Рейтинг глобальной конкурентоспособности. Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности. Россия в экономических рейтингах

Рейтинг глобальной конкурентоспособности. Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности. Россия в экономических рейтингах

Россия продолжает подниматься в рейтинге конкурентоспособных экономик мира, который ежегодно составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ). В «Индексе глобальной конкурентоспособности 2017-2018» Россия заняла 38 место среди 137 стран, что на пять строчек выше, чем в прошлом году, следует из материалов, размещенных в среду, 27 сентября, на сайте ВЭФ.

Российские показатели в Global Competitiveness Index (GCI) начали улучшаться с 2012 года, когда Россия была на 67 месте. В 2013 году Россия на 64 месте, но осталась в списке ниже всех остальных стран БРИКС. В 2014 году заняла в рейтинге 53 место. В 2015 году - 45-е. В рейтинге 2017 году Россия поднялась с 43 на 38 строчку.

«Главной причиной роста в этом году было значительное улучшение макроэкономической ситуации (рост позиций с 91-го до 53-го места), в первую очередь, сокращение инфляции и рост сбережений», - отметил координатор программы по конкурентоспособности в России ВЭФ, партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных. В материалах ВЭФ подчеркивается, что значительным сдвигам в макроэкономической среде способствовал «решительный выход из рецессии 2015-16 годов».

В рейтингах 137 стран по 12 слагаемым конкурентоспособности Россия оказалась в верхней половине также по таким показателям, как «Размер рынка» (6-е место), «Инфраструктура» (35-е место), «Эффективность рынка труда» (60-е место), «Здоровье и начальное образование» (54-е место), «Высшее образование и профессиональная подготовка» (32-е место), «Технологический уровень» (57-е место), «Инновационный потенциал» (49-е место).

Тем не менее, отмечается в материалах ВЭФ, экономика России по-прежнему сильно зависит от экспорта полезных ископаемых и ее перспективы остаются неопределенными. Основными слабостями России в конкурентной борьбе названо состояние финансового рынка (по этому показателю страна оказалась на 107 месте), защита прав собственности (106-е) и независимость судебных органов (90-е).

В ВЭФ отметили, что принятые в России новые законы, в том числе об увеличении минимальной заработной платы (2015 год) и защите временной занятости (2016 год), на 18 позиций (с 57 на 75 место) понизили конкурентоспособность России по такому показателю, как гибкость рынка труда. Тем не менее, считают авторы «Отчета по глобальной конкурентоспособности 2017-2018», эти законы могут в результате иметь общий положительный эффект за счет восстановления внутренней покупательной способности, которая ранее снизилась из-за инфляции и ослабления рубля.

Главными проблемами для ведения бизнеса в России признаны коррупция, ставки налогов и доступ к финансированию. Годом ранее главной проблемой для российского бизнеса называлась инфляция. В среду, 27 сентября, доклад ВЭФ обсудят на семинаре в Минэкономразвития при участии министра Максима Орешкина.

Мировая гонка

Лидером мирового рейтинга конкурентоспособности девятый год подряд продолжает оставаться Швейцария. На второй строчке оказались США, опередившие Сингапур. В первую десятку стран с самыми конкурентоспособными экономиками мира вошли также Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция, Великобритания, Япония и Финляндия. Самая конкурентоспособная экономика среди стран БРИКС - в Китае, который оказался на 27 строчке в рейтинге ВЭФ. Ниже России оказались Индия (40 место), ЮАР (61 место) и Бразилия (80 место).

В отчете ВЭФ отмечается, что наибольшее беспокойство с точки зрения развития конкурентоспособности вызывает надежность финансовых систем, которые до сих пор не восстановились после кризиса 2007 года, грядущее сокращение большого числа рабочих мест в результате «подрывного» эффекта процессов автоматизации и роботизации и дисбаланс между уровнем инвестиций в технологии и степенью усилий, направленных на стимулирование их внедрения во всех
сферах экономики.

По мнению исполнительного председателя ВЭФ Клауса Шваба, глобальная конкурентоспособность будет все больше определяться инновационным потенциалом страны и ее таланты будут становится более важным, чем капитал. «Страны, готовые к четвертой промышленной революции и одновременно укрепляющие свои политические, экономические и социальные системы, станут победителями в конкурентной гонке будущего», - отметил Шваб.

ВЭФ рассчитывает рейтинг конкурентоспособности стран с 2005 года, анализируя 12 показателей, в том числе институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка, инновации.

Россия в экономических рейтингах

В рейтинге глобальной конкурентоспособности, ежегодно составляемом швейцарской бизнес-школой IMD (World Competitiveness Ranking), Россия заняла в 2017 году 46 место, опустивших за год на две строчки. Ниже за последние годы Россия находилась в этом рейтинге только в 2011 году (49 место).

В рейтинге стран мира по уровню экономической свободы, которыйежегодно готовится газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation, Россия заняла в 2017 году 114 место. За год страна поднялась в рейтинге на 39 позиций, но продолжала оставаться в списке 65 стран с преимущественно несвободной экономикой.

В опубликованном в октябре 2016 года рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) Doing Business-2017, отражающем условия ведения бизнеса в стране, Россия заняла 40-е место из 190 стран. Все остальные страны, входящие в БРИКС, оказались в рейтинге гораздо ниже России. ЮАР заняла 74 место, Китай оказался на 78-й, Бразилия - на 123-й и Индия - на 130 строчке.

За год до этого Россия находилась в рейтинге на . В 2013 году Россия была на 92 месте в рейтинге Doing Business, в 2014-м - 62 место. В указе «О долгосрочной государственной экономической политике», подписанном президентом Владимиром Путиным в мае 2012 года, перед правительством была поставлена задача улучшить позицию России в рейтинге Doing Business с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году. Этот показатель должен был стать одним из основных индикаторов успешности проводимых реформ.

В ноябре 2016 года президент Путин 40 место России в рейтинге Doing Business 2017. «В целом это уже очень достойное такое место», - заявил Путин на заседании президиума госсовета по мерам по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации. Путин напомнил, что в стране за последнее время были реализованы дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы и запущен национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах.

Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 (The Global Competitiveness Index 2015–2016), который опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Позиция России в рейтинге улучшилась с 53 до 45 места.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 140 государствах. В отчёт также включён подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского Университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёт также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.



Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже седьмой год подряд. Второе место, как и в прошлом году, занимает Сингапур, а третье - Соединённые Штаты, которые по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг. Четвёртое место занимает Германия, пятое - Нидерланды. Далее в десятке лидеров рейтинга: Япония (6 место), Гонконг (7), Финляндия (8), Швеция (9) и Великобритания (10). Таким образом, ведущая десятка лидеров не изменилась с прошлого года (см. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014).

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран сохраняется на фоне усилий Европейского Союза по решению экономических проблем еврозоны. В то время как страны Северной и Западной Европы имеют сильные конкурентные позиции, государства Южной Европы, такие как Испания (33 место), Италия (43), Португалия (38) и особенно Греция (81), которые серьёзно пострадали от экономического кризиса и макроэкономической неустойчивости, продолжают значительно отставать, хотя за минувший год добились определённых успехов в повышении конкурентоспособности.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, который продолжает страдать от геополитической нестабильности, лидируют Катар (14 место), Объединённые Арабские Эмираты (17), Катар (16) и Саудовская Аравия (25). Израиль занимает 27 место. Сильные позиции этих стран резко контрастируют со странами Северной Африки, где самой высокую позицию в рейтинге занимает Марокко (72 место).

Среди стран Африки южнее Сахары лидером стали Маврикий (46 место), Южная Африка (49) и Руанда (58). В верхней половине рейтинга фигурируют только указанные страны региона, тогда как большинству остальных государств региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности. Значительная часть африканских стран с низким уровнем доходов занимает нижние строчки рейтинга.



Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (35 место). Несмотря на стабильный экономический рост в предыдущие годы, ряд государств региона продолжает страдать от низких темпов производительности, которые обусловили общую стагнацию конкурентоспособности. Относительно стабильными экономиками региона остаются Панама (50 место), Коста-Рика (52) и Мексика (57).

Крупные развивающиеся экономики стран БРИК демонстрируют различные показатели. Китай (28 место) по-прежнему продолжает лидировать в группе. Бразилия (75 место) в этом году переместилась в рейтинге вниз, а Индия (55) и Россия существенно укрепили свои позиции.

Россия в этом году поднялась в рейтинге с 53 до 45 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Латвия и Маврикий. В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счёт макроэкономических факторов, в частности благодаря значительному пересмотру МВФ оценок паритета покупательной способности валют. Несмотря на то что российская экономика сейчас находится в рецессии, её основные макроэкономические показатели пока выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространённость высшего образования, развитие инфраструктуры, улучшение показателей бизнес-регулирования и внутренней конкуренции. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. В этом году к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущего цен на минеральные ресурсы. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперёд Эстонию (30 место), Литву (36), Латвию (44), Азербайджан (40) и Казахстан (42). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (66 место), Украина (79), Таджикистан (80), Армения (82), Молдова (82) и Кыргызста.

Заключение

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Проблема конкурентоспособности российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Нельзя отрицать и положительные моменты, которые привнесла конкуренция в нашу экономику. Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое несмотря на все трудности стремительно набирает обороты.

Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

Список использованной литературы

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации

2.Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Всемирный экономический форум #"justify">Приложение

Год назад РФ продвинулась на 11 позиций, поднявшись с 64-й строчки, два года назад подъем составлял 3 позиции - с 67-го места.

Низкие места Россия занимает в таких сферах, как институциональное развитие (100-е место из 140 стран), развитие финансовых рынков (95-е место).

Как говорится в сообщении ВЭФ, важным фактором улучшения итоговой позиции России в рейтинге стал пересмотр МВФ показателей паритета покупательной способности - в результате денежная оценка ВВП РФ выросла с $2,55 до $3,56 трлн (6-е место в мире).

Кроме того, подняться в GCI России помогло ухудшение ситуации в других странах, например в Турции. В некоторых сферах прогресса добилась сама Россия, например благодаря усилиям властей улучшились условия функционирования рынка товаров, говорится в сообщении.

Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности.

Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете.

Индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ включает 12 показателей конкурентоспособности и составляется ежегодно с 1979 г. на основе открытой информации, а также с учетом мнений нескольких тысяч экспертов из более чем 100 стран мира.

Отмечается, что чем выше уровень конкуренции в стране, тем выше уровень клиентоориентированности во всех отраслях экономики. Эксперты при составлении индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития.

Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития.

Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчета индекса, для того чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

1. Швейцария

Первое место в GCI семь лет подряд занимает Швейцария.

Швейцария демонстрирует очень высокие показатели практически по всем параметрам.

По показателю «инновационный потенциал» Швейцария занимает второе место, уступая только Финляндии. По параметру «инфраструктура» - лишь пятое место.

А также четвертое место по параметру «Высшее образование и профессиональная подготовка».

Самые низкие показатели у Швейцарии по таким параметрам, как «размер внутреннего рынка» (39 место), «макроэкономическая стабильность» (12 место).

2. Сингапур

Самые высокие показатели продемонстрировал Сингапур по таким параметрам, как «инфраструктура» (2 место), «высшее образование и профессиональная подготовка» (2 место), «эффективность рынка товаров и услуг» (1 место), «эффективность рынка труда» (2 место), «развитость финансового рынка» (2 место).

Самые низкие показатели Сингапура – таких категориях, как «конкурентоспособность компаний» (19 место), «размер внутреннего рынка» (31 место), «макроэкономическая стабильность» (15 место).

3. США

Самые высокие показатели США продемонстрировали по таким параметрам, как "эффективность рынка труда" (4-е место), "размер внутреннего рынка" (1-е место), "конкурентоспособность компаний" (4-е место).

Самые низкие показатели – по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (113-е место), "здравоохранение и начальное образование" (49-е место), "качество институтов" (30-е место).

4. Германия


В рейтинге этого года Германия поднялась с пятой на четвертую строчку по сравнению с показателями прошлого года. Германия, население которой превышает 80 млн человек, улучшила свои показатели по сравнению с прошлым годом.

В этом году страна продемонстрировала лучшие показатели по таким параметрам, как "инфраструктура" (7-е место), "размер внутреннего рынка" (5-е место), "конкурентоспособность компаний" (3-е место), "инновационный потенциал" (6-е место).

Худшие показатели Германия продемонстрировала по таким показателям, как "эффективность рынка труда" (35-е место), "развитость финансового рынка" (25-е место), "макроэкономическая стабильность" (24-е место).

5. Нидерланды

Нидерланды поднялись с восьмой позиции на пятую. Страна улучшила свои показатели по многим параметрам.

Самые высокие показатели у Нидерландов по таким параметрам, как "инфраструктура" (4-е место), "здравоохранение и начальное образование" (5-е место), "высшее образование и профессиональная подготовка" (3-е место), "конкурентоспособность компаний" (5-е место).

Худшие показатели Нидерланды продемонстрировали в таких показателях, как "развитость финансового рынка" (37-е место), "макроэкономическая стабильность" (39-е место).

6. Япония

Япония, население которой превышает 127 млн человек, занимает 6-е место в рейтинге конкурентоспособности в этом году. По сравнению с прошлым годом ее место в рейтинге осталось без изменений.

Лучшие показатели продемонстрировала Япония по таким параметрам, как "инфраструктура" (6-е место), "размер внутреннего рынка" (4-е место), "конкурентоспособность компаний" (1-е место) и "инновационный потенциал" (4-е место).

Худшие показатели Японии – по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (127-е место), "эффективность рынка труда" (22-е место), "высшее образование и профессиональная подготовка" (21-е место).

7. Гонконг

Лучшие показатели у Гонконга по таким параметрам, как "инфраструктура" (1-е место), "эффективность рынка товаров и услуг" (2-е место), "эффективность рынка труда" (3-е место), "развитость финансового рынка" (1-е место).

Худшие показатели у Гонконга – по таким параметрам, как "здравоохранение и начальное образование" (32-е место), "размер внутреннего рынка" (27-е место), "инновационный потенциал" (26-е место).

8. Финляндия

Финляндия опустилась с четвертой позиции на восьмую. Это худший результат этой страны за всю историю GCI.

Лучшие показатели у Финляндии – по таким параметрам, как "здравоохранение и начальное образование", "качество институтов", "высшее образование и профессиональная подготовка", "инновационный потенциал".

Худшие показатели продемонстрировала Финляндия в таких параметрах, как "макроэкономическая стабильность" (43-е место), "размер внутреннего рынка" (55-е место), "эффективность рынка труда" (23-е место).

9. Швеция

Лучшие показатели у Швеции в таких параметрах, как "уровень технологического развития" (3-е место), "инновационный потенциал" (7-е место).

Худшие показатели – в таких параметрах, как "размер внутреннего рынка" (36-е место), "здравоохранение и начальное образование" (23-е место).

10. Великобритания

Замыкает десятку лидеров Великобритания. По сравнению с рейтингом прошлого года Великобритания опустилась на одну строчку в рейтинге конкурентоспособности.

Лучшие показатели у Великобритании по таким параметрам, как "уровень технологического развития", "эффективность рынка труда", "размер внутреннего рынка" и "конкурентоспособность компаний".

Худшие показатели Великобритания продемонстрировала по таким параметрам, как "макроэкономическая стабильность" (107-е место), "здравоохранение и начальное образование" (21-е место).

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).