Индустриальное общество в сферах жизни общества. Основные черты и признаки индустриального общества. Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Индустриальное общество в сферах жизни общества. Основные черты и признаки индустриального общества. Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Очередная эпоха в развитии человечества, общество, достигшее в своем экономическом развитии уровня, при котором больше половины ВВП, т.е. общей стоимости товаров, произведенных в данной стране за год, приходится на промышленность и добычу полезных ископаемых. В экономически развитых странах, переход к этой форме общества произошел в период 15-18 веков.
Можно с определенностью сказать, что характеризуется значительной степенью урбанизации, разделением труда во всех сферах бизнеса, и развитой системой коммуникаций.

Кроме того, для индустриального общества характерно повсеместное внедрение машинного производства, вызывающее резкое увеличение объемов промышленности и сельского хозяйства. Происходит небывалый скачок в сфере образования, вызванный все возрастающим спросом на инженеров и профессионально подготовленных рабочих. Что в свою очередь приводит к бурному развитию научно-технического потенциала общества. По мере развития науки и техники, в индустриальном обществе появляются радио, газеты и телевидение. С развитием медицины и увеличением благосостояния общества, резко возрастает численность населения. Разделение труда уже не ограничивается рамками одного индустриального общества и становится разделением труда между индустриальными обществами разных стран, так как бизнес становится международным.

По мере перехода от экономики аграрной, при которой основная часть ВВП формируется за счет сельского хозяйства, к индустриальному производству, происходит перераспределение трудовых ресурсов. В индустриальном обществе на долю промышленного производства приходится до 85% занятого населения.

Индустриальное общество может возникнуть лишь в централизованном государстве, т.е. когда местные органы власти подчинены центральным, а вся государственная система управляется из единого центра. Дело в том, что в раздробленном феодальном государстве не может полноценно функционировать система отраслевого и профессионального разделения труда. Кроме того, должен быть осуществлен переход от традиционного общества к индустриальному. Т.е. от общества, регулируемого традициями, где их сохранение намного важнее развития, к обществу способному развиваться.

По мере развития такого общества, постепенно нивелируются различия между сословиями и классами, но возникает деление на нации, регионы и миры.
Одними из особенностей индустриального общества являются неравномерность процесса развития и отсутствие бережного, рачительного отношения к природным ресурсам.
Говоря о подтверждении вышеизложенных постулатов экономики, можно упомянуть следующее. Население планеты за прошедшее столетие, увеличилось втрое, урбанизация выросла в 5 раз, а 9/10 предметов, постоянно используемых людьми, придуманы в ХХ веке. За прошедшие 15 лет, объем природных ресурсов, использованных человечеством, равен объему природных ресурсов, потребленных за всю историю цивилизации.

В условиях традиционного общества основным мировоззренческим источником выступала религиозная идеология, а транслирующие функции были возложены на духовенство. Однако дальнейший ход исторического процесса обозначил усложнение социальных отношений, что не могло не отразиться на информационных институтах.

В ходе "промышленной революции" происходят существенные сдвиги как в материальном, так и в духовном плане. Э. Дюркгейм рассматривает трансформационный процесс западного социума как постепенное вытеснение структур механической солидарности структурами органической солидарности. Первые опираются, прежде всего, на традиционные устои и потому консервативны. Вторые же основаны на функциональном взаимодополнении и, следовательно, гораздо более изменчивы Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А. М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 53..

Созвучна рассуждениям французского мыслителя концепция "открытого общества" К. Поппера. Главной отличительной чертой "открытого общества" ему представляется ускоренная социальная динамика, тогда как в обществах закрытого типа имеет место жесткий, мало подвергнутый изменениям каркас социальных взаимодействий. Слом традиционных институтов закрытого общества привел им на смену более гибкие и изменчивые общественные структуры. Причем здесь роль главного фактора Поппер отводит расширяющейся торговле. Процесс внутреннего естественного отбора в условиях "открытого общества" идет более интенсивно, что существенно расширяет и разнообразит поведенческие практики. Следует отметить наиболее характерные черты индустриального социума:

В индустриальном обществе индивиды получают возможность более самостоятельного принятия решений. Духовная секуляризация и растущий авторитет научного знания дали толчок рациональному осмыслению окружающей действительности ("расколдовывание мира" по М. Веберу). Ценностно-рациональный тип поведения вытеснялся целерациональным, т. е. в качестве главного мотива социального поведения стал выступать индивидуальный интерес. Отсюда стала меняться роль духовных источников, которыми руководствовались социальные субъекты в плане определения поведенческих стратегий. Как писал Д. Рисмен, если индивиды прошлого были сориентированы на традиции и семейные установки, то эпоха индустриализма сформировала "внешнеориентированного человека". Тем самым функции коммуникации стали пониматься куда более широко, а ее опирающиеся на научную базу методы становятся более систематическими и разносторонними Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А. М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 55..

Присущая традиционному социуму мировоззренческая целостность оказалась разрушенной. По выражению К. Маннгейма, "к расщеплению религиозного видения мира присовокупилось разделение в политических взглядах". Кроме того, в ходе индустриализации происходит определенная дискредитация монархической формы правления, как в функциональном, так и в идейном плане. Монархический принцип, как известно, опирался на традиционные представления о природе государственной власти, предполагая сильную теологическую составляющую (традиционный тип политического господства по М. Веберу). Рациональный тип политической легитимности предполагает убеждение, что существующий порядок является оптимальным, поскольку функционально наиболее эффективен, а также пользуется добровольной поддержкой социального большинства. Выражением подобного типа легитимности стала республиканская форма правления, опирающаяся на выборный принцип, который предполагал определенное пропагандистское воздействие с целью формирования массового политического поведения.

На духовную монополию стали претендовать несколько политико-философских концепций-идеологий, которые пытались дать научное объяснение общественных отношений и на этом основании дистанцировались от религии. Тем самым политическая борьба охватила и духовную сферу, а решающим фактором успеха стало наличие социальной базы. Другими словами, определенная идеология нуждалась в социальных носителях (индивиды, социальные группы), приобретая в этом случае практическое значение. Конкуренция на идейно-политическом поприще соответственно давала толчок разрастанию распространяющих информацию институтов Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 102..

В эпоху индустриальных трансформаций усиливается роль коллективных социальных субъектов. Речь идет о таких феноменах, как "толпа", "общественное мнение", "публика", обладающих масштабным влиянием на общественные процессы (особенно в политической сфере). Их появление объясняется рядом обстоятельств объективного плана. Универсальной чертой процесса индустриализации выступает урбанизация, предполагающая распространение городского образа жизни. Города превращаются в промышленные центры, их население зачастую многократно возрастает. Концентрация индивидов приводит к феномену массовидного поведения, на который не случайно было обращено внимание в конце XIX в. (Г. Ле Бон, Г. де Тард, Х. Ортега-и-Гассет, С. Сигеле и др.), то есть в эпоху окончательного утверждения индустриализма. Тенденции массовизации соответственно усиливали вероятность иррациональных проявлений в индустриальном обществе. Социологи первой половины XX в. высказывали опасения о том, что рационализированные в трудовой сфере индивиды "могут в любой момент превратиться в разрушителей машин и не ведающих сомнения ратников".

Став специфичным явлением для индустриальных стран, массовизация приобрела устойчивое влияние на социально-политические процессы. Общественная элита, видя объективность данного процесса, стремилась сделать его управляемым, подконтрольным. В этом зачастую, как следует из вышеизложенного, крылся залог политического успеха в демократических государствах. В решении данной задачи одну из первостепенных ролей должны были играть средства трансляции тех мировоззренческих элементов (установок, убеждений, политических мифов и др.), которые бы способствовали стабилизации общественных отношений Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 104..

Технический прогресс способствовал разработке новых технологий управления ("вторая волна" по определению А. Тоффлера). Изобретение книгопечатания и дальнейшее его техническое развитие дало возможность массового тиражирования сообщений (пресса). Результатом подобных технологических новаций стал феномен публики, заслуга описания которого принадлежит французскому мыслителю Г. Тарду. По его определению, публика - это духовная общность людей, разделенных физически, но соединенных чисто умственной связью. По ходу индустриализации в обществе искусственно формируется нечто вроде коллективного сознания, питаемого внешней информацией. Публика и есть тот коллективный субъект индустриального общества, значение которого (особенно в политических процессах) переоценить трудно. Но теперь в качестве объединяющего момента выступает не столько традиция, сколько общественное мнение, представляющее собой совокупность суждений, навязанных преимущественно внешними источниками (книгами, газетами, журналами). При этом, как отмечает Г. Тард, сила общественного мнения обратно пропорциональна силе традиции Там же. - С. 106..

На объективность и даже на определенную тотальность общественного мнения указывал испанский социальный философ Х. Ортега-и-Гассет. Его определяющей чертой он считал независимость от индивидуальных воззрений. В то же время "ощутимая реальность коллективного мнения состоит не в том, что я или ты его разделяем, напротив, это оно само, независимо от нашей воли, навязывает нам свою реальность, вынуждая с собой считаться". Общественное мнение в силах подняться над классовыми барьерами, а в перспективе - даже преодолеть национальные рамки. Что продемонстрировала вторая половина двадцатого столетия.

Итак, с утверждением индустриального типа общественных отношений актуализируется проблема создания относительно самостоятельных и независимых организаций, занимающихся распространением сообщений среди индивидов, социальных групп с целью формирования оценок, мнений и поведения Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 117..

В индустриальном обществе не короткие, персонифицированные социальные связи, но вещноинституционально опосредованные анонимные олицетворяют социальные коммуникации Модерна. Индустриальная современность знаменует собой глубокое изменение социального образа человека. Из элементарной частицы первичной социальной группы он преобразуется в "гражданина мира", способного к социально-культурной миграции. Ролевую идентичность, заданную жестким положением в традиционалистской социальной иерархии, замещает социальная мобильность. Ценности индивидуальной свободы и автономии личности идеологически закрепляются в доктринах приоритета личностных прав. Социально-онтологические предпосылки новых жизненных смыслов Модерна - личной свободы и автономии личности - сформировались в процессах социальной и религиозной эмансипации, с одной стороны, и массовой миграции в процессах модернистской урбанизации, с другой. В сравнении с традиционным, индустриальное общество предоставляет человеку гораздо большую социальную подвижность. Личная свобода как "открытая возможность" социального конструирования собственных жизненных траекторий становится фундаментальной ценностью индустриального общества. Свобода уже не только не ассоциируется со смертью, но в романтически-революционаристских контекстах прямо противопоставляется ей.

Мощное развитие товарного производства создает не только новую предметную среду обитания человека, но и продуцирует новые социальные значения, неведомые традиционному обществу. Если традиционалистское сознание отдает приоритет привычно-знакомому, то индустриализм олицетворяет глубокие изменения традиционалистского архетипа восприятия времени, осознание ценности инноваций и прогресса: креативное ценно само по себе и не нуждается в легитимации прошлым. В традиционном обществе инновационная деятельность, как известно, носила латентный характер: незапланированные социальные изобретения мимикрировали под традицию. Социальный запрос на инновации - порождение состязательного этоса индустриального общества. Ценность инноваций порождает феномен моды, отражающий динамику потребительских вкусов Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 117..

Зависимость результатов экономической деятельности от скорости оборота капитала породила новую ценность индустриального общества, не ведомую традиционному, - ценность времени. Невиданная для традиционного общества ценность времени воплощена в фундаментальном понятии капиталистического товарного производства - стоимости. Понятие прогресса отражает нецикличный, восходящий характер индустриальной современности, ценностное превосходство нового над старым. Вхождение в индустриальную современность способствовало невиданному взлету качества человеческой жизни, заметному возрастанию ее продолжительности. И содержание понятия прогресса укоренено в критериях индустриальной эффективности. Определяющим показателем модернистски понятого прогресса становится уровень технико-экономического развития.

Традиционалистское расчленение пространства на "сакральное-профанное" уступает место десакрализированному, "однородному" пространству. Единая система мер и весов - культурная предпосылка индустриального нормативизма и универсализации производственных и потребительских стандартов. В системе объективных значений индустриального общества искусственное, рукотворное ценнее естественного. Индустриальная современность - это мир артефактов, апофеоз техники, воспринимаемой не только как средство облегчения человеческого труда, но и в качестве самостоятельной ценности. Идеология догоняющей модернизации нередко прямо отождествляет социальный прогресс с уровнем технического развития. Социальное конструирование реальности становится одной из ведущих тем индустриального Модерна Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 64..

Социальные коммуникации в индустриальном обществе обретают форму товарного обмена. Поэтому в модернистском сознании социальная зависимость выступает в превращенной форме власти денег и вещей. Обезличивание социальной связи, восприятие Другого как комплекса социальных функций, отождествление человека с его социальной ролью чревато отчуждением человека от человека. Отчуждение - социальный продукт Модерна, следствие замены "коротких", личных социальных связей функционально-обезличенными анонимными. Следствием возрастания ценности индивидуальной свободы и социальной мобильности является развитие социальных институтов, канализирующих социальную активность и закрепляющих сложившиеся образцы социально одобренных форм деятельности, поведения и общения. В отличие от дисциплинарного характера традиционногообщества, индустриальное общество нередко называют обществом социального контроля. Контролирующие функции заключены в самом бытии социального института. Развитие средств социального контроля составляет сущность институционализации Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 66.. Становление правовой инфраструктуры и правового простран ства, создающие предпосылки формального равенства богатого и бедного, знатного и безродного, открыло невиданные ранее источники социальной энергии, стимулировало мощное развитие социальной инициативы. Но свойственные Модерну представления о "логике истории", восходящие к модернистской идее Прогресса препятствовали формированию представлений об ответственности человека за результаты собственных действий.

Обусловили глубокие изменения в политической и экономической жизни людей позднего Средневековья. Индустриальное общество начало формироваться в начале XIX века. Произошло своеобразное перераспределение рабочей силы: занятость населения упала в сельскохозяйственной сфере с 80% до 12%. Одновременно возросла до 85% доля работающих в промышленном секторе и существенный прирост городского населения.

Такое общество характеризуется возникновением поточного, массового производства, автоматизацией и механизацией , неуклонным развитием рынков и услуг. Накапливаются знания, формируется гражданское общество, повышается уровень жизни , развивается , образование, наука. Результатом образовательной революции становится всеобщая грамотность и формирование системы образования.

Приоритеты индустриального общества

Важнейшими ценностями считаются трудолюбие, предприимчивость, порядочность, образованность. В индустриальном обществе быстрыми темпами растет сельскохозяйственное и промышленное производство, возникают новые средства коммуникации (печатная пресса, радио, ТВ), образуются монополии, происходит сращивание промышленного и банковского капиталов. Кроме того, повышается мобильность населения, увеличивается средняя продолжительность жизни, растет уровень потребления, изменяется структура рабочего времени и отдыха. Изменения касаются и демографического развития - снижается и смертность, происходит постарение населения.

Для развитого индустриального общества характерна соответствующая политическая система - . Преобразования в политической сфере приводят к установлению новых политических прав и свобод, в том числе, избирательного права. Важнейшую роль в поддержании порядка имеет право, основными принципами которого является равенство возможностей, признание за каждым права на жизнь, свободу, собственность.

В 70-х годах 20 века индустриальное общество, благодаря научно-технической революции и глобальной информатизации, трансформировалось в постиндустриальное общество.

Индустриа́льное о́бщество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. . Термин был введен французским философом и социологом Анри де Сен-Симоном.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции . Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, за счет чего возрастает доля занятости населения в промышленности , торговле и других несельскохозяйственных сферах занятости, что ведет к росту доли городского населения (80-85%).

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество .

Черты индустриального общества в капиталистическом государстве

  1. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  2. Переход к машинному производству.
  3. Перемещение населения в города - урбанизация .
  4. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  5. Общественно-исторический прогресс.
  6. Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии.
  7. Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  8. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  9. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

По мнению некоторых ученых, главным критерием того, что в данной стране сформировалось индустриальное общество является то, что в сельском хозяйстве работает не более 50% населения. Этот критерий позволяет довольно точно определить страны, находящиеся на доиндустриальном этапе .

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни;образование монополии,сращивание промышленного капитала с банковским, значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Напишите отзыв о статье "Индустриальное общество"

Примечания

Литература

  • Запарий В. В., Нефедов С. А. Екатеринбург, 2003.
  • Глазьев С. Ю. – М.: Наука , 1990. – 232 с.
  • Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига , 2006.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. - М.: УРСС , 2007.
  • Корлочагин Ю. А. - Воронеж: ЦИРЭ.
  • Корчагин Ю. А. . М.:ВШЭ , 2011
  • Тимошина Т.М. – М.: «Юстицинформ», 2006.
  • Фомина А. В. М.: Международный фонд Кондратьева, 2005.
  • Алексаха А.Г. Прогрессология. Лекции

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Индустриальное общество

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.

Доказано, что социум непрерывно эволюционирует. Развитие общества может протекать по двум направлениям и принимать три определённые формы.

Направления развития социума

Принято выделять общественный прогресс (тенденция развития от низшего уровня материального состояния социума и духовной эволюции личности к более высокому) и регресс (противоположность прогресса: переход от более развитого состояния к менее развитому).

Если продемонстрировать развитие общества графически, то получится ломаная линия (где будут отображены спады и подъемы, к примеру, период фашизма - стадия общественного регресса).

Общество - сложный и многогранный механизм, в связи с чем в одной его сфере может прослеживаться прогресс, в то время как в другой - регресс.

Итак, если обратиться к историческим фактам, то можно отчетливо увидеть технический прогресс (переход от примитивных орудий труда к сложнейшим станкам с ЧПУ, от вьючного скота к поездам, автомобилям, самолетам и т. д.). Однако обратная сторона медали (регресс) - уничтожение природных ресурсов, подрыв естественной среды обитания человека и т. п.

Критерии социального прогресса

Их насчитывается шесть:

  • утверждение демократии;
  • рост благосостояния населения и его социальная защищенность;
  • совершенствование межличностных отношений;
  • рост духовности и этической составляющей социума;
  • ослабление межличностной конфронтации;
  • мера свободы, предоставляемой индивиду обществом (степень гарантированной социумом индивидуальной свободы).

Формы общественного развития

Самая распространенная - эволюция (плавные, постепенные изменения в жизни социума, протекающие естественным образом). Особенности ее характера: постепенность, непрерывность, восхождение (например, научная и техническая эволюция).

Вторая форма общественного развития - революция (быстрые, глубокие перемены; коренной переворот социальной жизни). Характер революционных изменений имеет радикальные и фундаментальные черты.

Революции могут быть:

  • краткосрочные либо долговременные;
  • в рамках одного либо нескольких государств;
  • в пределах одной либо нескольких сфер.

Если данные изменения затрагивают все существующие общественные сферы (политику, повседневную жизнь, экономику, культуру, общественную организацию), то революция именуется социальной. Такого рода перемены вызывают сильную эмоциональность, массовую активность всего населения (к примеру, такие российские революции, как Октябрьская, Февральская).

Третья форма социального развития - реформы (комплекс мероприятий, ориентированных на преобразование конкретных сторон жизни общества, к примеру, экономическая реформа либо реформа в сфере образования).

Систематическая модель типологий общественного развития Д. Белла

Этот американский социолог разграничил всемирную историю на стадии (типы) относительно развития социума:

  • индустриальный;
  • постиндустриальный.

Переход от одной стадии к другой сопровождается изменением технологии, формы собственности, политического режима, образа жизни, социальной структуры общества, способа производства, социальных институтов, культуры, численности населения.

Доиндустриальное общество: характерные черты

Здесь выделяют простые и сложные общества. Доиндустриальное общество (простое) - это общество без социального неравенства и разделения на страты либо классы, а также без товарно-денежных отношений и госаппарата.

В первобытные времена простым обществом жили собиратели, охотники, затем ранние скотоводы, земледельцы.

Социальная структура доиндустриального общества (простого) имеет следующие черты:

  • незначительные размеры объединения;
  • примитивный уровень развития техники и разделения труда;
  • эгалитаризм (экономическое, политическое, социальное равенство);
  • приоритет кровных родственных связей.

Этапы эволюции простых обществ

  • группы (локальные);
  • общины (первобытные).

Второй этап имеет два периода:

  • родовая община;
  • соседская.

Переход от родовых общин к соседским стал возможным благодаря оседлому образу жизни: группы кровных родственников селились неподалеку друг от друга и соединялись как браками, так и взаимовыручкой касаемо совместных территорий, корпорацией труда.

Таким образом, доиндустриальное общество характеризуется постепенным возникновением семьи, появлением разделения труда (межполового, межвозрастного), зарождением социальных норм, представляющих собой табу (абсолютные запреты).

Переходная форма от простого общества к сложному

Вождество - иерархическая структура строя людей, не имеющего разветвленного управленческого аппарата, который является неотъемлемой частью зрелого государства.

По критерию численности это крупное объединение (больше племени). В нем уже присутствует огородничество без пашенного земледелия и избыточный продукт без прибавочного. Постепенно возникает расслоение на богатых и бедных, знатных и простых. Число управленческих уровней - 2-10 и больше. Современным примером вождеств выступают: Новая Гвинея, Тропическая Африка и Полинезия.

Сложные общества доиндустриального типа

Финишным этапом эволюции простых обществ, а также прологом к сложным стала Неолитическая революция. Сложное (доиндустриальное) общество характеризуется возникновением прибавочного продукта, социального неравенства и стратификации (каст, классов, рабства, сословий), товарно-денежных отношений, разветвленного, специализированного аппарата управления.

Оно, как правило, многочисленное (сотни тысяч - сотни миллионов человек). В рамках сложного общества кровнородственные, личные отношения заменяются неродственными, безличными (особенно это проявляется в городах, когда даже сожители могут быть незнакомы).

Социальные ранги заменяются социальной стратификацией. Как правило, доиндустриальное общество (сложное) именуется как стратифицированное ввиду того, что страты многочисленны, а группы включают исключительно тех, кто не связан родственными отношениями с правящим классом.

Признаки сложного общества В. Чайлда

Их насчитывается как минимум восемь. Признаки доиндустриального общества (сложного) следующие:

  1. Люди расселены по городам.
  2. Развивается неаграрная специализация труда.
  3. Появляется и накапливается прибавочный продукт.
  4. Возникают четкие классовые дистанции.
  5. Обычное право заменяется юридическим законом.
  6. Зарождаются крупномасштабные общественные работы по типу ирригации, а также возникают пирамиды.
  7. Появляется заморская торговля.
  8. Возникает письменность, математика и элитарная культура.

Несмотря на то что аграрное общество (доиндустриальное) характеризуется появлением большого числа городов, большая часть населения проживала в деревне (замкнутой территориальной крестьянской общине, ведущей натуральное хозяйство, которое слабо связано с рынком). Деревня ориентирована на религиозные ценности и традиционный образ жизни.

Характерные особенности доиндустриального общества

Выделяют следующие черты традиционного общества:

  1. Сельское хозяйство занимает доминирующие позиции, в котором преобладают ручные технологии (применяется энергия животных и людей).
  2. Существенная доля населения приходится на сельских жителей.
  3. Производство ориентировано на личное потребление, в связи с чем рыночные отношения слаборазвиты.
  4. Кастовая либо сословная система классификации населения.
  5. Низкий уровень социальной мобильности.
  6. Большие патриархальные семьи.
  7. Социальные изменения протекают низкими темпами.
  8. Приоритет отдается религиозно-мифологическому мировоззрению.
  9. Однородность ценностей и норм.
  10. Сакрализованная, авторитарная политическая власть.

Это схематические и упрощенные черты традиционного общества.

Индустриальный тип общества

Переход к данному типу был обусловлен двумя глобальными процессами:

  • индустриализацией (создание масштабного машинного производства);
  • урбанизацией (переселение людей из деревень в города, а также пропаганда городских жизненных ценностей во всех слоях населения).

Индустриальное общество (зародившееся в XVIII в.) - дитя двух революций - политической (Великая французская революция) и экономической (Английская промышленная революция). Результат первой - экономические свободы, новая социальная стратификация, а второй - новая политическая форма (демократия), политические свободы.

Феодализм сменился капитализмом. В обиходе укрепилось понятие «индустриализация». Ее флагман - Англия. Эта страна - родина машинного производства, нового законодательства и свободного предпринимательства.

Индустриализация интерпретируется как использование научных знаний относительно промышленной технологии, открытие принципиально новых источников энергии, которые позволяли выполнять все работы, ранее осуществляемые людьми либо тяглыми животными.

Благодаря переходу к промышленности небольшая доля населения оказалась в состоянии прокормить значительное количество людей без процедуры обработки земель.

По сравнению с земледельческими государствами и империями, индустриальные страны многочисленнее (десятки, сотни млн человек). Это так называемые высокоурбанизированные общества (города стали играть главенствующую роль).

Признаки индустриального общества:

  • индустриализация;
  • классовый антагонизм;
  • представительная демократия;
  • урбанизация;
  • деление общества на классы;
  • переход власти к собственникам;
  • незначительная социальная мобильность.

Таким образом, можно говорить о том, что доиндустриальное и индустриальное общества - это фактически разные социальные миры. Данный переход заведомо не мог быть ни легким, ни быстрым. Западным обществам, так сказать, пионерам модернизации, понадобилось для воплощения этого процесса не одно столетие.

Постиндустриальное общество

В нем приоритет отдается сфере услуг, которая превалирует над промышленностью и сельским хозяйством. Социальная структура постиндустриального общества сдвигается в пользу занятых в вышеупомянутой сфере, также выделяются новые элиты: сциентисты и технократы.

Данный тип общества характеризуется как «постклассовый» ввиду того, что в нем прослеживается распад укрепившихся социальных структур, идентичностей, которые так характерны индустриальному обществу.

Индустриальное и постиндустриальное общество: отличительные особенности

Основные характеристики современного и постсовременного общества указаны далее в таблице.

Характеристика

Современное общество

Постсовременное общество

1. Основа общественного благосостояния

2. Массовый класс

Управленцы, служащие

3. Социальная структура

«Зернистая», статусная

«Сотовая», функциональная

4. Идеология

Социоцентризм

Гуманизм

5. Техническая основа

Индустриальная

Информационная

6. Ведущая отрасль

Промышленность

7. Принцип управления и организации

Руководство

Согласование

8. Политический режим

Самоуправление, непосредственная демократия

9. Религия

Мелкие конфессии

Таким образом, и индустриальное, и постиндустриальное общество - это современные типы. Главная отличительная особенность последнего в том, что человек не рассматривается в качестве преимущественно «человека экономического». Постиндустриальное общество - это социум «посттрудовой», «постэкономический» (экономическая подсистема теряет определяющее значение; труд - не основа социальных отношений).

Сравнительная характеристика рассматриваемых типов развития общества

Проследим основным отличия, которые имеют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Критерий сравнения

Доиндустриальное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

1. Главный производственный фактор

2. Основной производственный продукт

Продукты питания

Промышленные товары

3. Черты производства

Исключительно ручной труд

Широкое использование технологий и механизмов

Компьютеризация общества, автоматизация производства

4. Специфика труда

Индивидуальность

Преобладание стандартной деятельности

Поощрение творческого начала

5. Структура занятости населения

С/х - приблизительно 75%

С/х - приблизительно 10%, промышленность - 75%

С/х - 3%, промышленность - 33%, сфера услуг - 66%

6. Приоритетный вид экспорта

Преимущественно сырье

Произведенная продукция

7.Социальная структура

Классы, сословия, касты, включенные в коллектив, их замкнутость; незначительная социальная мобильность

Классы, их подвижность; упрощение существующей соц. структуры

Сохранение существующей социальной дифференциации; увеличение численности среднего класса; профессиональная дифференциация на основе квалификации и уровня знаний

8. Средняя продолжительность жизни

От 40 до 50 лет

До 70 лет и выше

Свыше 70 лет

9. Степень влияния человека на окружающую среду

Неконтролируемое, локальное

Неконтролируемое, глобальное

Контролируемое, глобальное

10. Взаимоотношения с другими государствами

Незначительное

Тесная взаимосвязь

Полная открытость общества

11. Политическая сфера

Чаще всего монархические формы правления, отсутствие политических свобод, власть стоит выше закона

Политические свободы, равенство перед законом, преобразования демократической направленности

Политический плюрализм, крепкое гражданское общество, появление новой демократической формы

Итак, стоит еще раз напомнить три типа развития социума: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.