Реформа МВФ вступила в силу, но борьба ещё впереди. Валентин Катасонов: Реформа МВФ вступила в силу, но борьба ещё впереди (31.01.2016). Неприметные угрозы экономической безопасности

США против G20?

Неспособность увеличить квоты стран формирующегося рынка в рамках МВФ и увеличить объем ресурсов МВФ являются главной проблемой, создаваемой Вашингтоном для G20, а также для всех стран-членов МВФ, сообщил источник.

В своем финальном коммюнике министры финансов и главы центробанков стран G20 заявили, что они "глубоко разочарованы" нежеланием Вашингтона ратифицировать реформы МВФ.

"Некоторые говорят, что нам нужно дать США больше пространства для маневра", - сказал источник Reuters на условиях анонимности. - "По моему мнению, мы в тупике".

Любая попытка разделить пакет реформ 2010г. на отдельные меры, и имплементировать их по отдельности, будет катастрофической не только для Соединенных Штатов, но и для G20 в целом, полагает источник, поскольку большинство стран уже прошли через ратификационные процедуры всего пакета в целом.

"Если вы начнете делить пакет 2010г. на части, все придется начинать заново", - сообщил источник Reuters. - "И этот фактор никак не обойти. Как? Никто не захочет начинать снова процесс (ратификации) во второй раз".

Прочие участники вчерашней встречи глав финансовых ведомств стран G20 в Вашингтоне, оказались недоступны для комментария.

Почему реформе не бывать?

Развивающиеся страны, чувствующие себя ущемленными в рамках МВФ из-за непроведения реформы, выражают свою раздраженность тем, что приходится ждать имплементации реформы уже 4 года. Однако непонятно, какие шаги можно предпринять, чтобы преодолеть эту тупиковую ситуацию.

Могут быть приняты меры специального характера (ad hoc) ради того, чтобы достичь хотя бы некоторого пересмотра структуры управления МВФ без формального одобрения со стороны США. Российский министр финансов Антон Силуанов полагает, что развивающимся странам следует требовать реформы механизма экстренного кредитования МВФ, если Соединенные Штаты не одобрят реформу 2010г.

Напомним, доля участия Соединенных Штатов в МВФ составляет в настоящее время 17,69%, что дает Соединенным Штатам 16,75% голосов при принятии решений в рамках Фонда. Для принятия большинства решений, согласно правилам МВФ, достаточно простого 50-процентного большинства, для принятия решений по операционным вопросам требуется 70-процентное большинство голосов, и для принятия стратегических решений - таких как реформа МВФ - требуется стратегическое 85-процентное большинство голосов.

Таких образом, Соединенные Штаты сохраняют в МВФ лишь право вето при принятии стратегических решений. Большинство решений относительно процесса принятия решений и организационной структуры МВФ могут быть приняты лишь стратегическим 85-процентным большинством - что без одобрения США невозможно. Министр финансов США Джейкоб Лью сообщил, что президент Барак Обама прилагает все свои усилия для продвижения реформы МВФ в Конгрессе, однако республиканцы настроены решительно против.

Кристин Лагард, директор-распорядитель МВФ, сообщила, что еще очень рано говорить о каких-либо альтернативах согласованной в 2010г. реформе.

"План А следует пытаться выполнить до конца и полностью, но если план А не работает, тогда мы подумаем над планов Б", - сказала она.

На данный момент у G20 нет плана Б, сообщил источник Reuters.

"Делать нечего", - сказал он. - "Сначала у вас происходит обсуждение, но по мере того, как вы продвигаетесь к рассмотрению деталей, не происходит ничего".

Тупиковая ситуация с реформой МВФ уже вызвала к жизни некоторые побочные эффекты, в т.ч. увеличение объемов региональных механизмов экстренного кредитования, которые действуют в местной масштабе, но в случае скоординированных действий которых роль МВФ окажется серьезно размыта в будущем.

На текущей встрече глав финансовых ведомств G20, тем не менее, сохранялась оптимистичная атмосфера - ожидается, что Соединенные Штаты, несмотря на сопротивление некоторых членов Республиканской партии в Конгрессе, одобрят перемены, которые к тому же для Соединенных Штатов мало что значат. Сегодня квота США в МВФ составляет, как отмечалось выше, 17,6%, после имплементации реформы она составит 17,398%, т.е. США сохраняют право вето на принятие стратегических решений. Иное дело, на что многие эксперты и ученые обращают внимание, - некоторые из европейских союзников США столкнутся с серьезной потерей своего влияния в рамках МВФ, более того, от реформы МВФ больше других проигрывает Европейский Союз, теряющий свою совокупную квоту в 30%.

Перспективы реформы МВФ 2010г. не очень вдохновляющие, сообщил источник Reuters.

"Невозможно защитить национальные интересы, а нам приходится так делать, и нет никакого революционного решения, которое помогло бы ответить на текущие нужды", - сказал он. - "Во времени многополярности мира, почему лишь у одной из стран должно быть право вето?".

Альтернатива есть?

Бразильский министр финансов Гвидо Мантега в ходе встречи G20 призвал руководство глобального экономического управления начать рассматривать вариант пересмотра структуры принятия решений в МВФ в обход мнения Конгресса Соединенных Штатов.

"МВФ не может оставаться парализованным и откладывать выполнение своих обязательств по реформе", - сказал Мантега 12 апреля. - "Альтернативы для продвижения реформы нужно искать, пока главный акционер (США) решает свои политические проблемы". Под "политическими проблемами" бразильский министр подразумевает наличие в Конгрессе США более, чем одной точки зрения относительно реформы МВФ, а также продолжающиеся дискуссии между представителями Демократической и Республиканской партий по данному вопросу.

Пока американский Конгресс тормозит имплементацию пакета реформ 2010г., предусматривающего, помимо некоторого перераспределения квот в МВФ, также и увеличение объема ресурсов Фонда до $739 млрд., по причине неясности последствия такой реформы для Соединенных Штатов, их союзников и их возможной будущей роли в МВФ.

Мантега полагает, что способом достижения удовлетворяющего всех (кроме США?) решения является устранение привязки размера квоты индивидуальных стран-членов к доле их присутствия в Исполнительном совете МВФ. Иными словами, министр предлагает отказаться от действующего с 1944г. принципа соответствия участия страны-членоа в капитализации Фонда влиянию этого государства-члена на процесс принятия решений в МВФ. Об этом сообщает Bloomberg.

Такой шаг "с точки зрения правил возможен, и позволит нам двигаться дальше вне зависимости от того, что происходит в Конгрессе США", - заявил Мантега.

Однако что будет означать такой шаг на практике? Если влияние той или иной страны-члена в МВФ не будет более определяться тем, сколько денег эта страна вкладывает в Фонд, не приведет ли это к опасно разбалансировке всей структуры МВФ и его упадку?

Возможные перспективы

Предложение бразильского министра отражает в общих чертах то, что министр финансов Французской республики Мишель Сапен охарактеризовал как "разочаровние" развивающихся стран. В случае одобрения реформы МВФ 2010г. КНР станет третьим крупнейшим акционером МВФ с квотой в 6,39% , а Южная Корея и Турция также увеличивают свои квоты.

Однако Сапен, как и директор-распорядитель МВФ Лагард и министр финансов Сингапура Тхарман Шанмугаратнам, полагает, что сейчас лучше всего сосредоточиться на достижении целей, поставленных к выполнению до конца текущего года.

Если реформа 2010г. не будет имплементирована, предупредил сингапурский министр, "мы скорее всего с течением времени увидим ослабление принципа мультилатерализма (многостороннего подхода к решению проблем), возникновение регионализма, билатерализма (двустороннего подхода к решению проблем) и иных путей преодоления глобальных проблем, и такой мир не будет лучше для нас всех".

В своем официальном заявлении для комитета МВФ по реформе структуры управления Фонда, секретарь Казначейства Лью подтвердил приверженность Соединенных Штатов "выполнению нашей важнейшей обязанности" по одобрению реформы 2010г. до конца 2014г.

В Москве в формате видеомоста «Москва-Пекин» состоялась презентация совместного доклада Российского института стратегических исследований (РИСИ) и Национального комитета по исследованию (НКИ) БРИКС. Это обстоятельное исследование представляет собой анализ предварительных итогов и дальнейших перспектив реформирования мировой финансовой системы и ее центрального звена – Международного валютного фонда. В основу доклада положены результаты опроса экспертов БРИКС, проведенного в декабре 2015 – январе 2016 года.

Реформа МВФ и современное состояние мировой экономики

Напомним, что в начале мая президент США Барак Обама выступил со статьей на страницах газеты Washington Post. В ней он в очередной раз заявил, что только Америка может определять правила функционирования мировой экономики, а другие страны должны принимать это как должное. В последние годы инструментом диктата был жесткий контроль мировой финансовой системы, который получит дополнительный стимул после формирования под эгидой США двух трансрегиональных экономических соглашений – Транстихоокеанского партнерства (TPP) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP). Сегодня США обеспечивают контроль над деятельностью одного из важнейших элементов международной финансовой архитектуры – МВФ, роль которого в условиях турбулентности мировой экономики все более возрастает. У развивающихся стран появляются все большие возможности изменить сложившуюся десятилетиями систему в свою пользу. Под давлением стран группы БРИКС в январе 2016 года были реализованы значимые реформы в системе управления МВФ. В настоящее время Китай как председатель G20 при всемерной поддержке других стран БРИКС стремится обеспечить окончательное выполнение принятых еще в 2010 году соглашений.

Как подчеркнул в своем выступлении исполнительный директор НКИ БРИКС Георгий Толорая, за последние пять лет сформировался пул экспертов стран БРИКС, которые объединились в Совет экспертных центров, созданный на саммите БРИКС в Дурбане 26-27 марта 2013 года. Национальный комитет исследований стран БРИКС координирует эту деятельность с российской стороны. Эксперт напомнил, что объединение БРИКС начинался как диалоговый формат по финансово-экономическим вопросам и обсуждению способов преодоления мирового кризиса 2008 года. За прошедшие годы это объединение значительно расширилось, но в связи с экономическими трудностями в ряде стран превратилось в союз, в большей мере основанный на политической воле руководства, чем на чисто практических соображениях. «Текущая ситуация в Бразилии и ЮАР не слишком способствует единению стран БРИКС, но объективные интересы к сотрудничеству остаются независимо от руководства, – заметил Г.Толорая. -Вопросы глобального финансового устройства остаются при этом наиболее часто обсуждаемыми в разных форматах как между членами правительств, экспертам, так и представителями банковского сообщества».

Решение о необходимости реформы мировой финансовой системы было принято на саммите «большой двадцатки» (G20) в Сеуле в 2010 году. За прошедшее время оформились два основных направления преобразований. Первое из них подразумевает попытку вписать в уже существующую мировую финансовую архитектуру страны БРИКС с точки зрения повышения их компетенций и удельного веса в принятии важнейших решений. Центральным вопросом здесь является реформа МВФ. «До недавнего времени этот процесс искусственно тормозился, – заявил Г.Толорая. – Сейчас наметились серьезные сдвиги, связанные с изменением квот. Почему это произошло именно сейчас, хотя ранее США тормозили этот процесс в течение пяти лет? Видимо, потому, что наряду с реформой существующей финансовой структуры БРИКС начал создавать параллельные структуры, олицетворением чего стал Банк развития БРИКС и Пул валютных резервов».

По словам заместителя директора – руководителя Центра экономических исследований РИСИ Игоря Прокофьева, в настоящее время существуют три центра роста мировой экономики: США (23% мирового ВВП), Европейский союз (примерно 23%) и страны БРИКС, приближающиеся к этим показателям. При этом мировая валютно-финансовая система по-прежнему строится на долларе. Евро был и в обозримом будущем будет региональной валютой. Китайскому юаню, несмотря на то, что он в ближайшее время войдет в корзину резервных валют МВФ, необходимо будет укреплять собственный статус, что займет определенный период времени. В этих условиях несогласованные действия США вполне могут спровоцировать валютные войны и финансовые кризисы, по аналогии с произошедшим в Азии в 1997 году. Мировые финансовые институты, и прежде всего Международный валютный фонд, призванный стоять на страже финансовой стабильности, фактически находится под американским контролем. Это ставит под вопрос не только легитимность указанных институтов, но и снижает результативность их деятельности. Не случайно МВФ не только не смог предсказать наступление глобального кризиса в 2008 году, но и столкнулся с трудностями по его преодолению. Многие эксперты, в том числе западные, приходят к пониманию того, что без существенного расширения представительства развивающихся стран невозможно повысить эффективность мер, предпринимаемых фондом. «Страны БРИКС стояли у истоков нынешней реформы МВФ, но, к сожалению, ее реализация пока не привела к адекватному росту возможностей развивающихся стран влиять на политику этого института, – заметил эксперт РИСИ.- Более того, США стремится сохранить свою гегемонию в мире. В этом смысле статья Б.Обамы и высказанные в ней тезисы касаются не только мировой торговли. Вашингтон стремится прописывать правила по всем позициям мировой деятельности. В сложившихся условиях именно странам БРИКС нужно формулировать новую повестку относительно реформы МВФ и взять на себя лидерство по продвижению ее на таких форумах, как саммит «Группы двадцати». По мнению И.Прокофьева, тот факт, что председательство в G20 перешло в настоящий момент к Китаю, должен, способствовать выполнению этой задачи.

Начальник сектора международных экономических организаций РИСИ Вячеслав Холодков считает, что статью Б.Обамы в Washington Post необходимо рассматривать в контексте общей борьбы стран БРИКС за более демократичные принципы устройства мировой экономики. Эксперт обратил внимание, что еще с 2001 года в ВТО ведутся переговоры в рамках Дохийского раунда ГАТТ о реформировании правил мировой торговли. После вступления во Всемирную торговую организацию Китая и России в этой организации образовалась сильная группа развивающихся стран, которую иногда называют «группой 33-х». И в ВТО сложилась патовая ситуация, связанная с противостоянием интересов развивающихся стран, включая страны БРИКС, и развитых стран. Последняя министерская конференция ВТО в Найроби, состоявшаяся в декабре 2015 года, показала, что Запад не готов идти на уступки по всем принципиальным вопросам. Более того, представитель США, выступавший на этом форуме, выразил пессимизм в отношении дальнейшего существования ВТО.

«Именно с этими событиями связана статья Б.Обамы, -считает В.Холодков.- Может показаться, что она необычно откровенная для официального американского политика. Названа прямая цель создания ТТП – ограничение роста экономической мощи Китая и доминирование США при определении правил мировой торговли. Все это сопровождается полной уверенностью в собственных силах и пренебрежением к мнению мирового сообщества». Однако, по мнению эксперта, эта статья свидетельствует и о беспокойстве в Вашингтоне. Видимо, США постепенно уступают позиции в мировой экономике по всем ее составляющим. Как во внешней торговле, так и в финансовой сфере страны БРИКС постепенно вытесняют США и их союзников. Если произвести пересчет ВВП по паритету покупательной способности, то показатель стран БРИКС составит 30% от общемирового, а совокупный показатель США и ЕС – 28,5%. Таким образом, создание ТТП преследует две цели: создание параллельной ВТО системы международной торговли и распространить удобные для Вашингтона правила на всю мировую торговлю, тем самым затруднив китайский экспорт в страны АТР, а в перспективе – и в страны Западной Европы. Кроме того, ведутся переговоры по заключению международного соглашения по торговле услугами (TiSA), включая, разумеется, и банковские. В новом формате предполагается участие США, ЕС и еще 28 стран. Ни Китай, ни Россия, ни страны БРИКС туда не приглашены. Но наибольшая опасность в том, что TiSA ставит крест на дальнейшем существовании «большой двадцатки», подменяя ее сепаратными, параллельными структурами.

Реформа МВФ в оценках экспертов БРИКС

Заместитель руководителя Центра экономических исследований РИСИ Сергей Каратаев считает, что МВФ в обозримой перспективе будет оставаться ключевым элементом мировой финансовой архитектуры. Кредитование стран, попавших в кризисные ситуации, изучение тенденций развития мировой экономики и отдельных стран продолжается именно в рамках МВФ, поэтому замены ему не будет в ближайшее время. Ресурсы МВФ превышают 1 трлн. долларов. Вряд ли возможно создание альтернативного института с подобной суммой капитала, тем более, что после кризиса он был увеличен практически вдвое, а квоты в рамках МВФ выросли до 650 млрд. долларов. Наконец, необходимо учитывать и двусторонние соглашения о заимствованиях, сумма которых также превышает 600 млрд. долларов. В то же время были повышены и компетенции организации. Этот процесс не ограничился 2008-2009 годами, но происходит и в настоящее время. МВФ осуществляет под эгидой G20 и по ее поручениям исследование тенденций мировой экономики, состояние которой остается неустойчивым. Вопросы, которые были поставлены Китаем как председателем «двадцатки» (изучением проблем потоков капитала, внешнего долга, структурной реформы и ее влияния на развитие групп стран) остаются важными для стран БРИКС. В то же время, согласно результатам опроса, состоявшегося в декабре 2015-январе 2016 года, оценка результатов реформы МВФ не слишком высока. Как известно, решение о ее осуществлении было принято на форуме группы «двадцати», но почти пятилетний период ожидания решения США привел к тому, что результат БРИКС составил 3,22 по 5-балльной шкале. Эксперты также отметили высокое значение G20 как площадки для диалога не только с другими развивающимися странами, но и с представителями развитых стран западного мира.

Сами эксперты БРИКС говорят, что те пять лет, которые прошли с момента принятия решения о реформе, показали актуальность более тесного взаимодействия и кооперации научных сообществ стран-участниц для выдвижения новых реформистских инициатив. Помочь в этом сможет формирование при Банке развития БРИКС единого экспертного центра.

Взаимодействие стран БРИКС: от разногласий к консенсусу

Как сообщил старший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований (ЦЭИ) РИСИ Николай Трошин, инициаторами доклада было предложено четыре основных направления реформирования мировой финансовой системы: пересмотр квот, изменение формулы их расчета, реформа системы управления, изменение принципов предоставления помощи странам, оказавшимся в кризисном положении. Большинством экспертов было выбрано три первых вопроса, но определить среди них наиболее перспективный оказалось невозможно. В то же время скоординированная позиция была выявлена для следующего круга проблем:

– уменьшение различий между расчетной и фактической величиной квот при изменении формулы их расчета. В основе новой формулы должен лежать показатель ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС);

Необходимость выдвижения участниками БРИКС собственного кандидата на пост директора-распорядителя Фонда в ходе предстоящих выборов. По мнению участников опроса, кандидат должен представлять интересы большинства развивающихся стран. Особенно показательна позиция китайских экспертов, 62% которых считают этот вопрос наиболее актуальным в контексте реформы мировой финансовой системы.

Презентация совместного доклада РИСИ и НКИ БРИКС вызвала большой интерес в Пекине. В частности, руководитель Центра мировых финансов Института мировой экономики и политики Академии общественных наук КНР Лю Дунминь высоко результаты проведенного исследования. «По многим вопросам у нас есть консенсус, но мы не должны останавливаться на достигнутом, – сказал он. – Те различия, которые сохраняются в наших подходах, должны служить основой нашего сотрудничества». По словам китайского ученого, развитие взаимосвязей между научными сообществами стран БРИКС невозможно без разработки единой методологии, на основе которой будет происходить координация основных направлений деятельности стран-участниц объединения.

Текст доклада РИСИ и НКИ БРИКС «О взглядах экспертов БРИКС на реформирование Международного валютного фонда» доступен по ссылке

В тексте нового закона о расходах, принятого в среду конгрессом, есть разрешение администрации Обамы проголосовать за план реформ МВФ, который пылится из-за позиции развитых стран и, главным образом, Америки с 2010 года и который стал главной причиной недавнего обострения отношений между Фондом и Вашингтоном.

Речь идет об удвоении квот или взносов членов МВФ и о соответственном перераспределения голосов, которое даст таким странам, как Китай, Индия и т.д., больше прав и возможностей. После проведения реформ количество голосов КНР в МВФ, к примеру, вырастет с нынешних 3,8% до 6. Количество голосов США уменьшится, но очень незначительно: с 16,7 до 16,5%. Кроме этого, Вашингтон сохранит право вето.

Больше всего от реформы потеряют европейские экономики, количество голосов которых сократится. Бельгия, к примеру, потеряет 0,59%; Нидерланды – 0,34%; Франция и Великобритания - по 0,28% голосов; Швейцария – 0,24%.

Еще больше голосов лишится Саудовская Аравия. Неофициальный лидер ОПЕК потеряет 0,83%. Китай станет таким образом третьей страной МВФ по количеству голосов после США и Японии. Она будет отставать от Японии всего лишь на 0,07%. К Китаю и России, которые и сейчас входят в первую десятку членов МВФ по количеству голосов, после проведения реформ присоединятся Индия и Бразилия. Они заменят в десятке Канаду и Саудовскую Аравию. Россия переместится с 10 на 9 место.

Америка сама пять лет назад инициировала начало реформы, чтобы, с одной стороны, сделать приятно Китаю, а с другой, удержать его в Бреттон-Вудской финансовой системе. Республиканцы в конгрессе отказывались утвердить план реформ, опасаясь ослабления влияния США в МВФ и одновременного усиления КНР. Большинство аналитиков считают, что изменить позицию конгрессменов заставила решительная позиция Китая, который начал создавать альтернативные финансовые структуры типа Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). Только сейчас, когда стало ясно, как много стран, в т.ч. и союзников США из Европы, вошли в AIIB, в Вашингтоне, похоже, поняли, что ошиблись.

Ослабляя одно противоречие, американские законодатели создали другое. Они проголосовали за то, чтобы Конгресс США играл бы бо льшую роль в одобрении чрезвычайных займов МВФ. Кроме этого, конгрессмены хотят, чтобы США настаивали на отмене «системных привилегий», созданных в 2010 году для того, чтобы МВФ мог участвовать в оказании помощи Греции вместе с Европой.

Белый дом обязан информировать конгресс как минимум за 7 дней до голосования в МВФ по вопросам выделения кредитов, которые значительно больше или меньше обычных. Конгрессмены также хотят выяснить, не должен ли МВФ требовать при выделении таких кредитов гарантии или залог. В случае с Грецией, к примеру, Афинам перед получением помощи от МВФ пришлось бы передать большие объекты инфраструктуры типа морских портов и аэропортов, электростанций и т.д.

После того, как США одобрят реформы 2010 года, в МВФ начнется следующий раунд обсуждений дальнейших перемен. Скорее всего, речь будет идти об увеличении количества голосов развивающихся экономик.

Менее трех недель назад Пекин повысил свой авторитет в МВФ после того, как юань был включен 30 ноября в корзину резервных валют.

Страсти в МВФ кипят. Развивающиеся экономики не скрывают своего недовольства засильем Европы и Америки и не хотят участвовать в таких подозрительных, с их точки зрения, операциях, как спасение Греции или, скажем, Украины. После того, как развивающиеся страны увеличат количество голосов за счет европейских экономик, им станет легче бороться с таким, по их мнению, разбазариванием средств Фонда.

Международный валютный фонд объявил о том, что с 26 января вступили в силу решения о реформе МВФ, принятые в 2010 году, когда на саммите G20 помимо изменения квот стран-членов в капитале Фонда было предусмотрено удвоение его капитала. Такое решение диктовалось уроками мирового финансового кризиса. Еще одной рекомендацией G20 было пожелание выработать новую формулу расчёта квот стран-членов Фонда, более точно отражающую роль и место отдельных стран в мировой экономике.

15 декабря 2010 года решения G20 по реформированию МВФ были конкретизированы Советом директоров Фонда. Общий объём квот (капитала) Фонда должен был увеличиться с 238,5 млрд. СДР (СДР - специальные права заимствования) до 477 млрд. СДР (примерно эквивалентно 659 млрд. долл. США). В результате доля «недооцененных» стран должна была увеличиться на 6 процентных пунктов.

Соответственно на те же 6 процентных пунктов планировалось уменьшение квот стран «переоцененных». К первым относились развивающиеся страны и страны с быстро растущими экономиками (emerging economies), в первую очередь Китай и другие страны БРИКС. Ко вторым относились так называемые экономически развитые страны, в первую очередь страны G7. Такая реформа назревала давно, поскольку за четверть века (1985-2010 гг.) положение этих двух групп стран в МВФ практически не менялось (табл. 1). Если в 1995 году доля стран БРИКС в капитале МВФ составляла 9,8%, то к 2010 году она увеличилась символически - до 10,6%.

Табл. 1.

Распределение квот государств-членов МВФ (доля в % от суммарной величины квот)

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011*
Экономически развитые страны 60,6 63,1 61,0 62,1 61,7 60,5 60,5
В том числе страны G7 49,3 48,9 46,1 46,8 46,0 45,2 45,4
Развивающиеся страны и страны с переходными экономиками 39,4 36,9 39,0 37,9 38,3 39,5 39,5
В том числе страны БРИКС - - 9,8 9,3 10,0 10,6 11,5
* С 3 марта 2011 г.

После принятых в 2010 году решений МВФ о его реформировании многие страны ратифицировали их, как того требовали процедуры. Однако решения не вступили в силу, поскольку их отказался ратифицировать главный акционер МВФ - Соединенные Штаты. Отказался из опасений, что США утратят эффективный контроль над МВФ, который обеспечивался превышением доли США в общем количестве голосов над величиной 15% (минимальная доля, необходимая для блокирования важных решений Фонда). Кроме того, США без особого труда находили себе союзников в Фонде при голосовании по тем вопросам, где требовалось простое большинство. Ядром такого «союзнического блока» были страны G7. Голоса семи ведущих капиталистических государств накануне реформы составляли в совокупности более 45%. Вашингтону без особого труда удавалось привлекать на свою сторону также Австралию, Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, Израиль и многих других. Дополнительной причиной нежелания Конгресса США ратифицировать решения о реформе 2010 года было нежелание расставаться с деньгами, которые Вашингтону пришлось бы вносить в порядке удвоения капитала Фонда (около 60 млрд. долл.).

Между тем напряжение внутри МВФ из-за нежелания Вашингтона поддержать реформу стало возрастать, так как доли в капитале и в голосах большей части стран-членов МВФ не соответствовали их возросшей роли в мировой экономике (см. табл. 2 и 3). Доля стран G7 в капитале Фонда на протяжении многих лет, вплоть до последних дней оставалась в диапазоне от 50 до 45%; доля в голосах никогда не опускалась ниже планки 2/5. А доля G7 в мировом ВВП в 2014 году опустилась ниже 32%. Несправедливость этих соотношений била в глаза.

Табл. 2.

Позиции стран G7 в МВФ и в мировой экономике

США 17,68 16,74 15,95
Канада 2,67 2,56 1,47
Япония 6,56 6,23 4,38
Великобритания 4,51 4,29 2,36
Германия 6,12 5,81 3,45
Франция 4,51 2,29 2,38
Италия 3,31 3,16 1,96
Итого 45,36 41,08 31,95

Еще более вопиющее нарушение принципа справедливости просматривалось в случае со странами БРИКС. До последней реформы доля стран БРИКС в капитале Фонда составляла 11,50%, в общем количестве голосов - 11,03%. В то же время доля пяти государств БРИКС в мировом ВВП в 2014 году была равна 30,94%. Можно сказать, что страны БРИКС по своему экономическому развитию уже сравнялись с семью ведущими странами Запада, а их доля в общем количестве голосов МВФ на протяжении многих лет оставалась почти в четыре раза ниже.

Табл. 3.

Позиции стран БРИКС в МВФ и в мировой экономике

Квота в капитале МВФ (до последней реформы), % Доля в общем количестве голосов (до последней реформы), % Доля в мировом ВВП (2014 г.), %*
КНР 4,00 3,81 16,63
Россия 2,50 2,39 3,29
Индия 2,44 2,34 6,81
Бразилия 1,78 1,72 3,01
Южная Африка 0,78 0,77 0,65
Итого 11,50 11,03 30,94
* Расчет показателя по паритету покупательной способности валют

Более пяти лет велась борьба за реформирование Фонда. На ежегодных саммитах МВФ и Всемирного банка Кристина Лагард не упускала случая воззвать к Вашингтону, умоляя ратифицировать решения 2010 года. То же самое происходило и на ежегодных саммитах G-20. В конце концов дальнейшее затягивание реформы 2010 года стало угрожать самому существованию МВФ. Кажется, Вашингтон осознал, что утрата им Фонда как инструмента своей политики приведет к еще большему ослаблению позиций США в мире.

Неожиданно в конце прошлого года Конгресс США изменил свое отношение к реформированию Фонда. В декабре было принято решение о ратификации решений 2010 года, вошедшее составной частью в закон о федеральном бюджете США.

21 января Советом директоров МВФ была поставлена последняя точка в процессе принятия решения о реформе Фонда: 149 государств (из 188 членов) проголосовали за введение реформы в силу. Для такого решения по правилам МВФ нужно было 60% голосов, в пользу начала реформы высказались страны, обладающие 94,04% голосов. Следующий шаг в реализации реформы - выделение странами-членами Фонда средств, необходимых для удвоения капитала МВФ. На самом деле речь идет даже не о перечислении денег на счета Фонда, а об их резервировании в странах-членах. В течение 30 дней страны должны представить подтверждения такого резервирования. В частности, России предстоит выделить около 8 млрд. долл.

На данный момент (30 января 2016 г.) на сайте Международного валютного фонда ещё сохраняется старая информация о квотах и долях в голосах стран-членов МВФ. Информация о новых квотах и долях, которая появлялась в СМИ, пока носит неофициальный характер. Ранее в публикациях Фонда фигурировали оценки, которые исходили из экономического положения стран на 2010 год. Доля экономически развитых стран должна была сократиться с 60,5% до 57,7%. Доля стран G7 - с 45,2 до 43,4%. Доля стран ЕС - с 32,4 до 30,2%. Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой должна повыситься с 39,5% до 42,3%. В том числе доля стран БРИКС - с 10,6 до 14,7%. Расклад новой квоты БРИКС по странам таков (%): Китай - 6,4; Россия - 2,7; Индия - 2,7; Бразилия - 2,3; ЮАР - 0,6. Четыре страны (Китай, Россия, Индия и Бразилия) теперь входят в первую десятку крупнейших акционеров МВФ.

Однако это изменение произведено по расчётам, относящимся к 2010 году, сегодня на дворе 2016 год. Цифры корректировок должны быть другими, так как за пять лет позиции многих развивающихся стран и стран с переходными экономиками укрепились ещё больше. Соответственно их квоты и доли в МВФ должны быть выше указанных цифр. Пока неизвестно также, как будет исполняться принятое решение. То ли квоты будут пересмотрены сначала по цифрам 2010 года, а затем дополнительный пересмотр будет проведен с учетом цифр 2015 года, то ли сразу будет произведена 15-я корректировка, и квоты будут изменены одноразово.

В любом случае нынешняя реформа дисбалансы Фонда не выровняет. Конечно, странам БРИКС будет легче блокировать не отвечающие их интересам решения Фонда. Достаточно будет найти двух-трех союзников, чтобы гарантированно получить блокирующую долю голосов. Однако все-таки это оборона. Для наступления, то есть продвижения решений, отвечающих интересам стран БРИКС, сил у них по-прежнему маловато.

Поэтому борьба будет продолжаться как внутри МВФ, так и за его пределами. Внутри МВФ в текущем году развернутся баталии по поводу пересмотра формулы расчёта квот. Действующая формула расчёта представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Подобная формула выгодна западным странам, которые своё прогрессирующее отставание в темпах роста ВВП пытаются компенсировать с помощью таких невнятных показателей, как «открытость» и «экономическая изменчивость». Страны периферии мирового капитализма будут добиваться более простой и понятной формулы, основанной в первую очередь на показателе ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, и во вторую очередь - на показателе величины международных (золотовалютных) резервов.
А за пределами МВФ борьба стран периферии мирового капитализма за укрепление своих позиций в международных финансах будет отражаться в укреплении позиций новых международных институтов - Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В случае если США будут и дальше тормозить реформирование МВФ, развивающиеся страны и страны с переходными экономиками переместят свою деятельность на эти запасные аэродромы.

Международный валютный фонд объявил о том, что с 26 января вступили в силу решения о реформе МВФ, принятые в 2010 году, когда на саммите G20 помимо изменения квот стран-членов в капитале Фонда было предусмотрено удвоение его капитала. Такое решение диктовалось уроками мирового финансового кризиса. Еще одной рекомендацией G20 было пожелание выработать новую формулу расчёта квот стран-членов Фонда, более точно отражающую роль и место отдельных стран в мировой экономике.

15 декабря 2010 года решения G20 по реформированию МВФ были конкретизированы Советом директоров Фонда. Общий объём квот (капитала) Фонда должен был увеличиться с 238,5 млрд. СДР (СДР - специальные права заимствования) до 477 млрд. СДР (примерно эквивалентно 659 млрд. долл. США). В результате доля «недооцененных» стран должна была увеличиться на 6 процентных пунктов. Соответственно на те же 6 процентных пунктов планировалось уменьшение квот стран «переоцененных». К первым относились развивающиеся страны и страны с быстро растущими экономиками (emerging economies), в первую очередь Китай и другие страны БРИКС. Ко вторым относились так называемые экономически развитые страны, в первую очередь страны G7. Такая реформа назревала давно, поскольку за четверть века (1985-2010 гг.) положение этих двух групп стран в МВФ практически не менялось (табл. 1). Если в 1995 году доля стран БРИКС в капитале МВФ составляла 9,8%, то к 2010 году она увеличилась символически - до 10,6%.

После принятых в 2010 году решений МВФ о его реформировании многие страны ратифицировали их, как того требовали процедуры. Однако решения не вступили в силу, поскольку их отказался ратифицировать главный акционер МВФ - Соединенные Штаты. Отказался из опасений, что США утратят эффективный контроль над МВФ, который обеспечивался превышением доли США в общем количестве голосов над величиной 15% (минимальная доля, необходимая для блокирования важных решений Фонда). Кроме того, США без особого труда находили себе союзников в Фонде при голосовании по тем вопросам, где требовалось простое большинство. Ядром такого «союзнического блока» были страны G7. Голоса семи ведущих капиталистических государств накануне реформы составляли в совокупности более 45%. Вашингтону без особого труда удавалось привлекать на свою сторону также Австралию, Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, Израиль и многих других. Дополнительной причиной нежелания Конгресса США ратифицировать решения о реформе 2010 года было нежелание расставаться с деньгами, которые Вашингтону пришлось бы вносить в порядке удвоения капитала Фонда (около 60 млрд. долл.).

Между тем напряжение внутри МВФ из-за нежелания Вашингтона поддержать реформу стало возрастать, так как доли в капитале и в голосах большей части стран-членов МВФ не соответствовали их возросшей роли в мировой экономике (см. табл. 2 и 3). Доля стран G7 в капитале Фонда на протяжении многих лет, вплоть до последних дней оставалась в диапазоне от 50 до 45%; доля в голосах никогда не опускалась ниже планки 2/5. А доля G7 в мировом ВВП в 2014 году опустилась ниже 32%. Несправедливость этих соотношений била в глаза.

Еще более вопиющее нарушение принципа справедливости просматривалось в случае со странами БРИКС. До последней реформы доля стран БРИКС в капитале Фонда составляла 11,50%, в общем количестве голосов - 11,03%. В то же время доля пяти государств БРИКС в мировом ВВП в 2014 году была равна 30,94%. Можно сказать, что страны БРИКС по своему экономическому развитию уже сравнялись с семью ведущими странами Запада, а их доля в общем количестве голосов МВФ на протяжении многих лет оставалась почти в четыре раза ниже.

Более пяти лет велась борьба за реформирование Фонда. На ежегодных саммитах МВФ и Всемирного банка Кристина Лагард не упускала случая воззвать к Вашингтону, умоляя ратифицировать решения 2010 года. То же самое происходило и на ежегодных саммитах G-20. В конце концов дальнейшее затягивание реформы 2010 года стало угрожать самому существованию МВФ. Кажется, Вашингтон осознал, что утрата им Фонда как инструмента своей политики приведет к еще большему ослаблению позиций США в мире. Неожиданно в конце прошлого года Конгресс США изменил свое отношение к реформированию Фонда. В декабре было принято решение о ратификации решений 2010 года, вошедшее составной частью в закон о федеральном бюджете США.

21 января Советом директоров МВФ была поставлена последняя точка в процессе принятия решения о реформе Фонда: 149 государств (из 188 членов) проголосовали за введение реформы в силу. Для такого решения по правилам МВФ нужно было 60% голосов, в пользу начала реформы высказались страны, обладающие 94,04% голосов. Следующий шаг в реализации реформы - выделение странами-членами Фонда средств, необходимых для удвоения капитала МВФ. На самом деле речь идет даже не о перечислении денег на счета Фонда, а об их резервировании в странах-членах. В течение 30 дней страны должны представить подтверждения такого резервирования. В частности, России предстоит выделить около 8 млрд. долл.

На данный момент (30 января 2016 г.) на сайте Международного валютного фонда ещё сохраняется старая информация о квотах и долях в голосах стран-членов МВФ. Информация о новых квотах и долях, которая появлялась в СМИ, пока носит неофициальный характер. Ранее в публикациях Фонда фигурировали оценки, которые исходили из экономического положения стран на 2010 год. Доля экономически развитых стран должна была сократиться с 60,5% до 57,7%. Доля стран G7 - с 45,2 до 43,4%. Доля стран ЕС - с 32,4 до 30,2%. Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой должна повыситься с 39,5% до 42,3%. В том числе доля стран БРИКС - с 10,6 до 14,7%. Расклад новой квоты БРИКС по странам таков (%): Китай - 6,4; Россия - 2,7; Индия - 2,7; Бразилия - 2,3; ЮАР - 0,6. Четыре страны (Китай, Россия, Индия и Бразилия) теперь входят в первую десятку крупнейших акционеров МВФ.

Однако это изменение произведено по расчётам, относящимся к 2010 году, сегодня на дворе 2016 год. Цифры корректировок должны быть другими, так как за пять лет позиции многих развивающихся стран и стран с переходными экономиками укрепились ещё больше. Соответственно их квоты и доли в МВФ должны быть выше указанных цифр. Пока неизвестно также, как будет исполняться принятое решение. То ли квоты будут пересмотрены сначала по цифрам 2010 года, а затем дополнительный пересмотр будет проведен с учетом цифр 2015 года, то ли сразу будет произведена 15-я корректировка, и квоты будут изменены одноразово.

В любом случае нынешняя реформа дисбалансы Фонда не выровняет. Конечно, странам БРИКС будет легче блокировать не отвечающие их интересам решения Фонда. Достаточно будет найти двух-трех союзников, чтобы гарантированно получить блокирующую долю голосов. Однако все-таки это оборона. Для наступления, то есть продвижения решений, отвечающих интересам стран БРИКС, сил у них по-прежнему маловато.

Поэтому борьба будет продолжаться как внутри МВФ, так и за его пределами. Внутри МВФ в текущем году развернутся баталии по поводу пересмотра формулы расчёта квот. Действующая формула расчёта представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Подобная формула выгодна западным странам, которые своё прогрессирующее отставание в темпах роста ВВП пытаются компенсировать с помощью таких невнятных показателей, как «открытость» и «экономическая изменчивость». Страны периферии мирового капитализма будут добиваться более простой и понятной формулы, основанной в первую очередь на показателе ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, и во вторую очередь - на показателе величины международных (золотовалютных) резервов.

А за пределами МВФ борьба стран периферии мирового капитализма за укрепление своих позиций в международных финансах будет отражаться в укреплении позиций новых международных институтов - Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В случае если США будут и дальше тормозить реформирование МВФ, развивающиеся страны и страны с переходными экономиками переместят свою деятельность на эти запасные аэродромы.

Валентин Юрьевич Катасонов , д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова