Основные черты индустриального общества. Основные признаки индустриального общества. Признаки индустриального общества в России

Основные черты индустриального общества. Основные признаки индустриального общества. Признаки индустриального общества в России

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются:

Определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:

Органами валютного контроля;

Агентами валютного контроля.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый - специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

Формирование и развитие национального валютного рынка;

Регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

Регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

Определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

Определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

Требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

Лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

Требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

Введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

Ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

Требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

Установление лимитов открытой валютной позиции банков;

Введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль - это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

Определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

Надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

Контроль экспортных операций;

Контроль импортных операций;

Контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

Определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

Осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

Взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

Взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

Взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

Приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

Других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются - п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

Проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

Приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

Приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Термин «валюта» произошел от итальянского — цена, стоимость. Понятие валюты в экономической литературе рассматривается в нескольких аспектах. Так, под валютой принято понимать денежную единицу конкретной страны (национальная валюта). Под валютой также понимают денежные ки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (безналичная валюта). Кроме термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). Новый аспект применения термина «валюта» связан с таким явлением мирового финансового рынка , как выпуск международными финансовыми организациями международных расчетных единиц — СДР и евро. СДР — расчетная единица Международного валютного фонда (в переводе с английского — специальные права заимствования), евро — денежная единица Европейского Союза .

Понятие валюты в правовом аспекте в российском законо-дательстве получило закрепление сравнительно недавно — 1992 г. Однако сам термин давно и достаточно широко используется. Состояние валютных отношений зависит от множества факторов и, прежде всего, от развития экономики , национальной и политической систем . С развитием отношений, так или иначе связанных с валютой, складываются валютные системы — национальная, региональная и мировая.

Национальная валютная система представляет собой совокупность экономических валютных отношений, посредством которых осуществляется межгосударственный оборот платежных средств, а также формируются и используются валютные ресурсы страны. Национальная валютная система непосред-ственно связана с мировой валютной системой, представляющей собой совокупность международных валютных отношений, сформированных в связи с эволюцией мирового хозяйства и получивших закрепление в международных соглашениях. Мировая валютная система основана на резервной (ключевой) валюте (одной или сразу нескольких), выполняющей функции между-народного платежного средства. Ею, как правило, выступает конвертируемая валюта одной из ведущих стран с развитой эко-номикой, которая используется в международных расчетах. Та-кой валютой впервые стал английский фунт стерлингов, затем — доллар США . С 1 января 1999 г. введена единая европейская валюта — евро в странах Европейского Союза. Мировая валют-ная система, помимо резервной валюты, может быть основана и на международной счетной денежной единице как своеобразном условном размере для сопоставления и соизмерения междуна-родных требований и обязательств , а также установления ва-лютного курса.

Переход России от жесткого администрирования и существования абсолютной валютной монополии государства в условиях существования Союза ССР к рыночным отношениям обусловил переход к либерализации валютных отношений. В настоящее время в Российской Федерации в сфере валютных отношений действует огромное количество правовых актов, основным из которых первоначально стал принятый 9 октября 1992 г. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле », действовавший (с изменениями и дополнениями) до вступления в силу нового Федерального закона от 10 декабря 2003 г. с аналогичным названием (дата его официального опубликования — 17 декабря 2003 г.). Новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» нацелен на дальнейшую либерализацию российской государственной валютной пОлитики. Принятие нового было обусловлено также необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. Предусмотрено поэтапное вступление Закона в помимо вступления части норм силу со дня его официального опубликования, большая часть его норм вступила в силу по истечении 6 после этой (т. с 18 июня 2004 г.), часть норм — по истечении полутора лет после его официального опубликования (т. е. с 18 а часть норм с 1 января 2007 г. прекращают свое действие.

В нем получили правовое закрепление принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации в новых экономических условиях, а также полномочия и функций органов регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Согласно названному Закону валюта РФ в правовом аспекте представляет собой: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России , находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные де-нежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах .

Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на тер-ритории соответствующего государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Юридическое закрепление получило и понятие внутренних и внешних ценных бумаг . К указанным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте России и выпуск зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты России, выпущенные на ее территории. Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.

Закон 2003 г., в отличие от Закона 1992 г., не закрепляет такого понятия, как свободно конвертируемая валюта. Между тем в литературе и других правовых актах это понятие встречается. Указанная разновидность иностранной валюты представляет собой валюту, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Понятие иностранной валюты следует отличать от более широкого понятия валютных ценностей (они соотносятся как часть и целое). Валютные ценности в правовом аспекте определяются тем, что: во-первых, это иностранная валюта; во-вторых, номинальная стоимость их выражена в любой валюте, кроме российской. В отличие от ранее действовавшего Закона 1992 г., новый Закон не относит к валютным ценностям драго- ценныеметаллы и природные драгоценные камни. Порядок и условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ регулируются Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В связи с функционированием валюты осуществляются валютные операции. В основу классификации валютных операций законодателем положен признак резидентства. К валютным операциям законодатель относит: 1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; 2) приобретение резиден-том у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 4) ввоз на таможен-ную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; 5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Все указанные операции осуществляют физические и юридические лица , имеющие статус резидента либо нерезидента, который также Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютные операции на территории России вправе осуществлять лишь уполномоченные банки. В отличие от Закона РФ 1992 г., предусматривавшего деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала , в новом Законе деление по такому принципу не

Для целей контроля определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, какой орган осуществляет их регулирование — Правительство РФ или Центральный банк РФ. Так, в соответствии с новым Законом Правительство РФ осуществляет регулирование, в основном, посредством введения ограничений в виде резервирования определенных сумм. Например, при регулировании операций, связанных с расчетами и переводами между резидентами и не-резидентами экспорте определенных товаров, Правительство РФ вправе применить такой способ регулирования, как тановление требования о резервировании резидентом в день истечения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не более 2лет).

Банк России, в отличие от Правительства РФ, имеет право не только устанавливать требование о резервировании определенных сумм, но и в случаях, прямо предусмотренных Законом, требование об использовании специального счета.

Понятие и содержание валютного регулирования

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Таким образом, именно Федерация вправе устанавливать задачи, функции, объекты валютного регулирования, а также определять органы валютного регулирования и валютного контроля .

России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии Российского государства и либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом Российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. Регулирование функцией управленческого процесса. Оно осуществляется путем: 1) установления на нормативном для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил-программ; 2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленческих решений и применением мер по устранению выявленных нарушений. Таким образом, валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка соверщения валютных операций имеждународныхрасчетов.

До 1 января 2007 г. в Российской Федерации отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования (ст. 16 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства . Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается в настоящее время Банком России. Перечень способов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед рези-дентом, закреплен ст. 17 указанного Закона.

Понятие валютного контроля

Основным правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. III). Помимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ.

Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных актов , которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовавшем Законе РФ 1992 г., само понятие валютного контроля не определяется. Но основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного шательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ , органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон понятие органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России , федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти , уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг , в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг , таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти , являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного контроля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Банк России осу-ществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами . При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ1. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия органов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы к информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов валютного контроля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контроля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность фи-зического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ; документы, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезидентов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России ные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора ; в) выполнять предписания органов валютного контроля устранении выявленных нарушений.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут уголовную, административную, гражданско- правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Валютное регул ирование представляет собой деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю валютных операций, установлению валютного контроля и воздействию на валютный курс, а также ограничению использования иностранной валюты.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» о сновными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

    приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

    исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

    единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

    единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

    обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования означает, что государство отдает предпочтение не политическим (как было в бывшем СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести: развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц, предоставление им различных льгот (в том числе налоговых), разрешение открытия счетов в банках за рубежом, целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, и др. Государственную политику в сфере валютного регулирования также называют валютной политикой.

Валютная политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой законодательно закрепленные меры воздействия государства, направленные на установление порядка обращения валюты внутри страны и за ее пределами. Разработка основных направлений валютной политики государства, как правило, возлагается на Правительство, центральные финансовые органы и национальный банк страны и осуществляется с учетом мировой валютной политики, проводимой международными валютно-финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным и Европейским банками реконструкции и развития).

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерации означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.

Государство, обеспечивая эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливает и единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. В то же время резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Составными частями (элементами) валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

Различают два вида валютного курса : биржевой (гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках (например, ММВБ), т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный курс вытекает из установленного международными организациями или государством валютного паритета, обменного соглашения. Валютный паритет представляет собой твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка формирует валютные резервы (международные резервы) . Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Валютное регулирование осуществляется специально уполномоченными органами государства. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию. Правительство РФ устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк РФ и Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

Направления развития социума

Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма - стадия общественного регресса).

Общество - сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой - регресс.

Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) - уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

Критерии социального прогресса

Их насчитывается шесть:

  • утверждение демократии;
  • рост благосостояния населения и его социальная защищенность;
  • совершенствование межличностных отношений;
  • рост духовности и этической составляющей социума;
  • ослабление межличностной конфронтации;
  • мера свободы, предоставляемой индивиду обществом (степень гарантированной социумом индивидуальной свободы).

Формы общественного развития

Самая распространенная - эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

Вторая форма общественного развития - революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

Революции могут быть:

  • краткосрочные либо долговременные;
  • в рамках одного либо нескольких государств;
  • в пределах одной либо нескольких сфер.

Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

Третья форма социального развития - реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

  • индустриальный;
  • постиндустриальный.

Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

Доиндустриальное общество: характерные черты

Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) - это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

  • незначительные размеры объединения;
  • примитивный уровень развития техники и разделения труда;
  • эгалитаризм (экономическое, политическое, социальное равенство);
  • приоритет кровных родственных связей.

Этапы эволюции простых обществ

  • группы (локальные);
  • общины (первобытные).

Второй этап имеет два периода:

  • родовая община;
  • соседская.

Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

Переходная форма от простого общества к сложному

Вождество - иерархическая структура строя людей, не имеющего разветвленного управленческого аппарата, который является неотъемлемой частью зрелого государства.

По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней - 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

Сложные общества доиндустриального типа

Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч - сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

Признаки сложного общества В. Чайлда

Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

  1. Люди расселены по городам.
  2. Развивается неаграрная специализация труда.
  3. Появляется и накапливается прибавочный продукт.
  4. Возникают четкие классовые дистанции.
  5. Обычное право заменяется юридическим законом.
  6. Зарождаются крупномасштабные общественные работы по типу ирригации, а также возникают пирамиды.
  7. Появляется заморская торговля.
  8. Возникает письменность, математика и элитарная культура.

Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

Характерные особенности доиндустриального общества

Выделяют следующие черты традиционного общества:

  1. Сельское хозяйство занимает доминирующие позиции, в котором преобладают ручные технологии (применяется энергия животных и людей).
  2. Существенная доля населения приходится на сельских жителей.
  3. Производство ориентировано на личное потребление, в связи с чем рыночные отношения слаборазвиты.
  4. Кастовая либо сословная система классификации населения.
  5. Низкий уровень социальной мобильности.
  6. Большие патриархальные семьи.
  7. Социальные изменения протекают низкими темпами.
  8. Приоритет отдается религиозно-мифологическому мировоззрению.
  9. Однородность ценностей и норм.
  10. Сакрализованная, авторитарная политическая власть.

Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

Индустриальный тип общества

Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

  • индустриализацией (создание масштабного машинного производства);
  • урбанизацией (переселение людей из деревень в города, а также пропаганда городских жизненных ценностей во всех слоях населения).

Индустриальное общество (зародившееся в XVIII в.) - дитя двух революций - политической (Великая французская революция) и экономической (Английская промышленная революция). Результат первой - экономические свободы, новая социальная стратификация, а второй - новая политическая форма (демократия), политические свободы.

Феодализм сменился капитализмом. В обиходе укрепилось понятие «индустриализация». Ее флагман - Англия. Эта страна - родина машинного производства, нового законодательства и свободного предпринимательства.

Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

Признаки индустриального общества:

  • индустриализация;
  • классовый антагонизм;
  • представительная демократия;
  • урбанизация;
  • деление общества на классы;
  • переход власти к собственникам;
  • незначительная социальная мобильность.

Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества - это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

Постиндустриальное общество

В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

Характеристика

Современное общество

Постсовременное общество

1. Основа общественного благосостояния

2. Массовый класс

Управленцы, служащие

3. Социальная структура

«Зернистая», статусная

«Сотовая», функциональная

4. Идеология

Социоцентризм

Гуманизм

5. Техническая основа

Индустриальная

Информационная

6. Ведущая отрасль

Промышленность

7. Принцип управления и организации

Руководство

Согласование

8. Политический режим

Самоуправление, непосредственная демократия

9. Религия

Мелкие конфессии

Таким образом, и индустриальное, и постиндустриальное общество - это современные типы. Главная отличительная особенность последнего в том, что человек не рассматривается в качестве преимущественно «человека экономического». Постиндустриальное общество - это социум «посттрудовой», «постэкономический» (экономическая подсистема теряет определяющее значение; труд - не основа социальных отношений).

Сравнительная характеристика рассматриваемых типов развития общества

Проследим основным отличия, которые имеют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Критерий сравнения

Доиндустриальное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

1. Главный производственный фактор

2. Основной производственный продукт

Продукты питания

Промышленные товары

3. Черты производства

Исключительно ручной труд

Широкое использование технологий и механизмов

Компьютеризация общества, автоматизация производства

4. Специфика труда

Индивидуальность

Преобладание стандартной деятельности

Поощрение творческого начала

5. Структура занятости населения

С/х - приблизительно 75%

С/х - приблизительно 10%, промышленность - 75%

С/х - 3%, промышленность - 33%, сфера услуг - 66%

6. Приоритетный вид экспорта

Преимущественно сырье

Произведенная продукция

7.Социальная структура

Классы, сословия, касты, включенные в коллектив, их замкнутость; незначительная социальная мобильность

Классы, их подвижность; упрощение существующей соц. структуры

Сохранение существующей социальной дифференциации; увеличение численности среднего класса; профессиональная дифференциация на основе квалификации и уровня знаний

8. Средняя продолжительность жизни

От 40 до 50 лет

До 70 лет и выше

Свыше 70 лет

9. Степень влияния человека на окружающую среду

Неконтролируемое, локальное

Неконтролируемое, глобальное

Контролируемое, глобальное

10. Взаимоотношения с другими государствами

Незначительное

Тесная взаимосвязь

Полная открытость общества

11. Политическая сфера

Чаще всего монархические формы правления, отсутствие политических свобод, власть стоит выше закона

Политические свободы, равенство перед законом, преобразования демократической направленности

Политический плюрализм, крепкое гражданское общество, появление новой демократической формы

Итак, стоит еще раз напомнить три типа развития социума: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.