Экономика и социология труда необходимость возникновения. Генкин Б. Экономика и социология труда. М

Описание

Говорухин А.М., Куприн А.М., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. - М.: Воениздат, 1973. - 264 с. + 80 с. цветных карт.-Справочник содержит сведения о местности и ее тактических свойствах, о способах и средствах ее изучения, об ориентировании и целеуказании. В нем приводятся данные о рекогносцировке и разведке местности, составлении схем и боевых графических документов.
В Справочнике даны образцы топографических карт, условные знаки и сокращения, применяемые на топографических картах, а также приведены другие справочные данные, используемые в войсках и штабах при изучении и оценке местности.
Справочник предназначен для генералов, офицеров и сержантов Вооруженных Сил СССР, слушателей и курсантов военно-учебных заведений, а также для курсантов учебных частей и подразделений.Содержание (текст)
О Г Л А В Л Е Н И Е
Глава 1. Топографические карты, измерения и построения на них
1.1. Классификация и назначение топографических карт
1.2. Проекции топографических карт
1.3. Условные знаки и оформление карт
1.4. Полнота, детальность и точность карт
1.5. Планы городов и специальные карты
1.6. Разграфка и номенклатура карт
1.7. Подбор и истребование карт
1.8. Подготовка карты к работе
1.9. Измерение (определение) расстояний и площадей по карте
1.10. Прямоугольные координаты на картах
1.11. Определение прямоугольных координат по карте и нанесение объектов на карту по координатам
1.12. Географические координаты и определение их по карте
1.13. Полярные и биполярные координаты
1.14. Дирекционные углы и азимуты
1.15. Измерение дирекционных углов по карте
1.16. Построение на карте направлений
Глава 2. Аэроснимки и их использование
2.1. Назначение и возможности воздушного фотографирования
2.2. Виды воздушного фотографирования и аэроснимков
2.3. Масштаб воздушного фотографирования и составление заявки на фотографирование
2.4. Виды документов воздушного фотографирования
2.5. Геометрические свойства аэроснимков
2.6. Ознакомление с аэроснимками и привязка их к карте
2.7. Определение масштаба планового аэроснимка
2.8. Нанесение па аэроснимок линии магнитного меридиана
2.9. Перенос объектов с планового аэроснимка на карту
2.10. Нанесение километровой сетки на аэроснимок и определение координат объектов
2.11. Использование перспективных аэроснимков
2.12. Стереоскопическое рассматривание аэроснимков
2.13. Дешифрирование аэроснимков
Глава 3. Изучение местности
3.1. Сведения о местности и способах ее изучения
3.2. Изучение общего характера местности
3.3. Общая характеристика основных типов местности
3.4. Изучение условий проходимости местности
3.5. Изучение защитных свойств местности
3.6. Изучение условий маскировки и наблюдения
3.7. Изучение условий ведения огня
3.8. Построение профилей и определение взаимной видимости точек при изучении условий наблюдения и ведения огня
3.9. Изучение рельефа
3.10. Изучение рек и других объектов гидрографии
3.11. Изучение дорожной сети и маршрута
3.12. Изучение лесной растительности
3.13. Изучение грунтов, почв и болот
3.14. Изучение населенных пунктов
3.15. Изучение сезонных изменений местности
3.16. Изучение изменений местности в районе ядерных ударов
3.17. Изучение и оценка местности в основных видах боя
Глава 4. Ориентирование на местности
4.1. Сущность и способы ориентирования
4.2. Магнитные компасы и приемы работы с ними
4.3. Движение по азимутам
4.4. Ориентирование по карте на месте
4.5. Ориентирование по карте в движении
4.6. Выдерживание маршрута в крупном населенном пункте
4.7. Выдерживание маршрута в густонаселенном районе с развитой сетью дорог
4.8. Выдерживание маршрута в лесной местности
4.9. Выдерживание маршрута в пустынно-степной местности
4.10. Особенности выдерживания маршрута в районах массовых разрушений
4.11. Особенности выдерживания маршрута зимой
4.12. Особенности выдерживания маршрута ночью
4.13. Выдерживание маршрута с помощью гирополукомпаса
4.14. Ориентирование с использованием координатора
4.15. Выдерживание маршрута с использованием курсопрокладчика
4.16. Ориентирование на местности без карты
4.17. Спортивное ориентирование
Глава 5. Рекогносцировка и разведка местности. Целеуказание
5.1. Задачи рекогносцировки и разведки местности
5.2. Измерение углов на местности
5.3. Измерение расстояний (дальностей) на местности
5.4. Определение высоты предметов
5.5. Определение крутизны скатов
5.6. Нанесение на карту целей и других объектов
5.7 Целеуказание по карте
5.8. Целеуказание на местности
Глава 6. Общие справочные данные
6.1. Термины и понятия, не вошедшие в тематические главы (словарно-алфавитное изложение)
6.2. Составление схем местности и боевых графических документов
6.3. Основные правила ведения рабочей карты
6.4. Изготовление макетов местности
6.5. Методические рекомендации по топографической подготовке солдат
6.6. Учебники и учебные пособия по военной топографии
6.7. Определение времени наступления рассвета и темноты
6.8. Угловые меры
6.9. Меры длин и площадей
6.10. Определение силы и скорости ветра
6.11. Тригонометрические величины
Алфавитно-предметный указатель
Приложения:
1. Образцы топографических карт
2. Условные знаки карт
Условные знаки карт масштабов 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000
Условные знаки карты масштаба 1:200 000
Условные знаки карты масштаба 1:500 000
Условные знаки карты масштаба 1:1 000 000
Перечень условных сокращений, применяемых на топографических картах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения»
Факультет военного образования
А. А. Евдокимов
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Пособие для практических занятий
Для студентов учебного военного центра обучающихся по
специальности 411100 «Эксплуатация и ремонт систем
управления баллистических стратегических ракет и проверочно-
пускового оборудования ракетных комплексов наземного
базирования»
Санкт-Петербург
2008 г.

2
Евдокимов А.А.
Военная топография. Пособие для практических занятий. – Санкт-
Петербург: ГУАП, 2008. – 152 с.
УДК ___.___
В пособии изложен материал, используемый при выполнении простейших измерений на местности, выполнении ориентирования на местности без карты и по карте. Рассмотрены вопросы чтения карты и боевые графические документы, использование их при докладах и постановке задач, также правила ведения рабочей карты командира. В основу пособия положены материалы, опубликованные в открытой печати.
Пособие помогает студентам получить первоначальные знания об ориентировании на местности изготовлении и ведении рабочей карты командира.

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 1. Измерение углов и расстояний на местности различными способами. выбор ориентиров и целеуказание на местности днём и ночью. . . . . . . . . .
6 1.1. Простейшие способы полевых измерений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6 1.2. Простейшие приемы измерений на местности расстояний. . . . . . . . . . .
8 1.3. Определение сторон горизонта различными способами. Магнитный азимут. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17 1.4. Определение направления движения по компасу. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
24 2. Сущность, способы и порядок ориентирования. движение по азимутам. . 29 2.1. Определение своего местоположения. Ориентирование и целеуказание на местности без карты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29 2.2. Движение по азимутам днём. Особенности движения по азимутам ночью. Выдерживание направления движения по компасу, промежуточным и вспомогательным ориентирам, небесным светилам. . .
34 2.3. Особенности ориентирования без карты в горной, лесной и пустынно- степной местности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40 2.4. Назначение, устройство, принцип работы с навигационной аппаратурой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42 3. Чтение карты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59 3.1. Изучение и оценка элементов местности по карте, определение их количественных и качественных характеристик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59 3.2. Специальные, цифровые и электронные карты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
63 4. Работа с топографической картой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
83 4.1. Определение координат и нанесение объектов на карту. . . . . . . . . . . . .
83 5. Боевые графические документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
100 5.1. Виды боевых графических документов, составляемых в подразделениях, их назначение, общие правила составления и оформления
100 5.2. Использование карты при докладах, постановке задач и составлении боевых документов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
110 6. Содержание рабочей карты командира, порядок и правила её ведения.
Условные знаки и сокращённые обозначения, надписи на картах , нанесение обстановки на карту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
114

4 6.1. Содержание рабочей карты командира, порядок и правила её ведения
114 6.2. Условные знаки и сокращённые обозначения, надписи на картах, нанесение обстановки на карту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
122
Приложение
1. Условные обозначения, применяемые на боевых документах. . . . . . . . .
130
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151

5
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Пособие для практических занятий содержит материал, систематизированный по следующим основным темам: измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам, подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание и основные правила ведения рабочей карты и составление боевых графических документов.
При разработке Пособия использованы данные боевого устава
Сухопутных войск, руководств по топографическим и картографическим работам, учебники и пособия по военной топографии и топогеодезическому обеспечению войск.
Пособие может быть использовано как преподавателями учебного военного центра обучающихся по специальности 411100 «Эксплуатация и ремонт систем управления баллистических стратегических ракет и проверочно- пускового оборудования ракетных комплексов наземного базирования» для организации занятий по военной топографии, так и студентами для самостоятельного изучения.

6
1. ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ И РАССТОЯНИЙ НА МЕСТНОСТИ
РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. ВЫБОР ОРИЕНТИРОВ И
ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ДНЁМ И НОЧЬЮ
1.1. Простейшие способы полевых измерений
Применение современных мощных огневых и радиотехнических средств требует производства точных топогеодезических измерений и расчетов по их привязке, ориентированию направлений их действий и по определению расстояний до целей. Чем больше эти расстояния, тем точнее должны производиться такие измерения. С этой целью в войсках используются различного рода измерительные инструменты - угломерные приборы, дальномеры, высотомеры и т. п. Для измерений и расчетов широко применяются также топографические карты.
Однако в современном бою, когда успех зачастую решают минуты, а иногда и секунды, наряду с применением точной измерительной техники не менее важно, чтобы каждый воин и тем более командир обладал хорошим глазомером и мог , применяя простейшие способы измерений, быстро и достаточно точно определять расстояния до целей, ориентиров и других объектов, а также направления на них. Особенно это важно для мотострелковых подразделений. Такие простейшие угловые и линейные измерения постоянно требуются при разведке, ориентировании на местности и особенно при подготовке исходных данных для стрельбы.
Измерять углы приходится, например, при определении местоположения различных объектов, направлений пути движения, при целеуказании и т. п.
Угловые измерения часто применяются также при определении расстояний и линейных размеров удаленных объектов.
Рассмотрим простейшие способы измерения углов.
Измерение углов полевым биноклем
В поле зрения бинокля имеются две взаимно перпендикулярные угломерные шкалы для измерения горизонтальных и вертикальных углов.

7
Beличины цена одного большого деления соответствует 0 - 10, а малого 0 - 05 или
18". Для измерения угла между двумя направлениями надо, глядя в бинокль, совместить какой-либо штрих угломерной шкалы с одним из этих направлений и подсчитать число делений до второго направления. Умножив затем этот отсчет на цену деления, получим величину измеряемого угла в тысячных.
Рис.1. Измерение углов с помощью бинокля
Измерение углов с помощью линейки
При отсутствии бинокля можно измерять углы обычной линейкой с миллиметровыми делениями. Если такую линейку держать перед собой, как показано на рисунке, на расстоянии 50 см от глаза, и, совместив один штрих линейки с каким-либо предметом, отсчитать количество миллиметровых делений до второго предмета. Одно её деление (1 мм ) будет соответствовать
0 - 02. В этом легко убедиться из самой сущности понятия тысячной: в данном случае Д = 50 см, т. е. одна тысячная этой дистанции равна 0,5 мм; поэтому одному миллиметру будет соответствовать угол , равный двум тысячным, т. е.
0 - 02. В этом случае 1 мм линейки будет соответствовать 6", а 1 см - 1°.
Точность измерения углов этим способом зависит от навыка в вынесении линейки точно на 50 см от глаза.

8
Рис.2. Измерение углов с помощью линейки с миллиметровыми делениями
С помощью линейки удобно измерять малые углы и в градусах (до 30°). В этом случае ее следует выносить на расстояние 60 см от глаза. Тогда 1 см на линейке будет соответствовать 1°.
Измерение углов подручными предметами
Вместо линейки с делениями можно использовать палец, ладонь или любой подручный небольшой предмет (спичечную коробку, карандаш), размер которого в миллиметрах, а следовательно, и в тысячных известен. Для измерения угла такая мерка также выносится на расстояние 50 см от глаза и по ней путем сравнения определяется искомая величина угла.
1.2. Простейшие приемы измерений на местности расстояний
Далее рассмотрим как определяются расстояния и линейные размеры наблюдаемых объектов.
Для приближенного определения расстояний в мотострелковых подразделениях применяются следующие простейшие способы.
Глазомер - основной, самый простой и быстрый способ, наиболее доступный каждому воину в любых условиях боевой обстановки. Однако достаточно точный глазомер приобретается не сразу; он вырабатывается путем систематической тренировки, проводимой в разнообразных условиях местности, в различное время года и суток.

9
В процессе такой тренировки основное внимание надо обращать на учет побочных явлений, которые влияют на точность глазомерного определения расстояний.
Перечислим основные из них. а) Более крупные предметы кажутся ближе мелких, находящихся на том же расстоянии. б) Более близко расположенными кажутся предметы, видимые резче и отчетливее, поэтому:
- предметы яркой окраски (белой, желтой, красной) кажутся ближе, чем предметы темных цветов (черного, коричневого, синего);
- ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии;
- во время тумана, дождя, в сумерки, в пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше , чем в ясные солнечные дни;
- чем резче разница в окраске предметов и фона, на котором они видны, тем более уменьшенными кажутся расстояния до этих предметов; например, зимой снежное поле как бы приближает все находящиеся на нем более темные предметы. в) чем меньше промежуточных предметов находится между глазом и наблюдаемым предметом, тем этот предмет кажется ближе.
Особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные открытые водные пространства, - противоположный берег всегда кажется ближе, чем в действительности.
Складки местности (овраги, лощины), пересекающие измеряемую линию, как бы уменьшают расстояние.
При наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя. г) При наблюдении снизу вверх, от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз – дальше.

10
Таблица №1
№ п/п
Объекты и признаки
Расстояния, с которых они становятся видимы
(различимы)
1
Отдельный небольшой дом, изба
5 км
2
Трубы на крыше
3 км
3
Самолет на земле, танк на месте
1,2 км
4
Стволы деревьев, километровые столбы и столбы линий связи
1,0 км
5
Движение ног и рук бегущего или идущего человека
700 м
6
Миномет, противотанковая пушка, колья проволочных заграждений, переплеты рам в окнах
500 м
7
Ручной пулемет, автомат, цвет кожи и части одежды человека, овал его лица
250 - 300 м
8
Листья деревьев, проволока на кольях
200 м
9
Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата
150 - 170 м
10 Черты лица человека, кисти рук, детали стрелкового оружия
100 м
Глазомерная оценка расстояний может облегчаться и контролироваться следующими приемами: а) использованием нескольких человек для измерения одной и той же линии независимо друг от друга; среднее из всех определений будет наиболее точным результатом; б) сравнением измеряемого расстояния с другим, обозначенным на местности протяжением, величина которого известна (например, вблизи измеряемого участка может проходить воздушная линия связи или электросети, расстояние между столбами которой известно).

11
Для грубой оценки расстояний можно воспользоваться примерными данными, приведенными в табл. 1.
Каждый может уточнить и дополнить эту таблицу применительно к своим наблюдениям.
Точность глазомера зависит от натренированности наблюдателя, от величины определяемых расстояний и от условий наблюдения. Для дистанций до 1 000 м у достаточно опытных наблюдателей ошибки обычно не превосходят 10 - 15% расстояния. При более значительных расстояниях они могут в отдельных случаях достигать 50%.
Измерение расстояний шагами. В боевой обстановке этот способ по сравнению с другими имеет более ограниченное применение. В подразделениях он используется, если позволяет обстановка, главным образом при составлении графических документов (схем ориентиров, схем опорных пунктов подразделений), а также для контрольных промеров, особенно выполняемых в учебных целях.
Чтобы повысить точность измерения расстояний шагами, необходимо: а) натренироваться в ходьбе ровным шагом, особенно в неблагоприятных условиях (на подъемах и спусках, при движении по кочковатому лугу, в кустарнике и т. п.); б) знать длину своего шага в метрах ; она определяется из промера шагами линии, длина которой известна заранее и должна быть не менее 200 - 300 м.
При измерении расстояний шаги считаются парами (обычно под левую ногу). После каждой сотни пар шагов счет начинается снова. Чтобы не сбиться, полезно каждую пройденную сотню пар отмечать на бумаге или же загибать последовательно пальцы руки.
Принимая среднюю длину шага за 0,75 м, а пару шагов за 1,5 м, можно приближенно считать, что расстояние в метрах равно числу пар шагов, увеличенному в 1 1
2
раза. Для более точных подсчетов надо брать действительную длину своего шага.
Ошибки определения расстояний шагами при ровном хорошо выверенном шаге в среднем достигают 2 - 4% измеренного расстояния.

12
Определение расстояний по времени движения. Этот способ полезно применять в пути для приближенной контрольной оценки пройденного расстояния, например, при передвижении на лыжах, ночью, в условиях плохой видимости и т. п. Для этого надо знать среднюю скорость своего движения.
Например, средняя скорость движения походным шагом около 5 км/час, если подъемы и спуски на пути не превышают 5°.
Определение расстояний по звуку и вспышке выстрела. Этот способ позволяет быстро определять расстояния до стреляющих орудий, минометов и других целей, обнаруживающих себя в момент выстрела или взрыва вспышкой и образованием дымовых колец.
Для приближенного определения расстояний можно считать, что скорость распространения звука в воздухе примерно равна 330 м/сек, т. е. округленно 1
км в 3 сек.
Свет же распространяется почти мгновенно. Таким образом, отсчитав по секундной стрелке часов время S в секундах от момента вспышки до момента слухового восприятия звука выстрела или взрыва, расстояние Дв километрах до цели получим по формуле 1.
S
Д = ------- (1)
3
При отсутствии часов отсчитывать секунды можно путем порядкового счета про себя двузначных чисел, начиная с момента вспышки выстрела, например: двадцать один, двадцать два и т. д. Отсчет каждого из этих чисел занимает примерно секунду. Навыки такого счета, соразмерного ходу секундной стрелки, довольно быстро приобретаются уже после двух - трех тренировок в отсчете секунд с проверкой быстроты счета по часам или секундомеру.
При более точных определениях расстояний время отсчитывается по секундомеру с точностью до 0,1 секунды; отсчет S производится по трем - четырем выстрелам и для вычисления расстояния берется среднее значение из всех приемов; берутся более точные данные о скорости распространения звука:

13 летом - 340 м/сек, зимой - 320 м/сек и при температуре воздуха, близкой к
0°С - 330 м/сек.
Например, если летом значение S при трех измерениях получилось равным 12,6 секунды, то Д = 12,6 × 340 = 4 284 м.
Определение расстояний на слух. Ночью и в условиях плохой видимости расстояния часто приходится оценивать на слух. Для этого надо уметь определять по характеру звуков их источники и знать, с каких примерно расстояний можно услышать эти звуки. При нормальном слухе и благоприятных акустических условиях дальность слышимости примерно такая, какая показана в табл. 2 и 3.
Дальность слышимости шума передвижения войск и техники
Таблица №2
Род войск или вид техники
Характер звука
Дальность слышимости, м
При движении по грунтовой дороге
При движении по шоссе
Подразделения в пешем строю
Ровный, глухой шум шагов
300 600
Автомобили
Ровный, глухой шум моторов
500 1 000
Артиллерия
Шум моторов тягачей, лязг гусениц
1 000 – 2 000 2 000 –
3 000
Танки
Лязг гусениц, резкий рокот моторов
2 000 3 000 –
4 000
Приведенные в таблицах данные весьма приближенны и непостоянны.
Они меняются в зависимости от конкретных условий, в которых производятся наблюдения, поэтому должны уточняться каждым наблюдателем на основе своего личного опыта.

-- [ Страница 1 ] --

Экономика и социология труда

Б. М. Генкин

Экономика

и социология

Допущено

Министерством образования и наук

Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по экономическим специальностям

7-е издание, дополненное

Издательство НОРМА

Москва, 2007

УДК 331(075.8)

Борис Михайлович Генкин - заслуженный деятель науки РФ, доктор

экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Автор 180 печатных работ, в том числе 10 монографий и учебников. Выступал на международных конференциях в России и Германии. Основные научные разработки Б. М. Генкина связаны с оптимизацией трудовых процессов и норм труда, теорией и методами мотивации, организацией заработной платы, проблемами качества жизни, эффективности творчества, метаэкономики, экономической синергетики.

Генкин Б. М.

Г27 Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б. М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М. : Норма, 2007. - 448 с.

ISBN 978-5-468-00061-8 (в пер.) Учебник подготовлен в соответствии с утвержденной Министерством образования РФ примерной программой дисциплины «Экономика и социология труда».



Автор исходит из понятий, которые являются основополагающими как для экономики, так и для социологии труда: качество жизни, потребности и потенциал человека, эффективность, мотивы, условия труда, справедливость, распределение доходов.

В учебнике использованы результаты работ, проведенных автором при финансовой поддержке Фонда Сороса, Российского фонда фундаментальных исследований, Министерства образования РФ.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, специалистов по управлению предприятиями.

УДК 331(075.8) ББК 65.24я73 © Генкин Б. М. 2006 © Генкин Б. М, 2007, с изменениями ISBN 978-5-468-00061-8 © ООО «Издательство НОРМА». 2007 Содержание Предисловие к седьмому изданию 10 Предисловие к первому изданию 11 Глава 1. Предмет и методология курса

1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма, собственность, труд, качество жизни, социально-экономическая система, доход, капитал 13

1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 20 1.2.1. Сущность трудового процесса 20 1.2.2

–  –  –

6.4. Теорема о рентабельности компонент труда и ее следствия 158

6.5. Творчество - основной источник прибыли в экономике XXI века 162

6.6. Эффективность инвестиций в человеческий капитал 170 Основные понятия Контрольные вопросы и темы исследований

–  –  –

Учебник подготовлен на основе примерной программы дисциплины «Экономика и социология труда», утвержденной Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента.

К настоящему времени сложились два подхода к преподаванию указанной дисциплины. Одни лекторы предпочитают раздельное изложение проблем экономики труда и социологии труда; другие пытаются найти органическую взаимосвязь этих проблем. Мы полагаем, что второй подход более обоснован теоретически и методологически1.

Автор стремился исходить из понятий, которые являются основополагающими как для экономики, так и для социологии труда. К таким понятиям прежде всего относятся: качество жизни, потребности, потенциал человека, эффективность, мотивы, справедливость, условия труда, распределение доходов.

Существенное внимание уделено этическим, экологическим и духовным аспектам деятельности человека. Это представляется необходимым в связи с рядом весьма негативных тенденций развития цивилизации. То, что темпы роста преступности в развитых странах в 2-3 раза опережают темпы экономического роста и в 3-4 раза - темпы роста населения, в значительной мере связано с господствующими типами экономического поведения.

Этические аспекты хозяйственной деятельности особенно актуальны в современной России.

При анализе факторов эффективности труда подчеркивается, что важнейшим из них является творческий потенциал человека, предприятия и общества. Это утверждение сформулировано в форме теоремы о рентабельности компонент труда. Рассмотрены условия, определяющие рациональное использование потенциала человека.

Учебник предназначен в первую очередь для подготовки специалистов по управлению предприятиями. Поэтому в нем значиВ учебнике использованы результаты работ, проводившихся автором при финансовой поддержке Фонда Сороса (Research Support Scheme, grant 963/93), Российского фонда фундаментальных исследований (грант 96-06и грант 98-06-80167), Министерства общего и профессионального образования РФ.

12 Предисловие к первому изданию тельное место отведено изложению проблем организации и нормирования труда, в том числе оптимизации трудовых процессоп и норм труда.

В работе над учебником существенно помогли публикации в отечественной и зарубежной литературе, замечания и предложения коллег, в том числе участников конференций и семинаров по проблемам труда, проводившихся при участии или под руководством автора в Москве, Санкт-Петербурге. Самаре, Хмельницком и других городах СНГ. Основные идеи учебника обсуждались также в Германии; в Институте организации и психологии труда (Берлин), на кафедре организации управления и экономики труда Университета Юстуса Либиха (Гиссен), на Восточных форумах в 1995, 1997 и 1999 гг., проводившихся Техническим университетом Хемниц-Цвикау.

докт. экон. наук, проф. Н. И. Архиповой, докт. экон. наук, проф.

Г. А. Кононовой, докт. экон. наук, проф. Г. М. Курошевой, докт.

техн. наук, проф. Л. Н. Никитиной, локт. экон. наук, проф.

М. И. Бухалкову, докт. экон. наук, проф. П. А. Ватнику, докт. экон.

наук, проф. Ф. С. Веселкову, засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. А. Н. Горелову, докт. экон. наук, проф. К. Т. Джурабаеву, докт. экон. наук, проф. А. Я. Кибанову, проф. В. И. Кочсткову, засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. Ю. Г. CXaeroEiy, заел, деят. науки РФ, докт. экон. наук, проф. П. Ф. Петроченко. докт.

экон. наук, проф. Б. М. Смирнову, докт. экон. наук, проф.

Ю. М. Солдаку, проф. В. А. Щеколдину, проф., докт. В. StielerLorenz, проф., докт. G. Diethelm, проф., докт. К. Jacob, проф., докт.

D. Hahn, проф., докт. W. Kriiger, проф., докт. R. Lang, проф.. докт.

С благодарностью отмечаем, что работе над учебником очень помогла поддержка ректората, кафедры управления трудовыми и социальными процессами, библиотеки и информационно-вычислительного центра Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.

При отборе материала и подготовке рукописи к печати важную роль сыграли замечания и предложения докт. экон. наук, проф. Р. П. Колосовой (Московский государственный университет), засл. деят. науки РФ, докт. экон. наук. проф. А. А. Румянцева (Институт социапьно-экономических проблем РАН), редактора Т. И. Харнзановой. Автор признателен им и сотрудникам издательства за большую работу.

Глава 1. Предмет и методология курса Маловероятно, что человек будет хорошим экономистом, если он ничем, кроме экономики, не занимается.

Дж. С. Милль

1.1. Исходные понятия: потребность, благо, ресурсы, эффективность, норма, собственность, труд, качество жизни, социально-экономическая система, доход, капитал Логика анализа фундаментальных экономических понятий обусловлена их взаимосвязями, представленными на рис. \.\.\.

Потребность человека - ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо.

Комментарий 1. Мы исходим из того, что понятие потребности является исходным для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следующее утверждение: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей». Этими словами начинается статья Эйнштейна «Наука и религия», опубликованная в 1930 г. [Эйнштейн. С. 28]. Очень близким к понятию потребности является понятие желания, которое Б. Спиноза определил так: «Желание есть самая сущность человека» [Спиноза. Т. 1. С. 380]. На основе этого понятия в «Этике» определены остальные 47 аффектов (удовольствие, любовь, отвращение, преданность, надежда, страх, тоска, честолюбие, чревоугодие, скупость и др.) [Там же.

Существует много определений понятия «потребность». В них основным, как правило, является признак недостатка чего-либо, т. е. понятие потребности определяется обычно через понятие нужды. Мы полагаем, что понятие потребности должно включать также стремление к чему-либо, например к славе, власти, творческой деятельности, духовному совершенству. Таким образом, приведенное определение можно считать более общим по сравнению с существующими.

Глава 1. Предмет и методология курса Рис, 1.

1.1. Система исходных понятий экономических наук Комментарий 2. Аристотель делил потребности на телесные и духовные. После него были предложены десятки классификаций потребностей, некоторые из которых мы рассмотрим в третьей главе. На данном этапе нашего анализа ограничимся делением множества потребностей человека на пять видов: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные.

Материальными (или телесными по Аристотелю) назовем потребности в пише, одежде, жилье, транспорте, безопасности, а также в развлечениях1; социальными - в общении и совместной Потребности в развлечениях мы относим к материальным потому, что при удовлетворении этих потребностей благодаря фильмам, танцам, спорту, ресторанам, детективной и эротической литературе, поп-музыке, тусовкам и т. д. активизируются те же физиологические центры, что и при движении, еде, питье, сексе.

Плебеи античного Рима требовали «хлеба и зрелищ». Большинство наших современников хотят того же. Отличие от римлян в том. что нынче

1.1. Исходные понятия 15 деятельности; интеллектуальными - в знаниях, научном и техническом творчестве; эстетическими - в красоте, гармонии, художественном творчестве; духовными - в нравственном совершенствовании, честности, доверии, помощи другим людям, любви к Богу.

Интеллектуальные, эстетические и духовные потребности соответствуют классической триаде: истина, красота, добро. Надежды на совершенствование человека и мира Спиноза связывал с поисками истины1. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Иисус Христос, Будда, Владимир Соловьев, Альберт Швейцер уповали на силу добра. Тенденции развития цивилизации показывают, что человечество еще не сумело реализовать призывы великих философов и пророков.

Комментарий 3. Степень удовлетворения материальных, интеллектуальных, эстетических и социальных потребностей человек осознает благодаря находящимся в мозгу центрам голода, жажды, холода, гнева, плача, сексуального влечения и т. д. Современной медицине известны координаты расположения центров, соответствующих всем потребностям человека, кроме духовных.

В частности, неизвестно, где находится центр совести. Неизвестно даже, существует ли такой центр. Сегодня, как и двести лет тому назад, справедливы слова И. Канта: «И чем дольше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо над головой и нравственный закон во мне» (цит. по: [Таранов. Ч. 2.

Благо - то, что может удовлетворить потребности человека.

Комментарий. Многообразие благ может классифицироваться по различным признакам. По происхождению (источнику) блага делятся на природные и произведенные (созданные человеком).

«зрелища» можно потреблять непрерывно, с доставкой на дом и почти бесплатно. Впрочем, эта бесплатность - кажущаяся. В ценах на «хлеб» учтены затраты не только на необходимые многим телевизионные детективы и мыльные оперы, но и на ненавистную рекламу, которую нам впихивают в глаза и уши не только дома, но и на улице, в транспорте, на стадионе - везде. По официальным данным, затраты на рекламу составляют около половины розничной пены жвачки [Известия. 2001. 9 авг.]. По-видимому, близки к этому доли затрат на рекламу сигарет, кока-колы, пива и т. п. О масштабах рекламного бизнеса и его негативном влиянии на социальные отношения можно судить по роману «99 франков» французского писателя Ф. Бегбедера [Бегбедер].

«Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» [Спиноза. Т. 1. С. 218].

16 Глава 1. Предмет и методология курса По назначению в соответствии с видами потребностей целесообразно выделить пять видов благ: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические, духовные.

Материальные блага (пища, одежда, жилище, развлечения и т. п.) обеспечивают удовлетворение физиологических потребностей человека. Интеллектуальные блага (знания, умения, навыки) направлены на развитие человека, приспособление его к изменениям окружающей среды, рост уровня жизни. Социальные блага (уважение окружающих, доверие, дружба, любовь, слава, власть и т. п.) создают условия для совместной деятельности людей. Духовные блага (традиции, обычаи, ритуалы, религиозные и философские системы) являются основой психического (душевного) здоровья людей и взаимоотношений между ними. Эстетические блага могут быть как природными (красота ландшафта), так и созданными человеком. Много веков основным производителем эстетических благ было искусство, которое в последние десятилетия становится все более развлекательным, следуя афоризму Пушкина «все жанры хороши, кроме скучного». Однако первый из поэтов России создавал не только эстетические, но и духовные блага («...чувства добрые я лирой пробуждал»). Для современного искусства это не характерно. Оно производит, в основном, развлекательные блага (боевики, эротику, шлягеры, рекламу и др.). Что же касается духовности, то в последние десятилетия все более заметной становится направленность искусства на пробуждение недобрых чувств. Причина, говоря словами поэта Б. Слуцкого, не в «в мировом законе», а «в сухом расчете»: ориентация на недобрые чувства в наши дни приносит больше материальных благ. Объем производства так называемой индустрии досуга (киностудии, ТВ, театры, профессиональный спорт, беллетристика и т. п.) намного превышает затраты на продукты питания, т. е. население развитых стран тратит на «зрелища» больше, чем на «хлеб». При этом в затраты на «хлеб» из-за рекламы входит и часть затрат на «зрелища».

Как видно из приведенных соображений, деление благ на материальные, социальные, интеллектуальные, духовные и эстетические достаточно условно. Можно определенно говорить лишь о преобладании того или иного блага при удовлетворении потребностей человека.

По данным журнала «Книжный бизнес», в конце 90-х гг. XX в. свыше половины стоимости тиражей так называемой художественной литературы составляли боевики, детективы, эротика, порнография, черная мистика.

Вряд ли можно сомневаться в том, что такое чтиво является существенным фактором роста преступности.

1.1. Исходные понятия 17 Ресурсы - то, из чего или благодаря чему производятся блага.

Ресурсы могут быть природными, человеческими и произведенными человеком.

Комментарий 1. Природные ресурсы важны прежде всего как основное условие существования человека. К характеристикам природных ресурсов, в частности, относятся: физико-химические параметры воздуха, воды и земли, толщина озонового слоя, прозрачность атмосферы, уровень радиации, эстетика ландшафта, площадь Земли, приходящаяся на одного жителя, запасы полезных ископаемых.

Комментарий 2. Хотя человек является частью природы (на этом особенно настаивали Б. Спиноза1 и Ж. Ж. Руссо), целесообразно выделить людей как особый вид ресурсов. Только человек способен преобразовать природные ресурсы в блага, а также в такие виды ресурсов, которых нет в природе.

Комментарий 3. Произведенными мы называем природные ресурсы, целесообразно преобразованные человеком.

Комментарий 4. Значимость ресурсов определяется по отношению к конкретным характеристикам природы, человека, изделия, вещества. Примерами могут быть: плодородие земли, творческие способности человека, мощность двигателя и т. д.

Эффективность - соотношение между затратами ресурсов и полученными результатами, которые в конечном счете определяются количеством и качеством произведенных благ.

Комментарий 1. Истоки приведенного определения можно найти у Ксенофонта, Аристотеля и других античных авторов в их работах по рациональному ведению домашнего хозяйства. С современных позиций анализ эффективности как соотношения затрат и результатов наиболее основательно выполнен В. В. Новожиловым. Поэтому приведенное определение предлагается называть эффективностью по Новожилову. Все другие определения эффективности, в том числе эффективность по Парето, являются частными случаями определения эффективности по Новожилову.

Комментарий 2. Термин «соотношение» в определении эффективности трактуется весьма широко и не сводится к операции деления.

Норма - правило или величина, служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.

«Невозможно, чтобы человек не был частью природы и претерпевал только такие изменения, которые могли бы быть понятны из одной только его природы и для которых он составлял бы адекватную причину» («Этика».

Ч. 4, теорема 4) [Спиноза. Т. 1. С. 399].

L8 Глава 1. Предмет и методология курса Комментарий 1. Нормы могут быть двух видов: нормы-правила и нормы-величины. Норма-правило - это утверждение, определяющее требования, которые должны соблюдаться в отношениях между людьми и организациями. Норма-величина - это число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции, или допустимый уровень воздействия на природу и человека.

Комментарий 2. Одной из форм выражения норм-правил являются законы, устанавливаемые государством.

Качество жизни - степень удовлетворения потребностей человека, определяемая по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по субъективной оценке благополучия.

Комментарий. Понятие качества жизни анализируется в разделе 2.2.

Социально-экономическая система - множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсов.

Комментарий 1. Примерами социально-экономических систем являются: автомобильный завод; банк; киностудия; театр; государство; монастырь. Эти примеры показывают, что одну и ту же структуру можно рассматривать как различные системы. В аспекте технологии автомобильный завод - это техническая система;

для эколога - это один из источников загрязнения природы; тот же завод можно рассматривать как социально-экономическую, эстетическую и т. п. системы. Другой пример - монастырь. Ясно, что это прежде всего система, создающая духовные блага. Но с позиции обмена этих благ на материальные ресурсы верующих монастырь можно рассматривать как социально-экономическую систему.

Комментарий 2. Социально-экономические системы могут быть двух видов: рынки и организации.

Рынок - это система добровольного обмена благ, ресурсов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерархии или иных отношений административной координации.

Комментарий. А. Смит писал о согласовании действий людей «невидимой рукой» рынка, который можно назвать управляющей средой.

Организация - система из двух и более человек, деятельность которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы, частью которой является данная система.

Комментарий 1. Примеры организаций: государство, предприятия, домашние хозяйства, профсоюзы, политические партии.

1.1. Исходные понятия 19 Комментарий 2. В отличие от рынка организация управляется «видимой рукой». Как правило, это отношения иерархии, типичные для государства и большинства предприятий. Но возможно и неиерархическое управление. Например, некоторые домашние хозяйства существуют, говоря словами Б. Окуджавы, «под управлением любви».

Собственность - блага и ресурсы, принадлежащие человеку или социально-экономической системе на основе установленной законами системы прав владения, пользования, наследования и др.

Понятие труд имеет два существенно различных значения:

труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических ресурсов.

Труд как процесс - вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

Комментарий. Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного.

Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству; сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

Очевидно, что утверждение И. Бентама и аналогичные ему нельзя отнести к труду поэта, композитора, ученого, изобретателя, священнослужителя, т. е. к труду тех людей, для которых сам процесс производства интеллектуальных, эстетических и духовных благ является средством удовлетворения потребностей в творчестве и духовном совершенствовании.

В современных условиях, когда труд ученых, изобретателей, деятелей искусства производит основную часть богатства цивилизованных стран, сохранение бентамовского подхода к определению трудового процесса становится абсолютно неприемлемым.

Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эти возможности целесообразно определять как трудовой потенциал. Указанные аспекты понятия «труд» анализируются в разделе 1.2.



Доход - мера возможности приобретения благ в результате использования одного или нескольких ресурсов.

Капитал - ресурс в форме запаса, который является источником дохода человека или организации.

20 Глава 1. Предмет и методология курса Комментарии 1. «Адам Смит говорил, что капитал человека - это та часть его имущества (Stock), из которой он рассчитывает извлечь доход. Почти каждое известное истории применение термина «капитан» более или менее близко соответствовало параллельному применению термина «доход» [Маршалл. Т. 1. С. 139].

Комментарий 2. Капиталом может быть земля (природный капитал), знания и умения (человеческий капитал), станки (технологический капитшт), взаимоотношения людей (социальный капитал).

Как видно из рис. 1.1.1, в системе фундаментальных понятий экономической теории центральными являются понятия качества жизни и эффективности.

1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

1.2.1. Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по:

[Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].

1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 21 Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости»

[Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслеВ древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так:

«Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый»

[БВЛ. Махабхарата. С. 39].

См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.

22 Глава 1. Предмет и методология курса вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д.

Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев.

С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.

1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 23 что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает осноГлава 1. Предмет и методология курса вания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами:

психофизиологическим;

технологически м;

социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.

Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

1.2.2. Труд в системе экономических ресурсов

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора:

землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с

1.2. Труд как процесс и как экономический ресурс 25 помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл.

Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал»

характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.

Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага1. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».

Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль.

Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.

«Словосочетание «земля», «труд», «капитал» было бы более сбалансированным, если бы выражение «труд» подразумевало «работники» [Маршалл.

Т. 1. С. 208].

26 Глава 1. Предмет и методология курса Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.

1. Природа (природные ресурсы).

2. Трудовой потенциал.

3. Ресурсы, произведенные человеком.

Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.

С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации.

В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение раДеятельность по управлению человеческими ресурсами 27 ботать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.

Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource). Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом (Personalmanagement). Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин «Personalrnanagement» заменил «Personalverwaltung» («руководство персоналом») и «Personalwirtschaft» («экономика персонала»), а в англоязычной литературе термин «Human Resource Management» заменил термин «Personnel Management» .

Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка.

Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».

Таким образом, как видно из разделов 1.2.1 и 1.2.2, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.

1.3. Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами социально-экономических систем Люди являются наиболее ценным из ресурсов страны и предприятия. Поэтому основой управления любой экономической системой должно быть управление человеческими ресурсами. Его содержание определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами.

В масштабах экономики страны управление человеческими ресурсами направлено преимущественно на регулирование занятости, условий и оплаты труда, обеспечение деловых взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, повышение квалификации трудоспособного населения, разработку законодательства в сфере труда, занятости и социальных отношений.

На предприятии важнейшими задачами управления человеческими ресурсами являются:

28 Глава 1. Предмет и методология курса

1) определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы;

2) анализ рынка труда и управление занятостью;

3) отбор и адаптация персонала;

4) планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста;

5) обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы;

6) организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп;

7) разработка систем мотивации эффективной деятельности;

8) обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда;

9) организация изобретательской и рационализаторской деятельности;

10) участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей;

11) решение этических проблем труда;

12) управление конфликтами;

13) профилактика девиантного поведения.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.

В промышленности России более половины сотрудников служб управления персоналом до последнего времени заняты нормированием и оплатой труда. В системах управления человеческими ресурсами форм США основное внимание уделяется отбору, адаптации и оценке персонала. При этом на отбор одного менеджера высшего уровня затрачивается 32 тыс. долл., на менеджера среднего уровня - 8 тыс. долл.. бухгалтера - 10 тыс.

долл., инженера - 8 тыс. долл., секретаря - 2 тыс. долл. Численность служб управления персоналом зависит от отрасли хозяйства и размеров предприятий. В обрабатывающей промышленности США на одного специалиста по управлению персоналом приходится:

100 занятых на предприятиях с численностью до 1000 чел.;

130 занятых на предприятиях с численностью 1000-4999 чел.;

1.3. Деятельность по управлению человеческими ресурсами 29 350 занятых на предприятиях с численностью свыше 5000 чел.

[Иванцевич. С. 15, 18, 123].

Схема взаимосвязей основных функций управления персоналом представлена на рис. 1.3.1.

Как видно из рис. 1.3.1, численность персонала, его квалификация, затраты на оплату труда определяются прежде всего проектом трудового процесса, который, в свою очередь, должен соответствовать технологии производства и требованиям общества к условиям труда.

При заданной технологии необходимая предприятию численность персонала определяется программой выпуска продукции, нормами затрат рабочего времени и установленной продолжительностью работы. Методика соответствующих расчетов изложена в разделе 10.2.

Численность персонала, установленная на основе трудоемкости работ, корректируется исходя из ситуации на рынке труда, т. е. в соответствии с соотношением спроса и предложения по различным группам персонала.

Рис. 1.3.1. Взаимосвязь основных функций управления человеческими ресурсами предприятия 30 Глава 1. Предмет и методология курса Рынок труда влияет также на величину заработной платы: чем больше спрос на работу определенного вида, тем при прочих равных условиях выше ставки оплаты труда. Объективной основой для определения заработной платы являются два главных фактора: сложность труда и его условия. Чем сложнее выполняемая работа, тем больше времени необходимо для соответствующего обучения.

Поэтому, как правило, заработная плата растет по мере роста квалификации сотрудников. Уровень заработка существенно зависит и от условий труда: чем они тяжелее, тем больше расход рабочей силы и соответствующие затраты на ее восстановление.

Ставки оплаты труда зависят также от ситуации на рынке труда и от характера взаимоотношений социальных групп, прежде всего работодателей и работополучателей. Практически величина заработной платы при социальной рыночной экономике формируется в результате тарифных соглашений между представителями работодателей, работополучателей, а иногда и государства.

Для обеспечения эффективной работы персонала необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки этических норм, систем мотивации, оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации.

Из приведенной общей характеристики задач управления человеческими ресурсами следует, что их решение должно осуществляться на основе учета комплекса экономических, психофизиологических, социальных, технических и правовых факторов.

При относительной обособленности каждой из задач (расчет численности, установление ставок оплаты, аттестация персонала, анализ рынка труда и т. д.) все они тесно взаимосвязаны. Учет этой взаимосвязи является одним из условий эффективной деятельности персонала предприятия.

1.4. Структура наук о труде и персонале.

Их взаимосвязи с другими науками Определение предмета любой науки всегда будет неполным, ибо точно определить можно лишь нечто сформировавшееся, законченное, т. е. то, что наукой быть не может. Поэтому в качестве образца для определения предмета науки целесообразно исСтруктура наук о труде и персонале 31 пользовать следующую формулу: «Математика - это то, что делают математики». Аналогичное утверждение верно для любой области знания. Исходя из этого мы будем обсуждать не столько сущность отдельных наук о труде и персонале, сколько проблемы, которыми заняты соответствующие специалисты. Однако надо учитывать, что теория управления человеческими ресурсами основана как на производственном опыте, так и на логике развития науки.

Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно - со второй половины XIX в. Цель таких исследований, начатых американским инженером Ф. У. Тейлором, состояла первоначально в поиске методов рационального выполнения производственных операций. Возникло научное направление, которое получило название «научная организация труда». В последующем такое название не раз подвергалось критике. Многие считали более правильным говорить о «рациональной организации труда», «теории организации труда» или просто «организации труда».

В рамках науки об организации труда сформировался ряд относительно обособленных разделов: «нормирование труда», «заработная плата», «профессиональный отбор» и др.

С начала XX в. стали публиковаться статьи и книги по управлению производственными коллективами, обучению персонала, методам повышения производительности, улучшению условий труда, взаимоотношениям сотрудников предприятий.

Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии, организации производства. В 60-е гг. XX в. на развитие наук о персонале существенное влияние оказали исследования в области кибернетики, теории систем, вычислительной техники.

С 1970-х гг. можно отметить усиление этического аспекта в управлении персоналом. Все большее распространение получают рекомендации по установлению в производственных коллективах отношений сотрудничества, терпимости, доброжелательности.

Если на начальных этапах развития наук о труде преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам увеличения производительности физического труда, то во второй половине нашего столетия преобладает гуманитарный подход, усиливается внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей.

Торговля Канады Ограничительные меры в странах G20 Импорт древесных гранул в Дании Германия сократит экспорт в Россию на четверть Изменены критерии отбора проектов импортозамещения Китайский вектор внешней торговли Бразилии Источники Экономика Китая станет сильнейшей к 2050 г. Китай станет лидером по уровню номинального ВВП к 2050 году,...»

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА МИНСКА В 2012 ГОДУ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ Локомотивом экономического роста в городе Минске выступает промышленный комплекс. Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) столицы в 2012 году сложился в сумме 127,1 трлн. рублей с темпом роста к 2011 году 95,7% при прогнозе на год 104,5-105,0%. Удельный вес ВРП г.Минска в ВВП Республики Беларусь среди регионов наибольший 24,1%. Основная часть ВРП г.Минска сформирована за счет валовой добавленной стоимости,...»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Е. В. Доржиева ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ НА МЕЗОУРОВНЕ ЭКОНОМИКИ Монография Санкт-Петербург УДК 332.012 ББК 65.9(2Рос)32 Д 68 Рецензенты: заведующий кафедрой «Экономика, организация, управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, д-р экон. наук, профессор Дугина Евдокия Лазаревна заведующий...»

«ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ главы администрации города Перми за 2013 год Настоящий отчет подготовлен в соответствии с п.2 ч.6.1. ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.14 п.9 ст.58.1. Устава города Перми, решением Пермской городской Думы от 20 ноября 2012 года №255 «Об утверждении целевых показателей деятельности администрации города Перми». Страница 1 из 74 2013 год сформировал перед местным самоуправлением Перми...»

«5 Адатпа Дипломды жобанын таырыбы: «Брылау алдытарыны социалидация дісімен айта жасап шыаруыны экологиялы баасы». Дипломды жобада рылау алдытарыны социалидация дісі мен пайдаланылатын жабдытарды сипаттамалары арастырылды. Сондай-а, оршаан ортаа брылау шламын кдеге жарату шін экологиялы баалау жабдытар ткізді. Экономикалы блімде леуметтік-экономикалы серді баалауды жргізілді жне оршаан ортаны шыарылатын эмиссиялара жмсалатын тлемдер есептелді. міртіршілік ауіпсіздігі блімінде бетон зауытыны шін...»

«2015 г. «31» августа 2015 г.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Производственная практика является составной частью учебного процесса студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» Основной целью прохождения производственной практики является приобретение практического опыта научной и производственной работы но своей специальности. Задача производственной практики заключается в углублении и закреплении теоретических и практических знаний, полученных студентами в вузе по дисциплинам...»

«www.rg.ru РЕГИОН БЛАГОВЕЩЕНСКУ 155 ЛЕТ Город на границе Инвестиции в экономику Дальнего Востока придут через ворота России в Юго-Восточной Азии ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Благовещенск А2 Между Зеей и Амуром Благовещенск притягивает туристов из разных стран СПРАВКА Экономико-географическое положение Благовещенск расположен на юго-западе Зейско-Буреинской равнины, на берегу Амура при впадении реки Зея. Его площадь - 321 квадратный километр. Климат находится под влиянием муссонов. Областной центр Приамурья...»

«РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТОКОЛ заседания правления региональной службы по тарифам Кировской области № 37 31.10.2014 г. Киров Беляева Н.В.Председательствующий: Троян Г.В. Члены правлеВычегжанин А.В. ния: Юдинцева Н.Г. Петухова Г.И. Кривошеина Т.Н. Мальков Н.В. повышение квалификации Отсутствовали: по вопросам электроэнерВладимиров Д.Ю. гетики по вопросам электроэнерНиконова М.Л. гетики Трегубова Т.А. Секретарь: Новикова Ж.А., Ивонина З.Л., УполномоченКалина Н.В.,...»

«АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТОКОЛ заседания Правления комитета по тарифам и ценам Курской области 28 марта 2014 года г. Курск № 21 Председательствующий Карнаушко А.В. Члены Правления Ступишина Т.В. Чурилина В.Н. Золотухина Г.Н. Махно Г.Г. Сергеева Е.Н. Приглашённые на заседание: Гальченко С.И. генеральный директор ЗАО «ТЭСК» Мурзина И.Н. заместитель генерального директора по экономике ЗАО «ТЭСК» (доверенность от 28.03.2014 г.) Дериглазов И.А....»

«Август-Сентябрь 2014 Алан Флауш вошел в состав группы советников Алан Флауш вошел в состав группы советников ООН по устойчивому транспорту ООН по устойчивому транспорту Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун объявил имена 12 членов консультативной группы высшего уровня по Визит Алана Флауша в Москву устойчивому развитию транспорта, в которую вошел генеральный секретарь МСОТ Алан Флауш. Группа была создана, чтобы содействовать устойчивому развитию О новом руководителе...»

«Том 7, №4 (июль август 2015) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» [email protected] http://naukovedenie.ru Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/106EVN415.pdf DOI: 10.15862/106EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/106EVN415) УДК 33 Скрипникова Галина Васильевна ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Беловский институт (филиал) Россия, г. Белово1 Доцент...»

«Устойчивое развитие предприятия, региона, общества: инновационные подходы к обеспечению Монография Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора О. В. Прокопенко Рекомендовано ученым советом Высшей школы экономико-гуманитарной (г. Бельско-Бяла, Польша), ученым советом Сумского государственного университета (Украина) Польша УДК 502.131.1:339.922 У 81 Рецензенты: Вишневский Валентин Павлович, д-р экон. наук, профессор, академик НАН Украины, заместитель директора по научной работе...»

«ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТЕХНОТРОНИКС Методика расчета эффективности инвестиционных вложений в приобретение и установку изделий из линейки АПК «Технотроникс» Пермь, 2010 Содержание Введение А Разработка и технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта внедрения АПК «Технотроникс». Алгоритм 1 Общие сведения об инвестиционном проекте 2 Анализ доходов предприятия от внедрения проекта и/или убытков, предотвращаемых внедрением проекта за определенный период времени 3...»

« имени Кеннана Центра Вудро Вильсона (США) Корпорация Карнеги в Нью-Йорке (США) Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США) Данное издание осуществлено в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», реализуемой совместно Министерством образования и науки РФ, «ИНО-Центром (Информация. Наука. Образование)» и Институтом...»