Что такое налоговый кодекс рф определение. Налоговый кодекс Российской Федерации (структура). Основные положения налогового кодекса рф

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Задачи НК РФ

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

Структура НК РФ

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Часть первая Налогового кодекса РФ

Первая часть налогового кодекса РФ устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

    виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    формы и методы налогового контроля;

    ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая Налогового кодекса РФ

Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.

Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.

Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

    Налог на добавленную стоимость;

  • Налог на доходы физических лиц;


    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Налоговый кодекс (НК РФ): подробности для бухгалтера

    • Обратная сила ст. 54.1 Налогового кодекса РФ или прощай «необоснованная налоговая выгода»?

      Инициативы предложил установить в Налоговом кодексе Российской Федерации пределы осуществления... разработчик законопроекта предложил закрепить в Налоговом кодексе РФ общее правило, запрещающее... неприемлемым использование данных терминов в Налоговом кодексе РФ. Соответственно, возникает вопрос... Налогового кодекса Российской Федерации" положения пункта 5 статьи 82 Налогового кодекса... сбора, страховых взносов" Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом...

    • Мертво ли правило о судебном взыскании налогов при переквалификации сделок (пп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового Кодекса РФ)?

      Г.) Законодатель установил в Налоговом кодексе РФ императивное правило, согласно... 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно... 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно... (пункт 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации) судам следует... в соответствии с императивными требованиями Налогового кодекса РФ и разъяснениями Верховного Суда... быть подчинен требованиям законности. Налоговый кодекс был принят с целью внести...

    • Новые песни о старом: деловая цель и необоснованная налоговая выгода глазами Налогового кодекса

      Решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года... решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года...

    • Новые правила проведения налоговых проверок: деловая цель и необоснованная налоговая выгода глазами Налогового кодекса и ФНС. Апгрейд на ноябрь 2017 года
    • Применению положения статьи 54.1. Налогового кодекса Российской Федерации». ФНС разъяснила необоснованную... применению положения статьи 54.1. Налогового кодекса Российской Федерации». Это письмо интересно...

    • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России

      ... "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального... в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные... в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные...

    • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

      В части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Федеральный закон № ... однако лишь в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ; в-третьих, срок... Новая редакция 217 статьи Налогового кодекса распространила льготу и на нерезидентов... части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные... статью 333.35 части второй Налогового кодекса РФ» Налоговое администрирование Добросовестных... в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Упрощение сдачи...

    • ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

      Во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса РФ, в которых предусмотрены... пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении... пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение права на... по смыслу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об отсутствии... части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные... г. Екатеринбурга). Из положений Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что...

    • 50 оттенков самозанятых

      И ФНС. Но в Налоговом Кодекса такого определения нет. Давайте... отнести к самозанятым согласно положениям Налогового Кодекса весьма узок. Так, началась... с момента введения в действие Налогового Кодекса РФ новый налог, новый... налоговый режим был введён не Налоговым Кодексом, а просто Федеральным законом. ... 8 статьи 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации провести, начиная... режимы налогообложения, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, или осуществляющие...

    • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2018

      Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса, НДС является косвенным (предъявляемым) налогом... 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не может быть признан правильным... положений пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса, одинаковые экономические результаты деятельности организации... 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, но не предрешал вопрос о... учреждениям. Пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса также установлено, что при определении...

    • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за декабрь 2018

      И включения в состав косвенных. Налоговый кодекс относит к прямым расходам затраты... , связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного... внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» применяются к проверкам...

    • Что будет, если "упрощенец" выставит счет-фактуру?

      ...). Согласно п. 3 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам...

    • Новые правила проведения налоговых проверок

      Лицом налогового органа. Отметим, что Налоговый кодекс не содержит особых требований к... -7-2/189@. К сведению: Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение... выявленных нарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса в случае, если законом предусмотрена... РФ несоблюдение ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может служить основанием для отмены... , закрепленных в Конституции РФ и Налоговом кодексе (ст. 100 и 101 НК...

    • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г.

      От ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, если он... от ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество, не... порядке, предусмотренном статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (до завершения... руководствоваться закрепленным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации общим принципом... налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные инстанции...

    • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2018

      Основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса в этом же значении понятие...

Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) - кодифицированный законодательный акт, являющийся основой российского налогового законодательства. Устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в т. ч. (согласно ст. 2 НК):

Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

Формы и методы налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

Специальные налоговые режимы;

Принципы исчисления и уплаты конкретных налогов, акцизов и сборов.

Несмотря на то что кодекс является обычным федеральным законом, он имеет преимущество перед другими законами о налогах и сборах, т. к. они (согласно ст. 1 НК), должны приниматься в соответствии с кодексом.

НК РФ состоит из двух частей. Первая часть посвящена установлению общих принципов налогообложения. Она была принята Государственной думой РФ 16 июля 1998 года (146-ФЗ), подписана президентом 31 июля и вступила в силу 1 января 1999 года. Первая часть НК РФ имеет 7 разделов, включающих 27 глав, разбитых на 199 статей (некоторые из них на настоящий момент не действуют).

Во второй части НК РФ устанавливаются принципы исчисления и уплаты каждого из налогов. Она была принята Государственной думой РФ 19 июля 2000 года (117-ФЗ), подписана президентом 5 августа и вступила в силу 1 января 2001 года. Вторая часть НК РФ имеет 4 раздела, включающие 18 глав, разбитых на 374 статьи (некоторые из них на настоящий момент не действуют). За время, прошедшее с момента принятия второй части Налогового кодекса РФ, в нее было внесено множество изменений. При этом главы и статьи второй части кодекса вступали в силу не сразу, а последовательно (в течение 2001–2005 годов).

Налоговый кодекс РФ (часть 2)


Смотреть что такое "Налоговый кодекс РФ" в других словарях:

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, основной свод законов Российской Федерации, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, основания… … Энциклопедический словарь

    Налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ. См. также: Кодексы Налоговое законодательство Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Налоговый кодекс - федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 146 ФЗ Принят: Государственной Думой 16 июля 1998 Одобрен: Советом Федерации 17 июля 1998 … Википедия

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. 31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов: Общие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - свод государственных законодательных актов о налогообложении … Энциклопедический словарь экономики и права

    Налоговый кодекс РФ - Нал оговый к одекс РФ … Русский орфографический словарь

    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ - (НК РФ) основной акт законодательства о налогах и сборах в РФ. НК (часть первая) принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ Б. Ельциным 31 июля 1998 г. № 146 ФЗ. Введен в действие… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ … Словарь экономических терминов

    Налоговый кодекс Республики Казахстан - Налоговый кодекс Республики Казахстан, регулирующий властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым… … Википедия

Книги

  • Купить за 292 грн (только Украина)
  • Налоговый кодекс РФ на 20. 04. 18 с путеводителем по суд. практике. Ч. 1, 2 + Сравн. таблица изменений , . Налоговый кодекс Российской Федерации с путеводителем по судебной практике. Части первая и вторая. Со сравнительной таблицей изменений. С учетом изменений, внесенных Федеральными законами от…

НК РФ принят 16.07.98 года Государственной Думой Российской Федерации, вводится в действие: *
с 1.01.99 г. – первая часть; *
с 1.01.01 г. – вторая часть.
Часть I НК РФ состоит из 7 разделов и 142 статей, которые устанавливают систему налогов и общие принципы налогообложения и сборов, и дает определения:
а) виды налогов и сборов;
б) права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов;
в) формы и методы налогового контроля;
г) ответственность за налоговые нарушения;
д) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;
е) перечень устанавливаемых местных налогов и сборов.
Исходя из НК РФ, устанавливаются и взимаются следующие виды налогов:
а) федеральные;
б) региональные;
в) местные.
а) Федеральные налоги – установлены к обязательной уплате по всей территории РФ. К ним относят: * налог на прибыль;* таможенные пошлины и сборы;* налог на добавленную стоимость;* лесной налог;* акцизы;* прочие (всего 17)* налог на доходы физических лиц;* гос. пошлина;б) Региональные налоги – обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Региональные власти могут определять следующие элементы налогообложения: *
налоговые льготы; *
налоговые ставки; *
порядок и сроки уплаты; *
форму отчетности по данному налогу.
К таким налогам относят:
- налог на имущество организаций или налог на недвижимость;
- транспортный налог;
- региональные лицензионные сборы на игорный бизнес.
в) Местные налоги – налоги и сборы, вводимые в действие правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К ним относят: *
земельный налог; *
на наследование и дарение; *
местные лицензированные сборы; *
на имущество физических лиц.
Местным органом власти могут быть определены следующие элементы налогообложения: *
налоговые льготы; *
налоговые ставки; *
порядок и сроки уплаты; *
форма отчетности по данному местному налогу.
Следует различать понятия налога и сбора.
Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в виде средств для финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, который является одним из условий предоставления прав на различные виды деятельности.
НК РФ определяет следующие основные понятия:
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Предмет налогообложения - реальные вещи (земля, сооружения, здания и пр.) и нематериальные блага (государственный символ, экономические показатели), наличие которых закон связывает с возникновением налоговых обязательств.
Налоговая база - количественное выражение предмета налогообложения.
Налоговый период- срок, в течение которого формируется налоговая база.
Имущество – виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Товар – любое имущество, реализуемое и предназначенное для реализации.
Работа – деятельность, результат которой имеет материальное выражение. Этот результат может быть использован для удовлетворения потребностей физических или юридических лиц.
Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализация товара – передача на возмездной основе права собственности на товары, а также на безвозмездной основе.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислить федеральные налоги и дать понятие федеральных налогов.
2.Перечислть региональные налоги и дать понятие региональных налогов.
3.Дать понятие местных налогов и сборов и перечислить их.
4.Дать определение понятию налога и сбора.
5.Дать определения понятиям объекта налогообложения, предмета налогообложения, налоговой базы, налоговому периоду.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования

Общая характеристика и направления совершенствования Налогового кодекса РФ

Налоговый кодекс РФ - это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи Налогового кодекса

НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

Первая (общая) часть НК

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

ѕ виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

ѕ основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

ѕ принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

ѕ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

ѕ формы и методы налогового контроля;

ѕ ответственность за совершение налоговых правонарушений;

ѕ порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая (специальная) часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

ѕ Налог на добавленную стоимость

ѕ Налог на доходы физических лиц

ѕ Налог на прибыль организаций

ѕ Налог на добычу полезных ископаемых

ѕ Налог с продаж

ѕ Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

ѕ Транспортный налог

ѕ Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)

ѕ Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

ѕ Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

ѕ Налог на игорный бизнес

ѕ Налог на имущество организаций

ѕ Водный налог

ѕ Государственная пошлина

ѕ Земельный налог

По состоянию на 2012 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В состав Специальной части включен дополнительный раздел "Специальные налоговые режимы", которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:

Предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

Организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;

Предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предусмотренное Налоговым Кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных "мелких" налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

В Налоговом Кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в НК РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как "религиозная организация", "материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия", "налоговое партнерство", "пассивная и активная экономическая деятельность", "сельскохозяйственное предприятие" и ряд других.

Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

Принципиальное значение имеет в НК РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

В НК РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Реализация предусмотренных в НК РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

Как верно считают отдельные авторы, одним из ключевых условий преодоления кризиса нашей экономики является создание рациональной налоговой системы. Именно этим обусловлена длительная подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской Федерации. После многолетнего законотворческого марафона была принята Первая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая действовавшие ранее налоги. Но работа над кодексом, как известно, не закончена. Сразу же после его принятия стали вводиться новые налоги, что свидетельствует о необходимости его совершенствования. Кроме того, изменение действующей налоговой системы связано с пересмотром внебюджетных и межбюджетных отношений федеральных, региональных и местных органов власти, что является необходимым условием функционирования системы государственного управления.

В настоящее время большинство тех, кому предстоит работать с Налоговым кодексом, сошлись на необходимости его дальнейшего совершенствования.

Думается, что еще достаточно времени для его доработки посредством поправок, не затрагивающих саму структуру кодекса, в которой удовлетворено большинство специалистов.

На сегодняшний день достоинства и преимущества Налогового кодекса состоят в следующем:

1. Закрепление и развитие в НК Российской Федерации конституционных прав и гарантий, как-то:

ѕ о невозможности лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда;

ѕ о праве каждого на возмещение причиненного государством вреда, возникшего по вине налогового органа;

ѕ об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы;

ѕ о непридании обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика;

ѕ о недопущении установления на территории России налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и введение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

2. Возможность использования в налоговом праве институтов, понятий и терминов финансового и других отраслей права, например, гражданского и семейного в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК Российской Федерации.

3. Введение системы понятий и терминов, применяемых в налоговых правоотношениях, включая те, которые будут применяться для целей налогообложения в несколько ином смысле, чем это принято в гражданском законодательстве. Данные понятия распределены по всему тексту НК Российской Федерации. К ним относятся определения

ѕ законодательства о налогах и сборах (ст. 1);

ѕ налога и сбора (ст. 8);

ѕ организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, налогового резидента, бюджета, банка, счета, источников выплаты доходов;

ѕ федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 12);

ѕ специальных налоговых режимов (ст.18);

ѕ налогоплательщика и плательщика сборов (ст. 19);

ѕ взаимозависимых лиц (ст. 20);

ѕ налоговых агентов (ст. 24);

ѕ налоговых органов (ст. 30);

ѕ объектов налогообложения (ст. 38), и другие.

Однако следует согласиться с мнением о том, что все имеющиеся определения, к сожалению, пока еще не образуют стройную и законченную систему налогового права, но вместе с тем являются необходимыми предпосылками на пути ее построения.

4. Расширение и конкретизация прав налогоплательщиков, обеспеченных соответствующими обязанностями налоговых органов: право получать от налоговых органов бесплатную информацию по указанному кодексом перечню вопросов; право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 32). При этом в соответствии с п. 1 ст. 111 кодекса, выполнение налогоплательщиком письменных указаний налоговых органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Новый кодекс предоставляет право налогоплательщикам использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а также право получать инвестиционный налоговый кредит, отсрочку или рассрочку на уплату налогов.

Несомненным шагом вперед является подробная регламентация права на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм налогов; возможности предоставлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через представителя.

5. Возможность использования для целей налогообложения фактических цен реализации товаров, даже если цены ниже фактической себестоимости. В соответствии со ст. 40 НК Российской Федерации для целей налогообложения должны приниматься цены, установленные в договоре. Это нововведение делает невозможным для налоговых органов требовать от налогоплательщиков, при приемке бухгалтерской отчетности с убытком от реализации, безусловного доначисления НДС, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог.

6. Установление порядка проведения налоговых проверок (ст. 87- 105 НК Российской Федерации) и наложение налоговых санкций. Большим плюсом является то, что теперь, согласно статье 75 НК Российской Федерации, общая сумма пени не может превышать сумму неуплаченного налога. Таким образом, выявление при проверке достаточно давних нарушений не повлечет теперь уплату огромных сумм в виде пени, во много раз превышающих неуплаченный налог.

Кроме очевидных достоинств нового Налогового кодекса Российской Федерации, уже сейчас можно отметить его существенные недостатки. Хотя разработка кодекса велась давно, его принятие прошло весьма поспешно, что не могло не сказаться на его качестве. Противоречивость некоторых норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток, лексических и терминологических ошибок предоставляют возможности налогоплательщикам и налоговым органам для произвольного манипулирования нормами НК, уклонения от уплаты налогов, а фактически - затрудняют уплату и сбор налогов. Эта проблема приобрела в наши дни особую остроту. Например, И.В. Горский считает неверным, что многим, в том числе и официальным лицам, главная причина уклонения от уплаты налогов видится в высоком уровне обложения. Соответственно, на его взгляд, является неверным и способ повышения собираемости налогов, а именно путем их снижения. Кроме того, выражается мнение, что хотя связь между тяжестью налога и уклонением от его уплаты несомненна, более важной является связь между уклонением от налога и возможностью такого уклонения, представляемого налоговым законодательством.

Налогоплательщик в отдельных случаях стремится уклониться от уплаты налога вне зависимости от того, мал он или велик. Такое утверждение справедливо для круга налогоплательщиков с низким уровнем правового сознания и налоговой дисциплины, и не совсем верно для добросовестных налогоплательщиков. Поэтому желательно не только устранять лазейки в налоговой системе, но и повышать уровень правосознания налогоплательщика.

В условиях ранее действовавшего налогового законодательства некоторые налогоплательщики годами могли находиться в состоянии перманентной налоговой проверки. В некоторых случаях такое положение вещей мешало нормальному функционированию организаций. Под угрозой проведения следующих проверок, число которых не было ограничено, многие налогоплательщики сознательно отказывались от защиты своих прав, несмотря на низкое качество акта проверки и незаконность решения по такому акту. Теперь же, статьей 87 НК Российской Федерации предусмотрено, что проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. При этом запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Вышеназванные положения ограждают налогоплательщиков от произвольного увеличения числа контрольных мероприятий. Кроме того, гарантией соблюдения прав налогоплательщиков является четкое установление процедуры таких проверок.

В НК нашла отражение позиция Конституционного суда Российской Федерации, который в одном из своих решений рассмотрел пени не в качестве финансовых санкций, а как выплаты, носящие восстановительный характер.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит смысловые неточности, способные оказать негативное влияние на функционирование и развитие налоговой системы в России. Например, по смыслу статьи 1 НК Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не относятся к законодательству о налогах и сборах. При этих обстоятельствах действия налогоплательщика, нарушающие такие акты, не могут квалифицироваться как нарушение законодательства о налогах и сборах. Далее, нормой, содержащейся в п. 2 ст.23 НК Российской Федерации, на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять налоговый орган о реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории России. Учитывая, что термины "реорганизация" и "ликвидация" должны применяться в том значении, в котором они определены в гражданском законодательств, неминуемо возникает проблема в применении п. 2 ст. 23 НК Российской Федерации, поскольку Гражданский кодекс предполагает возможность реорганизации и ликвидации лишь юридических лиц. Ликвидация или реорганизация структурного подразделения юридического лица невозможна и представляет собой правовой нонсенс. Здесь же говорится об обязанности налогоплательщика уведомлять налоговый орган о прекращении своей деятельности, однако понятие "прекращение деятельности" отсутствует как в налоговом, так и в гражданском законодательстве, действующем на сегодняшний день.

Согласно п. 5 ст. 90 НК Российской Федерации должностное лицо налогового органа обязано перед получением показаний по налоговому делу разъяснить свидетелю его права и обязанности. При этом ни одна норма НК не называет конкретных прав и обязанностей такого свидетеля. То же самое относится к обязанности разъяснения прав и обязанностей лицам, присутствующим при производстве выемки, обыска.

Государственному контролю в налоговой сфере принадлежит важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности государства. Являясь составной частью единого механизма государственного контроля...

Источники налогового права

Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили: 1) два вида податей (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати...

Источники налогового права

Источники трудового права

Порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц...

Уголовное законодательство Украины

Уголовное право -- отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение. Уголовное право Украины кодифицировано...

Уголовный кодекс Российской Федерации

Рассмотренными основными изменениями и дополнениями УК РФ, осуществленными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. и последующими законодательными актами, не исчерпывается проблема должного обновления российского уголовного законодательства...

Французский гражданский кодекс 1804 года - классический кодекс буржуазии

Разработка кодекса Наполеона Еще в самом начале Великой французской революции встала задача создать общее для всей Франции гражданское право, которое являлось необходимым условием для развития капиталистических отношений, т.к...

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)-законодательный акт в котором определяются все виды налогов в нашей стране,а также порядок их исчисления и уплаты.Это главный документ,устанавливающий систему налогов и сборов в нашей стране.
Каждый предприниматель обязан выплачивать определенные налоги и периодически может подвергаться проверкам.В этих случаях знание налогового кодекса может оказать существенную помощь.

На сегодняшний день налоговый кодекс состоит из двух частей.В первой части установлены общие принципы налогообложения:

Во второй части налогового кодекса установлены порядки исчисления и уплаты каждого конкретного налога,установленного кодексом.Каждому конкретному налогу или специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава.Основные главы из второй части налогового кодекса:

Раздел VIII. Федеральные налоги

  • Глава 21. Налог на добавленную стоимость (Статьи 143-178)
  • Глава 22. Акцизы (Статьи 179-206)
  • Глава 23. Налог на доходы физических лиц (Статьи 207-233)
  • Глава 24. Единый социальный налог (Статьи 234-245)
  • Глава 25. Налог на прибыль организаций (Статьи 246-333)
  • Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Статьи 333.1-333.7)
  • Глава 25.2. Водный налог (Статьи 333.8-333.15)
  • Глава 25.3. Государственная пошлина (Статьи 333.16-333.42)
  • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (Статьи 334-346)
Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы
  • Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (Статьи 346.1-346.10)
  • Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (Статьи 346.11-346.25.1)
  • Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Статьи 346.26-346.33)
  • Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Статьи 346.34-346.42)
Раздел IX. Региональные налоги и сборы
  • Глава 27. Налог с продаж (Статьи 347-355, утратила силу)
  • Глава 28. Транспортный налог (Статьи 356-363.1)
  • Глава 29. Налог на игорный бизнес (Статьи 364-371)
  • Глава 30. Налог на имущество организаций (Статьи 372-386.1)
Раздел X. Местные налоги
  • Глава 31. Земельный налог
Помимо определения налогов и порядка их уплаты,из налогового кодекса также можно узнать следующие определения,которые важны при осуществлении предпринимательской деятельности:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);
индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

В статье 83 налогового кодекса говориться об обязанности организаций регистрировать обособленное подразделение ,что очень часто нарушается на практике.После вступления в действие постановления правительства №470,без открытия обособленного подразделения стало невозможно зарегистрировать контрольно-кассовую технику на нужный адрес установки.Но даже если организация может работать и без кассового аппарата,открыть обособленное подразделение она обязана:

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения , если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Кроме того,в налоговом кодексе кроме известных на сегодняшний день систем налогообложения,можно найти информацию по системе налогообложения на основе патента.