![Предмет и методы правового регулирования налогового права. Налоговое право: понятие, предмет, метод](https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/19663/1458675.jpg)
Налоговое право — важнейшая отрасль юриспруденции с точки зрения исследования сферы подготовки кадров для нее, а также реализации приоритетов государства в области регулирования данных коммуникаций. В чем заключаются особенности предмета и метода данной отрасли? Какие есть нюансы в трактовках данных терминов?
Прежде чем рассматривать метод рассмотрим то, что представляет собой данная юридическая отрасль. Соответствующий термин может пониматься в 3 разных контекстах:
Как учебная дисциплина;
Как отрасль науки;
Как раздел национального права.
Все указанные интерпретации понятия «налоговое право» связаны между собой. Так, соответствующие учебная дисциплина и отрасль науки изучают, прежде всего, отмеченный раздел национального права. В свою очередь, издание регулирующего законодательства, а также правоприменительная практика во многом зависят от квалификации юристов, в значительной степени приобретаемой в учебных заведениях, а также уровня научной проработанности тех или иных проблем, которые имеют отношение к налоговому праву.
Можно отметить, что для всех 3 интерпретаций соответствующего термина характерен общий предмет: совокупность правоотношений, которые формируются с участием государственных органов и налогоплательщиками в статусе физических или юридических лиц. Предметом данных правоотношений могут быть порядок установления, расчета, перечисления в бюджет, а также взимания различных налогов, а также осуществление контроля над их уплатой и реализация мер ответственности за нарушения соответствующей отрасли законодательства.
Соответствующие правоотношения могут, таким образом:
Исследоваться на уровне научной дисциплины;
Отражаться в учебных материалах;
Находиться в юрисдикции налогового законодательства.
Данные виды коммуникаций могут осуществляться с применением различных методов налогового права. Изучим их специфику.
Метод налогового права — это, в соответствии с традиционным подходом, совокупность юридических механизмов, позволяющих тем или иным субъектам в той или иной степени повлиять на предмет налогового права. Например, представителями науки — изучить правоотношения, преподавателям — интерпретировать их в рамках учебной дисциплины, законодателю — отразить в нормативных актах.
Изучим то, как может пониматься метод, о котором идет речь, в контексте его рассмотрения как раздела национального права.
В соответствующем контексте метод налогового права обычно характеризуется как подход законодателя к регулированию различных правоотношений в области налогов и сборов. Он может быть:
Публично-правовым;
Гражданским.
В первом случае законодатель применяет установленные действующими нормативными актами механизмы принуждения тех или иных лиц к выполнению предписаний об уплате налогов. Задействуется, таким образом, регулирования правоотношений. Во втором действия законодателя сводятся, главным образом, к рекомендациям и согласованиям. Фактически, реализуется диспозитивный метод в налоговом праве, по которому те или иные субъекты правоотношений имеют возможность выбирать способ поведения в тех или иных коммуникациях.
Рассмотрим ключевые признаки, характеризующие метод в налоговом праве.
Прежде всего, он имеет публично-правовой характер. Налоговые обязательства граждан и организаций регламентируются на уровне федерального, регионального и муниципального законодательства, которое в части регламентации основных коммуникаций носит нормативный характер. Это объяснимо, прежде всего, тем, что сбор налогов — процедура, являющаяся ключевой с точки зрения формирования государственного бюджета, материального обеспечения основных институтов государства. Данная особенность понимания сущности соответствующих платежей предопределяет возникновение приоритета общественных интересов над частными. Обязательства по уплате налогов, таким образом, возлагаются в равной степени на всех граждан, а льготы по ним определяются в нормативном порядке для лиц с одинаковым статусом.
Конкретный метод налогового права имеет значение с точки зрения выбора государством наиболее эффективных механизмов обеспечения исполнения гражданами своих обязательств по перечислению тех или иных платежей в бюджет. В данном случае приоритетным может быть применение именно тех подходов, которые можно охарактеризовать как императивные, предполагающие издание компетентными органами власти предписаний для налогоплательщиков, обязательных к исполнению.
Вместе с тем, повышение эффективности управления правоотношениями в сфере уплаты налогов в бюджет может требовать задействования государством также гражданских механизмов. Исследование степени их влияния может включаться в состав проблемы метода налогового права, актуальной как для сферы практического законотворчества, так, в частности, и для области научных исследований.
То, каким образом должны соотноситься диспозитивные и императивные подходы, определяется с учетом многих факторов, которые часто обнаруживаются только по факту внедрения и применения правовых норм. Они могут носить социально-экономический, институциональный характер, предопределяться внутренними процессами или же, к примеру, внешнеполитическими.
Но, так или иначе, в российской правовой системе сложилась ситуация, при которой больший приоритет получают все же императивные методы налогового права. Тот или иной субъект правоотношений получает, таким образом публичные или персональные — но в порядке, установленном нормативными актами, предписания касательно своих действий в контексте исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в бюджет.
При необходимости законодатель применяет различные методы толкования норм налогового права, закрепляет их в рекомендациях и документах разъяснительного характера, если нормы права в тех или иных положениях законодательства — диспозитивны. В отдельных случаях данный подход может быть даже более эффективным, чем императивное регулирование. Как правило, он практикуется, если тот или иной вид коммуникаций сложно регламентировать на уровне федеральных нормативных актов.
В этом случае компетентные органы — чаще всего Федеральная налоговая служба, применяет определенные средства и методы толкования норм налогового права, после чего закрепляет результаты проделанной работы в письмах и иных правовых актах, которые публикуются в установленном порядке. Во многих случаях содержание именно таких документов рассматривается налогоплательщиками в первую очередь, в то время как предписания федеральных нормативных актов не применяются де-факто в качестве регулирующих, хотя они имеют большую юридическую силу.
Есть в российском законодательстве федеральные нормативы, которые диспозитивны по своей правовой природе. Например, это положения Налогового кодекса в части выбора системы налогообложения предпринимателями. При условии, что деятельность учреждаемых ими фирм по оборотам и численности штата соответствует определенным критериям, они могут, в частности, работать по упрощенной системе и платить, таким образом, существенно меньший объем налогов, чем в случае с работой по общему методу налогообложения.
В свою очередь, при определении порядка исчисления сумм конкретных платежей в бюджет методами налогового права выступают как раз таки императивные механизмы: соответствующие нормы права предписывают то, каким образом устанавливается налоговая база, ставка, налоговый период и прочие условия перечисления платежей в бюджет государства.
В общем случае регулирование правоотношений в сфере налогов и сборов регулируется на уровне федерального законодательства России. Но возможны варианты, при которых метод налогового права и его характеристика будут определяться исходя из норм региональных источников права. Рассмотрим данный нюанс подробнее.
Действительно, основной объем норм, регламентирующих порядок исполнения гражданами и организациями обязательств в части уплаты налогов и сборов устанавливается на уровне федеральных правовых актов — прежде всего, Налогового кодекса РФ. Но в ряде случаев положения НК РФ должны дополняться нормами, принимаемыми властями российских регионов.
Например, данная особенность характеризует регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, представленного недвижимостью. Порядок исчисления соответствующего платежа в части основных его компонентов определяется на уровне НК РФ. Но ряд ключевых на имущество определяется с учетом региональных норм права. Так, до определенного момента именно власти субъекта РФ определяют, будет ли исчисляться соответствующий платеж на основе инвентаризационной или же кадастровой стоимости недвижимости. В свою очередь, вне зависимости от того, какой конкретно вариант выберут региональные власти, ими же устанавливаются ставки по рассматриваемому налогу — но в пределах тех значений, что установлены в НК РФ.
Таким образом, с точки зрения действия региональных источников норм метод налогового права будет таким же императивным, как если бы применялось федеральное законодательство: налогоплательщики, зарегистрированные в соответствующем регионе, будут обязаны следовать утвержденным в субъекте РФ положениям законодательства. В свою очередь, с точки зрения НК РФ нормы, определяющие, во-первых, схему начисления налога на имущество, а во-вторых, ставку для него, могут быть применены только в том случае, если конкретные положения источников права, устанавливающие данные элементы платежа, не приняты региональным законодателем.
Определить то, является ли конкретный метод налогового права фактически императивным на федеральном уровне в ряде случаев возможно только при выявлении закономерностей соотнесения соответствующих норм права с теми, что приняты на региональном уровне. Так, с точки зрения НК РФ некоторые нормы принимаются только в том случае, если регулирующие ту же сферу отношений положения не приняты властями субъектов РФ. В свою очередь, региональное законодательство в данном случае может рассматриваться как источник равнозначных федеральным императивных норм, несмотря на то что его юридическая сила — ниже, чем у Налогового кодекса.
Полезно будет изучить еще один аспект применения метода в налоговом праве: нормативность положений актов, издаваемых органами власти. Метод налогового права обычно характеризуется как способ регулирования правоотношений посредством как раз таки нормативных источников, представленных федеральными или региональными законами, в ряде случаев — подзаконными источниками.
В свою очередь, во многих случаях соответствующий метод может быть представлен и ненормативными источниками. Они также издаются органами власти, однако, их действие направлено на определенный круг лиц или даже конкретного гражданина либо организацию. Например, таким источником может быть предписание об уплате налога, который не был перечислен тем или иным лицом вовремя, вследствие чего образовалась недоимка. Однако, любое предписание соответствующего типа — будь оно 1 по счету, 2 или 3 (налоговое право, предмет, метод, место, источники его могут, таким образом, определяться на уровне ненормативных актов), должно основываться на положениях, в свою очередь, нормативных правовых актов. То есть, быть законным и обоснованным.
Таким образом, оба механизма управления правоотношениями в сфере налогов и сборов — нормативный и ненормативный, также тесно связаны между собой.
Итак, мы изучили то, в чем заключается специфика предмета и метода налогового права. Прежде всего, имеет значение то, в каком контексте они рассматриваются — научном, учебном или же институционально-правовом. Что касается предмета налогового права, то он сохраняет свою целостность во всех 3 контекстах.
В свою очередь, метод соответствующей отрасли права будет различаться в зависимости от того, кем он применяется — исследователем, преподавателем или же законодателем. Его использование будет предопределять порядок действий того или иного субъекта коммуникаций. Например, если это законодатель, то в соответствии с выбранным методом налогового права — императивным или диспозитивным, будут формироваться положения нормативных актов, издаваемых органами власти в целях регулирования правоотношений в сфере уплаты налогов и сборов.
Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.
Три подхода по поводу природы налогового права, его места в правовой системе:
1. Налоговое право – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен.
2. Налоговое право – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли.
3. Налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.
Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.
Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.
Признаки метода налогового права:
1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.
3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.
4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.
5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.
7. Соотношение налогового права с другими отраслями, подотраслями и институтами права.
Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты.
В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.
Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, закрепленная в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.
Все отрасли или подотрасли права различают прежде всего по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками:
а) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;
б) способностью к внешнему правовому контролю;
в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
Определение предмета налогового права позволяет ограничить его от других составных частей финансового права и отраслей российского права. Таким образом, можно сказать, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые нарушения.
8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства. Одни имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК «Основные начала законодательства о налогах и сборах».
Особенности (признаки) общих принципов налогообложения.
1. Базовый характер. Являясь предписаниями исходного, основополагающего характера, принципы-нормы определяют цели, содержание, структуру, функциональную направленность всех иных налоговых норм. Они задают своеобразную программу развития отрасли в целом и отдельных ее институтов. Правовые принципы обеспечивают единство налогового права, предъявляя к налогово-правовым нормам единые требования.
2. Обобщающий характер. Принципы регулируют самые важные, ключевые аспекты налогообложения. Они представляют собой обобщающие правовые категории, соотносясь с иными нормами налогового права как общие и специальные.
3. Условно-структурный характер. Внутренняя структура принципов-норм носит достаточно произвольный вид. Пытаться выделить здесь устойчивые структурные элементы – гипотезу, диспозицию, санкцию – вряд ли возможно.
4. Приоритетный характер. Общие принципы налогообложения обладают приоритетом (верховенством) по отношению к иным нормам налогового права. В случае противоречий действуют именно указанные нормы-принципы.
5. Стабильный характер. Налоговые реформы осуществляются непрерывно, налоговому законодательству присущи высокий динамизм и изменчивость. На этом фоне общие принципы налогообложения обладают значительной стабильностью. Именно стабильный характер позволяет общим принципам налогообложения выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.
Особенности организации ТС машин и оборудования заводами-изготовителями.
Отдельные заводы создают сеть предприятий по фирменному обслуживанию своей техники.
Однако не все заводы обладают такой возможностью из-за отсутствия материальных и трудовых ресурсов. Около 90% компаний изготовителей продают, проводят ТО, гарантийный ремонт, поставляют запасные части через сеть независимых дилерских пунктов, которые при работе с заказчиками руководствуются следующими основными принципами: 1. Клиент еще до начала ремонта получает точную оценку повреждений и перечень предстоящих работ; 2. Работы проводят только с согласия заказчика, который оплачивает лишь заказанные им виды работ; 3. Ремонт проводят специалисты высокой квалификации; 4. Клиент получает формуляр с указанием всех видов выполняемых работ и времени, затраченного на каждую из них; 5. Стоимость работ оплачивают по твердым расценкам, с которыми дилер знакомит заказчика. Организация фирмами-изготовителями собственных предприятий для ТО обходится дорого. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к сокращению числа дилеров – представителей промышленных фирм и увеличению числа независимых дилеров, которые в некоторых случаях распространяют технику нескольких поставщиков. Предприятия дилеров – это в основном семейные предприятия, которые по лицензии какой-нибудь крупной компании реализуют машины и осуществляют их сервис. При организации дилерской службы следует учитывать, во - первых, наличие уже сложившейся ремонтно-обслуживающей базы, во – вторых, климатические условия, которые оказывают влияние на эксплуатацию и хранение техники.
Налоговое право
– это совокупность финансово–правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, при этом круг отношений регулируется законом (Ч.1 ст. 2 НК). Это предмет налоговогоправа
. Эти отношения делятся на 2 группы:
1. Связанные
с установлением
, введением
и взиманием
налогов и сборов (имущ-ный хар-р)
.
2. Возникающие в процессе осуществления налогового контроля (неимущественный хар-р) , обжалования актов налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц и привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах прим. ч. 1 НК РФ» ч.1 НК.
Представляется, что на сегодняшний день предмет налогового права четко определен ст. 2 НК РФ и включает в себя следующие группы отношений, которые характеризуются своей публично-правовой природой:
По установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
Отношения, возникающие при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
Отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Метод правового регулирования в сфере налогового обложения – это способы правового воздействия на поведение участников налоговых отношений, а также на характер взаимосвязи между ними. Налоговое право является подотраслью финансового права, основной метод – императивный. Имеет особенности:
1. Преобладание в правовом регулировании позитивного обязывания
2. Ограничение правовой инициативы участников налоговых отношений.
3. Юридическое неравенство участников налоговых отношений (выражается в различном содержании правоспособности участников налоговых отношений).
Дискуссионной в юридической литературе является проблематика метода налогового права. Проблематика данного вопроса обусловлена тем, что в литературе обосновывается наличие в налоговом праве своего собственного метода регулирования и использования в регулировании налоговых отношений диспозитивного метода регулирования. Представляется, что главный метод регулирования в сфере налогообложения предопределен самой природой налоговых отношений - императивный метод регулирования . Представляется, что императивный метод свойственен всем публично-правовым отраслям права, и проявляется в каждом их институте или подотрасли, и проявляется единообразно. Соответственно и в налоговом праве, как подотрасли финансового права, для регулирования налоговых отношений используется императивный метод регулирования. Существующие в научных работах суждения, обосновывающие наличие диспозитивного метода в налоговом праве обусловлены тем, что законодатель для обеспечения регулирования налоговых отношений использует традиционные гражданско-правовые институты, такие как поручительство, залог, банковская гарантия и др. Соответственно это влечет появление в научных работах суждений о том, что налоговому праву свойственен диспозитивный метод регулирования. Тем не менее, использование институтов гражданского права само по себе не свидетельствует о безусловном использовании диспозитивного метода регулирования в налоговом праве. Представляется заслуживающим внимания мнение В. Д. Сорокина «о реальном существовании единого предмета правового регулирования целостной системы тех общественных прав, которым система прав должна соответствовать и на которые она в свою очередь активно воздействует с помощью соответствующих социальных управленческих и регулятивных систем российского государства».
В качестве единого предмета правового регулирования выступает «социально-правовая среда», состоящая из следующих элементов:
Система многообразных конкретных связей между людьми;
Статус субъектов права, определяемый на уровне системы права в целом безотносительно к его отраслевой принадлежности;
Конкретные связи между людьми, принимающие под воздействием правового регулирования форму правового отношения - материального и процессуального и др.
Весьма интересной является позиция, высказанная указанным автором о том, что наряду с единым предметом правового регулирования существует и единый метод правового регулирования , который выражается в трех способах воздействия на поведение субъектов права и субъектов правоотношений, а именно: дозволения, предписание и запрет. В зависимости от соотношения дозволения, предписания и запрета имеются основания различать три варианта проявления единого метода правового регулирования, т. е. «три типа правового регулирования соответствующих связей и явлений, складывающихся в социально-правой среде». Таким образом, выделяются гражданско-правовой тип регулирования, административно-правовой тип регулирования и уголовно-правовой тип регулирования.
Соответственно, можно говорить о том, что в правовом механизме регулирования тех или иных общественных отношений используются не конкретные самостоятельные методы регулирования, а типы регулирования, обусловленные сочетанием способов воздействия на субъекты права, а именно: дозволение, предписание и запрет .
Исходя из предмета и метода налогового права , учитывая, что налоговое право выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов публичных субъектов, можно определить, что налоговые отношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, а налоговое право является подотраслью финансового права .
Налоговое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права . Связь налогового и конституционного права прослеживается через установление конституционно-правовых принципов, которые находят свое дальнейшее развитие в налоговом законодательстве. Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. Более того, в ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-правовым нормам. Это обусловлено тем, что налогообложение представляет собой часть системы государственного управления. Налоговое право, как и гражданское, регулирует имущественные отношения, связанные с институтом собственности.
При отграничении налогового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.
Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?
Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:
> по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
> возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;
> возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;
> возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
> возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;
> возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права :
> имеют имущественный характер;
> направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
> обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.
Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.
Основные методы налогового права :
– метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.
– метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).
– диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.
Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.
Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственнуюсистему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.
Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.
Системе налогового права свойственны такие характерные черты , как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.
По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.
В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.
Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).
Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.
Материальные
Процессуальные
По выполняемым функциям:
Регулятивные
Охранительные
По территории действия:
Федеральные
Региональные
Местные
По объему действия:
Общие - распространяются на все налоговые правоотношения.
Специальные - регулируют тот или иной вид налогов.
Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы
Понятие, элементы и виды финансовых правоотношений
Понятие и роль финансов, финансовая система Российской Федерации
Правовой статус Правительства РФ как участника финансового правоотношения
Исполнительные и представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований как участники финансовых правоотношений
Правовой статус Министерства финансов РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Счетной палаты РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Федерального Казначейства РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Федеральной налоговой службы РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Центрального банка РФ как участника финансового правоотношения
Правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как участника финансового правоотношения
Понятие, задачи и функции финансового контроля. Виды финансового контроля
Бюджетное право: понятие, предмет, система
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Состав доходов и расходов бюджетной системы. Дефицит бюджета
Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской компетенции, её субъектов и муниципальных образований
Понятие, правовые формы и роль государственного и местного бюджета. Консолидированный бюджет
Понятие бюджетного процесса, его участники
Бюджетная классификация
Понятие и виды межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты
Понятие и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Внебюджетные государственные фонды
НАЛОГ: понятие, признаки, сущность. Классификация налогов, налоговая система государства
Понятие и значение государственного и муниципального кредита. Государственный долг, выпуск государственных долговых обязательств; гос. гарантии
Банковская система РФ: структура, принципы функционирования
Понятие и виды государственного страхования в РФ
Понятие денежной системы в РФ. Денежная единица РФ
Полномочия Центрального Банка России в сфере денежно-кредитного регулирования
Формы безналичных расчетов: общая характеристика
Понятие кассовых операций. Лимит кассы
Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций