Двухуровневая банковская система характеризуется. Функции и задачи центрального банка российской федерации. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки

Двухуровневая банковская система характеризуется. Функции и задачи центрального банка российской федерации. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки

Сущность двухуровневой банковской системы…………………………..2

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия…………………………………………………………………4

Типы коммерческих банков………………………………………………..6

Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период……………………………………………………….7

Список литературы…………………………………………………………9

Лист для рецензии………………………………………………………….10

Сущность двухуровневой банковской системы

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ. Второй блок - коммерческие банки.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

а) вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность банков в банковской системе; б) горизонтальная – равноправие банков на каждой ступени.

Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ.

Главными задачами ЦБ являются:

1)Поддержание стабильности денежной системы государства,

2)Обеспечение покупательской стабильности национальной валюты,

3)Влияние на ценовую систему страны.

Достижение целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:

Эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением,

Аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений

Хранение официальных золотых и валютных резервов страны

Исполнение государственного бюджета и управление гос.долгом

Кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора

Организация и осуществление межбюджетных отношений

Денежное кредитное регулирование экономики

Регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений

Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:

1)Выдача лицензий на банковскую деятельность

2)Проверка отчетности в коммерческих банках

3)Банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и контролирует их выполнение.

Нормативы для коммерческих банков:

Достаточности капитала;

Нормативы ликвидности коммерческого банка;

Нормативы ограничения кредитной деятельности банка

(ограничение на крупные кредиты и вклады)

Минимальные резервы депонирования в ЦБ.

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.

Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу. В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции.
Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении экономических связей.

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Операции коммерческих банков.

Коммерческие банки могут осуществлять весь комплекс кредитных и расчетных операций, присущих банковскому органу. Рассмотрим более подробно характер совершаемых коммерческими банками операций.

Основные из них следующие:

Ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

Выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других);

Покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

Выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

Приобретение права требования из поставки товаров и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг);

Иностранной валюты;

Покупка и продажа в РФ и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

На счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

Доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие) по поручению клиентов;

Лизинговые операции;

Оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью.

Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой, кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры.
В настоящее время уже более 200 банков проводят такие операции.

Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка.
Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка).
Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается. Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других.
Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику.
Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе.
Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус – срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

Типы коммерческих банков

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б) кооперативные, в) государственные.

Коммерческие банки различаются:

1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования и могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

2. По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные и региональные банки.

3. У многих коммерческих банков ярко выражена отраслевая ориентация.

Для координации усилий и защиты интересов коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации, другие объединения. При принятии решений, связанных с текущей банковской деятельностью, эти банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления. Работникам названных органов запрещается участие в органах управления банков, в том числе и путем совмещения должностей.

Следует иметь ввиду, что закон запрещает банкам использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.
Соблюдение антимонопольных правил контролируется Госбанком РФ.

Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период

Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

В настоящее время одной из наиболее важных задач является дальнейшее расширение участия банков в стимулировании экономического роста России. Наиболее действенным рычагом здесь служит кредитование банками реального сектора экономики. Однако дальнейшему развитию препятствует ряд факторов:

1) Высокие риски не возврата кредитов из-за неплатежеспособности многих предприятий;

2) Многие потенциальные заемщики не могут представить в банки обоснованные проекты, под которые хотят получить кредит. В таких случаях банки должны приходить на помощь, оказывая услуги финансового менеджмента. Это поможет им снизить риски размещения своих средств;

3) Недостаточность у ряда банков, особенно региональных, ресурсов для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

Этот вопрос не потерял своей актуальности, а для его решения можно рассматривать различные варианты, например полностью освободить от резервирования наиболее долгосрочные вклады и депозиты;

4) Расширению кредитования банками реального сектора экономики могли бы содействовать налоговые льготы.

Большое беспокойство вызывает быстрое сокращение количества банковских учреждений, их крайне неравномерное распределение по территории страны. Банковские учреждения, закрываются как правило в районах, где недостаточно капиталов, поэтому и новые банки там не могут быть созданы из-за высоких требований к минимальному размеру уставного капитала.

К сожалению не все банки осознали необходимость повышения уровня капитализации. Некоторые продолжают строительство престижных офисов, проводят другие затраты, не сообразуясь с имеющимися возможностями.

Ассоциация Российских банков настоятельно рекомендует всем банкам больше внимания уделять наращиванию собственных средств, формированию резервов под кредитные риски. Это – залог выживания банков, сохранения их финансовой устойчивости.

  • 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
  • 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
  • 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
  • Раздел II. Основы рыночной экономики Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства
  • 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
  • 2. Товар и его свойства
  • 3. Деньги: их функции и формы
  • 4. Многокритериальный характер структуры рынка.
  • 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
  • Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
  • 1. Теории стоимости и цены
  • 2. Анализ рыночного спроса
  • 3. Анализ рыночного предложения
  • 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
  • 5. Эластичность спроса и предложения
  • Раздел III. Микроэкономика Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории
  • 1. Методология и основные понятия микроэкономики
  • Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
  • 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
  • 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия
  • Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.
  • 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
  • 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
  • Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
  • 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и прибыли.
  • 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
  • 3. Средние и предельные издержки производства
  • 4. Предпринимательский капитал.
  • Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
  • 1. Равновесие конкурентной фирмы
  • Прекращение предложения конкурентной фирмой
  • 2. Условие максимизации прибыли монополистом
  • 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.
  • Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов. Заработная плата
  • 1. Спрос на экономические ресурсы
  • 2. Рынок труда и заработная плата
  • 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях рыночного хозяйства.
  • Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента и ее виды.
  • 1. Аграрное производство и аграрные отношения
  • 2. Земельная рента: сущность и формы
  • Раздел IV. Макроэкономика Глава 1. Введение в макроэкономику
  • 1. Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
  • 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
  • 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике
  • Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой национальный продукт.
  • 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
  • 2. Структура и измерение валового национального продукта (внп
  • 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной экономической динамики.
  • Глава 3. Экономический рост
  • 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
  • 2. Факторы и типы экономического роста
  • 3. Основные модели экономического роста
  • Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
  • 1. Совокупный спрос
  • 2. Совокупное предложение
  • 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
  • Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
  • 1. Экономические циклы
  • 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
  • 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
  • Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной экономики
  • 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
  • 2.Потребление, сбережения, инвестиции
  • 3.Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции.Эффект мультипликатора.
  • 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
  • Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
  • 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
  • 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
  • 3. Налоговая система
  • Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
  • 1. Кредит в рыночной экономике
  • 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
  • 3. Денежный рынок
  • 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
  • Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
  • 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
  • 2. Современные макроэкономические концепции
  • Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
  • 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
  • 2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
  • 3. Проблемы совершенствования региональной политики
  • Раздел V. Мегаэкономика.
  • Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
  • 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
  • 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
  • 3. Международные валютно-финансовые отношения.
  • Раздел I. Введение в общую экономическую теорию 3
  • 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.

    Банки – это экономические институты, которые обслуживают систему кредитных отношений.

    Считается, что первые банки возникли на основе меняльного дела - обмена денег различных городов и стран. Это подтверждают этимологические корни слова “банк”, его происхождение от итальянского “banco” (стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты).

    Действовавшая у нас до 1986 года банковская система коротко могла быть охарактеризована как одноуровневая. Банковское дело было монополизировано Государственным Банком СССР, наряду с которым существовала сеть специализированных банков: Сбербанк, Промстройбанк и др. Последние были, по существу, филиалами Госбанка.

    Активное использование кредитных отношений в рыночном хозяйстве требует развития обширной банковской сети. Для стран с развитой рыночной экономикой характерно построение банковского сектора как двухуровневого.

    Двухуровневая банковская система основывается на взаимоотношениях между банками в двух плоскостях : по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим и контролирующим центром и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками, другими кредитными институтами; по горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

    Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня банковской системы - коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование: контроль и целенаправленное воздействие, что требует функционирования особого института в виде Центрального банка.

    В 90-х годах в России была создана двухуровневая банковская система, в основном определены и разграничены функции Центрального банка и коммерческих банков.

    Рисунок 64. Двухуровневая банковская система Российской Федерации.

    Основными функциями Центрального банка являются:

      денежная эмиссия . (От латинского «emissio”- выпуск). Центральный банк пользуется монопольным правом выпуска национальных денежных знаков в обращение. Центральный банк осуществляет эмиссию в соответствии с потребностями хозяйственного оборота;

      функция банка правительства . Центральный банк обязан поддерживать государственные экономические программы, обслуживать бюджетные расчеты, способствовать управлению государственным долгом, проведению денежно-кредитной политики;

      функция банка банков . Центральный банк является кредитором последней инстанции, он предоставляет национальным кредитным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях при временном дефиците у них кредитных ресурсов. Центральный банк является расчетным центром;

      роль органа надзора за коммерческими банками и финансовыми рынками.

    Низовое звено банковской системы состоит из сети коммерческих банков, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентов на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные коммерческие банки . Важнейшими их функциями традиционно являются:

      аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

      осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве;

      кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц;

      учет векселей и операций с ними;

      хранение финансовых и материальных ценностей;

      доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции); и др.

    Операции по аккумулированию временно свободных денег называются пассивными , а рамещение средств, коммерчески выгодное их вложение относят к активным операциям. По обоим типам операций в качестве оплаты выступает процент. Процент по активным операциям как правило превышает размер процента по пассивным операциям, разность между этими процентами (маржа) и составляет основу доходов банков.

    Наряду с универсальными коммерческими банками в систему коммерческих банков могут входить и специализированные банки , которые ориентированы на предоставление, в основном, одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов.

    Например, инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе, посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг.

    Сберегательные банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок.

    Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

    Создание и деятельность коммунальных банков или банков, обслуживающих местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель создания коммунальных (муниципальных) банков - содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства, общественные организации, страховые общества и банки, то есть организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

    Несмотря на различия в названиях, современные коммерческие банки в России слабо специализированы и, в основном, занимаются сходными проблемами и операциями: аккумулируют временно свободные денежные средства и предоставляют кредиты, используют также и другие каналы коммерчески выгодного вложения аккумулированных средств, например, осуществляют операции на рынке ценных бумаг.

    На 1 октября 1999 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2408 банков, из них с участием иностранного капитала – 139. На территории страны действовало 3914 филиалов банков, в том числе: Сбербанка России – 1698.

    На 1 августа 1999 года общий объем кредитов, выданных хозяйству, банкам, населению в рублях и иностранной валюте (на тот же период) – 180,3 млрд. рублей.

    Вклады населения составили (на тот же период) всего – 160,7 млрд. рублей, из них в Сбербанк – 138,7млрд. рублей (86,3 %).

    Низовой уровень двухуровневой банковской системы, наряду с банками, входят и специализированные кредитно-финансовые институты , которые осуществляют более узкий круг финансовых операций. К специализированным кредитно-финансовым учреждениям можно отнести ломбарды, кредитные товарищества и общества.

    Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Специализация ломбардов - потребительский кредит под обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном краткосрочные (до 3 мес.) в размере от 50 до 80 процентов стоимости закладываемого имущества.

    Общества взаимного кредита (ОВК) - вид кредитных учреждений, близких по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Наибольшее распространение имели в дореволюционной России, предоставляя различные виды кредитно-расчетного обслуживания частным промышленникам и торговцам. При вступлении каждый из членов ОВК вносит определенный процент (например, 10 - 30 %) открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса. При выбытии из ОВК его участник погашает, во-первых, сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу процентов); во-вторых, приходящуюся на него часть убытков общества, если таковые имеются. После этого выбывающему возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.

    Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов, кооперативов, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается.

    Необходимость активизации малого предпринимательства в Российской Федерации обусловливает потребность в развитии кредитных товариществ и обществ взаимного кредита.

    Роль банковских систем в экономике развитых стран возрастает. Характерны следующие современные тенденции в развитии банковского сектора экономики:

      Углубляется процесс централизации и концентрации банковского капитала. Например, в США уже к концу 80-х годов 4о от общего числа коммерческих банков имели активы более 500 млн. долл. и владели 74% всех банковских активов. В Российской Федерации на 1 декабря 1997 года большинство коммерческих банков (86%) имело уставный капитал менее 30 млрд. руб. (неденоминированных, то есть менее 5 млн. долл.). Средний размер активов составлял 36 млн. долл. - на порядок меньше, чем в развитых странах. Перед российской банковской системой стоит задача укрупнения банков, так как мелкие банки неустойчивы, низкодоходны и неспособны осуществлять инвестиции.

      Крупнейшие современные банки представляют клиентам обширный спектр услуг - более 200 видов. Это - не только новые депозитно-ссудные операции, но и факторинг, начисление и удержание налогов, амортизационных отчислений, оказание информационных, аудиторских и консалтинговых услуг, выдача гарантий и поручительств, лизинговые операции, работа с кредитными карточками и т.д.

      Развивается электронизация банковских услуг. Создаются мощные компьютерные сети, позволяющие осуществлять расчеты и платежи в режиме реального времени.

    Сейчас во всем мире действует двухуровневая банковская система. Почему разные государства и правительства сделали свой выбор в её пользу. Чем примечательна такая система? Какие преимущества она дает? Как формировалась подобная финансово-кредитная система? На все эти вопросы и будет дан ответ, в рамках сей статьи.

    Общая информация

    Как сейчас работают банки? Двухуровневая банковская система завоевала признание и сейчас в мире является общепринятой. Что же она в себя включается? В первую очередь - государственный центральный банк. Он занимает позицию регулятора. Кроме него, есть ещё сеть коммерческих финансово-кредитных учреждений.

    Подробнее об уровнях

    Кто где находится? Сейчас финансовые системы строятся по такому принципу:

    1. Первый уровень. Здесь находится Центробанк, который часто ещё называют эмиссионным. Почему? У него есть монопольное право на осуществление эмиссии законных платежных средств в рамках его страны. Также на Центробанк возложена задача обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и других финансовых институтов в государстве.
    2. Второй уровень. Здесь размещаются различные типы коммерческих банков: специализированные, универсальные, сберегательные, инвестиционные, потребительские, ипотечные и отраслевые. Кроме них, сюда же относится и ряд других финансовых институтов. Это инвестиционные и пенсионные фонды, страховые и трастовые компании, ломбарды.

    Современная для нас двухуровневая банковская система сформировалась в Английской Империи во второй половине семнадцатого века.

    Как всё устроено?

    Не будем отрываться от реальности и уходить в теоретические дебри, поэтому будет рассмотрена двухуровневая банковская система РФ. В её основу положено два принципа:

    1. Универсальности.
    2. Двухуровневой структуры.

    Реализована она посредством четкого разделения функций с помощью законодательства. Самый главный объект - это Центральный Банк РФ. Он представляет собой первый, верхний уровень. В качестве сокращения часто используется Банк России или Центробанк. В его задачи входит выполнять функции надзора, денежно-кредитного регулирования, управлять системой расчета.

    Но есть и ряд ограничений. Так, ему не разрешено напрямую работать на рынке банковских услуг, предоставлять кредиты непосредственно организациям и предприятиям, а также конкурировать с другими финансовыми структурами. Взаимодействие в плане банковских операций разрешено исключительно с юридическими и физическими лицами, которые являются кредитными структурами, служащими Центробанка и военными вооруженных сил РФ.

    Второй уровень занимают коммерческие финансовые организации, непосредственно ведущие расчетную, депозитную, кредитную и инвестиционную деятельность. При этом они не имеют права влиять на разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Во время осуществления деятельности они ориентируются на Банк России в вопросах создания резерва, уровня капитала, процентных ставок и прочим. Коммерческие предприятия должны выполнять все нормативные требования регулятора, иначе у них отзывают лицензию. Вот так и устроена двухуровневая банковская система России.

    Общие моменты

    В законодательстве, как правило, предусмотрен принцип универсальности для банковской системы. Что это значит? Говоря немного по иному - за финансовыми учреждениями закреплено право вести любую предусмотренную законом деятельность.

    Банки имеют право осуществлять краткосрочные и долгосрочные коммерческие и инвестиционные операции. Законодательством не предусматривается их специализация. Но они сами могут выбрать и продвигаться в определённой сфере, например, промышленный, сельский или инновационный банк. При этом особое внимание необходимо уделять законодательству. Двухуровневая банковская система предусматривает в ряде случаев, перечисленных выше, четкое разграничение.

    Чем занимают коммерческие учреждения?

    Финансово-кредитные организации специализируются на:

    1. Аккумуляции временно свободных и неиспользуемых средств, накоплений и сбережений.
    2. Кредитовании населения, организаций, предприятий и государства.
    3. Организации и посильной помощи в расчетах при осуществлении финансово-хозяйственных операций.
    4. Хранение различных ценностей.
    5. Операциях с ценными бумагами.
    6. Управлением имуществом клиентов при наличии доверенностей.

    Также они помогают с:

    1. Организацией безналичного расчета.
    2. Хранением наличности.
    3. Организацией денежного оборота.
    4. Расчетно-кассовым обслуживанием.

    История развития

    Что собой представляет одноуровневая и двухуровневая банковские системы? Для ответа на этот вопрос нам необходимо углубиться в историю. Первые банки возникли приблизительно в тринадцатом столетии на территории современной Италии. Первоначально каких-то регулирующих органов не существовало. Хотя на первые банки могли влиять герцоги, короли и им подобные по статусу персоны.

    Из-за отсутствия четких правил довольно часто возникали кризисные явления. И в Англии в семнадцатом веке был поднят вопрос, а может ли помочь создание двухуровневой банковской системы, которая поставит всё это дело под контроль. Сказано - сделано. И действительно, формирование двухуровневой банковской системы позволило значительно сократить количество неприятных инцидентов.

    Но, увы, все проблемы решены не были. И сейчас периодически возникают различные кризисы, связанные с финансовым сектором - в первую очередь с банками. До тех пор функционировала довольно слабо взаимосвязанная одноуровневая система. Но при возникновении управляющего центра, количество контактов и точек соприкосновения начало расти. Сейчас банку для полноценной деятельности необходимо быть интегрированным в мировую финансовую систему.

    Но одноуровневая система была и совсем недавно - в СССР. В чем заключалась его особенность? В Советском Союзе почти всё время существовала схема, при которой каждый банк был ответственным за определённый сектор деятельности. Так, был Внешэкономбанк (он есть и сейчас, правда в немного другом формате), занимающийся обслуживанием внешних экономических связей. Отдельные структуры занимались работой с сельскохозяйственным комплексом, промышленностью, обслуживали население. Выделить кого-то одного довольно сложно.

    Такое положение дел было возможно только благодаря наличию административно-командной экономики. Что ж, эта система имеет как свои преимущества, так и недостатки по сравнению с тем, что есть сейчас.

    Специфика реализации

    Во всём мире банковская система является двухуровневой. Но при этом есть определённые специфические особенности. Как правило, всё управляется Центробанком. Но и из такого положения дел есть исключения.

    Возьмем, к примеру, Федеральную Резервную Систему США. Большинство людей думает, что это государственная структура. Но это не так. Под вывеской ФРС объединилось на основании общих целей и задач несколько банков. И все задачи, которые обычно должен выполнять Центробанк, переданы им.

    Разумно ли это было сделано? С момента, когда была создана такая двухуровневая банковская система, прошло более столетия, а споры так и не утихают. Критики подобного положения дел припоминают множество рецессий и кризисов, в особенности, идущие в 1929-1933 годах, а также с 2007, которые начались именно с США в период работы Федеральной Резервной Системы.

    Принципы работы

    Итак, современная банковская система двухуровневая была уже неплохо рассмотрена. Давайте подытожим сказанное ранее, уделив внимание основным принципам работы:

    1. Четкое законодательное разграничение выполняемых функций.
    2. Наличие регулятивного центра, подчиненного государству.
    3. Обязательное выполнение нормативных распоряжений, что поступают от Центробанка, участниками второго уровня.
    4. Самостоятельность финансово-кредитных организаций при совершении операционной деятельности.

    Борьба с рисками

    При наличии тесной взаимосвязи возникает прецедент, когда проблемы в одной стране или даже банке могут вызвать цепочку негативных последствий. Давайте рассмотрим ситуацию с кризисом, что идёт с 2007 года.

    Первоначально на американском рынке посреди года рухнуло несколько крупным банков. Это казалось не очень значительной проблемой. Но вслед за ними на дно полетело две крупные немецкие финансово-кредитные организации. Именно тогда и стало понятно, насколько всё взаимосвязано, и что начинает набирать оборот новый, невиданный ранее кризис. Во многом его волну удалось сбить, но исключительно масштабными влияниями средств, которые составляют триллионы долларов. А ведь такие риски - это не только потери банков. Вместе с ними свои средства теряют юридические и физические лица. Да и забывать о том, что финансовые учреждения были спасены за счет налогоплательщиков, не следует.

    Что же необходимо делать?

    Понятно, что двухуровневую систему необходимо совершенствовать. Но здесь вступают в противоречия два противоположных принципа:

    1. Следует сохранить средства вкладчиков.
    2. Нужно обеспечить возможность для получения прибыли финансовыми учреждениями.

    Если говорить в целом и общем, то нужно обеспечить стабильную и бесперебойную работу. Но вот как это сделать? Над поиском ответа бьется много умных голов. Но пока что ничего, что вызывало бы доверие и помогло решить проблемы, не нашли. А это значит, что кризисы будут повторяться.

    Заключение

    Человечество постепенно развивается, совершенствуются общественные механизмы и институты. Так происходит и в этом случае. Первоначально существовало ростовщичество. Потом оно начало трансформировать в первые банки, которые мало были похожи на те структуры, что есть сейчас. Между ними практически не существовало взаимосвязей.

    Также первые финансово-кредитные учреждения часто исчезали из-за неблагоприятных экономических условий, или же они были вообще организованы мошенниками. Это привело к возникновению регуляторного центра, который занимается надзором. С момента возникновения первого Центробанка в Англии они постоянно совершенствовались, улучшался и применяемый ими инструментарий. Вполне возможно, что когда-то будет изобретена модель, позволяющая избежать этих неприятных моментов. Ведь процесс эволюции постоянно продолжает идти вперёд.

    Так, в том же 2007 году впервые был применён целый ряд ранее невиданных методов. И хотя многие критикуют их эффективность, они позволили остановить кризисную волну и стабилизировать положение.

    Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII - XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог.

    Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г.Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк - Московский Купеческий банк - открылся в 1866 г.

    До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Функционировали фондовые биржи.

    После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914 - 1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

    Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам.

    В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью. Была также установлена государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и запрещены операции с ценными бумагами. В целом кредитная кооперация не была национализирована, однако, обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

    До Октябрьской революции кредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащивание самого понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.

    Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

    Отсутствие вексельного обращения;

    Выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;

    Списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

    Операции перекредитования всех сфер хозяйства;

    Потеря банковской специализации;

    Монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

    Низкий уровень процентных ставок;

    Слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

    Неконтролируемая эмиссия кредитных денег.

    Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

    Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

    Банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной;

    Сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

    Реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;

    Не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

    Продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

    Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

    Не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

    Увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

    Разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;

    Реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных источников кредитных ресурсов.

    Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.

    Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

    В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

    В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России, II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

    Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности.

    Коммерческие банки концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и обслуживают юридических и физических лиц. По уровню специализации коммерческие банки делятся:

    На универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

    Специализированные, т.е. специализирующиеся на определенных видах банковских операций.

    Коммерческие банки большинства стран выполняют до 300 видов операций и услуг, важнейшие из которых:

    Ведение депозитных счетов;

    Выдача кредитов;

    Хранение ценностей и т. д.

    Заметную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.

    Стремительно прогрессируют многие новые банки, возникшие без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк» и другие. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

    Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора «ЛУКойл» переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты «ЛУКойлу» на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка. Профиль. 2002. №28 (июль). С.70.

    В таблице 1.1 представлена группировка кредитных организаций по величине уставного капитала. Анализ этой таблицы показывает, что растет количество банков с уставным капиталом от 30 млн. руб. и выше.

    Таблица 1.1

    Группировка действующих кредитных организаций

    по величине зарегистрированного уставного капитала

    Зарегистрированный

    уставной капитал

    Количество кредитных организаций

    Изменения (+/-)

    на 01.01.2002 г.

    на 01.04.2002 г.

    Количество

    Удельный вес в % к итогу

    Количество

    Удельный вес в % к итогу

    До 3 млн. руб.

    От 3 до 10 млн. руб.

    От 10 до 30 млн. руб.

    От 30 до 60 млн. руб.

    От 60 до 150 млн. руб.

    От 150 до 300 млн. руб.

    От 300 млн. руб. и выше

    Достаточно быстрыми темпами растет совокупный капитал действующих банков. Позитивным фактором наращивания банками своей капитальной базы можно считать то, что источниками роста капитала стали не только увеличение размера уставного капитала и субординированные кредиты, но также прибыль и сформированные из нее фонды.

    Продолжает наращиваться ресурсная база банков. Все большую роль в ней играют средства предприятий и организаций. Остатки средств на расчетных, текущих и прочих счетах предприятий и организаций выросли за 2000 - 2001 гг. в рублях более чем на 60%, а в иностранной валюте - более чем на четверть.

    Рост капитала и ресурсной базы коммерческих банков, определенное повышение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. По состоянию на 01.01.2001 г. в финансово-устойчивых кредитных организациях было сосредоточено более 86% совокупных активов действующих банков. Этими банками привлечено более 84% средств от предприятий и организаций, около 75% бюджетных средств, 96% вкладов населения и 69% межбанковских кредитов.

    Количество прибыльных банков на 01.01.2001 г. составило более 92% числа работающих банков.

    В конце 2001 г. сняты определенные законодательные ограничения на иностранный капитал в банковской системе в России. В сентябре 2001 г. был отменен запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Сегодня каждый десятый российский банк имеет в собственном капитале долю иностранного капитала, при этом 26 банков были организованы только на основе иностранного капитала, в 10 банках доля иностранного капитала выше 50% и у 93 банков имеется неконтрольный пакет нерезидентов. На эти банки приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1% кредитов российской банковской системы. Таким образом, следует констатировать, что присутствие иностранного капитала в отечественном банковском секторе невелико и оно гораздо ниже, чем в других странах с переходной экономикой, где зачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков (включая национальный сберегательный банк) принадлежат иностранцам. С 1 октября 2001 г. ЦБ РФ отменил разрешительный порядок получения кредитов от иностранных банков на срок более 180 дней в сумме до 100 млн. долларов. С четвертого квартала 2001 г. ЦБР снизил величину минимального уставного капитала для вновь открываемых иностранных банков с 10 млн. до 5 млн. евро, тем самым, уровняв требования к иностранцам с требованиями, которые предъявляются к российским банкам. Все это заметно упрощает зарубежным банкам доступ на российский рынок.

    Перед отечественными банками стоит задача наращивания их капитализации. Для достижения уровня капитализации хотя бы банков стран Центральной и Восточной Европы потребуется порядка 10 млрд. долл. (данное обстоятельство и стало причиной смягчения политики ЦБ по привлечению в банки иностранного капитала). При этом следует понимать: с одной стороны, непрозрачность структуры собственности и бизнес-операций российских банков служит барьером для интенсивного притока иностранного капитала, с другой - более высокий уровень процентных ставок в России удерживает в нашей стране средства, привлеченные иностранными банками. Эксперт. 2002. 3 июня. №21. С. 67.

    «Перспективы развития банковской системы в России» - Банковская система. Ретроспективный прогноз. Структурные проблемы. Рост банковского кредитования. Цели финансовой политики. Избыточная ликвидность. Ускоренный рост банковской системы. Ускоренное развитие банковской системы. Основные противоречия. Население. Высокие темпы роста кредитов. Институциональные потоки.

    «Развитие банковской системы в России» - Типы коммерческих банков. Банк. Функции коммерческих банков. Банковская система. Банки и их функции. Сберегательный банк РФ. Банковская система России. Средние века. Государственный коммерческий банк. Центральный банк. История возникновения банков. Развитие банковского дела. Председатель ЦБ России. Происхождение слова.

    «Базельское соглашение» - Базельское соглашение по капиталу. Базель I. Структура капитала. Сопоставление шкал рейтингов. Методология измерения риска. Достоинства и недостатки Базельского соглашения. Распределение рейтинговых услуг. Логарифмическая модель. Российская практика определения достаточности капитала. Определение специфического рыночного и общего риска.

    «Банки и банковская система» - Коммерческие банков выполняют два основных вида операций. Прибыль коммерческого банка. Осуществляет регистрацию и лицензирование коммерческих банков. Современная банковская система. Активы коммерческого банка. Банки. Коммерческие банки. Банк. Пассивы коммерческого банка. Центральный (эмиссионный) банк.

    «Современная банковская система» - Финансовая организация. Функции ЦБ. Мешки с сокровищами. Принципы кредитования. Главный банк страны. Коммерческий банк. Центральный банк. Сущность кредита. Принципы современной системы кредитования. Овердрафт. Реформы банковской системы. Решение задач. Формы обеспечения кредита. Происхождение банков.

    «Банковская система» - Главная задача ЦБ – борьба с инфляцией. Функции ЦБ по регулированию экономики. Контроль за деятельностью коммерческих банков. Банковское законодательство. Банки и их функции. Опытным глазом меняла мог в куче монет найти фальшивую. Регулирование денежно-кредитной массы. Контроль за созданием и деятельностью коммерческих банков.

    Всего в теме 13 презентаций