В чем смысл устойчивого развития. О простом смысле экономики

В чем смысл устойчивого развития. О простом смысле экономики

Великий шотландский ученый Адам Смит считается основоположником такой великой науки, как экономика. На сегодняшний день эта великая наука является одной из самых актуальных и необходимых. Знание различных экономических процессов не только упрощает жизнь людям, но и помогает регулярно пополнять бюджет, учит зарабатывать и экономить.

В современном мире существует огромная потребность в экономически образованных людях. Значение экономики растет с каждым годом. Этой науке начинают обучать даже в школах. В каждой развитой стране есть множество экономических университетов, которые практически ежегодно модернизируют и открывают прогрессивные факультеты.

Что же это за наука и в чем цель экономики? Общественная наука, изучающая рынок и поведение участников процесса хозяйственной деятельности, исследующая, как люди распоряжаются имуществом, как они пытаются удовлетворить свои неорганиченные потребности и есть экономика.

Экономика и ее цели

Многие земные ресурсы по своей сути ограничены. Пресная вода, еда, скот, ткани - это земные ресурсы, которых можно лишиться. В отличии от ресурсов, потребности у человека не ограничены. Цель экономики - держать в равновесии ограниченные ресурсы и неограниченные человеческие потребности.

Знаменитый американский ученый, психолог Маслоу Абрахам Харольд считал, что все основные потребности человека можно выразить в пирамиде. Основанием геометрической фигуры являются физиологические потребности, то есть человеческая нужда в еде, воде, одежде, жилье, а также продолжении рода. Актуальные вопросы экономики базируются на этой пирамиде. Вершиной фигуры является потребность человека в самовыражении.

Сектора экономики

На сегодняшний день выделено всего три которые в науке называют первичным, вторичным и третичным. Первый сектор объединяет цели и задачи экономики по изучению сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесоводства. Второй сектор отвечает за строительство и обрабатывающую промышленность, тогда как третичный сектор берет за основу сферу услуг. Некоторые экономисты предпочитают выделять еще и четвертичный сектор экономики, который включает образование, банковские услуги, маркетинг, информационные технологии, но по сути, это и изучает третичный сектор.

Формы экономики

Чтобы понять цель экономики наверняка, необходимо ознакомиться с формами экономики. Эту важную тему дети начинают изучать еще в средней школе не уроках обществознания, а затем продолжают углубляться в нее в старшей школе и университете. Всего выделяют четыре формы этой общественной науки.

Рыночная экономика

Рыночная экономика основана на свободной предпринимательской деятельности, договорных отношениях, многообразии форм собственности. Государство в этом случае имеет лишь косвенное влияние на экономику. Характерными чертами этой формы являются независимость и самостоятельность предпринимателя, возможность выбирать поставщика, ориентированность на покупателя. Главная цель экономики в этом случае - поддерживать связь между покупателем и предпринимателем.

Традиционная экономика

Традиционная экономика все еще не изжила себя, ведь до сих пор остаются малоразвитые страны. Обычаи играют главную роль в этой экономической форме. Сельское хозяйство, ручной труд, такие примитивные технологии (использование сохи, мотыги, плуга) - характерные черты для данной системы. Первобытное общество было построено на иерархии и традиционной экономике, но и сегодня некоторые Африканские, Азиатские и Южно-Американские страны все еще сохраняют эту форму. По своей сути традиционная форма является самым первым проявлением экономической науки.

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика или плановая существовала в СССР, но до сих пор актуальна и в Северной Корее, а также на Кубе. Все материальные ресурсы находятся в государственной, общественной собственности, государство полностью контролирует экономику и ее развитие. Государственные органы при административно-командной экономике единолично планируют выпуск продукции, а также регулируют цены на нее. Огромным преимуществом этой экономической формы является небольшое социальное расслоение.

Смешанная экономика

Смешанная экономика зависит и от предпринимателей, и от государства. Если административно-командная форма включает только государственную собственность, то в смешанной форме присутствует и частная собственность. Цель смешанной экономики - правильный баланс. Государственной собственностью чаще всего являются детские сады, транспорт, библиотеки, школы, университеты, больницы, дороги, юридические услуги, силовые структуры и прочее. Люди могут свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Бизнесмены распоряжаются самостоятельно своим имуществом, принимают решения о выпуске продукции, нанимают и увольняют работников, обучают сотрудников. Государство финансируется людьми, которые выплачивают налоги.

Экономический рост

Экономический рост страны во многом определяет экономику и ее роль в жизни общества. Хозяйственный рост позволяет каждому государству выпускать больше товаров, производить услуги и блага. Чем больше товаров производит страна, и чем больше на них спрос, тем большую прибыль получит это государство. Хозяйственный рост должен быть устойчивым, но ни в коем случае не авральным.

Результат, который ожидается от хозяйственного роста, - это значительное повышение качества жизни населения. Но к большому сожалению, добиться этого невероятно сложно, так как грамотных экономистов остается все меньше и меньше. Существует несколько факторов, которые могут поднять уровень жизни страны.

Одним из наиболее важных факторов является прогресс техники и науки. Благодаря новым механизмам, технике, интернету в миллионы раз увеличилась производительность труда, работоспособность. Уникальный, современный, качественный продукт пользуется спросом на рынке продаж.

Другим фактором хозяйственного роста является рабочая сила. Если работник не имеет высшего образования, ленив, не опытен, не умеет принимать решений, то компания не будет иметь успеха. Человеческий капитал невероятно высоко ценится в современном обществе. Образование в высшем учебном заведении, опыт работы, знание иностранных языков, личные качества человека играют огромную роль при принятии на работу. Экономика и ее роль в жизни общества невероятно высоки, поэтому так важно прислушиваться к советам опытных ученых. Человеческий капитал позволяет работнику получать дополнительный доход. Этот термин был выведен в 20-м веке в экономической науке.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Вопрос

Что включает в себя понятие "экономический смысл хозяйственной операции"?

Ответ

По сути, это понятие включает в себя экономическую обоснованность хозяйственной операции и тесно связано с возможным получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (ст. 252 НК РФ). Нет четких критериев (разъяснений) признания расходов экономически обоснованными. Также ни в судебной практики, ни в официальных разъяснениях не освещается подробно понятие «экономический смысл хозяйственной операции». Подразумевается, что хозяйственная операция должна нести определенный смысл, то есть совершаться для получения дохода (экономического результата), а не прикрывать иные операции.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Экономическая обоснованность в целом. По мнению Минфина России, критерий экономической оправданности расходов следует рассматривать во взаимосвязи с положением абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которым расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Именно наличие связи произведенных расходов с предпринимательской деятельностью налогоплательщика является ключевым элементом для признания произведенных затрат экономически оправданными расходами (Письмо Минфина РФ от 08.06.2007 № 03-03-05/147).

Формируемая Высшим Арбитражным Судом РФ судебная практика также основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и понесенных по этим операциям затрат. Действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Недавно чиновники разъяснили, что обоснованность расходов должна оцениваться с учетом намерений налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности. При этом критерии целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата не могут применяться при оценке обоснованности расходов. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (Письмо Минфина России от 29.07.2013 № 03-03-06/2/30016).

Конституционный Суд РФ указал, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (Определение КС РФ от 04.06.2007 № 366-О-П).

Президиум ВАС РФ указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности. При этом суд отметил, что субъекты предпринимательской деятельности обладают широкой дискрецией в принятии управленческих решений. В связи с этим вывод инспекции об экономической неоправданности расходов необоснован (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 № 8905/10).

Также чуть ранее Президиум ВАС говорил о том, что хозяйствующие субъекты самостоятельно по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 № 11542/07).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

«Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы» (mod = 112, id = 56723)

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однакоприказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
— наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАСМосковского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
— направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАСМосковского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
— связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
— соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008) *.

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 , подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью — сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформитеприказом руководителя.

Ситуация: кто должен доказывать экономическую обоснованность расходов при расчете налога на прибыль (mod = 112, id = 56724)

Доказать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция. Это следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 10 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11897, от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/535, определениями Конституционного суда РФ от 25 января 2012 г. № 134-О-О, от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, от 4 июня 2007 г. № 366-О-П, постановлениямиПрезидиума ВАС РФ от 10 июля 2007 г. № 2236/07, Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 июля 2013 г. № Ф03-2803/2013, Волго-Вятского округа от 7 августа 2012 г. № А29-5041/2011, Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2013 г. № А19-18625/2012).

Внимание: есть примеры арбитражных решений, которые свидетельствуют о том, что организация должна доказать обоснованность произведенных расходов (факт и размер затрат) (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. № Ф04-2797/2007(34036-А67-40), от 17 октября 2007 г. № Ф04-7307/2007(39383-А46-26), Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. № А19-1558/06-52-Ф02-427/2007-С1, от 16 мая 2007 г. № А19-22298/06-50-04АП-241/07-ФО2-2770/07,Московского округа от 31 января 2007 г. № КА-А40/13706-06, Дальневосточного округа от 31 января 2007 г. № Ф03-А51/06-2/5262, Поволжского округа от 17 мая 2007 г. № А12-16837/06-С36, Северо-Западного округа от 9 апреля 2007 г. № А05-5024/2006-12)«.

2. Письмо Минфина России от 29.07.2013 № 03-03-06/2/30016

«Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следует отметить, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность*.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П».

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением, Валентина Яковлева,

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,

руководителем Горячей линии ЮСС «Система Юрист»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


В современном представлении хозяйственная деятельность экономически связывает звенья технологических процессов жизни общества в ходе разрешения
* В подготовке главы XII принимала участие И.Ю.Степаненко.
возникающих противоречий между возрастающими потребностями и объективными реальными возможностями их удовлетворения. Соответственно возникает необходимость в знаниях и практических приемах осуществления поставленных хозяйственных целей через складывающиеся формы экономических отношений как динамичной системы взаимосвязей и мотивов поведения с порождаемыми ею стимулами активизации действий в приобретении тех или иных преимуществ. Они способствуют развитию взглядов и представлений о механизме удовлетворения потребностей и определяемых ими мотивов поступков и поведения, что можно обобщить понятием “интересы ”. Совокупность последних определяет круг жизненно важных обстоятельств и ситуаций, фокусирующих усилия органов управления хозяйственной деятельностью на формирование и реализацию положений экономической политики.
Условием реализации актуальных задач экономики является переход на модель устойчивого развития хозяйственной системы при прагматичном уровне государственного регулирования экономических процессов. При этом должно быть гарантировано и обеспечено сбалансированное решение социально-экономических задач в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Концептуально экономическая устойчивость - это состояние автономной хозяйственной системы, которое обеспечивает ее способность к целенаправленному функционированию (стабильно развивающейся деятельности) в обозримом временном периоде.
Появление понятия устойчивости в публикациях второй половины 80-х гг., связанных с документами ООН по проблемам окружающей среды и развитию, явилось логичным уточнением взглядов на проблемы долговременного прогресса, сопровождаемого оценками источников поддержания цивилизованного уровня жизнедеятельности и приумножения капитала. При этом подразумевается развитие хозяйственной системы, связанное с регулированием состояния экономической, социальной и экологической сфер. Такое регулирование призвано предупредить переход экономики в состояние необратимой деградации.
Словосочетание “устойчивое развитие” - “sustainable development” имеет в переводе на русский язык несколько смысловых значений: “устойчивое, обеспеченное, поддерживаемое развитие”. Это позволяет расширенно трактовать постановку практических задач, акцентируя внимание на стабильном состоянии движения. Тем самым определяется его восприятие как опорного, универсального в понятии прогресса, как новая парадигма модели развития цивилизации.
В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”, подчеркнуто, что переход предполагает формирование эффективной экономики, которая использует минимум ресурсов для получения единицы результата. Влияние фактора экологизации на устойчивое развитие хозяйственной деятельности проявляется в “обычном бизнесе”, но при условии, что этот бизнес экологически ориентирован и тем самым обеспечивает стабильность хозяйственных ситуаций технологически, а среду обитания - по качественным характеристикам.
Структурно экономическая устойчивость синтезирует ряд аспектов общего хозяйственного назначения. Среди них ресурсное обеспечение (сырье, капитал и рабочая сила) и технологические возможности создания необходимой номенклатуры товаров и услуг. Важную роль играют интеллектуальный потенциал как источник новаций и достижений научно-технического прогресса, а также должная стабильность финансовых потоков как фактор цивилизованных экономических отношений. Необходима и достаточная защищенность хозяйственной системы от негативных воздействий внутренних и внешних источников.
Процесс развития можно представить как эволюционно-последовательное изменение состояния хозяйственной системы с переходом на новые, качественно отличающиеся уровни, иллюстрирующие рост и изменение ее социально-экономических характеристик. Особенностью такого процесса является необратимость, невозможность обратного движения. Устойчивость национальной экономики зависит от согласованности таких стратегически важных характеристик, как совокупность экономических интересов хозяйствующих субъектов, динамика макроэкономических показателей и направленность их изменения, состояние институтов управления экономикой, обстановка во внешней среде экономических отношений.
Материальной основой устойчивого развития экономики служат природные ресурсы и технологические процессы их использования. При этом приходится считаться с возможностью и вероятностью потери устойчивости хозяйственной системы. Ведь разрушение одной ее структуры и создание другой - непременные атрибуты экономических параметров ее состояния. Их нужно оценивать на доступных для этого этапах ожидаемых или внезапных воздействий внутренних или внешних источников. При анализе обращается внимание на ряд условий. Так, хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если получаемые от нее выгоды не превышают вызываемого ею ущерба. Сам причиняемый ущерб желательно снижать до самогр низкого уровня по сравнению с его разумно допустимым размером. В процедурах принятия решений должен быть предусмотрен комплекс экономически оправданных превентивных мер, которые необходимо осуществить при достижении поставленной хозяйственной цели.
Логическим завершением формирования концепции и стратегии устойчивого развития экономики будет разработка механизма, органически вписывающегося в хозяйственную структуру рыночных отношений. Осуществимость государственного регулирования обеспечивается создаваемой системой правовых и экономических рычагов через институционально сочетающиеся политические, социальные и экономические условия структуры управления хозяйственной деятельностью. При этом учитываются тактические и стратегические задачи, необходимость и возможность сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов, совмещения всего того ценного из наследия прошлого, что люди ценят и к чему привыкли.
Каждая страна обладает весьма изменчивым и нередко субъективно определяемым потенциалом экономической устойчивости. Этот потенциал включает в себя ресурсы и резервы национального хозяйства, уровень эффективности хозяйственной деятельности, проводимую экономическую политику, институциональную организацию управления, способность адекватно реагировать на изменения внешней конъюнктуры и поведение мировых экономических лидеров, степень участия в международных финансовых, политических и общественных организациях.
Основополагающим методологическим принципом исследования структурных преобразований экономики с постановкой задачи устойчивого развития следует считать их обусловленность содержанию экономической действительности. Простое логическое рассмотрение экономической действительности позволяет выделить ряд звеньев (или принципов второго порядка), которые могут быть положены в основу методики исследований. Таковы формирование объективных жизненно важных потребностей в пространственно-временном измерении, формулирование основных экономических интересов как базовая обусловленность оценок удовлетворения потребностей, близкое к оптимальному сочетание общего социального благополучия с экономическими интересами хозяйствующих субъектов.
В новой парадигме экономических отношений механизм государственного регулирования включает инструментарий правовых и экономических методов.
Правовые методы управления опираются на основные законодательные положения государства и условия международных соглашений, формирующих “правила игры” мирового рынка. Правовое поле заполняется требованиями, рекомендациями, обязательствами, трансформирующими процессы достижения хозяйственных целей в стране через принципы открытости национальной экономики и изменение отношений собственности. Передел прав собственности путем приватизации-национализации и купли-продажи приобретает цивилизованные, соответствующие положениям действующего законодательства, формы.
Экономические методы управления включают инструментарий возмездности-платности, экономической ответственности, финансовой дисциплины. Они предполагают действенную систему налоговых отношений, регулирование товарообмена и ценообразование. В целях экономической устойчивости хозяйствующих субъектов и обеспечения равновесной справедливости используются различные формы страхования, лицензирование по видам деятельности и аудит как способ периодической проверки независимыми экспертами состояния хозяйственного процесса для определения путей его совершенствования и устранения возможных осложнений.
Институты государственной власти, находясь в центре механизма политического, экономического и социального влияния на хозяйственную деятельность, призваны обеспечивать оперативно-аналитические задачи при выработке правовых норм и правил принятия решений и практических действий. Наличие такого рода рекомендательных материалов позволит хозяйствующим субъектам любого уровня и сферы деятельности рассматривать состояние и оценивать уровень экономической устойчивости, исходя из установившихся экономических интересов и складывающейся хозяйственной обстановки.

Еще по теме В чем смысл устойчивого развития:

  1. 1.3 Теория устойчивости и её использование в управлении динамично-устойчивым развитием предприятий
  2. 5. Полная функция управления и устойчивость объекта управления в смысле предсказуемости его поведения
  3. Государственное регулирование устойчивого развита АПК
  4. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
  5. 1.2 Содержание понятий динамичное и устойчивое развитие экономических объектов и систем
  6. Устойчивое развитие малых форм хозяйствования как фактор конкурентности в аграрной сфере страны
  7. § 3. Специализированные кредитные организации как фактор устойчивого развития банковской системы
  8. РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В ПОИСКАХ ВЫХОДА НА ТРАЕКТОРИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ*

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -