Система «Флай Леди» – идеальный дом неидеальной хозяйки. Планировании финансов. Основные понятия и определения

Система «Флай Леди» – идеальный дом неидеальной хозяйки. Планировании финансов. Основные понятия и определения

Развивающими называются игры, которые позволяют детям углублять знания об окружающем мире, приобретать новые навыки и улучшать уже полученные, воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Развивающие игры разнообразны, так как разнообразны и сами дети, и их способности. Среди развивающих выделяются обучающие игры, игры, развивающие логическое мышление, игры, развивающие восприятие (цветовое, слуховое, осязательное), игры, развивающие внимание, речь и память. По сути любая игра — это синтез обучения и физического развития ребенка: именно через игры маленький человечек постигает окружающий мир. Ваша задача, задача взрослых — сделать это постижение увлекательным.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного и среднего дошкольного возраста

Мышка

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : научить детей правильно определять правую и левую стороны.

Необходимое оборудование : листки бумаги размером 15x15 см, расчерченные на квадраты (всего должно быть по девять квадратов на каждом листке, центральная клетка должна быть закрашена), фигурки мыши, вырезанные из плотной бумаги. Количество таких заготовок должно соответствовать числу участников игры.

Ход игры (игра проводится в группе, но не более четырех-пяти детей, иначе взрослый не сможет уделить внимание каждому игроку и скорректировать возможные ошибки). Воспитатель раздает участникам игры по расчерченному листку бумаги и просит каждого поместить свою мышку в центральную (заштрихованную) клетку. Затем объясняет: «Эти мышки очень любят бегать наперегонки. Давайте подскажем им, куда нужно побежать». Затем ведущий дает команду «Вправо!», и участники игры передвигают мышку на соседнюю клетку с правой стороны от центральной. Если ведущий говорит «Вверх!», то это значит, что мышку надо переместить на одну клетку вверх. Если ведущий говорит: «Вниз!», то, соответственно, мышка «перебегает» на клетку, расположенную ниже той, на которой она сейчас находится. Если ведущий говорит «Влево!», то мышке нужно «перебежать» на соседнюю с левой стороны клетку. Таким образом, повторяя в произвольном порядке четыре команды («Вправо», «Влево», «Вверх» и «Вниз»), ведущий заставляет участников игры передвигать мышку из клетки в клетку. Наконец, ведущий говорит «Стоп!», и игра заканчивается. Побеждает тот участник игры, который, передвигая свою мышку из клетки в клетку, ни разу не ошибся.

Примечание. Для детей более старшего возраста можно усложнить задачу, расчертив квадрат на большее количество клеток (например шестнадцать).

Кто как ходит

Возраст: 4 - 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать знакомые им предметы по внешним признакамданном случае животных по тому, как по-разному они передвигаются). Кроме того, игра развивает воображение, координацию движений и логическое мышление (учит детей строить логические умозаключения на основе предложенных им признаков).

Необходимое оборудование : картинки (одинакового размера) с изображением зверей. Это могут быть как дикие, так и домашние животные. Главное, чтобы каждое из этих животных обладало набором ярких черт, проявляющихся в том числе и по тому, как оно передвигается.

Ход игры (игра может проводиться в группе). Ведущий (воспитатель) по очереди показывает картинки с изображенными на них животными детям, предлагает им вспомнить и назвать отличительные черты каждого из животных. Если игра проводится среди детей младшего возраста, то достаточно лишь расспросить их о том, как «говорит» то или иное животное. Если играют дети 4,5—5 лет, то можно предложить им вспомнить, где живет то или иное животное, чем питается.

Объясняя, ведущий должен воспроизвести походку каждого животного. Не страшно, если имитация получится утрированной: главное — объяснить детям, что заяц, например, маленький и легкий, поэтому умеет хорошо прыгать, а медведь большой и тяжелый, поэтому и ходит тяжело, вразвалку. Потом ведущий просит детей имитировать «походку» разных животных.

Чтобы закрепить у детей знания, полученные о животных, ведущий раскладывает на столе картинки изображением вниз, после чего участники игры по очереди подходят к столу, «тянут» картинку и, получив, таким образом, задание, изображают животное, подражая его «походке», но не называя его. Остальные дети должны догадаться, какое животное было изображено на картинке.

В заключение игры воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихотворения о животных или загадывает им загадки.

В качестве подготовительной творческой работы можно использовать следующий материал.

Русские народные загадки

♦ Зимой спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь)

♦ Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

♦ Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Четыре лапки,

Пушистый хвост. (Кошка)

♦ Зимой был белым,

Весной оробел:

Он серую шубку

Надеть не успел. (Заяц)

Светофорчик

Возраст: 4 - 7 лет.

Цель игры: научить детей соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя, переходя дорогу.

Необходимое оборудование : три кружка (красного, желтого и зеленого цветов), вырезанные из картона. Для удобства к кружкам можно приделать ручки из рейки или картона. Также для игры понадобится мел.

Ход игры . Ведущий (им должен быть кто-то из старших — воспитатель или учитель) напоминает детям правила дорожного движения, связанные со светофором. Повторив с детьми значения сигналов светофора, а также напомнив очередность их смены, ведущий начинает игру.

Среди детей выбирается «светофорчик», которому вручаются цветные кружки. Затем на полу мелом рисуется «зебра» — переход. Участники игры становятся по одну сторону «зебры», а «светофорчик» — по другую, на противоположный ее конец. Игра начинается. Суть ее состоит в том, что «светофорчик» поочередно сигнализирует кружками, а остальные участники игры переходят «дорогу» по «зебре». Выигрывает тот игрок, который наиболее грамотно выполняет правила.

Примечание. Для детей более старшего возраста задачу можно усложнить. Например, часть игроков может изображать пешеходов, а вторая часть — машины. В этом случае «светофорчику» вручается два набора кружков, чтобы он мог правильно сигнализировать тем и другим. На первых порах роль светофора может взять на себя старший, а затем можно поручить эту роль кому-то из детей. В последнем случае взрослый должен будет следить за ходом игры.

Назови профессию

Возраст: 5 — 7 лет.

Цели игры: познакомить детей с разными профессиями, их характерными признаками и необходимыми предметами. Игра развивает сообразительность и находчивость, а также способность детей к адаптации в обществе.

Ход игры . Суть ее состоит в том, чтобы угадать название профессии по ее приметам. Ведущий (им может быть как старший, так и один из детей) загадывает профессию. Не называя ее остальным участникам игры, он перечисляет только ее приметы. Приметами этими могут быть, например, необходимые для работы инструменты, результаты труда и т.д.

Выигрывает тот, кто первым определит загаданную ведущим профессию, после чего ведущим становится он сам.

В качестве предварительной работы можно выучить с детьми следующие стихотворения, посвященные разным профессиям.

Портниха

Целый день сегодня

Всю семью.

Погоди немного, кошка, —

Будет и тебе одежка!

А. Разцветников

Переплетчица

Заболела

Эта книжка:

Изорвал ее

Братишка.

Я больную

Я возьму ее

А. Разцветников

Кондитер

Дети, здрасте!

Вы любите сласти?

Я пеку пирожные

Всевозможные.

А. Разцветников

Слесарь

Мне нужны такие вещи:

Напильник

И ножовка,

А всего нужней —

Сноровка!

А. Разцветников

Писатель

Он не спит допоздна,

Сидит за столом у окна,

Думает, сочиняет.

Зачеркнет и вновь начинает...

Вот сказка, где умные мышки

Читают мышиные книжки,

Другая о том, как горилла

Смогла победить крокодила

И как возвели удальцы-молодцы

В двенадцати городах дворцы!

А. Разцветников

Вот так помощники!

Возраст: 5—6 лет.

Цель игры : научить детей выполнять определенные действия, подражая взрослым. Игра воспитывает нравственность детей (призывает их помогать старшим), учит их самостоятельности.

Необходимое оборудование : три небольшие тарелки, три сваренных вкрутую яйца и три картофелины, сваренные в «мундире».

Ход игры. Это игра-соревнование, в которой одновременно могут принимать участие три человека. Ведущий (воспитатель) спрашивает детей, как они помогают дома мамам и папам. Выслушав их ответы, ведущий подытоживает их, хваля детей за их хорошие поступки, и предлагает поиграть. Выбрав троих игроков, он подводит их к столам, на каждом из которых стоит тарелка с яйцом и картофелиной. Ведущий предлагает детям очистить яйцо и картошку на скорость. Побеждает тот, кто сделает это быстрее всех, но ведущий должен похвалить не только за быстроту, но и за качество выполненной работы, то есть поощрить надо и того игрока, который справился с заданием аккуратнее других.

Слоговая дорожка

Возраст: 4 - 6 лет.

Цель игры : закрепить навыки детей по слоговому чтению.

Необходимое оборудование : две-три фишки (по количеству игроков), игральный кубик, а также игровое поле, представляющее собой лист картона с нарисованной на нем извилистой «дорожкой» из клеток, в каждой из которых записан открытый слог (согласный + гласный). Первая клетка дорожки будет считаться стартовой, а последняя — финишной. Всего можно нарисовать от 20 до 50 клеток в зависимости от того, насколько развиты у детей навыки чтения.

Ход игры. В игре одновременно могут принимать участие 2—3 игрока. Каждому из них ведущий (родители, воспитатель, руководитель подготовительных школьных курсов) выдает по фишке, и игра начинается. Первый игрок кладет фишку на первую клетку и бросает кубик. Посмотрев, какая грань ляжет сверху, игрок передвигает фишку на соответствующее количество клеток. Однако прежде чем положить фишку на новую клетку, игрок должен прочитать написанный в ней слог. После этого ход делает второй игрок и т. д. Выигрывает тот из них, кто быстрее достигнет финишной клетки, правильно прочитав при этом все слоги.

Примечание. Детям, которые только учатся читать, нередко бывает нелегко прочесть даже простые слоги. В случае затруднения игрок имеет право на подсказку взрослого, но при этом передвигает свою фишку на три клетки назад.

Игру можно усложнять, увеличивая количество клеток на игровом поле и записывая в них более сложные слоги (например, согласный + согласный + гласный) или даже слова.

Больше, меньше или равно

Возраст: 5—7 лет.

Цель игры : познакомить детей с элементарными математическими понятиями, такими как «больше», «меньше» и «равно». Игра развивает логическое мышление, математические способности.

Необходимое оборудование : два одинаковых подноса или маленьких столика, различные предметы (кубики, книги, карандаши, овощи из папье-маше), картонные карточки с изображением математических знаков <, >, =, неравно.

Ход игры. Ведущий (воспитатель, учитель, родители) разъясняет детям понятия «равно»/ «неравно», «больше»/ «меньше». После этого начинается игра. Ведущий раскладывает на подносе кубики или книжки и просит детей определить, равное ли на них количество предметов или неравное. Затем между подносами следует положить нужную карточку (= или неравно).

Когда дети правильно определяют количество предметов на двух подносах, ведущий просит их показать, где больше вещей, а где меньше, после чего кладет карточку со знаком > или <. Для каждого желающего поучаствовать в игре ведущий формулирует новую задачу, заменяет одни предметы на подносах другими, добавляет новые, убирает старые.

Примечание . Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто путают знаки «больше» и «меньше», поскольку они пишутся практически одинаково. Чтобы помочь детям избежать этой ошибки, используйте многократно проверенный на практике методический прием: обратите внимание ребят на то, что оба знака (> и <) похожи на птичий клюв, и поясните, что большее число всегда «клюет» меньшее. Уверены, что ошибок на понятия «больше», «меньше» и «равно» у детей сразу же станет намного меньше, поскольку образное мышление в этом возрасте, как правило, превалирует над отвлеченно-логическим. Отсюда и некоторые проблемы, разрешить которые родителям поможет следующая группа заданий.

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?


В 4 года ребенок овладевает многими новыми навыками

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.


В форме игры можно переходить к изучению написания букв и цифр

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

В 4 года дети могут сделать самостоятельно простые аппликации

Рост и вес

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Виды развития ребенка

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.


В 4 года вы без труда сможете найти кружки для физического развития ребенка

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.


Пересказ истории покажет как психическое, так и речевое развитие малыша

Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное и музыкальное

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.


Чаще давайте послушать ребенку его любимые песни

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.

Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.




Для развития внимания

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Попросите ребенка найти все цветочки на картинке и обвести их в кружок

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
  • Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».


Попросите ребенка найти пару одинаковых рисунков

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.


Обыкновенные игры-ходилки с кубиком помогут ребенку быстро научиться считать

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.


Хорошо проработайте "слабые" места в развитии ребенка

Игры для развития речи

  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.

Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.

Примерная программа упражнений на неделю

Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:

  • У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
  • Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
  • В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
  • После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
  • Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.

Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.


Программа развития является лишь ориентиром и должна быть адаптирована под потребности ребенка, его "слабые" места и наличие свободного времени родителей

Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Зарядка под музыку

Подвижные игры

Игра с мячом

Велосипед

Игра с фитболом

Зарядка по видео-уроку

Познавательное развитие

Изучаем цвета

Находим лишний предмет

Изучаем домашних животных

Ищем отличия

Изучаем растения

Сенсорное и музыкальное развитие

Изучаем запахи

Угадываем предметы на ощупь

Игра с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучение музыкальных инструментов

Мелкая моторика

Игра с водой

Пальчиковая гимнастика

Игра с бусинами

Игра с крупой

Игра с прищепками

Игра с песком

Речевое развитие

Разучиваем стих

Слушаем аудио-сказку

Пересказывание сказки

Артикуляционная гимнастика

Изучаем буквы

Читаем с мамой

Отгадываем загадки

Творческое развитие

Раскрашивание

Аппликация

Кукольный театр

Рисование

Поделки из природных материалов

Игры с конструктором

Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.

  • В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
  • Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
  • С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
  • Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
  • Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.


Занятия должны приносить удовольствие и ребенку, и родителям

Уход и режим

Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:

  • Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
  • Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
  • У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.
  • Если родители занимаются закаливанием ребенка с раннего возраста, но такие процедуры продолжают и проводят систематично.
  • С 4-летними детьми гуляют дважды в день, подбирая одежду по погоде.
  • Питание деток этого возраста предусматривает четыре приема пищи с паузами между ними 3-4 часа. Питательность рациона 4-летнего ребенка в день составляет около 1700 ккал. Подробнее об этом читайте в статье про

Перечень задач, который стоит перед современной женщиной, способен довести до невроза даже психологически устойчивую личность: поддерживать чистоту и уют в доме, готовить еду, заниматься воспитанием и развитием детей, зарабатывать деньги, ухаживать за собой.

Жизнь наполняется 100%-ной эффективностью не сама по себе, а лишь в результате грамотного планирования времени. Тайм-менеджментом в последние годы никого не удивишь. Но жесткое планирование подходит не всем, поэтому популярность приобрела более гибкая для женщин система - флай леди. Ее можно адаптировать под любой вид занятости, любые особенности здоровья и образа жизни.


Система флай леди: основные принципы

Начиналась она как методика ведения домашнего хозяйства, но потом автор - американская писательница Марла Силли - распространила получившую известность теорию на все сферы жизни. Ее книга называется «Летающая домохозяйка. Размышления у кухонной раковины».


Некоторые привычки у вас наверняка уже сформировались, а над некоторыми предстоит поработать.

Итак, вот к чему сводятся советы Марлы Силли:

  • масштабно ;
  • поменьше покупать вещи или продукты впрок, чтобы не «съедать» свободное пространство;
  • забыть о генеральных уборках;
  • не убирать по выходным;
  • убирать по чуть-чуть: к примеру, по 15 минут в день;
  • вести контрольный журнал, чтобы следить за списком дел;
  • красиво выглядеть с утра, даже если не планируете выходить из дома;
  • минимизировать просмотр телевизора и сайтов в интернете;
  • класть вещи на место;
  • каждый день делать что-то для себя любимой;
  • концентрироваться на одном деле, а не распыляться на несколько;
  • перестать себя критиковать и стараться быть на позитиве;
  • избавиться от перфекционизма.

Последнее крайне важно. После ознакомления с системой может сложиться впечатление, что идеальная хозяйка по флай леди - это суперженщина, успевающая все и даже больше. Однако Марла не устает подчеркивать: берегите себя, не стремитесь к совершенству, следите за тем, чтобы выполнение списка дел не истощило вас эмоционально.


Еще один принцип системы можно выделить отдельно.

Убирать нужно по чистому, не дожидаясь, пока дом обрастет грязью. Тогда и времени будет уходить немного.

Размусоривание

О нем мы подробно писали, но напомним: понятие хлама по флай леди не равно содержимому мусорного ведра. Это те вещи, которые имеют право находиться в вашем шкафу или являются прекрасным аксессуаром в интерьере, но они вам не нравятся, не используются, не вписываются в ваш стиль жизни, либо, пусть и не критично, но поломаны (надколоты, треснуты, порваны). Все это раздайте или выбросьте.


Можно расхламиться за один раз. Однако новые вещи поступают в дом регулярно, так что еженедельно стоит выделять пять минут на то, чтобы пробежаться по всем комнатам с пакетиком в руках и отправить ненужное в утиль.

Организация хранения

Она возможна только после расхламления. Избавив дом от лишнего, можно компактно и красиво разложить оставшиеся вещи. У каждой из них должно быть свое место. И если вы будете аккуратно класть обратно любой взятый предмет - гарантированно сохраните порядок.


У многих хозяек есть корзинки со смешанным содержимым, куда летит все подряд. Там можно найти и пульты, и батарейки, и мелочь на проезд, и клочки бумажек с записями, и еще много чего. Хорошо, конечно, что это лежит не на виду, но такую коробку можно вообще не заводить, если сразу все возвращать на места.



Выполнение рутин

Важное понятие в системе флай леди - рутины, или ритуалы. Это те короткие по времени, но обязательные действия, которые мы делаем на автомате, вроде чистки зубов или расчесывания. Такие же рутины следует внедрить и для поддержания порядка.

Автор делит рутины на утренние, дневные и вечерние. Что в них будет входить, каждый решает сам.

Примеры утренних рутин - застелить постель, привести себя в порядок, разложить вещи по местам. Вечерних - подготовить одежду на утро, подготовить себя и детей ко сну, расписать дела на следующий день.

Дневные домашние рутины к работающим женщинам не относятся, а неработающим автор предлагает включить в свой план саморазвитие, стирку, разбор почты, выполнение давно отложенных дел маленькими шажками (хотя бы по пять минут).

Уборка хот-спотов

Русские флай леди чаще употребляют термин «горячие точки». Это открытые горизонтальные поверхности, которые моментально обрастают разными «неприкаянными» предметами. Например, верх холодильника, пустые полки, подоконники, где обычно накапливаются чеки, ключи, деньги, зарядные устройства и т.д.

Если на пустую полку положить хоть одну вещь, к ней добавится еще куча мелочей, особенно тех, что скитаются по квартире и не имеет своего места.

Давние завалы можно ликвидировать постепенно, по две минуты каждый день. А если вы в целом следите за такими проблемными точками, то двух минут хватит на разбор всех хот-спотов в доме.



Использование таймера

Марла Силли настаивает: при выполнении домашних дел важно не устать, чтобы не перегореть и не забросить систему. Она советует ставить таймер на короткие интервалы (от 2 до 15 минут в зависимости от задачи) и на это время погрузиться в уборку, ни на что не отвлекаясь.

Ожидание звонка дисциплинирует, так что с таймером работа идет гораздо быстрее и эффективнее, чем без него.

Постарайтесь при этом не вытаскивать вещей больше, чем вы способны перебрать и отмыть за отведенное время.

Уборка по зонам

Это альтернатива привычной для нас , на которую уходит половина дня или целый выходной. Флай леди предлагает другой выход. Разбиваем дом на зоны. Можно мысленно, можно на бумаге. Зоны - это разные помещения. В идеале зон должно быть четыре - как недель в месяце. Каждую неделю убирайте одну зону по 15 минут в день (выходные авторы системы в расчет не берут - выходные для семьи, а не для работы).

Время можно варьировать. Но 15 минут - это оптимально, чтобы не устать и успеть что-то сделать. Если хлама нет, за это время можно отмыть едва ли не половину комнаты.

По окончании месяца возвращаемся в первую зону, откуда начинали. Комната не успеет обрасти таким же слоем мусора и пыли, как за полгода от одной сезонной уборки до другой. И в этот момент вы поймете прелесть цикличного отмывания зон: отдраить грязную поверхность гораздо проблематичнее, чем освежить чистую, пройдясь тряпочкой за пару секунд.



Список зон варьируется в зависимости от размеров дома.

Примерный перечень таков:

  • кухня,
  • спальня,
  • ванная с туалетом,
  • прихожая.

Кто-то может добавить кладовку, или выделить гостиную, детскую. А кто-то объединит зоны по своему усмотрению: кухню и гостиную либо две спальни в одну.

Если дом в запущенном состоянии, у вас два варианта, как поступить. Можно сразу приступить к уборке по зонам, но этот путь не подходит тем, кто любит быстрый результат. Ведь дом преобразится аж через месяц!

Многим начинающим флай проще тотально отмыть его, и только после этого полноценно вливаться в систему.


Не забываем: отмывание имеет смысл только после расхламления и организации хранения вещей.

Ориентировочный набор задач для глобальной единоразовой уборки:

  • протереть пыль на шкафах;
  • помыть пол под мебелью;
  • помыть всю мебель снаружи и изнутри;
  • постирать шторы;
  • помыть плинтусы, батареи, люстры, вытяжку, окна;
  • разобрать и отмыть холодильник;
  • убрать паутину;
  • с использованием сильных привести в порядок плитку на кухне и в санузле;
  • отдраить сантехнику, краны, душ;
  • вымыть мусорные ведра;
  • постирать .

Когда весь дом блестит, 15-минутки становятся идеальным инструментом для поддержания чистоты.


Контрольный журнал флай леди

В него опытные флай предлагают записывать дела на день, неделю и месяц вперед.

Также есть смысл добавить следующее:

  • список дней рождения;
  • телефоны оперативных служб;
  • телефоны знакомых, друзей, родственников, узких специалистов;
  • адреса важных организаций;
  • меню вашей семьи на неделю;
  • списки покупок;
  • перечень ;
  • учет финансов;
  • планы, мечты, цели на короткий и длительный сроки.

Таким образом, в контрольном журнале (КЖ) собрана вся важная информация, и это очень облегчает жизнь.

Например, если составить список, что брать с собой при госпитализации в больницу, то при наступлении экстренного случая, пока ждет скорая, удастся быстро и спокойно собраться, ничего не забыв.

Благодаря КЖ не придется держать в голове дни рождения многочисленных крестников, племянников, друзей и их детей. Всегда можно заранее подготовиться финансово - без спешки и лишних авральных затрат.

Вот заполненный пример контрольного журнала флай леди, чтобы вы могли сориентироваться, каким может быть этот планер.


Флай леди: задания на каждый день

На русско- и англоязычных сайтах можно подписаться на «задания Келли» (это помощница Марлы Силли). Они приходят на почту, выполняются за 10 минут.

Примеры заданий:

  • разобрать белье и носки;
  • протереть картины, фотографии, статуэтки;
  • разобрать обувь;
  • перебрать документы;
  • привести в порядок холодильник.

Задания флайледи на каждый день делятся на два типа: те, которые присылает Келли, и те, которые вы определяете для себя сами. Иногда они пересекаются, поэтому, если считаете нужным, письма в почте можете игнорировать.

Для наглядности оформляйте предлагаемые системой флай леди ежедневные задания в таблицы. В них пишите свои рутины, планы, 15-минутки - в общем, почти всю информацию своего КЖ.

Вот пример таких таблиц.


31 шаг для закрепления привычек

Марла уверена, что эффективнее не бросаться в омут с головой, а вникать в систему потихоньку. Она советует перестраивать свой быт черепашьими шагами - так, чтобы за месяц успела сформироваться привычка жить в стиле флай.



День 1

Создайте в своем жилище маленький островок чистоты, который должен быть в безупречном виде всегда, независимо от вашего самочувствия, занятости, настроения.

Марла Силли советует отмыть до зеркального блеска раковину на кухне. Но в качестве такого островка может выступать что угодно. Его главная цель - своим идеальным состоянием вдохновлять вас на дальнейшую уборку.


День 2

Приведите себя с утра в порядок: легкий макияж, красивая одежда, обувь. В оригинале есть пункт «обувь на шнуровке», но можно обойтись и без кроссовок, вполне достаточно мокасин, балеток. Главное - не влезать в тапочки, располагающие к прокрастинации.

Можно повесить на видных местах стикеры с напоминаниями, что нужно сделать: например, почистить раковину и красиво одеться.


Дни 3 и 4

Закрепите привычки первых двух дней: раковина, одежда и обувь, стикеры с напоминаниями.

День 5

Поработайте с внутренним критиком: выпишите на бумагу все плохое, что звучит в вашей голове в адрес самой себя. А затем нейтрализуйте негатив противоположными установками.

День 6

Сделайте задания предыдущих дней и погасите хот-споты в течение двух минут.


День 7

Добавьте вечернюю рутину, подготовьте на завтра одежду.

День 8

Начните вести контрольный журнал. Пишите в него утренние рутины, которые уже сформировались (раковина, внешний вид, чтение напоминалок, нейтрализация внутреннего негатива, хот-споты), а также вечерние (раковина, одежда, хот-споты).



День 9

Расхламление в течение нескольких минут.

День 10

Внедрите в свою жизнь 15-минутки. Для начала можно это время потратить на избавление от хлама, если вы еще масштабно не размусоривались.

День 11

Заведите в КЖ страницу для вдохновения с любимыми цитатами.



День 12

День 13

Выполните задание Келли.

День 14

Начните делать семейный календарь. Неважно, будет он настенным или в виде блокнота. Там отмечайте будущие встречи, походы в кино, занятия в кружках, важные даты.


Лучше всего повесить календарь на стену, чтобы о предстоящих событиях знали все члены семьи.

День 15

Добавьте привычку заправлять постель.

День 16

Почитайте вдохновляющие записи.

День 17

Выберите оптимальное время отхода ко сну, запишите его на стикере и в КЖ.

День 18

Освежите в памяти все основные «заповеди» системы флай леди.

День 19

Снова почитайте вдохновляющие записи (можно на сайтах, посвященных системе флай), и, конечно, выполните задания предыдущих дней.

День 20

День 21

Изучите еще немного основ теории флай леди.


День 22

Если еще не сделали контрольный журнал, самое время приступить к нему.

День 23

Продумайте свою дневную рутину.

День 24

Вымойте сантехнику. Добавьте этот пункт в утреннюю рутину.

День 25

Старайтесь сверяться с КЖ утром и вечером.

День 26

Оглянитесь на свои достижения. Закрепите пройденное.

День 27

Продумайте меню на ужин.

Вносим составление меню в дневную или вечернюю рутины.

День 28

Напомните себе о необходимости правильно питаться, пить много воды и достаточно отдыхать.

День 29

Выделите время, чтобы побаловать себя.

День 30

Продумайте и сверьте с КЖ планы на следующий месяц. Запишите важные события, которые вас ждут (дни рождения, встречи, визиты к врачу и так далее).

Я эту тему уже рассматривала несколько раньше в одном из видео . Принцип планирования финансов у меня не изменился, но изменилось оформление всего этого планирования. Сейчас я веду учет расходов и доходов в большой книге формата А4. Почему я выбрала именно этот вариант? Так как по окончании университета мой почерк стал более размашистым, поэтому, для того, чтобы какой-то отдельный план у меня легко помещался на одной странице, я завела такую большую тетрадь. Но выбор формы ведения этих подсчетов – дело индивидуальное. Многим вполне подойдет обычный небольшой блокнотик. Главное, чтобы ваш отдельный план умещался на одной странице, так удобнее.

В моей большой тетради два раздела: инвестиции и собственно планирование расходов и доходов . Сразу хочу отметить, что просить меня рассказать про инвестирование совершенно бессмысленно, так как я сама в этом совершенно ничего не понимаю. У нас с мужем разделение труда по поводу организации финансов: он занимается сбережением денег, инвестированием, а я занимаюсь расходами, то есть, я трачу деньги, а он их старается уберечь и приумножить. Поэтому, в свою книгу в раздел инвестирования я записываю те действия, которые он в этой отрасли производит, но сама ни коим образом инвестиции не планирую. Я здесь фиксирую по факту: куда он вкладывает деньги, как он их вкладывает, и фиксирую ту возможную прибыль, которую мы должны от своих инвестиций получить. Муж у меня очень хорошо разбирается в этих вопросах и постоянно детально изучает всю информацию, связанную с инвестированием.

У меня часто спрашивают, как мы с мужем распределяем свои финансы, какой у нас бюджет, совместный или раздельный? Отвечаю - у нас с мужем совместный бюджет , но с небольшой оговоркой. Его деньги – это общие деньги, мы их тратим на нужды семьи, на нужды друг друга. Мои личные деньги, которые я немного зарабатываю, я трачу на себя: покупку косметики, одежды, на дочку, на различные совместные походы в кафе и прочие вещи. Таким образом, я считаю, что бюджет у нас больше все-таки совместный, поэтому вести учет расходов и доходов очень важно.

Давайте начнем с инвестиционного плана , с того, в чем я меньше всего разбираюсь. В моей книге есть годовая таблица инвестиционного плана. Я говорила, что не планирую инвестиции, уточню, я не планирую именно то, куда все это дело вкладывать, но занимаюсь планированием того, сколько необходимо вкладывать, поэтому нейкий инвестиционный план у меня все же есть. Он оформлен в виде вот такой таблицы (цифры просто для образца):

Как видите, в одном из столбцов я пишу названия месяцев. Лист делиться на две колонки: «Рома» и «Ира», которые, в свою очередь подразделяются еще на две – «План» и «Факт». В этой таблице в конце каждого года я планирую, сколько мы должны скопить денег на следующий год. Сразу же хочу отметить, что подобное планирование весьма относительно, на практике никогда не получается, чтобы все сложилось точно по плану. Такой план можно назвать в большей мере стимулом, чем закономерным итогом. Это план-ориентир, для того, чтобы не тратить слишком много.

Итак, сейчас рассмотрим его более подробно. В январе в колонке «План» под разделом «Ира» я написала 1000 рублей. Это значит, что в этом месяце я запланировала скопить именно такую сумму. В итоге, когда месяц прошел, по факту у нас получилось 500 рублей, я пометила эту сумму в колонке «Факт». И данный факт говорит о том, что в этом месяце мы потратились чрезмерно, больше запланированного, поэтому в следующем нужно жить не на такую широкую ногу.

Следующий месяц – февраль. По плану сэкономить - 1000, а по факту получилось - 2000. Соответственно – план перевыполнен - и это хорошо. К концу года, внизу своей таблички я пишу, сколько у нас должно собраться денег. Если я запланировала откладывать каждый месяц по 1000, к концу года должно получиться 1200, по факту получилось - 15000, например. Получилось больше – хорошо, не получилось – хуже.

Сейчас нужно остановить свое внимание на том, как я определяю, сколько нужно оставить от доходов. У нас основной источник дохода – работа мужа, от этого дохода я оставляю 20%, так как большая часть денег нам нужна для того, чтобы жить. Это личные его деньги, которые он может тратить куда угодно, но вот я смотрю, в большей степени он их тратит, все же, на инвестиции. От тех денег, которые зарабатываю я, оставляю 50%, так как это не те деньги, которые нам остро необходимы, мы без них вполне себе хорошо можем прожить, поэтому я без особых терзаний в конце какого-то времени откладываю 50%. Эти отложенные мной деньги мы тоже куда-то вкладываем по факту сбора определенной суммы. А уже после того, как я часть своих заработанных денег отложила, оставшиеся я могу свободно тратить на все что захочу: косметику, одежду, дочку, походы в кафе, как уже говорила выше. От оставшихся денег, заработанных мужем, мы тратим на увлечения, образование и организацию быта: коммунальные платежи, еду, развлечения, друг друга. Эти деньги обеспечивают наше существование.

Сейчас в пример я приведу еще одну табличку, где я оформляю свои инвестиции.

Мы собираем эти деньги, и, допустим, в конце года мне нужно узнать, какая сумма у нас получилась в прибыли. На любую дату, на которую мне интересно, я узнаю итог и записываю в этой табличке в соответствующей графе. Нехитрыми подсчетами я оцениваю прибыль: от итога на дату отнимаю вклад. Обычно такие подсчеты я провожу раз в полгода или раз в год. Выполнять их чаще смысла нет.

Поясню. Вверху я пишу название ПИФа или банка, куда вложены наши деньги. Опять же напомню, что нельзя хранить все деньги в одном месте. Поэтому мы нашу накопленную сумму разбиваем на несколько частей и вкладываем в разные вещи. Таких табличек соответственно, будет несколько, в зависимости от количества мест вложений. Первый столбец в данной табличке – это «Дата». В один и тот же ПИФ мы можем вкладывать на протяжении года несколько раз. Второй столбец - «Вклад в рублях», то есть размер той суммы, которую мы вложили. С третьим и четвертым столбцом все ясно – это «Цена за пай» и «Количество паев».

Теперь расскажу непосредственно про планирование расходов и доходов

Вверху таблицы мы пишем название того месяца, отчет за который будем составлять. В одной половинке таблицы обозначаем статьи расходов: коммунальные платежи, ребенок, кот и т.д. В конце этой половинки мы помечаем накопления и НЗ – это та сумма, которая не предназначена для трат на жизнь и быт. Это те деньги, которые мы откладываем. Подобное НЗ собирается по остаткам трат на статьи в конце месяца. Сразу хочу отметить, что расходы по статьям – это плановые цифры. К примеру, я приблизительно знаю, сколько мне надо потратить на коммунальные платежи. Если вышло меньше – откладываем в НЗ, а уже потом, само накопленное НЗ распределяем по вкладам.

Определяем сумму на каждую статью расходов. Я обязательно всегда пишу несколько больше, в случае чего – эта сумма покроет непредвиденные расходы. Если такие расходы не потребуются, значит, откладываем оставшиеся деньги в НЗ. Подобную табличку можно расписать на целый год вперед.

Второй столбец представляет собой организацию суммы на каждую их статей. Она складывается из наших доходов. В нашей семье особенность получения зарплаты заключается в том, что мы получаем ее не раз в месяц, а частями в течение месяца. Эти части, как обозначено в таблице, по мере заработка мы вписываем напротив статей расходов, таким образом, чтобы в итоге получилась общая запланированная сумма. Пока своими доходами мы не закрыли первую статью, мы не переходим на вторую. Когда мы закрыли все статьи, а доход остался, отправляем его в НЗ.

В нижней части таблицы мы обозначаем наши доходы. А в конце месяца подсчитываем итоги. В этой табличке есть еще часть «Плановые покупки». К примеру, сегодня еще осень, но я уже планирую: нужно дочке к зиме купить ботинки. Данную покупку мы будем совершать не именно в этом месяце, а через месяц. В табличку, с пометкой – декабрь, я записываю, что мне нужно купить ботинки и обозначаю их приблизительную стоимость. Когда я буду составлять подобную таблицу уже на декабрь месяц, эти плановые покупки я перенесу в статью расходов. Записи в такой графе не являются обязательными, отсюда покупки по мере необходимости могут вычеркиваться.

Вот таким образом я планирую финансы своей семьи, если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, я обязательно отвечу в своих видео, так как сами видите, тема получилась обширная. Кстати, напишите мне, каким образом вы планируете свои финансы. Может быть, у вас есть свой эффективный секретик?

Нескончаемая суета XXI века, порождённая урбанизацией и технологизацией, выжимает нас, словно лимон, и практически не оставляет свободного времени. Современная женщина задействована в гораздо большем количестве жизненных сфер, чем её прапрабабушка. Работа или учёба, хобби, друзья, развлечения, домашние заботы и личная жизнь – всё это смешивается в кошмарном круговороте ежедневных обязанностей, встреч и потоков информации. Запомнить и, главное, выполнить всё нужное и необходимое – иной раз самая настоящая головная боль. Дел порой наваливается столько, что сложно понять, с чего начать и за что браться. Когда дома высятся горы немытой посуды, колосятся клубы пыли, а пол «сверкает» отпечатками лап любимого пса, то предстоящий семинар в институте или завтрашнее важное совещание на работе рискуют накрыться медным тазом.

Концепция «Флайледи» была разработана американкой Марлой Силли ещё в 90-х годах. Основной задачей она ставила помочь отчаявшимся домохозяйкам навести порядок как в собственном доме, так и в собственной жизни. Её книги «Летающая домохозяйка» и «Школа флайледи» содержат массу полезных советов по уборке дома, организации пространства, планировании дел и гармонизации отношений с собой и окружающим миром. Фантастические тиражи и тысячи фанаток по всему миру обусловили популярность книги и методики в целом. Исходя из этого, не лишним будет поучиться у реактивной домохозяйки (ведь она поэтому и FlyLady , что не зарывается головой в бытовых обязанностях, а порхает , исполняя их играючи). Представляем вашему вниманию самые основные уроки флайледи, которые непременно помогут вам избавиться от хаоса в повседневных делах и освободить время на себя.

Стикеры . Очень простой и эффективный способ напоминания о различных мелких делах и поручениях. «Позвонить начальству», «переложить вещи из коробок», «испечь вишнёвый пирог», «посмотреть в интернет-магазинах портативную зарядку для автомобиля», «вымыть окна», «сделать маску из морских водорослей», «скачать фильмы для просмотра на выходных», «погладить рубашки мужа» – ваши стикеры могут содержать какую угодно информацию, но висеть они должны всегда на самом видном месте. Рабочий стол, зеркало или холодильник – выбирайте то, с чем контактируете чаще всего. Вместо привычных букв и слов можно также использовать идеограммы и пиктограммы – небольшие рисуночки, которые могут обозначать как сам предмет, так и косвенно связанные с ним по смыслу понятия и признаки (например, швабра – уборка, телефон – звонок, пёс – кормёжка или прогулка). Таким образом вы не только сэкономите время, но и осуществите креативный подход к привычному делу. Пользуясь яркими разноцветными «напоминалками», вы не упустите ни одной крохотной детали, однако имейте в виду: они не заменят полноценного планинга, о котором мы ещё поговорим ниже.

Hotspots . Хотспоты – это места в вашем доме, куда стоит положить что-нибудь (например, лист бумаги), как оно начинает с ужасающей скоростью притягивать к себе подобное, обрастая всё большим количеством предметов. Вы только положили одну вещь, но не успеваете оглянуться, как всё пространство уже заполнено разного рода безделушками или макулатурой. Что это могут быть за места? Конечно, это, в первую очередь, столы: письменные, обеденный, журнальный и даже кофейный. Также это могут быть стулья, комоды, тумбочки, полки, ящики, пианино, стиральная машина и пр. Если оставлять хотспоты как есть, то уже через неделю-другую они превратятся в аналоги Вавилонской башни. Поэтому старайтесь убирать каждую вещь, лежащую не на своём месте. Заведите отдельную папку для счетов, ксерокопий документов, договоров, выписок и т.п., чтобы все они лежали в одном месте и ничего не терялось. Помните, что даже один небрежно брошенный предмет имеет тенденцию приумножаться, и лучше всего пресекать это в самом начале.

Семейный календарь . Речь идёт о большом настенном календаре, который будет выполнять в вашей семье роль планинга. Он должен быть разлинован, и, разумеется, достаточно велик, чтобы позволять вносить определённые записи и пометки. Место, в котором он будет находиться, должно быть самым посещаемым и удобным – скажем, коридор или кухня. В этом календаре-планинге будут содержаться все расписания занятий где-либо, заноситься все встречи, приглашения, визиты к врачам и мастерам, фиксироваться все знаменательные даты, события и праздники, а также планироваться время отпусков. Каждый член семьи может выбрать для своих записей маркер какого-нибудь определённого цвета, тогда путаницы в заметках не возникнет. Вы не забудете ни о чём важном, если в вашем доме будет висеть такой замечательный семейный календарь.

Размусоривание . Размусоривание (расхламление) – это то, что свято чтит каждая уважающая себя флайледи! Она не даёт накапливаться в своём жилище ненужному барахлу. Её девиз: «Ты не можешь упорядочить хлам – ты можешь от него только избавиться». Уделяйте размусориванию хотя бы 15 минут в день несколько раз в неделю, и уже через месяц заметите, сколько свободного места прибавилось в вашем доме (или на рабочем месте, если речь идёт об офисе, в таком случае затрачиваемого времени уйдёт, само собой, меньше). Чтобы облегчить себе задачу, рекомендуется разбить расхламление на зоны (подробно о зонировании в следующем пункте): кухня, прихожая и коридор, спальня, гостиная, детская, ванная, балкон, кладовка. Выкидывайте все вещи, которыми не пользуетесь, которые достаточно долго лежит без дела, и просто старьё. Старое нижнее бельё, рваные колготки, не ношеная или за ношенная одежда, протёршееся постельное бельё, стоптанная и ветхая обувь (или то, что купили, но так и не носили), безвкусная бижутерия, прошлогодние журналы и календари, многочисленные рекламные буклеты, старые вузовские записи и конспекты, пованивающая ветошь, ненужные футляры и коробки, пустые банки и бутылки, контейнеры без крышек, просроченная косметика, лекарства и пищевые продукты, дырявые пакеты, пожелтевшая скатерть, посуда с трещинами и сколами, потемневшие и окислившиеся от времени столовые приборы, заросшие паутиной кухонные гаджеты, остатки строительного мусора, потрёпанные детские игрушки, исцарапанные CD-диски, сухоцветы, статуэтки, стоящие ещё со времён Мафусаила, бездельничающие цветочные горшки, обрезки тканей, лент и тесёмок, пуфик-пылесборник, подаренный тётей Симой из Бобруйска – всё это можно смело выносить в мусорный бак. Не загромождайте своё жилое и рабочее пространство совершенно ненужными для вас предметами. Поверьте, наличие свободного места гораздо ценнее, чем любые безделицы, которые его заполняют. Проводите ревизию в своём доме с определённой периодичностью и не допускайте появления коварных хотспотов, влекущих за собой захламление.

Зонирование . Разделение дома на зоны делается с целью более эффективного наведения порядка. Вместо того чтобы судорожно носиться с тряпкой из одного помещение в другое, флайледи поступает умнее: она составляет себе расписание зон для уборки на ближайший месяц, и её дом всегда пребывает в чистоте. Например, коридор и прихожая – с 1 по 5 число, кухня – с 8 по 12 число, санузел и одна из комнат – с 15 по 19, спальня и балкон – с 22 по 26, гостиная и кладовка – с 29 по 30 (31). Когда вы начинаете работать в определённой зоне, то первые 15 минут придётся уделить размусориванию, а затем всему, что прилагается сделать в текущей области: помыть полы, протереть поверхности, почистить плитку, протереть плафоны, помыть раковину (с ванной), пропылесосить, почистить плинтуса, протереть окна и зеркала, постирать и сложить вещи, убрать отовсюду пыль, отполировать мебель, навести порядок в косметичке, вещевом и книжном шкафах, кухонных шкафчиках, пространстве под ванной, на балконе, в кладовой, антресолях и т.д. Данный способ поможет вашему жилищу перманентно оставаться ухоженным и чистым.

Домашний контрольный журнал . Им будет служить тоненькая тетрадка или блокнот, куда вы будете вносить всю свою как предстоящую, так и уже выполненную каждодневную рутину: расписание уборки (см. предыдущий пункт), стирки, готовки и других заданий по дому, оплату счетов, списки покупок, семейное меню, бюджет и пр. От вас не ускользнёт ничего, если вы будете располагать таким простым, но очень полезным подспорьем. Журнал учёта домашних дел – это действительно удобно.

Всему своё место . Организация хранения – это то, что нужно, дабы избежать захламления помещения. Создайте для своих вещей «дома», где они будут «жить», чтобы всегда иметь возможность без труда их найти. Отдельные папки для важных бумаг и документов (со счетами – одного цвета, с чеками – другого, с ксерокопиями – третьего), папки для детских рисунков, ящичек для учебных конспектов, отдельная полка для книг, органайзер для канцелярских изделий, шкафы и ящики для одежды, коробка для игрушек, ящик для уборочных средств, короб для рукоделия, отдельная косметичка для маникюрных средств, ящик с инструментами, корзина для фруктов, специальная полка или ящичек для специй, отдельный шкафчик для мясорубки или кухонного комбайна – распределив всё, что обычно лежит где ни попадя и мешает, вы экономно задействуете место в том или ином помещении вашего дома (или офиса), будете всегда помнить о местонахождении конкретной вещи и избавитесь от проблемы постоянной уборки.

Заготавливаем впрок . Чтобы уменьшить количество времени, проводимого вами на кухне, можно пойти на маленькую хитрость и заготовить впрок некоторые продукты. Нет-нет, никаких бабушкиных закруток и консервации, в данный момент речь идёт не об этом. Простое замораживание – и у вас уже есть под рукой заготовленные кубики или ломтики определённого ингредиента для готовящегося блюда. Например, болгарский перец или кабачки можно просто нарезать кубиками и заморозить, а можно заморозить, предварительно прокрутив через мясорубку вместе с помидорами и выложив в формочки или одноразовые стаканчики (готовая зажарка всегда будет под рукой, достаточно вынуть её из морозильника, чуть дать оттаять и выложить на сковороду). Из фарша можно тут же слепить котлеты и убрать в морозильную камеру, в следующий раз вам останется только вытащить их и поджарить, запечь или добавить в суп. Замораживать можно и бульоны, если у вас остаются излишки (например, из 1 л концентрированного мясного бульона можно получить до 5 л супа). Свежие травы отлично сохранятся в морозильнике, если их заранее мелко порезать, выложить в формочки для льда и залить оливковым маслом (можно и растопленным сливочным): так ими будет удобнее приправлять блюда. Остался недопитый кофе в кофейнике? Заморозьте и его! В дальнейшем его можно будет добавить в молочный коктейль или какой-нибудь десерт. Замораживают даже хлеб и выпечку, поэтому не пренебрегайте данной формой хранения продуктов: это прекрасная возможность сэкономить и деньги, и собственное время.

Мелочи – сразу! Данное правило гласит, что все мелкие дела (да-да, именно те, о которых так красноречиво напоминают ваши салатовые и малиновые стикеры) должны выполняться первостепенно, в противном случае они рискуют скопиться до объёмов неподъёмной груды. Пусть те задания, которые требуют от вас 5 минут и меньше, выполняются прежде всех остальных (например, протереть стол, рассортировать бумаги, собрать разбросанную одежду или детские игрушки, вынести мусор, вымыть чашку, переложить вещи из одной сумочки в другую, заправить постель и пр.). Поверьте, это значительно ускорит ход всех остальных ваших обязанностей.

Personal time . Чем бы вы ни занимались, но вы обязаны иметь время на себя: на личное хобби, на уход за собой, на любимые книги, на обожаемый сериал, на разговор с подругой, на физкультуру, на медитацию, на домашнего питомца и даже на банальное сидение в интернете. Без отдыха наш организм быстро даёт сбои и быстрее изнашивается. Ваше личное время не должно составлять меньше получаса в день: рассчитывайте все свои дела так, чтобы выделить необходимое количество времени на личные заботы. Флайледи не погребены под лавиной кастрюль, щёток и грязного белья, они знают и умеют распределять своё время так, чтобы его хватало на всё.

Женский тайм-менеджмент можно с лёгкостью считать более замысловатым, нежели мужской, т.к., к сожалению, помимо работы или учёбы женщину почти всегда ожидает домашняя рутина – неизбежные бытовые обязанности. А ведь ей ещё так важно при этом оставаться красивой и поддерживать духовное саморазвитие! Система «летающих домохозяек» поможет вам избежать участи жертвы домашней разрухи, рационально расходовать имеющиеся ресурсы и экономить драгоценное время.