Налоговая ставка во франции. Налоговая система Франции (2) - Закон. Земельный налог и налог на жилье

Налоговая ставка во франции. Налоговая система Франции (2) - Закон. Земельный налог и налог на жилье


Французское государство имеет особую налоговую систему, которая заметно отличается от системы, успешно существующей в других . Если говорить о социальных отчислениях, то налоги во Франции достаточно высоки. Многие трудящиеся обязуются делать взносы, ставки которых достигают до 40 процентов общей суммы.

Именно Французское государство является родиной отчислений по добавленной стоимости. С самого начала восьмидесятых годов двадцатого столетия власти этой, наиболее привлекательной в экономическом отношении страны, эксплуатируют политику децентрализации. В основе этой политики лежит расширение прав органов самоуправления на местном уровне. Таким образом, все актуальные налоговые поступления благополучно перераспределяются.


Но главной особенностью следует считать то, что с 2005 по 2015 год наблюдалось существенное снижение налогооблагаемой ставки. Одновременно с этим власти республики приняли непростое решение относительно отмены значительной части льгот. Это было сделано для расширения базы налогов.

Налогообложение во Франции отличается достаточной жесткостью даже в отношении резидентов. Все отчисления составляли в 2015 году около девяноста процентов государственного бюджета.

Местные органы самоуправления обладают автономией. Местные власти имеют полное право самостоятельно устанавливать ставки местных налогов. Также местные власти составляют автономные правила взыскания отчислений.

Как оплачивается налог на доходы

В отличие от России, подоходный налог во Франции актуален не для каждого отдельного физического лица.

Сравнение подоходного налога во Франции с другими странами

Французское законодательство в 2019 году рассматривает немалое число предполагаемых вариантов состава домохозяйства:

  1. Семейные пары (также актуально для лиц, проживающих по договору).
  2. Холостяки.
  3. Люди, находящиеся в разводе.
  4. Овдовевшие люди.

Кроме того, рассматриваются различные комбинации данных категорий. Налоговая база основывается на среднедушевом доходе конкретной семьи. Процент этого дохода равняется общей сумме прибыли. При этом вычитаются определенные расходы, связанные с потребностями членов семьи. Полученный показатель делится на коэффициент размера «ячейки общества».

Получается, что семьи, имеющие больше одного ребенка, платят по сниженной ставке. Лица, не успевшие вступить в брак, обязуются платить более высокий процент. После этого происходит уменьшение налоговой базы на суммы вычетов.

Структура налоговой системы во Франции

Они актуальны для особых категорий физических лиц.

Какие существуют льготы

В 2019 г. налог на прибыль может быть уменьшен. Принимаются во внимание такие расходы, как:

  • оплата за содержание ребенка в детском садике или ясельной группе;
  • соц. взносы, отчисляемые в пенсионный и иные фонды;
  • среднее и малое инвестирование;
  • отчисления в благотворительные организации;
  • расходы, связанные с разводом супругов;
  • инвестиции за границу;
  • расходы на членство в той или иной организации;
  • отчисления тому или иному политическому движению.

Система налоговых льгот достаточно обширна. Так, когда налогоплательщик приобретает квартиру или дом, ему предоставляется так называемый налоговый кредит.

Важно учитывать

Удивительно, но факт: прибыль среднестатистической российской семьи, проживающей в одном из крупных городов, втрое выше, нежели прибыль французской «ячейки общества».

Размер подоходного налога в зависимости от количества членов семьи

В среднем ставка на прибыль для физических лиц, проживающих во Франции, составляла в 2015 году 5,4 процента. Ставка на прибыль для россиян составляет сегодня 13 процентов. По этой причине налог на прибыль физических лиц, проживающих во Франции, предназначается для решения социально-политических задач.

Так, человек, имеющий даже небольшую прибыль, способен обеспечить себя самостоятельно. То есть он не нуждается в получении материальной помощи от государства. Кроме того, активно эксплуатируемый коэффициент, который учитывает, какой размер имеет семья, способствует стимулированию рождаемости. Вдобавок ко всему, такая система наглядно доказывает, что социальная справедливость — не просто красивые слова.

В чем нуждается ЕС

Согласно французскому законодательству, каждый гражданин обязуется делать отчисления на нужды Евросоюза. Объем налогов — около 2,3 процента от отчислений, которые считаются обязательными.


К основным налогам, важным для Европейского Союза, следует отнести:

  1. НДС (правительство негативно проявившего себя во время ливийского кризиса А. Жуппе повысило его до 20,6 процента).
  2. «Бензиновые» надбавки.
  3. «Алкогольные» надбавки.
  4. Надбавки на спички и табак.
  5. Иные отчисления.

Наиболее высоким, согласно французскому законодательству, считается «наследственный» налог. Если состояние того или иного человека было оценено в тринадцать миллионов франков, то государство получает от двоих прямых наследников 3 млн. французских рублей. К косвенным налогам следует отнести отчисления, взыскиваемые с автовладельцев, тариф на смену собственника, а также на электроэнергию. Объем косвенных налогов для ЕС составляет около 300 миллиардов французских рублей.

Владельцам недвижимости на заметку

Огромное значение в 2019 году имеет налог на недвижимость во Франции.

Налог на недвижимость во Франции по сравнению с другими странами Европы

Согласно налоговой конвенции, которая стала актуальной в конце 90-х годов, россияне, постоянно проживающие на территории пятой республики, имеют возможность избежать двойного налогообложения. Это касается 3-х видов налогов:

  • подоходного;
  • на имущество;
  • на прибыль.

Физические лица, являющиеся владельцами квартиры или дома в одном из французских городов, обязаны делать соответствующие отчисления.

Приобретение и регистрация

Одним из первых налогов, с которым всегда сталкиваются лица, желающие приобрести квартиру или дом во Франции, является налог на покупку и ее регистрирование. Соответствующие отчисления делаются нотариусу, представляющему интересы Франции. Налог выплачивается тогда, когда сторонами подписывается акт о приобретении квартиры или дома. Размер отчислений зависит от того, когда именно был построен дом.

Первичное жилище или же объект недвижимости не старее пяти лет, обойдется покупателю в 2 – 3 процента. Размер отчислений на вторичное жилище варьируется от 6 до 7 процентов от общей суммы. Таким образом, новый владелец того или иного объекта недвижимости оплачивает его регистрацию.

Отчисления на квартиру или дом

Этот налог является ежегодным. Размер отчислений зависит от того, какую площадь имеет квартира или дом. Также принимается во внимание адрес местонахождения объекта недвижимости. Отчисления устанавливаются соответствующими органами. Налоговики руководствуются существующим кадастром. При этом принимается во внимание и стоимость аренды. Если квартира или дом локализуется в одном из элитных кварталов, то стоимость аренды будет намного выше. Таким образом, более высоким будет и размер отчислений государству.

Отчисления на проживание

Этот вид налога также является ежегодным. Он взимается властями с лица, владеющего квартирой или домом. Также делать соответствующие отчисления обязуются арендаторы, обитающие в облагаемом налогом помещении с начала налогового года. Налогообложению подлежит главное место проживания человека. Размер отчислений зависит от того, каков состав семьи налогоплательщика. Также принимается во внимание наличие или отсутствие совокупной прибыли.

Если человек, являющийся собственником квартиры или дома, не постоянно обитает там, то размер отчислений государству равняется налогу с недвижимости.

Отчисления на роскошь

Этот вид отчислений тоже взимается ежегодно. Актуален он только для тех лиц, стоимость имущества которых равняется 1300000 европейских рублей. Солидарные отчисления на роскошь представляют собой специфическую форму обложения налогом прибыли, являющейся на настоящий момент спорной.


Идея этого налога была рождена в восьмидесятых годах двадцатого столетия. В основе находилась налоговая солидарность между теми, кто имеет солидный доход и бедняками. Спустя пять лет налог был отменен. Его восстановление произошло только в 1989 году.

Отчисления на доход от сдачи в аренду недвижимости

Если двенадцатимесячная прибыль от сдачи в аренду квартиры или дома не превышает 15 тысяч европейских рублей, то для корректного расчета вычитается 30 процентов. Если общая сумма превышает 15 тыс. евро, то из нее вычитаются актуальные расходы. К таковым расходам следует отнести:

  • страховку;
  • ремонтные работы;
  • обслуживание;
  • отчисления банку (если владелец недвижимости брал ее в кредит);
  • иные расходы.

Та сумма, которая осталась в итоге, подлежит налогообложению в размере 20 процентов. Это актуально для тех лиц, которые не являются французскими резидентами.


Общие особенности налоговой системы Франции. Легитимность налогов во Франции определяется статьей 13 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Именно 1789 г. - год Великой французской революции - стал годом введения четырех главных налогов Французской Республики: налога на землю, налога на собственность (недвижимость), патентного налога, налога на двери и окна (внешние признаки богатства). Поступления от данных налогов стали финансовой базой революции 1789 г. В последующий период осуществлялся постепенный переход от налогов, назначаемых для возмещения экономического ущерба, к налогам, взимаемым на постоянной основе по твердым ставкам.
В 1914-1917 гг. во Франции был введен подоходный налог, собираемый на основе шедулярной системы. Доходы при этом подразделялись на следующие типы: от недвижимости, сельскохозяйственные доходы, прибыль промышленных и торговых предприятий, некоммерческие доходы, заработная плата, доходы от движимого имущества, процентные доходы.
Основной вклад, который Франция внесла в мировой опыт налогообложения, связан с появлением налога на добавленную стоимость - НДС - принципы взимания которого были разработаны французскими финансистами, в частности, М. Лоре. Сначала действие этого налога было проверено в тогдашней французской колонии - Кот д’Ивуар - и лишь затем, после полученных положительных результатов, с 1954 г. НДС был введен в структуру французской налоговой системы, а в последующий период НДС появился в странах - членах Европейского Экономического Сообщества. В 1980-90-е гг. НДС был скопирован многими развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Удобство взимания НДС привело к тому, что основу налоговой системы Франции составляют в настоящее время косвенные налоги, несомненное лидерство среди которых принадлежит НДС.
Нужно также отметить преобладание во Франции, как и в Германии, социальной роли налогов: налоговые поступления финансируют деятельность социально ориентированного правительства, а уровень налогов для наиболее обеспеченных французов и частных компаний должен удовлетворять требованиям социальной справедливости, перераспределяя доходы в пользу малообеспеченных граждан. Для реализации цели социальной справедливости во Франции с 1982 г. было введено налогообложение крупных состояний - своеобразный налог на право быть богатым. Высокие ставки данного налога означают, по существу, его конфискационный характер. Так, к примеру, сумма подлежащего уплате налога на состояние бывшего главы обанкротившейся авиакомпании Air Liberte превышала 100% его годовой заработной платы. Поэтому неслучайно обеспеченные граждане Французской Республики предпочитают быть налоговыми резидентами не у себя на родине, а за рубежом - в Бельгии, Великобритании, Швейцарии.
Характеристика современной налоговой системы Франции. Особенностью современного налогообложения во Франции является то, что уровень подоходных налогов в стране является средним среди стран Европейского Союза, а доля прямых налогов при этом самая низкая в ЕС. При этом велика роль косвенных налогов. Так, доля НДС в доходах центрального правительства достигает 46%. При этом во Франции, точно так же как и в Германии, достаточно высоки социальные налоги и сборы, которые существенно повышают общий уровень налогового бремени в стране.
Доля налогов в ВВП превышает 45%, причем на социальные налоги и взносы приходится почти 34% всех налоговых поступлений правительства. Налоги на товары и услуги составляют около 26% всех налоговых поступлений, индивидуальный подоходный налог - 18%, а налог на прибыль - 7%. После уплаты всех налогов у холостого налогоплательщика в среднем остается 73,5% заработанного дохода-брутто, у состоящего в браке налогоплательщика, имеющего двух детей - 85,8% дохода. />Налогообложение компаний. Главной отличительной чертой французского налогообложения является то, что в основе налогообложения1 компаний лежит не глобальный принцип (принцип резидентства), а принцип налогообложения доходов у источника их образования. Соответственно, факт резидентства компании во Франции не имеет значения, поскольку доходы зарубежных постоянных предста-

вительств французских компаний, а также доходы из зарубежных пассивных источников, получаемые французскими компаниями, не облагаются французским налогом на прибыль. Это делает Францию достаточно благоприятным местом регистрации компаний, ведущих офшорные операции с низконалоговыми юрисдикциями.
Таким образом, налог на прибыль (l’impot sur Ies societes, I.S. либо ISoc) платят те компании (как отечественные, так и зарубежные), доходы которых образуются на территории Французской Республики. Согласно официальным статистическим данным, субъектами ISoc являются примерно треть французских компаний.54 Его основная ставка составляет 331/3%, которая сокращается до 15% при условии, что полученный прирост капитала долгое время сохраняется в качестве капитальных резервов компании. В дополнении к данному налогу действует дополнительная ставка в 1,5%, базой расчета которой служат налоговые обязательства, рассчитанные по ставке ЗЗ’Д либо 15%. В результате эффективная ставка ISoc соответствует 33,83% либо 15,225%. Малые и средние предприятия, размер прибыли которых не превышает 38 120 евро, уплачивают налог по основной ставке 15%. В 2005 г. Чистые поступления от налога на прибыль компаний составили 42,6 млрд. евро.55
Налог на распределение прибыли в форме процентов и дивидендов составляет 25%. Для устранения двойного экономического налогообложения получатели дивидендов применяют налоговый кредит на налог, ранее удержанный у источника выплаты дивидендов.
Налогообложение физических лиц. Налоговое резидентство физических лиц определяется во Франции на основе осуществления на территории Франции профессиональной деятельности либо на основании наличия во Франции центра экономических интересов.
Особенность налогообложения заработной платы заключается в том, что отсутствует удержание налога у источника выплаты дохода. Налог рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно по итогам фискального периода (налоговый год во Франции совпадает с календарным) и уплачивается к положенному сроку.
Стоит отметить относительную слабость индивидуального подоходного налогообложения: множество льгот для различных видов профессиональной деятельности изначально сокращают налоговую базу примерно на треть. Имеющиеся налоговые привилегии зачастую курьезны. К примеру, льготы по уплате подоходного налога имеют водители такси, крупье казино, медсестры парижских больниц. В результа- * те из 33,1 млн. официально зарегистрированных домохозяйств-налогоплательщи- ков налоги платят лишь 15,7 млн. Остальные 17,4 млн. домохозяйств на вполне законных основаниях освобождаются от налогообложения.56
Подобная практика французского индивидуального подоходного налогообложения открывает широкий простор для различных махинаций и злоупотреблений.
К примеру, главные акционеры компаний могут сами себе назначать заработную плату (заранее учитывая налоговые последствия), и даже многомиллионное вы-
ходное пособие господина Месье, приведшего к финансовому краху компанию Vivendi, было освобождено от уплаты налогов.
Вместе с тем стоит отметить, что французские налоговые органы не оставляют без внимания вопросы социальной справедливости. В случае, если есть признаки расхождения более чем на 30% между задекларированным доходом и фактическими расходами, фискальные службы могут оценить реальные доходы такого налогоплательщика по определенной методике. Элементами богатства при этом могут служить объекты недвижимости, находящиеся в собственности налогоплательщика, использование прислуги, новые и мощные транспортные средства (включая яхты и авиалайнеры), скаковые лошади (свыше одной), лицензии на охоту.
При расчете налога на доходы физических лиц (l’impot sur Ie revenue, IR) используется прогрессивная шкала налогообложения. Интервалы дохода и соответствующие данным интервалам налоговые ставки представлены в табл. 10.5. Отличный от указанного в таблице порядок налогообложения применяется на заморских территориях Франции - в Гваделупе, Мартинике и Реюньоне, где максимальная ставка IR ограничена величиной 30%, и во Французской Гвиане, где предельная ставка IR составляет 40%. В 2005 г. Поступления от налога на доходы физических лиц превысили 55 млрд. евро.
Таблица 10.5
Ставки индивидуального подоходного налога во Франции на 2005 г.

Источник: La fiscalite fran^aise. - Paris, 2005. - P. 30.

Особенностью подсчета налога является то, что общая сумма дохода семьи делится на части в соответствии с количеством человек в семье. Так, каждый из супругов эквивалентен единице, два первых ребенка - по 0,5 учетных единиц каждый, каждый следующий ребенок приравнен к единице. К примеру, для семьи из двух супругов и трех детей совокупный доход делится на четыре единицы (муж, жена и третий ребенок составляют три единицы, двое первых детей в сумме дают еще одну). Полученная расчетная величина дохода умножается на четыре единицы, и к ней применяются соответствующие ставки прогрессивного IR. Подобная система является достаточно благоприятной для семьи, имеющей троих детей.
Система социальных налогов и сборов (les impots a fmalite sociale) была создана во Франции в 1945 г. В своем нынешнем виде данная система объединяет четыре основных вида обязательных социальных платежей - общие социальные взносы (contribution sociale generalisee, CSG), взносы для возмещения социального долга (contribution pour Ie remboursement de la dette sociale, CRDS), социальный налог (prelevement social) и социальный взнос с прибыли предприятий (contribution sociale sur Ies benefices des societes, CSB). Совокупные поступления от CSG, CRDS и CSB в 2005 г. составили около 77 млрд. евро.
Косвенные налоги. Стандартная ставка НДС составляет во Франции 19,6%, сокращенная - 5,5%. НДС является лидером по налоговым поступлениям в бюджет центрального правительства. В 2005 г. совокупные поступления данного налога превысили 127 млрд. евро. Уровень акцизов и прочих косвенных налогов во Франции является вполне умеренным, особенно в части акцизов на табак и спиртные напитки.
Резюме. Несмотря на приверженность принципам социальной рыночной экономики, предполагающей высокий уровень государственных расходов (соответственно, высокий уровень налогов для их финансирования), налоговая система Франции является вполне конкурентоспособной. Сместив основную тяжесть налогового бремени на косвенные налоги, правительство Французской Республики содействовало созданию на территории страны налогового климата, благоприятного как для физических, так и для юридических лиц. При этом в наиболее выгодных условиях оказываются налогоплательщики - юридические лица, ведущие внешнеэкономическую деятельность за пределами Франции в низконалоговых юрисдикциях, а также физические лица, создавшие семью и воспитывающие как минимум трех детей. Высокие ставки индивидуальных подоходных налогов во Франции являются по существу лишь номинальными, большинство налогоплательщиков вообще освобождается на законных основаниях от уплаты налогов, а налог на прибыль компаний, ведущих активность на территории Франции, является вполне умеренным.

Местные налоги Франции

Центральные налоги и сборы

Особенности налоговой системы Франции

Тема 1 Налоговая система Франции

Налоговая система Франции отличается своеобразием. На­логи и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны. К особенностям французской налоговой системы можно отнести:

Стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

Социальную направленность;

Учет территориальных аспектов;

Широкую систему льгот и скидок;

Открытость для международных налоговых соглашений.

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений в ВВП (46,3 %).

Для налоговой системы Франции характерна высокая доля взносов в фонды социального назначения. По данной категории взносов Франция занимает 1 место среди развитых стран. Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны, так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Помимо этого Францию характеризует низкий уровень прямого и одновременно высокий уровень косвенного налогообложения

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Ге­неральным налоговым кодексом и Книгой фискальных проце­дур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Ге­неральный налоговый кодекс.

Среди стран - членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговые соглашения в террито­риальном аспекте, можно выделить три региона основных эко­номико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. Всего Франция ра­тифицировала более 900 налоговых соглашений. В отношении этих соглашений действует принцип превосходства норм евро­пейского права над внутренним законодательством. Этот прин­цип, называемый принципом Nikolo, установлен 20 октября 1989 г. К Конституции Франции он применяется следующим образом. Если Конституционный совет, запрошенный прези­дентом республики, премьер-министром или одним из предсе­дателей палат парламента, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Консти­туции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции. В Конститу­ции Франции также содержится норма о том, что международ­ные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу за­конов, с момента их опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.



В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышлен­ных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности.

Реформа предусматривала уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью на­логовых льгот инвестиций.

Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обес­печивающие около 95 % доходов, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. В доходах бюджета центрального правительства налоговые поступления составляют свыше 93 %. Среди них косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов. Основным косвенным налогом во Франции является налог на добавленную стоимость. Далее по своей доходности - внутренний налог на нефтепродукты.

Среди прямых налогов, которые занимают 40 % от всех налоговых поступлений, основным является подоходный налог с физических лиц. На его долю приходится 20 % налоговых доходов центрального бюджета. Вторым по значению является налог на прибыль акционерных компаний. Его доля – 10 %.

В целом налоговая система Франции двухуровневая. Доля налогов, поступающих в местный бюджет от общей доходной части местного бюджета, составляет около 54 %. То есть можно отметить, что при высоком уровне поступления налогов в центральный бюджет наблюдается невысокий уровень поступлений в местный бюджет, т.е. налоговая политика направлена на централизацию налоговых поступлений.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Именно Национальной Ассамблеей принимаются законы о налогах, им же ежегодно уточняются ставки. Вопросы налоговой политики находятся в введении министерства экономики, финансов и бюджета.

Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок налогов с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Генеральное налоговое управление. Генеральное налоговое управление является органом, отвечающим за сбор всех видов налогов, как центральных, так и местных. Кроме того, в его ведение входит контроль за управлением государственным имуществом, регистрация и учет объектов недвижимости (ведение земельного када­стра), регулирование производства и оборота подакцизных товаров (табака, вина, сахара и др.).

Центральный аппарат главного управления составляют управления учета и отчетности, налоговой статистики, нало­гового контроля и налоговых проверок, административно-информационного обеспечения, кадров, а также земельного кадастра.

Главному управлению подчинены региональные дирек­ции, которые непосредственно руководят работой местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции включают в себя подразделения, ведущие учет налогоплательщиков, сбор и проверку налоговой отчетности, и непосредственно сбор налоговых платежей.

Налоговая система Франции особенно интересна для нас тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость, ставший основным косвенным федеральным налогом в Российской Федерации.

Налоги, взимаемые во Франции, можно подразделить на три крупные группы:

подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность умеренные.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим движимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16%. Налог взимается в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. Имеются три ставки налога: 4,5%, 7% - для предметов искусства и 7,5% - для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.

Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т. д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности, имущество для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.

Налог на собственность носит прогрессивный характер. Его ставки на

начало 90-х годов указаны в табл. 1.

Таблица 1. Ставка налога на собственность

При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины.

В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в* сумме 35 900 франков, 8,5% - в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% - для выплат выше указанной суммы.

Помимо этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% общей суммы заработной платы.

Для предприятий, использующих временную рабочую силу, ставка составляет 2%.

Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться на профессиональную подготовку молодежи.

Предприниматели, на предприятиях которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели положено отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно отметить налог на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.

Местные органы власти (коммуны, объединения коммун, департаменты и т. д.) - важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале 90-х годов составляли более 10% валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны[. Их динамика характеризуется быстрым ростом. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

земельный налог на застроенные участки;

земельный налог на незастроенные участки;

налог на жилье;

профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - зданий, сооружений, резервуаров, силосных башен и т. д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т. д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по месту их основного проживания.

Налоговая система Франции формировалась не один десяток лет, отражая исторические особенности страны. В ее основе, как и в остальных странах Западной Европы, лежит теория налогообложения А. Смита 2 .

Налоги - главный источник формирования дохода бюджета Франции, обеспечивающий его более чем на 90% 3 . Ставки налогов могут ежегодно меняться в зависимости от состояния экономики и социальной политики государ­ства. Решение об их размерах принимается на ежегодной Национальной ассамблее одновременно с утверждением государственного бюджета.

Во Франции обязательные отчисления в пользу госу­дарства складываются из двух крупных, примерно равных пообъему групп: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51% обязательных выплат, и со­циальные взносы, объем которых достигает почти 49% обязательных отчислений 4 .

Очевидно, что основополагающий принцип француз­ской налоговой системы - социальная направленность: налоги от наиболее обеспеченных налогоплательщиков перераспределяются в пользу малообеспеченных. Высо­кие платежи и взносы в фонды социального назначения обеспечивают существование одной из самых больших в Европе систем социального страхования.

Особенность Франции - низкий уровень прямого налогообложения (их доля - самая низкая в ЕС 4) и одновременно высокий уровень косвенного. Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов бюджета (в основном за счет посту­плений от НДС, который составляет 43% 5 ).

По критерию бюджетной направленности налоги во Франции можно разделить на:

    налоги, идущие в федеральный бюджет. Это – НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на собственность, таможенные пошли­ны, акцизы, пошлины на нефтепродукты, налог на прибыль от ценных бумаг и др.;

    местные налоги: туристский сбор, налог на семью, налог на жилье, земельный налог на здания и по­стройки, налог на землю, налог на профессию, на­лог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу.

В число важнейших прямых налогов входят: подо­ходный, налог на прибыль акционерных обществ, на собственность и автотранспортные средства. При этом основную роль играет подоходный нал ог с физических лиц, составляющий 20-21% налоговых поступлений 6 .

Во Франции работодатель не является налоговым аген­том для наёмных сотрудников, как, например, вРоссии. Он полностью выплачивает работникам на руки всю сумму до­хода (после социальных отчислений), а подоходный налог с полученной зарплаты наёмный работник обязан платить самостоятельно на основе поданной декларации о доходах и чаще всего в начале следующего после отчётного года.

Следует отметить, что обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а семьи в целом. Если плательщик холост - для целей налогообложения он пред­ставляет собой семью из одного человека. Таким образом, одинокие налогоплательщики платят налогов всреднем больше, чем семейные, а налогоплательщики с детьми платят налогов ещё меньше (чем больше детей, тем меньше налог). Такая схема налогового стимулирования семьи и демографии действует во многих европейских странах.

Сумма подоходного налога зависит от умения нало­гоплательщика пользоваться налоговыми льготами и вы­четами. Так, из 25 миллионов плательщиков фактически платят налог только 15 миллионов, остальные или поль­зуются многочисленными льготами, или же их доходы не достигают той планки, ниже которой подоходный налог не выплачивается.

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу и, соответственно, в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку, поскольку действует прогрессивная шкала. Все вычеты реально работают. Для сравнения – в России налоговые вычеты меньше, их размер ограничен сверху небольшими суммами, соответственно значительного уменьшения на­логовой базы они не дают.

Подоходный налог единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ежегодно шкала уточ­няется, позволяя учитывать инфляционные процессы. Ставки прогрессии подоходного налога в 2013 г. – от 0% (при среднедушевом доходе семьи менее 5963 евро в год) до 45% (при среднедушевом доходе семьи от 150 000 евро в год) 5 . Половина населения Франции зарабатывает меньше 26420 евро в год – для них действует ставка 14%.

С 2013 г. во Франции планировалось ввести 75%-ный так называемый «налог для богачей» на доход свыше 1 млн. евро. Однако Конституционный суд его отменил, как противоречащий основному закону страны.

Доля налога на прибыль в общей сумме налоговых по­ступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению, что связано с постоянным понижением ставки налога. Плательщиками налога являются общества, образованные в форме объединения капиталов – акционерные, общества с ограниченной ответственностью, коммандитные товари­щества с акционированием, кооперативные товарищества. Стандартная ставка налога составляет 33,33%, а если до­ход идет на выплату дивидендов, а не на развитие - 42%. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения физических лиц. В основе налогообложения лежит не принцип резидентства, а принцип налогообложения до­ходов у источника их образования.

Помимо прогрессивного налога на прибыль юридиче­ские лица уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную под­готовку (1,5-2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)). Это, в целом, обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности формирует менее 10% налоговых доходов государства. Это налог на состояние (при стоимости имущества, превышающей 1,3 млн. евро); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт. Не­которые виды имущества полностью или частично осво­бождены от уплаты налога. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода налогоплательщика.

Франция, согласно исследованию KPMG, является абсолютным лидером в налогообложении состоятельных граждан. Налог на частное состояние существует с 1982 г. и доходы государства от него составляют 8,6% от всех на­логовых поступлений.

Налог на имущество входит в обязанности физических лиц, которые проживают и владеют имуществом в стране при его стоимости свыше 750 тыс. евро. Если налогоплатель­щик постоянно проживает в объекте налогообложения, он может рассчитывать на 20%-ное снижение налога. Нерези­дент выплачивает налог, если его имущество (недвижимость, право на недвижимость, платежи от должников) находятся на территории Франции. Все объекты, расположенные во Франции, подлежат 3%-ному налогу на недвижимость 6 .

Для Франции характерны очень высокие налоги на на­следование - не менее 40% от завещанного необходимо отдать государству. Если ранее наследник получал право не платить налоги с суммы до 150 тыс. евро, то с 2013 г. вывести из-под обложения можно только 100 тыс. евро. Эти меры могут при­вести к дестимулированию накопления семейного капитала.

Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

В стране существуют особые правила налогообложе­ния доходов, полученных от операций с недвижимостью, ценными бумагами и прочим имуществом. Налог наприрост капитала от перепродажи недвижимости в первые 5 лет после покупки, для граждан из стран ЕС, не подпадающих под действие французской налоговой системы, составляет 16%. Для остальных – 33,3%. В последующие 10 лет возможна скидка на 10%. После 15 лет владения недвижи­мостью при перепродаже налог не взимается.

Приобретая недвижимость во Франции, покупатель обязан выплатить налог на приобретение и регистрацию недвижимости (нотариусу в день подписания акта, под­тверждающего факт покупки недвижимости). Ставка по налогу зависит от времени постройки здания. Если объект является новостроем, которому не исполнилось пяти лет, налог составит от 2 до 3%. На вторичном рынке он может повыситься до 7% от стоимости-жилья. Фактически, это оплата регистрации недвижимости, которая необходима при смене владельца.

Франция стала первой страной Европы, в которой был установлен налог на операции с ценными бумагами : по ставке в размере 0,1% с 1 августа 2012г. Им облагаются операции 109 крупнейших компаний Франции, рыночная капитализация каждой из которых составляет более 1 млрд. евро.

Основным косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость (TVA ) , который впервые ввели именно во Франции в 1954 г. Он взимается методом ча­стичных платежей. Существует 4 вида ставок:

    предельная в 22% на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

    сокращенная в 7% на товары культурного обихода, на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикамен­ты, жилье, транспорт); была повышена с 2012 г. 8

    сокращенная в 5,5% на продукты питания, газ и электроэнергию (при определенных обстоятель­ствах), продукция и услуги, предоставляемые ин­валидам.

Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании и Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции 9 . Некоторые виды деятельности освобождены от НДС – медицина и медицинское обслуживание, образование, все виды страхования, лотереи, казино, деятельность обще­ственного и благотворительного характера.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также пред­ставляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Обязательные отчисления в различные фонды соци­ального/ медицин-ского/пенсионного страхования разделе­ны между работодателем и наёмным работником. В зар­платной ведомости работник видит свою персональную часть социальных отчислений. Поэтому потом он может требовать достойную пенсию, высокий уровень медицин­ского обслуживания, пособий и прочих социальных благ.

Фиксированная ставка социального взноса составляет 3,3% (из них 1% идет на медицинские нужды). В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачивают работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог, ставки которого 4,5%, 8,5% и 13,6%, носит прогрессивный характер. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам и т.д. На эти цели необхо­димо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Из системы местных налогов можно выделить четыре основ­ных: земельный на застроенные участки; земельный на не­застроенные участки; на жилье; профессиональный налог. Так, налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица, в том числе достигшие 75-летнего возраста, могут частично или полностью быть освобождены от уплаты.

Помимо четырех основных налогов местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги: налог на уборку территорий; пошлину на содержание Сельскохозяйственной палаты; пошлину на содержание Торгово-промышленной палаты; пошлину на содержа­ние палаты ремесел; местные и департаментные сборына освоение рудников; сборы на установку электроосве­щения; пошлину на автотранспортные средства; налог напревышение допустимого лимита плотности застройки, который уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, позволившимим это строительство; налог на озеленение.