Субъекты производящие учет. Шпаргалка: Сущность и значение бухгалтерского учета в Российской Федерации. Учет собственного капитала организации

Субъекты производящие учет. Шпаргалка: Сущность и значение бухгалтерского учета в Российской Федерации. Учет собственного капитала организации

Сферой применения бухгалтерского учета является отдельный хозяйствующий субъект - организация.

В распоряжении каждой организации имеются различные виды имущества для совершения хозяйственных операций, составляющих сущность хозяйственной деятельности организации. Именно хозяйственная деятельность организации является предметом бухгалтерского учета.

Имущество организации, источники его формирования, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности, рассматриваются в качестве объектов бухгалтерского учета.

Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются (рис. 2.1):

Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации, к которым относится имущество организации (активы) и источники образования имущества (собственный капитал и обязательства);

Объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации, к которым относятся хозяйственные процессы и финансовые результаты.

Рис. 2.1. Объекты бухгалтерского учета

Имущество организации - это совокупность материальных ресурсов и денежных средства организации, которые находятся в её распоряжении и используются для осуществления хозяйственной деятельности. Имущество организации группируется по составу и функциональной роли, а также по источникам образования.

В зависимости от состава и функциональной роли имущество организации разделяют на две группы:

Внеоборотные активы (период использования более 12 месяцев);

Оборотные активы (период использования - менее 12 месяцев).

Активы организации постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственной деятельности.

Имущество организации формируется за счет привлечения средств из различных источников, в связи с чем, у хозяйствующего субъекта возникают обязательства перед различными юридическими и физическими лицами. В зависимости от механизма образования и использования обязательств различают собственный и заёмный капитал. Следовательно, по источникам образования имущество разделяют на две группы:

Собственный капитал (уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование);

Заёмный капитал (обязательства перед кредиторами).

Хозяйственные операции формируют хозяйственные процессы. Можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализацию (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Схема основных хозяйственных процессов

Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения. Организации постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения.

В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, поступают сначала на склады организаций, а затем уже используются в производстве.

Процесс производства является основой деятельности организации. При его осуществлении используют:

Трудовые ресурсы;

Материальные ресурсы - сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;

Средства труда - оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.

Результатом процесса производства является готовая продукция, поступающая на склад и подлежащая продаже покупателям.

Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств организации. Его задачей является продажа продукции покупателям и получение выручки от реализации, которая должна не только возместить затраты на производство и реализацию продукции, но и обеспечить получение прибыли. За счет полученной выручки организация приобретает новые партии материалов, выплачивает заработную плату своим работникам, вновь производит продукцию и продает ее покупателям. Таким образом, повторяется цикл производственной деятельности организации.

Метод бухгалтерского учета - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние имущества и источников его образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета:

1. Документация и инвентаризация (как способ бухгалтерского наблюдения).

2. Оценка и калькуляция (как способ бухгалтерского измерения).

3. Счета и двойная запись (как способ бухгалтерской группировки).

4. Бухгалтерский баланс и отчетность (как способ бухгалтерского обобщения).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Находит свое выражение прежде всего в некоей материальной структуре, в рамках которой осуществляется. Это могут быть вещи, так или иначе используемые в процессе деятельности люди, принимающие в этой деятельности участие какие-либо другие материальные предметы. Между перечисленными элементами возникают отношения. Вместе все перечисленное составляет хозяйственный комплекс субъекта учета.  

Односторонний характер, к примеру, имеет факт перемещения товара с одного склада предприятия на другой (т.н. внутреннее перемещение) многосторонний - факт поступления на склад товара, полученного от другого субъекта учета (т.к. данный факт имеет отношение одновременно к нескольким субъектам учета).  

Предыдущая классификация, таким образом, определяет участие в ФХД различных субъектов учета, а текущая - участие различных должностных лиц одного субъекта учета.  

Волю субъекта учета следует, разумеется, трактовать как волю должностных лиц, определяющих его хозяйственную политику.  

Понимая абсурдность распространения своих требований на все субъекты учета без исключения, законодатель не устанавливает за отсутствие у предприятия изолированного кассового помещения никаких конкретных штрафных санкций , а отсылает к общему законодательству, тем самым негласно разрешая данный пункт письма не исполнять.  

Ответственность за неисполнение большинства нормативных актов , разумеется, установлена, и только требования, фиксирующие ответственность, интересны как субъектам учета, так и законодателям. Вообще, ответственность за несоблюдение правил учета возможна различная дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Каждый из перечисленных видов ответственности регулируется различными нормативными актами , среди которых  

Что получается сейчас Предположим, что нам необходимо подсчитать величину А, которая определяется как сумма величин Б и В, каждая из которых представляет собой суммы Г и Д и, соответственно, Ей Ж и т.д. Порядок вычислений известен. Законодательство, вместо того, чтобы указать на единственную букву А как величину высшего уровня, предписывает порядок расчета всего алфавита, насколько хватает сил. Таковы все отчетные формы . Законодателя интересует лишь одна величина - допустим, сумма налога к уплате, - но он заставляет субъектов учета указывать множество составивших налог величин, как будто можно легко фальсифицировать одну цифру, но нельзя так же легко - целый ряд.  

Регламентация операционных данных (способов их обработки) приводит к серьезным потерям. Так, действующая методология, будучи недостаточно эластичной, не позволяет субъекту учета перестраиваться в зависимости от обстоятельств дела. Она, однажды определив учетный прием , заранее не предполагает, что со временем может появиться другой, более совершенный прием, позволяющий решить ту же проблему быстрее и надежнее. Тем самым методология ориентируется не на конечный результат , а на исполнение неких правил, не задаваясь вопросом, хороши они или плохи для каждого конкретного случая.  

Однако стоит себя спросить, насколько цели бухгалтерского учета способны отличаться от целей налогового Бухгалтерский учет призван фиксировать ФХД и тем самым предоставлять лицам, принимающим управленческие решения , пищу для ума. Налоговый учет призван учитывать базу налогообложения и суммы уплаченных субъектом учета налогов. Разница между первым и вторым весьма призрачна  

В этом ощущается привкус безумия. Законодатель говорит записывайте одно, но принимайте во внимание другое. С той же долей логики можно было бы посоветовать записывайте дважды два как пять, но не забудьте, что на самом деле это четыре. Если бы субъекты учета вели бухгалтерский учет как им заблагорассудится, т.е. бухгалтерский учет имел бы рекомендательный, а не обязательный характер, это было бы понятно. Тогда требования звучали бы следующим образом если даже вы запишете, что дважды два пять (в бухгалтерском учете), все равно это будет четыре (для налогообложения). На практике же мнение законодателя, спотыкаясь на скользких ступенях учетной методологии, сводится зачастую к компетентному указанию записывайте дважды два как пять, но не забудьте, что на самом деле это шесть.  

Бухгалтерам приходится подчиняться, поскольку альтернативы нет и не предвидится. Считают они одно, а подразумевают подчас совершенно другое. Это конвенция, хотя со стороны бухгалтеров и вынужденная. В бухгалтерском учете почти все конвенции вынужденные. Нет спору, любая регламентация принуждает - для того она и осуществляется но регламентация регламентации рознь. Принуждение бывает оправданным или не слишком нам кажется, что в данном случае - не слишком. Соблюсти государственный интерес можно было бы более безболезненно для субъектов учета, если бы законодатель отдавал себе отчет в том, что именно он намеревается регламентировать исходные данные или отчетные. В первом случае законодателю должно быть запрещено требовать от субъектов учета какой-либо информации, не соответствующей исходной во втором - вообще регламентировать ввод информации в ИСУ, поскольку в этом нет необходимости. О регламентации операционных данных - во всяком случае, при компьютерной форме учета - речи, как было сказано, идти не может в принципе, поскольку это нонсенс. Количество нормативных документов в итоге существенно сократилось бы, а качество регламентации учета возросло.  

В этом случае важно как можно полнее и достовернее описать все возможные варианты. Законодательство должно содержать полный (желательно - закрытый) перечень всех хозяйственных ситуаций , в которых может оказаться субъект учета, и предложить единственно правильный способ оформления каждой из них в учете.  

Правила относительно легко формулировать. 2. Правила не составит труда применить на практике. 3. Правила могут быть сколь угодно многословны и при этом не изменят своей сущности. 4. С помощью правил легко устанавливать особые порядки ведения учетаотдельных отраслях, для различных видов деятельности и т.п.). 5. Правила сложно трактовать различным образом. 6. С помощью правил легко привести информацию к стандартному виду. 1. Невозможно составить полный перечень всех допустимых ФХД, поэтому нельзя установить для каждого факта свое правило отражения в учете. 2. Субъекты учета находятся в заведомо неравных условиях, т.к. для каждого из них может быть установлено отдельное правило. 3. Резко возрастает объем нормативной документации. 4. Отсутствует методологическое единообразие при ведении учета . 5. Правила могут не основываться на принципах, что делает ИСУ нерелевантной. 6. Механическое исполнение правил не способствует пониманию того, чем бухгалтерия занимается и для чего это необходимо.  

Любое правило хорошо тем, что указывает, как надо действовать в той или иной ситуации. Если способ действия не указан, может быть истолкован произвольно или допускаются различные действия в аналогичных ситуациях, правила обращаются в рекомендации и перестают отвечать своему назначению. Парадоксально, но законодательство не только в некоторых случаях ошибается, допуская противоречия и неточности при описании тех или иных правил, а своей рукой устанавливает для субъекта учета возможность альтернативного выбора действий в одной ситуации. Для способа регламентации учета путем установления его правил это весьма и весьма странно.  

С другой стороны, слабое подобие выбора все-таки остается. Некоторые нормативные акты прямо предусматривают альтернативные способы отражения в учете идентичных ФХД. Таков, к примеру, приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. № 15 Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга , устанавливающий правила учета для следующих случаев а) имущество учитывается на балансе лизингополучателя б) имущество учитывается на балансе лизингодателя. Это означает, что субъект учета вправе выбрать любой из двух вариантов отражения в учете одного и того же события.  

Нам кажется, что эффект от замены языка законодательства был бы потрясающим. Только представьте, что бухгалтеру при расчете заработной платы уже не нужно пользоваться многословными и содержащими разночтения инструкциями, а достаточно, взяв официальную версию программы, указать в ней все исходные параметры задачи, после чего программа выдаст гарантированно верный результат. Безусловно, разработать такую формулу по причине противоречивости и неполноты законодательства оказалось бы непросто, но если этого не смогут добиться профессиональные программисты при помощи профессиональных бухгалтеров и профессиональных юристов, возможно ли требовать аналогичного подвига от субъектов учета  

Пространственный и временной континуумы. До сего момента мы исходили из того, что имеется хозяйственный (или имущественный) комплекс субъекта учета и имеются отдельные части этого комплекса. Но вести учет можно с различной степенью детализации. Понятно, что учитывать весь хозяйственный комплекс целиком не имеет смысла - как таковой, он всегда равен единице. Учитывать же изменения хозяйственного комплекса означает раздроблять комплекс на части, частное изменение каждой из которых вызывает изменение хозяйственного комплекса в целом. Учет может заключаться лишь в исчислении отдельных объектов как составных частей этого хозяйственного комплекса - только в таком случае оправдывается прикладное назначение учета.  

Что представляет собой ФХД Это событие, изменяющее хозяйственный комплекс субъекта учета. Но события, особенно в хозяйственной деятельности , совершаются не мгновенно. Подход к длительности ФХД зависит от того, дискретно мироздание во времени или нет  

Продолжается работа над проектами 1ретьей очереди стандартов, в число которых вошли стандарты Контроль качества работы в аудите, Первичные аудиторские проверки , Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта , Учет допущения непрерывности деятельности предприятия в аудите и Учет нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению в ходе аудита. Названия некоторых из числа названных стандартов в ходе разработки могут быть уточнены. В процессе работы над стандартами необходимо, по нашему мнению, решить задачу кодификации стандартов, как это сделано в международных и ряде национальных стандартов.  

ФЗБУ, не давая определения, в качестве субъектов учета указывает в статье 4 на  

Интересы этих макропользователей защищают налоговые и иные органы, как правило, обладающие в отношении субъектов учета значительными правами и возможностями. Предоставление информации этим органам всегда регламентируется законодательством и составляет значительную часть бухгалтерской работы.  

Заметим, что прецедентность бухгалтерского законодательства противоречит его выборочности, но тут все зависит от субъекта учета в одном случае законодательство повернется к нему прецедентной стороной, в другом - субъект может надеяться на выборочное воздействие.  

Выработка конвенций, независимо от того, носят они объективный или субъективный характер, происходит не спонтанно, а в результате борьбы групп заинтересованных лиц бухгалтеров, менеджеров, законодателей и др. - каждая из которых в сфере выработки бухгалтерских соглашений преследует србственные цели. Естественно, цели этих групп переменчивы и противоречивы, а интерес велик от той или иной интерпретации бухгалтерской информации зависят суммы уплачиваемых налогов, официальные результаты финансово -хозяйственной деятельности , часто - возможности по манипулированию средствами предприятия и многое другое, а в конечном счете - и общее финансовое состояние субъекта учета. Таким образом, сфера учета связана с колоссальными денежными потоками , что делает ее чрезвычайно уязвимой для трактовок, отвечающих не научным, а иным требованиям.  

Законодательные противоречия делают конвенции в учете излишне навязчивыми. Любой бухгалтер при обнаружении законодательных противоречий обратится, если есть такая возможность, скорее к налоговому инспектору , чем к консультанту или аудитору. Причина выбора кроется не в квалификации первых и вторых (у консультантов и аудиторов квалификация, как правило, значительно выше), а в общей конвенциональности учета установить конвенцию между субъектом учета и государством по силам, невзирая на смысл законодательства, налоговому инспектору , но никак не консультанту с аудитором.  

Достаточно сформулировать один или несколько принципов, чтобы охватить ими все ФХД. 2. Все субъекты учета находятся в равных условиях. 3. При ведении учета достигается методологическое единообразие. 4. Применение единых принципов делает ИСУ релевантной (отвечающей требуемым образом на запрос от английского relevant - уместный, относящийся к делу). 5. Резко сокращается объем нормативной документации. 6. Соблюдение принципов способствует пониманию того, чем бухгалтерия занимается и для чего это необходимо, w 1. Принципы необходимо сознательно соотносить с каждым конкретным ФХД. 2. Сформулировать принципы трудно, поскольку хозяйственная деятельность необычайно сложна и многогранна. 3. Принципы не терпят исключений, что усложняет их формулировку. 4. Принципы располагают к многословным комментариям, что, в конечном счете, сводит их (принципы) на нет, превращая в правила. 5. Принципы возможно трактовать различным образом. 6. При помощи принципов сложно привести информацию к стандартному виду.  

Разумеется, разграничение комплекса зависит не от произвольного выбора субъекта учета, а определяется устройством мироздания. Вещи уже известным образом разделены - в качестве критерия их разделенности выступает пространственная конфигурация. Принцип заключается в том, что разграничено (или, наоборот, объединено в одном понятии, обозначающем материальный предмет) может быть только то, что совмещено в пространстве. Например, понятие автомобиль обозначает материальный предмет. Однако автомобиль можно разобрать на отдельные части, каждая из которых тогда также будет представлять собой иной материальный предмет, обозначаемый отдельным понятием. После разборки автомобиль как понятие исчезнет термин утеряет свой доскональный смысл и превратится в нечто весьма отвлеченное и абстрактное, хотя никаких материальных потерь он в результате разборки не претерпел.  

Об основных требованиях к ведению бухгалтерского учета мы рассказывали в . А что является объектом бух учета? Об объектах бухгалтерского учета кратко расскажем в этом материале.

Объекты и субъекты бухгалтерского учета

В бухучете объектом является то, что отражается в учетной системе или иным образом с ней связано.

Субъекты бухгалтерского учета — внутренние и внешние пользователи учетной информации.

Объекты бухучета

Вполне логично, что объектами бухгалтерского учета являются такие объекты, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Обратимся к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

Объекты бухгалтерского учета и их классификация представлены в ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Так, к объектам бухгалтерского учета относятся:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • доходы;
  • расходы.

Кроме того указано, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Все объекты бухгалтерского учета признаются и учитываются в том порядке, который предусмотрен .

Что касается управленческого учета, то объекты бухгалтерского управленческого учета - это те же учетные объекты, предусмотренные Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также другие объекты, определенные целями и задачами внутреннего учета. Как правило, основным объектом бухгалтерского управленческого учета являются затраты.

Специальная система учёта бюджетных средств, выделенных на решение хозяйственных задач, необходима для обеспечения информацией органов, контролирующих исполнение бюджетов РФ. Бюджетный учёт упорядочивает всю информацию обязательствах, активах субъектов такого учёта. Субъекты – органы, управляющие внебюджетными фондами, местное самоуправление, государственной власти (Минфин, налоговые инспекции, различного ранга исполкомы, банковские учреждения). Это организации, которые составляют, утверждают и выполняют бюджеты.

26.04.07 г. закон № 63-ФЗ внёс корректировки в Бюджетный кодекс. С этого времени субъект бюджетного учёта – публично-правовое образование (сама РФ, субъекты, муниципальные подразделения), выполняющие бюджетные полномочия согласно БК (ст. 7-9). Бюджет – это основной денежный фонд любого такого образования. Субъектами являются:
  1. финансовые органы;
  2. органы Федерального казначейства;
  3. главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджета.
Отражая только денежные потоки, бюджет не способен отразить весь объём обязательств, активов субъекта. Реформирование бюджетного законодательства привело к новым требованиям учёта, выдвигаемым перед публично-правовыми образованиями, бюджетными учреждениями (представителями соответствующих образований). К ним должны предъявляться те же требования, что и ко всем участникам процесса. Это объясняется тем, что публично-правовые образования сталкиваются при ведении своей деятельности и с денежными средствами, и с различными имущественными обязательствами, владеют непроизводственными активами, объектами недвижимости. Для функционирования этих активов необходимы огромные средства.

Бюджетный учёт рассматривает получателей средств бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета и доходов бюджета.

Правовое регулирование для субъекта бюджетного учёта

Изначально логично определить, кому принадлежат те или иные объекты имущественных отношений, обязательств. Далее становится очевидным, кто является субъектом, на которого положены обязанности по ведению учета таких объектов. Дискуссию вызывает вопрос самостоятельности субъекта бюджетного учёта. Бюджетные учреждения – это юридические лица, что и создаёт некоторую сложность в определениях. Они попадают под действие ФЗ «О бухгалтерском учете». Если фактически объект учёта возник, изменился либо ликвидирован у публично-правового образования, то субъект в данном случае – бюджетное учреждение (уполномоченный орган образования).

Оно тратит выделенные ему средства, опираясь на ст. 161 БК (согласно смете). Согласно 5-й ст. закона N 63-ФЗ оно может пользоваться для своего функционирования средствами, полученными от предоставления платных услуг, либо поступлений на безвозмездной основе, что возможно лишь на основе генерального разрешения главного распорядителя бюджетных ресурсов.

Публично-правовые образования – носители прав и обязанностей (бюджетное законодательство), они же являются субъектом права. Участники бюджетного процесса - субъекты конкретных правоотношений, выступают от имени таких образований. Они являются администраторами бюджетных средств.