Счет 40101 доходы распределяемые органами федерального казначейства. Законодательная база российской федерации

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 14-12-99 91н (ред от 30-12-2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО... Актуально в 2018 году

IV. Порядок распределения доходов, поступивших на счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства"

14. Доходы, поступившие на счет N 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.

Распределение доходов между бюджетами разных уровней производится по установленным нормативам отчислений в целом по сумме поступившего дохода (коду бюджетной классификации), за исключением платежей, поступивших от плательщиков, которым предоставлены льготы.

По плательщикам, которым предоставлены льготы по платежам в бюджеты, распределение доходов производится по каждому платежу по индивидуально рассчитанным нормативам.

Учет и распределение доходов органами федерального казначейства осуществляется в автоматизированном режиме на основании введенных в базу данных сведений из документов, указанных во втором и третьем разделах настоящей Инструкции.

Органы федерального казначейства ежедневно получают в кредитных организациях выписки из счета N 40101 с приложениями одного экземпляра каждого платежного документа на уплату плательщиком доходов.

Данные выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.

При взаимодействии органа федерального казначейства с несколькими налоговыми органами обработка и передача платежных документов осуществляется отдельно по каждому налоговому органу (идентификационному номеру налогового органа - ИНН).

В случае поступления на счета органов федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как "Невыясненные поступления".

К "Невыясненным поступлениям" также относятся суммы поступивших платежей, указанные в выписке кредитной организации, но по которым отсутствуют платежные документы, а также платежи, поступившие от плательщиков, состоящих на учете в ином, чем указано в платежном документе, налоговом органе.

После выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению:

На соответствующие счета бюджетов;

Отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации;

Возврат (средств) плательщику согласно заключению налогового органа.

При ошибочном зачислении платежей кредитной организацией органы федерального казначейства осуществляют возврат этих платежей кредитной организации на основании мемориального ордера казначейства.

После выяснения назначения платежа (поступления из кредитной организации платежных документов) поступившие платежи относятся на соответствующий код бюджетной классификации без оформления налоговыми органами заключения.

Платежи, поступившие на счет N 40101 и принадлежность которых к виду дохода не установлена, могут числиться как "невыясненные поступления" не более двух месяцев со дня их зачисления, а платежи, поступившие в декабре, - до 25 декабря отчетного года. После истечения этих сроков невыясненные поступления, зачисленные на счет N 40101, перечисляются органами федерального казначейства с указанного счета в доход федерального бюджета на счет N 40102 и учитываются по коду 2090000 "Прочие неналоговые доходы" бюджетной классификации.

15. Органы федерального казначейства при распределении поступивших доходов производят следующие операции:

Осуществляют распределение поступивших за день доходов по их видам (кодам бюджетной классификации);

Определяют отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюджеты разных уровней, с учетом сведений, указанных в разделе III настоящей Инструкции;

Осуществляют операции по возврату плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов на основании заключений налоговых органов, исходя из сумм ежедневных доходов, подлежащих перечислению в разные уровни бюджетов.

При недостаточности средств дохода какого-либо уровня бюджета при распределении доходов между бюджетами разных уровней допускается частичное исполнение заключений налоговых органов по возврату плательщику излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода.

Возвраты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода, подлежащие перечислению плательщикам и не исполненные за текущий день, учитываются при распределении доходов между бюджетами разных уровней на следующий день;

Осуществляют операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней и перечисление доходов в бюджеты разных уровней в пределах сумм текущих однодневных поступлений. При недостаточности доходов дня операция перераспределения доходов исполняется частично.

Перерасчеты между бюджетами, не исполненные на конец финансового года, осуществляются в следующем финансовом году за счет поступлений в новом финансовом году, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

16. Если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой-либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Сумма перерасчета распределения доходов между бюджетами разных уровней определяется в следующем порядке.

Сумма льготы, отсрочки (рассрочки) по платежам, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита, умноженная на сумму нормативов отчислений в бюджеты, в доходы которых производится распределение средств, равна сумме перерасчета (отражается со знаком "минус").

По бюджету, по которому предоставлены плательщикам льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит, сумма перерасчета отражается со знаком "минус".

По бюджету, в пользу которого производится перераспределение средств, сумма перерасчета отражается со знаком "плюс".

Предприятию "А" начислен земельный налог в сумме 1000 рублей.

Решением финансового органа субъекта Российской Федерации предприятию "А" предоставлена отсрочка по уплате земельного налога в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 200 рублей. Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетным законодательством Российской Федерации установлены следующие нормативы распределения земельного налога:

Сумма перерасчета по указанному налогу определяется следующим образом:

200 руб. х (30% + 50%) = 160 руб.

а) по бюджету субъекта Российской Федерации, по которому предоставлена отсрочка, сумма перерасчета берется со знаком "минус": -160 руб.;

б) по бюджетам, в пользу которых производится перераспределение средств, сумма перерасчета вычисляется как

С учетом предоставленной отсрочки по уплате земельного налога предприятие осуществляет уплату земельного налога в размере 800 рублей.

В этом случае органы федерального казначейства по действующим нормативам осуществляют распределение поступившего платежа по уровням бюджетов следующим образом:

После осуществления данной операции сумма земельного налога, поступившего от плательщика, будет распределена по уровням бюджетов, с учетом распределения суммы предоставленной отсрочки по указанному налогу, следующим образом:

Если условиями предоставления отсрочки (рассрочки) плательщиков предусмотрено единовременное погашение отсроченных (рассроченных) налогов и сборов, расчеты в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляются следующим образом.

От предприятия "А" поступил платеж по земельному налогу после окончания срока действия отсрочки в сумме 1200 рублей.

Производится распределение по установленным нормативам:

Так как по платежу земельного налога в бюджет субъекта Российской Федерации предоставлена отсрочка и в период ее действия производилось перераспределение средств (в форме перерасчетов между уровнями бюджетов), распределение поступившего платежа после окончания срока действия отсрочки должно быть осуществлено с учетом ранее произведенных перерасчетов. Для этого необходимо сумму, полученную при перерасчете в период действия отсрочки по уплате земельного налога, отразить с обратным знаком:

После исполнения данной операции платеж в сумме 1200 рублей распределится следующим образом:

В тех случаях, когда условиями предоставления отсрочки (рассрочки) по платежам предусмотрено поэтапное погашение отсроченных (рассроченных) доходов, расчеты в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в аналогичном порядке с учетом графика погашения задолженности.

Если в срок действия отсрочки по уплате соответствующих доходов перерасчет произведен не полностью, то по окончании срока действия отсрочки по уплате этих доходов учитывается только исполненный перерасчет в срок действия отсрочки.

Если предприятие платит по земельному налогу 320 рублей, то в соответствии с действующими нормативами распределение поступившего платежа по уровням бюджетов осуществляется следующим образом:

(В данной ситуации предприятие использовало отсрочку по уплате земельного налога не полностью, а только на 80 рублей).

Сумма перерасчета, которая может быть исполнена в данном случае, определяется следующим образом:

После осуществленного перерасчета сумма земельного налога, поступившего от плательщика, распределится следующим образом:

После окончания срока действия отсрочки перерасчет, произведенный в период действия отсрочки, будет учтен на сумму 64 рубля.

Доходы, поступившие от плательщиков, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, распределяются следующим образом.

Поступившие от плательщика по месту постановки на учет доходы распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней с учетом сведений, представляемых налоговыми органами о фактически уплаченных суммах в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений плательщика.

Организация "А" вносит за отчетный период в доходы бюджетов плату налога за пользование водными объектами с учетом обособленных подразделений, расположенных на территории 2-х муниципальных образований, в сумме 10 000 рублей. Согласно закону субъекта Российской Федерации плата за пользование водными объектами распределяется по следующим нормативам: 40% - в федеральный бюджет, 30% - в бюджет субъекта Российской Федерации, 30% - в местный бюджет.

Уплата налога за пользование водными объектами производится тремя платежными поручениями:

1) на счет N 40101 органа федерального казначейства по месту регистрации организации в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - 8 000 рублей;

2) два платежных поручения - на счет органов федерального казначейства по месту нахождения территориально обособленных подразделений по 1000 рублей в местные бюджеты, всего - 2 000 рублей.

При поступлении на счет N 40101 органа федерального казначейства по месту регистрации организации распределение платежа в сумме 8000 рублей производится по установленным нормативам отчислений:

После получения сведений от налоговых органов (по месту регистрации организации) об уплате отдельными платежными поручениями налогов и сборов, перечисленных в местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений в сумме 2000 рублей, органы федерального казначейства определяют сумму перерасчета, который подлежит исполнению за счет общих поступлений на счет N 40101. Перерасчет определяется следующим образом:

В результате исполнения перерасчета в бюджеты должно быть зачислено:

В местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений по 1000 руб. в каждый.

При этом от общей суммы налога, перечисленного организацией, выдерживаются нормативы отчислений, установленные законодательством (всего - 10000 руб., в том числе в федеральный бюджет 4000 руб. - 40%, в бюджет субъекта 3000 руб. - 30 %, в местные бюджеты 3000 руб. - 30%).

Платежи, перечисленные головным предприятием (организацией) на счета органов федерального казначейства по месту нахождения территориально обособленных подразделений, подлежат зачислению в бюджеты субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

В тех случаях, когда территориально обособленные подразделения расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, то платежи, перечисленные на счета органов федерального казначейства по месту нахождения этих подразделений, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местного бюджета - по нормативам, действующим на территории субъекта Российской Федерации.

17. По результатам проведенного распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации органами федерального казначейства формируются платежные документы (поручения, чеки) на перечисление средств со счета N 40101.

Доходы в бюджеты разных уровней органы федерального казначейства перечисляют не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка из счета N 40101.

18. Доходы, поступающие на счет N 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на момент зачисления средств на указанный счет.

19. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия, пени, а также суммы начисленных процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, сбора, налоговым и инвестиционным налоговым кредитом распределяются по нормативам и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и учитываются по соответствующим кодам бюджетной классификации.

20. Пример по регулированию доходов за текущий день приведен в настоящей Инструкции (приложение N 1).

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, 2003

Региональный выпуск", N N 26, 27, 2003)

Цена ошибок при неправильном заполнении платежных документов - это поступление платежей не по назначению, рост невыясненных платежей, усложнение и задержка процесса межбюджетного регулирования (как следствие, возможна задержка в бюджетном финансировании), трудности при идентификации платежа в налоговом органе и т.д. Все это приводит к конфликтам и дополнительным необоснованным трудовым и финансовым затратам.

При автоматизированном учете уплаченных сумм налогов и сборов в налоговом органе идентификация конкретного платежа осуществляется по информации, содержащейся в платежном документе. Налоговые органы принимают к учету эти документы при условии, что налогоплательщик уже встал на учет в налоговом органе для уплаты конкретных налогов и сборов.

Платежи, не контролируемые налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, с характерными значениями кодов бюджетной классификации, не принимаются к учету, а передаются органом федерального казначейства (финансовым органом) другому уполномоченному государственному органу исполнительной власти, администрирующему указанные платежи.

При электронном документообороте в условиях функционирования Единого казначейского счета Минфина России в субъекте Российской Федерации обеспечиваются:

увеличение скорости документооборота с одновременным сокращением трудоемкости операций по обработке документов;

автоматизированная обработка Управлением федерального казначейства по субъекту Российской Федерации электронных платежных документов при распределении поступающих доходов между бюджетами всех уровней в процессе межбюджетного распределения (по значениям показателей КБК и ОКАТО);

электронная сортировка УМНС России по субъекту Российской Федерации электронных платежных документов, полученных от управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, по отдельным инспекциям МНС России (по значениям показателей ИНН и КПП налогового органа);

автоматизированная разноска информации из расчетных документов в лицевые счета налогоплательщиков в налоговых органах (по значениям показателей ИНН и КПП плательщика, КБК и ОКАТО);

сокращение сроков представления территориальными финансовыми и налоговыми органами на окружной и федеральный уровень различного рода информации, касающейся налогов и сборов (в том числе по конкретным налогоплательщикам, например крупнейшим);

совершенствование информационной системы налоговых органов и межведомственного взаимодействия.

Если банк перечислит налог или сбор со счета клиента на бюджетный счет N 40101 без указания значений КБК и кода муниципального образования ОКАТО, то орган федерального казначейства не сможет правильно распределить общую сумму по разным уровням бюджетов и не обеспечит тем самым выполнение нормы бюджетного законодательства. При этом ущемляется финансовый интерес органа местного самоуправления, т.е. населения конкретного города или района.

В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на определение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков налоговыми органами проводится на регулярной основе разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. Во-первых, это размещение в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение и др.), на информационных стендах в налоговых инспекциях, на официальных сайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Internet приведенных выше нормативных документов МНС России и Банка России и доработанных в соответствии с ними рекомендаций и примеров заполнения платежных поручений, наиболее приближенных к местным условиям и содержащих конкретные значения реквизитов: банковский счет УФК Минфина России по субъекту Российской Федерации (получателя платежа), наименование и БИК банка получателя и др. Во-вторых, проведение рабочих совещаний и обучающих семинаров с налогоплательщиками с раздачей соответствующих памяток по заполнению платежных документов. В-третьих, обеспечение плательщиков информацией о наименованиях и значениях ИНН и КПП налоговых инспекций, полном перечне налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами, с соответствующими кодами бюджетной классификации, а также об официальных наименованиях и кодах ОКАТО расположенных на территории региона муниципальных образований.

Особое внимание налогоплательщиков обращается на то, что в расчетном документе значения ИНН и КПП налогового органа в полях 61 и 103, а также его указываемое в скобках наименование в поле 16 "Получатель" заполняются только при перечислении налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. По каждому реквизиту проверяется число знаков: банковский счет - 20 знаков; БИК - 9 знаков; ИНН и КПП - согласно выданным Свидетельству и уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе в соответствии с установленным порядком; код бюджетной классификации (для налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) - 7 знаков; код ОКАТО - 11 знаков.

Минфином России и МНС России подготовлены изменения и дополнения в совместные нормативные документы, регламентирующие Порядок обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства и налоговыми органами (Приказы Минфина России и МНС России от 21.02.2001 N 14н/БГ-3-09/51 и от 25.06.2001 N 47н/БГ-3-14/192), которые вступят в силу в полном объеме с 1 сентября 2003 г. Указанные изменения утверждены Приказом Минфина России и МНС России от 23.05.2003 N 46н/БГ-3-10/266. В них предусмотрена передача из управления федерального казначейства Минфина России в управление МНС России по субъекту Российской Федерации в электронном структурированном виде с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) значений реквизитов из всех полей новых форматов расчетных документов. Эта работа осуществляется с июня 2003 г.

Согласно п.2 Указания Банка России от 03.03.2003 N 1256-У платежные поручения, инкассовые поручения и платежные ордера, принятые банками до вступления в силу Указания, в том числе находящиеся в картотеках неоплаченных расчетных документов, не подлежат переоформлению и исполняются в соответствии с реквизитами, предусмотренными форматами расчетных документов и платежного ордера, действующими до даты вступления в силу данного Указания. При этом дата списания денежных средств со счета плательщика в расчетных документах на бумажном носителе проставляется банком в средней части свободного места верхнего поля.

Таким образом, расчетные документы старого формата, находящиеся в картотеках неоплаченных расчетных документов, после 1 июня 2003 г. не возвращаются плательщикам и взыскателям, а продолжают исполняться банками до их полной оплаты в общеустановленном порядке.

Кроме того, Банком России выпущено Указание от 24.04.2003 N 1274-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России", которое вступило в силу с 1 июня 2003 г. Указанием установлено, в частности, что с 1 января 2004 г. при совершении внутрирегиональных электронных расчетов через расчетную сеть Банка России наряду с использованием платежных поручений во всех субъектах Российской Федерации применяются составленные в электронной форме инкассовые поручения и платежные ордера.

Важный вопрос - повышение ответственности банков за ненадлежащее исполнение обязанности по перечислению налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Например , при ошибке операциониста банка в указании значения кода бюджетной классификации или кода муниципального образования ОКАТО (даже в одной цифре) федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления могут недополучить причитающиеся им денежные средства от уплаченного налога (сбора). Кроме того, по налогу, который был правильно указан в первичном расчетном документе налогоплательщика на бумажном носителе, возникает недоимка, на сумму которой в налоговом органе начисляются пени.

Принимая во внимание, что ЭПД имеет равную юридическую силу с расчетными документами на бумажном носителе, налоговые органы отражают факт уплаты налогов и сборов налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами на основании информации из расчетных документов, поступающей в электронном виде из органов федерального казначейства Минфина России (органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований). В случае возникновения недоимки в их лицевых счетах производится начисление пеней в соответствии со ст.75 НК РФ. При этом суммы недоимки и пеней, образовавшихся из-за ошибки банка, принудительно взыскиваются налоговыми органами в общеустановленном порядке.

Вместе с тем плательщик - клиент банка может применить к банку требование о возмещении уплаченных или взысканных налоговым органом в бесспорном порядке из-за ошибки банка сумм денежных средств в рамках гражданского законодательства Российской Федерации и договора банковского счета.

В связи с тем что от ошибок сотрудников банков при формировании ЭПД полностью застраховаться невозможно, а ошибки могут приводить к серьезным конфликтам с налоговыми органами, организациям рекомендуется в договоре банковского счета отразить соответствующие нормы о полной компенсации причиненного банком вреда (в случае возможной ошибки) или переходить на современные банковские технологии, при которых ЭПД формируется, например, непосредственно в офисе (бухгалтерии) самого налогоплательщика и передается по каналам связи в банк, где открыт его расчетный счет (система "клиент-банк" и использование сети Internet).

МНС России разместило на сайте центрального аппарата (www.nalog.ru) в разделе сервера "Налоговая отчетность", а также на всех сайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации основные нормативные документы по правилам заполнения новых форматов расчетных документов и образцы их заполнения (Письма МНС России от 20.03.2003 N ФС-6-10/330, от 27.03.2003 N ФС-6-10/352 и от 31.03.2003 N ФС-6-10/367).

В соответствии со ст.58 НК РФ уплата налогов и сборов физическими лицами через банки может производиться в наличной и безналичной форме.

Согласно ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.02.1996 N 17-ФЗ, с изменениями по состоянию на 21.03.2002) банки вправе проводить среди прочих следующие банковские операции:

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических лиц.

Безналичные перечисления налогов и сборов физическими лицами через банки не имеют пока большого распространения. До недавнего времени безналичные операции по налоговым платежам могли осуществляться с личного вклада до востребования физического лица - владельца вклада путем оформления самим банком соответствующего платежного поручения на основании разового или длительного распоряжения (заявления) физического лица - владельца вклада по установленной банком форме, в котором должны были заполняться все необходимые реквизиты (ИНН налоговой инспекции, код бюджетной классификации, код ОКАТО и др.).

С 1 июля 2003 г. вступает в силу Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2003 N 4468), которое регулирует порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации по банковским счетам, открываемым на основании договора банковского счета либо без открытия банковского счета, если иное не предусмотрено настоящим Положением. С этого момента физические лица могут наравне с юридическими лицами осуществлять безналичные расчеты со своих личных текущих банковских счетов. Платежные поручения заполняются при этом в соответствии с требованиями Банка России, установленными Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П (с изменениями и дополнениями от 03.03.2003) "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных Положением от 01.04.2003 N 222-П.

При перечислении налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации соблюдаются также дополнительные требования, установленные совместным Приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", но с учетом особенностей, установленных для физических лиц.

Безналичные расчеты позволяют перевести определенную часть налоговых платежей физических лиц в систему электронного документооборота между кредитными организациями, органами федерального казначейства и налоговыми органами.

До настоящего времени налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками - физическими лицами в большинстве случаев наличными денежными средствами через филиалы Сбербанка России. Принятые у физических лиц средства зачисляются кредитными организациями на соответствующие лицевые счета балансового счета N 40911 "Транзитные счета" и не позднее следующего дня перечисляются платежным поручением (с указанием конкретных значений реквизитов ИНН налоговой инспекции, кода бюджетной классификации и кода муниципального образования ОКАТО) на счета получателей, как правило, на балансовый счет N 40101 управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый в учреждении Банка России.

В соответствии со ст.45 НК РФ при уплате налогов (сборов) наличными денежными средствами обязанность по уплате налогов (сборов) считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом с момента внесения денежной суммы в банк.

С 10 января 2002 г. согласно совместному Письму МНС России и Сбербанка России от 10.09.2001 N N ФС-8-10/1199, 04-5198 (согласовано с Минфином России) на всей территории Российской Федерации действуют единые для всех физических лиц бланки платежных документов форм N N ПД (налог) и ПД-4сб (налог) на перечисление физическими лицами налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации через структурные подразделения Сбербанка России. В указанные формы платежных документов была включена вся необходимая органам федерального казначейства Минфина России и налоговым органам информация для работы в условиях функционирования Единого казначейского счета N 40101. Кроме того, были упорядочены правила заполнения реквизитов данных форм (Приложение N 3 к Письму).

Налоговые органы на основании лицевых счетов налогоплательщиков - физических лиц стали самостоятельно в автоматизированном режиме формировать заполненные платежные документы формы N ПД (налог), которые вместе с налоговым уведомлением (требованием) направляются непосредственно физическому лицу для оплаты через структурное подразделение Сбербанка России.

Каждый сформированный в налоговом органе в автоматизированном режиме документ формы N ПД (налог), переданный физическому лицу, имеет индивидуальный номер (проставляется в реквизите "Индекс документа"), зарегистрирован в специальном журнале (реестре) и используется при вводе данных о совершенном платеже в лицевой счет налогоплательщика, после того как бумажная форма с соответствующей отметкой филиала Сбербанка России о произведенном платеже и указанием даты приема платежа возвращается в налоговый орган. Это позволяет экономить время плательщика на совершение расчетов с бюджетами и налогового органа на ввод платежа в лицевой счет а, кроме того, значительно снижает вероятность совершения ошибок всеми участниками процесса. При этом у налогоплательщика всегда сохраняется право на самостоятельное заполнение в филиале Сбербанка России платежного документа формы N ПД-4сб (налог).

По данным МНС России, за 2002 г. в среднем по России количество документов формы N ПД (налог), заполненных налоговыми органами и направленных физическим лицам, практически соответствовало количеству принятых к учету в налоговом органе документов формы N ПД-4сб (налог), заполненных непосредственно в филиалах Сбербанка России. В среднесрочной перспективе доля бумажной формы N ПД-4сб (налог), принимаемой к учету в налоговом органе, должна свестись к минимуму.

Основная проблема, существующая в настоящее время в учете налоговых платежей, - это практическое отсутствие электронного документооборота по платежам физических лиц, в результате чего разноска уплаченных сумм налогов и сборов в лицевые счета налогоплательщиков (в отличие от юридических лиц) производится вручную с бумажных форм, что требует много времени и приводит к увеличению количества ошибок. Недостаточен и контроль со стороны банков за правильностью заполнения платежных документов формы N ПД-4сб (налог), что является причиной роста невыясненных платежей в периоды массовой уплаты физическими лицами налогов и сборов.

МНС России в конце 2002 г. приняло совместное со Сбербанком России решение о внедрении в структуру платежных документов, принимаемых Сбербанком России, штрихкодовой технологии и организации электронного документооборота по платежам физических лиц. Эту работу планируется начать уже в 2003 г. в рамках пилотного проекта в Москве и Московской области.

Сбербанк России завершил выбор конкретного стандарта двумерного штрихкода (обеспечивающего достаточный уровень информационной емкости, защиты и хорошей коррекции ошибок), который позволит Сбербанку России провести тендер на закупку необходимого программно-технического обеспечения (сканеров), а МНС России - заказать программный продукт по автоматизированному нанесению штрихкода на бланки платежных документов физических лиц, формируемых в налоговых органах, и начать внедрение данной технологии в Москве и Московской области.

В связи со значительными затратами на реализацию штрихкодовой технологии целесообразно внедрять ее в первую очередь в тех регионах, где количество платежей физических лиц наиболее значительно. В то же время предпочтительным вариантом является переход налогоплательщиков - физических лиц на безналичные перечисления налогов и сборов через коммерческие банки со своих банковских счетов на счета органов федерального казначейства Минфина России (получателей платежей).

В целях обеспечения уплаты налогов и сборов физическими лицами через любые кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию Банка России, облегчения процесса обработки платежных документов операционистами банков, а также органами федерального казначейства и налоговыми органами МНС России планирует в перспективе отказаться от печати платежных документов физических лиц формы N ПД (налог) и перейти к формированию для физических лиц платежных документов по форме платежного поручения N 0401060, утвержденной Банком России. Данные платежные документы будут заполняться налоговыми инспекциями в автоматизированном режиме в соответствии с Приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н с учетом особенностей для физических лиц. При этом в поле "Назначение платежа" может размещаться двумерный штрихкод, содержащий значения всех заполненных реквизитов.

В.Тимощук

Заместитель начальника отдела

методологии электронных

платежных документов

Департамента учета и отчетности

На соответствующие счета

Отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации

Возврат (средств) плательщиков согласно заключения налогового органа

При ошибочном зачислении платежей кредитной организацией органы федерального казначейства осуществляют возврат этих платежей кредитной организации на основании мемориального ордера казначейства.

После выяснения назначения платежа (поступления из кредитной организации платежных документов) поступившие платежи относятся на соответствующий код бюджетной классификации без оформления налоговыми органами заключения.

Платежи, поступившие на счет № 40101 и принадлежность которых к виду дохода не установлена, могут числиться как «невыясненные поступления» не более двух месяцев со дня их зачисления, а платежи поступившие в декабре – до 25 декабря отчетного года.

После истечения этих сроков невыясненные поступления, зачисленные на счет № 40101, перечисляются органами федерального казначейства с указанного счета в доход федерального бюджета на счет № 40102 и учитываются по коду 2090200 «Прочие неналоговые доходы» бюджетной классификации.

Органы федерального казначейства при распределении поступивших доходов производят следующие операции:

Осуществляют распределение поступивших за день доходов по их видам (кодам бюджетной классификации)

Определяют отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюджеты разных уровней, с учетом сведений по отсрочкам, льготам и т.д.

Осуществляют операции по возврату плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов на основании заключений налоговых органов, исходя из сумм ежедневных доходов, подлежащих перечислению в разные уровни бюджетов.

При недостаточности средств дохода какого-либо уровня бюджета при распределении доходов между бюджетами разных уровней, допускается частичное исполнение заключений налоговых органов по возврату плательщику излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода.

Возвраты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода, подлежащие перечислению плательщикам и неисполненные за текущий день, учитываются при распределении доходов между бюджетами разных уровней на следующий день; осуществляют операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней и перечисление доходов в бюджеты разных уровней в пределах сумм текущих однодневных поступлений.

При недостаточности доходов дня, операция перераспределения доходов исполняется частично.

Перерасчеты между бюджетами, неисполненные на конец финансового года, осуществляются в следующим финансовом году за счет поступлений в новом финансовом году, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Сумма перерасчета распределения доходов между бюджетами разных уровней определяется в следующем порядке.

Сумма льготы, отсрочки (рассрочки) по платежам, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита умноженная на сумму нормативов отчислений в бюджеты, в доходы которых производится распределение средств, равна сумме перерасчета (отражается со знаком «минус»).

По бюджету, по которому предоставлены плательщикам льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит сумма перерасчета отражается со знаком «минус».

По бюджету, в пользу которого производится перераспределение средств, сумма перерасчета отражается со знаком «плюс».

По результатам проведенного распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации органами федерального казначейства формируются платежные документы (поручения, чеки) на перечисление средств со счета № 40101.

Доходы в бюджеты разных уровней органы федерального казначейства перечисляют не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка из счета № 40101.

Доходы, поступающие на счет № 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на момент зачисления средств на указанный счет.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия, пени, а также суммы начисленных процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, сбора, налоговым и инвестиционным налоговым кредитом, распределяются по нормативам и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации и учитываются по соответствующим кодам бюджетной классификации.

3.5. Учет доходов по счетам № 40101 «Налоги распределяемые органами федерального казначейства» и № 40102 «Доходы федерального бюджета».

Учет доходов бюджетов разных уровней осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Все операции по исполнению доходов бюджетов разных уровней отражаются в соответствующих формах учета, установленных в Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов.

На основании информации, введенной с платежных документов в базу данных текущего дня, по счетам № 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства» и № 40102 «Доходы федерального бюджета», ежедневно формируется Сводный реестр поступивших доходов в разрезе видов доходов, по каждому счету № 40101 и 40102.

Доходы, поступившие на указанные счета, группируются по кодам бюджетной классификации с указанием итоговых сумм по каждому виду дохода бюджетной классификации (по КД).

Записи в Сводом реестре производятся по каждой операции, отраженной в выписке банка на основании первичного платежного документа с указанием даты документа и в соответствующих графах номера платежного документа, реквизитов плательщика, кода дохода (по КД).

В графе «Кредит» отражаются все поступления на счет № 40101 (или 40102)

В графе «Дебет» отражаются все списания со счета № 40101 (или № 40102)

· возвраты плательщикам излишне уплаченных (взысканных) или ошибочно перечисленных налогов (сборов) и обязательных платежей (или возмещения со счета № 40102)

· суммы доходов, перечисляемые органами федерального казначейства со счета № 40101 на счета соответствующих бюджетов.

Показатель «остаток на начало дня» Сводного реестра должен соответствовать данным показателя «остаток на конец дня» Сводного реестра за предыдущий день, а также соответственно входящему и исходящему остатку средств по выписке кредитной организации.