Внешэкономбанк лицензия цб. Акра присвоило внешэкономбанку кредитный рейтинг aaa(ru), прогноз «стабильный

Кредитный рейтинг государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности ()» (далее — Внешэкономбанк, ВЭБ) присвоен на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации, что обусловлено очень высокой вероятностью оказания Внешэкономбанку экстраординарной поддержки органами власти по причине очень высокой системной значимости для российской экономики и определяющего влияния государства на кредитоспособность ВЭБа. Собственная кредитоспособность Внешэкономбанка не является фактором, влияющим на его кредитный рейтинг.

Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ «О банке развития», вступившим в силу 4 июня 2007 года. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает пять лет, а общая стоимость — более 2 млрд руб.

АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и (или) в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности Правительство РФ предоставит достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Это основывается на указанных ниже предпосылках.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень высокая системная значимость. Внешэкономбанк является институтом развития, который в соответствии с определенным законом мандатом выполняет уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки. Масштаб операций ВЭБа существенный в рамках российской экономики: активы составляют порядка 22% расходов бюджета на 2017 год. Мы полагаем, что в настоящее время отсутствует возможность передачи функций Внешэкономбанка другим государственным или частным организациям.

По мнению АКРА, сценарий дефолта ВЭБа сопряжен для государства с очень существенными потерями бюджетных средств: как с прямыми (563 млрд руб., размещенными во Внешэкономбанке по состоянию на 31.03.2017), так и с косвенными (через приостановление финансирования, а в отдельных случаях — реализации приоритетных инфраструктурных проектов федерального значения). Кроме того, по мнению АКРА, дефолт ВЭБа будет сопряжен с существенными репутационными потерями Правительства РФ вследствие снижения доверия инвесторов и кредиторов государственного сектора экономики в различных отраслях.

Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. ВЭБ создан в 2007 году на основании и в порядке, установленном Федеральным законом №82-ФЗ; единственным учредителем Внешэкономбанка является государство. Государство обладает полноценным контролем, имея возможность определять стратегические направления развития и осуществлять контроль за операционной деятельностью ВЭБа: в состав Наблюдательного совета Внешэкономбанка входят члены Правительства и Администрации Президента РФ, возглавляет Наблюдательный совет Председатель Правительства.

К другим факторам очень сильных связей ВЭБа с государством АКРА относит (1) законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства; (2) готовность государства оказать экстраординарную поддержку через законодательно определенные бюджетные механизмы — предусмотренные в бюджете на 2017-2019 годы расходы на докапитализацию в размере 150 млрд руб. ежегодно; (3) существенный объем финансовой поддержки, фактически оказанной за период 2007-2017 годов (порядка 865 млрд руб.), в том числе экстраординарной, оказанной достаточно оперативно в период напряженной ситуации с ликвидностью Внешэкономбанка в 2016 году.

Уровень собственной кредитоспособности Внешэкономбанка зависит от государственного финансирования и эффективности реализации новой стратегии развития. Смена управленческой команды Внешэкономбанка и переосмысление государством роли ВЭБа привело к утверждению в декабре 2016 года новой стратегии развития (до 2021 года), предполагающей фокус на инвестиции в инфраструктурные проекты «догоняющего развития», промышленность высоких переделов, проекты в высокотехнологичной сфере, перевод ОПК на гражданскую продукцию, поддержку несырьевого экспорта. Насколько мы понимаем, ключевые задачи новой команды на среднесрочную перспективу таковы: (1) оптимизация организационной структуры и повышение операционной эффективности; (2) реструктуризация «старого» портфеля проблемных кредитов; (3) продажа дочерних обществ, не соответствующих стратегическому фокусу (прежде всего Связь-Банка, Глобэкса и Проминвестбанка на Украине).

Мы полагаем, что с учетом сложности и комплексности «старого» портфеля проблемной задолженности, а также слабой экономической динамики, ощутимая отдача от работы по реструктуризации данного портфеля возможна скорее в долгосрочной перспективе. Эффективность работы по «новым» принципам и направлениям будет прежде всего зависеть от качества выстраиваемого инвестиционного процесса и действенности внутренних и внешних механизмов снижения рисков. Финансовые показатели деятельности Внешэкономбанка на горизонте действия новой стратегии также будут зависеть от объемов финансирования «специальных» проектов и уровня компенсации потерь по ним со стороны государства.

Мы отмечаем слабые, но постепенно улучшающиеся финансовые показатели ВЭБа. Уровень проблемной задолженности (просроченной и индивидуально обесцененной) остается высоким (37,9% от кредитов клиентов и чистых инвестиций в лизинг по состоянию на конец 2016 года), однако этот риск в значительной степени компенсируется покрытием резервами, которое за 2016 год выросло с 50 до 71%. После значительного убытка (112 млрд руб.) в 2016 году Внешэкономбанк зафиксировал прибыль в объеме 14,1 млрд руб. по итогам первого квартала 2017 года. С учетом продолжающегося периода трансформации стабильность финансового результата связана с некоторой степенью неопределенности. Мы отмечаем рост достаточности капитала ВЭБа до 15,2% в первом квартале 2017 года и полагаем, что он будет находиться в диапазоне 14,5-16% в ближайшие 12-18 месяцев вследствие: (1) запланированных вливаний в капитал со стороны государства; (2) снижения либо незначительного роста объема взвешенных по риску активов.

Пик погашения публичного долга приходится на 2018 год (около 169 млрд руб.). С учетом заложенного в бюджет финансирования, высокой вероятности дополнительной финансовой поддержки со стороны государства и собственных возможностей финансового института, в отсутствие серьезных внешних шоков мы не ожидаем проблем с выполнением этих обязательств.

Ключевые допущения

  • сохранение контроля со стороны государства;
  • достаточность объемов государственной поддержки для расчетов с кредиторами в ближайшие годы;
  • развитие в рамках принятой в конце 2016 года стратегии до 2021 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12-18 месяцев.

  • существенное снижение уровня системной значимости ВЭБа для экономики РФ;
  • потеря контроля со стороны государства.

Компоненты рейтинга

  • Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
  • Корректировки: отсутствуют.
  • Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных
Внешэкономбанком, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности Внешэкономбанка по МСФО и управленческой отчетности Внешэкономбанка. Кредитный рейтинг является запрошенным, Внешэкономбанк принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Государственная корпорация, созданная для инвестирования в приоритетные отрасли экономики, а также для того, чтобы содействовать привлечению иностранных инвестиций и осуществлять финансовую поддержку экспортно-импортной политики. Учрежден в 2007г. на основе Внешэкономбанка (ВЭБа). Основные приоритеты Банка: развитие несырьевых отраслей и наукоемкой промышленности, стимулирование инноваций, экспорт высокотехнологичной продукции, осуществление проектов в особых экономических зонах, поддержка малого и среднего бизнеса.
Среди приоритетных направлений в деятельности ВЭБ можно выделить следующие. ВЭБ обеспечивает банковское обслуживание государственных программ и проектов, как за рубежом, так и внутри страны, а специалисты Банка на стадии подготовки таких проектов проводят экспертную финансовую оценку их экономической целесообразности.
Важным направлением в работе ВЭБ является создание инструментов государственной поддержки отечественного экспорта. ВЭБ на основании изучения мирового опыта, в частности опыта стран ОЭСР, и с учетом всех требований и норм ВТО разрабатывает механизмы, которые помогут российским предприятиям-экспортерам утвердиться на мировом рынке. ВЭБ владеет 95% Росэксимбанка - учреждения призванного реализовать эти механизмы на практике.
ВЭБ как агент Пенсионного Фонда России инвестирует средства ПФР. Банк решает задачу оптимального размещения этих средств для достижения заданных показателей доходности. В январе текущего года решением правительства банк назначен Государственной управляющей компанией по управлению пенсионными накоплениями граждан, не выбравших частную управляющую компанию для размещения своих средств.
На ВЭБ возложены функции учета, обслуживания и погашения государственного внешнего долга. Банк ведет учет зарубежных финансовых активов. Специалисты ВЭБ принимают участие в организации и проведении переговоров с иностранными кредиторами и должниками, участвуют в работе межправительственных комиссий./2011

Регистрационный номер: 2306

Дата регистрации Банком России: 08.06.2007

БИК: 044525000

Основной государственный регистрационный номер: 1077711000102 (08.06.2007)

Уставный капитал: 419 000 000 000 руб.

ГК «ВЭБ.РФ» - ведущая государственная корпорация, обладающая статусом национального банка развития. В задачи Внешэкономбанка входит содействие социально-экономическому росту в стране посредством финансирования значимых инвестиционных проектов. Обслуживанием частных лиц финансовый институт напрямую не занимается.

До 2018 года госкорпорация ВЭБ.РФ носила название банк "Внешэкономбанк" и занималась преимущественно кредитованием юридических лиц с целью обеспечения роста российской экономики. После значительного расширения функций организации наименование "Внешэкономбанк" не отражало в полной мере полномочий компании, в результате чего было принято решение о переименовании. На данный момент ГК координирует деятельность институтов развития по вопросам обеспечения долгосрочного социально-экономического развития страны.

Внешэкономбанк был основан в 1988 году. Особое положение определяется отсутствием у него банковской лицензии. Так, в своей деятельности учреждение не подконтрольно Банку России; вместо этого его активность регулируется специальным федеральным законом.

Учреждение обладает обширной и представительств не только в России, но и за рубежом. На текущий момент им образовано ряд дочерних организаций, формирующих Группу Внешэкономбанка. Она включает ряд некредитных организаций и банков, среди которых:

  • Фонды, агентства, центры и компании, являющиеся инструментами деятельности Внешэкономбанка;
  • Собственное дочерние банки «Связь-Банк», «БелВЭБ», «Проминвестбанк», а также «Росэксимбанк».

На текущий момент Внешэкономбанк переживает процесс реформирования, получивший неофициальное название ВЭБ 2.0. Планируется трансформация учреждения в банк развития, соответствующий мировым образцам, к 2021 году.

S&P повысило рейтинги "Внешэкономбанку" с "ВВ+/В" до "ВВВ-/А-3". Гораздо важнее, что рейтинг собственной кредитоспособности остаётся на жалком уровне "b-"

Международное рейтинговое агентство S&P global ratings 27 февраля 2018 года повысило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ВЭБ) по обязательствам в иностранной валюте с "ВВ+/В" до "ВВВ-/А-3", сообщила пресс-служба агентства.

В то же время мы повысили долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги ВЭБ по обязательствам в национальной валюте с "ВВВ-/А-3" до "ВВВ/А-2". Прогноз – "Стабильный".

Мы считаем ВЭБ организацией, связанной с государством (ОСГ), которая характеризуется "практически безусловной" вероятностью получения экстраординарной поддержки от правительства РФ в случае финансовых затруднений, в связи с чем мы приравниваем кредитные рейтинги ВЭБ к суверенным рейтингам РФ.

В соответствии с нашими критериями, применяемыми к ОСГ, наше мнение о "практически безусловной" вероятности получения экстраординарной поддержки со стороны государства основывается на следующих выводах:

"критически важная" роль ВЭБ для правительства РФ в качестве основного института развития, действующего от имени государства, функции которого не могут быть свободно приняты на себя частными организациями. Активы группы ВЭБ в настоящее время составляют более 4% ВВП РФ;

"неразрывные" связи между ВЭБ и правительством РФ, обусловленные особым статусом ВЭБ: банк является государственной корпорацией, деятельность которой регулируется законом "О банке развития" и которая находится под контролем федерального правительства и премьер-министра страны, входящего в состав наблюдательного совета банка. Мы отмечаем, что правительство неоднократно оказывало банку своевременную поддержку (включая размещение субординированного депозита объёмом 6 млрд долларов в 2014 г. , прямые вливания капитала в 2016-2017 годах, а также предусмотренную законом о бюджете поддержку в 2018-2020 годах). Кроме того, после введения санкций со стороны США в 2014 году высокопоставленные представители правительства и ЦБ неоднократно заявляли о высокой готовности предоставлять банку поддержку.

Мы оцениваем характеристики собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) ВЭБ на уровне "b-".

Прогноз "Стабильный" по рейтингам ВЭБ отражает аналогичный прогноз по рейтингам РФ. Дальнейшие рейтинговые действия в отношении ВЭБ (как позитивные, так и негативные), вероятнее всего, будут определяться рейтинговыми действиями в отношении правительства РФ.

Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие в отношении ВЭБ в ближайшие 12-24 месяца, даже если суверенный кредитный рейтинг останется без изменений, если придём к выводу, что реализация новой стратегии ВЭБ, а также политика государства в отношении банка приведут к снижению его роли для государства или ослаблению связей с ним. Об этом может свидетельствовать, например, быстро возрастающий риск существенного ухудшения показателей капитализации или ликвидности ВЭБ.