Нефть за 100 долларов. «100 долларов за баррель не будет. Биржевые аналитики предупреждают о росте цен на нефть

Нефть за 100 долларов. «100 долларов за баррель не будет. Биржевые аналитики предупреждают о росте цен на нефть

Газовая промышленность - ведущая отрасль топливно-энергетической промышленности России, она обеспечивает 50% потребностей страны в топливе, выполняет важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике России, поддерживая экономическую безопасность и российские позиции на приоритетных рынках Европы, служит одним из главных источников валютных поступлений в Россию. В настоящее время, в основном, сложилась Единая система газоснабжения страны (ЕГС), включающая около 300 крупных разрабатываемых месторождений, разветвленную сеть газопроводов, компрессорных станций, подземных газохранилищ и других сооружений. Монопольное положение в добыче и транспортировке газа на внутренний рынок России и особенно на экспорт занимает РАО «Газпром».

Россия обладает огромными запасами природного газа, удельный вес которых в мировом балансе составляет 32%. В настоящее время из всех промышленных запасов газа России более 90% находится на суше, в том числе в европейской части страны - 11%; в Западно-Сибирском регионе - 84%; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - 5%. Обращает на себя внимание сверхвысокая территориальная концентрация не только запасов, но и добычи естественного газа. Самый большой объем - 92% в 1998 г. был извлечен из недр в Западной Сибири, в основном, из уникальных месторождений Надым-Пур-Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа: Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего.

Основные центры переработки естественного газа расположены на Урале (Оренбург, Альметьевск), в Северном районе (Сосногорск), в Поволжье (Саратов, Астрахань), на Северном Кавказе (Краснодар), в Западной Сибири (Нижневартовск). Газопереработка тяготеет к источникам сырья и газопроводам. Специфика газовой промышленности заключается в ее ориентации на потребителей. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные звенья единого процесса, особая роль в котором принадлежит магистральным газопроводам.

В ЕГС России функционируют региональные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская - и многониточная: Сибирь - Центр. Расширение сети магистральных газопроводов происходило, в основном, на базе эксплуатации западно-сибирских месторождений. В настоящее время от Надым-Пур-Тазовского региона проложены и действуют 20 магистральных газопроводов суммарной производительностью около 580 млрд м 3 в год. Крупнейшие из них: 1) «Сияние Севера»: Уренгой - Надым - Ухта - Ярославль - Вологда - Тверь - Минск - Нововолынск; 2) Медвежье-Надым - Пермь - Казань - Нижний Новгород- Москва; 3) Уренгой-Москва; 4) Уренгой-Сургут-Челябинск- Донбасс; 5) Уренгой - Грязовец - Торжок - Минск - Ужгород; 6) Уренгой - Помары - Ужгород; 7) «Прогресс»: Ямбург - Ужгород; 8) Соленинское - Мессояха - Норильск; 9) Уренгой - Елец - Курск; 10) Игрим - Серов (табл. 40). Общая протяженность газопроводов в России превышает 150 тыс. км.

Таблица 40

Основные газопроводы России и СНГ

Название, направление

Районы прохождения

регионы РФ, страны ближнего зарубежья

основные пункты

Оренбургская обл.

Волгоградская обл.

Оренбург

Шебелинск - Ужгород

«Северное Сияние»

Ямало-Ненецкий АО

Ханты-Мансийский АО

Республика Коми

Вологодская обл.

Ярославская обл.

Московская обл., Москва

Уренгой, Медвежье

Вуктыл, Ухта

Ярославль

Северный Кавказ - Центр

Ставропольский край

Ростовская обл.

Воронежская обл.

Липецкая обл.

Тульская обл.

Московская обл., Москва

Ставрополь

Ростов-на-Дону

Средняя Азия - Центр - Урал

Узбекистан

Туркменистан

Оренбургская обл.

Челябинская обл.

Московская обл., Москва

Оренбург, Орск

Челябинск

Западная Сибирь - Центр

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Ханты-Мансийский АО

Тюменская обл.

Челябинская обл.

Челябинск

Башкортостан

Татарстан

Нижегородская обл.

Нижний Новгород

Владимирская обл.

Владимир

Московская обл., Москва

Центр - Северо-Запад

Московская обл., Москва

Тверская обл.

Новгородская обл.

Новгород

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Западная Сибирь - :

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Западная Европа

Свердловская обл.

Пермская обл.

Удмуртия

Липецкая обл.

Курская обл.

Западная Сибирь -

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Ханты-Мансийский АО

Томская обл.

Новосибирская обл.

Новосибирск

Кемеровская обл.

Новокузнецк

Мессояха - Норильск

Красноярский край

Мессояха, Норильск

Вилюйск - Якутск

Вилюйск, Якутск

«Голубой поток»

Поволжье

Самара, Джубга, Самсун

Северный Кавказ

Рост добычи природного газа в Западной Сибири способствует увеличению его экспорта в страны Балтии, Восточной и Западной Европы. Экспорт в страны СНГ снижается. Функционируют газопроводы, по которым газ поступает в большинство европейских стран. В настоящее время формируется объединение газопроводов, следующих из России и стран Северной Европы в единую общеевропейскую систему газоснабжения.

Ближайшие перспективы развития газовой промышленности России связываются с возможностями вовлечения в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал в Ямало-Ненецком АО, где уже разведано свыше 27 месторождений с суммарными запасами более 10 трлн м 3 . Добычу на Ямале планировали начать не раньше 2000 г. и к 2015 г. выйти на уровень 250 млрд м 3 . Газ с Ямала намечается передавать в Западную Европу по многониточному газопроводу, привлекательному для иностранных инвестиций. На обозримую перспективу Западная Сибирь останется основным газодобывающим центром России.

Перспективные прогнозируемые запасы природного газа на шельфе Баренцева моря (между Кольским полуостровом и архипелагом Новая Земля) достигают 30-35 трлн м 3 . РАО «Газпром» и АО «Росшельф» разработали долгосрочную программу освоения арктического морского шельфа к 2010 г., когда Западная Европа, согласно предварительным оценкам экспертов, будет заинтересована в получении газа с баренцевоморских месторождений (весьма приближенных к потенциальным потребителям газа). Наиболее короткие планируемые маршруты получения арктического газа должны пройти через Финляндию и Швецию. Крупнейшие месторождения арктического шельфа: Штокмановское (в 200 км севернее г. Мурманска), Ленинградское и Русановское в Карском море.

Шельф Охотского и Японского морей вблизи о. Сахалин обладает запасами природного газа объемом свыше 1 трлн м 3 , который уже в ближайшем будущем может быть направлен потребителям в России, Японии, а также в Китае. Рассматривается предложение РАО ЕЭС по сооружению на базе газового топлива крупных тепловых электростанций на Сахалине, с масштабными поставками электроэнергии в Японию. В ближайшей перспективе намечается начать освоение крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской обл. (Восточная Сибирь), из которого газ будет поступать в Китай - до 20 млрд м 3 /г., а также в Южную Корею и Японию. «Газпром» уже намечает подключить к этому газопроводу «трубу», протянутую из Западной Сибири. Таким образом, просматриваются будущие контуры гигантской Евразийской системы газоснабжения с центром в Западной и Восточной Сибири.

Россия является одним из важнейших участников европейского рынка газа. Можно утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую роль и на азиатских газовых рынках.

В настоящее время 67% добываемого в России природного газа поступает на внутренний рынок, 22% экспортируется на рынки стран Балтии, Восточной и Западной Европы, 11% - на рынки стран СНГ. Внутренний рынок очень емкий, и по мере стабилизации и роста экономики он будет интенсивно развиваться. Ожидается, что доходы от реализации газа на внутреннем рынке будут даже более высокими, чем от реализации на рынках зарубежных стран (проявит себя транспортный фактор: относительная близость сырья и потребителей). Выполненные прогнозы дают основание полагать, что потребление газа в России возрастет к 2010 г. на 35-40% по сравнению с уровнем 1998 г.

В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из экспортных рынков останутся рынки стран Европы и СНГ.

Ситуация на газовых рынках стран СНГ и Балтии складывается по-разному. Для Украины, Беларуси и Молдовы, а также для стран Балтии российский газ - практически основной источник газоснабжения. В закавказские страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского газа. Казахстан также планирует проложить через Россию в Европу транзитный газопровод, берущий начало от Карачаганакского месторождения на западе республики.

Украина и Белоруссия - наиболее крупные импортеры российского газа на рынках СНГ, объем получения газа которыми в 1997 г. составил соответственно около 50 и 15 млрд м 3 . Уровень поставок газа в эти страны, а также в страны Балтии и Молдовы будет возрастать по мере их выхода из экономического кризиса.

Газовый рынок Европы (вне СНГ и стран Балтии) складывается уже более 30 лет при активном участии России, поставляющей природный газ в большинство западноевропейских стран. В последние годы, несмотря на предпринимаемые меры по снижению энергоемкости, потребность этих стран в газе стала увеличиваться и может к 2010 г. возрасти еще на 30-50 млрд м 3 .

В число важнейших проблем газовой промышленности помимо поиска новых рынков входят: 1) проблема разукрупнения отрасли; 2) кризис неплатежей; 3) проблема модернизации и реконструкции основных фондов.

Реформирование «Газпрома» рассматривается как актуальная проблема создания конкурентного рынка газовой промышленности в условиях высочайшей концентрации газодобычи на севере Западной Сибири. В случае разукрупнения «Газпром» сохранит контроль за инфраструктурой - системой ЕГС, а газодобытчики будут подключаться к газовой трубе на конкурентной основе.

Как и для большинства предприятий России, острой проблемой газовой отрасли являются хронические неплатежи. В таких условиях газовая промышленность развивается, в основном, используя доходы от экспорта газа. В кризисной экономической ситуации газовая промышленность выполняет роль донора. Каждый шестой доллар, поступающий в бюджет, получен от экспорта газа.

Серьезные проблемы газовой отрасли заключаются в старении основных фондов. Средний возраст газопроводов в России - 16 лет, 30% их эксплуатируется более 20 лет, а 40 тыс. км выработали свой расчетный ресурс (33 года). 7,5% газопроводов служат уже более 40 лет, представляя большую экологическую опасность. Именно поэтому вопросы реконструкции ЕГС являются приоритетными. Суть их - в повышении технической безопасности и надежности транспорта газа.

Торфяная промышленность

Торфяная промышленность обеспечивает освоение торфяных месторождений, добычу и переработку торфа. Торф образуется в процессе неполного распада болотных растений при переувлажнении и без доступа воздуха. Торф используют как местное топливо, как компонент органических удобрений, как подстилку для скота, тепличных грунтов, как надежное антисептическое средство для хранения фруктов и овощей, для изготовления тепло- и звукоизоляционных плит, как фильтрующий материал, как сырье для производства физиологически активных веществ.

В России добыча торфа для топливных целей началась в 1789 г. в Санкт-Петербурге.

В 1912-1914 гг. под Москвой (в 89 км от современной Москвы) инженер Р.Э. Классов построил первую в России и в мире электростанцию, использующую торф (так появился поселок при станции, затем - рабочий поселок, в 1946 г. - г. Электрогорск). Наиболее активно торф использовался как топливо в довоенный период в XX в. Основные запасы и районы добычи торфа находятся в Западной и Восточной Сибири, на европейском Севере, Северо-Западе, в Центре, на Урале. В современных условиях высоких транспортных тарифов на доставку топлива и развитие новых технологий переработки торфа, в частности брикетирования, интерес к нему увеличивается в Центральном районе и в степных регионах Западной Сибири.

Сланцевая промышленность

Сланцы используются как местное топливо и как сырье для производства жидкого топлива, химических продуктов и газа (газификация сланцев), для производства строительных материалов.

Месторождения сланцев имеются в разных частях России. Их начали разрабатывать во время первой мировой войны. Добыча сланцев в России осуществляется, главным образом, закрытым (шахтным) способом, так как они чаще всего залегают на глубине 100-200 м. Сланцы являются высокозольным топливом, что обостряет проблему утилизации зольных и шахтных отвалов, делает перевозку сланцев нерентабельной. Сланцевая промышленность развивается только в пределах сланцевых бассейнов: основной район их добычи расположен на западе Ленинградской области. В условиях рыночной экономики сланцевая промышленность остается значимой только в районах, не обеспеченных другими видами топлива. Сланцы, добываемые в Ленинградской области, экспортируются в Эстонию, где служат топливом для Прибалтийской ГРЭС, в свою очередь осуществляющей поставки электроэнергии Северо-Западному району России.

В топливной промышленности России в ближайшие 10-15 лет предусматривается: 1) повышение эффективности использования природного газа и увеличение его доли во внутреннем потреблении и в экспорте; 2) увеличение глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья; 3) повышение качества углепродуктов, стабилизация и наращивание объемов угледобычи (в основном, открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования; 4) преодоление спада и постепенный рост добычи нефти.

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта - непрерывность функционирования. Средний диаметр трубопровода - 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная - от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) - к НПЗ; от места добычи (газ) - на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) - на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

Возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

Неограниченность объёмов перекачки;

Полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

Автоматизация начально-конечных операций;

Самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

Меньшие капиталовложения;

Эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки : экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

Повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

Увеличение мощности насосных станций;


Создание прочных тонкостенных труб;

Изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

Расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов - 168 тыс. км, нефтепроводов - 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты - Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 - связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 - Унеча - Андреаполь - Усть-Луга;

Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегиревка - Одесса;

Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

Нижневартовск - Самара;

Сургут - Полоцк;

Александровское - Анжеро-Судженск;

Красноярск - Ангарск;

Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;

Нефтепровод «Восточная Сибирь» - Восточная Сибирь - Тихий океан;

Каспийский трубопроводный консорциум - месторождения Западного Казахстана - российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

Уфа - Омск - Новосибирск;

Нижнекамск - Одесса.

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Ленинград; Средняя Азия - Урал и Средняя Азия - Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок; Надым - Пунга - Пермь; Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы.

Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс. В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково - Ухта. Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия - Хабаровск - Владивосток и Прикаспийский газопровод.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов - для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

МОСКВА, 26 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. Нехватка предложения на нефтяном рынке к 2019 году может довести цены до 100 долларов до баррель. Полагая, что геополитическое нефтяное ралли зашло слишком далеко, Саудовская Аравия и Россия уже обсуждают возможность повышения добычи в ОПЕК+ на миллион баррелей в сутки. О том, как это повлияет на рынок, сколько должна стоит нефть и чем плохо чрезмерное подорожание черного золота, — в материале РИА Новости.

Все за 100

По прогнозам одного из крупнейших инвестбанков мира, Bank of America Merrill Lynch, в 2018 году дефицит нефти составит 630 тысяч баррелей в сутки, а в 2019-м — 300 тысяч баррелей в сутки.

По рынку ударили кризис в Венесуэле, риск прекращения экспорта нефти из Ирана и договоренность ОПЕК с крупнейшими мировыми производителями о снижении уровня добычи. Таким образом, констатируют аналитики банка, сложились все условия, чтобы нефть дошла до отметки в 100 долларов за баррель уже в 2019 году.

Схожие прогнозы ранее озвучили в Goldman Sachs, а глава одной из крупнейших нефтяных компаний, французской Total, указал на то, что нефтяной рынок "вступил в новый мир", где геополитика — главный фактор.

© AP Photo / Ariana Cubillos

© AP Photo / Ariana Cubillos

Котировки черного золота пошли вверх на фоне проблем в нефтяной отрасли Венесуэлы. К новым высотам баррель отправило решение Вашингтона выйти из ядерной сделки с Тегераном, о чем Трамп объявил 8 мая. Доля Ирана на мировом нефтяном рынке — около четырех процентов. Таким образом, речь идет о потере примерно двух миллионов баррелей в день.

Непредсказуемость рынка

Аналитики, впрочем, указывали на то, что ситуация в любой момент может измениться. Еще в апреле Трамп высказал недовольство "слишком высокими ценами на нефть". Новый раунд санкций против исламской республики ожидаемо поднял их еще выше, однако привести рынок в чувство способна опция, озвученная американским президентом, которую, правда, считали скорее дополнительной.

"Угрозами и запугиванием Иран призывают пойти на уступки, в том числе и по доступу на ядерные объекты. И хотя Трамп сказал это скороговоркой, если это реализуется, иранский фактор может рассосаться", — пояснил Николай Подлевских, начальник аналитического отдела "Церих кэпитал менеджмент".

Эксперты отмечали и то, что, если на волне эйфории от роста котировок страны ОПЕК+ скорректируют соглашение, во второй половине года цены резко пойдут вниз.

© AP Photo / Vahid Salemi


© AP Photo / Vahid Salemi

Выше уже не надо

А в ОПЕК+, судя по всему, уже готовы на это. На Петербургском международном экономическом форуме главы "Лукойла" и "Газпром нефти" согласились: сделка с ОПЕК достигла своей цели, цены на нефть около 80 долларов за баррель достаточно высоки, и ограничениям на добычу, действующим уже почти полтора года, следует придать больше гибкости. Как сообщил Новак на ПМЭФ, постепенное увеличение добычи в рамках сделки ОПЕК+ может начаться с третьего квартала.

ОПЕК и ее союзники ликвидировали избыток коммерческих запасов сырья, давивших на цены с 2014 года. Но в апреле они дали понять: ограничения на добычу необходимо, как и планировалось, сохранять до конца года. Россия же неоднократно подчеркивала: любое решение должно определяться рыночной ситуацией.

Глава "Газпром нефти" Александр Дюков говорит, что, если параметры ОПЕК+ не пересмотреть, "отдельные компании, надеясь на длительный период высоких цен, примут инвестиционные решения и приступят к реализации новых проектов". Результат — опять волатильность на рынке, а потому сейчас самое время, чтобы их остановить.

© AP Photo / Brennan Linsley


© AP Photo / Brennan Linsley

Опасения вполне понятны: только с начала года сланцевые компании в США увеличили добычу более чем на миллион баррелей в день, и этот тренд усиливается. По прогнозу американского Минэнерго, в июне США будут добывать рекордные 7,18 миллиона баррелей в сутки.

И хотя, как пишет The Wall Street Journal, сланцевики по-прежнему тратят больше, чем зарабатывают, даже когда цены на нефть растут (в первом квартале 2018-го из 20 компаний, использующих метод гидроразрыва пласта, только пять вышли в плюс), именно они помогли США поднять добычу нефти до рекордных уровней.

Справедливым, чтобы обеспечить спрос, эксперты считают уровень цен на нефть в 50-60 долларов за баррель.

Почему 100 долларов за баррель — это плохо

Между тем эксперты швейцарского банка UBS уже просчитали экономические последствия подорожания нефти до 100 долларов за баррель.

Нефтяные котировки напрямую влияют на темпы роста мировой экономики и инфляции, от них также зависит денежно-кредитная политика.

"При цене барреля в 100 долларов мировой экономический рост лишится 16 базисных пунктов — это эквивалентно потере 100 миллиардов долларов", — утверждают экономисты UBS.

Резкий скачок нефтяных котировок следует воспринимать всерьез, и не в последнюю очередь по той причине, что пяти из шести последних рецессий в США предшествовало агрессивное удорожание нефти, добавляют эксперты.

За последние четыре с половиной месяца цены на нефть поднялись почти на 50 процентов, но, как отмечают в UBS, нынешнее ралли, хотя и масштабное, не столь агрессивное, как было перед прошлыми рецессиями. Волна роста — лишь 11-я по силе за последние 70 лет. Тем не менее, предупреждают экономисты, если котировки продолжат двигаться к 100 долларам за баррель, ситуация может выйти из-под контроля.

Делать плохие прогнозы, как и говорить правду, легко и приятно. Почти ничем не рискуешь, а при случае можно сказать: «Я же предупреждал».

Первая часть прогноза, вынесенного в заголовок, казалось бы, для нас, россиян, носит исключительно позитивный характер. ВВП вырастет, денег в бюджете снова будет с избытком, хотя всем понятно, что они опять окажутся неизвестно где и непонятно у кого.


От пополнения резервных фондов гражданам ни тепло, ни холодно, а циклопические инфраструктурные проекты на триллионы рублей, скорее всего, окажутся выгодным лишь отдельно избранным олигархам и иностранным строителям. На реальные компенсации к пенсиям и тем более к зарплатам бюджетников нечего и рассчитывать.

Зато напороться на очередную волну роста цен можно запросто. И прежде всего на бензин. Ведь у нас в России так повелось, что, если нефть в цене падает, то бензин обязательно дорожает. Чтобы нефтяники не теряли стимула к заполнению АЗС внутри страны. Если же нефть начинает дорожать, тут уж бензину в России и вовсе деваться некуда. Надо дорожать вслед за исходным сырьём. А бензин, ясное дело, потянет за собой и все остальные цены.

Ну а в том, что ничего подобного не случилось нынешним летом и в сентябре, хоть мы и «предупреждали», виноват, судя по всему, только политический фактор. Точнее, единый день голосования, когда в глубинке не только прокатили сразу нескольких губернаторов, но и изрядно потрясли некоторые региональные парламенты. Впрочем, народ, судя по всему, таким образом ещё и на грядущую пенсионную реформу своим голосами решил как-то ответить. И никакие ухищрения исполнительной власти по сдерживанию цен на бензин никакой роли в умиротворении электората так и не сыграли.

Нет, и сейчас серьёзной угрозы роста цен на топливо пока не наблюдается. Но, очевидно, только потому, что нет серьёзного спроса. Точнее, по данным Росстата, он совсем не растёт, невзирая на традиционный сентябрьский рост деловой активности и уборочную кампанию. Безусловно, в какой -то мере сегодня на ценах ещё сказывается тот факт, что летом нефтяным гигантам из-под палки антимонопольной службы буквально пришлось создать серьёзные резервы горючего. Но вот надолго ли хватит этого резерва, сказать трудно.

Однако вернёмся пока к позитиву. Мировые цены на нефть на старте этой недели устремились вверх. В настоящий момент решающим фактором роста для них стали последние решения стран-экспортёров, которые весьма последовательно реализуют небезызвестную сделку ОПЕК+. В России эксперты уже поспешили зачем-то озвучить весьма странную оценку того, как она воплощается в жизнь – аж на 129 процентов. Интересно, что в венской штаб-квартире ОПЕК постоянно твердят о том, что стремятся всего лишь к стопроцентному её исполнению.

Министерский комитет по мониторингу сделки ОПЕК+, который заседал в воскресенье в Алжире, тоже решил всего-навсего «продолжить стремиться к 100%-ному уровню выполнения условий венского соглашения». Министры при этом отметили, что конкретные цифры не столь важны, главное - сохранить достигнутый баланс рынка.

Пока же стоимость декабрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent выросла на 0,2%, преодолев важную ценовую отметку в 80 долларов за баррель. Промежуточные котировки торгов во вторник достигали 80,69 доллара. При этом цена ноябрьских фьючерсов на нефть более дешёвой марки WTI - достигла 72,17 доллара за баррель при росте в 0,12%.

Нефтяные трейдеры ошибаются очень редко, но, когда в дело вмешивается большая политика, и они бессильны. Поэтому многие эксперты с некоторой опаской оценивают серию последних заявлений и заметок в twitter, которые в последние дни сделал американский президент Трамп.

Агрессивная риторика и угроза новых санкций в адрес Ирана в случае реального воплощения этих планов в жизнь, способны просто взорвать нефтяной рынок. Но, судя, по спокойствию, которое демонстрируют трейдеры, от слов Трампа до дела – дистанция если не огромного, то очень большого размера.

Возможно, как раз с учётом этой «дистанции» и делал свои прогнозы на 2019 год Халид аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии, неформального лидера ОПЕК. После заседания в Алжире он заявил, что ОПЕК+ ожидает не дефицит, а излишек предложения на мировом рынке нефти в 2019 году и допускает возможность возврата к сокращению её добычи. О возможном росте добычи, который достаточно уверенно прогнозировался ещё в августе, не было и речи.

Напомним, что ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран, в том числе Россия (почему соглашение и назвали ОПЕК+), ещё в конце 2016 года договорились в Вене о сокращении добычи нефти на 1,8 миллиона баррелей в сутки. Отсчёт тогда было решено вести от уровня октября 2016 года. 300 тысяч баррелей из этих 1,8 миллиона достались России.

Действие договора началось в январе 2017 года, его затем продлили на весь 2018 год. Из-за того, что многие страны, и Россия среди них, даже перевыполняли свои обязательства по соглашению, шли разговоры о повышении уровней добычи. Но, похоже, дело так разговорами пока и ограничится.

Трейдеры, судя по всему, добавили к словам саудовского министра «уже», и на таком фоне нефть марки Brent подорожала в понедельник более чем на 3%. Во вторник, как видим, рост замедлился. Тем временем Россия, которая очень скрупулёзно выполняет свою часть соглашения ОПЕК+, в очередной раз погружается в дискуссии о том, что в таких условиях делать с внутренними ценами на продукты нефтепереработки, в первую очередь, понятно – на бензин.

Коммунистическая фракция в Госдуме уже довольно давно внесла законопроект введения госрегулирования цен на бензин и дизтопливо с 2019 года. Аргументы наследников КПСС выглядят весьма убедительно: внутренние цены на топливо не должны зависеть от внешней конъюнктуры, а нынешний их рост, как и возможный будущий, связаны только с изменением системы налогообложения. То есть с пресловутым налоговым манёвром, который переносит всю налоговую нагрузку непосредственно к скважинам.

Когда-то именно такой подход казался коммунистам, и не только им, единственно верным в отношении к сырьевым отраслям. Сейчас же практика показала, что сам по себе налог на добычу полезных ископаемых от роста цен избавить не может. Оппоненты коммунистов при этом напоминают, что налоговый маневр уже сделал экспорт нефти и нефтепродуктов по-настоящему выгодным, а внутренний рынок можно наполнять путём обязательных квотируемых госзакупок.

Однако сторонники г-на Зюганова высказывают весьма обоснованные опасения, что уже в начале 2019 года самый дешёвый 92-й бензин подорожает с нынешних 40 с небольшим до 50 рублей за литр. Почему? Да потому, что в акцизах на бензин нет никакой компенсации за поставки на внутренний рынок, и никаким кнутом, от Минэнерго или от антимонопольной службы, нефтяников на него не загонишь. В итоге нефтяные гиганты могут, даже не сговариваясь, устроить такой дефицит топлива внутри страны, что повышение цен на бензин станет единственным путём к спасению.

Характерно, что дискуссия по поводу небезызвестного налогового маневра возобновилась на довольно странном фоне. Речь о разрешении попавшим под санкции компаниям не репатриировать валютную выручку, сделанном ещё в июле. Его сейчас фактически пролонгировали до конца года, не особо афишируя такое решение, но подложив соломку в виде ссылки на очередную порцию санкций, которая грозит России уже в ноябре.

Как в таких условиях бороться за хотя бы относительно дешёвый бензин - вопрос, на который наши либерал-экономисты при власти ответа точно не знают. И похоже, они так же не знают ответа на вопрос, как теперь бороться за крепкий рубль, который по-прежнему сильно зависит от нефтяных цен, и чуть менее сильно - от цен на бензин внутри страны.

Но, судя по всему, всерьёз бороться они и не намерены.. ). А чуть раньше, хотя и не так конкретно, по нынешней кредитно-денежной политике Центробанка и Минфина прошёлся известный экономист Константин Корищенко. Когда-то он вплотную занимался фондовым рынком в Банке России и на бирже РТС, а сейчас занят исключительно наукой, пребывая на посту заведующего кафедрой фондовых рынков РАНХиГС.

Так вот, по его словам, сейчас в России и «экспортёры – за слабый рубль, и бюджет – за слабый рубль. При этом Центробанк – за стабильные резервы, а банки – это flow-трейдеры (консервативные трейдеры, торгующие, как правило, большими объёмами), они не имеют чёткой позиции в отношении слабости или силы рубля, они просто играют на движении рубля». Только население России - да и то не 100 процентов - сейчас заинтересовано в сильном рубле. Вот и выходит, что «если никто ничего не будет сознательно делать, рубль, скорее всего, должен слабеть», отметил эксперт.

Увы, именно так всё и произошло: за последнее время только на слухах и опасениях из-за санкций рубль потерял до 18 процентов по курсу и к доллару, и к евро. И хотя сейчас что-то отыгрывает, к старым равновесным котировкам он вряд ли вернётся.

Bank of America (BofA), один из крупнейших мировых банков — прогнозирует, что цены на нефть могут достичь и даже превысить 100 долларов за баррель в 2019 году. В прошлый четверг нефть по марке Brent приближалась к отметке 78 дол за баррель.

По мнению экспертов банка, такой сценарий возможен, если ОПЕК совместно с Россией будет продолжать ограничивать добычу, а ситуация в Венесуэле и Иране, которые являются крупными экспортерами нефти, приведет к нарушениям поставок на мировые рынки — сообщает агентство Bloomberg.

Мировой спрос на нефть увеличится на 1,5 млн баррелей в сутки в этом году и 1,4 млн — в следующем. При этом темпы роста сланцевой добычи в США могут замедлиться из-за нехватки транспортных мощностей. Так, трубопровод, который позволил бы качать нефть с крупнейшего в США Пермского сланцевого бассейна, будет запущен лишь во втором квартале 2019 года.

По оценке банка, уже сейчас рынок нефти находится в состоянии дефицита: в среднем в текущем году спрос превысит предложение на 630 тысяч баррелей в день. В следующем году эта разница сократится до 300 тысяч баррелей при условии, что новые санкции против Ирана не будут вводиться, — пишет finanz.

Если же Иран окажется под новыми санкциями, ограничивающими его нефтяной экспорт — баланс на рынке ухудшится и цена барреля может снова стать трехзначной даже быстрее, чем за 12 месяцев, предупреждает банк.

Поддержку ценам окажет и продолжающийся экономический кризис в Венесуэле: на фоне новых санкций США, развала инфраструктуры и нехватки валюты — добыча в стране, обладающей крупнейшими доказанными запасами нефти в мире, упала за год более чем на треть. В марте она составляла лишь 1,48 млн баррелей в сутки, что стало минимальным уровнем за последние 25 лет.

Напомним, что нефтегазовые аналитики, опрошенные телеканалом CNBC в апреле, также прогнозировали, что цены на нефть в скором времени вырастут до 100 долларов за баррель на фоне обострения напряженности на Ближнем Востоке.

Что будет с рублём при нефти на 100 долларах? Сейчас цена одного барреля нефти марки Brent составляет около 4800 руб. За последний год показатель вырос на 2000 руб. Если цена Brent в рублях останется на данном уровне, то при нефти на $100 - курс доллара составит 48 руб.

Но такого, скорее всего, не произойдет по причине массовой скупки валюты Центробанком РФ. В таком случае, цена Brent в рублях будет подниматься к 5500-6000 руб, и при 100 дол за нефть мы увидим курс доллара на 55-60 руб.

Аналитик Тимур Нигматуллин считает, что при стабилизации Brent у отметки $100 за баррель доллар/рубль будет котироваться вблизи уровня 56-57. Однако, в случае снижения геополитических рисков и возвращения спроса на ОФЗ — можно рассчитывать и на 52-53 руб за доллар США.