Высокая степень вмешательства государства в экономическую жизнь. Государство в экономике: вмешательство или регулирование. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства

ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче­ского образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что со­временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ­ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу­лировало сферу финансовых и социальных отношений. Эту тему важно изучать, т.к. это неотъемлемая часть жизни, касающаяся всех сфер жизнедеятельности в той или оной степени. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а сдругой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений,которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся межденародными. Кроме того,современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства:ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие прак­тически ранее отсутствовавшего социального сектора.

Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикаль­ной смены взглядов на роль и место государства в период ста­новления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпаде­ние взглядов на необходимость и формы государственного вме­шательства в экономику.

Цель работы показать и раскрыть какую роль играет государство в рыночной экономике. Задачи работы показать необходимость вмешательства государства в экономику, раскрыть цели, напрвления и методы государственного регулирования экономики. Найти особенности современной экономический политики российского государства. А так же наиболее полно на практике установить взаимосвязь между государством и рыночной экономикой.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1.Необходимость вмешательства государства в экономику

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в нее.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополни­тельных мер. Только определив такие места, можно искать спо­собы по их ликвидации или сведения к минимуму.

Наиболее существенные дефекты рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полно­стью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма - в частности. Это, например, националь­ная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция ок­ружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обес­печить социальную справедливость, а, напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требую­щих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еше ряд обстоятельств, объективно определяющих необходи­мость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и усо­вершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство.

К первой сфере вмешательства государства относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая сфера или проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Ликвидация негативных внешних эффектов возможна путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Но роль государства в этой сфере отношений вовсе и не сводится к этой цели, так как это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Еще одной проблемой является не состоятельность рынка гарантировать человеку право на достойное существование. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. .

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей). Такое распределение называется функциональным, или первичным. Результатом первичного распределения ВНП выступают факторные доходы (заработная плата, процент, рента, прибыль).

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

Таким образом, исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

Однако чрезмерное вмешательство государства экономику так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. (Общественные товары и внешние эффекты будут рассмотрены в данной главе ниже.)

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят произ­водством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь.

В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим; что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Монополизм и инфляция - тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной антиинфляционной профилактике.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья администра­тивно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и многое другое.

Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложе­ния, банковской системы и др.

Введение

1. Государственное регулирование рыночной экономики

1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику

1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

2. Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

2.1 Основные направления кредитно-денежной политики

2.2 Кредитно-денежная политика России

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Необходимость вмешательства государства в экономику

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. На более ранних стадиях оно было минимальным и сводилось к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов; контроля за расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п. Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы.

М.Фридмен считал: «Экономическая свобода необходима, но недостаточна для политической свободы, которая в свою очередь нужна для обеспечения свободы экономического выбора». Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в странах, традиционно ориентированных на свободный рынок

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он, обращаясь к проблеме свободного выбора: «Потеря возможности выбора является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве», доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как полагают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы; оно призвано лишь охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки. Государство, так же, как и рынок, имеет свои «провалы», т.е. государственные органы порой принимают такие экономические решения, которые не являются оптимальными и желательными с точки зрения интересов общества. Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П.Самуэльсона: «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Во всех высокоразвитых странах наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: минимальным - стихийно саморегулирующимся рынком, и максимальным - строго централизованным планово-государственным управлением. Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: сферам действия рынка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночных саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавить экономику от чрезмерной государственной активности и провести разгосударствление.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный ВНП, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, создавая соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значение данной функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, на инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу. Поэтому государство обязано проводить эффективную политику ценообразования. Например, в любой стране имеются товары и услуги, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Фундаментальной характеристикой рынка является конкуренция. Конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться создания для производителей условий благоприятной конкурентной среды. Через регулирование инвестиций государство воздействует на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовый и денежно-кредитный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных вложений, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Но в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает роль государства в регулировании социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах; установление пособий по безработице; выплаты различных видов пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

Таким образом: масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития и экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправдано и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам. Всякая эйфория рынка также недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.


Похожая информация.


Определение роли государства в экономике и социальной сфере является ключевым вопросом современной общественной жизни. История человечества не знает примеров независимости государства от существующей в стране экономической системы, а экономики - от существующей в стране социальной политики государства, формирующего свое экономическое пространство.

Оптимальные масштабы государственного влияния на жизнь общества не абсолютны, а исторически обусловлены. Происходящие в мировом хозяйстве процессы содействовали существенному возрастанию значимости теоретических построений в познании закономерностей и тенденций экономических отношений при разработке научно обоснованной экономической политики государства. Многое в теоретических построениях различных школ экономической мысли вступает в противоречия, главное из которых связано с взаимодействием государства и хозяйствующих субъектов любого уровня, власти и бизнеса, прагматизма и социализации отношений на рыночных принципах.

В любой социально-экономической системе присутствуют естественные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится принятая политика. В распределительной экономике обратная связь осуществляется через институт административных сигналов (обращений), в основе которого лежит право информирования "центра" всеми гражданами и хозяйствующими субъектами о состоянии системы и процессов, протекающих в ней, что проявляется во влиянии на общественные процессы. В рыночной экономике обратная связь осуществляется через институт конкуренции и общественного отбора потребительских свойств товарной продукции, что проявляется во влиянии на процессы хозяйственной деятельности.

В разных странах сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между государственными органами (правительством) и хозяйствующими субъектами, характеризуя меру вмешательства государства в экономические отношения, экономику. О государственном вмешательстве или влиянии на экономику ныне следует говорить не в количественных оценках ("больше - меньше"), а с точки зрения качественной характеристики экономических результатов - эффективности деятельности.

Особенности современной экономической системы заключается в том, что производство рассматривается как "рог изобилия", из которого сыплется бесконечное количество ценностей. Каждый индивид имеет стремление потребить их больше. Производимые и реализуемые частным образом, они создают дискомфорт для социальной (разрыв богатые - бедные) и окружающей природной (здоровье - загрязнения) среды. Это расценивается как явный недостаток общественных услуг поддержания должного качества жизнедеятельности, отсутствие равновесия в обществе между потребляемыми частным образом товарами и общественными услугами.

Формулируя свою точку зрения на необходимость поддержания такого равновесия, Дж. К. Гэлбрейт признает необходимость государственного вмешательства в экономику и ее регулирования в целях защиты интересов общества.

В полемике переходного периода "вмешательство" трактовалось как "непрошенное и насильственное участие в чужих делах, противоречащее самостоятельности и независимости".

Такой подход соответствовал тенденциям представления о рынке как способе решения всех проблем экономики, базе совершенного саморегулирования экономического развития. Применительно к реальной экономической ситуации в стране возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка .

В современной обстановке государство органически встроено в рыночные отношения. Фактор государства в ею интересах органически присутствует в функционировании рыночной экономики. Поэтому методически обоснованно рассматривать аргументы о государственном регулировании рыночных отношений, как:

  • отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
  • необходимость перераспределения общественного блага в соответствии с политическими и социальными факторами;
  • противодействие "теневой" экономике с ее интересами к вредным потребностям (наркотикам, алкоголю, табаку);
  • наличие внешних эффектов, которые требуют компенсационных действий.

Государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества, обеспечением крупных структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономики.

Важным примером институционализма стал период "Нового курса" президента Ф. Рузвельта, когда усилия экономистов (Дж. Кларка, А. Беркли и Г. Минза) были сосредоточены не на разработке экономических моделей, а на переустройстве общества, формулировании и выдвижении предложений по осуществлению реформ:

  • поддержки финансово-банковских учреждений, промышленных и торговых предприятий на основе крупных займов и субсидий;
  • стимулирования частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизации падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственного регулирования уровня промышленного производства

Историческим примером в отечественной практике служит роль государства в преодолении Россией критической ситуации мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Государство обеспечило поддержку финансового сектора использованием своих резервов.

Государственное вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия па процессы общественного развития. С помощью выделения бюджетных субсидий, гибкого налогообложения, предоставления налоговых льгот государство побуждает хозяйственные субъекты осуществлять те направления деятельности, в развитии которых заинтересовано общество. В силах государства обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда.

Рыночное хозяйство при всем разнообразии известных в мировой практике моделей с этническими и историческими особенностями дополняется государственным регулированием процессов экономических отношений в перемещении ценностей. В их структуре и механизме регулирования важная роль принадлежит ресурсам как базовому элементу реализации проводимой политики управления хозяйственной деятельности.

Ресурсы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, являются экономической категорией, определяющей технологические особенности деятельности. Будучи естественными благами, они формируют ценностную основу потребностей жизнедеятельности.

Государственное регулирование экономики включает в себя создание правовых институтов, упорядочивающих отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка и экономической политики, упорядочивающей хозяйственную деятельность.

Государство содействует выполнению экономической подсистемой своих функций в обществе, а при необходимости берет часть из них на себя. Это содействие означает также, что государство стремится поддерживать стабильность экономических отношений, поскольку спонтанные процессы самоорганизации далеко не всегда приводят к позитивным, с точки зрения всего общества, результатам.

Как представитель интересов общества в целом, государство заинтересовано в том, чтобы возможные негативные тенденции не привели к разрушительным последствиям в экономике и в обществе в целом, т.е. чтобы по возможности сохранялось гармоничное взаимодействие общественных подсистем. Государственное регулирование экономических процессов должно обеспечить выполнение экономикой своей главной функции - производства необходимого количества благ и услуг, удовлетворяющих потребности и индивидов, и общество в целом.

В результате формируются и главные функции государственного регулирования:

  • поддержание высокой степени согласованности частных, общественных и государственных интересов;
  • поддержание отношений сотрудничества между социальными группами и партнерства - между субъектами хозяйственной деятельности.

Анализируя проблему государственного участия в процессах развития своей страны, В. И. Кушлин обращает внимание на два аспекта стратегии :

  • 1) приведение функций государства в соответствие с его потенциалом - соизмерение желания с возможностями. Там, где государство располагает ограниченными ресурсами, формы и методы государственного регулирования должны быть ориентированы на принцип экономичности и поиск возможностей результативно участвовать в международном обмене разделения труда;
  • 2) активизацию общественных институтов в укреплении потенциала государства путем борьбы с коррупцией и развитие разнообразных форм общественного контроля. В стране общественный контроль должен распространяться и на предпринимательский корпус, и на работу органов государственного и муниципального управления. Па мировом уровне он должен быть обеспечен деятельностью международных организаций по отношению к ТНК и наиболее сильным государствам с их интегрированным капиталом.

Достижению целей государственного регулирования способствует упорядочивание отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка в хозяйственной деятельности.

Правовые аспекты регулирования служат преодолению конфликтных ситуаций между частными интересами групп влияния и общественными интересами, подчинению государственных действий частным коммерческим интересам влиятельных кланов. Их отсутствие или слабая результативность порождают состояние перманентной социальной напряженности и политической нестабильности, парализуют созидательную активность большей части населения, способствуют его деградации, провоцируют бегство капитала и умов из страны.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, стимулирующее рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, повышение эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация), налоговые реформы, реформа финансовой системы (банковская система, фондовые биржи), совершенствование рынков труда и занятости.

Научные споры о роли государства в развитии экономики породили большой круг проблем "государство и бизнес", где наиболее популистскими стали вопросы об использовании государством права насилия и принуждения в экономике. Это касается правонарушений в экономике и дискуссий по институту налогообложения.

В проблеме государственного регулирования особую социально-экономическую нишу занимают отношения к "общественному благу", которое понимают обычно как общую или коллективную выгоду, обеспечиваемую государством.

При равном доступе к общественному благу его не становится меньше от того, что все им пользуются. Проблема заключается в том, как покрывать издержки производства этого общественного блага.

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать "безбилетниками": людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.

Приходится сталкиваться с сильным сопротивлением попыткам убедить людей, что каждый ничего не будет делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным интересом. Если нет стимула платить, то ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством.

Производство внешней выгоды и возможности ее безвозмездного использования способны стать основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. Существует моральный риск, особенно в условиях совместного труда - работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью не известны. Оппортунистическое поведение может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Здесь существуют два решения: либо найти способы отстранить их от пользования данными благами, либо заставить заплатить за создание общественных благ всеми участниками социальных отношений. Прерогатива в решении проблемы "безбилетника" отводится государству, т.е. механизмам принуждения, хотя существует мнение, будто идеология приводит к ненасильственному разрешению проблемы "безбилетника" за счет создания однородных представлений в обществе.

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск. Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли. Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.