Новожилов юрий викторович с женой. Удастся ли Новожилову удержаться в новой команде РЖД? Транскредитбанк получил средства придержки

(2)Бывший Исполнительный директор НПФ «Благосостояние», член советов директоров группы «ОКС», Абсолют Банка и лизинговой компании «ТрансФин-М»

«Биография»

Образование

В 1996-м окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «теоретическая экономика»

Деятельность

«Новости»

В НПФ «Благосостояние» сменился исполнительный директор

Исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Благосостояние» Юрий Новожилов покидает фонд в связи с истечением срока действия трудового контракта. Совет фонда утвердил его отставку, говорится в пресс-релизе НПФ.

В сообщении не раскрывается, почему совет фонда решил не продлевать контракт с Новожиловым, однако уточняется, что совет фонда поблагодарил его за проделанную работу. Юрий Новожилов работал исполнительным директором НПФ с февраля 2012 г.

Место Новожилова займет Анатолий Милюков. Он с 2014 г. возглавлял совет директоров управляющей компании «Апрель капитал». Милюков также работал в должности первого вице-президента, руководителя блока доверительного управления активами клиентов Газпромбанка, в УК «Альфа-капитал» и ИК «Мосбизнестраст».

Под руководством Милюкова исполнительной дирекции предстоит реализовать новые подходы к управлению фондом и сохранить позиции «Благосостояния» в числе лидеров рынка негосударственного пенсионного обеспечения, добавил представитель РЖД (НПФ «Благосостояние» подконтролен РЖД).

«Возрождение» увеличивает «Благосостояние»

В число акционеров банка «Возрождение», контроль в котором должен быть передан новым собственникам до середины марта, может войти консорциум НПФ «Благосостояние» и ВТБ, выяснил “Ъ”. Из материалов «Возрождения» стало известно, что в новый совет директоров банка баллотируются трое кандидатов из «Благосостояния». К моменту собрания, которое состоится через пять дней, должны «подтянуться» люди из ВТБ, сообщили источники “Ъ”.

В совет директоров «Возрождения» могут войти глава НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов и два топ-менеджера фонда, указано в материалах банка. В «Возрождении» объяснили публикацию списка кандидатов технической ошибкой

«Роснефть» множит банки

В тройку финальных претендентов на приобретение принадлежащих Внешэкономбанку (ВЭБ) «Глобэкса» и Связь-банка вошла одна из компаний группы «Роснефти». Она подала соответствующую заявку и дошла до финала. Решение о том, кому продать банки, госкорпорация примет в середине февраля, но эксперты считают шансы «Роснефти» крайне высокими. Нефтяная компания уже имеет банк - ВБРР, в случае покупки «дочек» ВЭБа банковские активы группы могут быть объединены.

ОАО РЖД готово делить «Трансконтейнер»

Как выяснил «Ъ», ОАО РЖД считает наиболее выгодным для себя сценарием частичный выход из капитала контейнерного оператора «Трансконтейнер» (сейчас у монополии 50% плюс 2 акции) и привлечение стратегического инвестора. Согласно выводам ОАО РЖД, это ускорит рост доходов оператора с выходом к 2021 году на чистую прибыль 8,5 млрд руб. и позволит привлечь инвестиции в инфраструктуру. В правительстве не исключают такой вариант: первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что, скорее всего, «Трансконтейнер» внесут в «план приватизации» активов ОАО РЖД.

Абсолют-банк уменьшил «Благосостояние»

Один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов (НПФ) «Благосостояние», реализующий программу добровольного пенсионного обеспечения для сотрудников РЖД, впервые раскрыл отчетность по МСФО. Благодаря продаже бизнеса по ОПС группа второй год подряд демонстрирует высокую прибыль. Без учета этих разовых поступлений прибыльность группы ограничивают убытки дочернего Абсолют-банка и индексация пенсионных выплат клиентам.

Юрий Новожилов покинет Транскредитбанк

В течение месяца президент Транскредитбанка Юрий Новожилов покинет банк, рассказали несколько источников в ТКБ и ВТБ. По их словам, Новожилов возглавит корпоративный пенсионный фонд РЖД «Благосостояние».

Юрий Новожилов: «ТрансКредитБанк может быть присоединен к ВТБ24»

Транскредитбанк (ТКБ), опорный банк РЖД, который в настоящий момент приобретается ВТБ, в ходе интеграции со своим покупателем может присоединиться не к головному банку группы ВТБ, а к ее розничному бизнесу - «ВТБ 24», рассказал президент ТрансКредитБанка Юрий Новожилов. Головной банк группы ВТБ также находится в процессе покупки другого крупного актива - Банка Москвы. «Предполагается, что интеграция (с ВТБ) займет три года, и, возможно, с учетом большого количества именно розничных клиентов присоединение ТКБ будет к „ВТБ 24“, а не к головному банку группы », - сказал Юрий Новожилов.

«Можно погубить любую страну, если впасть в истерику»

О том, почему через три года бренд Транскредитбанка может исчезнуть и как банк «КИТ Финанс» возвращает долги государству, в интервью «Газете.Ru» рассказал президент Транскредитбанка и председатель совета директоров банка «КИТ Финанс» Юрий Новожилов.

Вице-президент ТрансКредитБанка А.Крохин сменит Ю.Новожилова на посту президента банка

Вице-президент ОАО «ТрансКредитБанк» (ТКБ) Алексей Крохин сменит Юрия Новожилова на посту президента банка. Как говорится в официальном сообщении кредитной организации, на заседании совета директоров, которое состоялось накануне, было принято решение освободить Ю.Новожилова от должности президента и назначить исполняющим обязанности президента банка первого вице-президента А.Крохина. Кроме того, совет директоров компании принял решение назначить А.Крохина на должность президента ТКБ после согласования его кандидатуры в Банке России.

РЖД озаботились своими финансами

В финансовых структурах «Российских железных дорог» (РЖД) серьезные кадровые перестановки. НПФ «Благосостояние» вместо бессменно руководившей им последние шесть лет Елены Сухоруковой возглавит нынешний глава Транскредитбанка (ТКБ) Юрий Новожилов. Сама госпожа Сухорукова продолжит карьеру в компании «РЖД-Лизинг». Пост президента ТКБ, в прошлом году перешедшего под контроль ВТБ, достанется, как ни странно, выходцу из старой команды банка Алексею Крохину. Впрочем, такая преемственность для ТКБ как раз и продиктована сменой собственника: после выхода госмонополии из состава акционеров банка главной задачей для него станет удержание некогда опорных «железнодорожных» клиентов.

Юрий Новожилов: «Немедленное поглощение Транскредитбанка не отражает интересов ни ВТБ, ни РЖД»

Интервью. В кабинете главы Транскредитбанка Юрия Новожилова есть аквариум с пираньями. Приближение наблюдателя пугает рыбок, и они шарахаются. Руководство же «Транскреда» бесстрашно наращивает долю рынка, пока акула по имени ВТБ размышляет, какую долю банка ей ухватить.

«ТрансКредитБанк - это не дьявол», - Юрий Новожилов, президент ТрансКредитБанка, председатель совета директоров банка «КИТ финанс»

В банковский бизнес Юрий Новожилов пришел еще до предыдущего финансового кризиса - будучи студентом, он работал в петербургском отделении Инкомбанка, затем дорос до руководителя фондовой секции Санкт-Петербургской валютной биржи. Но в 2004 г. карьера Новожилова вышла на совершенно новый уровень: он поступил на службу в РЖД (финансовый блок в госкомпании курировал его хороший знакомый по питерскому банковскому сообществу Федор Андреев).

Новожилов: «Я уверяю вас, cанация «КИТ Финанса» окажется одной из самых успешных»

Президент «Транскредитбанка» Юрий Новожилов рассказал, как будет продаваться ТКБ, и ответил на некоторые вопросы о санации «КИТ Финанса»

Транскредитбанк получил средства придержки

Вчера ТКБ официально заявил, что перенос сроков допэмиссии связан с тем, что в настоящее время у банка нет острой потребности в капитале. Между тем по итогам первого полугодия достаточность капитала первого уровня ТКБ по МСФО составляла 6,6%, таким образом, вливание в капитал уже необходимо. Норматив Н1 (норматив достаточности по российским стандартам) у банка тоже постоянно снижается - на 1 октября он составил 11,26% (минимально разрешенный - 10%). Ранее в интервью «Ъ» президент ТКБ Юрий Новожилов признавал: несмотря на то что банк стабильно демонстрирует положительный финансовый результат, его прибыли не хватает при высоких темпах роста активов банка (см. «Ъ» от 21 апреля).

Совет директоров ОАО «ТрансКредитБанк» одобрил кандидатуру Крохина Алексея Владимировича на должность Президента ОАО «ТрансКредитБанк»

20 февраля 2012 года состоялось заседание Совета директоров ОАО «ТрансКредитБанк», на котором было принято решение освободить Новожилова Юрия Викторовича от должности Президента ОАО «ТрансКредитБанк» 21 февраля 2012 года и прекратить полномочия Новожилова Юрия Викторовича как члена Правления ОАО «ТрансКредитБанк» в связи с его переходом на другую работу.

ВТБ24, ТрансКредитБанк и Банк Москвы объединяют банкоматные сети

Президент, председатель правления ОАО «ТрансКредитБанк» Юрий Новожилов сказал: «Это первый совместный проект ОАО „ТрансКредитБанк“, ВТБ24 и ОАО „Банк Москвы“. Общая банкоматная сеть будет выгодна всем нашим клиентам, которые получат новые возможности при пользовании банкоматами и одну из самых разветвленных сетей во всех регионах России. В результате возможности клиентов ТрансКредитБанка по снятию наличных денежных средств будут расширены, а держатели карт ВТБ24 и ОАО „Банк Москвы“ смогут пользоваться услугой снятия наличных на всех вокзалах и крупных транспортных узлах ОАО „РЖД“».

Транскредитбанк не вышел стратегией

Транскредитбанк отказался от планов по выходу в открытую розницу и вернется к кредитованию зарплатных клиентов, рассказали «Ъ» несколько участников рынка. В ТКБ подтвердили эту информацию. «Да, наши планы изменились,- сообщил предправления Транскредитбанка Юрий Новожилов.- С учетом договоренностей с группой ВТБ, которая уже приобрела 43% нашего банка и в перспективе двух лет будет владеть 100% акций, мы будем, как и ранее, по-прежнему развивать розничное кредитование в рамках зарплатных проектов сотрудников наших текущих и новых корпоративных клиентов».

Доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, член Совета ЮНЕСКО по физике, действительный член Российской академии естественных наук.

Юрий Викторович Новожилов родился 13 ноября 1924 года в Ленинграде в семье ученого-экономиста Виктора Валентиновича Новожилова и Елены Робертовны Новожиловой, урожденной Шлейфер, члена коллегии адвокатов. В 1947 году окончил учебу на физико-механическом факультете Ленинградского политехнического Института по кафедре ядерной физики. В 1948–1949 гг. работал на заводе «Электросила», а с 1 октября 1949 года перешел в Ленинградский государственный университет в качестве ассистента кафедры теоретической физики. В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод функционалов Фока в задаче о собственной энергии», в 1953 году был избран доцентом, в 1959 году защитил докторскую диссертацию «Облаченные частицы в квантовой теории поля». В 1961 году создал кафедру квантовой теории поля и элементарных частиц, впоследствии переименованную в кафедру физики высоких энергий и элементарных частиц, бессменным руководителем которой был до 1991 года.

Научная деятельность Ю. В. Новожилова начиналась под влиянием двух крупнейших физиков того времени - чл.-корр. АН СССР Я. И. Френкеля и акад. В. А. Фока. Эти два выдающихся ученых, столь не схожих между собой, привили Юрию Викторовичу преданность науке, вкус к исследованиям на ее передовом фронте, верное понимание актуальности изучаемых вопросов, строгий математический подход в сочетании с физической интуицией.

Начальный этап научного творчества Ю. В. Новожилова совпал с периодом бурного развития квантовой теории поля и элементарных частиц в 1940–1950-е годы - созданием современной теории перенормировок и квантовой релятивистской теории рассеяния. Характерное для этого периода обилие новых идей и методов, крайне быстрый темп исследований определили направление и стиль работы Ю. В. Новожилова. В это время Ю. В. Новожилов публикует работы по методу функционалов в квантовой теории поля. В них была разработана теория перенормировок в рамках метода функционалов В. А. Фока, исследован вопрос о вариации функционалов по ферми-полям. Пристальный интерес Ю. В. Новожилова к методу функционалов намного опередил время: позднее, в 1970-х годах, этот метод становится основным для анализа калибровочных полей, лежащих в основе современной теории фундаментальных взаимодействий. Обзор Ю. В. Новожилова и А. В. Тулуба «Метод функционалов в квантовой теории поля», изданный отдельной книгой в США, долгое время был единственным руководством по методу функционалов и не утратил актуальности в настоящее время. В 1953 году за работу «Применение метода функционалов Фока к задаче о собственной энергии» Ю. В. Новожилову была присуждена университетская премия первой степени. В конце 1950-х - начале 1960-х годов Ю. В. Новожилов развивает новый подход к описанию сильных взаимодействий элементарных частиц на основе представления о так называемых «облаченных» частицах, окруженных «шубой» виртуальных частиц. Идея метода заключалась в разделении квантового поля на части, описывающие облачение частиц и их реальное взаимодействие. С помощью этого метода Ю. В. Новожиловым и его учениками были вычислены потенциалы взаимодействия между нуклонами и гиперонами. Идея об «облаченных» частицах оказалась весьма плодотворной и эвристически полезной. Много лет спустя она возродилась на кварковом уровне в виде метода облаченных кварков (или аддитивной кварковой модели). Исследования по облаченным частицам составили докторскую диссертацию Ю. В. Новожилова. Цикл работ Ю. В. Новожилова в области квантовой теории поля был удостоен университетской премии первой степени в 1960 году.

Большой спорт №3 (90)

Текст: Алексей Немов / Фото: Евгений Пахоль

26 апреля на подмосковном полигоне «Алабино» стартует новый сезон «Гонки героев». Каждый желающий может проверить свою физическую подготовку и силу духа, пройдя 10-километровую трассу с препятствиями различной степени сложности. О том, почему всем нам необходимо хотя бы раз испытать себя, главному редактору «Большого спорта» Алексею Немову рассказал руководитель оргкомитета «Гонки героев» Юрий Новожилов.

Досье

Родился 20 сентября 1974 года в Ленинграде
- Окончил экономичес­кий факультет Санкт-Петербургского государственного университета
- Исполнительный директор НПФ «Благосостояние»
- Руководитель оргкомитета «Гонки героев»

Кто придумал «Гонку героев»? Как она создавалась?
Идея проекта принадлежит Ксении Шойгу и Глебу Юну, основателю детской спортивной школы Gymnasium. Они обратили внимание на то, что у нас мало командообразующих мероприятий, позволяющих взрослым людям проверить не только уровень своей физической подготовки, но и способность к взаимодействию в нестандартных ситуациях, требующих молниеносной реакции и слаженной командной работы. Изучив опыт аналогичных зарубежных соревнований, мы разработали концепцию «Гонки героев», идею поддержало Министерство обороны. Первая гонка состоялась в сентябре 2013 года на территории знаменитой Таманской мотострелковой дивизии, тогда в ней приняли участие 350 человек.

Мы провели 10 гонок, в общей сложности в них участвовало более 10 тысяч человек. Принципиальное отличие «Гонки героев» от зарубежных аналогов, в которых ставка делается скорее на единоличную победу,  – идея командного забега. Мы настраиваем участников на командную работу: важно вместе стартовать и вместе финишировать – это залог победы. На гонке участники стартуют взводами по 20 человек, зачастую не знакомых друг с другом. И во время прохождения дистанции они вынуждены взаимодействовать: некоторые препятствия не преодолеешь без помощи товарища. Плюс все участники разные по уровню подготовки, поэтому задачей более сильного становится помочь слабому, это дает правильную энергетику, ориентирует на командный подход. При этом периодически параллельно с массовыми забегами мы проводим и индивидуальные: иногда люди хотят пробежать на время, причем принимают участие по несколько раз, стремясь улучшить личный рекорд. Таких около 10%, обычно это те, кто занимается кроссфитом или триатлоном.

Как все проходит?
Участники собираются в 9 утра, регистрируются, получают индивидуальные манишки c уникальным номером, в которые вшиты RFID -метки, отслеживающие индивидуальное время старта и финиша. Взводы стартуют в 11 часов с интервалом в три минуты, впереди у них около 60 препятствий, 10–12 из которых – по-настоящему сложные, требующие командного взаимодействия. Например, стоят друг на друге три контейнера, и участнику надо забраться на них (высота примерно 10 метров), по сетке перелезть на другие контейнеры и спуститься по пожарным трубам. Без помощи здесь не обойтись! А есть препятствие, суть которого заключается в коллективном переносе бревен с цепью, и здесь уже другой механизм – нужна предельная концентрация, ведь если кто-то в команде не справляется, конструкция начинает падать!

В рамках «Гонки героев» мы плотно сотрудничаем с Министерством обороны, и это партнерство не ограничивается только идеологией проекта: вместе с нашими волонтерами весь процесс забега обеспечивают и военные. На каждом барьере стоят судьи – как правило, солдаты из спортивных рот, – объясняющие правила и страхующие по технике безопасности. С каждым взводом бежит инструктор – он рассказывает, как преодолевать то или иное препятствие, и поддерживает отстающих. Общая длина трассы – около 10 километров; как правило, взвод проходит ее за два часа. Но есть и те, кто справляется за час и двадцать минут.

Гордость проекта – та уникальная атмосфера военного полигона, которую нам удается создавать на гонках. Дымовые завесы, стрельба холостыми из бронетранспортера и танка – все это делает проект круче, сложнее, эмоциональнее! Пару раз я даже становился свидетелем того, как после преодоления трассы участники делились впечатлениями: «Какой я был дурак, что не служил в армии, – здесь по-настоящему здорово!» Проект способствует формированию положительного образа наших Вооруженных сил, ведь в последние годы многие мало о них знают, не проходя воинскую службу. Поучаствовав в военно-патрио­тическом мероприятии, начинают лучше относиться к службе в армии как к профессии.

Министр обороны России Сергей Шойгу лично присутствует на «Гонке героев»?
Министр обороны дважды посещал наши мероприятия, в прошлом году присутствовал на открытии сезона, приветствовал участников. Надеемся увидеть его и в нынешнем сезоне.

Вы сами проходили дистанцию «Гонки героев»?
Безусловно. Результат средний: я обычный человек, иногда нахожу время для занятий спортом, иногда – нет. Но от участия получаю огромное удовольствие, как и большинство тех, кто преодолевал трассу. Смотрю фотоотчеты – и вижу: у всех счастливые лица. Мы специально проводим мероприятие летом, чтобы обеспечить нашим участникам максимум впечатлений: на трассе есть и водные препятствия, и грязь, и антураж: дым, стрельба… Независимо от возраста и профессии человек погружается в игру, дух соревнований и, двигаясь к конкретной цели, избавляется от наносного.

Глядя на фотографии с «Гонки героев», я уже начинаю задумываться об участии…
Мы с удовольствием пригласим Алексея Немова! В «Гонке героев» участвовали известные спортсмены, актеры и политики. Для нас важна та популярность, которую гонка приобрела за сравнительно небольшой срок: открытие сезона запланировано на 26 апреля, но уже сейчас люди активно звонят, спрашивают, как принять участие. Высок интерес и со стороны руководства компаний, ведь «Гонка героев» – отличный способ сплочения коллектива. В прошлом сезоне целые взводы выкупались организациями для своих сотрудников. Мы наблюдаем такой тренд: сначала люди приходили индивидуально, сейчас же многие формируют команды, причем не только среди друзей, но и среди коллег по работе. У руководителей компаний понятие «тимбилдинг», как правило, ассоциируется с корпоративом, банкетом. Мы же предлагаем активный отдых, который здорово сплачивает, позволяет испытать себя и команду, открыть для себя новые возможности и ресурсы своего организма и выйти с трассы совершенно другим человеком.

Насколько трасса травмоопасна для рядового участника, не занимающегося спортом регулярно?
Мы серьезно относимся к обеспечению безопасности и посвящаем профилактике травм немало времени. По статистике, из тысячи участников несколько человек получают вывихи – стопы, кисти. Среднестатистический участник не всегда подготовлен и, несмотря на инструктаж, при прыжке с высоты машинально старается опереться на кисть или неправильно ставит стопу.

Сколько стоит участие для одного человека?
Порядка 2500 рублей в зависимости от дополнительных услуг. В эту сумму входят трансфер, экипировка, душ, пользование раздевалками, настоящая полевая кухня. После забега прошедшие дистанцию получают наградной жетон.

Трасса в зависимости от сезона не меняется?
Если очень холодно, убираем вод­ные препятствия. На трассе есть участок порядка 200 метров, который нужно пройти вброд по колено или по пояс в воде – и в плохую погоду это действительно слишком холодно. В целом же трасса стационарная, и в будние дни определенные ее участки используются военными для подготовки.

Насколько я слышал, в 2015‑м «Гонка героев» будет проходить не только в Мос­ковском регионе?
Это так. Благодаря поддержке Министерства обороны мероприятие постепенно выходит на общефедеральный уровень: в этом году гонки пройдут в Санкт-Петербурге, Калининграде, Казани, Владивостоке, Екатеринбурге и Челябинске. Уверен, недостатка в желающих не возникнет, кроме того, в регионах цена участия в проекте будет ниже.

Ваш проект апеллирует к возрожденным нормативам ГТО. Что общего у такого, казалось бы, современного проекта, с нормативами советских времен?
Физическое развитие, а значит здоровье нации – это ведь государственный вопрос. Думаю, сейчас большинство россиян с трудом сдадут даже самые минимальные нормативы. И я не вижу ничего плохого в том, что вводятся некие нормы, предусматриваю­щие спортивную подготовку граждан. Вопрос в подаче. Наше мероприятие проводится в игровой форме. А это гораздо интереснее, чем просто сдача нормативов. Наш проект включает в себя фактически все: надо пробежать, проползти, подняться по канату, взобраться вверх на скалодроме… И успех мероприятия напрямую связан с тем, что участие добровольное, никто никому ничего не навязывает, а идеологическая основа, которая тоже есть, над человеком не довлеет. Участие в проекте формирует позитивное отношение к спорту и армии.

«Гонка героев» – коммерческое мероприятие?
Вся прибыль от гонки вкладывается в дальнейшее развитие проекта, нам важно обеспечить высокий уровень безопасности, сервиса и, конечно, удовольствия от участия в нашей гонке. «Гонка героев» скорее идеологическое мероприятие. Она дает ответы на многие важные вопросы: будешь ли ты сражаться до последнего за свою команду? Протянешь ли руку помощи товарищу? Есть ли предел твоим возможностям? Мы для себя эти ответы получили, для нас важно дать возможность другим и­спытать себя.

Осенью прошлого года один из крупнейших банков страны- ТрансКредитБанк (ТКБ), известный прежде всего своей принадлежностью к группе РЖД,- ­возглавил Юрий Новожилов. Задача перед ним стоит амбициозная- создать банковский холдинг внутри РЖД, влияющий на капитализацию всей группы. О том, как меняется вектор развития ключевого банка будущего холдинга, г-н Новожилов рассказал «ДК».
больше некэптивный банк РЖД
Глава РЖД Владимир Якунин в кризис 2008 г. проверил на деле 34-летнего банкира Юрия Новожилова - именно он спасал банк «КИТ Финанс», к санированию которого подключились финансовые структуры РЖД. Сейчас, возглавляя основной банк Российских железных дорог, г-н Новожилов постепенно уменьшает свою зависимость от г-на Якунина и акционеров-железнодорожников: уже в текущем году владельцем не менее 51% акций может стать ВТБ. «Ведомости» сообщили, что ВТБ может получить опцион на увеличение доли до 100% через три года.
Опорный банк РЖД все меньше опирается на железные дороги
В октябре текущего года станут известны детали продажи РЖД пакета ТКБ- это станет предметом обсуждения совета директоров Российских железных дорог. Банк, созданный РЖД и для РЖД, уменьшает долю активов и пассивов, связанных с железными дорогами, и становится более интересным для сторонних инвесторов.
Давайте для начала поговорим о том, какое место занимает ТрансКредитБанк на банковском рынке.
- Есть определенная специфика в том, как мы представлены в стране, во многом она связана с историей развития ТрансКредитБанка. Прирастали мы в результате объединения усилий с РЖД, тогда еще МПС. Изначально отделения банка открывались там, где находятся региональные главные управления «Российских железных дорог»- их всего 17. Каждому Главному управлению РЖД подчинены 6–10 отделений, и на территориях этих отделений мы тоже открывали банковские офисы. Так вся страна была покрыта нашей сетью- сейчас у ТКБ около 300 отделений. Есть у нас существенное отличие от других крупнейших банков с федеральным покрытием: всего 4% отделений в Москве и Московской области, остальные- в регионах. 60% бизнеса ТрансКредитБанка сосредоточено в регионах, и это хорошо: наш бизнес диверсифицирован географически. У нас несколько мощных региональных кластеров- петербургский, новосибирский, иркутский, екатеринбургский. У екатеринбургского филиала, например, валюта баланса порядка 22,5 млрд руб. Если обратиться к банковским рейтингам всего ТКБ, то по валюте баланса мы занимаем 14–15-е место. По итогам первого полугодия валюта баланса банка составляла 322,5 млрд руб.
Восприятие вашего банка у широкой общественности вот какое: это тот банк, через который железнодорожники всей страны получают свои далеко не самые маленькие зарплаты. Одно только распоряжение железнодорожными зарплатными деньгами- хороший операционный бизнес.
- Бизнес действительно хороший, потому что миллион клиентов, стабильно получающих свою стабильную зарплату,- дорогого стоит. Пусть зарплаты у железнодорожников не такие высокие, как у металлургов или газовиков, но коллектив в отрасли стабильный, ротация небольшая- у нас надежная клиентская база. Всего у ТКБ порядка 2,2 млн клиентов, и преимущественно они - «зарплатные».
Получается, расхожее мнение о ТКБ как о кэптивном банке РЖД вполне обоснованное?
- Сами судите: у нас сейчас только около 35% бизнеса по отчетности МСФО связано с РЖД и аффилированными с ними структурами. Доля юридических лиц, относящихся к РЖД и связанных с РЖД, в нашем корпоративном кредитном портфеле порядка 17% (на конец первого полугодия 2010 г. по МСФО), в то время как два с половиной года назад (на конец 2008 г.) было около 37%. Теперь пассивы банка. На долю группы РЖД приходится 54%, это и понятно: мы- расчетный банк РЖД, через нас проходят все потоки по доходным счетам компании, мы- интегрированная система внутреннего казначейства РЖД, так исторически сложилось.
А если смотреть на розничный бизнес ТКБ, насколько важны для вас клиенты-железнодорожники?
- Более чем на 1 млн наших клиентов- сотрудников РЖД приходится 80% розничного портфеля, который целиком составляет 57 млрд руб. ($1,8 млрд). Половина розницы- ипотека, половина- потребительские кредиты. Ставки для клиентов- и железнодорожников, и других «зарплатных» клиентов по потребительским кредитам- раза в два ниже, чем у банков, проводящих политику агрессивного кредитования. Мы наших клиентов знаем и понимаем хорошо, думаю, они нас тоже. Возвращаясь к вопросу о кэптивном банке РЖД- так можно было говорить года три назад, но не сейчас. Мы в стадии перехода от состояния кэптивного банка к диверсифицированному, универсальному, и сегодняшние 35% РЖД в структуре бизнеса банка- совсем неплохо.
А как выглядит для вас идеальная ситуация- соотношение долей РЖД и клиентов, не связанных с РЖД, в структуре бизнеса ТКБ?
- Мы стремимся уменьшить долю клиентов из группы РЖД- как корпоративных, так и физлиц- за счет клиентов из других отраслей. Думаю, нам неплохо это удается. По итогам года мы ожидаем рост кредитного портфеля на 45%- для банковского рынка очень хороший показатель.
«Другие» клиенты- кто они?
- Газовики, угольщики, металлурги, представители отрасли связи и телекома. Мы уже начали работать с предприятиями « », «Связьинвеста». Много работаем с подрядчиками по федеральным контрактам в дорожном, инфраструктурном строительстве. Не только в Сочи- по всей стране. За счет этого и растем.
А как к вашей прогрессирующей диверсификации относятся акционеры из РЖД? Они не боятся, что станут для вас «просто» клиентами, потеряют свои преференции?
- Любого клиента, занимающего больше 5% от бизнеса конкретного банка, всегда будут любить и делать для него все, что только возможно в этой жизни. Было у вас четыре ребенка, вы родили пятого- вы что, старших детей меньше любить стали? Акционеры из группы РЖД нашу стратегию по диверсификации одобряют и поддерживают. Они понимают: чем выше уровень диверсификации, тем выше стоимость банка. Мы никак не меняем объем связей с РЖД, просто наш бизнес растет, и РЖД это только радует. Мы вовремя сделали «прыжок из кэптивности», весь вопрос- насколько далеко. Если бы этого не произошло, были бы кэптивным банком навсегда.
А какие цели перед вами ставят акционеры?
- Цели очень просты: за счет диверсификации и роста бизнеса повысить инвестиционную привлекательность банка и сохранить рентабельность капитала на уровне 20%. Это очень высокий показатель. В прошлом году рентабельность капитала по МСФО составляла порядка 23%, в этом году ожидаем минимум 20%. РЖД нас рассматривает не только как финансовый институт, выполняющий кэптивные функции, но и как дочерний самостоятельный бизнес, повышающий капитализацию всего холдинга. Это важная составляющая реформы РЖД: увеличение капитализации дочерних компаний- телекоммуникационных, банковских, которые повышают акционерную стоимость всей группы в целом.
А если говорить об инвестиционной программе РЖД, которая очень важна в масштабах экономики страны, ваш банк в ее реализации какую роль играет?
- Действительно, инвестпрограмма РЖД- один из локомотивов развития страны. Но важно понимать: РЖД- это огромное национальное предприятие с тремя суверенными кредитными рейтингами, оно способно решать задачу финансирования своих программ самостоятельно. РЖД- заемщик на открытых (речь идет о рублевых и еврооблигациях). Мы помогаем организовывать эти займы, но мы лишь один из многих кредиторов РЖД. Вообще, большая часть инвестпрограммы финансируется за счет амортизационных отчислений, прибыли, а заемное финансирование осуществляется на открытом рынке. У РЖД такие масштабы, что один-единственный банк, даже такой, как мы, со всеми своими активами их потребности не удовлетворит. Да Центробанк нам и не позволит концентрировать все активы у одного заемщика. У РЖД есть возможность привлекать дешевые деньги- их еврооблигации на семь лет стоили порядка 5,5% годовых. Рублевые- 8%. Мы как коммерческий банк таких дешевых денег дать не можем.
ТКБ рассчитывает на клиентов с улицы
С приходом Юрия Новожилова активизировался розничный блок ТрансКредитБанка: было объявлено, что банк будет не только активнее работать с существующими клиентами, предлагая им кросс-продукты, но и обслуживать больше так называемых клиентов с улицы- в случае ТКБ это люди, не работающие в РЖД и его структурах. Менедж­менту предстоит повысить эффективность розницы (сейчас корпоративное кредитование для ТКБ более рентабельно). Для модифицирования розничного бизнеса была существенно обновлена управленческая команда, отвечающая за это направление,- ее основу составили выходцы из «Русского стандарта».
Диверсифицируя банк, что вы намерены делать? Развивать сеть, уже не привязываясь к структуре РЖД? Обновлять продуктовую линейку? Переманивать клиентов из других банков?
- Давайте по порядку. Сеть наша уже настолько большая, что важнее вопрос не развития, а повышения ее эффективности. Можно либо уменьшать издержки на содержание сети, либо повышать эффективность эксплуатации продуктовой линейки. С моей точки зрения, продукты у большинства крупнейших банков (из первой двадцатки) примерно одинаковые. У всех есть карты, овердрафты, потребкредиты, ипотека. Встречаются какие-то экзальтированные предложения, но они не делают. Логика повышения эффективности этой продуктовой машины состоит в следующем. Вы должны продавать продукты в количестве большем, чем один продукт в одни руки. У вас берут ипотеку- вы как минимум должны выдать пластиковую карту, сделать к ней овердрафт. По желанию- продать страховку. Оформить полис обязательного пенсионного страхования- чисто комиссионные продукты. Заключить брокерский договор. Это означает, что твой сотрудник должен не только уметь заключить договор, у него должны быть навыки эффективного продавца. Не должен клиент ходить от специалиста по потребительскому кредиту к специалисту по картам. Все эти компетенции должны быть заключены в одном лице, мы должны обучить своего сотрудника работе со всеми продуктами и так его мотивировать, чтобы он стремился их продавать.
Себестоимость обслуживания должна быть ниже, чем по существующим нормам, а для клиента все должно происходить быстрее и удобнее- для нас это очень важно. Я не говорю о том, чтоб ему не грубили, не хамили- это само собой разумеется. Речь о том, чтобы клиент от сервиса удовольствие получал. Цель- так мотивировать персонал, чтобы клиенту не просто продали услуги, которые станут стандартом уже завтра- интернет-банкинг, мобильные платежи, с SMS-информированием, а научили всем этим пользоваться. Через какое-то время к этим продуктам добавится личное бюджетирование. Ключевая мысль, которую я пытаюсь донести: да, продукты у разных банков во многом одинаковы, но совсем не одинаковы люди, которые их предлагают. Грань тонкая, ее тяжело «поймать», но на этой тончайшей грани и строится успешный розничный бизнес.
Моя гипотеза состоит в том, что ваша сеть не вполне приспособлена для тех тонких граней, о которых вы говорите. Вот почему: она строилась вслед за РЖД. Для персонала РЖД. А мне как ленивому клиенту надо, чтоб не только один сотрудник фронт-зоны мне про все продукты рассказал. Мне надо, чтоб было поближе к дому и работе. И, как вы понимаете, я не работаю в РЖД.
- Что ж, в борьбе за клиента, привыкшего, скажем так, к комфорту и не желающего ехать никуда через пробки и на , дальнейшее развитие может идти по линии создания «легких» допофисов с максимальным использованием технологий удаленного доступа- идентификацией через сканирование паспорта, видеосвязь и т. д. Это сейчас вопрос раздумий для всех крупнейших банков- каким должен быть формат офиса будущего, так чтобы и на издержках сэкономить, но и не лишить клиента ощущения, что он в банк- солидное учреждение- пришел, а не в массовый салон дешевой сотовой связи. Уже можно осуществлять платежи через терминалы, рассматриваются возможности перевода платежей со своего счета у сотового оператора за коммуналку, штрафы и т. п. Сейчас обсуждается законодательный вопрос платежей с одного сотового телефона на другой, операций до 15 тыс. руб. через платежные терминалы. Информационный, технологический и продуктовый ландшафт меняется и, честно скажу, не в пользу банкиров. Через 15 лет мы будем очень удивлены видами платежей, расчетов, которые к тому моменту станут определять лицо рынка.
15 лет- срок большой. Давайте заглянем в недалекое будущее: каким будет банковский сервис ТКБ в ближайшие 3–4 года?
- У нас будут «легкие» отделения с дистанционными технологиями идентификации. Но личное общение с клиентом по-прежнему останется важным. Его значение только вырастет.
А как вы будете муштровать персонал? Не знаю, уместно ли здесь это слово
- Слово мне нравится: тяжело в учении, легко в бою. Мы уже сейчас серьезно обновили розничную команду, привлекли людей с большим опытом построения розницы. Меняем внутренние бизнес-процессы- приема и прохождения кредитной заявки, скоринговой оценки риска, коллекторской составляющей, позволяющей говорить, что мы с клиентом работаем не только эффективно, но и корректно.
В завершение дайте совет региональным бизнесменам, которые жалуются на плохую конъюнктуру- вроде бы дно кризиса мы миновали, но всплыть не получается: спрос либо по-прежнему задавлен трудными обстоятельствами предыдущего периода, либо растет крайне медленно.
- Дно кризиса мы однозначно миновали. Денег в экономике сейчас по-настоящему много. Если полтора года назад кредиты давали на шесть месяцев, то сейчас и на шесть, и на семь лет дают. Проблема в другом. В обоснованных, квалифицированно посчитанных проектах. И в командах профессиональных управленцев, которые эти проекты в состоянии реализовать так, чтобы стоимость не выросла через 2–3 года в 2–3 раза. Это ключевой момент. Да, многие производства модернизируются, многие запускаются заново. И те управленцы, которые умеют запустить проект в расчетный срок с расчетной стоимостью, финансирование находят всегда. Мало запустить госпрограмму поддержки малого и среднего бизнеса, выделяя деньги на запуск сети парикмахерских. Надо убедиться, что предпринимательские амбиции и умения- стричь людей, брать с них плату- подкреплены бизнес-планом, написанным профессионалом, который всю жизнь этим занимается- с точки зрения cash-flow, налогов, амортизации. Много торговых центров, но люди едут в те, где все устроено профессионально, с соблюдением канонов логистики и организации людских потоков: есть парковка, можно поесть с детьми, да и сумку не украдут. Если предприниматель профессионально строит свой бизнес, то ему и деньги дадут, и продавать он будет больше, и на спрос не жаловаться. За счет таких предпринимателей, программ их поддержки мы и будем развивать наш банк.
Юрий Новожилов
Президент ОАО «ТрансКредитБанк» Родился в 1974 г. в Санкт-Петербурге.
Образование: в 1996 г. окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Карьера: 1996 г.- ведущий дилер банка «Российский кредит»; 1999 г.- начальник фондового отдела Санкт-Петербургской валютной биржи; 2003 г.- начальник казначейства ЗАО «Илим палп энтерпрайз»; 2004 г.- первый замначальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»; 2008 г.- председатель совета директоров группы «КИТ Финанс»; 2009 г.- президент ОАО «ТрансКредитБанк».
Семья: женат, двое детей. ТрансКредитБанк вырос в 2010 г. больше чем на 20%
Изменение совокупных активов ТКБ в 2010 г.
258,5 млрд руб.
328,8 млрд руб.
+27,2%
Изменение кредитного портфеля ТКБ в 2010 г.
154,8 млрд руб.
189,9 млрд руб.