Основные ресурсы используемые в процессе производства называются. Ресурсы производства. По функциональному назначению в воспроизводстве

Основные ресурсы используемые в процессе производства называются. Ресурсы производства. По функциональному назначению в воспроизводстве

Актуализация темы урока:
Учащиеся осваивают понятия «ограниченность ресурсов», «проблема выбора», «рациональность поведения» в ходе предложенной игры «Я - Робинзон», которая помогает осуществить выбор, принять решение по рациональному использованию времени и средств, проявить интерес к теоретическим вопросам экономики и увидеть их связь с жизнью. В ходе обсуждения проблем урока рассматриваются вопросы социальных целей и приоритетов личности, что очень актуально в наше непростое время.

Основные понятия урока:
Производственные ресурсы
Человеческие ресурсы (труд)
Природные ресурсы (земля)
Капитальные ресурсы (капитал)
Предпринимательская способность (принятие решений и риск)
Информация
Факторы производства
Ограниченность ресурсов
Проблема выбора
Рациональное поведение
Принятие решений

Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Введение в экономику» В.С. Автономов
Распечатки: «Иерархия потребностей по А.Маслоу.»
Задания игры

Цели урока:
Образовательные:

  • формирование понятия сущности ограниченности ресурсов, проблемы выбора производственных ресурсов
  • обучение рациональному выбору в принятии экономических решений
  • использованию принципа рационального поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к материальным благам;
  • воспитывать навыки принятия самостоятельных решений.

Развивающие:

  • формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
  • содействие развитию у обучающихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Наверно все читали роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или смотрели одноименный фильм? Представим себя Робинзонами, попавшими на необитаемый остров. Какой вопрос возникает первым?
Что делать? Как выжить? Что мы будем есть? Где жить? и т.д.

Все ваши ответы верны.

Робинзону нужно выжить, он не знает, кто и когда его спасет, уплыть невозможно, корабль потерпел крушение и скоро утонет.

3. Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала (в ходе деловой игры)
Итак, вы на необитаемом острове. Ваш корабль еще на плаву, но вот- вот пойдет ко дну. У вас есть возможность вплавь добраться до него 2 раза и взять груз массой 20 кг.

Задание1:

  • составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
  • в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
  • обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.


Списки всегда получаются разные, интересные, иногда смешные. Ребятам очень нравится отстаивать свой выбор, возникают споры. в которых всегда рождается истина. Учитель должен правильно направить обсуждение в нужное для урока русло, задавая по ходу обсуждения вопросы.
Учитель обращает внимание учеников, что во время обсуждения были затронуты важнейшие экономические категории, такие как «потребности», «ограниченность ресурсов», «первоочередные потребности», «проблема выбора». Оказывается, даже на необитаемом острове решаются главные вопросы, стоящие перед любой экономикой: что делать? как делать? как распределять?
Все основные экономические понятия фиксировались при этом на доске. А игра продолжается.

Задание 2:

  1. Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
  2. Поменялся ваш список? Почему?

Обсуждение полученных результатов

Выводы
Изучив список ребята приходят к пониманию того, что

  • сначала нужно удовлетворить физиологические потребности , чтобы выжить на необитаемом острове;
  • система потребностей и ценностей меняется в зависимости от жизненной ситуации ;
  • человек имеет самые разнообразные потребности: в еде, одежде, жилище, в образовании, труде, развлечениях, в любви, дружбе, общении и многом другом.;
  • у каждого человека свои предпочтения, своя «шкала ценностей», то, что является жизненно важным для одного, может ничего не значить для другого;
  • различия между отдельными людьми могут быть настолько велики, что невозможно не только перечислить все потребности людей, но и упорядочить их, расставив по степени значимости, важности для всех без исключения.
  • каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными.

Двадцатое столетие часто называют «веком информации».
Информация поступает к нам из самых разнообразных источников: через радио, телевидение, газеты и журналы, через глобальную компьютерную сеть Internet.
Мы ежесекундно получаем новую информацию, наблюдая окружающий мир, живую и неживую природу. Наш организм - постоянный источник новой информации. Именно информация и формирует все наши потребности. В основе всех наших привычек, вкусов", предпочтений и чувств, жизненного опыта и знаний, в основе всех наших осознанных и неосознанных желаний лежит информация, полученная через наши органы чувств. Она может руководить человеком из его подсознания, а его обрести форму осознанных представлений.

Задание 3

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью доступных ему ресурсов. К ресурсам, удовлетворяющим потребности, относят продук­ты питания, одежду, книги, компьютеры, автомобили, чистый воздух и солнечный свет, запасы полезных ископаемых и воды, дома и при­усадебные участки, произведения литературы и искусства, медицинские и образовательные услуги, средства связи и т. д..
Часть ресурсов для удовлетворения потребностей является результа­том производства, часть - создается природой без участия человека.
Производственные ресурсы - это ресурсы, используемые для про­изводства товаров и услуг. Производственные ресурсы принято разделять на три категории: земля, труд, капитал.
Земля (природные ресурсы) - это ресурсы, произведенные природой без участия человека и используемые в производстве товаров и услуг. Примерами природных ресурсов являются водные ресурсы, почва, дары леса (дикорастущие деревья, растения, ягоды, фрукты) или продукты моря, полезные ископаемые в недрах земли, не подвергнутые какой-либо переработке, т. е. не являющиеся продуктом человеческой деятельности.
Труд (человеческие ресурсы) - включает в себя физические и ум­ственные способности, состояние здоровья, образование и профессио­нальные навыки людей, используемые в процессе производства.
Количественно человеческие ресурсы измеряются числом трудоспо­собных людей и объемом рабочего времени.
Качество человеческих ресурсов определяется как уровнем профес­сиональной подготовки людей, объемом соответствующих знаний и умений, так и степенью их заинтересованности в производстве, мотива­цией их работы.
Капитал (капитальные ресурсы) - это ресурсы, созданные в про­цессе производства и предназначенные для использования в процессе производства (здания и сооружения, станки и оборудование, средства связи, транспорт, а также обработанное сырье и полуфабрикаты для
производства товаров).
Перечисленное выше иногда называют «физическим капиталом», дабы подчеркнуть отличие от понятия «финансовый капитал», к кото­рому относятся деньги и ценные бумаги и который не является про­изводственным ресурсом (в том смысле, что любое производство, в принципе, может быть осуществлено без использования финансового
капитала).
Иногда выделяют четвертый вид производственных ресурсов - предпринимательство. В то же время предпринимательство может рассмат­риваться как особая часть человеческих ресурсов, поскольку предпола­гает наличие у людей особых, так называемых предпринимательских способностей. Оплата труда предпринимателей также имеет отличитель­ные особенности. Она, как правило, связана с риском открытия нового дела или продвижения на рынок нового товара, т. е. с получением прибыли, и, следовательно, не может быть ни гарантирована, ни даже определена заранее в отличие от платы за землю", труд или капитал (физический).

Для осуществления процесса производства необходимо иметь все виды производственных ресурсов: землю, труд и капитал.

Производственные ресурсы, которыми располагает человечество, позволяют произвести лишь конечное количество товаров и услуг, способных удовлетворять человеческие потребности. Природа произвела и производит также ограниченное количество доступных человечеству Ресурсов, которые могут быть непосредственно использованы для удов­летворения человеческих потребностей. (Следует отметить, что часть имеющихся ресурсов может оказаться практически недоступной в конк­ретный период времени ни для непосредственного использования в удовлетворении потребностей людей, ни для использования их в производстве товаров и услуг, служащих тем же целям. Примером могут служить продукты леса в труднодоступных регионах, полезные ископа­емые на больших глубинах залегания, ценные минералы, обнаруженные на лунной поверхности.)

Все человеческие потребности не могут быть удовлетворены с помощью доступных ресурсов.

Эта принципиально неустранимая проблема получила название «ограниченность» («редкость») или «ограниченность ресурсов».
Проблема ограниченности имеет относительный, сравнительный характер: «потребностей больше, ЧЕМ ресурсов».

4.Итог урока, рефлексия

Ученики делятся впечатлениями, удивляются, тому, каким на первом этапе игры был ход их действий по выбору необходимых вещей для жизни на необитаемом острове.. и как поменялись их предпочтения после изучения теории потребностей по А.Маслоу.

Теперь цените свой исправленный список по пятибалльной системе. У всех «5» баллов. Все, изучив теорию, теперь выживут на необитаемом острове.Ура!

Мы всегда делаем выбор, цена нашего выбора,это всегда отказ от чего-либо. Эта проблема и будет темой нашего следующего урока.
А сейчас на горизонте показался большой красивый корабль, который заберет на Большую земля всех Робинзонов, умеющих делать
свой, правильный выбор .

5.Домашнее задание
«Введение в экономику» В.С. Автономов &1,стр.5-8

Приложения

1.ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ

Исследования американского психолога Абрахама Маслоу (A.Maslow, 1908-1970) являются основой изучения поведения человека на работе, используются в управлении мотивацией, управлении конфликтами и другими областями современного менеджмента.

Согласно Маслоу (Hierarchy of Needs), «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются».

2.Задания
(печатаются на отдельных листах и выдаются по ходу игры)

Задание1:

1.составьте список того, что вы возьмете с тонущего корабля в первый и во второй свой визит;
2.в списке укажите количество и массу того, что вы взяли;
3.обоснуйте свой выбор, почему вы взяли с корабля именно это.

Задание 2:

1.Используя распечатку «Иерархия потребностей по А.Маслоу» исправьте свой список взятых вещей и их количества.
2.Поменялся ваш список? Почему?

Задание 3:

  1. Посмотрите на иерархию человеческих потребностей, которую создал А.Маслоу, почему она изображена в виде пирамиды?
  2. Биологические потребности, можно ли без них обойтись?
  3. Какие из них стоят на первом месте?
  4. Почему появление на вашем острове Пятницы «раскрасит» вашу жизнь?
  5. Что удовлетворяет наши потребности?

«5» – у вас в первом наборе большую часть составляют: вода, еда, средства, позволяющие пополнить запасы еды и приготовить ее (удочки, спички, оружие и тому подобное). Во второе посещение взяты средства защиты и жизнедеятельности.

«4» - у васотсутствует какая-то одна позиция из списка на «5».

«3» - вы забыли про средства, позволяющие пополнить запасы еды и приготовить ее (удочки, спички, оружие и тому подобное) и средства защиты и жизнедеятельности. Взял с корабля вещи, которые не помогут вам выжить на острове (косметика, предметы роскоши, магнитофон и тому подобное).

«- вы забыли, что человек может умереть от жажды и голода, ему нужно защищаться от опасностей и не взяли с корабля все для удовлетворения физиологических потребностей.

2.1. Ключевые элементы производства

Природа не предоставляет человеку необходимые ему блага, поэтому для удовлетворения разнообразных материальных потребностей людей необходимо их производство, т. е. процесс создания материальных благ. Производство предполагает функционирование в обществе определенных производительных сил, включающих в себя ряд ресурсов и факторов производства. Ресурсами называют то, что используется или подлежит использованию в экономике. Ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства, называют факторами производства. На всех этапах развития человечества главными факторами производства выступали труд (рабочая сила как человеческий фактор) и средства производства (вещественный или материальный фактор).
Труд — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, т. е. его рабочая сила, которую он использует в процессе производства. Труд человека, его рабочая сила — главный ресурс экономики.
Труд можно определить как целенаправленную деятельность людей по созданию жизненных благ, важнейшим показателем которой является производительность труда, т. е. его продуктивность, результативность. Производительность труда оценивают либо количеством продукции, изготовленной в единицу времени, либо временем, затраченным на изготовление единицы продукции.
Благодаря повышению производительности труда экономятся трудовые ресурсы, удешевляется производство, растет богатство общества.
Другим главным фактором производства являются средства производства — материальные ресурсы, включающие в себя средства труда и предметы труда.
Средства труда, или основные средства производства, — это то, с помощью чего люди создают необходимые блага (инструменты, машины, оборудование, производственные сооружения и т.п.).
Предметы труда — это то, на что люди воздействуют в процессе труда; они составляют материальную основу будущего продукта (природное сырье, материалы, энергия и т.д.).
Природные ресурсы (данные самой природой) — это все естественные ресурсы, используемые человеком в процессе производства: вода, леса, сельскохозяйственные угодья (пашня, луга), природное сырье и др. (обобщенно их часто называют одним словом — земля).
Произведенные людьми средства производства часто называют капиталом, различая при этом реальный, или физический, капитал (сами средства производства) и денежный, или финансовый, капитал (например, деньги для закупки средств производства).
Кроме того, реальный капитал имеет еще одно название — инвестиционные ресурсы (или товары), так как они предназначены для инвестиций (капиталовложений) в экономику.
В качестве ключевых факторов современной экономики необходимо выделять организацию и технологию производства. Характерной чертой современного производства является использование информационных или информационно-компьютерных технологий. На основании этого особое значение приобретает такой новый фактор производства, как информация.
Каждый экономический ресурс имеет конкретного хозяина и является платным. Естественно, что владельцы ресурсов хотят получить доход от их использования. Однако доход одних людей — это всегда увеличение расхода (выплата, плата) для других. Доход владельцев ресурсов за их хозяйственное применение одновременно является платой, которую вносят пользователи ресурсов — предприниматели. Таким образом, плата и доход — это "«две стороны одной медали».
Когда говорят о плате за экономические ресурсы (рис. 2.1), то обычно выделяют три их вида (труд, природные ресурсы и капитал) и три вида доходов (зарплата, рента и процент).
Однако для производства перечисленных ресурсов недостаточно, необходима еще одна движущая сила — предприниматель (организатор производства), который, осуществляя предпринимательскую деятельность, соединяет ресурсы в единый хозяйственный комплекс, оплачивает их и использует в производстве.
Основными направлениями предпринимательства являются:
. инновационная деятельность;
. коммерция (торговля);
. финансовые операции;
. коммерческое сотрудничество.
Заработная плата — это плата работнику за труд, за использование его рабочей силы.
Рента представляет собой регулярную плату предпринимателя (арендатора) владельцам земли, рудников, лесов и других природных ресурсов за использование их собственности. Главным природным ресурсом является земля, поэтому размер земельной ренты определяют в первую очередь спросом на землю. Земельная рента

всегда вызывает споры в обществе, так как значение ее неоднозначно: для арендатора она является платой за главный сельскохозяйственный ресурс и входит в издержки производства; для землевладельца — это обычный доход на вложенный в землю капитал; наконец, для общества эта рента — своего рода дань, которую выплачивают землевладельцам покупатели сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что наличие у земли хозяина и ее платность часто способствуют повышению эффективности использования земельных ресурсов.
Процент (в данном случае) — это плата предпринимателя (заемщика) любому физическому или юридическому лицу (кредитору), которое предоставило ему свой денежный, или реальный, капитал, за пользование этим капиталом. Кредитором может быть банк, ссудивший предпринимателю деньги на покупку средств производства; держатель облигаций фирмы, одолживший ей часть своих денег; любой арендодатель, сдавший в аренду принадлежащие ему хозяйственные постройки, оборудование и другие капитальные ресурсы. Доход предпринимателя — это прибыль, т.е. вознаграждение (плата) предпринимателю за работу (расходование) его предпринимательских способностей, т.е. за то, что он оплатил и собрал вместе трудовые, природные и капитальные факторы производства, а также организовал их хозяйственное функционирование и взял ма себя ответственность и риск за их эффективное использование. В любом бизнесе риск неизбежен. Прибыль (если она получена) — это превышение общей выручки от продажи продукции над всеми расходами на ее производство. Ни у кого не может быть гарантии доходности предприятия. Лишь ожидание прибыли побуждает предпринимателей вести свой бизнес.

Экономическая деятельность напрямую связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потреб­ностей людей. С развитием общества и научно-технического про­гресса круг потребностей расширяется.

Материальные (или экономические) потребности людей удов­летворяются через приобретение различных экономических благ, под которыми понимаются материальные и нематериальные пред­меты и их свойства.

На заре развития человечества люди удовлетворяли свои мате­риальные потребности за счет готовых продуктов природы, а с течением времени человек стал преобразовывать то, что давала ему природа, создавать иные, отличные от природы предметы. 1.1ким образом возникло производство.

Экономические потребности человечества обычно превышают возможности производства благ. Ученые говорят даже о законе по­вышения потребностей , который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это связано с тем, что по мере удов­летворения одних потребностей возникают другие.

У людей, живших в традиционном обществе, потребности были небольшими и не выходили за рамки приобретения продуктов первой необходимости - пиши, одежды, жилья. Однако еще в XIX в. экономисты подметили, что существует прямая связь меж­ду типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потреби­телей. Практика подтверждает: с увеличением размера дохода за­траты на товары и услуги первой необходимости уменьшаются, а на менее необходимые товары - увеличиваются. Если мы удов­летворили свои потребности в пище и у нас остались деньги, то на них мы купим одежду и предметы первой необходимости. Если и после этого остается некоторая сумма денег, то ее можно по­тратить на проведение досуга, покупку украшений, бытовой тех­ники и т.д., т.е. на то, без чего человек может, в принципе, обой­тись. Таким образом, потребности безграничны, а материальные блага ограниченны. Ограниченность материальных благ напрямую связана с ограниченностью экономических ресурсов.

Экономические ресурсы - это все то, что используется в про­цессе производства товаров и услуг.Экономические ресурсы назы­вают еще факторами производства. К ним относятся:

1) природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы и т.д.);

2) трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);

3) капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

4) информационные ресурсы (знания, необходимые для эко­номической деятельности).

Природные и трудовые ресурсы - это первичные факторы производства, капитал и информационные ресурсы - вторичные. К природным ресурсам относится часть природных богатств, ко­торые человек использует в своей экономической деятельности. Для воздействия на природные ресурсы человеку необходимо при­ложить определенные умственные и физические усилия, т.е. ис­пользовать свои способности к труду. Для эффективного произ­водства необходим капитал. Он складывается из денег (денежный капитал), вложенных в производство и используемых для покуп­ки машин, оборудования, помещений - средств производства , которые также представляют собой капитал (реальный капитал). Деньги сами по себе могут не быть капиталом. Их необходимо инвестировать в экономику.



Инвестирование - это долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за грани­цей.В настоящее время инвестиции принято делить на три вида: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например в ценные бумаги, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств , например сырье; инвестиции в основной ка­питал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения. По­следний вид инвестиций называют капитальными вложениями (ка­питаловложениями). Они включают в себя затраты как на возме­щение, так и на прирост основного капитала.

Инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования, зданий и сооруже­ний, называются амортизацией. Ресурсы, выделяемые для строи­тельства новых предприятий, создания нового оборудования, но­вых транспортных средств и т.д., называются чистыми инвестици­ями. Они могут быть вычислены как разница между общей суммой инвестиций и амортизацией.

Все виды инвестиций взаимосвязаны. Например, инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование выступает важным средством развития экономики. Оно создает условия для обновления и увеличения производства. Однако инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому про­цесс инвестирования связан с определенным риском для инвестора.

В настоящее время, с развитием научно-технического прогрес­са, все большее значение приобретают информационные ресурсы. Для производства востребованных товаров и услуг необходимы знания, управленческие навыки, способность ориентироваться в реальной рыночной ситуации, умение правильно вести перегово­ры с партнерами, подобрать штат квалифицированных работни­ков и т.д. Вопросами управления на предприятии может зани­маться сам собственник (капиталист, предприниматель) или на­емный работник - менеджер.

Все виды ресурсов не могут существовать отдельно друг от друга, все они взаимосвязаны. Например, знания как экономический ресурс способствуют более рациональному использованию природных ресурсов, созданию новых материалоемких технологий. Знания связаны с оценкой качества труда и необходимостью повышения квалификации работников, которая зависит прежде всего «и полученного ими образования. Знания дают возможность более Рационально использовать машины, оборудование и финансовые средства.

Экономические ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве. Меньше всего мобильны природные ресурсы. Так, землю переместить практически невозможно. Тем не менее, можно перевозить добытые полезные ископаемые, лес, направить воду из реки по вырытому каналу и т.д. Трудовые ресурсы более подвижны. В поисках работы люди могут переезжать на большие рас­стояния. Капитал, большей частью денежный, и информация, осо­бенно в наше время, когда широко распространены электронные средства связи, отличаются наибольшей мобильностью.

Взаимосвязь ресурсов и их мобильность связаны с их взаимоза­меняемостью. Так, чтобы повысить урожайность, можно расши­рить посевные площади (природные ресурсы), изменить количе­ство и состав работников (трудовые ресурсы), купить новую тех­нику (капитал) или использовать новые виды семян и удобрений (результаты новых знаний).

Однако взаимозаменяемость ресурсов не бывает абсолютной. Нельзя бесконечно использовать ручной труд, заставляя работни­ков трудиться в две-три смены. Нельзя расширять посевные пло­щади без внесения удобрений, иначе земля истощится. Поэтому предприниматель вынужден отыскивать наиболее рациональную комбинацию ресурсов с целью большей эффективности своей деятельности. Экономическая эффективность - это получение мак­симума возможных благ от имеющихся ресурсов.Для этого нужно постоянно сопоставлять полученный результат (количество про­дукции) и произведенные затраты. Любой человек, будь это про­изводитель или потребитель, стремится действовать в экономи­ческой сфере рационально, т.е. стремится увеличить выгоду при наименьших затратах.

При расчете эффективности производства соизмеряются затраты одного вида или всех ресурсов с полученной выгодой. Поэтому показателей эффективности производства может быть много. На­пример, производительность труда (средняя стоимость продукции, произведенной одним работником), материалоемкость (расход природных ресурсов на единицу продукции), капиталоемкость (ис­пользование капитала для производства продукции). Сопоставле­ние стоимости произведенной проекции со стоимостью всех исполь­зованных ресурсов называется рентабельностью.

Усилению эффективности и рентабельности производства спо­собствует разделение труда, т.е. разделение производства продук­ции на этапы, которые выполняются отдельными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны и странами. В зависимости от субъектов различают про­фессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. В зависимо­сти от этапов производства различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление элементов готового продукта. В ходе разделения труда субъекты производства создают часть изделия или специфический вид продукции.

Изготовление отдельных продуктов, основанное на разделении труда, называется специализацией. Специализируясь на производ­стве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему экономичес­кие ресурсы. Кроме того, специализация позволяет максимально улучшить навыки по производству определенного товара и тем самым повысить его качество.

Проявлением специализации выступает разделение производ­ства на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой - группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д. Кроме того, в науке весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный. Первичный сек­тор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вторичный составляют промышленность и строительство. К тре­тичному с ектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства. Различа­ют также реальный и финансовый (денежный) секторы, хотя такое деление довольно условно. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый - призван обслуживать реальный сектор.

Основное звено рыночной экономики составляет предприни­мательство - самостоятельная хозяйственная деятельность от­дельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Некоторые экономисты называют предпринимательство особым экономическим ресурсом.

Прибыль есть цель и одновременно мотив предприниматель­ской деятельности. Прибыль - это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разни­цу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию.

Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен сориентироваться, какой продукт производить, как организовать производство и как снизить себестоимость - совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального использования всех ресурсов. Чем больше будет разница между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимо­сти сделает невозможным выплату работникам зарплаты, ремонт оборудования и приведет в конечном итоге к разорению пред­принимателя.

В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служиит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть.

Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать не­обходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, от­ветственность за их реализацию, способность идти на обосно­ванный риск. Последнее качество необходимо в условиях конку­ренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее, если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получе­ние прибыли.

Сущность производства нельзя полностью понять без характе­ристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производ­ства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения - это отношения в сфере производства и распределе­ния материальных благ. Производительные силы и производствен­ные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако произво­дительные силы более динамичны, развиваются быстрее произ­водственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производитель­ные силы. Смена производственных отношений может происхо­дить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладель­ческих производственных отношений феодальными, а несоот­ветствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в сово­купности представляют движущие силы экономического разви­тия общества.

Вопросы и задания

1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удов­летворении играет производство?

2. В чем состоит закон повышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.

3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупа­емых товаров?

4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?

5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций?

6. Почему в настоящее прем я большую роль в экономике стали играть информационные ресурсы?

7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов.

8. Что такое экономическая Эффективность? Как она рассчитывается?

9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализа­ция?

10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Ка­кие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятель­ности?

11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производствен­ных отношений?

12. Прочитайте высказывание А.Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, кото­рая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?

Тема «Производство – основа экономики»

Цель: выяснить роль производства в экономике, познакомить с факторами производства

Знать: основные понятия по теме, основные характеристики производства, факторы производства

Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар, отвечать на проблемные вопросы, работать с таблицей, анализировать, делать выводы

Воспитывать: грамотность в вопросах экономики, уважение к людям труда

Основные понятия и термины: производство, продукт, товар, потребительная стоимость, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация

Оборудование: мультимедийный проектор, таблица, схемы, тест, учебник

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок

2.Проверка домашнего задания

-Назовите тему домашнего задания и основные вопросы, которые мы разбирали на прошлом уроке

-Что включает в себя понятие «рынок»? (рынок- система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена)

-Каковы условия деятельности рынка? (свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности)

-Назовите характерные черты рыночной экономики (свободный обмен между продавцами и покупателями, частная собственность на экономические ресурсы, материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений)

-Что такое конкуренция? (конкуренция- соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком- либо деле)

-Что такое спрос? (спрос- желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте)

-Что такое предложение? (предложение- желание и возможность продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте)

-Что называют рыночным равновесием? (рыночное равновесие- цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, и она должна быть выгодна продавцу и покупателю)

-Чтобы состоялась сделка, что мы должны иметь? (мы должны иметь товар и деньги)

-Для чего нам нужен товар? (для удовлетворения потребностей)

-Где взять товар, чтобы удовлетворить наши потребности? (товар нужно произвести)

3.Изучение новой темы

Тема нашего урока «Производство- основа экономики»

-Что мы должны узнать на уроке?

План

1.Главный источник экономических благ.

2.Товары и услуги.

3.Факторы производства.

4.Разделение труда и специализация.

Человек призван создавать, добывать, творить условия своего существования. Он должен производить, непрерывно воссоздавать всё, что необходимо для обеспечения жизни. Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство. Производство- это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей. Для характеристики производства используют такие показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объём производства), численность занятых работников , масштабы производства (от домашнего производства до производства страны)

-Что и сколько производить? Этот вопрос по- разному решают действующие экономические системы, учитываются и условия мирного или военного времени.

Вы знаете о дате, которая будет праздноваться 9 мая – 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Анжелика расскажет нам как изменилось положение в экономике в годы Великой Отечественной войны.

Вы убедились, что в военное время и экономика становится на военные рельсы, производство не останавливается. Родина высоко оценила труд людей в тылу и подвиги военных на фронте. Большое спасибо им, за то, что сегодня над нами синее небо.

-Что становится основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага? (предприятия- заводы, фабрики, фермы, кооперативы). Большинство предпринимателей группируются по отраслям. Отрасль экономики - совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию. Никто не может сказать с полной определённостью, сколько всего отраслей существует в современной экономике, так как не существует четкой и стройной классификации. В биологии, например, Карл Линней предложил такую классификацию всего живого: вид – род – семейство – отряд – класс – тип – подцарство – царство. И исчезли беспорядок и путаница. А вот в экономике появление такой классификации будет невозможно, так как в хозяйстве постоянно появляются и исчезают тысячи разновидностей благ, а вместе с ними и их производители, которые выпускают по- нескольку продуктов и их невозможно точно «квалифицировать».

И какие из современных отраслей получат большее развитие в настоящее время? Чем люди предпочтут заниматься? Но все отрасли экономики объединены в две большие группы.

Отрасли экономики

Отрасли, производящие материальные блага

Отрасли, производящие услуги

Промышленность, сельское хозяйство, строительство

Образование, медицинское обслуживание, транспорт, связь

Целью и результатом производства является продукт, т.е. результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. Продукт труда, произведённый для продажи является товаром , который обладает двумя основными свойствами.

Основные свойства товара

Потребительная стоимость

Меновая стоимость

(способность быть полезным нужным людям)

(способность обмениваться на другие товары)

Продукт превращается в товар при определённых условиях.

Работа в группах

1. Вспомните из истории о

(

(Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называют факторами производства.

Факторы производства

земля

труд

капитал

предпринимательство

информация

Заполнение таблицы

Работа по учебнику страница 118 - 119

Факторы производства

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир

Рабочая сила человека с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией

Здания, станки, машины, инструменты, деньги

Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли

Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производства, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности

Для изготовления любого товаров необходимы ресурсы. О чем нужно помнить, используя любой ресурс? (ограниченность, поэтому использовать разумно, эффективно)

Количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов называют производительностью . Рассмотрим ситуацию, данную на странице 120 вашего учебника: в одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейных машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день. В каком ателье производительность выше и почему?

(Во втором ателье производительность выше, потому что 2 мастера изготавливают столько же брюк, сколько в первом ателье 3 мастера, при одинаковом количестве ткани и времени)

-На уроках истории мы знакомились с мануфактурами. Что это за предприятие? (Предприятие с разделением ручного труда.) К каким результатам привело разделение труда на мануфактуре? К более эффективному производству товара с наименьшими затратами ресурсов. Каждый работник приобретает большие навыки, умения, опыт, делает работу быстрее и точнее. Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал шотландский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы учёный изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он утверждает, что «разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

Разделение процесса производства на мельчайшие операции лежит в основе конвейера, добавляется ещё одна важная вещь: конвейер предполагает непрерывность работы. Линия с частями собираемого изделия движется с постоянной скоростью и расстановка рабочих или автоматов (в современных условиях) на конвейерной линии осуществляется с учетом технологии и последовательности сборки или обработки деталей.

Идея внедрения конвейера в производство связана с именем Генри Форда.

Сообщение.

Но использование конвейера имеет как преимущества, так и недостатки. (Работа в паре: выявить преимущества и недостатки конвейера)

Использование конвейера

Преимущества

Недостатки

Рост производительности труда

Одинаковое качество

Сокращение затрат на подготовку и обучение рабочих

Принцип «много и дёшево»

Работник профессионально ограничен

Выполнение малоинтересной монотонной работы

Преобладание физического труда

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация»

Специализация- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В ходе развития общества специализация производства углублялась. Внутри больших специальностей выделялись более узкие профессии. Вернемся к истории . Первым крупным общественным разделением труда историки считают обособление пастушеских племён от земледельческих. Второе связано с отделением ремесла от земледелия, третье - выделение торговли и купечества. Но одни земледельцы стали специализироваться на выращивании кукурузы, другие- выращивать сады, третьи- овощи. Одни ремесленники, занимавшиеся обработкой металла, стали ковать топоры, косы, серпы, другие- мечи и шпаги, третьи- кольчуги, шлемы, щиты. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Специализация существует не только между работниками, но и между предпринимателями, отраслями экономики, странами. Вспомните из уроков географии: какая страна специализируется на производстве кофе- Бразилия, а производством парфюмерии славится- Франция.

Вывод:

Производство –процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

Эффективность производства определяется производительностью труда – количеством товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов.

Для современного производства характерно углубление разделения труда и специализация.
В современной экономике наиболее быстрыми темпами развивается сфера услуг.

4.Закрепление новой темы

- Что такое производство?

Назовите факторы производства

Что такое производительность?

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Выполнение тестовых заданий

1.Выберите правильный ответ .

Производство- это ………...

А) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества

Б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта

В) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные блага

2.Выберите правильный ответ.

Товар- это………..

А) всё, что продаётся на рынке

Б) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли- продажи

В) вещь, обладающая высоким качеством

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют одну группу отраслей. Найди термин, выпадающий из данного ряда:

А) медицинское обслуживание Б) научная деятельность

В) строительство Г) транспорт Д) связь

4. Запишите правильно термин.

……………………..- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

5. Определите фактор производства.

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир - …………………

Проверка теста в парах.

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 15, задание 3

Работа в группах

1. Вспомните из истории о развитии товарного производства, как оно развивалось. (Человек изготавливал все для себя, затем появилась необходимость в обмене между производителями продукции результатами их труда).

2.На какие группы, в зависимости от назначения, делятся все товары. (Все товары, в зависимости от назначения, делятся на средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

3.Что является особым видом продукта, как результата деятельности? (Услуга, т.е. экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом)

4.Чем услуга отличается от товара? (Товар производится, а затем потребляется, а услуга не обладает вещественной формой и потребляется непосредственно в момент производства: консультация врача, поездка в автобусе, разговор по телефону)

5.Что необходимо для производства экономических благ? (Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Сообщение.

Первая конвейерная линия Форда, введенная в строй в апреле 1913 года, использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.

Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.

Более эффективная организация труда привела к удешевлению производства автомобилей и сделала «Форд-Т» доступным для средней американской семьи.

В целом, время, затрачиваемое на сборку автомобиля «Форд», благодаря разделению труда и использованию конвейера сократилось в 8 раз. Иначе можно сказать: производительность труда увеличилась в 8 раз.

Сообщение

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась эвакуация на восток, предстояло в короткий срок эвакуировать тысячи предприятий, миллионы людей и наладить их работу на новом месте, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов. Места мужчин, ушедших на фронт, занимали женщины и дети. Производство предметов потребления сократилось более чем вдвое. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600- 800 г., служащими- 400- 500 г. Но благодаря усилиям советских людей, экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но и вскоре превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, около 200 тысяч работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 миллионов человек – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

Основные факторы производства - это те, без которых вообще невозможно производство. Они необходимы всегда, в любую эпоху и в любой стране. К основным факторам относятся труд, капитал, земля. Труд - это совокупность знаний, умений и навыков, физических и интеллектуальных способностей человека, т.е. - рабочая сила, необходимая для производства продукта. Этот фактор называется личным фактором , так как он связан с человеческой личностью.

Второй фактор - вещественный. Это - средства производства, необходимые для изготовления благ. Средства производства есть совокупность средств труда и предметов труда и в рыночной экономике называются капиталом. Средства труда - все то, с помощью чего человек создает новые предметы, К средствам труда относятся станки, машины, оборудование, приборы, инструменты и пр. Предметы труда - это все то, на что направлена энергия человека, это - вещества природы, уже прошедшие первичную обработку и превратившиеся в сырье, материалы, топливо и пр.

Земля (природные ресурсы) - все естественные, природные ресурсы, вовлеченные человеком в процесс производства. К ним относятся полезные ископаемые, сельскохозяйственные угодья, а также леса, вода, воздух, участки под производственные и жилищные нужды.

В современных условиях выделяют и четвертый фактор - предпринимательство , способность к предпринимательству. Предпринимательская способность - это способность принятия решения и способность рисковать. Это особая, организующая деятельность человека, показывающая его способность в выборе вариантов поведения. Предпринимательство - это постоянный поиск новых форм, способов и решений в организации производства.

3. Потребности и ресурсы, их взаимосвязь. Основные проблемы использования ограниченных ресурсов.

Потребности людей это нужда в чем-либо, которая для конкретного человека должна погасить несоответствие между желаемыми и фактическими условиями жизнедеятельности.

Потребности образуют свою особую систему.

По субъектам все потребности делятся на индивидуальные, семейные, коллективные, национальные (государственные) и общечеловеческие.

По объектам потребности подразделяются на материальные, культурные (духовные эстетические) и нравственные (духовные этические).

По сферам проявления выделяются потребность в труде, потребность в рекреации (отдых, восстановление трудоспособности); потребность в общении; потребность в развитии (изменении) целевых установок.

По целевому назначению потребности подразделяются на физиологические (пища, вода, одежда, жилье, воспроизводство рода); потребность в человеческих контактах (дружба, любовь, уважение и пр.); потребность в саморазвитии, в совершенствовании всех возможностей и способностей человека. Именно эта потребность проявляется в законе возвышения потребностей, суть которого заключается в объективной необходимости развития потребностей человека в процессе его существования в материальном мире.


По степени удовлетворения различают низшие и высшие потребности. Низшие (первичные) - это материальные потребности, которые удовлетворяются в первую очередь и могут быть удовлетворены. Высшие (вторичные) потребности - это социально-духовные, которые в принципе безграничны.

Общие свойства потребностей:

а) необратимость потребностей - они изменяются только в одном направлении - в сторону роста;

б) с ростом благосостояния доля расходов на первичные потребности сокращается, а на вторичные - растет (закон Энгеля). Установлена закономерная связь: чем выше доход человека, тем меньше удельный вес расходов на продукты питания и материальное обеспечение;

в) высшие потребности отдельного человека и всех людей в принципе неудовлетворимы (безграничны);

г) потребности выступают внутренним импульсом деятельности человека.

Итак,потребности людей многообразны и бесконечны.

Вторая сторона противоречивого факта - ограниченность ресурсов. Хозяйственные ресурсы - это все природные, людские и произведенные человеком потенциальные элементы , которые можно использовать для создания вещей, предметов и оказания услуг. Структура ресурсов представляет собой два подразделения: базовые и производные. Базовые ресурсы включают природные, материальные и трудовые. Природные ресурсы - это естественные силы и вещества (земля, недра; водные, лесные, биологические и климатические), которые могут быть возобновляемыми и невозобновляемыми, исчерпаемыми и неисчерпаемыми. Материальные ресурсы - это все средства производства (реальный капитал) - созданные человеком. Трудовые ресурсы - это население страны в трудоспособном возрасте, т.е. люди, способные создавать блага.

Производные ресурсы - это то, что присоединяется к базовым ресурсам по мере развития экономики. Например, финансовая система, информационные ресурсы, научные ресурсы и т.п.

Основные свойства ресурсов.

1. Ограниченность ресурсов. Ограниченность, как недостаточность ресурсов, делится на абсолютную и относительную. Абсолютная ограниченность - это нехватка, недостаточность ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей людей. Такая ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов. Относительная ограниченность - это достаточность ресурсов для первичных (низших) потребностей. Для них ресурсы относительно безграничны.

2. Мобильность ресурсов. Ресурсы подвижны, то есть могут перемещаться внутри страны и между странами, хотя степень их мобильности различна. Так, мобильность земли - нулевая, труда - низкая, материальных ресурсов - довольно высокая, производных ресурсов - высочайшая.

3. Взаимозаменяемость (альтернативность) ресурсов. Так, станки можно заменить рабочими, а рабочих - станками. Однако эта взаимозаменяемость ограничена.

Таким образом, потребности и ресурсы объективны, взаимосвязаны и противоречивы. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - два объективных и противоречивых факта. Их взаимозависимость составляет основу всей экономической науки.

В процессе использования ограниченных ресурсов при постоянно растущих потребностях формируются основные экономические проблемы.

1. Проблема выбора ассортимента благ - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества и в каком количестве могут быть произведены из ограниченных ресурсов. В процессе разрешения этой проблемы решается вопрос - что производить из ограниченных ресурсов?

2. Проблема эффективности - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и в каком сочетании, с какими затратами и упущенными возможностями могут быть произведены блага. Это проблема наилучшего использования ограниченных ресурсов и выражается вопросом - как производить?

3. Проблема присвоения ограниченных ресурсов - это проблема распределения благ: кому достанутся произведенные блага, для кого создается продукт, кто и каким способом может присвоить и использовать ограниченные произведенные блага. Эта проблема вызвана вопросом - для кого производить блага из ограниченных ресурсов?

Таким образом, соотношение потребностей и ресурсов формирует три основные проблемы использования ограниченных ресурсов: что, как и для кого производить из ограниченных ресурсов.

4. Собственность в системе экономических отношений. Типы и формы собственности, их эволюция.

5. Экономические системы хозяйствования. Сущность и условия возникновения товарного хозяйства.

7. Деньги, их происхождение, сущность и функции. Современные формы денег.

8. Рынок, его сущность и функции. Принцип "невидимой руки". Структура и инфраструктура рынка.

Рынок - это совокупность всех торговых сделок, совершаемых в хозяйстве за определенное время. При этом сделки могут быть как непосредственно-товарными (бартерными): Т – Т, так и товарно-денежными сделками, когда обмен товарами опосредуется деньгами: Т - Д; Д - Т.

Целевое назначение рынка состоит в выполнении следующих функций.

Воспроизводственная функция. Воспроизводство - это устойчивое повторение производства, распределения, обмена и потребления. Товарный обмен соединяет исходное действие (производство) с конечной целью (потребление) и обеспечивает дальнейшее движение, создает импульс к повторению производства.

Саморегулирующая функция.

Стимулирующая функция Стихийное формирование равновесной рыночной цены стимулирует техническое и технологическое развитие производства, рост производительности труда, повышение качества товаров, снижение издержек производства. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные и новейшие технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства означает сокращение их прибыли по сравнению с другими конкурирующими фирмами,

Саморегулирующая функция. Рынок способен осуществлять как бы невидимое, автоматическое регулирование, соединяя различные экономические интересы. Производители и продавцы, добиваясь собственной выгоды, одновременно обеспечивают интересы потребителей в лице покупателей товаров. Действия их словно направляются «невидимой рукой рынка». Сила конкуренции направляет стремление к личной выгоде таким образом, что это стремление автоматически и непроизвольно обеспечивает интересы общей выгоды. Концепция «невидимой руки рынка» заключается в том, что производитель может максимизировать свою прибыль только в том случае, если его товар будет максимально нужен потребителям. Преследуя свой корыстный индивидуальный интерес, каждый производитель работает на достижение общественного интереса.

Стимулирующая функция . Свободный рынок автоматически обеспечивает устойчивое освоение достижений технического прогресса. Стихийное формирование равновесной рыночной цены стимулирует техническое и технологическое развитие производства, рост производительности труда, повышение качества товаров, снижение издержек производства. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные и новейшие технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства означает сокращение их прибыли по сравнению с другими конкурирующими фирмами, которые применяют новейшую технику и технологии.

Санирующая функция. Рынок автоматически исключает‚ из сферы предпринимательства всех неумелых, некомпетентных неудачливых производителей. Образно говоря, свободный рынок как живой организм самоочищаясь, проводит «санобработку» и регулирует «обмен веществ» в экономике.

Распределительная функция. Свободный рынок регулирует структуру национального хозяйства путем автоматического распределения капитала по отраслям. Повышенный спрос на определенные товары вызывает повышенную цену и автоматически привлекает производителей именно в эти отрасли. В результате чрезвычайно быстро исчезает дефицитность любых товаров и, наоборот, угасают те отрасли, чьи товары пользуются все меньшим спросом.

Рынок, выполняя свои функции, приводит к накоплению капитала и расширению производства. Расширение производства, в свою очередь, приводит к снижению рыночных цен на товары и услуги. Возможность свободного входа или выхода из отрасли означает жизненно важную гибкость экономики в условиях свободной конкуренции.

Рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям (показателям деления).

По о б ъ е к т а м продаж : рынок потребительских товаров и услуг; рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг и т.д.

По о б ъ е м а м продаж (или - по географическому положению): местный рынок; национальный; мировой.

По способу проявления экономической власти : свободный, стихийный рынок; монопольный рынок; смешанный рынок.

По видам сделок : спотовый (торговля реальными товарами с немедленной доставкой); срочный рынок (торговля контрактами о будущей поставке).

По степени соблюдения законности : легальные и нелегальные («черные»).

По характеру продаж : оптовый рынок; розничный рынок.

По инфраструктуре : простой, примитивный рынок (без всякой инфраструктуры); среднеорганизованный рынок; высокоорганизованный рынок (функционирование банков, бирж и др. видов инфраструктуры).

Степень развития рынка проявляется через развитие инфраструктуры.

Инфраструктура рынка - это совокупность специализированных организаций и вспомогательных служб, обеспечивающих более эффективное (быстрое и качественное) функционирование рынка. В инфраструктуру рынка входят: банки; страховые компании; биржи (фондовая, товарная, биржа труда); ярмарки; аукционы; магазины, базары и пр. Чем больше таких организаций и вспомогательных служб, тем более высоко организован рынок.

9. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная рыночная цена.

Спрос на рынке. Спрос - это потреб-

ность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособностью покупателя). Платежеспособный спрос означает, что потребитель не только желает, но и может купить определенный товар. Платежеспособность покупателя, как правило, ограничена. И перед ним возникает постоянный выбор юк удовлетворить многообразие своих потребностей при имеющейся платежеспособности.

Спрос проявляется в действии рыночного экономического закона - закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров. Это - функциональная зависимость, где цена (Р) выступает аргументом, а спрос (Q) - функцией. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него, и наоборот. Такую количественную зависимость можно представить графически, где: Р - цена на определенный товар, например, сыр; - спрос на сыр в кг. (график 3).

Предложение на рынке. Предложение - это ко-

личество товара, которое

могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения.

Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.

В нашем примере рассмотрим 1 и 3 графы и представим себе поведение другой (противоположной) стороны. Бесплатно свой товар раздавать никто не будет. При цене 20 рублей за один килограмм, может быть продан 1 кг вследствие особой ситуации (жалость к бедняку или крайняя необходимость в наличных деньгах). Но с ростом цен поведение производителей меняется и, при цене в 300 рублей, продавцы готовы затоварить рынок (график 5).

Рыночное равновесие. Соотношение спроса и

Равновесная цена. предложения формирует

определенную рыночную цену.

Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавца и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.

Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.

Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению. На графике цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

10. Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность спроса. Основные изменения

спроса происходят вследствие

изменения цены. Поэтому рассматривают, прежде всего, эластичность спроса по цене.

Степень изменения спроса под воздействием цены называется эластичностью (гибкостью) спроса. Эта изменчивость измеряется коэффициентом эластичности.

Кэл. = Изменение объема спроса в % / Изменение цены в %.

В рыночном механизме выделяют множество типов (моделей) эластичности спроса:

а) единичная эластичность;

б) эластичный спрос;

в) неэластичный спрос;

г) совершенно неэластичный спрос;

д) бесконечно эластичный спрос.

Выделим основные модели эластичности спроса.

1. Единичная эластичность , когда изменение спрос точно отражает изменение цены:

Графическое изображение этой модели:

2. Эластичный спрос , когда изменение спроса опережает изменение цены: Кэл > 1. Например,

На графике это выглядит:

Для более четкого показа следует взять цену неизменной, тогда будет абсолютно эластичный спрос.

Такая ситуация может возникнуть в случае роста доходов или инфляционных ожиданий.

3. Неэластичный спрос , когда изменение спроса отстает от изменения цены: К эл < 1. Например,

На графике это выглядит:

Для отдельных товаров проявляется абсолютно неэластичный спрос , когда спрос постоянен при любом росте цен:

Эластичность предложения. Интенсивность изме-

нений предложения в зависимости

от уровня цены отражается в эластичности предложения. Показателем эластичности предложения служит коэффициент эластичности предложения (Кэл).

Кэл = Изменение предложения в % / Изменение цены в %.

На рынке могут иметь место следующие ситуации. Е д и н и ч н а я эластичность, когда Кэл равен единице. Предложение прямо пропорционально цене. На графике 12 это выглядит следующим образом:

Кэл

При этом, если в течение длительного времени сохранят и устойчивый рост цен, коэффициент эластичности предложения имеет тенденцию к возрастанию, т.е. - рост производства опережает рост цен. На графике 13 это выглядит:

Н е э л а с т и ч н о е предложение, когда уровень предложения слабо или вообще не изменяется с ростом цен и Кэл меньше единицы. Неэластичность предложения может быть вызвана, например, ограниченностью природных ресурсов или неспособностью производства мгновенно реагировать на изменение цен. Графически это выглядит:

11. Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции.

Конкуренция - это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода.

Конкуренция может проявляться только при определенных условиях.

Во-первых, экономическая обособленность факторов и результатов производства. Наиболее четко соперничество за наибольший доход проявляется при частной собственности. Однако и при коллективной собственности борьба за опережение соперника проявляется повсеместно (напр., соревнование корпораций). Конкуренция практически не проявляется лишь в условиях господства общей неделимой собственности (напр., социалистическое соревнование в СССР).

Во-вторых, равные исходные характеристики участников конкуренции. Как в обычной жизненной ситуации не могут соревноваться, например, министр и бомж, студент и генерал, так и в экономической сфере необходимы одинаковые исходные условия хозяйственной деятельности для соперников. Например,Виды Проявление конкуренции многооб -

конкуренции. разно.

Можно классифицировать виды конкуренции по определенным признакам (критериям деления).

По сферам проявления:

а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату;

б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, наибольшую прибыль;

в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль;

г) международная конкуренция между странами объемы мирового рынка.

По способам конкурентной борьбы:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция.

По видам рынков:

а) совершенная конкуренция;

б) потенциальная конкуренция;

в) несовершенная конкуренция.

12. Монополия: сущность, виды, причины возникновения. Противоречивые последствия функционирования монополий.

13. Рынок потребительских товаров. Теория потребительского поведения.

14. Рынки факторов производства и их особенности. Основные виды факторных доходов.

15. Издержки производства: понятие, сущность, структура. Необходимость определения экономических издержек.