Общая превенция преследует цель предотвратить совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права

Принципы налоговой ответственности отражают ее содержание, сущность, функции и формы реализации. Основные начала налоговой ответственности являются ориентиром для всех субъектов налогового права, участвующих в охранительныгх налоговых правоотношениях.

Принципы налоговой ответственности указывают правовое положение общества, цели, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление - их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первыгх, основные начала налоговой ответственности могут выводиться из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторыгх, принципы налоговой ответственности могут являться достижением науки финансового права, т.е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности - это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах. Широкое понимание принципов налоговой ответственности означает совокупность всех правовых принципов налоговой ответственности. Узкое понимание принципов налоговой ответственности означает их понимание в ка-честве основных идей, непосредственно закрепленных в налоговом законодательстве. Основные начала налоговой ответственности, имеющие нормативное закрепление, называются нормы- принципы.

Налоговая ответственность основывается на целостной системе принципов, включающих общесоциальные принципы, свойственные всем видам ответственности, общеправовые, принципы финансового права, принципы налогового права и собственно принципы налоговой ответственности как правового института.

Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которыгх относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину. Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (п. 1 ст. 7).

Основным элементом принципа законности является поло-жение, согласно которому деяние признается налоговым право-нарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.

Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением считается только такое деяние, признаки которого предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Закрепление признаков налогового правонарушения только самим Кодексом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, то есть применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.

Во-вторых, верховенство Налогового кодекса РФ, являющегося единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием РФ и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается самим Кодексом.

В-третьих, противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, ус-танавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.

В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная Налоговым кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение имеет самостоятельное значение и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой ответственности с другими видами от-ветственности.

2. Однократность привлечения к налоговой ответственности. Этот принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое правонарушение означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.

Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права - в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

Следовательно, применение налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.

Презумпция невиновности. Данный принцип является нало- гово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).

Факт совершения налогового правонарушения конкретным лицом может быгть констатирован только судом. Вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности не является неопровержимым доказательством, однако не ограничивает привлекаемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа. Вместе с тем добровольное исполнение лицом решения налогового органа о применении санкции не означает тем самым признания этого лица виновным в совершении налогового правонарушения, поскольку его вина не быша предметом судебного разбирательства.

Принцип презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальныгх отношений привлечения к ответственности. Вне налогового процесса презумпция невиновности не может существовать, поскольку отсутствует смысл ее наличия. Презумпция невиновности и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их взаимодействия представляет со-отношение материальных и процессуальныгх норм.

Установленный в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным служит одним из обязательных условий для государственного принуждения правонарушителя. Суд признает налогоплательщика или иного фискально обязанного лица правонарушителем в силу совершения им налогового деликта. Правонарушитель становится виновным именно с момента совершения им нарушения налогового законодательства, а не в момент оглашения судебного решения. В налоговыгх охранительных правоотношениях вопрос о виновности решается уже на стадии рассмотрения дела налоговым органом, поскольку на этой стадии устанавливаются элементы и признаки состава конкретного налогового деликта, в том числе и вина определенного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санкции на основании решения налогового органа не порождает правовых последствий, наступающих только при государственном осуждении в форме решения суда.

Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут опровергать презумпцию невиновности. К таким документам относятся акт налоговой проверки, показания свидетелей, результаты осмотра, результаты выемки и экспертизы, заключения специалиста.

Отсутствие у лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обязанности по доказыванию собственной невиновности не означает лишение его права на защиту. Презумпция невиновности выступает одной из гарантий защиты нарушенных прав и в этом аспекте означает невозможность со стороны каких-либо властных органов принуждать лицо к даче объяснений. Более того, наличие в налоговом процессе презумпции невиновности обязывает налоговые органы в ходе судебного разбирательства доказывать не только достоверность собственных выводов, но и необоснованность возражений привлекаемого лица.

Однако презумпция невиновности в части отсутствия у привлекаемого лица обязанности по доказыванию собственной непричастности к налоговому правонарушению имеет некоторые ограничения. Так, на основании ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговым органам необходимые финансово-хозяйственные документы, которые впоследствии могут послужить основанием для привлечения его к ответственности.

Составным элементом принципа презумпции невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правоты налогоплательщика. Презумпция правоты означает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица. Какие-либо обстоятельства совершения налогового правонарушения считаются неустранимыми сомнениями в тех случаях, когда собранные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности лица и при этом допускаемые Налоговым кодексом РФ средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или иное фискально обязанное лицо отказался добровольно уплатить сумму штрафа.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку улучшает положение налогоплательщиков и, таким образом, распространяется на налоговые правонарушения, совершенные до вступления Налогового кодекса РФ в действие (до 1 января 1999 г.), но по каким-либо причинам рассматриваемые налоговыми органами или судом после названной даты.

Необходимо учитывать, что презумпция невиновности распространяется только относительно привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. К процедуре доначисления налога (налоговой недоимке) данный принцип не применяется.

Наличие в налоговом праве специальной статьи, закрепляющей принципы налоговой ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой политики государства и правильной ориентации субъектов налоговыгх отношений в сфере налогово-правового регулирования.

Законодательное установление принципов налоговой ответственности способствует обеспечению правильного практического применения законодательства о налогах и сборах, стабильности финансовой политики государства, соблюдению прав и имущест- венныгх интересов всех субъектов налоговыгх отношений. Нормы- принципы оказывают значительное воздействие и на правотворческий процесс, поскольку при реформировании налоговыгх отношений законодатель должен руководствоваться не только имущественными интересами государственной казны, но и интересами налогоплательщиков, а также иными социально-правовыми идеями, отраженными в принципах налоговой ответственности.


Первый аспект означает установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК. Согласно ст.2 НК правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующие властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Второй аспект означает определение вида и меры государственно- властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражается в денежной форме и взыскиваются только в судебном порядке.

2. Процессуальные признаки , характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемом компетентным органом согласно нормам НК. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях.

3. Функциональные признаки , отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.

1.2. Принципы налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности- это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены ст.108 НК и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции.

Однократность привлечения к налоговой ответственности. Данный принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолировано только в рамках налогового права: в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п.3 и п.4 ст.108 НК определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.

Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика или налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч.1 ст.49 Конституции и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовный процесс).

Виды ответственности за налоговые правонарушения.

2.1. Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом.

В зависимости от субъекта, совершившего противоправные деяния, НК РФ установлены следующие виды ответственности:

    для налогоплательщиков - за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов;

    для налоговых агентов - за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов;

    для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов- за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации;

    для банков- за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.

В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается только в форме штрафа .

Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, то есть большая по размеру санкция не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности. Если виновным лицом совершенно несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями НК РФ в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу.

Срок исковой давности взыскания налоговых санкций в соответствии с п.1. ст.115 НК РФ не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Указанный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен заплатить пени. Порядок взыскания пеней определяется ст.75 и 133 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Примеры видов правонарушений и штрафные санкции:

Статья Кодекса

Вид правонарушения

Размер штрафа

Нарушение налогоплательщиком срока

подачи заявления о постановке на учет

в налоговом органе.

Невыполнение налоговым агентом своей

обязанности: неправомерное неперечисле-

ние сумм налога, подлежащего удержанию

и перечислению.

20% суммы,

подлежащей

перечислению.

Непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п.2 ст.86 НК РФ.

Несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

2.2. Административная ответственность.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ о административных правонарушениях (КоАП). Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа.

Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как Налогового кодекса, так и Кодекса об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протокол о выявленных ими нарушениях.

Полномочия по наложению административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи. Размер штрафа установлен в рублях (раннее зависел от минимального размера оплаты труда (МРОТ)).

Кодексом об административных нарушениях определены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.

      Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа в размере:

      • На граждан- от 1500 до 2000 руб;

        На должностных лиц- от 3000 до 40 000 руб;

        На юридических лиц- от 30 000 до 40 000 руб. (ст.14.5 КоАП).

      Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:

    На должностных лиц- от 4000 до 5000 руб;

    На юридических лиц- от 40 000 до 50 000 руб. (ст.15.1 КоАП).

      Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. (п.1. ст.15.3 КоАП).

      Нарушения срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в кредитной организации влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (ст.15.4 КоАП).

      Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст.15.5 КоАП).

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность должностных лиц банков:

    За нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст.15.7);

    Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст.15.8);

    Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.15.9)

    Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст.15.10).

2.3. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность - правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если оно совершено в крупном размере. В этом случае лицо наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (п.1 ст.198).

То же деяние совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п.2 ст.198).

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК). Уголовная ответственность наступает за уклонение от внесения этих платежей путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Причем это уклонение должно быть квалифицированно как совершенное в крупном размере (п.1 ст.199).

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соответствующие документы. Наказание за данное преступление - штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

    Группой лиц по предварительному сговору;

    В особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п.2 ст.199).

    Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, если оно совершено в крупном размере. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п.1 ст.199.1).

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового (п.2 ст.199.1).

    Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2). Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или ИП, если оно совершено в крупном размере.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяце до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Заключение.

Таким образом, налоговая ответственность считается применением уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.

Налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмов правового регулирования налоговых отношений.

Целью настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых пра-воотношений.

Список используемой литературы:

    Налоговое право: Учебное пособие/ под ред. С.Г. Пепеляева. М:, 2000.

    «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 № 146 ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г, ред. от 29.12.2009) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 29.01.2010).

    Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004г) (с изм. вступающими в силу с 15.11.2009).

    Крохина Ю.А., : «Налоговое право»; Издательство Юнити-дана; 2009г.

    «Кодекс о административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195ФЗ (в ред. от 29.10.2005 г) (с изм. вступающими в силу с 01.11. 2009).

    Демин А.В. Актуальные вопросы налогового права. Налоги. Сборы: Учебное пособие. Красноярск, 2008г.

Налоговая ответственность является для­щимся охранительным правоотношением, которое в своем развитии (движении) проходит определен­ные стадии.

Стадии налоговой ответственности – это периоды, отражающие соотношение определенного объема прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами.

Основанием для выделения стадий налого­вой ответственности служат юридические факты, на­личие которых предусматривается в гипотезах норм НК РФ и влечет соответствующие правовые послед­ствия.

Стадия конкретизации налоговой ответственно­сти посредством доказывания наличия элементов со­става правонарушения начинается с обнаружения на­логового деликта и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах конкретным лицом.

Вторая стадия налоговой ответственности на­чинается в результате активных действий госу­дарства в лице компетентных органов или само­го правонарушителя. До обнаружения налогового деликта правовой статус виновного лица сущест­вует в полном объеме, поскольку противоправ­ное деяние еще не пресечено компетентными органами и правонарушитель использует принад­лежащие ему права и обязанности без каких-либо ограничений.

Конкретизация налогового правонарушения имеет два основания:

а) основное, выраженное правоохранительной санкцией конкретно-опреде­ленной нормы гл.16 или 18 НК РФ, содержащей основные признаки квалификации налогового правонарушения;

б) дополнительное, выраженное обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность.

Заканчивается стадия конкретизации налого­вой ответственности вынесением налоговым ор­ганом или судом решения, которым признается факт нарушения конкретным субъектом за­конодательства о налогах и сборах. Правопри­менительный акт определяет меру ответствен­ности за содеянное.

Вопрос 27. Принципы налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление – их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности выводятся из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности являются достижением науки финансового права, т. е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы:

– общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину.

Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

– однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности;

– соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства;

– разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности;

– презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или гое фискальнообязанное лицо отказалось добровольно уплатить сумму штрафа.

Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ.

В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.



Вопрос 26.

Налоговая ответственность - применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.

Ответственность за нарушение налогового законодательства существует в двух формах: компенсационной (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога) и штрафной (дополнительные выплаты в качестве наказания). Налоговая ответственность предусмотрена положениями:

* Налогового кодекса РФ - при наличии признаков налоговых правонарушений;

» Кодекса РФ об административных правонарушениях;

* Уголовного кодекса РФ - при наличии признаков преступления.

Выделяются следующие признаки налоговой ответственности:

1) материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта:

o установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение НК. Согласно ст. 2 НК правовой базой налоговой ответственности служит законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговая ответственность соответствует принципам налогового законодательства. Основанием применения налоговой ответственности является виновное совершение налогового правонарушения. Налоговая ответственность может быть исполнена правонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана с порицанием. Привлечение к налоговой ответственности не исключает возможности применения иных мер государственного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сборах;

o определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются только в судебном порядке;

2) процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органом согласно нормам НК. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях. Процессуальный порядок привлечения к налоговой ответственности в части, составляющей предмет налогового права, реализуется налоговыми органами, органами внутренних дел или таможенными органами;

3) функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.

Вопрос 25. Основные виды налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности.

Налоговое правонарушение , согласно статье 106 НК РФ, - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста . Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

Основными видами налоговых правонарушений являются:

Нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе;

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке;

Непредставление налоговой декларации;

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

Неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора;

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и взимается в виде денежных взысканий (штрафов). Если есть смягчающие обстоятельства, то размер санкции уменьшается не менее, чем в 2 раза. Если же существуют отягчающие обстоятельства, то размер санкции возрастает на 100%. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке, путем снятие денег с его счетов.
Штраф - это денежное взыскание имущественного характе­ра, которое выражается в получении с налогового правонаруши­теля в доход государства определенной законом суммы денеж­ных средств.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

А.Д. Прыткова

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

В.В. Волкова

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия» (г . Краснодар)

Аннотация. В статье анализируются основные теоретические подходы к проблеме ответственности за совершение налоговых правонарушений, сформированные на сегодняшний день в отечественном праве: налоговая ответственность как подвид административной ответственности и как самостоятельный вид ответственности.

Ключевые слова: административная ответственность, налоговая ответственность, налоговое правонарушение, пени, принцип, санкция, финансовая ответственность, функция, штраф

Актуальность проблемы. Проблема налоговой ответственности, ее место в системе юридической ответственности и соотношение с другими видами ответственности находит отражение в исследованиях специалистов в сфере налогового, административного, финансового права. В теоретических исследованиях по вопросам ответственности за совершение налоговых правонарушений в настоящее время присутствует два основных подхода.

Налоговая ответственность как вид административной ответственности. Большая часть исследователей не считают налоговую ответственность самостоятельным видом юридической ответственности, а относит ее к административной ответственности.

Так, Г.А. Кузьмичева и Л.А. Калинина указывают на «универсальность института административной ответственности» и предлагают включать в него институт налоговой ответственности .

А.В. Брызгалин также называет налоговую ответственность одним из видов административной ответственности, но отмечает, что порядок ее применения регулируется не Кодексом об административных правонарушениях РФ , а Налоговым кодексом РФ , то есть актом специального законодательства. Но, несмотря на это, административная природа налоговой ответственности сохраняется .

А.Е. Анохин называет ответственность за совершение правонарушений в налоговой сфере подвидом административной ответственности, отмечая при этом, что данный вид ответственности имеет ряд специфических особенностей, связанных со способом ее установления (НК РФ) и наличием особого порядка привлечения к ответственности, отличного от порядка, предусмотренного КоАП РФ .

М.Б. Разгильдиева указывает, что основным аргументом сторонников административной природы налоговой ответственности выступает, в первую очередь, схожесть административного и налогового правонарушения, а также санкций, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ . Так, ряд авторов отмечает, что значимых отличий между налоговой и административной ответственностью нет, т.к. налоговое правонарушение по ряду признаков (объект правонарушения – система государственного управления; субъект правонарушения – физические, и юридические лица и т.д.) аналогично административному правонарушению. В.А. Кинсбурская отмечает схожесть налоговых и административных санкций – например, как налоговые, так и административные санкции применяются за действия (бездействия), не связанные с наличием служебных (трудовых) взаимоотношений между юрисдикционным органом и правонарушителем .

А.С. Гаршин, В.Н. Васин, В.И. Казанцев полагают, что схожесть административного и налогового правонарушения выступает достаточным основанием для утверждения их родового единства, невзирая на имеющиеся процессуальные различия .

Существенные различия существуют в процедуре привлечения к налоговой и административной ответственности. Но, по мнению В.А. Кинсбурской , наличие особой процедуры привлечения к административной ответственности за совершение налоговых правонарушений – это следствие недостаточной институциональной самодостаточности и высокой степени дифференциации налоговых отношений .

Еще один аргумент, к которому апеллируют сторонники административной природы налоговой ответственности, – это недостаточная «проработанность» процессуального порядка привлечения к налоговой ответственности. Например, И.В. Хаменушко указывает, что «можно для каждого вида ответственности сконструировать свою процедуру. Она должна быть как минимум не хуже, чем выработанная за многие десятки, если не сотни, лет процедура применения административных или уголовных санкций. Достижимо ли это на практике? Наверное, да, если просто... скопировать нормы КоАП РФ. Но зачем это делать? Не проще ли смириться с тем, что нормы об ответственности за нарушение финансового законодательства есть не что иное, как разновидности административных санкций? Чтобы сконструировать новый вид ответственности в публичном праве, надо сконструировать обеспечивающий законность ее применения процессуальный аппарат, по уровню правовых гарантий не уступающий УПК РФ или КоАП РФ» . Таким образом, выделение в НК РФ института налоговой ответственности рассматривается автором как своего рода ошибка законодателя, вызванная увеличением количества отдельных видов ответственности путем установления различий в правилах и процедурах, взамен того, чтобы сделать их универсальными, т.е. более ясными для правоприменителей .

Кроме того, налоговая ответственность некоторыми исследователями рассматривается как подвид финансовой ответственности. Так, например, А.З. Арсланбекова отмечает, что налоговая ответственность, «обладая чертами административной ответственности, является разновидностью финансовой ответственности, которая реализуется в государственно-властных имущественных отношениях, складывающихся в налоговой сфере». Рассматривая налоговую ответственность, автор указывает на«с пецифику и признаки самостоятельности, обусловленные вхождением налогового права в финансовое право в качестве подотрасли . Специфика финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства обусловлена особенностями налоговой деятельности и налогово-правового регулирования» .

Налоговая ответственность как самостоятельный вид ответственности. Сторонники второго подхода считают, что налоговая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности и корреспондирует с административной ответственностью лишь как смежные правовые институты.

Например, по мнению Л.В. Терновой выделению налоговой ответственности в отдельный вид юридической ответственности содействует определение налоговым законодательством процессуальных норм, регулирующих производство в сфере налогов и сборов .

И.И. Кучеров придерживается подобного мнения и подчеркивает, что отличие налоговой ответственности от других видов ответственности состоит в специфике ее процессуальной формы .

Налоговая ответственность имеет характерные признаки, присущие только данному виду ответственности. Прежде всего, это наличие собственной правовой базы– за конодательстве о налогах и сборах, а также соответствие принципам налогового законодательства. Она предусматривает особый процессуальный порядок (производство по делам о налоговых правонарушениях). Основанием налоговой ответственности служит виновно совершенное налоговое правонарушение (ст. 106 НК РФ), и она заключается в применении налоговых санкций, имеющих денежное выражение (штраф). Налоговая ответственность дифференцируется с учетом интересов государства и особенностей совершенного действия (бездействия). Она не всегда влечет за собой осуждение и может признаваться и выполняться в добровольном порядке. К ней привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также другие лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения. Эти особенности позволяют выделять налоговую ответственность в отдельный правовой институт.

С.В. Игнатьева и И.В. Блиндюк указывают на специфичность основания налоговой ответственности – налогового правонарушения . Определение налогового правонарушения дано в ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации. Причем помимо того, что налоговое правонарушение нарушает законодательство о налогах и сборах, в ст. 106 НК РФ указывается, что за данное правонарушение предусмотрена ответственность, устанавливаемая именно Налоговым кодексом РФ.

Ст. 10 НК РФ также указывает на самостоятельность налоговой ответственности – в ней устанавливается различный порядок привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ. Помимо этого, за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 133 и 135 НК РФ, применяется санкция в виде взыскания пени, что невозможно при привлечении к административной ответственности.

Сторонники подхода к налоговой ответственности, как самостоятельного вида указывают на различие источников правового регулирования административной и налоговой ответственности. Ответственность за административно наказуемое правонарушение законодательства о налогах и сборах регулируется КоАП РФ, который предусматривает возможности установления мер административной ответственности в иных федеральных нормативно-правовых актах. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливается НК РФ. При этом в НК РФ подчеркивается, что привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения возможно не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ .

Отличаются и цели административной и налоговой ответственности. Основной целью использования административной ответственности служит наказание виновного и предупреждение правонарушений, налоговое же законодательство помимо этого предусматривает использование особой правовосстановительной санкции – пени (ст. 75 НК РФ), а также такую меру государственного принуждения, как взыскание недоимки по налогам и сборам (п. 2 ст. 1, ст. 69 НК РФ). Сама по себе недоимка не служит мерой налоговой ответственности, но целью ее взыскания является создание условий для своевременного и полного формирования бюджетов.

Вывод. Таким образом, можно отметить, что в отечественном праве сформировано два основных подхода к пониманию ответственности за совершение правонарушений в сфере налогов и сборов: часть исследователей считает налоговую ответственность разновидностью административной, другая часть – считают ее самостоятельным видом ответственности. На наш взгляд, существование различных взглядов на те или иные правовые явления является естественным процессом развития науки, тем более, что это не препятствует реализации правосудия в налоговой сфере. С учетом наличия специфического основания для наступления налоговой ответственности, собственной правовой базы, особой санкции в виде взыскания пени и ряда других обстоятельств, мы считаем, что имеются все основания считать налоговую ответственность самостоятельным видом ответственности.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм . и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 1 (Часть I). с т. 47.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 49. – Ст. 6844.

3. Анохин А.Е. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений: Автореферат дис . … канд. юр. наук. – М., 2004. – 27 с.

4. Арсланбекова А.З. Правовое регулирование финансовых санкций. Махачкала, 2007. – 152 с .

5. Васин В.Н., Казанцев В.И. К вопросу о правовой природе штрафа // Российский судья. – 2006. – № 1. – С. 29 – 30.

6. Гаршин А.С. О правовой природе юридической ответственности за нарушения российского законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. – 2009. – № 4. – С. 18 – 19.

7. Игнатьева С.В., Блиндюк И.В. А дминистративная и налоговая ответственность за нарушение налогового законодательства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1. – Том 53. –С. 62 – 64.

8. Кинсбурская В.А. Налоговая и финансовая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: разграничение понятий // Право и экономика. – 2010. – № 6. – С. 36 – 37.

9. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность. – М., 2000. – 463 с.

10. Кучеров И.И. Налоговое право России. – М., 2001. – 704 с.

11. Налоговое право / П од ред. А.В. Брызгалина .– М., 1997. – 600 с.

12. Разгильдиева М.Б. К вопросу об административной природе налогово-правовой ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2013. – № 5 (94). – С. 230 – 237.

13. Тернова Л.В. Налоговая ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. – 1998. – № 9. – С. 29.

14. Тотикова Т.Е. А ктуальные проблемы развития института налоговой ответственности // Вестник Поволжского института управления. – 2011. – № 1. – С. 94 – 99.

15. Хаменушко И.В. Дискуссионные вопросы умножения видов юридической ответственности // Финансовое право. – 2010. – № 2. – С. 8.

Прыткова Анна Дмитриевна – магистрант 1 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г . Краснодар), e - mail : annadmitrievna2015@yandex .ru

Волкова Виктория Владимировна – к.ю.н ., доцент, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г . Краснодар), e - mail : [email protected]

THE CONCEPT OF TAX RESPONSIBILITY IN MODERN RUSSIAN LAW

A.D. Prytkova

V.V. Volkova

North-Caucasian Branch of the FSBEIHE

"Russian university of justice" (Krasnodar city)

Annotation. The article analyzes the main theoretical approaches to the problem of responsibility for committing tax offenses, formed to date in the domestic law: tax liability as a subtype of administrative responsibility and as an independent type of responsibility.

Keywords: administrative responsibility, tax liability, tax offense, fine, principle, sanction, financial responsibility, function

Literature:

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses No. 195-FL of December 30, 2001 (as amended on December 28, 2016) (as amended and supplemented, entered into force on January 9, 2017) // The Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 2017. - No. 1 (Part I). - Art. 47.

2. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) of 31.07.1998 No. 146-FL (as amended on December 28, 2016) // The Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. - 2016. - No. 49. - Art. 6844.

3. Anokhin A.E. Actual problems of responsibility for committing tax offenses: the author"s abstract ... Cand . Sc.(Law) - M., 2004. - 27 p.

4. Arslanbekova A.Z. Legal regulation of financial sanctions. - Makhachkala, 2007. - 152 p.

5. Vasin V.N., Kazantsev V.I. To the question of the legal nature of the fine // The Russian judge. - 2006. - No. 1. - P. 29 - 30.

6. Garshin A.S. On the legal nature of legal liability for violations of Russian legislation on taxes and fees // Financial law. - 2009. - No. 4. - P. 18 - 19.

7. Ignatieva S.V., Blindyuk I.V. Administrative and tax liability for violation of tax legislation // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. - No. 1. - Volume 53.- P. 62-64.

8. Kinsburskaya V.A. Tax and financial responsibility for violation of legislation on taxes and fees: the delimitation of concepts // Law and Economics. - 2010. - No. 6. - P. 36-37.

9. Kuzmicheva G.A., Kalinina L.A. Administrative responsibility. - M., 2000. - 463 p.

10. Kucherov I.I. The tax law of Russia. - M., 2001. - 704 p.

11. Tax Law / Ed. A.V. Bryzgalina .- M., 1997. - 600 p.

12. Razgildieva M.B. To the question of the administrative nature of tax and legal responsibility // Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2013. - No. 5 (94). - P. 230-237.

13. Ternova L.V. Tax responsibility is an independent type of legal responsibility // Finance. - 1998. - No. 9. - P. 29.

14. Totikova Т.Е. Actual problems of the development of the institute of tax liability // Bulletin of the Volga Management Institute. - 2011. - No. 1. - P. 94 - 99.

15. Khamenushko I.V. Discussion questions of multiplication of types of legal responsibility // Financial law. - 2010. - No. 2. - P. 8.

Принципы налоговой ответственности отражают ее содержание, сущность, функции и формы реализации. Основные начала налоговой ответственности являются ориентиром для всех субъектов налогового права, участвующих в охранительных налоговых правоотношениях.
Принципы налоговой ответственности указывают правовое положение общества, цели, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление - их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Вопервых, основные начала налоговой ответственности могут выводиться из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Вовторых, принципы налоговой ответственности могут являться достижением науки финансового права, т.е. частью финансовоправовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.
Принципы налоговой ответственности - это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.
Принципы налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах. Широкое понимание принципов налоговой ответственности означает совокупность всех правовых принципов налоговой ответственности. Узкое понимание принципов налоговой ответственности означает их понимание в качестве основных идей, непосредственно закрепленных в налоговом законодательстве. Основные начала налоговой ответственности, имеющие нормативное закрепление, называются нормыпринципы.
Налоговая ответственность основывается на целостной системе принципов, включающих общесоциальные принципы, свойственные всем видам ответственности, общеправовые, принципы финансового права, принципы налогового права и собственно принципы налоговой ответственности как правового института.
Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответственность за вину. Нормыпринципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, основанного на международных нормах и положениях Конституции РФ. Законность привлечения к ответственности установлена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (п. 1 ст. 7).
Основным элементом принципа законности является положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положение означает следующее.
Вопервых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением считается только такое деяние, признаки которого предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Закрепление признаков налогового правонарушения только самим Кодексом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, то есть применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.
Вовторых, верховенство Налогового кодекса РФ, являющегося единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какоелибо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием РФ и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается самим Кодексом.
Втретьих, противоправность и наказуемость деяния определяется налоговым законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.
В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная Налоговым кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение имеет самостоятельное значение и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой ответственности с другими видами ответственности.
2. Однократность привлечения к налоговой ответственности. Этот принцип означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое правонарушение означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.
3. Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права - в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
4. Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.
Следовательно, применение налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.
5. Презумпция невиновности. Данный принцип является налоговоправовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).
Факт совершения налогового правонарушения конкретным лицом может быть констатирован только судом. Вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности не является неопровержимым доказательством, однако не ограничивает привлекаемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа. Вместе с тем добровольное исполнение лицом решения налогового органа о применении санкции не означает тем самым признания этого лица виновным в совершении налогового правонарушения, поскольку его вина не была предметом судебного разбирательства.
Принцип презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальных отношений привлечения к ответственности. Вне налогового процесса презумпция невиновности не может существовать, поскольку отсутствует смысл ее наличия. Презумпция невиновности и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их взаимодействия представляет соотношение материальных и процессуальных норм.
Установленный в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным служит одним из обязательных условий для государственного принуждения правонарушителя. Суд признает налогоплательщика или иного фискально обязанного лица правонарушителем в силу совершения им налогового деликта. Правонарушитель становится виновным именно с момента совершения им нарушения налогового законодательства, а не в момент оглашения судебного решения. В налоговых охранительных правоотношениях вопрос о виновности решается уже на стадии рассмотрения дела налоговым органом, поскольку на этой стадии устанавливаются элементы и признаки состава конкретного налогового деликта, в том числе и вина определенного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санкции на основании решения налогового органа не порождает правовых последствий, наступающих только при государственном осуждении в форме решения суда.
Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут опровергать презумпцию невиновности. К таким документам относятся акт налоговой проверки, показания свидетелей, результаты осмотра, результаты выемки и экспертизы, заключения специалиста.
Отсутствие у лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обязанности по доказыванию собственной невиновности не означает лишение его права на защиту. Презумпция невиновности выступает одной из гарантий защиты нарушенных прав и в этом аспекте означает невозможность со стороны какихлибо властных органов принуждать лицо к даче объяснений. Более того, наличие в налоговом процессе презумпции невиновности обязывает налоговые органы в ходе судебного разбирательства доказывать не только достоверность собственных выводов, но и необоснованность возражений привлекаемого лица.
Однако презумпция невиновности в части отсутствия у привлекаемого лица обязанности по доказыванию собственной непричастности к налоговому правонарушению имеет некоторые ограничения. Так, на основании ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставлять налоговым органам необходимые финансовохозяйственные документы, которые впоследствии могут послужить основанием для привлечения его к ответственности.
Составным элементом принципа презумпции невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правоты налогоплательщика. Презумпция правоты означает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица. Какиелибо обстоятельства совершения налогового правонарушения считаются неустранимыми сомнениями в тех случаях, когда собранные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности лица и при этом допускаемые Налоговым кодексом РФ средства и способы собирания доказательств исчерпаны.
В налоговом праве принцип презумпции невиновности реализуется посредством установления искового порядка взыскания налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или иное фискально обязанное лицо отказался добровольно уплатить сумму штрафа.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку улучшает положение налогоплательщиков и, таким образом, распространяется на налоговые правонарушения, совершенные до вступления Налогового кодекса РФ в действие (до 1 января 1999 г.), но по какимлибо причинам рассматриваемые налоговыми органами или судом после названной даты.
Необходимо учитывать, что презумпция невиновности распространяется только относительно привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. К процедуре доначисления налога (налоговой недоимке) данный принцип не применяется.
Наличие в налоговом праве специальной статьи, закрепляющей принципы налоговой ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой политики государства и правильной ориентации субъектов налоговых отношений в сфере налоговоправового регулирования.
Законодательное установление принципов налоговой ответственности способствует обеспечению правильного практического применения законодательства о налогах и сборах, стабильности финансовой политики государства, соблюдению прав и имущественных интересов всех субъектов налоговых отношений. Нормыпринципы оказывают значительное воздействие и на правотворческий процесс, поскольку при реформировании налоговых отношений законодатель должен руководствоваться не только имущественными интересами государственной казны, но и интересами налогоплательщиков, а также иными социальноправовыми идеями, отраженными в принципах налоговой ответственности.
Принципами налоговой ответственности часто руководствуется Конституционный Суд РФ, принимая постановления по вопросам налогообложения.
В механизме правового регулирования налоговых отношений принципы налоговой ответственности выполняют регулятивную, превентивную и охранительные функции.
Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы, несоблюдение одного принципа неизбежно повлечет нарушение другого, и, как следствие, произойдет искажение сущности ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.