Банк российской православной церкви. В банке РПЦ «зависли» миллиарды рублей окологосударственных структур — что известно. Что будет с компаниями, деньги которых «зависли» в «Пересвете»

Банк российской православной церкви. В банке РПЦ «зависли» миллиарды рублей окологосударственных структур — что известно. Что будет с компаниями, деньги которых «зависли» в «Пересвете»

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 октября 2016 г. Банк России (ЦБ РФ) своим приказом назначил временную администрацию в московском банке "Пересвет" и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка.

"Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества "Пересвет" - российская кредитная организация.

История

Первоначально был создан акционерами московского выставочного комплекса "Экспоцентр" как "Экспобанк" и занимался обслуживанием сделок, заключаемых на выставках (зарегистрирован ЦБ РФ 13 октября 1992 г.). Вскоре клиентами кредитной организации стали благотворительные общества, епархии и приходы Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Весной 1993 г. четыре епархии и связанные с церковью организации вошли в состав учредителей банка, в апреле 1993 г. он был переименован в "Пересвет" (формально смена названия была зарегистрирована в 1995 г.).

Приоритетным направлением деятельности "Пересвета" стало обслуживание финансовых потоков РПЦ. В 1990-х гг. на его счета поступала выручка от продаж воды "Святой источник" (впоследствии этот бренд был куплен компанией Nestle, "Нестле"). После 2014 г., когда была отозвана лицензия у банка "Софрино", "Пересвет" стал основной кредитной организацией, с которой работала церковь.

Также среди клиентов и заемщиков "Пересвета" были структуры "Интер РАО ЕЭС", "РусГидро", госкорпорация "Фонд содействия реформированию ЖКХ", правительство Москвы, ряд крупных машиностроительных компаний. На долю госконтрактов приходилось порядка 25% кредитного портфеля банка. Он стабильно входил в топ-100 российских банков по размеру активов.

В конце 2015 г. "Пересвет" начал активнее привлекать деньги вкладчиков - физических лиц.

Владельцы

Крупнейшим акционером банка было финансово- хозяйственное управление РПЦ МП (49,71% акций - непосредственно или через ООО "Содействие"). АО "Экспоцентр" являлся собственником 24,36% акций, владельцем 12,38% через ООО "Согласие" был президент банка Александр Швец, остальные принадлежали Виктору Литвякову, Лидии Макеевой и др. миноритарным акционерам.

Руководство

Президентом, председателем правления был Александр Швец, председателем совета директоров - Сергей Беднов.

Показатели

"Пересвет" имел отделения в Москве и Санкт-Петербурге.

Активы банка по состоянию на 1 октября 2016 г. составляли 200,3 млрд руб., из них 77,5 млрд были средствами корпоративных клиентов, 22,4 млрд - вклады физических лиц. По данным сайта banki.ru, "Пересвет" занимал 44-е место в России по размеру активов.

По итогам 2015 г. процентные доходы банка составили 19,6 млрд руб., прибыль после налогообложения - 2,3 млрд руб.

Проблемы

В начале октября 2016 г. рейтинговое агентство Fitch опубликовало доклад, согласно которому банк "Пересвет" выдал более 12 млрд руб. высокорискованных кредитов. Заемщиками, по данным агентства, были структуры, не имеющие реальных активов и аффилированные между собой или руководством банка. Подводя итог, эксперты Fitch поставили под сомнение "долгосрочную устойчивость" бизнеса кредитной организации.

14 октября СМИ сообщили, что глава банка Александр Швец исчез, впоследствии стало известно о его госпитализации.

18 октября банк ограничил выдачу наличных средств вкладчикам. При этом представители пресс-службы "Пересвета" заявили, что проблем с ликвидностью нет, но возник временный дефицит наличности в связи с большим наплывом клиентов. Вслед за этим в банке началась проверка ЦБ РФ.

Я ничего не понимаю в экономике и финансах. Наверное, если бы понимал, у меня не возникало бы то и дело ощущение, что в этих самых финансах в нашу кризисную пору происходит что-то глубоко неправильное. Наверное, тогда бы я сам объяснял другим, почему всё именно так и должно происходить. А пока не могу.

Например, банки. Все говорят в один голос, что именно действия финансистов и банкиров привели к этому кризису. И вместе с тем первая реакция правительства, и не только в нашей стране – накачать банки деньгами. По сути, заставить бедных в очередной раз платить за ошибки (и это еще мягко говоря) богатых. Да, без банковской системы никуда, понятно, что если бы банкиры обанкротились, это ударило бы по каждому из нас гораздо сильнее, чем закрытие заводов или забастовки учителей, ведь зарплаты и пенсии получает каждый человек. Но все-таки…

Или вот такая ситуация: человек с большим для себя трудом взял ипотечный кредит, купил недвижимость или землю под дачу. Теперь он потерял работу, платить по кредиту не может, а его недвижимость сильно упала в цене. В результате даже если он с трудом продаст ее, то все равно окажется должен банку немалую сумму. Да, конечно, кредиты необходимы, и все же…

А вот и третий пример: оказывается, цена на нефть, от которой зависит в нашей стране буквально всё, формируется вовсе не соотношением реального спроса и предложения, а игрой на бирже. В этой игре участвуют тысячи торговцев, ни один из которых не производит нефть и не нуждается в ней: они только покупают друг у друга обещания поставить эту самую нефть, которая им совершенно не нужна. А те, кто ее производят и те, кто потребляют, почему-то думают, что это и есть настоящая цена нефти. Конечно, сырьевые биржи в нашем мире необходимы, но неужели…

Наивные вопросы, не спорю. Но ведь и задавать их не перестают с тех самых пор, как люди вообще начали что-то покупать и продавать, или что-то одалживать друг другу. В патриархальном обществе всё было стабильно: меру зерна меняли на топор, а если один сосед одалживал другому эту самую меру, чтобы его семья не умерла с голоду, то требовать потом назад полторы меры было бы несправедливо. Вот почему еще Ветхий Завет предупреждает старух-процентщиц очень строго: «Кто в рост дает, и берет лихву, то будет ли он жив? Нет, он не будет жив» (Езекииль 18:13). При этом, что интересно, обыкновенная торговая прибыль не заслуживает в Библии никакого порицания, в евангельской притче от талантах приумножение богатства путем торговли даже служит образцом духовного роста.

Ведь в рост давали и дают далеко не только из-за жадности: если выйти за рамки патриархального хозяйства, то без процентов никак не обойтись. Допустим, кто-то одолжил у меня десять лет назад тысячу рублей, или даже долларов. Если он вернет эти деньги сегодня, я смогу купить на них гораздо меньше. В древности инфляция была куда более медленной, но она все равно существовала. На пороге нового времени бывали даже случаи обвальной инфляции: испанцы в XVI в. вывезли из Америки такое количество драгоценных металлов, что деньги в Европе обесценились.

То есть для нормального оборота капитала необходимы займы и кредиты, а они подразумевают прибыль, которую и обеспечивают проценты. До сих пор считалось само собой разумеющимся, что эта система настраивает себя сама, но сегодня… впрочем, пусть это объяснит тот, кто разбирается в этом лучше меня. Механизм кризиса в общем и целом ясен, неясно только одно: как из всего это выбираться.

Одним из вариантов ответа, который кажется мне, неспециалисту, вполне убедительным, могла бы стать банковская система, основанная на библейских принципах. Утопия? Вовсе нет. Давно и в целом успешно существуют исламские банки, основанные на строгом соблюдений требований Корана. Коран, как и Библия, запрещает ростовщичество, но разрешает торговую прибыль. Разница только в том, что исламские банкиры, в отличие от «христианских», отнеслись к этому запрету очень серьезно и не стали его обходить.

Как же выглядят у них обычные кредиты и ссуды? Да очень просто. В случае обычного ипотечного кредита банк дает человеку деньги на недвижимость. Недвижимость становится собственностью человека, а банку он выплачивает кредит с процентами. Весь риск – на плечах человека, вся прибыль – в карман банку. А исламский банк покупает дом сам, это теперь его собственность, а человек, живущий в этом доме, платит арендную плату. После определенного уровня выплат дом переходит в его собственность. Точно так же выглядят и потребительские кредиты: банк покупает вещь у продавца и перепродает ее человеку, по более высокой цене, но с рассрочкой платежа. И никаких процентов!

А что насчет кредитов на развитие бизнеса? Исламский банк входит с предпринимателем в долю: вкладывает свои деньги, а потом делит с предпринимателем прибыль или, соответственно, убытки на заранее оговоренных условиях. Примерно так же выглядит и депозит: человек становится своего рода держателем маленького пакета акций, никаких гарантированных процентов, прибыль зависит от успеха или неуспеха банка в целом. Сравним это с обычным нашим кредитом или депозитом: что бы ни происходило, но процент всегда останется прежним… ну, то есть до тех пор, пока банк, следуя примечанию номер восемь на странице номер шестнадцать подписанного тобой договора, не сочтет нужным изменить процентную ставку, и, уж разумеется, не в твою пользу.

Да, и еще. Шариат запрещает азартные игры, то есть исламский банк может лишь инвестировать в долгосрочные проекты, но не может играть на бирже: сегодня купил, завтра продал, послезавтра опять купил… Ну и, разумеется, не может давать свои средства на производство свинины, алкоголя или порнографии, раз эти товары запрещены Кораном.

Вообще, такие банки – это очень неудобно, согласен. При такой системе никто не даст кредит просто так, каждого заемщика будут долго и пристально оценивать. Куда там великой ипотечной вольности недавних лет, когда в Штатах mortgages раздавались щедрой рукой направо и налево, без проверки кредитной истории, без первоначального взноса, вообще без ничего, в твердой уверенности, что недвижимость будет только расти в цене, ну прямо как нефть! И никто не будет навязывать покупателям что попало в кредит, кредит, кредит – лишь бы проценты капали, как это совсем недавно было у нас.

Но мне почему-то кажется, что это будет правильнее кредитного ажиотажа, череды лопающихся пузырей. Может быть, в самом деле, пора отказаться от скорости в пользу надежности? Говорят, исламские банки будут открывать свои отделения и в России, прежде всего, конечно, в Татарстане.

Впрочем, почему это «исламские»? В их принципах очень мало специфически исламского (ну разве что запрет на свинину и алкоголь), на самом деле они идут еще от Библии: поощряется предпринимательство, а не ростовщичество; требуется соучастие, а не проценты; ожидается ответственность, а не жадность. Так что тут у мусульман можно поучиться, главным образом, серьезному отношению к заповедям своей религии. И кажется мне, что настоящий православный банк должен быть основан именно на таком отношении, и не зазорно нам будет посмотреть на чужой опыт, не обязательно ведь каждый раз изобретать собственный велосипед.

Интересно, доведется мне когда-нибудь открыть в таком банке счет?

Русская православная церковь упрямо продвигает идею создания православных финансовых институтов – альтернативы традиционным финансовым институтам, которые довели страну до кризиса. По словам представителей РПЦ , конкретная программа уже готова, дело за ее реализацией. Проблема в том, что в борьбе за «духовные финансы» православие неизбежно проиграет исламу: как теоретическая, так и материальная базы у них несопоставимы.

Как заявил в понедельник председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин , защитить российскую экономику от кризиса сможет православная финансовая система . Причем у группы российских финансистов якобы есть конкретный план по ее созданию. «Необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве. Иначе неизбежный конец финансового пузыря, работающего по принципу «деньги делают деньги», может привести к катастрофическим последствиям или даже к большой войне, на которую можно было бы списать все», – цитирует слова Чаплина ТАСС.

Данная тема, судя по всему, серьезно запала в душу РПЦ. Чаплин уже высказывался в пользу системы православного банкинга примерно месяц назад, видя в оной защиту от спекуляций на мировом рынке и общего давления, которое переживает экономика России. Очевидно, сейчас мы наблюдаем включение православной церкви в конкурентную борьбу. Но в борьбу не с традиционной финансовой системой, а с хорошо отлаженной и давно уже существующей исламской финансовой системой. Это не война систем, но война брендов: если существуют исламские банки, базирующиеся на принципах религиозной нравственности, то должны быть и банки православные. Если реализовывать идею «справедливых денег» через мусульманский банкинг , то православие остается на обочине финансовых процессов. И вообще: нельзя православному человеку жить праведно за счет исламских механизмов, у него свои должны быть – под православной вывеской.

В общем и целом идея не нова – ее активно обсуждали и пять, и даже десять лет назад. Но сейчас «война брендов» активизировалась, и исламский бренд явно впереди. Не далее как в августе Ассоциация российских банков предлагала принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», который бы регулировал деятельность мусульманских кредитных организаций в РФ. АРБ организация старая, уважаемая, влиятельная – более 700 членов с суммарным капиталом около 470 млрд рублей. И теперь эта уважаемая организация призывает создать в Банке России центральный шариатский совет – арбитр последней инстанции, который будет определять соответствие операций исламских банков принципам ислама.

Правда, АРБ в данном случае волнуют вопросы не идеологические, а юридические. «Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», – говорится в сообщении организации. А значит, необходимо разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование таких банков. Предпосылки к этому есть. Сделки по нормам шариата совершал, в частности, казанский «Ак Барс», что в январе 2014 года привлек 100 миллионов долларов от инвесторов с Ближнего Востока. Собственно, именно татары являются сейчас главными лоббистами исламского банкинга в РФ. На Северном Кавказе, где внимание к шариату повышенное, банковская система развита гораздо хуже, чем в Татарстане (даже кредиты, положа руку на сердце, возвращать там не принято).

И главное: именно исламский банкинг АРБ называет возможной альтернативой традиционному банковскому делу. Не теоретический православный, а уже функционирующий исламский. У РПЦ есть повод понервничать.

Собственно, что такое исламская финансовая система . Это система, функционирующая по законам шариата. К примеру, шариат категорически запрещает ростовщичество, или рибу. Поэтому прибыль в исламском банкинге извлекается не в виде процентов от кредитной суммы, а через долевое участие в предприятии, на создание или развитие которого направлен кредит. По этим же причинам традиционные облигации с фиксированной доходностью недопустимы, зато есть сукук, исламские облигации, что обеспечивают негарантированный доход за счет прибыли финансируемого мероприятия.

Также в исламе запрещено то, что называют «играми со временем» или «продажей воздуха»: нельзя, к примеру, расплачиваться или брать в заклад еще не произведенные товары и услуги, как нельзя и расплачиваться «теоретическими деньгами» или «деньгами из будущего», то есть теми средствами, которыми банк не располагает на данный момент. Вне закона любая спекуляция (использование чужих затруднений для своей пользы, все эти «наценки за срочность» и так далее), непрозрачные, не до конца оговоренные сделки и азартные игры (как в плане использования средств из соответствующего источника, так и в рамках проведения лотерей самими банками). К хараму, грязным деньгам, относят также доходы от продажи и производства алкоголя, табака и порнографии.

Деньги от проституток, колдунов и переработки нехаляльного мяса – это тоже харам. В идеале все деньги, что крутятся в исламском банке, должны быть «чистыми». Посему многие богословы не признают халяльными формально исламские отделения общих банков, ибо «чистые» деньги в них могут перемешаться с «грязными» от прочих банковских операций. Одним словом, в исламе деньги пахнут, при этом жесткие идеологические установки являются препятствием на пути образования «финансовых пузырей» и банкротств через «греховный», непродуманный риск.

Важно подчеркнуть и то, что исламский банкинг, в отличие от православного, не проект и не теория, а реально функционирующая система. В 2007 году объем размещения сукук в мире достиг 31 млрд долларов. В 2004 году их впервые (и вполне успешно) разместил на европейском рынке Кувейтский финансовый дом – самый дорогой банковский бренд на Ближнем Востоке, функционирующий по принципам исламского банкинга. Существует и Исламский банк развития – международная финансовая организация, расположенная в Саудовской Аравии. Другая важнейшая международная исламская организация – Совет по исламским финансовым услугам – квартирует в Малайзии, откуда и осуществляет лоббизм исламского банкинга и контроль за ним.

В общем, все серьезно. Теперь смотрим, что предлагает РПЦ в лице Чаплина в качестве православной финансовой системы. Ровно то же самое: выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия. В свою очередь фразы о том, что спекуляции – грех, а деньги должны быть привязаны к труду, приводят нас к понятию «риба» – одному из тяжелейших грехов в исламе, когда одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда. Самоограничения для православного банкинга также буквально списаны с исламского: никаких денег от табака, алкоголя, проституции, порнографии и игорного бизнеса. Единственный собственный довесок – отказ от труда нелегальных мигрантов, запрет на который, впрочем, и так прописан в законодательстве РФ.

То есть у православного банкинга, в отличие от банкинга мусульманского, нет не только собственной финансовой и ресурсной базы, но и базы теоретической: православие не формирует богословских требований к финансовым операциям. И их приходится выдумывать на ходу, делая вид, что в Коране написано не то же самое. Потому, собственно, идея православных финансовых институтов до сих пор никуда не продвинулась. Разнообразные круглые столы по данной теме собирались и прежде, выдвигая предложения либо, мягко говоря, чудаковатые, либо из уже имеющейся исламской базы, включая запрет на пусть и высокодоходные, но рискованные сделки, что обсуждали, к примеру, на конференции «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» еще несколько лет назад. Тогда же один из банкиров рассказал, что в одном из самоназванных православных банков православие ограничилось требованием носить бороды всем мужчинам после 40 лет.

Также звучали предложения выдавать по пониженной ставке кредиты прихожанам, за которых ручается священник, что дает определенный простор для коррупции (все-таки странно предполагать, что священники априори не берут взятки и гонорары за лоббизм, ибо грешна человеческая природа). Что до предложений оценивать инвестиции про принципу их «богоугодности» через специальные православные советы, то вряд ли это имеет какое-либо отношение к защите национальной экономики, о которой говорил Чаплин. Дело, то есть, хорошее, но для души – не для экономики.

К сожалению, в предложении Чаплина выработать собственные, основанные на этических правилах критерии состояния российской экономики (что подстраховало бы страну это недобросовестных рыночников) тоже нет ничего нового. Это реализовано, например, в Бутане, где ориентируются не на ВВП, а на собственный показатель – «валовое национальное счастье». В эту нечеткую формулу входит общая экономическая ситуация, удовлетворенность населения, а также буддистские духовные ценности, на основании которых только и можно развивать экономику. Для создания методик расчета ВНС организовывались даже международные конференции с участием крупных специалистов, правда, далеко продвинуться не получилось: Бутан по-прежнему является нищей, преимущественно аграрной страной – одним из самых отсталых государств мира. Зато свою экономику он волен оценивать сугубо суверенно: народ небогат, но духовен и счастлив, а значит, с экономикой все в порядке.

Другое дело, что политика ВНС способствовала тому, что Бутан открылся миру – открылся и туристам, и инвестициям. Под маркой ВНС развиваются образование, медицина и инфраструктура, строго следят за экологией и мздоимством (коррупции в Бутане практически нет, что подтверждают международные индексы). Правда, остается открытым вопрос первопричин. К примеру, в Бутане считают, что внимание к чистоте на улицах продиктовано именно индексом ВНС (эта чистота действительно отличает Бутан от соседней Индии), но вклад от фактического отсутствия в стране производства и очень скудного потребления все-таки недооценивать не стоит.

В нескольких регионах России планируют начать создание православной финансовой системы и православного банка, сообщают «Известия» . С такой инициативой к главам Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края обратился глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин. Сообщается, что банк не будет выдавать кредиты и принимать вклады, а станет посредником между православными инвесторами.

— Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал протоиерей Всеволод Чаплин. — Инициатива со стороны бизнесменов уже есть, но компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно.

Руководитель рабочей группы по созданию православной финансовой системы в рамках Московского патриархата Дмитрий Сурмило пояснил, что пока речь идет о пилотном проекте в нескольких регионах, который потом распространится на всю Россию. Предполагается, что капитал православного банка составит в районе 400 миллионов рублей и будет разделен как минимум по 11 равным пакетам (каждый меньше 10%), кроме того, на следующем этапе авторы концепции планируют предложить частично формировать капитал в золоте.

Один из авторов концепции православной финансовой системы — Дмитрий Любомудров рассказал, что банк будет призывать россиян вкладывать средства не в ценные бумаги, а в конкретные проекты, выступая при этом гарантом при сделках.

— В нашем банке мы хотим отказаться от ссудного процента, а банк будет использоваться только в качестве надежной расчетной и контрольной системы, — рассказал Любомудров. — Будем пытаться призвать соотечественников инвестировать деньги в конкретные проекты, которых в нашей стране много. Владельцы будут сами решать, куда инвестировать — в венчурные наномолекулы или обычный магазин, а банк будет гарантом при партнерских сделках.

Некоторые специалисты скептически отнеслись к идее создания православного банка. Так, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий считает, что православные священники не смогут выполнять функции омбудсменов для решения экономических споров.

— Православный банкинг — явная калька с исламского банкинга, который не просто успешен, а суперуспешен. Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. Справится ли русский поп с такой задачей — неизвестно, — говорит Осадчий.

Неудачной идея создания православного банка кажется и протодиакону Русской православной церкви Андрею Кураеву.

То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора? — удивляется священнослужитель.

«Да!» - отвечают участники круглого стола, проведенного на тему «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» в рамках Х IХ Рождественских образовательных чтений. Но для этого нужно, чтобы каждое объединение бизнесменов в финансовой, банковской и проектной сфере ставило целью проверять все свои действия и проекты на соблюдение нравственных законов, заповедей Божиих.

Организаторами встречи выступили представители как Церкви, так и финансовых кругов: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, Клуб православных предпринимателей, Ассоциация российских банков, Институт экономических стратегий РАН. Дискуссии за круглым столом положил начало протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , отметивший, что заявленная тема возникла относительно недавно, но она приобретает все большую значимость в обществе.

Мировой экономический кризис, - подчеркнул он, - еще раз напомнил всем нам о том, что финансовая сфера - это, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сфера нравственного риска». В ней присутствует огромный капитал, который, как принято считать, должен приносить новый капитал. Проблема денег, не связанных с трудом, - нерешенная нравственная проблема современного мира, и искать ответ на нее следует совместно представителям экономического и экспертного сообществ, религиозным общинам, лидерам общественных сил.

Вместе с тем, как обратил внимание отец Всеволод, тема православного банковского продукта все еще воспринимается как «экзотическая».

Я практически уверен в том, что если сегодня потребителю предложат этот продукт, то он вряд ли найдет массовую поддержку, - заметил он. - И дело в том, что многие православные люди, в том числе глубоко воцерковленные, слишком привыкли существовать в условиях некоей раздвоенности: нравственные правила - для религиозной жизни, а вот в области жизни практической действуют иные правила. И все же молодое поколение общественно активных людей, склонных выстраивать свою жизнь в согласии с принципами православного вероучения, может со временем принять идею о том, что православный банковский продукт более приемлем, чем отличающийся от него.

Сегодня в нашей стране, как отмечалось на круглом столе, после долгих лет засилья коррупции, взаимного недоверия и обмана начали прорастать робкие ростки православного отношения к ближним не на словах, а на деле.

Так, в Клуб участников проектного процесса, который помогает подготовить проекты к рассмотрению на кредитных комитетах и организует финансирование проектов, приходит все больше порядочных людей, уставших бояться нечестных партнеров. Они готовы публично заявить о строгом выполнении заповедей Божиих в бизнесе и о своем желании объединить усилия с другими православными бизнесменами в выработке особого регламента работы, более открытого и препятствующего злоупотреблениям. А Совет по православным финансовым услугам и продуктам подготовил специально к Рождественским чтениям презентацию, в которой подробно рассматривается механизм создания и внедрения таких услуг и продуктов в повседневную практику.

На встрече прозвучали различные точки зрения по проблематике православного банкинга и необходимости создания соответствующих специализированных банков, при этом все собравшиеся были единодушны в том, что эта тема требует первостепенного внимания и ее значение со временем будет только возрастать. Вот некоторые мысли и оценки участников круглого стола.

Павел Шашкин, ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика»:

- В условиях экономического кризиса конфессиональные экономика и банкинг приобретают новое звучание, новое наполнение. Совершенно очевидно, что, когда подорвано доверие ко многим финансовым институтам, люди стремятся найти в конфессиональном банкинге ту точку стабильности, точку доверия, которая могла бы существенным образом позитивно повлиять на их жизнь.

Естественно, было бы неправильно оставлять за скобками этого процесса ведущие религиозные организации страны, такие как Русская Православная Церковь, в первую очередь. Нужны ли нам православные банки как самостоятельный вид финансовых институтов? Вряд ли это возможно сегодня, но нам совершенно точно нужны честные и ответственные банкиры, необходима культура взаимовыручки и взаимоподдержки, в том числе в реализации бизнес-проектов. Наконец, нужна сильная нравственная мотивация в достижении экономических целей. Такую степень взаимного доверия, как показывает практика, могут дать только вера и традиция, которые людей объединяют.

Когда говорят о православном банке, главный стержень здесь в том, что его работу должна пронизывать нравственность, человечность. И эти элементы призваны развиваться, расширяться. Ведь банк должен работать, прежде всего, для человека, и только потом через это достигается прибыль, доходность и т.д.

Три года назад наша ассоциация одобрила Кодекс этических принципов банковского дела. Там подробно расписано, по каким направлениям должен банк реализовывать эти принципы. Прежде всего, благотворительность. Это общеизвестно, традиционно; мы можем привести массу примеров того, как банки занимаются добрыми делами. Через систему кредитования все более реализуется поведение социально ответственного банка: не навязывание кредита людям любой ценой, поставив их потом в тяжелейшие условия, а всемерная поддержка людей, обеспечение их подробной информацией.

Следующее направление - вклады. Вспомните, как в 1990-е годы несчастные вкладчики штурмовали банки, чтобы получить свои деньги. После принятия закона о страховании вкладов положение принципиально изменилось. В последние годы у населения появилось доверие к банкам - ведь это факт, что в кризис вклады растут невероятно быстрыми темпами.

Важное направление - финансовая грамотность, осознанная деятельность человека во взаимоотношениях с банками. Многие из-за недопонимания идут в суды. А мы создали службу финансового омбудсмена в рамках Госдумы. Ее задача - до суда примирить клиента и банк, исходя из принципов нормальных, человеческих взаимоотношений.

Опираясь на профессиональные ассоциации, российские банки должны «раскручивать» и развивать вот эти черты человечности. Это будет серьезным шагом на пути применения православных этических норм в банковской деятельности.

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков, депутат Государственной Думы:

Сегодня в сфере социально-банковского взаимодействия скопилось много проблемных вопросов. Один из них - проблема недобросовестных заемщиков. Нам крайне необходимо внедрять в жизнь нравственное отношение и банкиров, и заемщиков, и клиентов к выполнению своих обязательств. Даже если мы сейчас ужесточим законодательство, мы проблему не решим. Поскольку в основе лежат все-таки нравственные принципы, которые в значительной степени нивелированы в нашем обществе - в кризисный период это особенно проявилось.

На мой взгляд, ошибочен постулат о том, что Церкви не надо создавать свой финансовый институт. Церковь осуществляет в нашем обществе важнейшую миссию, и для того, чтобы вести эту миссию успешно, наступательно, приобщая население к православным ценностям, необходимо иметь мощную финансовую опору. Сейчас же работа Церкви строится в основном на пожертвования.

Надо создавать соответствующий институт. Важно, что доверие населения к Церкви намного больше, чем к гражданским институтам, и многие православные могли бы стать вкладчиками такого банка.

Этот финансовый институт демонстрировал бы пример работы другим институтам. Сила примера здесь даже намного важнее, чем сила закона. Если бы православный банк реально показывал, какие должны быть проценты от вкладов, как добросовестно работать с клиентом, как оформлять кредит, график платежей, если бы он демонстрировал прозрачность своей работы, то и другие банки были бы вынуждены в условиях конкуренции работать по тем же принципам.

- Ярким примером потребности в кодексе поведения в сфере предпринимательства явился принятый несколько лет назад на Всемирном русском народном соборе «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Известно, что опыт ведения православного банкинга сегодня существует. Причем существует в рамках целого государства, которое называется Кипр. Там очень влиятельна Православная Церковь, и она является одним из крупнейших финансовых деятелей этого острова: на 720 тысяч человек полмиллиарда евро выданных кредитов в год - это серьезная вещь. Естественно, нам нужно изучить этот опыт, подробно рассмотреть, каким образом ведется эта деятельность.

Хотел бы упомянуть о проектном подходе, который может быть применен к сфере православного банкинга, параметры которого мы пытаемся нащупать в рамках нашего круглого стола. Речь идет о создании церковно-государственно-частного партнерства, в котором существовала бы взаимозависимость между участниками договорного процесса контрактных отношений - нечто вроде концессии.

Примеры в российской практике уже существуют. У нас есть обращения со стороны губернаторов, в частности в Архангельской области есть такой «континент», который называется Соловецкий монастырь. Ведь это явление, которое не может быть превращено в некую «туристическую аттракцию», как это пытаются сделать сегодня. Здесь Церковь могла бы предъявить спрос на оказание чисто финансовых договорных услуг. Та же модель церковно-государственно-частного партнерства отрабатывается в Ростовском государственном историческом заповеднике. Но если существует понимание на уровне региональных властей, то на уровне федеральных властей и федерально значимых финансовых институтов такое понимание пока не отработано.

Я убежден, что именно на базе проектного подхода может возникнуть и понимание концепции православного банкинга, и возможное развитие конкретных механизмов его реализации. У меня тут список уникальных церковных объектов - есть чем заняться банкирам! Нужно сформулировать принципы, параметры и утвердить нравственное начало.

Максим Тууль, председатель правления «Надежный банк», директор Клуба участников проектного процесса:

Я хочу поспорить с отцом Всеволодом о том, что будто сегодня нет спроса на православный банкинг. Долгий опыт работы в банковской сфере привел меня к выводу, что сегодня отсутствует доверие населения к государству, я уже не говорю о доверии к бизнесу. Для этого есть объективные причины. Но самое страшное - отсутствие доверия банкиров друг к другу. В рамках нашего клуба мы часто занимаемся формированием банковских пулов или банковских синдикатов. 90% времени у нас уходит на то, что мы пытаемся убедить банкиров сесть за один стол друг с другом.

Здоровый бизнес устал сегодня жить по «волчьим законам», он ищет объединяющие основы. Недаром появляются разные клубы и ассоциации, которые основываются на неких внутренних принципах.

Православный банкинг своим примером, своим успехом может и должен стать объединяющим началом, внедряющим в среду взаимоотношения между людьми, основанные на морально-этических принципах. А далее такой инструмент будет расширять нравственную сферу вокруг себя, заставляя все новых участников понять, что для успеха и доверия нужно честное ведение дел. Возможно, что в результате возродится «принцип гильдии», когда слово члена гильдии было тверже стали, а изгнанный из гильдии разгильдяй и обманщик был пожизненно заклеймен и больше никогда не мог появиться в бизнес-сообществе.

Роман Белоусов, руководитель Совета по православным финансовым услугам и продуктам:

Мы сегодня много говорили о возможности создания православного банка. Банк называется православным не только потому, что его акционеры являются православными или в его названии есть это слово, но, прежде всего, потому что он предоставляет соответствующие услуги и продукты.

Конечно, нужно четко осознавать те продукты, которые может предоставить православный банк своим клиентам. На сегодняшний день первый шаг в этом направлении сделан: совместно с Клубом православных предпринимателей и Советом «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси создан Совет по православным финансовым услугам и продуктам. Это некая общественная инициатива, основная площадка для обсуждения и создания продуктов, которые впоследствии смогут предложить банки (кстати, не только православные банки, но и те, которые согласятся предложить своим клиентам продукты, основанные на православных принципах).

Сегодня всем нам нужно переходить от таких отдельных встреч (хотя и они, безусловно, необходимы!) к кропотливой ежедневной работе. Приглашаю всех к работе в рамках совета по разработке услуг, которые будут представлены бизнес-сообществу.

Дмитрий Любомудров, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Клуба участников проектного процесса:

Что мы, православные банковские менеджеры, можем продемонстрировать в качестве альтернативы современной неустойчивой финансовой системе? Это называется проектный подход и система прямого распределения рисков. Здесь ничего нового нет, но такой подход нужно реализовывать на практике. Люди принимают не краткосрочное участие в проекте, а «закладываются» на весь его жизненный цикл, что делает их партнерами в истинном смысле этого слова. Взаимное участие в рисках, взаимная ответственность и активное соучастие в проекте - таков инструмент, который может предлагаться и продвигаться православным сообществом.

Православный банк должен обслуживать не только православных бизнесменов, а любых деловых людей, которые подпишутся под принятым им кодексом - полной прозрачности и пониженной рискованности. То есть нам нужен агентский банк (швейцарские банки потому и устойчивы, что исполняют поручения клиентов - и уже 300 лет так работают). Такой банк не может обанкротиться - ведь он только выполняет поручения клиентов за определенную комиссию. В ходе проектного процесса предприниматели должны сами принимать на себя определенные риски. Банк, конечно, помогает им оценить этот риск и берет на себя обязательство по должному контролю всего процесса.

Мы с коллегами уже 15 лет работаем в этой сфере, и у нас есть специальные технологии, которые применялись в крупнейших казначействах, сравнимых по уровню с федеральным казначейством. Наши подходы показали свою эффективность в кризис. И мы стремимся преодолеть стереотип, будто русский православный человек очень далек от банков, денег, экономики - мол, пусть об этом думает государство… Ничего подобного! Думать об этом должны все мы, православные, и помогать друг другу таким образом. Иначе будут выстраиваться очереди из православных у липовых банков.

Если мы сумеем создать хотя бы одну такую «территорию доверия» в виде православного банка под эгидой патриарха и докажем на деле, что этот банк является низкорисковым и прозрачным, тогда мы покажем всему обществу, что возможна православная альтернатива! Возможны православные механизмы!

Отрадно также, что, как показал данный круглый стол, расширяется общественная база Рождественских чтений, которые, по словам отца Всеволода, все больше превращаются из «собрания православных педагогов» в деловой форум для обсуждения насущных проблем жизни России и мира.

Галина Фомина, вице-президент Национального банковского клуба Ассоциации российских банков:


- Мы рады, что инициатива нашего клуба по проведению этой встречи вылилась в серьезные и плодотворные для банковского и финансового сообщества страны дискуссии. Почему мы действуем совместно с Церковью? Потому что Церковь и общество - одно единое целое, и потому что каждому человеку нужно быть нравственно здоровым.

Национальный банковский клуб очень заинтересован в сотрудничестве с Клубом православных предпринимателей, и мы уже наметили серьезные вопросы для взаимодействия. И, безусловно, сегодня на первый план выходят вопросы нравственности, социальной ответственности бизнеса. Недаром практически каждый банк фактически имеет свою социальную ответственность: заботится о детских домах, строительстве храмов, деятелях искусства и так далее, а многие компании стали включать в свою миссию вопросы, связанные со стандартами социальной и духовно-нравственной ответственности. Нынешний круглый стол дает нам вектор для подготовки большого финансового форума в нашей стране.

После трехчасовой дискуссии участники круглого стола пришли к заключению, что духовная роль Русской Православной Церкви, участие религиозных организаций в финансовой деятельности сегодня, как никогда, востребованы обществом и могут стать объективным примером ответственного и честного хозяйствования. Создание тех или иных финансовых инструментов с учетом норм православной этики действительно может стать реальностью. Многие банки, в том числе ведущие, открыты такому диалогу и готовы применять эти инструменты в своей работе, после того как их предложения будут одобрены патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких предложений, подготовленный совместно с Патриаршим советом «Экономика и этика», будет представлен вниманию Его Святейшества.