Нефтепровод заполярье пурпе самотлор. Трубопроводная система «Заполярье-Пурпе. Северный оптический поток

Нефтепровод заполярье пурпе самотлор. Трубопроводная система «Заполярье-Пурпе. Северный оптический поток

18 января 2017 года введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе. Запуск нового нефтепровода произвел Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции из г. Москвы.

О готовности объектов нефтепровода Заполярье - Пурпе к эксплуатации из насосного зала головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье» (ЯНАО) по видеосвязи доложил генеральный директор АО «Транснефть - Сибирь» Виктор Бронников.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе протяженностью 488 км и мощностью до 45 млн тонн в год является частью трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор. Ввод нового объекта позволит поставлять нефть новых месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа на нефтеперерабатывающие заводы России, а также на экспорт. В настоящее время общая протяженность трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор, проходящей по территории двух субъектов РФ: Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, составляет почти 1 тыс. километров.

Нефтепровод Заполярье - Пурпе - уникальный проект, при реализации которого были использованы новейшие методы строительства и инновационные технологии. При проектировании трубопровода, учитывая условия транспортировки нефти и сложные инженерно-геологические условия местности, были определены два способа прокладки: подземный и надземный. Ранее ПАО «Транснефть» не применяла надземный метод строительства нефтяных магистралей в подобных условиях.

Первый стык магистрали Заполярье - Пурпе был сварен в марте 2012 года. Строительство нефтепровода велось в крайне сложных природно-климатических условиях. Успешное завершение строительства в столь короткие сроки стало возможным благодаря участию более 8 тыс. рабочих, было задействовано свыше 1,5 тыс. единиц тяжелой техники.

В числе объектов нефтепровода были возведены две новые нефтеперекачивающие станции - головная НПС «Заполярье», промежуточная НПС «Ямал». Проведены работы по расширению действующей линейной производственно-диспетчерской станции «Пур-Пе», построены восемь пунктов подогрева нефти, производственная площадка в пос. Коротчаево и здание аппарат управления Уренгойского управления магистральных нефтепроводов. Все объекты оснащены передовым оборудованием российского производства.

ПАО «Транснефть» в рамках реализации проекта «Трубопроводная система Заполярье - Пурпе» проводит масштабную работу по развитию сети социальной инфраструктуры территорий Крайнего Севера. В рамках проекта организованы новые рабочие места, построены жилые дома, детский сад, спортивный комплекс, новые дороги, современные инженерные сети, мостовые переходы.

Эту статью мы хотим посвятить одному из важных современных российских стратегических объектов. Это нефтепровод «Заполярье - Пурпе». Рассмотрим его технические характеристики, историю строительства, возможности и узнаем интересные факты.

Что это?

«Заполярье - Пурпе» - самый северный в нашей стране магистральный нефтепровод, строительство и эксплуатация которого - прерогатива «Транснефти».

Общая система - «Заполярье - Пурпе - Самотлор» (всего порядка 900 км). Ее задача: связать богатые нефтяными месторождениями регионы Якутии и Красноярского края с южной Сибири, а также другим знаковым нефтепроводом - ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан).

Строительство обошлось в 237,8 млрд рублей. Основные расходы взяла на себя «Транснефть».

Для российских специалистов данный нефтепровод - первый опыт проектирования и строительства подобного объекта в условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера. Использовал холдинг и практику зарубежных коллег - в частности, при прокладке Трансаляскинской нефтемагистрали. Все инженерные и технорешения, использованные при строительстве, защищены более 30 международными патентами.

Представим подборку занятных фактов об объекте:

  • Длина линейной части - 488 км. Из них за Полярным кругом - 170 км.
  • Пропускная способность нефтепровода оценивается в 45 млн тонн нефти ежегодно!
  • Объект даст возможность для трудоустройства 1500 гражданам.
  • Ресурсный потенциал нефтепровода «Заполярье - Пурпе» оценивается в 2 млрд тонн нефти.
  • В 2017 году объем налоговых поступлений от данного объекта во все уровни российского бюджета составит 3 млрд рублей.
  • На строительстве самого северного нефтепровода было задействовано 8 тысяч человек.

Природные условия, климат

Надо сказать, что весь путь «Заполярье - Пурпе» пролегает через зону со специфическим климатом:

  • Температура здесь, в зависимости от сезона, может варьироваться от +34°С до -56°С.
  • Порывы ветра достигают 40 м/сек.
  • Нефтепровод во многих местах совпадает с местами миграции северных оленей. Поэтому для животных были построены специальные переходы.

Реализация проекта

Проследим за хронологией от задумки до запуска «Заполярья - Пурпе»:

  • 22.04.2010 Председателем правительства В. В. Путиным было подписано распоряжение о начале строительства данного магистрального нефтепровода. Все работы должны пройти в два этапа: проектирование и строительство «Пурпе - Самотлор», а затем проектирование и строительство «Заполярье - Пурпе».
  • Официальный старт был дан несколько раньше - 11.03.2010, приближая пуск «Заполярье - Пурпе».
  • Строительство велось, несколько опережая сроки. Уже 25.10.2011 был введен в эксплуатацию участок «Пурпе - Самотлор».
  • 5.03.2012 стартовала реализация второй части проекта - «Заполярье - Пурпе».
  • 31.08.2016 начат прием нефти в новую трубопроводную систему с Пякяхинского месторождения (разработчик - «Лукойл»).
  • 18.01.2017 Владимиром Путиным была торжественно запущена 2-я очередь нефтепровода «Заполярье - Пурпе». И это означало начало эксплуатации всей магистральной системы целиком.

Первая очередь нефтепровода

Познакомимся с технологическими особенностями объекта. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» - это три очереди.

Первая проходит от НПС «Пурпе» до 134-го км линейной части. Она включает в себя три подводных перехода через реки Пурпе, Тыдэотта, Ягенетта. Также на территории Пуровского р-на ЯНАО в пределах этой очереди устроены три пункта подогрева нефти. Этого требуют особенные свойства черного золота северных месторождений. На пунктах транспортирующееся вязкое сырье будет подогреваться до +60 °С. Кроме того, трубы защищает специальный теплоизоляционный слой, который не выпускает тепло изнутри и не дает проникнуть холоду снаружи.

80% всего маршрута нефтепровод проходит на специальных опорах. Это нужно для того, чтобы исключить воздействие тепла от перекачиваемого ископаемого на вечномерзлые грунты. Опоры сами по себе уникальны - часть из них неподвижная, часть может перемещаться в одной плоскости, а часть - в разных. Это необходимо в условиях изменения структуры грунта и самого трубопровода из-за воздействия перепадов температур.

Вторая очередь нефтепровода

Она тянется от 358-го километра до нефтеперекачивающей станции №2 «Ямал», имеющей резервуарный парк. Последняя расположена за Полярным кругом.

Некоторые характеристики этой очереди нефтепровода «Заполярье - Пурпе»:

  • Линейная часть - 202 км.
  • Два подводных перехода - в районе рек Ямсовей и Пур.
  • Три пункта подогрева нефти - на территории Тазовского и Пуровского р-нов Ямало-Ненецкого АО.

Обычно для вдольтрассового проезда близ нефтепровода строят дорогу из бревен. Однако в случае с трубопроводом «Заполярье - Пурпе» сделать это было нереально: поблизости нет леса, да и такую магистраль легко размоет паводок, превращающий округу в сплошную топь.

Строители нашли свое решение: использование специальных грунтовых модулей. Так именуются блоки из тканого материала, внутрь которых засыпают грунт. После этого их связывают между собой. По такой дороге можно свободно передвигаться в любое время года.

Строительство очереди, еще раз напомним, велось зимой. Только в этот период в тундровую зону возможно доставить технику, материалы, оборудование, а также вести сами работы. Перемещаются здесь только по зимникам - специальным способом намороженным дорогам, а также по льду, в который обратились местные водоемы.

Третья очередь нефтепровода

Эта часть нефтепровода идет от станции «Ямал» до головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье», которая находится в 170 км за Полярным кругом. Эта часть нефтепровода составляет 152 км.

Некоторые характеристики третьей очереди:

  • Один переход через длиной 26 км. Построен методом наклонно-направленного бурения.
  • Два пункта подогрева нефти на территории Тазовского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа.

Как вы заметили, нефтепровод преодолевает множество водных преград - от небольших речушек до судоходных артерий. Самой серьезной для строителей оказалась р. Таз. Для ее преодоления был сооружен один из масштабнейших подземных переходов общей длиной в 28 км. Именно на такую ширину разливается Таз в половодье.

Изучив особенности и всего района, и реки, специалисты выбрали экологически безопасный способ прокладки труб. Под дном водоема пробурили скважину, через которую протянули трубу в специальном защитном чехле. Работы велись с обоих берегов Таза навстречу друг другу - в них принимали участие мощные буровые установки.

В текущем, 2017 году, состоялся запуск нефтепровода «Заполярье - Пурпе».

Теперь с уверенностью можно сказать, что это уникальный как по конструкторским разработкам и работе строителей, так и по своим стратегическим характеристикам объект.

АО «Транснефть–Сибирь» завершает строительство арктических объектов магистрального нефтепровода Заполярье – ​Пурпе.

Метет поземка. Позади – ​Новый Уренгой. Впереди – ​более 200 километров на микроавтобусе по дороге из бетонных плит, проложенных через тундру, в Заполярье. Навстречу и вслед за нами несутся большегрузные КамАЗы, МАЗы, «Уралы». Ловлю себя на мысли: на Севере не просто тяжело жить (морозы и ветра), но и работать.

Пересекаем реку Пур, затем – ​границу оленеводческих вотчин – ​Пуровского и Тазовского районов. По обеим сторонам чернеют редкие малорослые лиственницы. Немного жутко. На этой древней земле живут совсем другие духи – ​духи тундры. У них свои повадки, свой язык. И горе тому, кто не слышит их голосов…

Большая часть Тазовского района располагается на Гыданском полуострове. Часть населения является кочевниками и живет вне населённых пунктов. Кстати, снег здесь лежит вплоть до июня. Затем тундра понемногу начинает оживать. Появляется гнус. Пара месяцев, а там недалеко и до новых заморозков.

Первое поселение в Тазовском районе, основанное в 1601 году на берегу реки Таз, названо Мангазея. В 80-х годах прошлого века неподалеку была открыта группа Мессояхских нефтяных месторождений, самых северных в России, находящихся на суше. Свое название они получили благодаря реке Мессояха. Подготовка к разработке месторождений началась в 2010 году. В октябре 2012 года в рамках опытно-промышленных работ была получена первая нефть с Восточно-Мессояхского нефтегазоконденсатного месторождения.

В 2013 году сформирована концепция разработки месторождений, спроектированы ключевые инфраструктурные объекты. Нефть будет поступать в магистральную нефтепроводную систему «Заполярье – ​Пурпе». Предполагается, что промышленная добыча на Восточно-Мессояхском месторождении начнется уже в этом году.

Среди метелей и болот

Нефтепровод «Заполярье – ​Пурпе» не выглядит как натянутая нитка, он то уходит под землю, то под воду. Нефть с головной нефтеперекачивающей станции № 1 «Заполярье» (ГНПС‑1) будет поступать по линейной части на промежуточную НПС № 2 «Ямал», далее – ​на действующую линейную производственно-диспетчерскую станцию «Пур-Пе».

На НПС № 2 построено 10 резервуаров для хранения нефти, каждый из которых номинальным объемом 20 тысяч кубометров. В них будет содержаться двух-трехсуточный запас нефти на случай остановки трубопровода. Главный момент: нефть транспортируется при температуре до +60 градусов, поэтому на трубопроводе стоят пункты подогрева. В условиях сверхнизких температур необходимо поддержать рабочую температуру внутри резервуаров, поэтому они также утеплены. Теплоизолирован сам трубопровод. Раньше такого опыта по теплоизоляции резервуаров, по установке термостабилизирующих устройств не было.

Из бесед со специалистами АО «Транснефть–Сибирь» стало ясно, что при строительстве арктических объектов были использованы специальные технологии, сокращающие воздействие на окружающую среду. Так, методом наклонно-направленного бурения был построен самый северный в России подводный переход нефтепровода через реку Таз. Это позволило сохранить нетронутым природный ландшафт реки, максимально сократить техногенное воздействие на местные флору и фауну. Для минимизации воздействия на окружающую среду в местах миграции оленей нефтепровод был оборудован специальными проходами для животных. Для сохранения слоев многолетней мерзлоты применялась надземная прокладка трубопровода с системой термостабилизации опор.

На территории НПС‑2 «Ямал» расположены магистральная и подпорная насосные, операторная, автономная дизель-электрическая станция, резервуарный парк, блок фильтров-грязеуловителей, блок предохранительных клапанов, станция пожаротушения и станция биологической очистки вод. Это основные объекты станции, и все они стоят на сваях. Подрядная организация заканчивает строительство пожарного депо, автозаправочной станции. Что касается отличий НПС‑2 «Ямал» от других станций, то она может осуществлять внутрипарковую перекачку нефти, работать в реверсном режиме.

Основные специалисты на НПС‑2 «Ямал» – ​энергетики, киповцы, механики, машинисты, электромонтеры, операторы НППС, линейные трубопроводчики. Станция готовится к сдаче летом 2016 года. Вахтовый режим предполагает 30-дневную смену. Работники размещаются по два человека в комнате в жилищно-бытовом комплексе, где располагаются столовая и прачечная. На станции для персонала будут построены спортзал, сауна.

Управление всеми объектами станции и линейной части, закрепленной за НПС‑2, ведется из операторной. Все сигналы, данные телеметрии по контролю технологического процесса перекачки нефти и работы оборудования в скором времени будут приходить именно сюда.

Задор и молодость

Начальник участка обслуживания АДЭС (автономной дизельной электрической станции) Павел Голобоков закончил в 2007 году Тюменский государственный нефтегазовый университет, получил специальность «проектирование и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Начал трудовую деятельность на Тюменском моторном заводе, на участке капитального ремонта газотурбинных двигателей. Затем перешел на электрическую станцию. Отработал на ней четыре года. А после устроился в систему АО «Транснефть–Сибирь», непосредственно в дирекцию по строительству нефтепровода «Заполярье – ​Пурпе». Проработал три года, и вот теперь логическое продолжение – ​возглавил участок обслуживания АДЭС.

Надежное электроснабжение объектов НПС‑2 не должно зависеть от погодных и иных условий. Поэтому было принято решение о строительстве своей автономной дизельной электростанции. Каждый мотор АДЭС имеет мощность 505,3 мегаватта. Всего их шесть. Задействованы будут четыре двигателя, пятый – ​в резерве, шестой – ​на техобслуживании. Этой мощности будет достаточно для снабжения энергией и станции, и самого нефтепровода. Работать АДЭС будет на собственной нефти.

– На НПС‑2 я с декабря прошлого года, – ​отметил Павел Голобоков. – ​Но уже вижу, что весь коллектив и подрядчики нацелены на результат, на запуск объекта. Сейчас на НПС‑2 одновременно идут строительные и пусконаладочные работы. Руководством утверждена программа комплексного опробования, в рамках которой мы будем запускать все дизель-генераторы, испытывать их в действии.

Испытания пройдут и в магистральной насосной. В пусконаладке будут участвовать представители заводов-поставщиков, механики, энергетики, киповцы.

Дмитрий Митович, инженер КИПиА участка обслуживания АДЭС НПС‑2, закончил Омский государственный технический университет по специальности «инженер автоматизации технологических процессов производств». До НПС‑2 «Ямал» трудился в Ленском районном нефтепроводном управлении АО «Транснефть–Восток», на НПС‑12, что в Якутии.

– Там было аналогичное оборудование, отличия незначительны. Поэтому можно сказать, что для меня весь этот комплекс – ​привычное место работы, – ​рассказал он. – ​С этим оборудованием я уже знаком, в данной должности работаю около двух лет. И думаю, что трудностей в его обслуживании у меня не возникнет.

– Дмитрий, а как попали на Ямал?

– Сюда приехал по приглашению. Узнал, что на севере вводится в строй новая станция, подал резюме, и меня пригласили. Кстати, по климату регионы не сильно отличаются. Разница в часовых поясах. Но этот порог очень быстро преодолевается. Поэтому особых трудностей в плане акклиматизации не было. Работа мне нравится, условия устраивают, вокруг хорошие специалисты, парни все молодые, активные, так что на НПС‑2 «Ямал» работать можно и нужно.
По словам Митовича, сейчас на объекте проводится работа по подготовке к пробному запуску трех дизель-генераторных агрегатов. А всего их шесть. Первые три уже опробованы. По основному процессу выработки электро­энергии готовность оборудования будет достигнута в ближайшее время. По автоматике объект уже практически готов к эксплуатации. На строительстве АДЭС трудятся около 200 специалистов.

Сердце станции

Редко где можно увидеть столько металла, металлоконструкций. Только на возведение эстакад НПС ушло порядка 400 тысяч тонн металла. Плюс сваи, их 18 тысяч, плюс резервуары. Сердце станции – ​магистральная насосная. В ней находятся четыре агрегата, которые способны перекачивать с месторождений Мессояха и Пякяхинское до 1800 кубометров нефти в час. Если на Гыданском полуострове будут вводиться в строй новые месторождения, то на НПС‑2 «Ямал» легко смогут увеличить производительность перекачки нефти до 3000-3500 кубометров.

Начальник участка обслуживания механо-технологического оборудования НПС‑2 Олег Иконников трудится на станции с марта 2014 года. Месяц в Заполярье, месяц дома, в Тюмени. И каждый раз, выезжая на вахту, видит, как станция меняется, благодаря строителям приобретает новые, более четкие очертания.

– В моем ведении все технологическое оборудование: магистральные и подпорные насосы, канализация, водоснабжение, вентиляция. Учился я в Тюменском государственном нефтегазовом университете, по профилю. Диплом получил в 2008 году, – ​поделился руководитель.

– Олег, вы все тут такие молодые, но при этом на ваших плечах такая огромная ответственность. Не страшно?

– Нисколько! На самом деле, все очень интересно. Я никогда не был на Севере, в Заполярье, и у меня это первый опыт. До этого я трудился в АО «Транснефть–Восток». НПС‑2 «Ямал», в отличие от той, где я работал, находится на многолетних мерзлых грунтах, и у нас все здания, все оборудование, все резервуары и трубопроводы стоят на сваях. Основное – ​это запустить станцию в работу, а в дальнейшем – ​безаварийно ее эксплуатировать, набираться опыта.

К слову, площадь станции около 67 га. Вокруг и на линейной части были замечены рыжая лиса, песцы, олени.

– Было бы интересно побывать на стойбище, посмотреть, как живут местные жители, – ​поделился Олег Иконников. – ​Мы-то тут временно, а они всю жизнь посвящают тундре, оленеводству. Как им это удается, непонятно.

По словам Иконникова, несмотря на кризисы, падение цен на нефть, компания АО «Транснефть–Сибирь» уверенно идет вперед. У всех работников достойный социальный пакет, куда входят медобслуживание, санаторно-курортные путевки, оплата дороги к месту отпуска и другое.

У Павла Голобокова подрастают две дочки, у Олега Иконникова – ​трехмесячный сын. И ради их будущего, а также будущего нашей огромной страны, все эти трудовые вахты и полярные ночи, 40-50-градусные морозы и ледяное дыхание ямальской тундры.

На снимках: вид на магистральную насосную НПС-2 «Ямал»; начальники участков Павел Голобоков и Олег Иконников; идет настройка оборудования АДЭС; резервуарный парк НПС-2 «Ямал».

Радослав ВАСИЛЬЕВ, Олег БЕЛЯЕВ /фото/

Тюмень – ​Новый Уренгой – ​Тазовский –Тюмень.

Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11 марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России. Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС «Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

«Заполярье — Пурпе — Самотлор» — самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год, протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:

I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;

II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п. Новозаполярный.

Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше тысячи новых рабочих мест.

Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идёт над землей.

Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической линии связи.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина — над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого и талого грунта.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется тазовской тундрой.

Одними из самых сложных этапов строительства стали подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз. Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём этом участке труба идёт под землёй.

Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает возведение объектов, в том числе социальной и транспортной инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.

Отдельного внимания заслуживает нефтеперекачивающая станция «Пурпе» , расположенная недалеко от одноимённого посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов. Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум резервуарам для хранения нефти объёмом по 20 тысяч м 3 каждый добавилось ещё пять, а также два РВС-5000 м 3 . В итоге суммарный объём резервуарного парка составляет 150 тысяч кубометров.

В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева нефти до определённой температуры. Лишь после этого углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.

Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС «Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.

Продуктопровод «Пуровский ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»

Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.

Протяжённость продуктопровода составляет 1100 километров, инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск — 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.

Газопровод «Бованенково-Ухта»

Решение о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140 млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»

В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы Арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн в год.

Северный оптический поток

Северный оптический поток — это магистральная линия связи, протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому потоку.

Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15 апреля 2014 года.

ЛЭП «Надым-Салехард»

Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.

P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б. Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово забил первый фонтан, именно с этого момента началась история Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю государства…

Площадка будущей НПС-3 располагается в трех километрах от действующей ЛПДС «Пур-Пе». Площадь отведенного участка составляет 32 гектара. В состав станции войдут 45 основных объектов. Будут построены резервуары для хранения нефти, подпорная насосная станция, фильтр-грязеуловитель, узел регулирования давления, частотно-регулируемый преобразователь, котельная, дизельная электростанция, операторная с КТП и ЗРУ, закрытые стоянки техники, служебно-бытовой корпус, насосная станция пожаротушения, резервуары противопожарного запаса воды, насосная станция хозяйственно-питьевого водоснабжения, артскважины, молниеотводы и прожекторные мачты, системы автоматики и пожаротушения, охранное ограждение с комплексной системой охраны периметра и т.д. То есть, станция будет полностью автономной от существующей площадки ЛПДС «Пур-Пе».

В настоящее время на объекте продолжается монтаж стоек кабельной эстакады, предназначенной для прокладки силовых кабелей, кабелей автоматики и телемеханики, трубопроводов водоснабжения, отопления и пожаротушения. Строители рассчитывают в летний период смонтировать основные здания и закрыть их тепловой контур, чтобы обеспечить фронт работ на зимний период по внутренней отделке и монтажу внутренних инженерных коммуникаций.

Полным ходом идет работа и по возведению резервуаров для хранения нефти. На станции планируется построить четыре резервуара объемом 20 тысяч м3 каждый, а также два РВС-5000 м3 для аварийного сброса нефти. В настоящее время завершены работы по устройству 4-х из 6-ти фундаментов под резервуары. Начало монтажа металлоконструкций запланировано на май, в настоящее время проводится процедура допуска подрядной организации к сварочно-монтажным работам.

До начала заморозков, которые на Ямале порой начинаются еще на исходе лета, строителям необходимо не только построить резервуары, но и провести их гидравлические испытания. В настоящий момент в строительных работах задействовано около 200 человек и порядка 70 единиц техники, однако уже совсем скоро их число значительно увеличится. Люди прибывают, меняются в зависимости от производимых работ, а на предстоящий теплый период запланирован колоссальный объем работ. Сдача НПС «Пур-Пе-3» намечена на 4-й квартал 2015 года.

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе» свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом «Восточная Сибирь - Тихий океан». Протяженность «Заполярье-Пурпе» составит 490 километров, мощность - 45 млн. тонн в год. В январе 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что компания рассчитывает досрочно сдать в эксплуатацию нефтепровод «Заполярье-Пурпе» - в первом квартале 2016 года.