Внутренний финансовый контроль представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия.
Состояние внутреннего финансового контроля субъектов хозяйствования в значительной степени определяет уровень финансовой устойчивости фирм, степень их адаптации к изменяющимся рыночным условиям, общее состояние экономики.
Внутренний финансовый контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний финансовый контроль сокращает расходы и способствует эффективному управлению его ресурсами.
Для отечественной практики наличие в организации внутреннего финансового контроля становится актуальным для собственников - менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного ведения дел, передавая бразды правления в руки профессиональных управленцев.
Организация внутреннего финансового контроля предприятия подразумевает строгую регламентацию своей деятельности; определение прав, обязанностей и ответственности специалистов; установление квалификационных требований, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.
Подразделение внутреннего финансового контроля систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей, поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранению выявленных нарушений. Работа службы внутреннего финансового контроля на предприятии организуется в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которые утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ руководителю представляется отчет, позволяющий привлечь его внимание к выявленным или возможным нарушениям. Работа службы внутреннего финансового контроля считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций аудиторов.
Успех проверки оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателем ее качества является полнота аудита. Экономическая эффективность внутреннего финансового контроля достигается за счет предупреждения нарушений, своевременного внесения изменений в налоговые расчеты, применения налоговых льгот, оптимальной учетной политики, значительного сокращения штрафных налоговых санкций.
Основным объектом деятельности службы внутреннего финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность организации.
Структура службы внутреннего финансового контроля во многом зависит от специфики организации, ее величины, конкретных целей администрации и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных полномочным персоналом соответствующей квалификации, осуществляющих информационное взаимодействие, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.
Для организации внутреннего финансового контроля в обществе (не предприятии) рекомендуется создать контрольно-ревизионную службу - структурное подразделение, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля и независимое от исполнительных органов общества, а также службу внутреннего финансового контроля.
Порядок назначения сотрудников службы рекомендуется определить в уставе общества. Структуру и состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, рекомендуется определить во внутреннем документе общества, утверждаемом советом директоров.
В состав службы внутреннего финансового контроля должны входить не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.), а также аудитор, имеющий соответствующий квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудиторского риска.
Классификация методов проведения внутреннего финансового контроля представлена в табл. 1.
Таблица 1. Классификация методов проведения внутреннего финансового контроля
По степени охвата финансовым контролем |
По времени проведения контроля |
По периодичности проведения контроля |
Предварительный |
Ежедневный |
|
Тематический |
Еженедельный |
|
Выборочный |
Последующий |
Ежемесячный |
Ежеквартальный |
||
Ежегодный |
||
Основными функциями системы внутреннего контроля на предприятии являются:
проведение проверок отдельных видов деятельности организации представление различных справок-докладов по результатам таких проверок предоставление их руководству;
проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;
проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка обновления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и временности уплаты налогов;
экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки (от реализации продукции услуг), точности формирования финансовых результатов, правомерности использования прибыли и фондов;
разработка и предоставление руководству организации предложений по улучшению организации бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, изменению системы контроля;
организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налоговыми органами других органов внешнего контроля.
Служба внутреннего финансового контроля может также осуществлять :
бухгалтерское и налоговое консультирование;
оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.
Одним из основных требований, предъявляемых к внутреннему финансовому контролю, является объективность, которая обеспечивается степенью его независимости в составе руководства экономического субъекта. Это требование обеспечивается, как правило, тем, что служба внутреннего финансового контроля подчиняется и обязана представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независимым от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта структурных подразделений.
План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю разрабатывается в организациях всех форм собственности самостоятельно. В зависимости от вида деятельности и организационной структуры компании указанный документ может иметь отличительные особенности.
Администрирование и надзор за финансовыми потоками фирмы как процесс можно разделить на 2 взаимосвязанных элемента:
Состав реквизитов плана внутреннего финансового контроля неоднороден в фирмах с различными организационно-правовыми формами, направлениями и объемами бизнеса. В то же время есть несколько универсальных для всех компаний моментов, которые в обязательном порядке должны быть раскрыты в данном документе:
В качестве вспомогательного документа к плану может быть прикреплена карта внутреннего финансового контроля .
Подобный документ типичен для компаний госсектора. Связано это с обязательностью его применения в качестве предварительного мероприятия по осуществлению контрольных процедур в области финансов бюджетных организаций. Подобное правило закреплено в п. 16 приложения к письму Минфина РФ от 19.01.2015 № 02-11-05/932. В приведенном документе предполагается отражение должностных лиц отвечающих за выполнение конкретных проверочных процедур в рамках одного предприятия.
Прилагаемая министерством форма должна применяться всеми компаниями, участвующими в использовании средств бюджета, и включена в состав приложения № 2 к письму Минфина РФ № 02-11-05/932.
Рассматривается и иной подход к определению назначения карты внутреннего финансового контроля , когда она служит основной внутренней инструкцией организации, согласно которой осуществляются надзорные финансовые процедуры. Это заключение можно сделать после изучения п. 12 правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, введенных постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.
Состав и размещение реквизитов бланков карты, которые приводятся в двух вышеуказанных документах, во многом схожи. Дополнительный аргумент в отношении идентичности подходов обоих правительственных органов - п. 10 правил, введенных постановлением № 193. В нем также предполагается обязательное указание сотрудников, обязанных проводить отдельные контрольные процедуры.
В то же время документ Правительства РФ предоставляет предприятиям использовать для финансового контроля отраслевые формы, утверждаемые ведомствами. В соответствии с этим Минфин РФ в приказе от 25.02.2015 № 30н предписывает использовать бланк карты внутреннего финконтроля, нашедший отражение в приложении № 1 данного НПА.
Получается, что описанный формат в полной мере соответствует целям планирования финансового контроля и может быть как вспомогательным, так и основополагающим документом, регламентирующим его ведение. При этом возможно применять как бланк Минфина, так и созданный внутри соответствующего ведомства.
Образец карты внутреннего финансового контроля , предложенный на нашем сайте, облегчит процесс ее разработки в фирме.
Регламент контрольных финансовых процедур коммерческой компании обусловлен применяемыми методами хозяйствования, сложившимися традициями ведения бизнеса в данной фирме и включает:
Исходя из ставящихся задач количество элементов плана проверки может быть значительно расширено. В частности, могут появиться реквизиты для визирования ответственным сотрудником завершения этапов программы контроля - таким способом подтверждается успешное выполнение специалистами на участках вверенной им части работы.
Для предприятий госсектора применяется строгая законодательная регламентация механизмов контроля финансов на всех уровнях. Кроме того, существует множество ограничений, накладываемых со стороны инструкций внутри ведомств. Самостоятельность в выборе параметров контроля госкомпаний ограничена в значительной мере.
Каковы же основные ограничения и обязательные требования к формированию контрольных процедур в области финансов в государственных компаниях? Одним из источников для понимания их содержания может стать п. 45 приложения к письму Минфина РФ от 19.01.2015 № 02-11-05/932, исходя из его положений, можно выделить следующие ключевые элементы:
Нормами права может быть предусмотрено исполнение обязательных планов финансового контроля, утвержденных на уровне ведомства. В качестве примера могут служить пп. 3, 4 правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092. Согласно им программа контроля утверждается:
Правила составления программы мероприятий финансового надзора распространяются и на деятельность Росфиннадзора в области мониторинга деятельности предприятий государственного и негосударственного сектора.
Итак, в частных фирмах планы создаются самостоятельно. Государственные компании в большинстве случаев руководствуются ведомственными инструкциями.
Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
Контроль базируется на этих принципах:
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.
В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.
Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.
Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.
Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.
При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.
Вид контроля |
Описание |
Предварительный контроль |
Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д. |
Текущий контроль |
Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами) |
Последующий контроль |
Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур |
Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.
В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:
Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:
Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.
К сведению
Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).
Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.
Утверждаю
Руководитель учреждения
________________ / И. И. Иванов /
Положение о внутреннем финансовом контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.
1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:
1.3. Задачами внутреннего контроля являются:
1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:
1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:
1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:
2. Организация внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.
2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:
2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.
В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.
2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.
Методами последующего контроля являются:
Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:
2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.
Основными объектами плановой проверки являются:
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.
3. Субъекты внутреннего контроля
3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.
4. Права и обязанности субъектов контроля
4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:
4.2. Субъекты контроля обязаны:
5. Ответственность
5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.
5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.
5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.
6. Оценка состояния системы финансового контроля
6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.
В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.
7. Заключительные положения
7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.
7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.
Приложение 1
Комиссия по внутреннему контролю
Приложение 2
к Положению о внутреннем финансовом контроле
План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности
Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки) |
Проверяемый период |
Срок проведения |
Ответственное лицо |
|
Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности |
||||
Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами |
Ежемесячно в последний рабочий день месяца |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет |
Ежеквартально в последний рабочий день месяца |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
Полугодие |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
||
Инвентаризация активов |
Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм |
Председатель комиссии по внутреннему контролю |
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Распорядители бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета проводят внутренний финаудит. Такое требование устанавливает статья 160.2-1 Бюджетного кодекса. А согласно приказу Минфина России от 21.09.2015 № 143н, структурные подразделения Минфина, федеральные казенные учреждения, бюджетные организации-исполнители государственных контрактов, финансируемые из федерального бюджета, подлежат обязательному финаудиту. В данной статье рассмотрен порядок составления плана внутреннего финансового аудита и условия, по которым он проводится. Последние определяются следующими нормативно-правовыми актами:
Выявленные риски и отклонения анализируются по всем направлениям деятельности проверяемой организации. По результатам оценивается надежность системы контроля организации, достоверность отчетности, экономность и эффективность расходования бюджетных средств. Кроме того, по результатам контроля разрабатываются рекомендации.
Должностные лица, проводившие контроль, несут ответственность за полноту и достоверность аудиторского заключения и качество разработанных рекомендаций.
Срок проведения аудита составляет 45 календарных дней (п. 1 Приложения 2 к Приказу Минфина от 21.09.2015 № 143н).
Приостановление аудиторской проверки возможно в следующих случаях:
Для проведения проверки составляется план внутреннего финансового аудита на 2019 год. По каждой аудиторской проверке необходимо указать:
При планировании проверки учитывается:
План утверждается до начала финансового года. Включаются в план аудит финансовых результатов, анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.
Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:
К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение контроля строго согласно утвержденной программы, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.