Проблемы экономической теории. Классическая политическая экономика. Альтернативные издержки и предложение благ

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (2 часа)

План:

Предмет экономической теории.

Уровни экономического анализа. Экономический кругооборот.

Методы экономической теории.

Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению.

Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в процессе производства товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их с целью удовлетворения своих безграничных потребностей.

Из определения вытекает основная проблема экономической теории и практики , которая состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворять свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели.

Исходя из этого, формируется четкое ограничение в функционировании экономической системы: идеального результата достигнуть в принципе невозможно, так как совокупность наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Существовало два подхода к рассмотрению этой проблемы : теория К. Маркса и буржуазная политэкономия. К. Маркс обосновал экономический закон возвышающихся потребностей. По его мнению, действовала схема: новая потребность дает импульс производству, производство вырастает в своем развитии и удовлетворяет ее. И все повторяется. К. Маркс утверждал, что материальное изобилие при наличии НТП достижимо. Препятствием выступает частная собственность на средства производства. По мнению буржуазных ученых абсолютное материальное благополучие невозможно, и этот факт лежит в основе современного определения экономической теории.

Кроме основного вопроса экономической теории существует проблема регулирования действий участников общественного производства. В экономике до недавнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой фундаментальной проблемы. Первый подход получил название классического. Он исходил из того, что максимальная эффективность производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников максимальной экономической свободы. Здесь рынок решал все: что, как и сколько производить, когда и кому реализовывать продукцию. Эта модель была свойственна домонополистическому капитализму. Схематично это выглядит так:

Второй подход получил название «государственного социализма». Его сторонники считали, что все действия участников общественного производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации со стороны государства. Здесь полностью отвергается рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей, а вместе с ним и заинтересованность производителя, его выгода.


Суть современного подхода к решению проблемы оптимального регулирования экономики сводится к реализации преимуществ, которыми обладают предыдущие подходы. В новой, смешанной экономической системе, абсолютная экономическая самостоятельность заменяется относительной экономической самостоятельностью участников общественного производства, а директивность – индикативным регламентированием их действий. На основе третьего подхода возник новый тип экономики – социально-регулируемая рыночная экономика, в которой сохраняется и рынок, и воздействие со стороны государства. Здесь общество диктует свои условия рынку, а государство вмешивается в отношения между товаропроизводителями, а не в деятельность самих предприятий.

Три проблемы экономической теории

Главная проблема экономической теории имеет две стороны:

  • потребности человеческого общества не имеют ограничений и возрастают с течением времени;
  • ресурсы, необходимые для производства материальных благ, имеются в ограниченном количестве.

Из двух этих утверждений вытекают три основных вопроса экономики, которые наглядно представлены на рисунке.

Таким образом, перед учеными-экономистами стоит задача по разрешению данного противоречия, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в целом и каждого отдельного его члена, используя имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы.

Проблема 1 – Что производить?

Всем очевиден факт ограниченности ресурсов для производства различных активов. В связи с этим перед исследователями стоит задача: определить, какие материальные ценности, и в каком количестве, стоит производить в данный момент времени, чтобы максимально полно удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого экономическая теория применяет анализ кривой производственных возможностей.

Крайние точки, которые будут лежать на одной или другой оси координат, означают, что будет производиться только один вид активов. Как правило, специалистами рассматривается обобщенная ситуации, когда берутся средства производства и потребительские товары. Такой выбор приведет к ситуации, что какая-то часть общества останется полностью неудовлетворенной.

В связи с этим перед специалистами стоит задача отыскать такой объем средств производства и товаров для потребления, который бы максимально полно удовлетворил спрос. Оптимальное соотношения этих групп активов называется равновесной точкой. Однако в практической деятельности все обстоит сложнее. Дело в том, что эти две группы ценностей представлены тысячами различных товаров, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей миллиардов людей во всем мире.

Замечание 1

Таким образом, в реальной действительности эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться в теории. Плюс ко всему в условия ограниченности ресурсов дополнительный выпуск одного вида ценностей обязательно сопровождается сокращением другого.

Проблема 2 – Как производить?

Данная проблема также имеет несколько срезов.

  • Во-первых, это касается вопроса о том, какие ресурсы будут задействованы для производства того или иного набора благ.
  • Во-вторых, значение имеет технология производства.

Например, производитель может решить использовать преимущественно ручной труд, поэтому ему понадобится большое количество рабочей силы причем, скорее всего, неквалифицированной. В том случае, если используется труд механизмов, машин и компьютеров, то можно обходиться значительно меньшим числом работников. Необходимо учитывать, что такие работники должны обладать требуемой квалификацией, чтобы быть способными управлять производственной техникой и оборудованием.

Замечание 2

Важный вопрос также касается выбора технологии обработки ресурсов в процессе производства материальных объектов. Так как от решения данного вопроса зависит количество ресурсов, требуемое для выполнения заданного объема производственной программы. В свою очередь это напрямую влияет на сумму затрат и, следовательно, получаемый доход от экономической деятельности.

Проблема 3 – Для кого производить?

Названная проблема подразумевает поиск ответа на вопрос: кто будет потребителем производимых товаров? Какова их покупательская способность? Каковы их потребности?

Экономическая система производит материальные блага, основываясь на информации о спросе на те или иные товары. Также она изучает:

  • Потребности потребителей – в чем они нуждаются, какие нужды должен удовлетворить товар;
  • Величину их доходов – с этим показателем напрямую связаны их возможности в покупке товаров.

Отвечая на эти вопросы, экономическая теория пытается примирить вечное противоречие ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей.

Экономическая теория изучает проблемы, которые касаются всех людей без исключения, поскольку взаимоотношения между отдельными людьми и группами людей в процессе хозяйствования давно стали неотъемлемой частью жизни, так же, как и взаимоотношения человека с природой. А экономические законы давно стали таким же объективными, как и законы физики или химии. Просто действие экономических законов не всегда очевидно.

Каждый знает, что если шагнуть в оконный проем, полетишь не вверх, а вниз, потому что на все тела действует сила земного притяжения. Никому не приходит в голову проверять или опровергать эту истину. С экономическими законами дело обстоит по-иному. Нарушение законов экономики, как правило, ощущается не сразу. Может быть, именно поэтому и возникает желание их нарушать. На первый взгляд кажется, что ничего плохого не произойдет, если, к примеру, напечатать немного побольше денег или чуть-чуть увеличить цену товара. Действительно, в первый момент ничего не произойдет. Но законы экономики нельзя обмануть. Пройдет время, и лишние выпущенные деньги приведут к росту цен, а необоснованное увеличение цены товара приведет к тому, что спрос на него упадет.

Нарушение, которое когда-то произошло, вызовет цепную реакцию и придется приложить немало усилий для того, чтобы исправить положение. Поэтому давайте уважать законы, которые изучает экономическая теория.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса:

1. Что нужно производить, то есть какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве?

2. Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии?

3. Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. Все мы живем на одной планете, которая называется Земля. На ней имеются определенные ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов, безусловно, ограничено. Даже если срубить, к примеру, все леса, придется выбирать, чему отдать предпочтение: изготовить из древесины бумагу или строительный материал?

С другой стороны, каждый человек обладает определенными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей рождаются другие. Если бы человечество располагало неограниченным количеством ресурсов, не было бы необходимости экономить — определять, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, изготовить продукт, потратив наименьшее количество имеющихся ресурсов. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, было бы не важно, что какого-то товара произведено слишком много. Не имело бы значения и то, что ресурсы потрачены нерационально. И тогда вряд ли была бы нужда в изучении экономической теории.

Ну а пока экономическая теория пытается решить основную задачу: определить, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества.

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория – это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро– и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономическойтеории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» – «маленький»), а слово «экономика» – «ведение хозяйства» (Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006). Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как единая сложная большая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей (Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Определение предмета экономической науки через ограниченность ресурсов, классическая формулировка которого принадлежит Лайонелу Роббинсу (1932 г.), состоит из четырех условий:

1) человек стремится к различным целям;

2) время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

3) они могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

4) в каждый момент времени цели обладают разной важностью.

Только все условия, взятые вместе, создают ситуацию выбора.

Основная проблема экономики – выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов. Отсюда вытекают и три фундаментальные задачи, с которыми сталкиваются отдельные люди и общество в целом в процессе выбора – что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет: «что», «как» и «для кого». По этой причине микроэкономику часто называют теорией цены (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Критерием ответа на первый вопрос «Какие потребности наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она, наряду с затратами, определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовности платить более высокую цену Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие – меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос «Что производить?» по-иному.

Проблему «Как производить?» можно разбить на ряд подвопросов:

1. Как должны распределяться ресурсы между отраслями?

2. Какие именно фирмы (предприятия) должны осуществлять производство в каждой отрасли?

3. Какие комбинации ресурсов (какую технологию) должна применять фирма?

И снова система цен подсказывает нам правильные ответы. Чем более нужен товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. В свою очередь более прибыльные фирмы готовы больше заплатить за ресурсы. Происходит регулируемый рынком переток ресурсов из фирм, производящих менее нужные товары, в фирмы, производящие более желанные товары и услуги. Выбор конкретной технологии определяется уже внутрифирменной целью – произвести товар по возможности дешевле (минимизировать затраты). Этот выбор зависит от цен на факторы производства.

Распределение продукции и ответ на вопрос «Кто должен получить блага?» зависит от распределения доходов между индивидуумами в соответствии с ценами на ресурсы и количеством ресурсов, которыми обладает каждый индивид. Те, кто имеют большие доходы, получают большую долю продукции.

Альтернативные затраты.

При выборе оптимального варианта использования ресурсов «альтернативной стоимостью» сделанного выбора можно назвать самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать.

Например, альтернативная стоимость обучения в институте – заработок студента, если бы он работал.

Важнейшее понятие экономической науки – альтернативные затраты. В литературе в качестве синонимов используются также выражения «затраты упущенных возможностей». «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость», «вмененные издержки» и некоторые другие).

Альтернативные затраты текущего использования ресурса – доход от наилучшего из оставшихся альтернативных способов его использования.

«Микроэкономика» в системе экономических дисциплин.

Микро, мезо, макро, мировая (мега).

Следует подчеркнуть, что микроэкономика во многом – абстрактная наука, она не призвана давать ответы на вопросы типа «Как заработать миллион и как его потом лучше потратить?». Нельзя и сказать, что она полностью отражает реалии хозяйственной жизни или даже стремится к этому, как физика, к примеру, стремится дать целостную физическую картину мира. Она лишь исследует основные черты функционирования хозяйства, пользуясь при этом различными упрощающими предпосылками и моделями. Одна из важнейших предпосылок – гипотеза о рациональном поведении экономических агентов.

В отличие от других обществениых наук экономический подход к анализу поведения основывается на предположении о действиях индивидуумов исключительно в своих интересах, причем целью этих действий является максимизация полезности.

Методология микроэкономики: постулаты и модели.

Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей.

В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики.

В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие).

Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели. Модели служат для получения выводов из теории и цля предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели – это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности. Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теорияисследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

Взаимная связь этих функций проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки.

В основе экономической теории лежит исследование общественного производства, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов. Потребности способствуют качественным и количественным изменениям в производстве, воздействуя на него не непосредственно, а через рынок и экономическую политику. Последняя, в свою очередь, подвержена воздействию не только производства, но и экономической науки. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению общественного производства, его совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории. Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук.

Три проблемы экономической теории

Главная проблема экономической теории имеет две стороны:

  • потребности человеческого общества не имеют ограничений и возрастают с течением времени;
  • ресурсы, необходимые для производства материальных благ, имеются в ограниченном количестве.

Из двух этих утверждений вытекают три основных вопроса экономики, которые наглядно представлены на рисунке.

Таким образом, перед учеными-экономистами стоит задача по разрешению данного противоречия, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в целом и каждого отдельного его члена, используя имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы.

Проблема 1 – Что производить?

Всем очевиден факт ограниченности ресурсов для производства различных активов. В связи с этим перед исследователями стоит задача: определить, какие материальные ценности, и в каком количестве, стоит производить в данный момент времени, чтобы максимально полно удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого экономическая теория применяет анализ кривой производственных возможностей.

Крайние точки, которые будут лежать на одной или другой оси координат, означают, что будет производиться только один вид активов. Как правило, специалистами рассматривается обобщенная ситуации, когда берутся средства производства и потребительские товары. Такой выбор приведет к ситуации, что какая-то часть общества останется полностью неудовлетворенной.

В связи с этим перед специалистами стоит задача отыскать такой объем средств производства и товаров для потребления, который бы максимально полно удовлетворил спрос. Оптимальное соотношения этих групп активов называется равновесной точкой. Однако в практической деятельности все обстоит сложнее. Дело в том, что эти две группы ценностей представлены тысячами различных товаров, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей миллиардов людей во всем мире.

Замечание 1

Таким образом, в реальной действительности эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться в теории. Плюс ко всему в условия ограниченности ресурсов дополнительный выпуск одного вида ценностей обязательно сопровождается сокращением другого.

Проблема 2 – Как производить?

Данная проблема также имеет несколько срезов.

  • Во-первых, это касается вопроса о том, какие ресурсы будут задействованы для производства того или иного набора благ.
  • Во-вторых, значение имеет технология производства.

Например, производитель может решить использовать преимущественно ручной труд, поэтому ему понадобится большое количество рабочей силы причем, скорее всего, неквалифицированной. В том случае, если используется труд механизмов, машин и компьютеров, то можно обходиться значительно меньшим числом работников. Необходимо учитывать, что такие работники должны обладать требуемой квалификацией, чтобы быть способными управлять производственной техникой и оборудованием.

Замечание 2

Важный вопрос также касается выбора технологии обработки ресурсов в процессе производства материальных объектов. Так как от решения данного вопроса зависит количество ресурсов, требуемое для выполнения заданного объема производственной программы. В свою очередь это напрямую влияет на сумму затрат и, следовательно, получаемый доход от экономической деятельности.

Проблема 3 – Для кого производить?

Названная проблема подразумевает поиск ответа на вопрос: кто будет потребителем производимых товаров? Какова их покупательская способность? Каковы их потребности?

Экономическая система производит материальные блага, основываясь на информации о спросе на те или иные товары. Также она изучает:

  • Потребности потребителей – в чем они нуждаются, какие нужды должен удовлетворить товар;
  • Величину их доходов – с этим показателем напрямую связаны их возможности в покупке товаров.

Отвечая на эти вопросы, экономическая теория пытается примирить вечное противоречие ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей.