Статья 114 нк рф штраф как избежать. Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем. Порядок уплаты недоимки, пеней и штрафа

Санкция - структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия ее нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний. за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения..

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде взысканий (штрафов, пени) в размерах, предусмотренных настоящим Законом.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за не предоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.


Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем - принудительное изъятие).

Специфической мерой воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер.

34. Налоговый механизм: характеристика и структура.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики. Элементы налогового механизма - планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование - экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

оперативное;

долгосрочное;

стратегическое.

Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе - расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Основные задачи налогового регулирования - создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

способы - льготы и санкции;

методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Налоговый контроль - комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, - это необходимое условие эффективного налогообложения.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 114 НК РФ

Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции (действующая редакция)

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 114 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает, что мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности) является налоговая санкция.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Размеры штрафов определены санкциями ст. 116 - 129.4 главы 16 и ст. 132 - 135.2 главы 18 Налогового кодекса РФ. Размеры штрафов устанавливаются в твердой сумме либо в процентах от определенной величины. Так, например, грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120). Если грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, такое налоговое правонарушение влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п. 3 ст. 120).

Налоговые санкции применяются в целях наказания нарушителей за совершение налоговых правонарушений. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличать штрафы от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а именно от пеней (ст. 75 Налогового кодекса РФ). Такая особенность налоговых санкций была отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции". Взыскание штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.

Взимание пеней предусмотрено гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском законодательстве пеня отнесена к мерам гражданско-правовой ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ уплата пеней отнесена к мерам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (является мерой принуждения восстановительного характера). В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В отличие от положений Налогового кодекса РФ пени, начисляемые за просрочку уплаты таможенных платежей, являются мерами ответственности. В ч. 9 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Пеня как мера принуждения обладает двумя существенными признаками: 1) направлена на возмещение вреда, причиненного правонарушением (носит восстановительный или компенсационный характер); 2) является дополнительным обременением для правонарушителя. Именно поэтому начисление пеней следует считать правовосстановительной санкцией (мерой ответственности).

Комментируемая статья содержит также основные правила применения налоговых санкций.

1. Первое правило установлено относительно применения принципа индивидуализации денежного взыскания: при определении размера штрафа по факту налогового правонарушения должны быть учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 или главы 18 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, содержится в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. К таким обстоятельствам относятся:

Совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

Тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень является примерным, суд или налоговый орган, рассматривающий дело о налоговом правонарушении, может признать смягчающим ответственность и иные обстоятельства, не указанные в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно разъясняли применение данного правила при назначении налоговых санкций судами (арбитражными судами). Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 57 от 30 июля 2013 года и п. 19 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 41/9 от 11 июня 1999 года суд при назначении налоговых санкций вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

Пунктом 4 комментируемой статьи сформулировано правило определения размера штрафа при наличии обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность. В таком случае размер штрафа должен быть увеличен на 100 процентов.

2. Второе правило применения налоговых санкций относится к случаю совершения нарушителем нескольких налоговых правонарушений: при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Судебная практика по статье 114 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ14-2591, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Доводы общества, связанные с наличием, по его мнению, обстоятельств смягчающих ответственность, и требующих применения статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела...

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-16898, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    При этом суды не усмотрели предусмотренных статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для снижения штрафных санкций...

  • Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ16-1545, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Доводы общества, связанные с наличием, по его мнению, обстоятельств смягчающих ответственность, и требующих применения статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку. Таким образом, доводы жалобы сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и не могут быть предметом рассмотрения в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации которая не наделена в силу пункта 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по пересмотру обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций...

+Еще...

СТ 114 НК РФ .

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 114 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает, что мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности) является налоговая санкция.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Размеры штрафов определены санкциями ст. 116 - 129.4 главы 16 и ст. 132 - 135.2 главы 18 Налогового кодекса РФ. Размеры штрафов устанавливаются в твердой сумме либо в процентах от определенной величины. Так, например, грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120). Если грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, такое налоговое правонарушение влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п. 3 ст. 120).

Налоговые санкции применяются в целях наказания нарушителей за совершение налоговых правонарушений. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличать штрафы от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а именно от пеней (ст. 75 Налогового кодекса РФ). Такая особенность налоговых санкций была отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции". Взыскание штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.

Взимание пеней предусмотрено гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском законодательстве пеня отнесена к мерам гражданско-правовой ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ уплата пеней отнесена к мерам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (является мерой принуждения восстановительного характера). В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В отличие от положений Налогового кодекса РФ пени, начисляемые за просрочку уплаты таможенных платежей, являются мерами ответственности. В ч. 9 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано, что пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Пеня как мера принуждения обладает двумя существенными признаками: 1) направлена на возмещение вреда, причиненного правонарушением (носит восстановительный или компенсационный характер); 2) является дополнительным обременением для правонарушителя. Именно поэтому начисление пеней следует считать правовосстановительной санкцией (мерой ответственности).

Комментируемая статья содержит также основные правила применения налоговых санкций.

1. Первое правило установлено относительно применения принципа индивидуализации денежного взыскания: при определении размера штрафа по факту налогового правонарушения должны быть учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 или главы 18 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, содержится в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. К таким обстоятельствам относятся:

Совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

Тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень является примерным, суд или налоговый орган, рассматривающий дело о налоговом правонарушении, может признать смягчающим ответственность и иные обстоятельства, не указанные в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно разъясняли применение данного правила при назначении налоговых санкций судами (арбитражными судами). Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 57 от 30 июля 2013 года и п. 19 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 41/9 от 11 июня 1999 года суд при назначении налоговых санкций вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

Пунктом 4 комментируемой статьи сформулировано правило определения размера штрафа при наличии обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность. В таком случае размер штрафа должен быть увеличен на 100 процентов.

2. Второе правило применения налоговых санкций относится к случаю совершения нарушителем нескольких налоговых правонарушений: при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

3. Третье правило применения налоговых санкций сформулировано исходя из характера мер налоговой ответственности: привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пеней. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Очередность списания денежных средств со счета плательщика установлена ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 3
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ
В ноябре прошлого года российские законодатели произвели "тихую революцию" в правовых отношениях между налогоплательщиком и государством, введя внесудебный порядок взыскания налогов, пеней и штрафов за налоговые правонарушения. Что означает данное нововведение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?
Вступившим в силу 1 января 2006 г. Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон) к правомочиям налоговых органов было добавлено право наряду с недоимкой и пенями во внесудебном порядке взыскивать штрафы.
Еще недавно вселяющий оптимизм п. 7 ст. 114 НК РФ о том, что "налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке", был коренным образом изменен. С начала этого года штрафы в установленных случаях могут взыскиваться на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. С этой целью НК РФ предусмотрел новый специальный порядок "собирания" с налогоплательщиков штрафов.
Внесены изменения и в ст. 108 "Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ. Ранее п. 6 этой статьи гласил, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Согласно новой редакции этой нормы презумпция невиновности налогоплательщика действует до тех пор, пока налоговым органом не будет доказано обратное. Но вот кому налоговый орган будет доказывать виновность налогоплательщика - большой вопрос. Очевидно, что самому себе. А такое положение вещей, по сути дела, не оставляет налогоплательщикам надежды на принятие проверяющими объективного решения. Презумпция невиновности налогоплательщика в этом случае становится просто эфемерной.
Устанавливая новый порядок взыскания налогов, пеней и штрафов, Закон приравнял индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам. Ранее индивидуальные предприниматели относились к физическим лицам, имевшим "иммунитет" при взыскании налогов, пеней и налоговых санкций: налоговые органы могли получить с них все перечисленное выше только через суд. С начала 2006 г. положение о том, что налоговые санкции взыскиваются в судебном порядке, распространяется лишь на физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность.
Как скажутся указанные перемены на российском налогоплательщике, покажет время. Но уже сегодня ясно: государство не позволяет расслабиться своим подопечным. Как всегда, основной удар примет на себя малый бизнес, для которого изменения НК РФ, по нашему мнению, будут иметь неблагоприятные последствия. Рассмотрим новые правила НК РФ подробнее.
Новый порядок: плюсы и минусы
Новая редакция п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливает возможность взыскания налога как с организации, так и с индивидуального предпринимателя. При этом в статье указывается, что порядок взыскания регламентируется соответственно ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
Уже из названия ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" НК РФ видно, что для индивидуальных предпринимателей и организаций законодатель устанавливает одинаковый порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
По-прежнему в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента). Только теперь это касается всех субъектов предпринимательской деятельности. Это же правило распространяется и на взимание пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоги, сборы, пени и штрафы взыскиваются по решению налогового органа. В банк, где открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается по истечении срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Иначе такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит, взыскать же с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающиеся к уплате суммы налога в этом случае налоговый орган может только через суд. Решение о подаче иска доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
На основании п. 8 ст. 46 НК РФ налоговые органы получают право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банках. Эта норма также распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.
Статья 46 НК РФ предусматривает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о таких счетах налоговый орган вправе взыскать налог, сбор, пени или штраф за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Таким образом, ст. 47 НК РФ, определяющая порядок взыскания налоговых санкций за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), распространяет свое действие как на организации, так и на физических лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика также принимает руководитель (его заместитель) налогового органа. В течение трех дней с момента вынесения такого решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, изложенных в ст. 47 НК РФ. Последовательность взыскания налога, сбора, пеней и штрафов осталась прежней. Единственным изменением стало указание в пп. 6 п. 5 ст. 47 НК РФ специально для индивидуальных предпринимателей, что в последнюю очередь налоги, сборы, пени и штрафы взыскиваются за счет другого имущества налогоплательщика (налогового агента). Однако на имущество, которое предназначено для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, налоговые санкции не распространяются. Перечень такого имущества определяется в соответствии с законодательством РФ.
В НК РФ включена новая ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа". В соответствии с п. 1 данной статьи руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, если сумма налагаемого штрафа по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах не превышает 5000 руб. - для индивидуальных предпринимателей, 50 000 руб. - для организаций.
Понять приведенную норму закона можно двояко: либо взыскиваться бесспорно могут только штрафы, не превышающие 5000 и 50 000 руб., либо уплате подлежат все штрафы, даже те, размер которых превышает указанные цифры, и только часть их, превышающая соответственно 5000 и 50 000 руб., должна взиматься в судебном порядке.
Не проясняет ситуации и новая редакция п. 7 ст. 114 НК РФ, согласно которому налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб., на организацию - 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Когда по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5000 руб., на организацию - 50 000 руб., а также когда к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В НК РФ установлен следующий порядок приведения в исполнение взыскания:
1) до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган предлагает налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;
2) если налогоплательщик добровольно не уплатит сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании, решение о ее взыскании вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Несложно предположить, что данная законодательная новелла значительно облегчит работу налоговым органам. Вместо подготовки исковых заявлений и участия в судебных заседаниях теперь нужно лишь составить два документа: решение о привлечении лица к налоговой ответственности и решение о взыскании налоговой санкции. Это может привести к увеличению количества необоснованно взыскиваемых штрафов.
По смыслу гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ целый ряд самых распространенных и активно собираемых штрафов установлен законодателем в размере от 1000 до 15 000 руб. Причем налоговые органы налагают штрафы даже за нарушение срока хотя бы на один день. Таким образом, по одному или сразу нескольким решениям о привлечении лица к налоговой ответственности по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах на налогоплательщика может быть наложен целый "букет" штрафов, размер каждого из которых не будет превышать для индивидуальных предпринимателей 5000 руб., для организаций - 50 000 руб. В итоге общая сумма таких подлежащих взысканию во внесудебном порядке штрафов может оказаться весьма внушительной, а бесспорное взыскание ее сможет подорвать бизнес, особенно если он малый.
Представители малого бизнеса столкнутся с еще одной проблемой. Ранее налогоплательщики могли обращаться за признанием обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, только к суду (ст. 112 НК РФ). В соответствии с новой редакцией ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливает теперь либо суд, либо налоговый орган, рассматривающий дело.
С одной стороны, это плюс для налогоплательщика, который сможет уже при рассмотрении дела налоговым органом просить применить к нему смягчающие обстоятельства. Однако, когда вопрос о применении смягчающих обстоятельств должен решаться самим органом, накладывающим штраф, невольно задумаешься: заинтересованы ли его представители в уменьшении поступлений от санкций в бюджет? Намного лояльнее в этой ситуации к налогоплательщику мог бы быть суд... Ведь сложилась же судебная практика, в соответствии с которой, если смягчающих обстоятельств не менее двух, суды снижали размер налоговых санкций до 10% от заявленных. Однако вот незадача: возможно ли в данном случае судебное применение смягчающих обстоятельств?
Получается, что, если штраф взыскивается с налогоплательщика в бесспорном порядке, а налоговый орган при рассмотрении дела не принимает решения о применении к налогоплательщику смягчающих обстоятельств или снижает штрафные санкции, но далеко не так, как это сделал бы суд, правонарушитель должен обжаловать такое решение налогового органа.
Обжалование налоговых санкций
Решение о взыскании налоговой санкции может быть обжаловано как в вышестоящем налоговом органе, так и в суде. При этом в случае обжалования в вышестоящем налоговом органе исполнение решения о взыскании налоговой санкции приостанавливается. Выбрав такой способ обжалования ненормативного акта, налогоплательщик должен одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, ее копию (п. 6 ст. 103.1 НК РФ).
Налогоплательщик (налоговый агент), иное лицо, привлеченное к налоговой ответственности, могут воспользоваться правом, предоставленным им ст. 138 НК РФ. Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган или после получения решения такого органа налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение трех месяцев, установленных для судебного обжалования.
Заметим, что в п. 5 ст. 103.1 НК РФ законодатель ввел специальное правило о начале течения срока для судебного опротестования решения о взыскании налоговой санкции, обжалованного в вышестоящем налоговом органе. Так, срок для рассмотрения жалобы на указанное решение в арбитражном суде исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
В связи с внесенными Законом изменениями возникает еще один вопрос: с иском какого вида должен обратиться налогоплательщик в арбитражный суд при обжаловании решения налогового органа, если взыскание штрафа законно, но в решении налогового органа не установлены смягчающие обстоятельства или размер уменьшения штрафных санкций не удовлетворяет налогоплательщика?
При обжаловании актов налоговых органов налогоплательщики обычно подают заявление, руководствуясь нормами гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 198 АПК РФ устанавливает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на налогоплательщиков какие-либо обязанности, создают иные препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.
Когда оспаривается сама законность наложения штрафа, т.е. наличие состава налогового правонарушения, иск налогоплательщика вполне укладывается в рамки гл. 24 АПК РФ. Не вызывает сомнения и возможность обжалования решения налогового органа о взыскании штрафа при условии, что в порядке производства по делу о налоговом правонарушении налогоплательщик указывал на наличие смягчающих обстоятельств, которые налоговый орган не применил. Другое дело, если, не оспаривая факт наложения штрафа, налогоплательщик не удовлетворен размером снижения штрафа при установлении налоговым органом смягчающих обстоятельств.
Вряд ли налогоплательщику удастся подать жалобу в порядке искового производства. Как он в этом случае сформулирует свои требования? По-видимому, ему придется доказывать суду, что не удовлетворившее его снижение штрафа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает другие препятствия для осуществления такой деятельности...
В случае обжалования в арбитражном суде решения о взыскании налоговой санкции его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством РФ. Это означает, что для судебного приостановления действия решения о взыскании налоговой санкции налогоплательщик вынужден заплатить, во-первых, государственную пошлину (100 руб. - для физических лиц, 2000 руб. - для организаций) за подачу заявления о признании решения государственного органа незаконным, во-вторых, 1000 руб. государственной пошлины за подачу заявления об обеспечении иска (ст. 333.21 НК РФ). Применение такой обеспечительной меры - право, но не обязанность суда, и для вынесения определения в пользу налогоплательщика суд должен располагать доказательствами обоснованности и необходимости применения обеспечительных мер. Бремя по предоставлению таких доказательств несет сам налогоплательщик.
Итак, выходит, что лицо, привлеченное к налоговой ответственности, теперь обязано заплатить государственную пошлину за то, чтобы в судебном порядке уменьшить размер штрафа. Прибавим к этому стоимость услуг юристов, к помощи которых придется прибегнуть, и сопоставим суммы возможных штрафов (1000, 5000 руб.) с расходами на их уменьшение. Согласитесь, далеко не каждый налогоплательщик пойдет теперь в суд. Такая "роскошь" окажется по карману только организациям, для которых экономический эффект от обращения в суд сможет перекрыть судебные расходы. В выигрыше окажутся бюджет и государственные органы - суды и налоговые инспекции, чей объем работы значительно уменьшится.
Не к этому ли стремился законодатель, совершая "тихую революцию"? Другой вопрос, как соотносится такой подход с приоритетом развития малого и среднего бизнеса, провозглашенным государственной властью в качестве одного из основных направлений экономического развития России.
А.В.Казакова
Заместитель директора
ООО "Бюро правовых экспертиз"
г. Пермь
О.П.Вилесова
Директор
ООО "Бюро правовых экспертиз"
г. Пермь
Подписано в печать
28.02.2006

Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение . Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде штрафов. Это единственный вид налоговых санкций, предусмотренный НК РФ (п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

Взыскание недоимки и начисление пеней налоговыми санкциями не являются. Они представляют собой меры принуждения налогоплательщика. При этом пени образуют дополнительное обременение для нарушителя (ст. 75 НК РФ).

Особенности применения налоговых санкций

Конкретный размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность. При наличии хотя бы одного размер штрафа должен быть уменьшен как минимум в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Но с учетом характера совершенного правонарушения, наличия других смягчающих ответственность обстоятельств, материального положения налогоплательщика и т.д. суд может снизить сумму штрафа и более чем в 2 раза (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Кстати, если смягчающие обстоятельства были заявлены на стадии досудебного урегулирования и были учтены налоговым органом, то впоследствии они могут быть учтены и судьей. Никаких запретов на этот счет налоговое законодательство не содержит (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). Главное, чтобы был соблюден принцип соразмерности наказания за допущенное нарушение.

Вместе с тем при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, штраф увеличивается на 100%, т. е. опять же в 2 раза (п. 4 ст. 114 , п. 2 ст. 112 НК РФ). Увеличение штрафа возможно только в том случае, если лицо было привлечено к ответственности и после этого снова совершило аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа по первому правонарушению (п. 3 ст. 112 НК РФ , Письмо Минфина России от 24.07.2012 N 03-02-08/64 , Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08).

При совершении лицом нескольких налоговых правонарушений штраф будет взыскан отдельно за каждое из них. То есть более строгая мера при этом не поглощает менее строгую (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Порядок уплаты недоимки, пеней и штрафа

Если организации (ИП) был выставлен штраф за налоговое правонарушение, в результате которого у нее образовалась задолженность по налогу, сбору, взносам, значит, сначала она должна будет уплатить сумму этой задолженности и пени, а затем уже сумму штрафа (