Определение гражданского права Гражданское право - система правовых норм, составляющих основное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частых лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная . Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом). Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе. Принципы гражданского права
На современном этапе развития гражданского общества уровень правового регулирования отношений, возникающих между различными субъектами права, зачастую еще не соответствует предъявляемым к нему требованиям. Это выражается, в частности, в допустимости различного рода вольных трактовок правоприменительными органами тех или иных положений, изложенных в законе. Чтобы избежать этого, при принятии решений по сложным, неурегулированным законом ситуациям правоприменительные органы должны руководствоваться соответствующими принципами права.
Под правовыми принципами (от лат. priuzipium – начало, первоначало) в правовой науке понимаются стабильные нормативно-руководящие положения, отражающие объективную экономическую и социально-политическую реальность и выражающие закономерности развития имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, в соответствии с которыми строятся нормативная база гражданско-правового регулирования, регламентация поведения субъектов гражданского права и правоприменение. Таким образом, важнейшей функцией принципов права является обеспечение единства норм права в целом , а также в рамках отдельной отрасли. Система принципов гражданского права представлена на рис. 1.
Рис. 1. Воздействие гражданско-правовых принципов на основные составляющие гражданского права
В цивилистической литературе по вопросу системы гражданско-правовых принципов нет однозначной позиции. Так, одна группа ученых дифференцирует все гражданско-правовые принципы на общеправовые, отраслевые и подотраслевые.
К общеправовым принципам относятся равноправие субъектов; законность; оптимальное сочетание коллективных, общественных и частных интересов; реальность и гарантированность прав и обязанностей субъектов права.
Отраслевые принципы включают в себя свободу договора; неприкосновенность собственности; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; всемерную защиту гражданских прав; восстановление нарушенных прав; свободу, инициативность и добросовестность в реализации прав и обязанностей субъектов гражданского права.
Подотраслевые принципы представлены: а) принципами права собственности (равенство форм собственности; недопустимость лишения имущества иначе, чем по решению суда; и др.); б) принципами жилищного права (неприкосновенность жилища; соблюдение санитарных, технических и бытовых требований, которым должны соответствовать жилые помещения; и др.); в) принципами обязательственного права (договорные и внедоговорные); г) принципами творческого права (свобода творчества и свобода использования объектов творчества).
Вместе с тем, другие авторы не видят необходимости в таком различении и вслед за законодателем под системой гражданско-правовых принципов понимают семь основных принципов, названых в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса, в основном базирующихся на положениях Конституции и выражающих особенности гражданского законодательства.
Принцип равенства участников гражданских отношений главным образом выражается в недопустимости наделения одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого их участника. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками гражданских правоотношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса). При этом равенство участников гражданских правоотношений не предполагает одинаковый объем и содержание принадлежащих участникам субъективных гражданских прав, так как в силу различных факторов (в частности таких, как имущественные возможности участников, их жизненные и хозяйственные интересы) последние всегда будут различны.
Неприкосновенность собственности как принцип гражданского права базируется прежде всего на норме ч. 3 ст. 35 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В своих статях ГК расширил эту норму, установив, помимо возмещения стоимости имущества, правило возмещения убытков (ст. 16, п. 2 ст. 235). Наряду с этим в гл. 15 Гражданского кодекса «Прекращение права собственности» предусмотрены случаи, допускающие прекращение права собственности по решению суда (подп. 1 п. 2 ст. 235), а также случаи принудительного изъятия у собственника имущества с выплатой возмещения по решению суда, а при совершении преступления или тяжкого правонарушения – без выплаты (конфискация – ст. 243).
Принцип свободы договора является ключевым в понимании сущности договорного права Российской Федерации. Свобода договора выражает идею диспозитивности нормативно-правового регулирования. Суть ее заключается в том, что закон предоставляет субъектам гражданского права свободу в определении и осуществлении их прав, прежде всего имущественных, преобладающих в гражданском праве. Наиболее полная характеристика принципа свободы договора содержится в ст. 421 Гражданского кодекса. Данный принцип означает:
во-первых, что субъекты гражданского оборота свободны в решении вступления в договорные отношения или воздержания от заключения гражданско-правовых договоров. При этом по общему правилу понуждение к заключению договоров не допускается, за исключением случаев прямо предусмотренных законом;
во-вторых, субъекты гражданского оборота свободны в выборе партнеров по договору (контрагентов);
в-третьих, стороны договора вправе выбирать любую из предусмотренных нормативными правовыми актами моделей договоров или заключать договор, форма которого нормативно не предусмотрена, в том числе и модель, состоящую из элементов различных договоров (смешанный договор);
в-четвертых, стороны договора вправе самостоятельно, по своему усмотрению, определять условия договора, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса).
Таким образом, договор должен соответствовать императивным нормам. Иное дело нормы, носящие диспозитивный характер. Они применяются постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. При этом стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса). Однако в гражданском праве есть договоры, которые обладают определенной спецификой. Прежде всего это публичный договор (ст. 426 Гражданского кодекса) и договор присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса). Здесь важно понимать, что целью названных договоров никоим образом не является установление специфического правового режима, направленного на ограничение свободы договора, их цель – усиление гарантий прав социально более слабой стороны (потребителя).
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела выражается в недопустимости для органов государственной власти и местного самоуправления вмешиваться в частные дела субъектов гражданского оборота, за исключением случаев их неправомерного поведения, а также в недопустимости вмешательства в частные дела субъектов гражданского оборота третьих лиц, если только последние не связаны с ними договорными отношениями.
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав в первую очередь основывается на Конституции. Так, в ч. 1 ст. 34 Конституции провозглашается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В соответствии с этой гарантией в ст. 9 Гражданского кодекса устанавливается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, и по общему правилу отказ от осуществления права не ведет к прекращению этого права. Таким образом, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав означает, что субъекты гражданского оборота осуществляют свои гражданские права не по воле других лиц, а по собственному усмотрению, т. е. они свободны в установлении своих прав и обязанностей.
Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав достигается при помощи различных способов защиты прав, закрепленных в ст. 12 Гражданского кодекса. Среди указанных способов законодатель особо выделяет и возводит в ранг принципа гражданского права восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Восстановление прав представляет собой их возвращение титульному владельцу. При этом возврат имущественных прав не обязательно выступает мерой защиты права; он может быть и действием, завершающим договорные отношения. Например, согласно п. 1 ст. 622 Гражданского кодекса при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю его имущество.
Принцип судебной защиты гражданских прав носит общегражданский конституционный характер. В частности, в ст. 11 Гражданского кодекса предусмотрено, что судебной защите подлежат права, нарушенные или хотя и не нарушенные, но оспоренные (например, два лица оспаривают одно и то же имущественное право на определенный правоохраняемый объект – право собственности на квартиру и т. п.). При этом защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК). Большинство указанных средств имеет имущественную природу, соответствующую характеру преобладающих в предмете регулирования отношений. Их применение обычно направлено на восстановление нарушенных прав и (или) имущественную компенсацию потерпевших. Независимая от влияния участников судебная защита гражданских прав и ограничение (исключительность) их административно-правовой защиты (ст. 11 ГК) обусловлены спецификой частного права.
Принципы и функции гражданского права
Под принципами гражданского права принято понимать основополагающие идеи и положения, основные начала права, которые пронизывают все гражданское право, определяют сущность гражданского права в целом, и имеющие в силу их правового закрепления обязательное значение. В общем виде основные принципы закрепляются в п. 1 ст. 1 ГК РФ.
1. Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. Этот принцип означает, что субъекты гражданского права обладают крайне важной свободой, проявляют инициативу и предприимчивость в сфере гражданского оборота («разрешено все, что не запрещено законом»). Одним из проявлений данного принципа является диспозитивный характер большинства норм гражданского права, применение которых всецело зависит от усмотрения участников гражданского оборота.
2. Принцип равенства правового режима субъектов гражданских правоотношений. Этот принцип означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами. Как правило, одни и те же нормы права распространяются на отношения с участием граждан, юридических лиц, а также России, субъектов РФ и муниципальных образований. В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названного принципа. Так, гражданское законодательство в некоторых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним, как к профессиональным участникам гражданского оборота͵ более жесткие и повышенные требования.
3. Принцип неприкосновенности собственности. В соответствии с этим принципом нормы гражданского права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. Неприкосновенность собственности провозглашена в ч.2 ст. 8 Конституции РФ, которая предусматривает признание и защиту всех форм собственности. Принцип неприкосновенности собственности означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия, либо ограничения его использования. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
4. Принцип свободы договора. Этот принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен (ст. 421 ГК РФ). Вместе с тем, в отдельных случаях законом могут устанавливаться отступления от указанного принципа. Так, к примеру, не допускается отказ страховой организации от заключения договора личного страхования (ст. 927 ГК РФ).
5. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Этот принцип в основном ориентирован на защиту от действий публичной власти. Органы государственной власти и местного самоуправления, любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип реализуется в ст. 23 Конституции РФ, которая предусматривает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
6. Принцип реальности и гарантированности гражданских прав. Гражданские права и обязанности в их подавляющей массе связаны с имущественными отношениями. Οʜᴎ обладают, следовательно, определенным материальным, экономическим содержанием. По этой причине такие права должны быть снабжены особыми юридическими гарантиями, обеспечивающими их осуществление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способно удовлетворить материальные потребности и интересы управомоченного лица. Такие гарантии предусматриваются гражданским законодательством, закрепляющим, к примеру, возможность требовать реального исполнения обязательств, возмещение причиненного вреда и др.
7. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота. Данный принцип предполагает устранение любых необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В соответствии с этим принципом субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ.
Гражданское право как элемент единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями. Основными функциями гражданского права являются:
Регулятивная (направлена на создание нормальных условий для функционирования и развития экономики);
Охранительная (направлена на защиту гражданских прав от нарушений). Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер.
), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже институтам и субинститутам.
Подробнее
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность участников имущественных отношений - товаровладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положенияхо неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).
Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус) участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов товарообмена (товаровладельцев).
В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участникам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые гарантии гражданам-потребителям.
Принцип неприкосновенности собственности , как частной, так и публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно фундаментальное значение данного принципа для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.
Действие указанного принципа исключает возможности как необоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переделов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев. Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имущественного оборота. Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его , то оно отражает самого публичного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.
Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выборе той или иной «модели» договорных связей (ст. 421 ГК). По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.
Вместе с тем действие этого принципа подвергается определенным ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность отказа коммерческой организации от заключения договора с потребителем (п. 3 ст. 426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах.
Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, они в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК).
Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Ее оборотной стороной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.). Задача государства в частных отношениях - установить четкие и непротиворечивые «правила игры», исключающие заведомую недобросовестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответствии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников.
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.
Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или и т.п. Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бюрократических препятствий в осуществлении права на защиту своих интересов, например, для ограничения случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.
Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет определенные границы как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Такие границы - неотъемлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность - произвол. Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, однако не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК). Аналогичные ограничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в других подотраслях гражданского права. Данный принцип лежит и в основе объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).
Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в целом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, таки к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).
Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему в этой системе особыми функциями (задачами).
Основными функциями гражданского права являются:
Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом). Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений, складывающихся в обществе . Иначе говоря, оно имеет дело не столько с правонарушениями, сколько с организацией обычных имущественных (и неимущественных) взаимосвязей. Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. С помощью гражданско-правового инструментария участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов.
Таким образом, регулятивная функция гражданского права заключается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования. Это отличает ее от регулятивных задач, стоящих перед публичным правом. Здесь регламентация соответствующих отношений носит жестко определенный характер, почти не оставляющий места свободному усмотрению участников.
Охранительная функция гражданского права имеет первоочередной целью защиту имущественных и неимущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного и неимущественного состояния (статуса) добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков. Ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена прежде всего эквивалентно-возмездной, стоимостной природой регулируемых товарно-денежных отношений.
Важный аспект охранительной функции составляет также предупредительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов.
Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер. Такие основные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже институтам и субинститутам.
Значение правовых, в том числе отраслевых, принципов двояко. С одной стороны, они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования. Это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толковать и применять конкретные правовые нормы.
С другой стороны, принципы права должны учитываться при обнаружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии. Для гражданского права это обстоятельство имеет особенно важное значение, ибо оно чаще других отраслей сталкивается с такими ситуациями. Дело не только в том, что оно содержит общие правила, в которых невозможно предусмотреть все детали чрезвычайно многообразных и сложных имущественных и неимущественных отношений.
Дозволительный характер гражданско-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соответствуют "общим началам и смыслу гражданского законодательства". Оформление таких отношений, включая оценку их правомерности и разрешение возможных между участниками конфликтов, не может осуществляться без опоры на общие принципы гражданского права.
Следует подчеркнуть ту особенность правовых принципов, что они носят общеобязательный характер, будучи, как правило, прямо закрепленными в соответствующих правовых нормах. Поэтому их соблюдение и учет при рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием закона.
К числу таких основных начал (принципов) гражданско-правового регулирования относятся:
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Он обращен, прежде всего, к публичной власти и ее органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений - товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан.
Реализации требований этого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские правоотношения, а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора.
Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус) участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов товарообмена (товаровладельцев).
В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названного принципа. Так, гражданский закон в некоторых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к профессиональным участникам оборота более жесткие, повышенные требования. Для граждан-потребителей в их взаимоотношениях с предпринимателями, наоборот, предусматриваются дополнительные правовые гарантии соблюдения их интересов (как это, например, происходит при заключении так называемых публичных договоров в соответствии с правилами ст. 426 ГК).
Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принятому на законных основаниях.
Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.
Действие указанного принципа исключает возможности как необоснованного присвоения чужого имущества, так и новых "переделов собственности", будь то возврат имущества "прежним владельцам" ("реституция") или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев. Он призван гарантировать стабильность отношений собственности, составляющих базу имущественного оборота. Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого публичного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.
Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выборе той или иной "модели" (формы) договорных связей. По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.
Вместе с тем действие этого принципа практически во всех правопорядках знало и знает определенные исключения. Закон предусматривает, например, невозможность отказа кредитной организации от предложения заключить договор банковского счета или банковского вклада, установленную в интересах клиентов. Имеются и другие случаи, когда одна из сторон вправе принудительно требовать заключения договора, в частности при поставке товаров для государственных нужд. Стороны могут и добровольно принять на себя обязательство о заключении договора в будущем, а затем требовать его принудительного исполнения.
Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, они в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его обязательной утрате.
Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Ее оборотной стороной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий своих действий (как это должно происходить, например, с "обманутыми вкладчиками", проигравшими в лотерею или в рулетку и т.п.).
Задача государства в частных отношениях - установить для их участников четкие и непротиворечивые "правила игры", исключающие заведомую недобросовестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответствии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников. Очевидное исключение здесь составляют случаи выступления в гражданских правоотношениях опекунов и попечителей несовершеннолетних или больных и престарелых граждан, задачей которых как раз и является помощь подопечным в осуществлении и защите их прав и интересов.
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств, характеризующей свободу имущественного оборота. Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения, например лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.
Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бюрократических препятствий в осуществлении права на защиту своих интересов, например в исключении или ограничении обязательного досудебного (в частности, претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.
Принцип запрета злоупотребления правом можно считать общим изъятием ("генеральной клаузулой", или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет определенные границы, как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Такие границы - неотъемлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность - произвол.
Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Такого рода запреты нельзя не признать известными ограничениями прав собственника, хотя и вызванными очевидной необходимостью.
Аналогичные ограничения и запреты нетрудно обнаружить и в обязательственном праве, и в других подотраслях гражданского права. Например, упоминавшийся запрет предпринимателю как стороне публичного договора отказываться от его заключения по сути представляет собой ограничение его договорной свободы. Это же можно отнести к антимонопольным запретам, к запретам злоупотреблением доминирующим положением на рынке и т.д. Данный принцип лежит и в основе объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок.
В общем виде запрет ненадлежащего осуществления прав, включая и злоупотребление правом, установлен ст. 10 ГК. Такого рода общие правила в той или иной форме известны всем развитым правопорядкам. Их необходимость не вызывает сомнений, однако проблема четкого ограничения их содержания и применения остается одной из наиболее острых и спорных в цивилистике.
Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в целом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы.
Большинство указанных средств имеет имущественную природу, соответствующую характеру преобладающих в предмете регулирования отношений. Их применение обычно направлено на восстановление нарушенных прав и (или) имущественную компенсацию потерпевших. Независимая от влияния участников судебная защита гражданских прав и ограничение (исключительность) их административно-правовой защиты обусловлены спецификой частного права.