальных и отраслевых сдвигов тяжесть конкуренции мирового рынка стала более весомым фактором, нежели новые приоритеты внутреннего российского рынка. Если внутренний рынок требовал повышения доли перерабатывающих отраслей и прежде всего отраслей, ориентированных на выпуск товаров народного потребления, то мировой рынок, выставляя качественную продукцию обрабатывающей промышленности, предъявил спрос на сырье и полуфабрикаты. Переход к почти открытой конкуренции, произошедший вследствие распада Союза ССР и вынужденного установления «прозрачных» границ, выявил неспособность отечественных товаропроизводителей предоставить потребителю дешевые и качественные товары, соответствующие мировым стандартам.

Продукция обрабатывающих отраслей мировых товаропроизводителей, по мере становления соответствующей инфраструктуры, к середине 1993 г. захватила рынки ряда приграничных областей и Москвы, а затем стала продвигаться в глубь России. В 1994 г. процесс ее проникновения на российский рынок в целом был завершен. В результате уровень производство обрабатывающих отраслей продолжал быстро падать. В то же время продукция добывающих отраслей отечественной промышленности продолжает пользоваться спросом в основном иностранных потребителей.

Подобные структурные изменения непосредственно отразились на положении регионов, специализирующихся на добыче или переработке природного сырья. За 1992-1995 гг. Брянская, Московская, Владимирская, Челябинская и многие другие области и регионы с развитой обрабатывающей промышленностью утратили до 55-70% своего производства. Крайне неблагоприятно на положении целого ряда регионов сказалось резкое снижение объемов оборонных заказов и уменьшение экспорта оборонной продукции. От этого серьезно пострадали Москва и Московская область, Удмуртская Республика, Тульская, Свердловская, Челябинская и другие области.

Особенно тяжелым оказалось положение в Ивановской области, где высок удельный вес текстильной промышленности, в значительной мере вытесненной с российского и внешнего рынков. Здесь отмечается один из наиболее низких показателей денежных доходов на душу населения, как нигде высока безработица.

В сторону ухудшения ситуации действовал ценовой фактор. Спад в обрабатывающих отраслях во многом определил сложную обстановку в Псковской, Костромской, Владимирской, Курганской областях.

В значительно лучшем положении оказались территории, богатые природными ресурсами и прежде всего запасами полезных ископаемых - нефти, газа, алмазов, золота. Поставки сырья на внешние рынки позволили снизить в них остроту кризисных явлений.

Не столь заметны негативные проявления и на территориях с благоприятными для ведения сельского хозяйства климатическими условиями - в Белгородской, Тульской, Липецкой, Орловской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Это обусловлено как сравнительно низкими темпами сокращения производства в сельском хозяйстве, так и более низкими ценами на продукты питания в этих регионах, что компенсирует относительно невысокие денежные доходы населения.

Структурная перестройка производительных сил, которая могла бы сгладить отрицательные последствия перехода к рыночным методам хозяйствования, сдерживалась из-за недостатка финансовых ресурсов, роста цен на строительную продукцию, низкой инвестиционной активности.

Производственные капитальные вложения, направляемые на развитие действующего производства, лишь стимулировали процесс усиления сложившихся территориальных диспропорций.

В том же направлении действовали иностранные инвесторы, вкладывавшие средства в разработку природных ресурсов. Недостаточная территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, зачаточное состояние, в котором находится рынок жилья, также способствовали межрегиональным диспропорциям.

Единственной привлекательной для инвестиций и бурно развивающейся сферой стала инфраструктура рынка, практически отсутствовавшая в стране в начале реформ. Размещение инфраструктурных отраслей до настоящего времени носит точечный характер и сосредоточивается в крупных городах -Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Безусловное лидерство здесь принадлежит московской агломерации, где созданы крупнейшие банки, страховые компании, биржи, торговые дома. Благодаря развитию инфраструктурных отраслей в крупных городах удалось подавить негативные последствия спада промышленного производства, создать новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда. Это послужило фактором,

стабилизирующим ситуацию в наиболее важных точках России. Процесс становления инфраструктуры рынка далеко не закончен и в дальнейшем следует ожидать ускорения темпов ее развития в средних и малых городах.

Сокращение бюджетных возможностей федерального правительства способствовало снижению прямой и косвенной поддержки традиционно отсталых регионов страны, что еще ухудшило их положение. Республики Мордовия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Чувашия и ряд других пополняют число бедствующих районов России. Наконец, наиболее тяжелое положение складывается в очагах национальных конфликтов и вооруженных противостояний. При этом затрагиваются интересы соседних территорий, где нарастает тяжесть криминогенной ситуации. Без разрешения таких конфликтов в предгорных республиках Северного Кавказа нельзя ожидать улучшения обстановки в Краснодарском крае, Ростовской области и особенно на Ставрополье.

Отнесение некоторых регионов России к отсталым только на основании сегодняшнего уровня социально-экономического развития не только достаточно условно, но и зачастую носит конъюнктурный, часто политический характер. К примеру, первые попытки определения отсталости регионов по ряду социальных и экономических показателей привел буквально к «всплеску» доказательств (писем, просьб региональных администраций в адрес Правительства Российской Федерации) о бедственном положении населения и необходимости государственной поддержки этих регионов.

Следует заметить, что состав групп существенно меняется во времени из-за крайне неустойчивой социально-экономической ситуации в стране. Периодическая нехватка топлива и отдельных продуктов питания, ценовые всплески, остановки крупных предприятий, перебои с выплатой заработной платы, неритмичность работы транспорта стали обыденной реальностью во всех регионах страны. Чрезвычайные или близкие к чрезвычайным ситуации провоцируются несовершенством нового хозяйственного механизма, нехваткой опыта государственного регулирования рынка, а также высокой степенью изношенности основных фондов. Далеко не всегда регионы в состоянии собственными силами преодолеть возникшие трудности, а помощь федеральных властей зачастую оказывается недостаточно масштабной и запоздалой.

Характерной тенденцией территориального развития,

заслуживающей пристального внимания, стала нарастающая экономическая обособленность региональных рынков. Об этом

свидетельствует высокий территориальный разброс цен и различная товарная насыщенность этих рынков. Даже столь высоко транспортабельный товар как деньги имеет существенно различную цену в регионах России. Так, размеры ставок по кредитам колебались от 124% в Москве до 165% в Приморском крае. Свою роль в этом процессе в начале реформ играли административные барьеры, затем межрегиональные связи сдерживались из-за неразвитости соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры.

Значение последнего фактора еще сказывается до настоящего времени, однако, на первый план стал выступать другой фактор -транспортный. Рост транспортных тарифов в 1994-1996 гг. привел к увеличению доли транспортных расходов в цене приобретаемых материально-технических ресурсов с 4,3% до 14,9%. Это резко снижает возможности региональной специализации, ведет к сложной перестройке региональных комплексов в направлении большей самообеспеченности. В дальнейшем следует ожидать формирования в приграничных районах Европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока специфических рынков, ориентированных на связи с сопредельными государствами. Эти процессы уже активно охватывают районы Дальнего Востока, развиваются в Калининградской, заметны в Ленинградской и Ростовской областях. Рост транспортных тарифов крайне негативно сказывается на удаленных от потребителя территориях Сибири, которые специализируются на выпуске грузоемкой продукции.

Таким образом, социально-экономическое положение регионов России в целом характеризуется:

Сохранением глубоких региональных различий в уровне социально-экономического развития и темпах проведения экономических реформ;

Нестабильностью хозяйственной сферы в отдаленных, высокоспециализированных и малых по масштабам регионах;

Нарастанием обособленности региональных хозяйственных комплексов;

Появлением признаков стабилизации на отдельных территориях и в крупных городах на фоне общего ухудшения социально-экономической обстановки в большинстве регионов России.

В интересах улучшения экономической и социальной ситуации в России и ее регионах целесообразно.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Курсовая работа

по дисциплине

«Региональная экономика»

«Анализ социально-экономического развития региона»

Тула 2012г.

Введение

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время структурных изменений. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

В решении данных задач нельзя обойтись без статистических данных. В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, ее регионов, отраслей экономики.

Статистическая информация используется для разработки экономической и социальной политики в субъекте, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации законов. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.

Цель работы - анализ социально-экономического развития Ульяновской области.

Раздел 1. Общая характеристика региона

Ульяновская область - субъект Российской Федерации <#"justify">География

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России <#"justify">Полезные ископаемые

Ведущее положение в структуре минерально-сырьевых ресурсов области занимают нефть <#"justify">Население

По данным на 1 января 2012 года население Ульяновской области составляет 1 282 014 человек (в том числе горожан - 946 229, а сельчан - 335 785). Что касается соотношения сильной и слабой половин человечества, то в области такие цифры составили 579 470 и 702 544 соответственно.

Область занимает 38 место по России. По плотности населения (34,5 чел./км²) - 29 место по России, а по удельному весу городского населения (уровню урбанизации) - 73,8 % - 37 место по России .

Основные отрасли экономики региона

Основной отраслью специализации является машиностроение <#"justify">Сельское хозяйство

В области разводят крупный рогатый скот <#"justify">Транспорт

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят важные авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России.

Через область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск является единственным городом в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса «А»: «Ульяновск-Центральный <#"justify">Раздел 2. Анализ уровня социально-экономического развития региона

1 Изучение воспроизводственной структуры экономики региона

Проведем анализ воспроизводственной структуры региона.

Рассмотрим динамику валового регионального продукта (табл.1; рис.1) и динамику ВРП на душу населения (табл.1; рис.2).

Данные показатели наиболее всеобъемлюще показывает экономическую деятельность региона.

Таблица 1 - Динамика ВРП

Ульяновская обл.200820092010ВРП, млн. руб.150 680,3154 247,4174 747,9ВРП на душу населения, руб.115 146,3118 489,1134 902,9ВРП по субъектам РФ на душу населения, руб.238 867,4225 547,2261 705,3

Рисунок 1 - Динамика ВРП

Рисунок 2 - Динамика ВРП на душу населения, руб.

Вывод: Динамика по абсолютному показателю ВРП и по показателю ВРП на душу населения в Ульяновской области за период с 2008 по 2010 год имела тенденцию к росту.

Ульяновская область является «средним» регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году и 9-е место в Приволжском федеральном округе (ПФО).

Объем ВРП на одного жителя Ульяновской области по итогам 2010 года составил 134 902,9 руб. на человека. По этому показателю область занимает 57-е место в России и 9-е место в ПФО. ВРП в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом (261 705,3 руб.). Данное отставание отчасти обусловлено достаточно высокой плотностью населения (29-е место в РФ), кроме того, в Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, а доля добычи полезных ископаемых значительно ниже средней доли по России. Рассмотрим структуру (табл.2; рис.5) ВРП Ульяновской области, динамику ее изменения (табл.2; рис.3), сравним со средним значением по РФ (табл. 2; рис.4).

Таблица 2 - Структура ВРП

Отрасли200820092010Руб.%% по РФРуб.%% по РФРуб.%% по РФ1.Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство12205,108,14,611414,317,44,911009,126,34,22.Рыболовство, рыбоводство00,00,200,00,300,00,23.Добыча полезных ископаемых3616,332,49,93084,952,09,73669,712,110,54.Обрабатывающие производства32245,5821,419,326993,3017,517,136871,8121,117,75.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды7081,974,73,58946,355,84,311882,866,84,56.Строительство10999,667,36,912031,307,86,711708,116,76,97.Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-, мототранспорта, бытовых изделий 26519,7317,620,925913,5616,818,629182,916,719,48.Гостиницы и рестораны1054,760,71,1925,480,61,01048,490,61,09.Транспорт и связь20492,5213,610,022828,6214,810,424814,214,210,510.Финансовая деятельность452,040,30,7925,480,60,5524,240,30,611.Операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг11150,347,410,412494,048,111,714504,088,311,212.Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование9944,906,64,611722,807,65,512756,67,35,013.Образование5424,493,62,86786,894,43,56989,924,03,114.Здравоохранение и предоставление соцуслуг7081,974,73,58175,115,34,28038,44,63,815.Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг2410,881,61,62005,221,31,61747,481,01,4

Рисунок 4 - Сравнение структуры ВРП Ульяновской области с средним показателем по РФ в 2010 год

Рисунок 5 - Структура ВРП в 2010 году

Вывод: В течение анализируемого периода структура ВРП существенных изменений не претерпела.

По сравнению со средним показателем ВРП по России следует отметить превышение данного показателя в Ульяновской области по следующим отраслям:

·сельское хозяйство (превышение на 2,1%);

·обрабатывающее производство (на 3,4%);

·производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 2,3%);

·транспорт и связь (на 3,7%);

·государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (на 2,3%);

·образование (на 0,9%);

·здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 0,8%);

Отстают от среднего показателя по РФ:

·добыча полезных ископаемых (отставание на 8,4%);

·оптовая и розничная торговля (на 2,7%);

·операции с недвижимостью (на 2,9%);

В 2010 году более половины доли ВРП составляли обрабатывающие производства (21,1%), оптовая и розничная торговля (16,7%), транспорт и связь (14,2%).

Ульяновская область характеризуется высокой степенью промышленной ориентированности с преобладанием перерабатывающего сектора. Среди промышленных отраслей в Ульяновской области наиболее развитыми являются машиностроение и пищевая промышленность. В регионе традиционно хорошо развито автомобилестроение и производство автокомпонентов. Базовым предприятием отрасли является Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В Ульяновской области уже фактически функционирует авиационный кластер с базовым предприятием кластера - АВИАСТАР.

Важнейшим направлением развития экономики Ульяновской области является функционирование ядерно-инновационного кластера в Дмитровграде на базе НИИ атомных реакторов (НИИАР) .

Следует отметить, что доля отраслей социальной сферы, прежде всего здравоохранения и образования превышают таковую долю в среднем по стране, что говорит об их достаточно высоком развитии.

2 Изучение отраслевой структуры экономики региона

Проведем анализ структуры производства основных видов промышленной (табл.3) и сельскохозяйственной продукции (табл.4).

население ульяновский регион экономика

Таблица 3 - Производство основных видов промышленной продукции в 2010 году

НаименованиеОбъем% от РФУльяновская обл.РФНефть добытая, тыс. т593,01505 0000,12Мясо и субрпродукты пищевые, тыс. т15,2523 9320,39Цельномолочная продукция, тыс. т89,94110 8870,83Масло сливочное и пасты масляные, тыс.т10,3252084,96Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур, тыс. т105,9019 8000,012Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т65,5377 1440,92Пиво, кроме отходов пивоварения, тыс. дкл12 391,33983 0001,26Ткани - всего, тыс. м229 332,6773 355 0000,87Изделия трикотажные чулочно-носочные, тыс.пар12 112,557305 0003,97Трикотажные изделия, тыс.шт.7 562,357135 0005,6Лесоматериалы, продольно распиленные или расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм; шпалы железнодорожные или трамвайные деревянные, непропитанные, тыс. м3204,23719 2001,06Кирпич строительный, млн. условных кирпичей99,315 3031,87Станки металлорежущие, тыс. шт.0,01920,95Электроэнергия, млн. кВт∙ч3 204,9721 038 0000,31

Таблица 4 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в 2010 году

Вывод: наибольшую долю в общем объеме производства России из всех основных видов промышленной продукции в Ульяновской области занимают:

·трикотажные изделия (5,6%);

·масло сливочное и пасты масляные (4,96%);

·изделия трикотажные чулочно-носочные (3,97%);

Наибольшую долю в общем объеме производства основных сельскохозяйственной продукции составляют: зерно, сахарная свекла, подсолнечник.

3 Изучение социально-экономической структуры экономики региона

Проведем анализ: динамики доходов на душу населения; соотношения душевых доходов и прожиточного минимума; динамики среднемесячной заработной платы; уровня и динамики общей безработицы (табл.5).

Таблица 5 - Уровень жизни населения

2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.9756,410790,812905,218881,3Реальные денежные доходы, % к предыдущему году107,299,6110,7104,7Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.10895,011731,413339,020952,2Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году111,597,5105,9105,2Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.4191,55672,17004,17593,9Реальный размер начисленной пенсии, в % к предыдущему году108,2125,8111,1112,2Прожиточный минимум, руб.4074441451645709Уровень официально зарегистрированной безработицы, %7,398,77,5Индекс потребительских цен, %114,1107,6110,6108,8

Вывод: уровень доходов населения Ульяновской области относительно невысок. За анализируемый период среднедушевые денежные доходы в месяц, среднемесячная номинальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий имели тенденцию роста. Однако их реальный размер, который наиболее точно по сравнению с номинальным свидетельствует насколько лучше или хуже стал жить человек показывает, что в 2009 году был спад (но реальный размер начисленной пенсии увеличился). Такая динамика объясняется, последствиями кризиса, это же и вызвало рост безработицы. Высокий показатель реального размера пенсии в данном году - результат поддержки государства, индексаций.

По итогам 2010 года денежные доходы населения области составили 12905,2 тыс. руб. на человека в месяц, что ниже, чем по России в целом (18881,3 тыс. руб.). В рейтинге регионов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» по уровню благосостояния российской семьи по итогам 2010 года Ульяновская область занимает 19 место (1 место «самый бедный» регион, 83- «самый богатый»). После затрат на прожиточный минимум у стандартной семьи Ульяновской области (двое взрослых и двое детей) остается на руках менее 6684 рубля .

При этом можно отметить, что доходы населения в 2010 году увеличились. По итогам 2010 года реальные денежные доходы населения Ульяновской области оставили 110,7% к уровню 2009 года. Этот показатель выше, чем по России в целом. Но и индекс потребительских цен в Ульяновской области выше, чем по России на 1,8%.

Область занимает 10-е место по показателю реальных денежных доходов среди всех субъектов РФ. Анализ показывает, что уровень бедности в Ульяновской области устойчиво снижается .

Уровень прожиточного минимума имел тенденцию роста, однако он ниже среднего по РФ.

Уровень безработицы в 2010 году остался на достаточно высоком уровне (8,7%), что выше чем по РФ на 1,2%.

Заключение

В работе представлены основные показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния отраслевой структуры региона. Статистические показатели используются во всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговые значения, применение методов статистического анализа дает представление о реально сложившейся ситуации в регионе.

Ульяновская область является средним регионом РФ по объемам производства. Регион занимает 47 место среди всех субъектов РФ по абсолютному объему ВРП в 2010 году.

Основные экономические показатели в регионе в пересчете на одного жителя ниже, чем по России в целом.

В Ульяновской области основной объем производства обеспечивается обрабатывающими производствами, в то время как в целом по стране объем производства ВРП в значительной степени зависит от добычи сырьевых ресурсов.

В 2010 году большинство экономических показателей Ульяновской области улучшились, причем по ряду из них темпы роста были на довольно высоком уровне. В частности, темпы роста реальных доходов населения и ряда других показателей в 2010 году были выше, чем по стране в целом.

Список литературы

1.Россия 2012: Стат. справочник, Росстат. - М., 2012.

2.Российский статистический ежегодник 2011: Стат.сб., Росстат. - Р76 М., 2011.

.Социально-экономическое положение России, Стат.сб., Росстат. - М., 2011.

.РИА-Аналитика/Центр экономических исследований: Социально- экономическое положение Ульяновской области. - Москва, 2011.

5. - «Ульяновская область»

. - официальный сайт: Губернатор и Правительство Ульяновской области, «Об Ульяновской области»

. - «Ульяновская область»

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития регионов. он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель этого анализа - выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:
1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.
2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.
3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.
4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.
5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.
6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.
7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.
8. Оценка межрегиональных экономических связей.
9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.
10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.
Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона.
В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.
Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.
Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе оценивается:
1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т. д.).
2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).
3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).
4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).
5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.
7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.
8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.
В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого анализа выделяют:
1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.
2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.
3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.
4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.
5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.
6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.
Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют:
- Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.
- Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.
- Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.
- Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей).
- Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:
1. Анализ общего уровня развития региона.
2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.
3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.
4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.
5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.
6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.
9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.
В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения.
Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.
Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.
. Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?
. При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного характера:
а) Ограниченная емкость рынка.
б) Административные ограничения.
в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.
г) Неравенство стартовых условий.
2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:
а) Межрегиональная инфраструктура.
б) Финансово-кредитная инфраструктура.
в) Внешнеэкономическая инфраструктура.
г) Кооперативная инфраструктура.
3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:
а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не включает:
а) Складские помещения.
б) Здания и оборудование бирж.
в) Персонал торговых организаций.
г) Телекоммуникационные сети.
5. При определении степени социальной ориентации экономики региона:
а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа.
б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства.
в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы.
г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.