Виды географической информации

Виды географической информации

Различают следующие источники географической информации.
1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС - это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:

ЭВМ;
программное обеспечение;
пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
сбор и автоматизированную обработку географической информации;
пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..
В Институте географии НАНУ идет разработка многоцелевой Национальной ГИС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели страны.
2. Географические исследования:
полевые исследования;
путешествия;
краеведческие экскурсии
занятия туризмом, альпинизмом.
Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
подготовительный;
полевой экспедиционный;
камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).

Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).
В 1995 г. запущен первый украинский спутник «Сич-1», оснащенный приборами для дистанционного исследования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Сейчас получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений.
Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них детально изучаются изменения природных комплексов во времени. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского и Таврического университетов.

Украина является членом Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, агропромышленных комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность.
3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины от 01.08.2000 г. «О национальный атлас Украины» создается атлас, в котором будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины.

Географическую информацию производят:
Институт географии;
Институт геологических наук;
Институт ботаники;
Институт зоологии;
Совет по изучению производительных сил Украины;
региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины.

5. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный природный музей Украины, областные, районные, городские краеведческие музеи.
6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.

Объем географической информации, накопленной человечеством, огромен. Ее невозможно собрать в одной книге или на веб-сайте. Чтобы достичь желаемых результатов в изучении социально-экономической географии мира, нужно использовать различные информационные ресурсы. Как вам уже известно, источники географических знаний разделяют на несколько групп (рис. 4), каждая из которых имеет свои преимущества.

Научные издание - Наиболее фундаментальные труды, освещающие анализ результатов исследований географических процессов и явлений на глобальном и региональном уровнях. Научно-популярная литература подает географические знания в доступной массовому читателю форме. В справочных изданиях (Справочниках, словарях, энциклопедиях) можно найти статистические, сжатые исторические и другие сведения о географических объектах.

Учебная литература - школьные учебники и пособия - это указатель в информационном море, руководство к действию при поиске ответов на вопросы, возникающие в процессе изучения географии. Однако понятно, что никакой учебник не успевает отражать изменения, быстро происходят, и не способен ответить на все вопросы. Поэтому важно постоянно обращаться к периодических изданий (Газет, специализированных журналов), содержащие оперативную географическую информацию и могут быть как научными, так и научно-популярными. Популярными носителями информации стали телевидения и радио : Немало специализированных каналов и передач освещают исследования планеты, путешествия по странам и континентам.

Обязательными спутниками вашего обучения должны быть географические карты , Содержащие пространственную характеристику объектов. Художественные произведения, которые являютсяв домашней и школьной библиотеках, расширят ваши познания о географических явлениях, о разных уголки нашей планеты.

Источники географической информации

Сейчас на смену традиционным бумажным носителям информации приходят электронные, а также Интернет, которые значительно расширяют возможности познания мира, дополняют его визуальным и звуковым рядами. Но для этого нужно иметь персональный компьютер, подключенный до Мировой паутины или другого технического оборудования.

Что выберете вы для пополнения своих знаний - дело личных предпочтений и возможностей. Помните главное: чем больше дополнительных источников вас интересовать, тем понятнее становиться хитросплетения современного мира. Работа с различными источниками знаний способствовать расширению вашего кругозора, развития культуры и мышления, выработке навыков самостоятельной творческой работы, которые в будущем понадобятся в любой сфере деятельности.

Известные экономико-географы мира

Каждая наука гордится именами ученых, исследователей, которые своим кропотливым трудом формируют ее общественный имидж, преподносят социальный престиж. Развитие социально-экономической географии в разных странах проявляется по-разному: течение последних столетий сформировались национальные научные школы: немецкая, французская, британская, российская, американская. Известные мировые имена экономико-географов.

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ЕВРОПЫ

Большой вклад в развитие социально-экономической географии мира сделали немецкие ученые. Одним из основателей современной западной географии есть Карл Риттер (1779–1859).

Он рассматривал Землю как «общий дом человечества», раскрывая географические особенности взаимосвязи человека и природы. Ученый изучал географическое положение, конфигурацию, величину и взаиморасположение стран, пытаясь выяснить пространственные закономерности. К. Риттер основал Немецкое географическое общество. Основателем антропогеографии и геополитики считают Фридриха Ратцеля (1844–1904).

Он отстаивал такую идею: государство является организмом, который развивается, стареет и умирает. Законы этого развития зависят от географических факторов. Мировоззрение Ф. Ратцеля основывался на эволюционизм и дарвинизм. Принцип выживания сильнейшего он переносил на государства и народы.

Вальтер Кристаллер (1893-1969) - автор теории центральных мест, согласно которой существует оптимальная каркасно-сетевая структура населенных пунктов, обеспечивающий доступ к объектам сферы услуг, максимально быстрое перемещение между городами и эффективное управление территорией. «Решетка Кристаллера» - одна из первых пространственных моделей организации общества, которая широко используется в современных исследованиях.

Август Леша (1906-1945), взяв на вооружение теорию центральных мест, сформулировал концепцию экономического ландшафта - модели рыночного равновесия, в которой определяющим фактором является зоны сбыта предприятий, формирующих сеть экономических районов с узлами в городах (идеальной формой такой сети ученый считал шестиугольные соты). Идеи немецких ученых обусловили развитие экономической географии во всем мире на десятки и даже сотни лет, их научные наработки успешно применяются и сейчас.

Среди выдающихся географов Великобритании следует упомянуть Хэлфорд Маккиндера (1861-1947), который ввел понятие «хартленд»- Сердцевинная земля, активно употребляется и в современной геополитике.

Наиболее заметная фигура среди французских географов - Элизе Реклю (1830-1905). Он был блестящим страноведов: Побывал почти во всех странах мира и написал 19 - томный труд «Земля и люди», в свое время претендовала на полный географическое описание земного шара. Каждый том имел объем около 900 страниц, содержал многочисленные карты, рисунки, чертежи (ученый работал над ней 20 лет). Украинский ученый Михаил Драгоманов по просьбе Е. Реклю написал 7 назад раздел о Украина .

С конца XIX ст. начала формироваться эклономическая география. Мировую славу снискал украинский ученый Степан Рудницкий (1877–1937). Он внес большой вклад в общественную географию, отечественную политическую географию и геополитику: доказал необходимость организации Балтийско-Черноморского союза стран. Его идеи и концепции не потеряли своей актуальности и сейчас. Имя ВладимираКубийовича (1900–1985)связано с исследованиями в области географии человека. Виктор Юрковский (1927-2004) - профессор, известный краиновед, автор «Региональной экономической и социальной географии зарубежных стран », справочника «Страны мира»; Борис Яценко (Р. 1942) - географ-востоковед, ученый с энциклопедической эрудицией, автор «Политического географии», «Экономической географии зарубежных стран », руководитель авторского коллектива школьного учебника по экономической и социальной географии зарубежных стран, который появился в начале XXI ст.

РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

Российские экономико-географы оставили глубокий след в истории географической науки и продолжают работать над решением неотложных проблем современности.

Ивана Витвера (1891-1966) - с полным правом считают основателем советской научной школы социально-экономической географии зарубежного мира и страноведения. Он - автор учебников по экономической географии зарубежных стран, которые многократно переиздавались и были «настольной» книгой нескольких поколений. Владимир Максаковского (нар. 1924) - Один из ведущих страноведов, разработчик и исследователь структуры географической культуры, которая, по его мнению, состоит из нескольких компонентов: географической картины мира, географического мышления, методов географии, языка географии.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

В середине XIX в. в полную силу о себе заявляет еще один очаг мировой географической мысли - США. Всемирную известность приобрел журнал Национального географического общества «National geographic Magazine»(« Национальный географический журнал »), основанный в 1888 г. Сейчас под названием «National geographic»Он« переступил »государственные границы и превратился на явление глобального географической культуры.

География в США и Канаде с момента зарождения имела четкую практическую направленность. В 1950-ых годах в США была основана школа региональных наук - синтез географии и экономики. Ее основатель - Уолтер Изард (Р. 1919) отмечал усилении регионального подхода при изучении проблем экономического и социального развития, направлял научные усилия на разработку новых методов исследований и создания современной теории размещения производительных сил.

Представителем нового поколения ученых, сочетающих экономические и географические подходы при исследовании проблем развития мирового хозяйства является Пол Кругман (Р. 1953), который проанализировал модели международной торговли и разработал новые принципы экономической географии. Ученый исследовал механизм действия в современной экономике, особенно в международной торговле, принципа «растущих прибылей», согласно которому затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением масштабов производства. Ученый фактически «открыл» с качественно новых позиций экономической географии как науке. «Открытие» было таким неожиданным и важным, что в употреблении появился термин «новая экономическая география ». За эти исследования П.Кругмануприсуждена Нобелевская премия за 2008 г.

Вопросы и задания

1. Что является предметом исследования социально-экономической географии мира?

2. Объясните, в чем проявляется территориальная организация общества.

3. Пользуясь рис. 1, расскажите об отраслевом составе социально-экономической географии мира.

4. Как связаны между собой физическая и социально-экономическая география мира? Какие вам известны общегеографическиеметоды исследований?

5. Какими экономическими и социальными методами пользуется социально-экономическая география мира?

6. Какими источниками географической информации вы воспользуетесь, чтобы узнать, что такое ГИС?

7. Расскажите об исследовании немецких ученых в области социально-экономической географии мира.

8. Какой вклад в развитие социально-экономической географии мира сделал французский ученый Элизе Реклю?

9. С именами которых ученых связано развитие социально-экономической географии мира?

10. Что вам известно об экономико-географические исследования П. Кругмана?

11. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение об одном из выдающихся экономико-географов.


©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. География как наука.

2. Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Географическая карта – особый источник географической

информации.

4. Статистические материалы, как источник географической

информации.

5. Другие способы и формы получения географической информации.

Геоинформационные системы.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. География – пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные – картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

3. Карты – это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) - уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и

взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении

масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик. Тут помогает картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические . К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п .), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром. В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела – карты природы (физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

4. Статистические материалы – один из основных источников географической информации. Статистика – это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS (Global Positional System). Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем

10 (ГИС) – это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС – это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

Практическое занятие не предусмотрено.

Вопросы для самоконтроля

1 . Методы географических исследований и основные источники геогра­фической информации.

География - древняя наука, зародившаяся на заре разви­тия человеческого общества. Первые географические пред­ставления были основаны на самом простом методе, исполь­зуемом и по сей день, - на методе визуальных наблюдений.

В процессе развития географической науки сформировалось много видов наблюдений: маршрутные и площадные, непре­рывные и периодические, стационарные и дистанционные и т.д.

Эти методы позволяют получить важные сведения данные о географических объектах, их свойствах, изменениях под воздействием разных факторов.

Главным языком географии, источником географической информации были и остаются географические карты Роль карт и картографического метода в познании мира трудно переоценить.

Картографический метод позволяет изучать закономерно­сти пространственного размещения и развития территориаль­ных комплексов путем составления и использования геогра­фических карт.

Развитие географии принципиально изменило облик карты. Древнейшие настольные карты сменились изображениями на шкурах, дереве, изделиях из глины. Затем появились рукопис­ные бумажные карты, позже - печатные гравюры, а теперь - электронные видеоизображения и их цветные копии. Возник­новение и развитие электронной техники сделали возможным создание геоинформационных систем.

Такие системы используют обширный статистический ма­териал, получают данные со спутников и многочисленных ме­теостанций. Геоинформационные системы включают банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих ис­следовательских коллективов.

В XX веке в географии большую роль стали играть аэро­космические методы. Они дают возможность исследовать и картографировать земную поверхность при помощи летатель­ных или космических аппаратов. Среди аэрокосмических ме­тодов выделяют фотографические, электронные, геофизиче­ские и визуальные.

Особым методом географического исследования является моделирование, то есть изучение развития географических объектов, процессов и явлений при помощи создания их моде­лей. Моделирование подразделяют на графическое, математи­ческое и машинное.

При использовании всех методов географических исследо­ваний важным моментом является применение исторического подхода. Изучение прошлых состояний объекта и сравнение их с современным состоянием позволяют объяснить его спе­цифические свойства.

Проведение географических исследований может потребо­вать также сравнения состояния и свойств различных географических объектов, выявления сходства и различия проте­кающих в географической оболочке процессов. Сравнитель­ный подход делает возможным составление классификаций процессов и объектов и составления прогноза их изменений.

Основными источниками географической информации для школьников являются учебники по географии, географические атласы и карты, словари, энциклопедии. Дополнительную ин­формацию можно получить, используя географические описа­ния, содержащиеся в книгах, журналах, кино- и видеофильмах.

2. Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?

Антарктида покрыта толстым слоем материковых ледников. Средняя толщина ледникового покрова – 2 км. Большая часть Антарктиды лежит ниже уровня моря. Крайне суровые климатические условия: сильные морозы, сильные ветры, несущие жесткий снег, полярная ночь и полярный день. Шельфовые ледники рождают айсберги, которые опасны для судов. По международному соглашению, полезные ископаемые Антарктиды не подлежат эксплуатации. Но главное богатство Антарктиды – огромные запасы пресной воды отличного качества. Существуют проекты транспортировки айсбергов к берегам засушливых стран Азии с помощью буксиров. Предполагается, что айсберг будет покрыт специальной пленкой, предотвращающей интенсивное таяние и, несмотря на значительные потери первоначального объема, доставленный на место айсберг будет таять целый год, давая пресную воду.

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии (по выбору учителя). В том числе Вологодской области.

При размещении металлургического комбината в Череповце учитывали:

1) положение на грузопотоках железной руды (из Карелии и Мурманской области) и коксующегося угля (из Печорского бассейна)

2) близость потребителя – металлоемкие производства Санкт-Петербурга, Москвы, городов – центров автомобилестроения на Волге

3) удобное транспортное положение: железная дорога, автомобильная дорога, Волго-Балтийский водный путь

4) наличие источника воды – Рыбинское водохранилище

5) навыки населения: производство чугуна из болотной железной руды (Устюжна Железопольская – жители Устюжны добывали болотную руду и выплавляли из нее чугун)

Карта – уменьшенное обобщенное условно-знаковое изображение поверхности Земли (ее части), других планет или небесной сферы, построенное в масштабе и проекции (т.е. по математическому закону).

Различие карт по масштабу. В зависимости от масштаба карты делят на три группы: крупномасштабные, среднемасштабные, и мелкомасштабные. Крупномасштабные карты имеют масштаб 1:200 000 и крупнее. К этой группе относятся топографические карты. Среднемасштабные имеют масштаб мельче 1:2 000 000 и до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000.

При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и написано. Этот отбор называется картографической генерализацией . Как правило, чем мельче масштаб карты, тем меньше на ней показано объектов, т. е. тем строже ее генерализация. Важную роль в картографической генерализации играет назначение карты и ее тематика.

План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее). Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков. Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается.

Отличие плана от карты : 1) на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно бульшие территории, их масштаб мельче;

2) план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности. На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере. Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;

3) при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;

4) на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;

5) на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.

Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов и их качественных и количественных характеристик. С помощью условных знаков обозначают как реальные объекты (например, населенные пункты), так и абстрактные (например, плотность населения). Условные знаки предназначены для того, чтобы указать вид и некоторые характеристики изображенных на карте объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

Условные знаки бывают: – внемасштабными (используются для того, чтобы изобразить объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты). Это рисунки или геометрические фигуры, Родники форма которых обычно напоминает изображаемый объект (рис. 1). Буквенные символы также относятся к внемасштабным условным знакам – линейными (используются для изображения объектов линейного характера – рек, дорог, границ, трубопроводов и др.). В масштабе они передают только длину и форму объекта, ширина их преувеличена, поэтому ее измерить нельзя (рис. 2);



площадными , или контурными (используются для изображения географических объектов, занимающих некоторую площадь – озеро, массив леса и т. д.). Передают действительную величину объектов (рис. 3).



Состоят из контура (леса, болота и т. п.) и его заполнения (цвет, штриховка).

Пояснительные условные знаки (например, стрелки, показывающие направление течения реки, фигурки лиственных и хвойных деревьев и др.), подписи, буквенные и цифровые обозначения также несут определенную информацию на карте.

На крупномасштабных картах чаще используются площадные и линейные условные знаки, на мелкомасштабных – внемасштабные.

Картографические способы изображения

Способ качественного фона. Применяется для изображения на карте качественных особенностей определенных объектов или явлений, имеющих сплошное распространение на земной поверхности или занимающих большие площади. Суть его заключается в том, что на карте выделяют однородные по определенному признаку (признакам) участки (например, природные зоны) и закрашивают (или штрихуют) их в подобранные для них цвета (штриховки).

Способ ареалов. Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления (например, территория, на которой обитает определенное животное, или территория, на которой выращивается та или иная сельскохозяйственная культура, и т. п.).

Способ изолиний. Изолинии (от греч. isos – равный) – линии на географических картах, проходящие по точкам с одинаковым значением какого-либо количественного показателя (температуры, количества осадков, глубины, высоты и т. д.), характеризующего изображаемое явление. Например, изотермы – линии, соединяющие места с одинаковой температурой; изобаты – линии, соединяющие места с одинаковой глубиной; горизонтали – линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой. Суть способа изолиний заключается в том, что на карте пункты с одинаковыми величинами определенного показателя соединяют тонкими линиями, т. е. наносят изолинии.

Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте

Линии движения. Линиями (стрелками) показывают направление движения каких-либо объектов – воздушных масс, ветров, океанических течений, рек и т. п. Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте

На плане север – юг показано стрелкой. Если на плане нет стрелки, то считается, что оно север – вверху, юг – внизу.

На карте направления определяются с помощью градусной сети. Направление север – юг соответствует направлению меридианов, запад – восток – параллелей.

Измерения азимутов по картам производят с помощью транспортира. Азимут – угол, образуемый в данной точке или на карте между направлением на север и какой-либо предмет и отсчитывающийся по часовой стрелке.

Так, если предмет находится строго к северу от точки, в которой находится наблюдатель, то азимут на него составит 0°, к востоку – 90°, к югу – 180°, к западу – 270°. Азимуты могут иметь значения от 0° до 360°. Для того чтобы измерить азимут по карте, нужно через начальную точку определяемого направления провести линию, параллельную направлению север – юг. Затем также через точку провести линию, соединяющую точку и объект, на который требуется определить азимут. А затем с помощью транспортира измерить образовавшийся угол (азимут), учитывая, что азимут всегда отсчитывается по часовой стрелке.

Определение географических координат

Градусная сеть и ее элементы. Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие). Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора. Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями . Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10-20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы . Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов (рис.4). Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км: 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли. Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности. Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого



меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана. Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш. и 104° в. д.

Определение расстояний на карте

Масштабом называется отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в действительности. Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на карте уменьшено относительно реального расстояния на местности. Если, например, масштаб географической карты 1: 1 000 000, это значит, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности, или 10 км. Различают численный, линейный и именованный масштабы.

Численный масштаб изображается в виде дроби, у которой числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшены линии на карте (плане) относительно линий на местности. Например, масштаб 1:100 000 показывает, что все линейные размеры на карте уменьшены в 100 000 раз. Очевидно, чем больше знаменатель масштаба, тем масштаб мельче, при меньшем знаменателе масштаб крупнее. Численный масштаб – это дробь, поэтому числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах). Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки. Эти отрезки соответствуют определенному расстоянию на изображаемой местности; деления обозначаются цифрами. Мера длины, по которой нанесены деления на масштабной линейке, называются основанием масштаба. В нашей стране основание масштаба принято равным 1 см. Количество метров или километров, соответствующее основанию масштаба, называют величиной масштаба. При построении линейного масштаба цифру 0, от которой начинается отсчет делений, обычно ставят не у самого конца масштабной линии, а отступив на одно деление (основание) вправо; на первом же отрезке налево от 0 наносят наименьшие деления линейного масштаба – миллиметры. Расстояние на местности, соответствующее одному наименьшему делению линейного масштаба, отвечает точности масштаба, а 0,1 мм – предельной точности масштаба. Линейный масштаб по сравнению с численным имеет то преимущество, что дает возможность без дополнительных вычислений определять действительное расстояние на плане и карте.

Именованный масштаб – масштаб, выраженный словами, например, в 1 см 75 км. (рис. 5).



Измерение расстояний на карте и плане . Измерение расстояний с помощью масштаба.. Нужно прочертить прямую линию (если нужно узнать расстояние по прямой) между двумя точками и с помощью линейки измерить это расстояние в сантиметрах, а затем следует умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1: 100 000 (в 1 см 1 км) расстояние равно 5 см, т. е. на местности это расстояние составляет 1ж5 = 5 (км). Измерять расстояние по карте можно и с помощью циркуля-измерителя. В этом случае удобно пользоваться линейным масштабом.

Измерение расстояний с помощью градусной сети. Для расчета расстояний по карте или глобусу можно использовать следующие величины: длина дуги 1° меридиана и 1° экватора равна приблизительно 111 км. Для меридианов это верно всегда, а длина дуги 1° по параллелям уменьшается к полюсам. На экваторе его можно тоже принять равному 111 км. А на полюсах – 0 (т. к. полюс – это точка). Поэтому необходимо знать число километров, соответствующее длине 1° дуги каждой конкретной параллели. Чтобы определить расстояние в километрах между двумя пунктами, лежащими на одном меридиане, вычисляют расстояние между ними в градусах, а затем число градусов умножают на 111 км. Для определения расстояния между двумя точками на экваторе, также нужно определить расстояние между ними в градусах, а затем умножить на 111 км.

Определение поясного времени

Часовые пояса. Местное и поясное время. Солнечное время в точках, расположенных на одном меридиане, называют местным . Из-за того, что в каждый момент суток оно различно на всех меридианах, им неудобно пользоваться. Поэтому по международному соглашению введено поясное время. Всю поверхность Земли разделили по меридианам на 24 пояса по 15° долготы. Поясное (одинаковое в пределах каждого пояса) время – это местное время срединного меридиана данного пояса. Нулевой пояс – это пояс, срединным меридианом которого является Гринвичский (нулевой) меридиан. От него счет поясов ведется к востоку.

Россия расположена в 11 часовых поясах: со второго (в котором находится Москва, и время которого называется московским) по двенадцатый (острова в Беринговом проливе), но 11 и 12 пояса объединены в один, поэтому разница в поясном времени в России составляет не 10, а 9 часов.

В 1930 году в СССР было введено так называемое «декретное» время (оно получило такое название, т. к. было введено специальным постановлением – декретом). Стрелки часов были переведены на час раньше по сравнению с поясным временем для того, чтобы большая часть рабочего дня проходила при естественном освещении. С того времени разница во времени между Москвой и Лондоном составляет не 2 часа (как было бы согласно различиям в поясном времени), а 3 часа.

С 1990-х гг. каждый год в нашей стране, как и во многих странах, весной стрелки часов переводят еще на один час вперед, а осенью – назад. Это также делается для того, чтобы более эффективно использовать естественное освещение и экономить электроэнергию.

Условно считают, что новые сутки начинаются в 12-м часовом поясе (через который проходит меридиан 180° – линия перемены дат). К западу от линии перемены дат начинается новый день (по календарю). Поэтому в бортовом журнале корабля, который плывет с запада на восток, должны дважды считать один день, а корабль, движущийся с востока на запад, как бы «пропускает» один день, после 31 декабря сразу попадает во 2 января.

Построение профиля рельефа по карте

Изображение рельефа на картах. Рельеф на картах изображается горизонталями, особыми условными знаками и отметками высот.

Горизонтали – линии на карте, вдоль которых все точки земной поверхности имеют одинаковую абсолютную высоту. Разность двух высот соседних горизонталей называют сечением рельефа. Чем меньше сечение рельефа, тем он изображен подробнее. Величина сечения рельефа зависит от масштаба карты и от характера самого рельефа. Наиболее подробно рельеф изображается на топографических картах. Например, на карте масштаба 1:25 000 (в 1 см 250 м) сплошные горизонтали проведены через 5 м, а на карте масштаба 1:100 000 (в 1 см 1 км) применяют сечение рельефа 20 м для равнинных территорий и 40 м для горных. На мелкомасштабных картах обычно применяют неравномерное сечение рельефа: более частое в равнинных районах и укрупненное в горных областях. Так, на физической карте России масштаба 1:25 000 000 горизонтали проведены на высоте 0, 200, 500, 1000, 2000, 3000, 4000 м. Так же показаны изобаты (изолинии глубин). По горизонталям можно легко определить абсолютную высоту любой точки земной поверхности и относительную высоту двух точек (превышение одной над другой). Горизонтали также помогают определить крутизну склонов. Чем ближе расположены горизонтали одна к другой, тем круче склон. Дополнительную информацию о рельефе на топографических картах дают бергштрихи – небольшие штрихи, проведенные перпендикулярно горизонталям, указывающие, в какую сторону идет понижение рельефа (рис. 6).



Для изображения форм рельефа, не выражающихся горизонталями (например, резких уступов, обрывов, оврагов и т. п.) применяются специальные условные знаки. Абсолютные высоты вершин или впадин на картах подписывают цифрами. Например, число 8848 около точки, обозначающей гору Эверест, означает, что ее абсолютная высота 8848 м. Абсолютные высоты указываются в метрах.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Из истории открытия и освоения материков. Африка является частью Старого Света, известного за несколько тысячелетий до нашей эры. В IV-III тысячелетиях до н. э. в Африке возникла цивилизация Древнего Египта, оказавшая большое влияние на развитие народов Северной Африки, Сахары и Юго-Западной Азии. В начале нашей эры государственные образования сложились во многих районах материка.

В XV в. португальские и испанские мореплаватели плавали вдоль берегов Африки в поисках морского пути в Индию. Долгое время исследователям были недоступны внутренние районы Африки. В XIX в. большой вклад в исследование материка внес английский ученый Давид Ливингстон. Он исследовал истоки Нила и открыл озеро Виктория. Исследованием природы Восточной и Центральной Африки занимался русский ученый В. В. Юнкер в 1876– 1886 гг.

В начале XIX в. началась европейская колонизация материка. К XX в. почти вся территория Африки оказалась под колониальным гнетом. 1960 г. в истории борьбы колониальных народов Земли был назван «годом Африки»: 17 африканских стран получили политическую независимость. Образовались республики: Сенегал, Мали, Нигер, Чад, Конго, Габон и др. В 1970-е годы была предоставлена политическая свобода крупным колониям Португалии – Анголе и Мозамбику. Сегодня в Африке практически не осталось колоний.

Южная Америка . Право открытия островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит генуэзцу Христофору Колумбу, который в октябре 1492 г. привел эскадру испанских кораблей к берегам Центральной Америки. Однако Колумб считал эти земли Азией и местных жителей назвал индейцами. Его ошибку исправил Америго Веспуччи, который тоже был родом из Италии. По торговым делам он совершил несколько походов к берегам Америки (1499-1502 гг.). И первым сделал вывод о том, что земля, открытая Колумбом, вовсе не Азия, а неизвестная ранее обширная суша – Новый Свет. Америго Веспуччи описал природу и население новых территорий. В 1506 г. в географическом атласе, изданном во Франции, эта территория была названа «Земля Америго».

Одними из первых исследователей природы Южной Америки были немецкий путешественник А. Гумбольдт и французский ботаник Э. Бонплан. Они обосновали идею высотной поясности Анд, описали природу холодного течения у западных берегов, геологическое строение отдельных территорий материка.

Среди исследователей Южной Америки – русский ученый Н. И. Вавилов, который во время своей экспедиции 1932-1933 гг. установил географические центры древних очагов земледелия в Андах и происхождение ряда культурных растений, в том числе и картофеля.

Северная Америка , так же как и Южная, относится к Новому Свету, открытому Христофором Колумбом. Первыми европейцами, достигшими Северной Америки еще в XII в., были викинги, но они не оставили постоянных поселений, и их открытия не были известны в Старом Свете. Испанцы пришли на 500 лет позже, расселяясь главным образом в южных частях материка. Вслед за ними последовали экспедиции других европейских стран. Среди них экспедиция Джона Кабота, открывшая остров Ньюфаундленд и побережье полуострова Лабрадор. Именами исследователей природы материка названы многие географические объекты Северной Америки.

В исследовании материка принимали участие и русские экспедиции. Северо-западные берега впервые были обследованы экспедицией И. Федорова и М. Гвоздева. Витус Беринг и Алексей Чириков на двух судах изучили значительную часть побережья Аляски и Алеутские острова. Русские строили поселения на Аляске и вели промысел пушного зверя, золота. Именами русских исследователей названы: остров Чирикова, пролив Шелехова, Берингов пролив и др.

Австралия. Долгое время европейцы изображали на картах неизвестную Южную Землю, сомневаясь в ее существовании. Лишь в эпоху Великих географических открытий началось исследование территорий, лежащих далеко к югу от экватора. Голландец Абель Тасман в 1643 г. обогнул Австралию с запада, доказав, что Австралия – самостоятельный материк, а не часть неизвестного южного материка, как считали прежде. Исследование восточного побережья Австралии принадлежит известному английскому мореплавателю Джеймсу Куку. Он также исследовал некоторые острова Океании.

С конца XVIII в. начинается освоение Австралии европейцами, которых привлекали сюда хорошие пастбища, пригодные для разведения скота. А когда в Австралии были открыты богатейшие месторождения золота, сюда хлынул поток «искателей приключений», и Англия объявила весь материк своей колонией.

Антарктида была открыта русскими путешественниками Фадеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым 28 января 1820 г. Во время первой российской антарктической экспедиции на карту были нанесены некоторые участки берегов материка, остров Петра I и др. Первым достиг Южного полюса норвежец Руал Амундсен 24 декабря 1911 г. Несколько позже Южного полюса достигли англичане под руководством Роберта Скотта.

Систематическое изучение материка началось в 1950-е годы. Постоянного населения в Антарктиде нет и она не принадлежит ни одному государству. 16 стран, в том числе и Россия, основали здесь научные станции, где ведется исследование природы материка. Аэрометеорологические станции «Молодежная» и «Восток» занимаются изучением самой суровой – восточной – части материка. В 1959 г. по инициативе СССР был подписан Международный договор об Антарктиде, запрещающий на ней испытания каких-либо видов оружия и создавший базу для успешного сотрудничества ученых разных стран. Тем не менее некоторые страны пытались начать разрабатывать месторождения полезных ископаемых. С 1991 г. внесено предложение запретить разработку месторождений, т. к. нарушение хрупкой экосистемы на материке приведет к необратимым последствиям.

Евразия является материком, на котором складывались и долгое время господствовали древнейшие цивилизации Древней Индии, Древнего Китая, Древней Вавилонии, Древней Греции, Древнего Рима. И европейские, и азиатские исследователи и путешественники активно познавали территорию материка. Одними из первых были финикийцы, которые во II в. до н. э. исследовали берега Средиземного моря, затем древние греки завершили открытие Южной Европы. А во времена господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света – Африка. Исключительным периодом в истории развития цивилизации стала эпоха Великих географических открытий. Именно в это время были совершены важнейшие географические открытия: знаменитое путешествие португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, а также кругосветное плавание Фернана Магеллана, который, переплыв Тихий океан, подошел к островам Индонезии, и многие другие путешествия. Долгое время мало исследованными оставались внутренние районы Евразии. Природа Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока долгое время оставалась загадкой для европейских географов. Знаменитые экспедиции наших соотечественников – Семена Дежнева в Сибирь и на Дальний Восток, Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачева на Алтай, Петра Семенова-Тян-Шанского в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского в Центральную Азию – заполнили пробелы на географических картах Азии.

Из истории открытия и исследования океанов. Морские путешествия через Тихий океан предпринимались еще в глубокой древности жителями островов Океании и Алеутских островов. Европейцы начали исследовать океан в XVI в. В 1513 г. испанец Васко Бальбоа пересек Панамский перешеек и вышел к водам океана, назвав его Южным морем. Ф. Магеллан во время кругосветного плавания (1519-1521 гг.) пересек океан за 100 дней от Огненной Земли до Филиппинских островов, назвав его «Тихим», т. к. не встретил по пути ни одного шторма. В 1648 г. С. Дежнев открыл пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, позднее названный Беринговым проливом.

Русские экспедиции внесли большой вклад в исследование водных пространств океана в Северном полушарии. В экспедиции В. Беринга и А. Чирикова была описана часть Курильских островов; в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) проводились гидрологические и климатологические наблюдения. В 1820 г. в экспедиции Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева был открыт ряд островов: Петра I, Россиян.

В XIX в. одной из британских экспедиций был обнаружен Марианский желоб. В современный период в океане ведутся комплексные исследования.

С давних времен Индийский океан был известен народам древних цивилизаций. Ученые предполагают, что египтяне, финикийцы, шумерийцы совершали по нему плавания в торговых и военных целях. В I в. н. э. греки и римляне осваивали морской путь через Бенгальский залив с целью установления связей с Китаем. С VIII в. арабские мореплаватели активно передвигались по океану и совершали географические открытия.

Наиболее интенсивные плавания в Индийском океане связаны с эпохой Великих географических открытий. Первыми путь в Индию вдоль западного побережья Африки открыли португальцы. В это время разворачивается жестокая борьба между морскими державами – Испанией, Португалией, Голландией, Англией – за господствующее положение в Индийском океане. Постепенно на побережье Индийского океана возникли островки голландских, датских, французских и английских колоний.

С конца XVIII в., с завершением эпохи Великих географических открытий, начинается период научных исследований в океане. Проводились океанографические исследования во время плаваний Дж. Кука (1772-1775 гг.), измерялась температура воды до глубины 200 м. В первой русской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.), в экспедиции под руководством О. Е. Коцебу (1818 г.) проводились океанографические работы.

С открытием Суэцкого канала освоение Индийского океана стало проходить интенсивнее. Исследования приобрели комплексный характер. С начала XX в. рядом английских, немецких, датских экспедиций было исследовано дно Индийского океана и открыт ряд хребтов (Кергелен, ВосточноИндийский, Аравийско-Индийский) и котловин. В 1906 г. немецкая экспедиция открыла Яванский (Зондский) глубоководный желоб. С 1957 г. осуществлялись комплексные исследования океана, в них принимало участие около 20 стран. В настоящее время, как и в других океанах, в Индийском океане ведутся постоянные наблюдения по природному мониторингу.

Один из очагов древнейшей цивилизации возник на берегах Средиземного моря. Среди древних народов финикийцы начали исследование Атлантического океана в VII в. до н. э. В X в. н. э. Эйрик Рыжий первым пересек Северную Атлантику и достиг берегов Ньюфаундленда.

В эпоху Великих географических открытий началось интенсивное освоение просторов океана. Особое значение имеет поиск пути в Индию. В 1492 г. Х. Колумб пересек Атлантический океан и достиг островов Южной Америки. В 1498 г. В. Гама достиг берегов Индии, обогнув Африку с востока.

В XIX-XX вв. проводились подробные научные исследования природы материка: определялась температура, удельный вес воды, собирались сведения о господствующих ветрах, рельефе дна океана.

На современном этапе исследования носят практический характер и связаны прежде всего с изучением экологического состояния океана.

Известно, что первые сведения о ледяных просторах Северного Ледовитого океана были получены греческим ученым Пифеем. Русские моряки с северных прибрежных окраин называли океан Студеным морем. Плавая по Баренцеву и Белому морям, они открывали острова и изучали погодные условия.

Впервые Северный Ледовитый океан изобразил на карте голландский ученый Ортелий в 1570 г. Долгое время исследование океана сопровождалось трагедиями, но человек был неотступен в цели узнать суровый океан.

Начиная с XVI в. в арктические воды направлялось множество экспедиций с целью поиска северного пути из Атлантического океана в Тихий. Постепенно накапливались сведения о природе морей океана. Экспедиция В. Баренца (1594-1596 гг.) преследовала цель найти кратчайший путь из Европы в страны Востока, укрепить связи с Русским Севером и Сибирью для торговых отношений. Исследователи искали Северо-Западный и Северо-Восточный проходы. Исследование Северо-Западного прохода связано с именем У. Баффина (начало XVII в.). Северо-Восточный проход исследовали русский путешественник С. Дежнев (середина XVII в.); участники Великой Северной экспедиции: С. Челюскин, братья Лаптевы (XVIII в.). В XIX в. осуществили свои экспедиции Ф. П. Врангель, Ф. П. Литеке. Адмирал С. О. Макаров предложил преодолеть морские льды на специальных приспособленных судах – ледоколах. Экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893-1896 гг.) собрала интереснейшие сведения о рельефе дна, характере ледяного покрова, климате.

В начале XX в. люди стремились достичь Северного полюса. Первым его достиг американец Робер Пири (6 апреля 1909 г). Дальнейшие исследования океана связаны с освоением Северного морского пути.

Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями

1. Какая из точек, обозначенных буквами на карте Северной Америки, имеет географические координаты 18 с.ш. и 118 з.д.?

На этой карте подписаны все параллели и меридианы. Для выбора верного ответа нужно установить, через какое расстояние проведены параллели и меридианы – через 20. Широту 18 с.ш. имеют точки С и D, а долготу 118 з.д. – точки В и D. Значит, ответ – D, т.е. 4.

2. Какие географические координаты имеет точка А, обозначенная буквой на карте Европы?

1) 20 с.ш. и 10 з.д. 3) 30 с.ш. и 10 в.д.

2) 25 с.ш. и 50 в.д. 4) 45 с.ш. и 25 в.д.

На этой карте параллели и меридианы проведены через 20°.

Точка А находится примерно посередине между параллелью

20° с.ш. и 40° с.ш., значит, ее широта 30° с.ш. Также точка А

стоит посередине между нулевым меридианом и меридианом

20° в.д. Ее долгота 10° в.д. Значит, ответ 30° с.ш. и 10° в.д., т.е. 3.

3. Какая из стрелок, обозначенных буквами на карте России, соответствует направлению на юго-восток?



1) А 2) В 3) С 4) D

На карте направления «север-юг», «запад-восток» определяются с помощью линий градусной сети. Типичной ошибкой при выполнении таких заданий является определение направлений как «вверх-вниз», «вправо-влево». В данном случае правильным является ответ 1 – стрелка А, т.к. стрелка D указывает на юг (она параллельна меридиану), стрелка С направлена на северо-восток, а стрелка В – на юго-запад.

4. Определите по карте азимут, по которому надо идти от

МТС до точки А. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________________ градусов. Для определения азимута нужно провести через значок, обозначающий МТС, линию, параллельную направлению север-юг (см. рис. ниже). Ее направление на данном рисунке не совпадает с вертикальной линией рамки. Затем провести линию, соединяющую значок МТС и точку А. Получившийся угол между направлением на север и линией, направленной на точку А, нужно измерить по часовой стрелке. Это угол тупой и его величина 240°.

Ответ: 240°.

Задания 5-9 выполняются с использованием приведенной ниже карты. Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

5. В каком направлении от точки отдельно стоящего дерева находится вершина горы Малиновки?



1) северо-западном 3) северном

2) северо-восточном 4) восточном

На этом рисунке направление север-юг соответствует направлению вверх-вниз, поэтому легко можно определить, что вершина горы находится к северо-востоку от отдельно стоящего дерева. Ответ – 4.

6. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до вершины горы Малиновки. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м.

Измерив линейкой расстояние между точкой А и отдельно стоящим деревом получаем 3 см. Масштаб данной карты – в 1 см 100 м, значит в 3 см – 300 м. Ответ: 300 м.

7. Определите по карте азимут, по которому надо идти от отдельно стоящего дерева до вершины горы Малиновки. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ______ градусов.

Через точку, где находится отдельно стоящее дерево, на карте проводим прямую линию, параллельную направлению север-юг. В данном случае это вертикальная линия. Через основание дерева и точку, обозначающую самую высокую точку горы Малиновки, также проводим прямую линию. Полученный угол измеряем. Важно помнить, что азимут – угол между направлением на север и предмет, поэтому он всегда измеряется от направления на север вправо. В данном случае получается 50°. Ответ – 50.



Эти задания проверяют сформированность способности использовать географические источники информации для решения конкретной жизненной задачи. Вначале следует подумать о критериях, по которым нужно выбрать более подходящее место для предлагаемого в задании объекта. В данном случае нужно разместить спортплощадку. Для нее нужно открытое и ровное место. Это участок 1. Он на ровной поверхности и расположен на лугу. Участки 2 и 3 расположены на довольно крутых склонах, играть в футбол, баскетбол и другие спортивные игры на склонах плохо. Участок 3 расположен в лесу, что делает его еще более неподходящим. В экзаменационной работе следует четко написать, какой участок лучший и объяснить почему. Для успешного выполнения заданий такого типа нужно знать условные обозначения топографических – луг, кустарник, лес, болото, вырубленный лес и пр. и уметь определять особенности рельефа по горизонталям.

9. Постройте профиль рельефа местности по линии А-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м.

Прочитав текст задания, уточняем требуемый масштаб. Устанавливаем, что профиль нужно построить, используя горизонтальный масштаб в два раза больший, чем на карте (масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м). Также обращаем внимание, что на карте горизонтали проведены через 2,5 м, а на профиле в 1 см по вертикали будет 5 м (в 1 мм – 50 см).

Переносим на лист ответов основу построения профиля. Внимательно обозначаем высоты для точек А и В. А – 154 м, В – на высоте 145 м. Анализируя карту, находим, какие обозначения помогут определить высоты горизонталей (кроме обозначенных на основе профиля высот точек А и В). В данном случае на карте подписана горизонталь с высотой 150 м и обозначена высота г. Малиновки – 156,0. (Также подсказкой является то, что рельеф обычно понижается в сторону реки, и еще в числе 150, обозначающем высоту горизонтали, низ цифр показывает в сторону понижения рельефа.) Далее по карте нужно определить, какие горизонтали пересекает линия А-В и на каком расстоянии находятся точки пересечения, а на основе профиля обозначить эти точки.

Начинаем от точки А. Первая горизонталь, которую пересекает линия А-В, это горизонталь 155 м. Она находится на расстоянии 0,3 см от точки А (на рис. обозначена буквой а ). Поскольку горизонтальный масштаб профиля в два раза больше масштаба карты, то на профиле это расстояние будет тоже в два раза больше 0,3 см з 2 = 0,6 см. Первая точка нашего профиля находится на высоте 155 и на расстоянии 6 мм от точки А. Соединяем точку А с точкой. Далее линия А-В снова пересекает горизонталь 155 (точка b). Это на расстоянии 3,2 см от точки А (или можно определить расстояние от предыдущей точки пересечения – 2,9 см). Значит, следующая точка профиля снова на высоте 155 и на расстоянии 3,2 см з 2 = 6,4 см от точки А. Обозначаем ее. У нас две точки с высотой 155. Их можно соединить прямой линией, но по карте мы видим, что между этими точками высокая часть холма. Значит, лучше показать, что здесь рельеф повышается, и провести небольшую дугу. Но не показывать это повышение выше 2 мм от линии 155 (т.к. самая высокая точка холма – 156 м, т.е. всего на 1 м выше нашей горизонтали, а в вертикальном масштабе профиля 1 м = 0,2 мм). По карте видно, что на горизонтали 155 м в месте пересечения b обозначен обрыв (эти условные знаки нужно знать). Его нужно обязательно обозначить на профиле. Его глубина на карте не показана, но явно меньше 2,5 м – высоты сечения рельефа. Поэтому высоту выбираем произвольно, соизмеряясь с масштабом карты. Следующая горизонталь, которую пересекает линия А-В, – 152,5 м. Точка пересечения (на рис. обозначена с ) находится на расстояния 0,7 мм от точки b , на профиле это будет 1,4 см. Обозначаем точку, рисуем понижение рельефа. Следующая горизонталь 150 м пересекает линию А-В в точке d. Она расположена на расстоянии 1,1 см от точки с , т.е. на профиле обозначаем ее через 2,2 см. Точка е имеет высоту на 2,5 м ниже 150– 147,5. Она расположена на расстоянии 0,5 см от точки d , на профиле это 1 см. Соединяем все точки. Ответ:

В данном примере для ясности нарисованы вспомогательные линии. В чертеже, являющемся ответом на экзамене, они не обязательны. Но если вы их нарисовали, стирать их не нужно.

На экзамене лучше строить профиль аккуратно. Важно знать условные обозначения форм рельефа (оврага, обрыва, ямы, карьера), путей сообщения(проселочной, грунтовой, железной дорог), зданий (церкви, школы, фермы, дом лесника, завода), других объектов (колодца, ветряной электростанции и пр.). Прежде чем начинать вычерчивание профиля, целесообразно проанализировать общее направление изменения рельефа: где горизонтали расположены близко друг к другу – склон круче, где далеко – склон более пологий. Если линия рельефа пересекает круговую горизонталь, посмотреть, как изменяется рельеф между точками пересечения – повышается или понижается. Важно сразу установить, какие особенные формы рельефа пересекает линия профиля. Перед началом, еще раз прочитав текст задания, уясните, отличается ли масштаб профиля от масштаба карты. Если да, то не забывайте переносить измеряемые по карте расстояния в требуемый масштаб. При вычерчивании профиля лучше тщательно вымерять все расстояния, каждый раз определять высоты точек.

10. Самолет вылетел из Читы (8-й часовой пояс) в СанктПетербург (2-й часовой пояс) в 15 часов по местному

времени. Из Читы в Санкт-Петербург лететь 5 часов.

Сколько времени будет в Санкт-Петербурге, когда самолет приземлится?

Ответ: ________ ч.

Разница во времени между Читой (8-й часовой пояс) и Санкт-Петербургом (2-й часовой пояс) составляет 6 часов. Санкт-Петербург западнее, значит времени в нем меньше. Когда самолет вылетел, в Чите было 15 часов, а в СанктПетербурге, соответственно, 9 утра. Через пять часов самолет приземлился, в Санкт-Петербурге было 9 + 5 = 14 часов.

11. Иван из Брянска (2-й часовой пояс) хочет поздравить своего друга из Южно-Сахалинска (10-й часовой пояс) с Новым годом ровно в полночь по времени Южно-Сахалинска. Во сколько он должен звонить по времени Брянска?

Ответ: ________ ч.

Между Брянском и Южно-Сахалинском разница в 8 часов (10 – 2). Брянск расположен западнее, значит времени в нем меньше. Когда в Южно-Сахалинске уже 24 часа, в Брянске еще 24 – 8 = 16 часов.

12. Сколько времени (с учетом декретного) будет в Мурманске (2-ой часовой пояс), когда в Лондоне 7 часов утра? Ответ запишите цифрами.

Ответ: _______________ ч.

Лондон находится в нулевом часовом поясе, к западу от Мурманска. Разница во времени между 0-м и 2-м часовыми поясами – 2 часа. Но на территории России действует еще декретное время, которое прибавляет еще 1 час к различию. Значит, между Лондоном и Мурманском разница во времени составляет 3 часа. Когда в Лондоне 7 часов утра, в Мурманске уже 10.

13. Кто из перечисленных ученых создал учение о почвах и о природных зонах?

1) А.И. Воейков

2) В.А. Обручев

3) В.В. Докучаев

4) А.Е. Ферсман

Для ответа на это и подобные задания, нужно просто выучить материалы о путешественниках и исследователях, ученых-географах, имеющиеся в учебниках. Нужно иметь представление, кто какие территории исследовал, кто из ученых какие научные интересы имел, какие главные научные труды написал.

Ответ – 3.

14. Кто был начальником двух Камчатских экспедиций, и в честь кого были названы Командорские острова?

1) Н. Миклухо-Маклай 3) В. Поярков

2) В. Беринг 4) С. Дежнев

Ответ – 2.

15. Кто из перечисленных исследователей работал в Африке и вел топографические работы на северо-востоке

материка?

1) А. Чириков

2) Ф. Попов

3) И. Крузенштерн

4) В. Юнкер

Ответ – 4.

Задания для Самопроверки

Часть А

1. Какая из обозначенных на карте точек имеет географические координаты 40 с.ш. и 20 з.д.?



1) А 2) В 3) С 4)D

2. Какие географические координаты имеет обозначенная на карте России точка А?



1) 62 с.ш. 110 в.д. 3) 110 с.ш. 90 з.д.

2) 86 с.ш. 90 в.д. 4) 72 с.ш. 90 в.д.

3. Какая из обозначенных на карте стрелок соответствует направлению «север-юг» на карте Северной Америки?

1) А 2) В 3) С 4)D

4. Люба из Новосибирска (5-й часовой пояс) хочет поздравить свою дочь Тамару, которая учится в Лондоне, с Новым годом в полночь по времени Лондона. Сколько времени должно быть в Новосибирске, когда Люба будет делать звонок, чтобы в Лондоне была полночь?

Ответ:________________ ч.

5. Самолет вылетел из Уфы (4-й часовой пояс) в Анадырь (11-й часовой пояс) в 20 часов по времени Уфы. Сколько времени будет в Анадыре, когда самолет приземлится, если расчетное время полета составляет 7 часов?

Ответ:________________ ч.

6. Кто командовал экспедицией, которая впервые прошла Северным морским путем за одну навигацию в 1932 г.?

1) О.Ю. Шмидт

2) И.Д. Папанин

3) Ф.Ф. Беллинсгаузен

4) С.В. Обручев

7. Кто установил, что Сахалин является островом?

2) В. Татищев

3) Г. Невельской

4) В. Атласов

8. Кто из перечисленных путешественников внес большой вклад в изучение Северной Америки?

1) А. Макензи 3) А. Тасман

2) Д. Ливингстон 4) Васко да Гама

Часть В

Задания 9-12 выполняются с использованием приведенной ниже карты. Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м.

10. Определите по карте азимут, по которому надо идти от высоты 153,0 до дома лесника. Ответ запишите цифрами.

12. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов №2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком {2/mat87} положение линии электропередач.

Ответы

3 4 1 6 10
6 7 8 9 10
1 3 1 250 45°

11. Для баскетбольной площадки важно, чтобы она была на ровном месте, чтобы на ней не росли деревья, кусты, чтобы поверхность была сухая. Территория участка 1 ровная, на ней луговая растительность. Она наиболее подходит. У участков 2 и 3 есть недостатки. Участок 2 расположен в лесу и на небольшом склоне. Участок 3 расположен в болотистой местности.