Общие вопросы организации бухгалтерского и налогового учета. Особенности организации и ведения налогового учета. Организация и управление
бухгалтерской службой

Общие вопросы организации бухгалтерского и налогового учета. Особенности организации и ведения налогового учета. Организация и управление бухгалтерской службой

В соответствии с законодательством, при строительстве объектов, их эксплуатации и в постэксплуатационный период необходимо осуществлять производственный экологический мониторинг (ПЭМ). Целью производственного экологического мониторинга является контроль экологического состояния окружающей среды в зоне влияния строительства и эксплуатации объекта путем сбора измерительных данных, их комплексной обработки и анализа, для оценки ситуации и принятия управленческих решений.

Производственный экологический мониторинг включает в себя три этапа работ:

1) фоновый мониторинг (оценка состояния природных компонентов до начала строительства);

2) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период строительства;

3) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период эксплуатации объекта строительства.

В задачи производственного экологического мониторинга входит:

  • осуществление наблюдений за техногенным воздействием на компоненты природной среды при строительстве объектов, их эксплуатации и постэксплуатационном периоде;
  • анализ и обработка полученных в процессе мониторинга данных;
  • оценка изменений состояния компонентов природной среды в результате техногенных воздействий;

Результаты производственного экологического мониторинга используются в целях:

  • контроля соответствия воздействия строительства и эксплуатации объекта на различные компоненты природной среды предельно допустимым нормативным нагрузкам;
  • контроля соответствия состояния компонентов природной среды санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам;
  • разработки и внедрения мер по охране окружающей среды.

Объектами производственного экологического мониторинга являются:

  • выбросы организованных и неорганизованных источников;
  • атмосферные осадки (снежный покров);
  • поверхностные воды;
  • донные отложения;
  • почвенный покров;
  • растительный покров;
  • животный мир.

Основными источниками воздействия на объекты мониторинга являются строительная техника и транспортные средства, временные объекты, обслуживающие строительство, объекты сопутствующей инфраструктуры, производственные работы всех перечисленных объектов, нахождение людей в зоне строительства и прилегающей к ней территории, последующая эксплуатация оставшихся объектов после завершения строительства.

При проведении производственного экологического мониторинга следует учитывать, что воздействия на компоненты природной среды в процессе строительства значительно больше, чем во время эксплуатации объекта, а для объективной оценки масштаба негативных воздействий необходима оценка состояния природных компонентов до начала строительства - фоновый мониторинг. Иногда фоновый мониторинг проводится на сопредельных к строительству территориях, в случаях, если его невозможно было провести до начала строительных работ.

В настоящем документе предлагаются базовые принципы для подготовки программы ведения производственно-экологического мониторинга животного и растительного мира, разработанные Научным центром - «Охрана биоразнообразия» РАЕН.

Нормативная база ведения производственного экологического мониторинга (ПЭМ). Место в ПЭМ мониторинга животного и растительного мира

Понятие «производственный экологический мониторинг» в законодательстве не определено. Данное понятие носит собирательный характер. До недавнего времени Федеральный закон от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержал понятие мониторинг окружающей среды. Однако в настоящее время он содержит нормы, посвященные лишь государственному экологическому мониторингу, под которым понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, наблюдения за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Ряд отраслевых законов содержат нормы, обязывающие хозяйствующих и иных субъектов осуществлять те или иные мероприятия по наблюдению за состоянием отдельных компонентов природной среды, что позволяет применять обобщенное понятие - производственный экологический мониторинг. Подзаконные нормативные акты, принятые до принятия названного выше Закона об охране окружающей среды также содержат нормы, обязывающие хозяйствующих субъектов осуществлять мониторинг. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования не запрещает организациям природопользователям предусматривать охрану окружающей среды, при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности на основе нормативных актов таких организаций. При этом утвержденные локальные нормативные акты имеют обязательный характер для соответствующих субъектов.

Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утв. приказом Минприроды России от 09 февраля 1995 г. № 49 , предусмотрено, что «для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.

Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.

Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.

Приказом МПР России от 06 февраля 2008 г. № 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» , предусмотрено требование для правообладателей водных объектов, согласно которому собственники водных объектов и водопользователи обязаны представить сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Приказ МПР России от 21 мая 2001 г. № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения объектного (локального) мониторинга состояния недр для недропользователей и иных субъектов хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

Согласно п. 8.1. Правил охраны вод от загрязнения при бурении скважин на морских нефтегазовых месторождениях. РД 153-39-031-98, утв. Минтопэнерго РФ 20 марта 1998 г. организация, получившая лицензию на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, организует экологический мониторинг морской среды в районе предполагаемого бурения по программе, согласованной с территориальными природоохранными органами.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В данном случае речь идет именно о пользователях, которые определены как граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром. В контексте деятельности субъектов по разведке и добыче углеводородов на континентальном шельфе не представляется возможным признавать таких субъектов пользователями объектов животного мира.

На федеральном уровне утверждены два документа (один из которых обязателен для применения), оперирующих понятиями производственного экологического мониторинга. В соответствии с Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утв. приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539 в документации, обосновывающей хозяйственную деятельность необходимо включать предложения по организации производственного экологического мониторинга. Данный документ не был зарегистрирован в Минюсте России и может применяться как документ рекомендательного характера.

Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Госкомэкологии от 16 апреля 2000 г. № 31 в случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей (п. 1.5.). Таким образом, данная норма, единственная в федеральном законодательстве, предусматривающая обязательность для заказчика (исполнителя) разрабатывать программу экологического мониторинга при планировании хозяйственной деятельности, применительно к разработке месторождений углеводородного сырья.

В тоже время следует признать, что в настоящее время не существует императивных положений федерального законодательства, предусматривающих обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды. Субъект-природопользователь недр на континентальном шельфе не имеет обязанностей проведения мониторинга объектов животного и растительного мира (водных биоресурсов).

Как указывалось выше обязательными документами в отношении проведения мониторинга объектов животного и растительного мира могут служить локальные нормативные акты юридических лиц. Например, в системе организаций ОАО «Газпром» действуют несколько таких актов, обозначающих данный вид мониторинга и регулирующих порядок его проведения:

1. Типовые технические требованиями на проектирование КС, ДКС и КС ПХГ. ВРД 39-1.8-055-2002, утв. ОАО «Газпром» от 26 февраля 2002 г.;

2. Регламент организации работ по охране окружающей среды при строительстве скважин ВРД 39-1.13-057-2002 Москва 2002;

3. Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО Газпром Производственный экологический контроль и мониторинг. Термины и определения СТО Газпром 2-1.19-214-2008;

4. СТО Газпром 2-1.19-415-2010 Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО "Газпром". Экологический мониторинг. Общие требования.

5. СТО Газпром 2-2.1-435-2010 Проектирование оснований, фундаментов, инженерной защиты и мониторинга объектов ОАО "Газпром" в условиях Крайнего Севера.

6. Производственный экологический мониторинг газовой промышленности. Технико-экономическое обоснование. Сводный том. Часть 2. Утв. пост. РАО "Газпром" от 08.06.95 № 51.

Согласно положениям данных документов производственный экологический мониторинг предусмотрен для всех компонентов природной среды, в том числе по объектам животного и растительного мира.


Базовые принципы мониторинга биотических компонентов (наземные позвоночные, местообитания животных, растительные сообщества, ихтиофауна, морские млекопитающие, птицы морской акватории)

Цель производственного экологического мониторинга. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) выполняется в соответствии с Программой экологического мониторинга, утверждаемой Заказчиком-застройщиком и согласованной с территориальными подразделениями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

Организация работ по мониторингу осуществляется силами производственных подразделений Заказчика-застройщика с участием привлеченных изыскательских и исследовательских организаций, имеющих необходимую разрешительную документацию на требуемые виды деятельности.

Мониторинг животного мира и его местообитаний (далее - мониторинг) осуществляется с целью осуществления контроля их изменений, связанных со строительством и эксплуатацией хозяйственного объекта. Мониторинг обеспечивает своевременное выявление проблемных ситуаций, введение и снятие экологических ограничений, подтверждение эффективности природоохранных мероприятий, корректировку ущербов, природоохранных капиталовложений и компенсационных мероприятий.

Территориальные объекты мониторинга, периодичность работ . Мониторинг осуществляется на каждом объекте строительства во всех типах местообитаний на территории строительства, в зонах косвенного воздействия, а в ряде случаев и за пределами строительства - в аналогичных местообитаниях.

Изначальный этап работ - фоновый мониторинг, осуществляется до начала строительства объекта (в соответствии с техническим проектом строительных работ), а в исключительных случаях во время строительства - на аналогичных местообитаниях, прилегающих к зоне воздействия строительных работ и в зоне воздействия. В последующем мониторинг проводится ежегодно на всех стадиях строительства объекта, а в дальнейшем, на протяжении всего периода эксплуатации объекта - не реже одного раза в три года.

1. Последовательность проведения работ.

Выбор участков мониторинга, пунктов, маршрутов, точек наблюдений. Определяются на основе требований нормативно-технической документации программы экологического мониторинга и включают:

● Зоны воздействия каждого объекта строительства с указанием их площадей;

● Количество точек наблюдений и протяженность маршрутов, зависящие от разнообразия и доступности для обследования местообитаний животных.

Особое внимание уделяется оценке состояния животного мира и его местообитаний для наиболее ценных по богатству участков региона. Это, в первую очередь, долины и устья рек с богатым видовым разнообразием животного мира и растительных сообществ, овраги и береговые обрывы рек, участки мелководья, илистые литорали и приморские луга, акватории крупных озер и рек, и др. Такие участки часто привлекают наземных позвоночных для размножения или как места послегнездовых скоплений, кормежки и отдыха птиц в периоды весенних и осенних миграций. Особенно это касается редких животных и занесенных в Красные книги. Поэтому осуществлять строительство и последующую эксплуатацию хозяйственных объектов на подобных участках следует с особой осторожностью, по возможности сдвигая работы на менее уязвимые для животных сроки, уменьшая интенсивность и шумовое воздействие работ на животный мир, предотвращая уничтожение животных, гнезд с кладками и птенцов. Для этого необходимо регулярное проведение инструктажа всех участников строительных работ и последующей эксплуатации объекта, а также - повышение контроля соблюдения особой осторожности проведения работ.

Фоновый мониторинг . Проводится как одноразовое мероприятие в первый год работ по мониторингу - до начала строительства.

Мониторинг в период строительства. Планируется с момента начала строительства и до его завершения.

Мониторинг по окончанию строительства. Проводится не реже одного раза в три года на всех построенных объектах.

2. Объекты мониторинга. Наземные позвоночные, ихтиофауна, местообитания животных, состояние растительных сообществ. Повышенное внимание уделяется видам, занесенным в федеральную и региональную Красные книги. Особый объект мониторинга - местообитания животных, в первую очередь растительный покров и все виды антропогенных воздействий.

3. Сроки проведения мониторинга. В зависимости от региона строительства, для мигрирующих водоплавающих птиц - апрель - первая половина июня; для птиц в сезон размножения - с середины мая по середину июля, для мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных в сезон размножения - со второй половины июля по август; для морских млекопитающих в теплую половину года, для местообитаний - в период вегетации растений.

Таблица 1.

Состав работ

  • Учеты водоплавающих птиц во время весеннего пролета
  • Обследования акватории, определение встречаемости морских млекопитающих.
  • Описания местообитаний на эталонных участках, анализ космоснимков.
  • Комплексные маршрутные учеты населения птиц
  • Учеты мелких млекопитающих
  • Учеты пресмыкающихся и земноводных
  • Специальный ихтиологический мониторинг, включая исследования кормовой базы рыб.
  • Выявление видов растений, занесенных в Красную книгу РФ и субъекта федерации

Оценка общего состояния геоботанических сообществ на эталонных участках.

4. Методическое обеспечение. Согласно перечня необходимых работ (табл. 1), базовыми методиками являются:

● Методика полевой инвентаризации местообитаний;

● Методика комплексного учета птиц (всех видов) в летний период;

● Методика учета птиц в период миграций;

● Методика учета мелких млекопитающих;

● Методика учета пресмыкающихся;

● Методика учета земноводных;

● Методика учета морских млекопитающих;

● Методика учета рыбных ресурсов;

● Методика учета кормовой базы рыб;

● Методика выявления видов растений, занесенных в Красные книги;

● Методика оценки состояния геоботанических сообществ.

5. Кадровое обеспечение . Все виды работ поручаются (заказываются для исполнения) профильной организации, имеющей соответствующий опыт и необходимые разрешительные документы по тем или иным направлениям (дешифровке космоснимков, изготовление тематических карт и т.п.). Все виды мониторинга в полевой период проводятся постоянным числом специалистов, соответствующих профилю работ - зоологов, зоогеографов, геоботаников (со знаниями дешифровки космических снимков), специалистов по инвентаризации местообитаний животных.

Для камеральной обработки необходимы экологи широкого профиля, специалисты по дешифровке космических снимков, математической обработке учетных данных, созданию компьютерных карт и баз данных.

6. Полевое снаряжение. Для обеспечения полевых работ необходимо приобретение стандартного экспедиционного оборудования (палатки, специальные мешки, GPS, фотоаппараты); космоснимков и др.

7. Транспортное обеспечение. Для проведения обследований прорабатываются варианты транспортного обеспечения.

8. Этапность выполнения работ .

8.1. Подбор исходных данных и их обобщение. Для разработки регламента и проведения производственного экологического мониторинга и контроля комплектуются следующие материалы:

● материалы предпроектных эколого-инженерных изысканий, включая картографические материалы;

● требования нормативно-технической документации и заключения государственных органов исполнительной власти РФ;

● карта растительности района строительства;

● материалы космической съемки района строительства;

● материалы исследований животного и растительного мира прошлых лет.

8.2. Сбор полевого материала (собственно мониторинг). Осуществляется по рекомендуемым методикам.

8.3. Оперативная обработка данных и представление их Заказчику. Осуществляется в течение 30-ти дней после возвращения полевых отрядов.

8.4. Камеральная обработка полевых материалов для годового отчета . Осуществляется к 1-го декабря календарного года проведения работ и представляется Заказчику.

СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Документ в Минюсте России не зарегистрирован. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Документ в Минюсте не зарегистрирован.

С каждым годом мировая экологическая обстановка становится все хуже и хуже. Происходит это из-за деятельности человека, который бездумно загрязняет окружающую природу Для того чтобы поддерживать в ней нормальный баланс, необходимо проводить производственный экологический контроль. Он обеспечивает постоянный мониторинг и фиксацию каких-либо негативных изменений, вызванных деятельностью того или иного предприятия. Организации обязаны предпринимать меры по восстановлению окружающей среды. Законодательство предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за невыполнение рекомендаций контролирующих органов.

Каждая компания обязана периодически подавать информацию о том, какие мероприятия для сохранения окружающей среды в надлежащем состоянии были приняты. Производственный экологический контроль должен проводиться самой организацией на собственных объектах. Специалисты должны самостоятельно наблюдать за тем, насколько рационально используются природные ресурсы, а также за тем, какие меры принимаются для уменьшения степени негативного влияния на окружающую флору и фауну.

Производственный экологический контроль следует проводить при помощи специальной комиссии, которая создается в компании. При этом все сведения о наблюдающей группе должны передаваться в Однако иногда контроль проводится при участии специальных организаций. Это нужно в том случае, если определенные виды требуют особого разрешения. Хотя не все фирмы хотят тратить средства на создание группы наблюдения, а также на соответствующую охрану окружающей фауны и флоры.

Производственный экологический контроль предусматривает соблюдение законодательных норм, которые устанавливают правила пользования окружающей средой; выполнение мероприятий, которые обеспечивают сохранение и восстановление природы; соблюдение установленных лимитов захоронения отходов.

Контроль на предприятии имеет свои объекты. Прежде всего к ним относятся источники выбросов отходов в воздух, воду или на грунт, причем как стационарные, так и передвижные. Естественно, контролировать нужно и оборудование, которое используется для очищения переработанных жидкостей. Еще наблюдение проводится за местами утилизации загрязняющих веществ, складами, хранилищами химических средств и реагентов.

Экологический контроль - это важная часть охраны окружающей фауны и флоры. Благодаря ему, производство должно обеспечивать чистоту и безопасность своей деятельности. Поэтому он должен быть организован правильно: в соответствии с действующим законодательством. Важно, чтобы за нарушение правил пользования ресурсами природы или их чрезмерное загрязнение существовала определенная ответственность. Кроме закона, производители должны руководствоваться собственным умом и понимать, что в этом мире придется жить и им самим, так что все-таки следует внимательнее относиться к природе.

Производственный экологический мониторинг - деятельность особенная. Первая ассоциация, которая приходит в голову, - выполнение лабораториями хозяйствующих субъектов регулярных измерений, оценка результатов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на границах санитарно/защитных зон и на промплощадке предприятий и предоставление этих сведений специально уполномоченным органам, а в ряде случаев - общественности. Однако, если вернуться к определению мониторинга, к постановке целей и задач этой деятельности, станет ясно, что наш первый взгляд на возможности предприятий очень узок. Обра тимся к российскому законодательству:

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рацио-
нальному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и
муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Спектр задач производственного экологического мониторинга как информационной основы производственного экологического контроля серьезно расширяется. Но дело в том, что контроль как таковой представляет собой лишь одну из функций управления. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» уделяет серьезное внимание вопросам государственного управления в области охраны окружающей среды, целям, задачам и порядку его организации. В то же время результативность государственного экологического управления, то есть, в первую очередь, обеспечения реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, в значительной степени зависит от того, как осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов.



В этой части в последнее время получили развитие рыночные инструменты экологического регулирования, ориентированные на инициативную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе - методы экологического менеджмента.

В самом общем виде экологический менеджмент можно определить как деятельность организаций (преимущественно - хозяйствующих субъектов), направленную на решение задач минимизации воздействия на окружающую среду, на последовательное улучшение экологических показателей их деятельности.

Вот, пожалуй, и ключевое словосочетание. Говоря об улучшении экологических показателей деятельности предприятий, мы, прежде всего, должны детально разобраться с тем, какие показатели следует различать, устанавливать, какие ставить задачи по их улучшению, как наблюдать за их изменениями и оценивать эти изменения.

Следовательно, производственный экологический мониторинг должен преследовать цель наблюдения, оценки и прогноза изменения выбранных показателей экологической результативности хозяйствующих субъектов. Тем самым эта система будет накапливать информацию, необходимую для постановки и пересмотра целей и задач экологической деятельности предприятий, разработки и реализации экологических программ.

Подходы к совершенствованию экологической результативности организации систематизированы в международных стандартах ISO серии 14000 «Системы экологического менеджмента». Предложено выделять три группы показателей:

Показатели результативности деятельности организации;

Показатели результативности менеджмента;

Показатели состояния окружающей среды.

Поясним смысл каждой группы. Показатели результативности деятельности отражают характер потребления сырья, материалов, энергии, типичные потери, образование и выделение загрязняющих веществ (с от ходящими газами,


сточными водами, отходами) и т.п. Не следует упускать из внимания вклад вспомогательных подразделений, служб управления (например, расходование электроэнергии, воды, бумаги, материалов и пр.)

Показатели результативности менеджмента содержат информацию о действиях руководства, направленных на совершенствование экологической результативности организации. Речь идет о подготовке и вовлечении персонала в экологически значимую деятельность, о разработке и соблюдении процедур, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия предприятия на окружающую среду, о развитии взаимодействия с заинтересованными сторонами (специально уполномоченными органами, органами местного самоуправления, общественностью). Пожалуй, именно эта группа показателей реже всего используется российскими предприятиями. Но даже здесь можно привести показательные примеры. Так, анализ данных по числу предписаний по устранению экологических нарушений, выданных отделом охраны окружающей среды (ОООС) промышленного предприятия производственным подразде/ лениям, приведенный на рисунке 5, показывает, вкупе с остальными данными, постоянное снижение числа нарушений и налаживание рабо/ чего сотрудничества между ОООС и производственными подразделени/ ями.


1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Рис. 5. Число предписаний по устранению экологических нарушений,

выданных ОООС промышленного предприятия производственным

подразделениям с момента создания ОООС


Последняя группа показателей отражает информацию о состоянии окружающей среды в локальном, региональном, национальном или глобальном масштабах. При этом понятие «региональный» может, напри/ мер, относиться к области или региону внутри страны. Здесь речь идет, прежде всего, о «портретных» показателях, то есть о тех, которые характерны именно для рассматриваемой организации. Скажем, повышение содержания оксида углерода (II) в воздухе может быть связано и с отклонениями от оптимального режима сжигания топлива на промышленном предприятии, и с возрастанием транспортной нагрузки, и с изменением вида топлива на соседней ГРЭС. В то же время, например, присутствие бутилацетата в воздухе в зоне влияния цеха окраски автомобилей, скорее всего, можно принять в качестве показателя состояния окружающей среды, отражающего деятельность этой компании, если она использует краски с растворителями, содержащими бутилацетат. Специалисты пред/ приятия располагают всеми необходимыми внутренними (технологическими) данными для разработки специфических, «портретных» показателей состояния окружающей среды, а специально уполномоченные органы могут предоставить необходимые сведения о типичных уровнях загрязнения природных сред в регионе, в зоне размещения конкретных объектов и т.п.

Мы еще вернемся к обсуждению этой группы показателей, так как на практике именно она привлекает внимание большинства общественных организаций, заинтересованных в развитии наблюдений за состоянием окружающей среды на локальном уровне. Примеры показателей резуль/ тативности, разработанных для различных целевых аудиторий, приведе/ ны в таблице 11.

Таблица 11. Пример выбора показателей результативности

В целом, показатели позволяют получить экологическую картину деятельности предприятия, специфику реализации той или иной технологии, применения технических средств защиты окружающей среды и, что весьма важно, особенности управления предприятием.

Поясним это утверждение. В течение многих лет руководители российских предприятий воспринимали экологически значимую деятельность исключительно как совокупность природоохранных мероприятий и средозащитной техники. Перед инженерами по охране окружающей среды ставили, в основном, задачи минимизации платежей за загрязнение и штрафов или исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства. При этом в большинстве случаев платежи составляли совсем несущественные суммы (порядка сотых или десятых долей от себестоимости выпускаемой продукции). В то же время потери сырья, воды, нерациональное использование энергии обуславливали (и обуславливают) куда более значимые затраты. Достаточно сказать, что российские предприятия строительной промышленности потребляют в 1,5/5 раз больше энергии на производство единицы продукции, чем сравнимые с ними по масштабам и технологическим схемам западные компании. Удельное потребление энергии, воды, сырья, опасных веществ могут, таким образом, выступать в качестве экологических показателей деятельности организаций. Подчеркнем: деятельности в целом, а не деятельности отдела по охране окружающей среды. Причем именно такие показатели наиболее понятны руководству предприятий, их совершенствование имеет как экологический, так и несомненный экономический смысл.

Опыт последних лет свидетельствует также о том, что показатели результативности менеджмента привлекают серьезное внимание производственников и специалистов природоохранительных органов в тех регионах, где обе стороны заинтересованы в совершенствовании государственного управления, в совершенствовании рыночной позиции предприятий, в развитии общественного диалога и снижении социальной напряженности.

Когда наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения? Что такое экологический паспорт и общественный экологический контроль? Где заказать программу экологического контроля?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверняка каждый из вас неоднократно видел новости по ТВ или ролики в интернете о том, как стремительно сокращаются природные богатства нашей планеты. О том, как ежечасно ухудшается экологическая обстановка в мире. И о том, что предпринимают люди, чтобы исправить эту ситуацию.

Обязательно при этом указываются и источники мировой проблемы - неоправданное использование ресурсов, недопустимо вредное производство, неправильное обращение с его отходами и нарушение всяких норм в этой сфере. Возможно ли это изменить и, главное, - как?

Онлайн-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева, приветствуем всех, кто заглянул на наш ресурс. Наша статья посвящена теме производственного экологического контроля.

Итак, начнем!

1. Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля - это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

Производственный экологический контроль (ПЭК) - это наблюдение за безопасностью производства и проведение мероприятий, необходимых в ходе этой деятельности для охраны природы. Организует такие мероприятия служба экоконтроля.

Общественный экологический контроль - это сфера влияния общественных организаций, объединений, движений. Его весомое преимущество - независимость от госструктур. Благодаря этому он максимально защищает экологические интересы населения.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт . Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы Содержание
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Пример

Сейчас в Новосибирской, Иркутской и некоторых других областях России остро стоит вопрос использования сельскохозяйственных земель китайскими предпринимателями.

Иностранные держатели теплиц используют столько недопустимо ядовитых пестицидов в качестве удобрений, что даже после одного сезона их деятельности почвенный покров придется восстанавливать на протяжении десятилетий.

Россельхознадзор бьет тревогу и требует усиления мер по защите природы. Отечественные плодородные земли уничтожаются безжалостно и с невероятной скоростью.

2. Для чего проводится производственный экологический контроль - ТОП-4 главные цели

Теперь поговорим о том, какие цели преследует программа производственного экологического контроля.

Опишем подробно наиболее значимые из них.

Цель 1. Обеспечение экологической безопасности предприятия

Для всякой промышленной деятельности существуют природоохранные нормативы. Это повышает эффективность предприятия. А если оно внедряет энерго- и ресурсосберегающие процессы, то снижается воздействие отравляющих выбросов и на тех, кто там трудится, и на окружающую природу.

Если предприятие соответствует российским и мировым нормам экологичности производства, оно становится конкурентоспособным, поскольку может рассчитывать на сотрудничество с серьезными партнерами.

А когда речь идет о партнерстве с зарубежными заказчиками, экологичность промышленности становится едва ли не главным фактором. Так что перед стоят чрезвычайно важные задачи. Об этом - отдельная публикация.

Цель 2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду

Производственно-хозяйственные нормы касаются не состояния природы, а прежде всего источника отравляющих выбросов. Задача нормативов - ограничить деятельность предприятия строгими лимитами.

Это нормы:

  • разрешенных выбросов;
  • возникновения отходов и ограничения их распределения;
  • разрешенных физических воздействий;
  • рационального использования природных богатств;
  • допустимой степени воздействия на окружающий мир.

Добавим, что нахождение в специально охраняемых природных местностях тоже ограничено строгими рамками.

Цель 3. Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов

Необходимость в этом возникла потому, что расход ресурсов природы стал слишком интенсивным. Экологический кризис неизбежно становится следствием их неоправданного использования. Разумное природопользование способствует выходу из этого кризиса.

Это означает, что необходимо по максимуму сохранять природные ресурсы и по минимуму воздействовать на процессы самовосстановления экосистем.

Достигнуть всего этого возможно, если применять на производстве комплексный научно обоснованный подход к расходованию природных и энергетических ресурсов.

Цель 4.

Когда промышленность отрицательно воздействует на мир природы, это наихудшим образом меняет все показатели окружающей среды. Производственный экологический контроль определяет меры для того, чтобы предотвратить или снизить это воздействие.

Добавим, что за недопустимое загрязнение окружающей среды, как и за причиненный вред здоровью работников с предприятия взимается отдельная плата.

3. Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль - 4 основных мероприятия

Главное назначение производственного экологического контроля - это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

Перед началом проведения программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

Что делает экослужба:

  • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
  • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
  • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
  • контролирует степень засорения поверхностных вод.

Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

Что делают для защиты воздуха:

  • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
  • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
  • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
  • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
  • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
  • контролируют исправность газоочистных установок.

Все параметры требуется заносить в журналы учета.

Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

Прежде всего необходимо:

  • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
  • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
  • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
  • регистрировать и анализировать данные;
  • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
  • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов - формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

4. Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля - 5 простых шагов

Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

Обязательные пункты программы:

  • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
  • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
  • данные об испытательных лабораториях;
  • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
  • информация о местах сбора проб и методах измерений.

Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

Необходимо:

  1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
  2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

5. Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

Вот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group - это внедрение «зеленых» технологий.

У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности - Россия и страны СНГ.

Экологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК , поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу. Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг - то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту».

Ассоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале