Во-вторых. Инновационное развитие россии. О выборе долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития россии

30 марта 2019 , Авиастроение О бюджетных инвестициях в авиастроительной отрасли Постановление от 27 марта 2019 года №326. ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд рублей на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год.

30 марта 2019 , Территории опережающего социально-экономического развития в ДФО Расширены границы ТОР «Нефтехимический» в Приморском крае Постановление от 27 марта 2019 года №328. Для реализации инвестиционного проекта в сфере производства минеральных удобрений в границы ТОР «Нефтехимический» добавлено 73 земельных участка.

28 марта 2019 , О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» Постановление от 28 марта 2019 года №332. Центр создаётся в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

28 марта 2019 , Энергетическое машиностроение Приняты решения о создании в России производства газовых турбин большой мощности Постановление от 21 марта 2019 года №301. Принятые решения позволят создать линейку газовых турбин большой мощности для предприятий топливно-энергетического комплекса, обеспечить конкурентоспособность российских газотурбинных установок на внутреннем и мировом рынках, технологический суверенитет страны в области газотурбинных технологий.

28 марта 2019 , Методология и инструменты государственного планирования Внесены изменения в Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы Постановление от 26 марта 2019 года №316. Упрощается процесс согласования с Минфином России вносимых в ФАИП изменений.

28 марта 2019 , Жилищная политика, рынок жилья О единой информационной системе жилищного строительства Постановление от 26 марта 2019 года №319. Установлены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам ЕИСЖС, порядок размещения, хранения и обработки информации. В системе определён список сведений, обязательных для размещения в ЕИСЖС застройщиками, органами власти, контролирующими сферу долевого строительства жилья, уполномоченными банками, контролирующими назначение и размер расходования застройщиками денежных средств, привлечённых для долевого строительства.

27 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Кабардино-Балкарской Республики по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №483-р. Программой предусматривается переселение в Кабардино-Балкарскую Республику проживающих за рубежом соотечественников, включая потомков адыгской и балкарской диаспор, в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

21 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 21 марта 2019 года №484-р. Программой предусматривается переселение в Ямало-Ненецкий автономный округ соотечественников в целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Ямало-Ненецкий автономный округ до 2021 года около 500 соотечественников.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места. Распоряжение от 19 марта 2019 года №460-р. Программой предусматривается переселение в Республику Северная Осетия – Алания соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда.

1

д. э.н., к. т.н., профессор,

заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН,

О выборе долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития России

Выбор долгосрочных социально-экономических целей и приоритетов научно-технологического и инновационного развития зависит от текущей ситуации, внешних и внутренних проблем, стоящих перед Россией.

Внешние проблемы определяются одновременностью процессов глобализации и перехода к несовершенной рыночной системе , они усугублены мировым финансовым кризисом. Глобализация сопровождается сверхвысокой мобильностью финансового капитала; сокращением среднего жизненного цикла инновации из-за ориентации на краткосрочные цели; пространственным размыванием звеньев цепочки предложения (наиболее яркие примеры проблем в цепочке предложения – задержка выпуска самолетов Boeing 787 Dreamliner и особенно неконтролируемое повсеместное ухудшение качества пищевых продуктов); преимущественным развитием сферы услуг; усложнением научно-технических достижений, повышением роли междисциплинарных исследований.

Внутренние проблемы в первую очередь определяются внешней средой для национальной инновационной системы (НИС) России и заключаются в следующем: чрезвычайно низкий уровень внутренних расходов на НИОКР – пока еще более чем в 3 раза ниже уровня 1990 г.; недостаточный объем промышленного производства (он составлял относительно 1990 г. в 2007 г. всего 81,8%) и его резкий спад с началом кризиса; значительная недооценка человеческого капитала; неоправданно высокая дифференциация доходов населения, чрезмерное неравенство; отсутствие реальной государственной научно-технической и инновационной политики; ориентация на экспорт сырья и продукции первых переделов; очень низкий уровень платежеспособного спроса со стороны сельского хозяйства ; низкий спрос на многие виды услуг и др. из-за значительной дифференциации доходов населения ; продолжающийся передел собственности; ориентация на краткосрочные цели и др.

В этих условиях влияние кризиса на основные макроэкономические и отраслевые показатели оказалось особенно сильным, причем кризис в первую очередь затронул обрабатывающую промышленность, где в первом полугодии 2009 г. производство упало на 21.3% по отношению к первому полугодию 2008 г. При этом в наибольшей степени кризис ударил по наукоемкому сектору: в 2009 г. сокращение производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования и в целом машин и оборудования составило примерно 30%.

В свете сказанного, для повышения инновационной активности очевидна необходимость комплексного подхода, предполагающего повышенное внимание к морально-этическим ценностям; значительное снижение неравенства доходов, повышение оплаты труда всех категорий занятых, особенно работников бюджетной сферы (только при этом условии может быть решена проблема миграции, бесконфликтного импорта рабочей силы); укрепление ОПК для обеспечения обороноспособности, защиты страны (следует учитывать, что высокие технологии ОПК дадут импульс всей сфере высоких технологий, причем в нашей стране государственное стимулирование развития ОПК может дать такой же мультипликативный эффект, как и строительство дорог в США после Великой Депрессии); ускоренное развитие науки по большинству направлений (как говорил наш выдающийся ученый. академик, мы не обязательно должны быть везде и всегда первыми, но обязаны уметь осваивать зарубежные достижения практически во всех направлениях); значительное повышение качества образования, включая аспирантуру, при сохранении его доступности; изменение отношения общества к науке и специалистам высокой квалификации, повышение престижности их труда; повышение роли ученых в экспертизе инновационных проектов и программ (ведущие ученые РАН и отраслевых институтов должны приглашаться в качестве экспертов при разработке инновационной, научно-технической, социально-экономической политики – так же, как ранее в СССР, когда их роль в разработке Комплексной программы НТП страны была определяющей); формирование общественного мнения относительно важности науки для страны (должны быть разработаны специальные сайты, осуществляться периодические публикации в СМИ; науке, как и ранее, нужен свой телеканал и т. д.); восстановление качества государственного управления ; соблюдение интересов страны с учетом целей и приоритетов долгосрочного развития (недопущение разрушения высокотехнологичного сектора экономики при вхождении в ВТО) и др.

Серьезной проблемой является привлечение молодежи в науку и на инновационное производство. Для этого необходимо прежде всего повысить престижность труда в сфере инноваций (наука, высокие технологии); повысить уровень заработной платы (безусловно, заработная плата должно быть повышена при этом и для высоко квалифицированных, опытных специалистов); в приоритетных направлениях должны предоставляться льготы с определенными условиями – например, аспирантура с освобождением от службы в армии (при одновременном сокращении аспирантуры в ВУЗах), предоставление жилья (бесплатного, либо на условиях беспроцентного кредита, или на правах долгосрочной аренды) при условии отработки достаточно большого периода времени, например, 10 лет на предприятии и т. д.

Следует отметить, что с началом мирового финансового и экономического кризиса в наиболее развитых странах не снижаются ассигнования на науку и образование. Так, в своем докладе 27г. президент США Б. Обама на ежегодном собрании американской Национальной академии наук предложил выделять более 3 % ВВП на НИОКР, вкладывать средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавать новые стимулы для частных инноваций, поддерживать прорывы в энергетике и медицине; улучшать математическое и естественно-научное образование. Напомним, что таким был уровень затрат на науку в СССР, к такому ориентиру следовало бы стремиться и в России и это обстоятельно обосновывается в работах ученых РАН и отраслевых институтов (см., например, (Наука и высокие технологии, 2001), (Инновационный менеджмент, 2004).

Особое внимание следует уделить и использованию адекватных показателей для оценки результативности научной и в целом инновационной деятельности . Как показано российскими и зарубежными специалистами, число статей в расчете на единицу затрат на науку по паритету покупательной способности примерно в 2,5 раза больше чем в США, более чем в 3 раза выше, чем в Японии и в 2 раза чем в Германии (Leydesdorff L., Wagner C., 2009; Поиск, 2009). На доллар затрат на науку у нас выпускается даже больше высокотехнологичной продукции, чем в США, Японии, Франции и чуть меньше, чем в Германии, поступления от экспорта технологий в середине текущего десятилетия были такие же как в США и патентных заявок было столько же как в Германии, а соотношение экспорта высокотехнологичной продукции и объема продукции обрабатывающей промышленности соответствует среднемировому уровню (Инновационный менеджмент, 2004). К сожалению, очень часто используются другие показатели, не имеющие отношения к эффективности науки.

Безусловно, необходимо повышение точности оценок и уровня разработанности рекомендаций для государственного управления. Можно привести целый ряд примеров, доказывающих этот тезис: в гг. финансирование НИОКР увеличилось, как отмечалось в ряде документов, номинально в 4,8 раза, но реально, с учетом инфляции, только в 1,9 раза; много раз говорилось, что численность исследователей составляет у нас 12% от их мировой численности, хотя при правильной оценке в эквиваленте полной занятости она в несколько раз ниже – по данным Росстата численность исследователей России при расчете по полной занятости равна 469076человек и почему-то превышает номинальную численность исследователей, равную 392849 человек, в 1,2 раза, тогда как у всех стран обратное соотношение (у стран с переходной экономикой этот показатель ниже в среднем почти в 1,7 раза); как уже отмечалось, результативность науки и инновационной деятельности у нас соответствует, а по ряду показателей превышает мировой уровень, но очень часто доказывается обратное; результативность академической науки предлагается оценивать показателями патентования и коммерциализации и при этом ставится в пример академический сектор науки США, однако по данным NSF в гг. в США университеты получили только 1.99% патентов, в том числе 200 ведущих университетов в области исследований и разработок – 1.89 % патентов, что в процентном отношении существенно ниже показателей отечественного академического сектора – около 18% (по даным ВШЭ) и т. п.

Все сказанное выше необходимо учитывать при выборе приоритетов научно-технологической и инновационной политики, так же как и то, что развитие экономики и инновационной сферы должно быть подчинено не задаче скорейшего получения максимальной прибыли (основной принцип либерального капитализма), а целям более высокого порядка: повышению благосостояния людей, созданию условий для максимального раскрытия возможностей, заложенных в каждом человеке, обеспечению национальной безопасности (здесь необходим и учет предвестников значительной глобальной нестабильности и возможных конфликтов) и т. д. Цели и приоритеты должны учитывать и специфику страны, ее основной ресурс (у нас – это территория с ее недрами, у Китая – население, у США – финансы и технологии и т. п.). Отсюда для нас основная цель – обороноспособность, рациональное использование и эффективное развитие основного ресурса, повышение человеческого капитала.

Следует отметить, что в начале 2000-х гг. в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (гг.) и в основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, разработанных Минэкономразвития России, система выбранных целей не была ориентирована на повышение благосостояния населения страны. Во главу угла были поставлены задачи собственно трансформации экономической системы, причем из предложенной стратегии развития не было ясно, как конечные цели трансформации способствуют повышению уровня жизни; упускалась из вида и главная задача развития страны в условиях глобализации – обеспечение внутреннего рынка и завоевание крупных ниш на мировом рынке на основе достижений в области науки и технологий.

Полезно вспомнить то, что было раньше. Система целей социально-экономического развития (х гг.) была следующей: повышение благосостояния населения, рост производительности труда, реализация продовольственной программы, развитие энергетики, экономия ресурсов, развитие регионов, решение социальных задач, совершенствование управления и организации экономики. Исходя из нее система приоритетных направлений науки (1987 г.) включала пять крупных областей: комплексное развитие общественных наук – экономики, социологии, психологии, философии, истории и права; направления исследований, являющиеся базой научно-технического прогресса в народном хозяйстве (электроника и физика твердого тела, информатика и вычислительная техника, новые вещества и материалы и технологии их обработки, оборудование и приборы для научных исследований); исследования сложнейших систем – науки о живой природе, изучение микромира – атомных ядер и элементарных частиц и макромира – процессов в космосе; науки, обеспечивающие ускоренное развитие технологической базы важнейших народнохозяйственных комплексов, в первую очередь машиностроительного и топливно-энергетического; науки о Земле, океане и атмосфере, проблемы охраны окружающей среды (1987,).

Президентом Д. Медведевым в 2009 г. были названы пять важнейших приоритетов: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры; медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства; стратегические информационные технологии , включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения . По-видимому, в целом необходима ориентация приоритетов на реализацию долгосрочных мегапроектов – таких, как развитие оборонных технологий для обеспечения глобальной стабильности; производство и экспорт экологически чистой сельскохозяйственной продукции; строительство транспортных магистралей и транспортных средств; освоение космоса; развитие безопасной атомной энергетики и альтернативной энергетики ; повышение запасов и эффективное использование природного сырья; развитие робототехники для различных областей и сфер применения; развитие электронной компонентной базы; развитие нанотехнологии; разработка открытых систем, создание единого информационного пространства и т. д.

Однако реализация приоритетов сдерживается целым рядом проблем. В первую очередь необходимо выделить, на наш взгляд, следующие проблемы, требующие рассмотрения: чрезмерное неравенство доходов, неоправданное потребление, отток капитала за границу, отсутствие спроса частных компаний на отечественные технологии, слабый внутренний спрос на системы вооружения, ориентация на экспорт и др. Рассмотрим кратко эти проблемы.

Чрезмерное неравенство доходов в России таково, что, например, в Москве по данным Росстата индекс Джини был равен в 2005 г. 56.7, что выше, чем в Нигерии (50.6) и близко к показателям ЮАР (59.3), где около 25% населения больны СПИДом, а также Сьерра-Леоне (62.9), где еще сохранился каннибализм, и к показателям других стран Центральной Африки. Негативное, сдерживающее влияние неравенства на инновационную активность, развитие инфраструктуры, высоких технологий, территориальной целостности страны уже отмечалось в других работах автора (см., например, Варшавский, 2007). Так перевозки пассажиров воздушным транспортом за период гг. сократились в целом на 59%, в том числе на внутренних линиях на 76%, но на международных линиях возросли на 261%. В свою очередь это привело к резкому снижению спроса на отечественную авиатехнику и подрыву гражданского авиастроения. В 2009 г. отечественными авиакомпаниями было приобретено всего 11 магистральных и региональных самолетов отечественного и 119 самолетов зарубежного производства. Сейчас 74 % пассажирооборота наших авиакомпаний выполняется на иностранных самолетах.

Проблема неоправданного потребления характеризуется, например, следующим. Известно, Гособоронзаказ составлял в 2007 г. 302 млрд руб (≈$12млрд) и в 2008 г. – 365 млрд. руб.(≈$15 млрд), расходы ФБ по разделу «Национальная оборона» составили в 2007 г. – 831,9 млрд руб (≈$33млрд), в 2008 г. – 1031,6 млрд руб (≈$42млрд). Эти цифры можно сопоставить с тем, сколько продано было автомобилей: учетом подержанных было продано в 2007 г. 2,79 млн. ед. на сумму $53 млрд. и в 2008 г. – 3,175 млн. ед. ($69 млрд) или 5% ВВП, в том числе новых автомобилей на $45 млрд. по средней цене $30 тыс. (при средней зарплате $8328 в год) (Ведомости 15.01.2010), т. е. новых иностранных автомобилей, причем достаточно дорогих, было продано на сумму, превышавшую ассигнования бюджета на оборону.

В 2009 г. произошло сокращение продаж примерно в 2 раза (в ед.). Однако потребление дорогих моделей автомобилей сократилось в 2009 г. незначительно или даже возросло (например, продажи модели Hummer возросли более чем на 70%), объем продаж в январе-феврале 2010 г. сократился на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., но продажи наиболее дорогих марок возросли – BMW на 8%, Audi на 18%, Mercedes-Benz – на 13%.

Еще один пример расточительства, подрывающего отечественный сектор высоких технологий. У российских предпринимателей в индивидуальном пользовании, а также в собственности компаний находится около 300 самолетов бизнес-класса. За гг. закуплено самолетов бизнес-класса (executive planes) на 1,5 млрд. долл. Из 2,5 млрд. долл., которые предполагалось потратить на закупки таких самолетов в период до конца 2009 г., на 1 млрд. долл. уже в 2007 г. были подписаны контракты.

Эти данные можно сопоставить с затратами на НИОКР для инновационной техники Недавно Комиссия президента РФ по модернизации утвердила на гг. года проекты на сумму 800 млрд. руб. или примерно на $26-27 млрд., а на реализацию госпрограммы вооружений-2020 планируется 13 трлн руб., т. е. в среднем 1.3 трлн руб. (около $43 млрд.) в год. Назовем и более конкретные цифры: затраты на НИОКР для первого легкого военно-транспортного самолета Ил-112В на замену Ан-26 составляют 3 млрд. руб., для среднего российско-индийского многоцелевого транспортного самолета МТА (Ил-214) – $600 млн.; стоимость создания серийного двигателя, включая технологическую модернизацию компаний – $2-3 млрд.; для "Сухой Суперджет" потребовалось $1,4 млрд.; для возобновления строительства военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан" – $0,6 млрд. (17 млрд. руб.).

Очевидный вывод – возможность перераспределения ресурсов. Так, при перераспределении средств , потраченных на покупку только новых импортных автомобилей, например, 10% ($4,5 млрд.), можно было бы поставить для обороны дополнительно почти 150 самолетов Су при средней стоимости одного самолета около $30 млн. (в августе 2009 г. на авиасалоне «МАКС-2009» подписан государственный контракт на поставку Министерству обороны РФ компанией «Сухой» в период гг. 64 истребителей стоимостью менее $2 млрд), либо на 25% повысить финансирование всей сферы НИОКР и т. п

5. Митрахович С. Энергетический комплекс России в период низких цен на нефть: что дальше? Экономика ТЭК сегодня. – 2009. – №9.

6. , Прохорова в США отвечает за обеспечение внутренней безопасности в стране? НСБ «Хранитель» 22 июля , 2008, www. *****

7. Варшавский снижение неравенства доходов – важнейшее условие перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях. Экономика и математические методы . – 2007. – №4.

8. Варшавский проблемы разработки научно-технической и инновационной политики России в условиях глобализации. Концепции. – 2008. – № 2

9. Зимин Н. Карьера экс-главы General Motors Рика Вагонера – яркий пример того, что делает кризис со вчерашними иконами бизнеса. Итоги, 6 апреля 2009.

Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития

Татьяна Валерьевна Семенидо
Ассистент кафедры политэкономии и экономической теории КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике :

  1. общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам;
  2. происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной политике;
  3. сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста. Государства отказываются от субсидий, принимают меры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий, консалтинговых услуг.
  4. четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования.
    Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.
  5. происходит сближение региональной и научно-технической политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском внутренних решений в самом регионе.

Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом.
В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.
Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития .
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая .
Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал (как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных ученых). Россия имеет всё еще достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве.
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д.
В стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи 1 ).
В настоящее время в силу многих причин на первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в число главных:
Во-первых , наряду с природными ресурсами Россия в общем научно-техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР 2 . Мировой опыт показывает: экономический рост на 2/3 обеспечивается за счет применения научных знаний. Следовательно, эффективное использование научно-инновационного потенциала - один из реальных путей выхода из кризиса.
Во-вторых , проводимая в России политика экономических реформ связывалась с иностранной помощью, которая в обещанном объёме не была получена. Очевидно, что Россия должна рассчитывать только на свои силы, свои ресурсы, а таковым является в первую очередь научно-инновационный потенциал.
Наконец, логика современной экономической жизни показывает, что реальных успехов развитые страны добились, только продвигаясь по инновационному пути развития.
Экономика современных развитых стран испытывает мощное влияние науки и новых технологий. Резко возросла наукоёмкость экономического прогресса. Эндогенное присутствие фактора науки в расширенном воспроизводстве во многом обусловило инновационный характер экономического развития.
Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.
Важнейший аспект данной проблемы - региональная составляющая инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.
Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий).
Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы содержит следующие разделы:
1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе.
Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

  • региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;
  • региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;
  • цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;
  • конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;
  • международного научно-технического сотрудничества;
  • государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса;
  • собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала;
  • отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности;
  • отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;
  • применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи.

Ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики устанавливаются в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития.
Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.
Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.
Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный , строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт. Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).
Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.
Так, например, концепция научно-технического и производственно-экономического развития Калужского турбинного завода на 1995-2000 гг. была ориентирована исключительно на поставку энергетического оборудования на внутренний российский рынок. Сегодня эта концепция пересмотрена и должна быть переориентирована на поставки оборудования также и на мировой рынок.
Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.
Третий раздел программы или третья цель региональной инновационной политики формируется следующим образом:
Пути и средства достижения целей дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).
Четвёртый раздел программы включает в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики : это организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности.
Анализ инновационного потенциала Калужского региона, сформировавшегося в рамках базовых отраслей военно-промышленного комплекса, показывает, что он продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом свидетельствует рост удельного веса новой, освоенной впервые продукции в общем объёме продукции машиностроения в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в три раза. Однако динамика количества организаций, выполнявших исследования и разработки, с 1991 года имеет тенденцию к снижению. Численность работников в организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 1997 году, по сравнению с 1991 годом сократилась почти вдвое. Этот процесс происходит в русле общей тенденции в стране, характеризующей отток научных кадров в более прибыльные сферы экономики ("плюс" утечка умов за рубеж).

В общем, по России на фундаментальные исследования и содействие НТП выделено 2,2% расходной части бюджета в 1998 году, и 2% - в 1999 году 3 . Государственные расходы на научные исследования сегодня - 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны - 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП) 4 .
В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена только при поддержке на региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

  1. Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. Екатеринбург, УрО РАН, 1998, с.19.
  2. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997, с.16.
  3. А.Вольский. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1, с.5.
  4. Там же, с.6.

Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).

Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).

В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.

В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике:

Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам.

Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной политике;

Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста.

Третья тенденция - государства отказываются от субсидий, принимают меры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий, консалтинговых услуг.

Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.

Пятое - происходит сближение региональной и научно-технической политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском внутренних решений в самом регионе.

Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом. В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.

Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.

Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.

В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.