Пояснительная записка содержит. Пояснительная записка образец. Образец пояснительной записки или как написать без ошибки

Пояснительная записка содержит. Пояснительная записка образец. Образец пояснительной записки или как написать без ошибки

PAGE 15

Филиал Санкт-Петербургского государственн о го

инженерно-экономического университета в г. Чер е повце

С.В. Бойко

Социология

Лекция

Череповец, 2005


Тема 2.6. Социальные институты

Понятие социального института и его характерные основные черты. Институциальные признаки. Процесс и характерные этапы институциализации. Явные функции социальных институтов: закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная. Латентные функции. Дисфункции.

Типология социальных институтов. Основания для классификации – характер удовлетворяемой потребности. Институты семьи, образования и воспитания, материального и духовного производства, охраны здоровья, досуга и отдыха, управления и обеспечения безопасности членов общества. Институт государства и права в России. Российские проблемы гражданского общества и правового государства.

Вопросы лекции.

2. Виды и функции социальных институтов.

* * *

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организ а ции совместной деятельности людей.

Среди социологов широко распространена точка зрения, что «институт» – одна из б а зисных дефиниций, выражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Тр а диция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сл о мов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институциалисты (в час т ности, Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общ е ственных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого н а правления трактовали его в содержательном плане как группу людей, объед и ненных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в форм а лизованном, категориальном виде – как систему социальных ролей, орган и зующую систему поведения и социальных отношений.

Как и многие другие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее, в качестве определяющей черты институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшими эл е ментами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания. Термин «социальный институт» употребляется в с а мых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образ о вания, здравоохранения, институте государства и т.д. Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характер и стикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется и н ституциализацией.

Задачи лекции

  • Дать понятие социального института и определить его содержание.
  • Определить элементы социального института и этапы его возникновения.
  • Выявить функции и виды социальных институтов.
  • Показать причины дисфункции социальных институтов и пути ее преодоления.

I. Понятие «социальный, институт». Институциализация общественной жизни

1.1. Понятий «социальный институт».

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Иными словами социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья религия, образование, экономика, управление.

Социолог Н. Смелзер дает более короткое определение: социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности. Из этой дефиниции следует:

1. Социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организацию, а обозначает крупные группировки социальных ролей.

2. В отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как для личности, так и для общества потребности.

3. Изменение структуры потребности приводит к изменению типологии социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные.

Но какие потребности существуют в обществе, удовлетворению которых служат социальные институты? Хотя у каждого индивида имеется своя, особенная совокупность потребностей, можно выделить фундаментальные, непреходящие потребности. К ним относятся потребности:

в воспроизводстве рода человеческого;

в любви и участии;

в безопасности и социальном порядке;

в добывании средств существования;

в передаче культуры;

в боге и т.д.

Удовлетворению этих, жизненно важных потребностей, служат такие институты, как институт семьи и брака; экономический институт (управляющий хозяйственной деятельностью, производством и распределением материальных благ); политический институт (связанный с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций); институт культуры и социализации (занятый созданием и распространением культуры, воспитанием молодого человека); институт религии, помогающий человеку обрести смысл жизни 1 .

С развитием общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Если суммировать все множество подходов к определению понятия «социальный институт», то можно выделить следующее значение этого термина. Социальный институт представляет собой:

Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

Формальную и неформальную организацию;

Ролевую систему, в которую включены также норму и статусы;

Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

Обособленный комплекс социальных действий – социальные процедуры.

Таким образом, институт (от лат. institutum – установление) – понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

В настоящее время чаще всего пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.

1.2. Основные элементы и признаки социального института.

Можно выделить основные элементы социального инстит у та .

1. Система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса (социал ь ных процедур). Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласов ы вает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и ст а бильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает фун к ционирование социального института. Их необходимо привести в движение, персонифиц и ровать, внедрить в сознание и поведение людей.

2. Системы потребностей, ожиданий. Для того, чтобы институт работал, необход и мо, чтобы ценности, нормы, идеалы, образцы деятельности и п о ведения людей и других элементов социокультурного процесса стали досто я нием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе с о циализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов, социокультурных элементов. Формирования на их основе системы взаимных ож и даний является вторым важнейшим элементом институциализ а ции.

3. Организационное оформление социального института посредством конститу а лизации правовых норм, прав, обязанностей и санкций. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материал ь ными средствами и выполняющими определенную социал ь ную функцию.

Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: пр е подавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т.д., которые для своей деятельности располагают о п ределенными материальными ценн о стями (знаниями, финансами и т.д.).

По мнению отечественного социолога С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

1.3. Институциализация общественной жи з ни.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действии;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

Конституциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Основными этапами возникновения института можно назвать сл е дующие:

  1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечить свое существование и т.д.

Социальная потребность может быть названа определяющим условием появления института. В самом широком смысле потребность можно характеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект - среда». Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в системах более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.

Сущностные потребности социальных групп (общностей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в социально-экономической структуре общества и тенденциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом воспроизводить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т.д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспроизводство, т. е. разной продолжительности обучения, разных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приводит и к неоднородности потребностей.

Размер этих потребностей ограничен масштабами общественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей – их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потребности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в другую.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие виды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющие собой социальные институты.

Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, но и также для регулирования использования ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты , связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

1) землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;

2) труд, или мотивацию и навыки людей;

3) капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;

4) организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей.

Таким образом, возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

  1. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организационные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институциализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. Здесь возникают три вопроса: 1) кто обменивается с кем, 2) что на что обменивается и 3) каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (обменов). Институциональное взаимодействие и обмен происходят между людьми, находящимися в различных структурных позициях (культурных, политических, экономических, семейных), т.е. обладающими системой статусов и ролей, которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена.

Истинные стремления и цели этих людей в значительной степени зависят от их структурных позиций и соответствующих приоритетных установок. Подобным же образом ресурсы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, престиж и т. д.) зависят от их институциональных позиций и варьируют в соответствии со спецификой различных институциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуществления различных индивидуальных целей и сами по себе могут быть целями или объектами для индивидов.

Институциализированный обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку «очищен» от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы – это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «измерения». Они упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

3. Третьим важнейшим этапом институционализации является организационное оформление социального института в различных нормативных актах.

По мере развития (и усложнения) общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высоко институциализированном обществе. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельн о сти, конкретными функциями обеспечивающими достижение такой цели, набором социал ь ных позиций и ролей, типичных для данного инст и тута. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты это формы организованного объединения людей, выполняющие определенные социально зн а чимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняем о го членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценн о стями, нормами и образцами повед е ния.

2. Динамика социальных институтов

2.1. Виды и функции социальных институтов.

о ь ных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многоо б разны. Социологи разных направл е ний стремились как-то классифицировать их. представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классифик а цию представила так называемая «институциональная школа». Представители институци о нальной школы в социологии (С Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных инстит у тов:

  1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполня ю щим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты.
  2. Социализация – передача индивидами установленных в данном обществе обра з цов поведения и способов деятельности – институты с е мьи, образования, религии и др.
  3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными и н ститутами управления и контроля – органы власти.
  4. Функции управления и контроля осуществляются через систему соц и альных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения моральные и пр а вовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и сан к ций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами и целями деятельности:

1) Экономические институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа обеспечивают всю совокупность производства и распредел е ния общественного богатства, соединяя, вместе с тем экономическую жизнь с другими сф е рами социальной жизни

2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода о б щественные организации, преследующие политические цели, направленные на установл е ние и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет п о литическую систему данного общ е ства.

3) Социокультурные институты – освоение и последующее воспроизводство кул ь турных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а та к же социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов пов е дения и. наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие институты – создание и реализация механизмов морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать пов е дению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утве р ждают в сообществе императивные общ е человеческие ценности, специальные кодексы и этику пов е дения.

5) Нормативно-санкционирующие институты – общественно-социальная регул я ция поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и адм и нистративных актах, что обеспечивается прин у дительной санкцией.

6) Церемониальные институты – институты основанные на более или менее дл и тельном принятии норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регул и руют повседневные контакты разнообразные акты группового и межгруппов о го поведения.

В социальном институте весьма сложным образом переплетаются экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

Зрелый, «ставший» институт организационно оформлен; он упорядочивается, организуется системой управленческих отношений. Внешний аспект его предстает в соответствующих системах учреждений. Становящиеся же социальные институты не обязательно организационно оформлены.

В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. базовой системы любого общества.

Развитие социальной системы, можно сказать, сводимо к эволюции институтов. Источники такой эволюции – люди как деятели и воздействие со стороны культуры. Последнее связано с накоплением людьми новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях.

Динамика социальных институтов выражается также в трех взаимосвязанных процессах:

1) в жизненном цикле института (от момента появления до исчезновения);

2) в функционировании зрелого института (включающем явные и латентные функции, преодоление дисфункций);

3) в эволюции института (изменение формы и содержания, отмирание старых функций и возникновение новых).

В жизненном цикле института выделяют несколько стадий, или фаз.

Первая фаза – это зарождение института, когда появляется устав, определяются задачи, символика, распределяются функции и роли, выделяются лидеры и назначаются руководители.

Вторая фаза – фаза зрелости.

Третья фаза – период формализации, или обюрокрачивания, института. Правила и нормы перестают быть средством социального контроля и превращаются в самоцель. Засилье инструкций, бумаготворчество приводят в конечном итоге к его гибели. Эта последняя фаза означает потерю жизнеспособности социального института, накопление дисфункции. Подобная ситуация предвещает ликвидацию института или его реорганизацию.

2.2. Дисфункция социальных институтов

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения их темпов может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности возникает дисфункция, которая выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функции, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символическую, «ритуальную», деятельность , то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонал и зация его деятельности. Персонализация социального института о з начает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребн о стями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависим о сти от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института за счет нарушения существующих норм и правил выражающихся в своих крайних формах в противоправной (делинквентной) деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. 2

Правонарушения и преступность. Преступность, возникающая в связи с дисфункцией социальных институтов, имеет по преимуществу инструментальный, т.е. направленный к достижению определенной цели, и структурированный, т.е. внутренне взаимосвязанный, характер. Ее признаками являются планируемость преступной деятельности, систематичность, элементы организованности, т.е. распределение преступных ролей и т.д. Подобные черты структурированной преступности связаны с ее функцией – удовлетворить незаконным путем объективную потребность, не обеспечиваемую в должной мере нормальными социальными институтами. Такая узкая ее функциональность, т.е. удовлетворение отдельной социальной потребности, ведет вместе с тем к дисфункции более широких социальных систем.

Особую остроту проблема преступности приобретает в ситуации, когда общество н а вязывает индивидам общие символы достижения успеха (богатство, приобретения матер и ального х а рактера), однако социальная структура того же общества затрудняет (или делает невозможным) для определенных социальных групп завладение этими си м волами законным путем. Возникающее в результате социальное напряжение выливае т ся в корыстно-насильственную, агрессивную преступность.

Предупреждение подобного рода правонарушений может быть обеспечено в случае, если:

а) соответствующая социальная потребность найдет адекватное отражение в функционировании наличных или вновь создаваемых социальных институтов;

б) произойдет изменение, трансформация самой этой социальной потребности;

в) в общественном сознании произойдет изменение в оценке данной потребности.

Дезорганизация социальных общностей и личность. Динамика социальных процессов (демографических, миграционных, процессов урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести к их частичной дезорганизации.

Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре социальных общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов соответствующих общностей и социальных групп.

В числе социальных причин дезорганизации личности следует отметить следующие:

1) участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;

2) участие индивида в дезорганизованных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т.е. социальных требований, предъявляемых к индивиду;

3) отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

В этих условиях нормальные социальные общности не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд присущих им функций, т.е. снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к общности, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т.д.

Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности (коллективности), единство их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы (класса, общества) растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы и, наоборот, рост числа отклонений в поведении – показатель ослабления интегрированности социальных групп.

В некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны ближа й шей социальной группы, слабость процесса его социализации (включение человека в сист е му ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к ус и лению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют против о правные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы п о ведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам п о ведения, группировки воров-рецидивистов, алкоголиков, нарком а нов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общ е ства (семьи, групп сверстников, пр о фессиональных групп, общностей по месту жительства и т.д.).

Институциональные функции социальных групп. Социальные группы (общности) могут быть, как и социальные институты, определены и с позиций анализа их институциииальных функций. С функциональной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригрупповой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения внутри группы, а также иных институциальных механизмов, направляющих поведение членов группы в указанных рамках.

Различные социальные общности (конкретная семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, село, поселок, небольшой город, микрорайоны крупных городов и т.д.) имеют особое значение, с точки зрения их влияния на поведение,

Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Состояние территориальной общности также сказывается на характере поведения членов данной общности, в сфере неформальных контактов, совместного проведения досуга. Профессиональные группы в случае успешного функционирования кроме возможности решения чисто профессиональных задач «снабжают» ее членов чувством трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики.

Исправление дисфункции может быть достигнуто

а) изменением самого социального института;

б) созданием нового социального института, удовлетворяющего данную обществе н ную потре б ность;

в) формированием и реализацией общественного мнения в процессе становления и н

2.3. Общественное мнение как институт гражданского общества

Гражданское общество – это такой тип политического устройства, где приоритетное значение придается не поддержанию внутреннего порядка и внешней безопасности, а правам и свободам человека и повышению качества его жизни. Основными направлениями реализации и развития прав и свобод в гражданском обществе являются:

Признание и утверждение естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;

Признание равенства граждан в рамках единых для всех законов;

Утверждение правового государства, подчиняющее свою деятельность идеалу социальной справедливости;

Гибкое соотношение политики и экономики по формуле «больше рынка, меньше государства»

Преодоление разрыва с характерной для традиционных и тоталитарных режимов сакрализацией власти с ее претензиями на обладание истиной в последней инстанции;

Утверждение демократических механизмов общественного управления, ориентированных на обеспечение равенства возможностей субъектов;

Утверждение институтов самоуправления, сдерживающих и уравновешивающих различные части общества и, в случае необходимости, использующих государство в качестве правового арбитра.

Важнейшим направлением становления гражданского общества является развитие общественного мнения (ОМ) 3 .

В общественном мнении проявляются конкретные состояния общественного сознания в тот или иной отрезок времени. При этом ОМ может быть признано самостоятельной формой общественного сознания, отличающейся от других именно своей всеохватностью и неспециализированностью.

Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия возникновения и функционирования ОМ.

1. Общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события). ОМ неизбежно формируется только в отношении тех общественных явлений, которые затрагивают социальные интересы людей и как бы сами собой находятся в центре их житейских размышлений и обсуждений.

2. Дискуссионность мнений и оценок. О «правильности» или полезности таблицы умножения не спорят. А вот о том, стоит ли «идти к капитализму» или «возвращаться в социализм», «что делать с Чечней», как реформировать аграрный сектор, «что делать с коррупцией» и т.п. в нашем обществе происходит постоянное столкновение мнений. Таким образом, чтобы тема или событие стали предметом рассмотрения общественности и относительно их сформировалось общественное мнение, они должны быть дискуссионными, естественно предполагающими различия во мнениях и оценках со стороны различных групп общества.

3. Третье обязательное условие – компетентность. «Компетентность» ОМ определяется не столько его реальной компетентностью, сколько жизненной значимостью явлений, вследствие чего никто не может остаться в стороне от их обсуждений и не ощутить себя достаточно сведущим в них. А чем больше осведомленных по тем или иным проблемам, тем более реальным в отношении к ним становится общественное мнение.

Большинство исследователей согласны со следующими тремя характеристиками содержания ОМ.

Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что ОМ формируется как на основе достоверной информации, так и на основе односторонних сведений или ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. п.

ОМ выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей. Оно не только отражает определенный уровень осведомленности людей, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Существуя в сознании людей и выражаясь публично, ОМ выступает как мощное средство общественного воздействия.

ОМ представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода синтез множества высказываний, образующих новое качество, несводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Немецкая исследовательница ОМ Э. Ноэль-Нойман говорит о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний (стихийно складывающийся и практически неподдающийся целенаправленной регуляции). Второй – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

При решении проблемы источника общественного мнения необходимо различать понятия «субъект» и «выразитель» ОМ. Субъектом ОМ выступают социальные общности и общественные группы, общественные организации и партии, международная общественность, средства массовой информации. В качестве выразителя могут выступать отдельные лица, группы людей.

Центральным вопросом функционирования ОМ является проблема его действенности, определение условий и факторов, позволяющих обществу эффективно использовать общественное мнение в качестве инструмента решения социальных задач и формирования гражданской культуры. Выделяют три основные функции ОМ: экспрессивная, консультативная и директивная 1 .

1. Экспрессивная функция самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к значимым фактам и событиям. Оно особенно пристрастно по отношению к тем, кому приписывают приоритетную роль в решении важнейших жизненных проблем – государственным институтам и их лидерам, фактически присваивая себе роль контролера за их деятельностью.

2. Консультативная функция ОМ не только выражает отношение к значимым событиям, но и ищет лучшее решение тех или иных проблем. Являясь ареной столкновений разных позиций и мнений, ОМ обладает способностью обнаружения слабых и сильных сторон предлагаемых решений, коренящихся в них скрытых угроз и опасностей. Внимание политического руководства к дебатам общественности позволяет принимать более взвешенные решения.

3. Директивная функция ОМ проявляется тогда, когда волеизъявление народа приобретает императивный характер. Такая ситуация имеет место на выборах, референдумах и плебисцитах. Выражая доверие тем или иным политическим силам или лидерам, ОМ фактически вручает им мандат на осуществление политического руководства.

В авторитарных общественных системах ОМ или игнорируется, или используется правящей элитой для укрепления своего всевластия. По мере демократизации политического режима интерес к выявлению подлинного мнения людей и учету его в решении актуальных проблем общественной жизни возрастает.

Эту закономерность наглядно демонстрирует социально-политическое развитие России в последние десятилетия. Первый официальный орган для изучения общественного мнения (Всесоюзный центр изучения общественного мнения – ВЦИОМ) был создан в 1987 году. В 1992 году в связи с распадом СССР он был преобразован во Всероссийский центр изучения общественного мнения. В настоящее время в России действует более двух десятков центров изучения ОМ. Наиболее известными среди них, наряду с ВЦИОМ, являются: Фонд «Общественное мнение», Vox populi Б. Грушина, Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИС и НП), Агентство региональных политических исследований (АРПИ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург) и др.

Нельзя абсолютизировать значимость ОМ в любых типах политической системы.

Во-первых, в XX веке выяснилось, что абсолютизация этой установки не оправдана: самые жестокие тоталитарные режимы пользовались достаточно широкой народной поддержкой. Эта же противоречивость общественного мнения обнаруживается и в современной России. Можно сослаться в этой связи на двусмысленность позиции большинства населения в отношении реформ и реформаторов, на отсутствие общепризнанных политических и нравственных лидеров общества, на готовность значительной части населения увлекаться популистскими лозунгами, поддерживать авторитарные приемы и политический авантюризм.

Во-вторых, обнаружилась и вторая опасность абсолютизации общественного мнения в качестве инструмента политики, связанная с возможностью манипулирования общественным сознанием. Еще античными авторами было замечено, что из нескольких вариантов решения какого-то вопроса большинство, наделенное правом решать, как правило, выбирает не самый выгодный для него вариант, а наилучшим образом представленный. В современных условиях возможности манипулирования массовым сознанием многократно расширяются. Для России эта проблема особенно актуальна. Мы не унаследовали от прошлого прочной системы демократических гарантий ни в виде структур, ни в виде традиций. В этих условиях элита, контролирующая доступ к средствам массовой информации, может сделать общественное мнение полностью управляемым. Как это делается, наглядно продемонстрировали парламентские выборы 1999 года.

* * *

Социальные институты это формы организованного объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Одним из главных условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Основными элементами социального института являются ценности, нормы, идеалы, а также образцы деятельности и поведения людей, разделяемых большинством членов соо б щества, ставших достоянием внутреннего мира личности и конституированных в систему правовых норм, прав, об я занностей и санкций.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности требующей совместных организованных действии; формирование общих целей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия; разработка процедур, связанных с нормами и правилами; установление системы санкций для поддержания норм и правил; конституциализация норм, правил и процедур.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. С о вокупность этих социальных функции складывается в общие социальные функции социал ь ных институтов как определенных видов социальной системы.

По мере развития и усложнения общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высоко институциализированном обществе. Институты государства и права, семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы – признак кризиса институциональной системы, т.е. ее дисфункции.

Исправление дисфункции может быть достигнуто путем либо изменения самого с о циального института, либо создания нового социального института, удовлетворяющего да н ную общественную потребность, либо формирования и реализации общественного мн е ния в процессе становления и н ститута гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социальный институт?
  2. Как называется система социального института, которая гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в единое русло их действия?
  3. Как называется система социального института, которая формирует взаимные ожидания людей?
  4. Что выражает система статусов и ролей социального института?
  5. Каковы основные этапы процесса становления института?
  6. Выделите главные этапы процесса становления института
  7. Дайте определение экономическим, политическим, социокультурным, нормативно-ориентирующим, нормативно-санкционирующим и церемониальным институтам.
  8. Что такое функции и дисфункции социальных институтов?
  9. В чем проявляются дисфункции социальных институтов?
  10. Каковы основные функции социальных институтов?
  11. Что исправляет дисфункцию социального института?
  12. Что характеризует реализацию и развитие прав и свобод в гражданском обществе?
  13. Дайте определение и раскройте содержание общественного мнения.
  14. Что является необходимым условием возникновения и функционирования общественного мнения?
  15. Раскройте содержание консультативной, директивной и экспрессивной функций общественного мнения

1 Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.127.

2 См. подробно: Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.240-248.

3 См. подробно: Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.132-153.

Важным структурообразующим элементом общества выступаютсоциальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел Г. Спенсер. Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».

В современной социологии существуют разные определения данного понятия. Так, российский социолог Ю. Левада определяет «социальный институт» как «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы». В западной социологии под социальным институтом чаше всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобных определений обобщением может служить следующее: социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

Существует множество социальных институтов, которые появляются в обществе как продукты социальной жизни. Процесс образования социального института, предполагающий определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности, называетсяинституционализацией .

Этот процесс включает несколько последовательных этапов:

    возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    формирование общих целей;

    появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

    возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;

    формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

    установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    создание системы соответствующих статусов и ролей;

    организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Структура социального института

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Если говорить оструктуре социальных институтов , то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, зависящих от типа института. Ян Щепаньский выделил следующие структурные элементы социальною института:

    цель и сфера деятельности института;

    функции, необходимые для достижения цели:

    нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:

    средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

Общей и основной для всех социальных институтовфункцией являетсяудовлетворение социальных потребностей , ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.

Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о егодисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

Функции и дисфункции социальных институтов могут бытьявными , если они очевидны и всеми осознаются, инеявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить наосновные инеосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

    институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода;

    политические институты - в безопасности и социальном порядке;

    экономические институты - в обеспечении средств существования;

    институты науки, образования, культуры - в получении и передаче знаний, социализации;

    институты религии, общественной интеграции - в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Непременным атрибутом финансовой отчетности является пояснительная записка, которая составляется по различным документам и имеет основной целью более подробно и детально раскрыть сведения, поясняющие учетную деятельность предприятия или организации. Ее содержание и обязательность представления предусмотрены п. 5 ПБУ 4/99. Как правило, содержание записки включает некоторые дополнительные данные: таблицы, графики, диаграммы, которые позволяют заинтересованным лицам наиболее точно и объективно оценить хозяйственную деятельность предприятия или организации.

Согласно установленной практике, пояснительная записка не предоставляется малыми предприятиями, которые не обязаны осуществлять обязательный аудит

Представляемая к конкретному сроку пояснительная записка к бухгалтерскому балансу должна содержать следующие сведения, распределенные по разделам.

1. Общая информация о предприятии должна содержать сведения об:

Организационной форме данного юрлица и его название;

Фактический и юридический и адрес;

Количество работающих сотрудников на отчетную дату и их среднегодовую численность;

Наименование, структуру и состав управляющих и исполнительных органов;

Информацию об учредителях компании или организации;

Величину уставного капитала;

Наличие лицензий, время их выдачи;

Сумма уплаченных налогов;

Сведения об аудиторе.

2. Общая характеристика учетной политики. В этом разделе пояснительная записка отражает правила учета, применяемые на данном конкретном предприятии, а также те изменения, которые вносились в нее с указанием причин этих изменений. Кроме того, указываются все те итоги, которые наступили в результате внесенных изменений в методологию учетной политики.

3. Данные об отдельных активах отражаются по основным средствам предприятия, материальным запасам, кредитам, финансовым вложениям и активам, внесенным в инвалюте.

В частности, такими данными являются сведения о начальной величине стоимости ОС и о сроках полезной эксплуатации, о недвижимости предприятия, принадлежащей на правах собственности, о методах оценки ОС и активов предприятия, о движении материальных средств, о задолженностях предприятия, о величине кредитов и сроках их погашения, о стоимости ценных бумаг и активов и другие.

11. Информацию о состоянии ведения совместной деятельности: цели, сумма вклада в нее, виды и количество договоров, стоимость активов, сумма прибыли, информация по совместным операциям и активам.

12. Сведения по сегментам предоставляются в том случае, когда предприятие или организация имеют дочерние или зависимые подразделения или фирмы.

13. Информация о событиях, которые произошли после отчетной даты и анализ из причин и последствий.

14. Данные о государственной помощи, если таковая оказывалась. Здесь указываются ее назначение, характер и величина, условия предоставления и итоги использования.

15. Экологические показатели, отражающие величину влияния производственной деятельности на окружающую среду.

16. Информация, представляемая АО, должна включать сведения о количестве всех типов акций и данные об их номинальной стоимости.

17. Информация, подлежащая отражению согласно ПБУ 18/02.

18. Сведения о прекращаемой деятельности.

19. Прочие данные.

Правильное и полное представление данных в записке служит не только важным элементом учетной политики, но и эффективным инструментом углубленного анализа деятельности предприятия с целью выработки стратегии его перспективного развития.

Пояснительная записка - приложение к годовой бухгалтерской отчетности, которое должно содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности и другую информацию. По существу, пояснительная записка обобщает информацию, содержащуюся в отчетности организации, разъясняет и комментирует ее, а также дополняет другой необходимой информацией, не отраженной в формах бухгалтерской отчетности организаций.

Пояснительная записка должна выполнять следующие основные задачи:

    раскрыть существенную информацию, содержащуюся в бухгалтерской отчетности;

    раскрыть существенную информацию, не отраженную в бухгалтерской отчетности;

    обеспечить пользователей дополнительной информацией, раскрывающей основные аспекты его деятельности.

Составителями отчетности (в том числе пояснительной записки) согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются все организации, за исключением бюджетных учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг).

Пользователями пояснительной записки являются пользователи отчетности организации - юридические и физические лица, заинтересованные в информации о ней.

Требования к содержанию пояснительной записки включают:

    обязательные общие требования, установленные законодательством;

    обязательные требования, установленные законодательством, отражение которых зависит от наличия определенных фактов хозяйственной деятельности;

    дополнительные требования, связанные с отраслевой принадлежностью организации, ее спецификой и пр.;

    дополнительные требования, направленные на удовлетворение потребностей той или иной категории пользователей бухгалтерской отчетности.

Процесс составления пояснительной записки можно условно разделить на три основных этапа:

    первый этап - анализ требований к содержанию записки, установленный действующими нормативными актами, и других требований;

    второй этап - выбор необходимых разделов (информационных блоков) записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;

    третий этап - составление и подписание окончательного варианта записки; утверждение ее в составе годовой отчетности высшим органом управления организацией.

Ниже представлены обязательные требования законодательства к содержанию пояснительной записки в общем виде по разделам в выбранной нами классификации.

1) Законодательно установленные требования к формированию пояснительной записки

Наимено-вание раздела

Норматив-ные документы

Примечания

1) Обязательные общие требования (законодательно установленные)

1. Общие сведения

Юридический адрес организации.

Основные виды деятельности.

Среднегодовая численность работающих за отчетный период или на отчетную дату.

Состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов. Наименование юридического лица (полное и сокращенное).

ПБУ 4/99, п. 31

Также указываются организационно-правовая форма организации, сведения об учредителях, размер указанного в учредительных документах уставного (складочного) капитала. Приводятся сведения об аудиторе, оценщике, товарном знаке или знаке обслуживания, телефоны и др.

2. Учетная политика

Информация о том, что бухгалтерская отчетность сформирована исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности.

Последствия изменения учетной политики по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Объявление об изменении учетной политики на год, следующий за отчетным.

В соответствии с ПБУ раскрываются отдельные правила учета активов и обязательств, принятые учетной политикой.

ПБУ 4/99, п. 6 ПБУ 1/98, п.п. 19, 20, 21, 22 ПБУ 1/98, п. 23 ПБУ 6/01, ПБУ 5/01,

ПБУ 14/2000, ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/01, ПБУ 17/02

Бухгалтерская отчетность считается достоверной и полной, если она сформирована исходя из правил, установленных российскими ПБУ. Следовательно, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках это должно быть указано.

Если допущены отступления от общих правил, то организация обязана раскрыть в пояснительной записке все случаи таких отступлений с указанием их причин

3. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли

Краткая характеристика деятельности организации (обычных видов деятельности, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности).

Основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты.

Оценка финансового состояния на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Закон N 129-ФЗ, п. 4 ст. 13 ПБУ 4/99, п. 31 Приказом МФ России от 22.07.2003 N 67н (далее - Указания), п. 19

Отражаются основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации.

Поскольку существует множество различных способов расчета одних и тех же коэффициентов, представляется целесообразным раскрыть в тексте применяемый порядок расчета. Одним из способов расчета могут являться Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367

4. Поясне-ния к существенным статьям бухгалтер-ской отчетнос-ти

Информация раскрывается в случае ее существенности и отсутствия ее раскрытия в формах бухгалтерской отчетности.

Порядок раскрытия - согласно требованиям соответствующих разделов ПБУ ("Раскрытие информации в отчетности")

ПБУ по разным объектам учета ПБУ 5/01, п. 27

Могут быть представлены пояснения и расшифровки не только существенных показателей баланса, но и Отчета о прибылях и убытках. Например, по материально- производственным запасам подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация: о способах оценки материально- производственных запасов по их группам (видам); о последствиях изменений способов оценки материально- производственных запасов; о стоимости материально- производственных запасов, переданных в залог; о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Несущественные статьи отчетности можно не раскрывать.

2) Обязательные требования, установленные законодательством, отражение которых зависит от наличия определенных фактов хозяйственной деятельности.

5. Изменение вступительных остатков

Данные на конец предыдущего отчетного периода.

Данные на начало отчетного периода.

ПБУ 4/99, п. 9

По общему правилу вступительные остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного года должны соответствовать данным, которые были отражены в прошлогоднем балансе в графе "На конец отчетного периода".

Если по каким-то причинам вступительные остатки отчетного периода не соответствуют данным на конец предыдущего периода, то этому даются объяснения.

Причиной изменения вступительных остатков могут быть изменения содержания отчетности и ее формы, введение новых ПБУ, реорганизация организации (в форме присоедине-ния, слияния, выделения и разделения)

6. Условные факты хозяйственной деятельно-сти

По каждому условному обязательству раскрывается следующая информация:

*краткое описание характера обязательства и ожидаемого срока его исполнения; *краткая характеристика неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства.

Для каждого резерва, образованного в связи с последствиями условного факта, дополнительно раскрывается следующая информация:

*сумма резерва на начало и конец отчетного периода;

*сумма резерва, списанная в отчетном периоде в связи с признанием организацией обязательства, ранее признанного условным в соответствии с п. 11 ПБУ 4/99;

*неиспользованная (излишне начисленная) сумма резерва, отнесенная в отчетном периоде на прочие доходы организации.

ПБУ 8/01, разд. 4

Информация об условных фактах и резервах, образованных в связи с последствиями условного факта, может раскрываться по группам однородных условных обязательств или резервов, образованных в связи с однородными условными фактами хозяйственной деятельности, например в связи с выданными гарантийными обязательствами организации, судебными разбирательствами.

Информация о наличии и величине выданных организацией гарантий, обязательствах, вытекающих из учтенных (дисконтированных) организацией векселей, и других аналогичных обязательств, принятых на себя организацией, как правило, раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период независимо от степени вероятности возникновения последствий таких фактов хозяйственной деятельности.

Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период в том случае, если существует высокая или очень высокая вероятность того, что организация их получит;

при этом в бухгалтерском балансе за отчетный период условные активы не отражаются, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не производятся никакие учетные записи.

7. Сов-местная деятель-ность

Цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) и вклад в нее.

Способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность).

Стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности.

Суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.

Раскрытие информации по совместно используемым активам.

Раскрытие информации по совместно осуществляемым операциям.

ПБУ 20/03, п. п. 8, 11, 16, 22, 23, 24

Предписано использовать при раскрытии информации правила ее обособления, установленные ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам".

Это означает, что для определения того, подлежит информация раскрытию или нет, целесообразно придерживаться положений п. 9 ПБУ 12/2000.

Раскрытие информации в пояснительной записке о совместной деятельности зависит от формы, в которой она осуществляется.

8. Пояснения по прекраща-емой деятельно-сти

Описание прекращаемой деятельности, стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности.

Суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумма начисленного налога на прибыль, относящегося к прекращаемой деятельности.

Движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

Суммы доходов и расходов, прибылей или убытков, а также движение денежных средств, относящиеся к прекращаемой деятельности можно отражать в Отчете о прибылях и убытках и Отчете о движении денежных средств соответственно.

9. Информа-ция по сегментам

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

*общая величина выручки, в том числе полученная от продаж внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

*финансовый результат (прибыль или убыток);

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, организация устанавливает самостоятельно исходя из своей организационной и управленческой структуры.

Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливает организация, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности

*общая балансовая величина активов;

*общая величина обязательств;

*общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

*общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

*совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность

10. Пояснения по событиям после отчетной даты

Краткое описание характера события после отчетной даты.

Оценка последствий события после отчетной даты в денежном выражении.

ПБУ 7/98, п. 11

Если оценить событие невозможно, то в пояснительной записке необходимо объяснить причину.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.

11. Информа-ция по операциям с аффилированными лицами

Характер отношений с каждым аффилированным лицом.

Виды операций с каждым аффилированным лицом.

Объем операции каждого вида в абсолютном и относительном выражении за отчетный период и период, предшествующий отчетному.

Стоимостные показатели по не завершенным на начало и конец отчетного периода операциям с каждым аффилированным лицом.

Использованные методы определения цен по каждому виду операций с каждым аффилированным лицом.

Перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе ПБУ 11/2000 исходя из содержания отношений между организацией и аффилированным лицом с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой.

Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно, с тем чтобы заинтересован-ным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.

Если организация или физическое лицо контролирует другую организацию или организация контролируется (непосредственно или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

12. Пояснения по государ-ственной помощи

Характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году.

Назначение и величина бюджетных кредитов.

Характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды.

Не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы

ПБУ 13/2000, п. 22

13. Прочие пояснения

Раскрывается информация:

*о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях за отчетный период и период, предшествующий отчетному

*о любых выданных обеспечениях обязательств и платежей организации за отчетный период и период, предшествующий отчетному

*о любых полученных обеспечениях обязательств и платежей организации за отчетный период и период, предшествующий и отчетному

*о решениях по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.

ПБУ 4/99, п. п. 10, 27, Указания, п. 19