![Специализация индонезии в мировом хозяйстве. Индонезия (Республика Индонезия). Индонезия в мировой экономике](https://i2.wp.com/geosfera.org/uploads/fotos/indoneziya2.jpg)
Форма правления и территориального устройства. Президентская республика, унитарное государство, состоящее из 27 провинций, столица и «особая область». Глава государства - президент. Законодательный орган - Народный консультативный конгресс и Совет народных представителей. Столица: Джакарта (12,3 млн чел.).
В начале нашей эры наиболее интенсивно шел процесс формирования государств в некоторых районах прибрежной Явы и на Суматре. К IV в. относятся первые достоверные сведения о княжестве Тарума, которое образовалось в западной части о. Явы. В XIV-XV вв. сложилась индонезийская империя Маджапахит с центром на о. Ява, которая на некоторое время объединила фактически всю территорию страны. Этот период ознаменовался еще одним важным событием, которое повернуло ход общественного развития Индонезии, - идеи ислама стали овладевать населением страны.
К VII в. на островах возникло несколько мелких государств. К началу XX в. вся территория Индонезии контролировалась Голландией. 27 декабря 1949 г. Голландия признала независимость Индонезии.
Географическое положение.
ЮгоВосточная Азия, на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея. Граничит с Малайзией и ПапуаНовой Гвинеей. Омывается Индийским и Тихим океанами.
Площадь: 1 904,5 тыс. км2 (в два раза больше площади Таймырского автономного округа).
Природные условия. Около половины территории занимают горы. Средние температуры в течение года: +25…+27 °С. Осадков выпадает 2003 000 мм в год. 60% территории покрыто лесами.
Крупные запасы нефти, природного газа, олова, есть золото, уголь, руды цветных металлов, марганцевая руда.
Население: 242 (293) млн чел. Яванцы (45%), сунды (14%), мадурцы (7%), малазийцы (7%), китайцы. Плотность: 115 чел./км2. Среднегодовой прирост: 13 чел. на 1 000 жителей. Безработица: 10,6%.
Возрастной состав:
0-14 лет - 31%;
15-59 лет -62%;
60 и более лет - 7%.
Средний возраст: 25,8 года, средняя ожидаемая продолжительность жизни: 67,3 года. Вероисповедание: ислам (87%), христианство, индуизм, буддизм.
Городское население: 44%, крупнейшие города: Джакарта, Сурабая, Бандунг.
Государственный язык: индонезийский.
Экономика. ВВП на душу населения: 678 (3 100) долл. США.
Структура ВВП:
а сельское хозяйство - 17%;
промышленность - 41%;
сфера услуг - 42%.
Промышленность Индонезии
Промышленность: легкая (в т. ч. текстильная, швейная, обувная), добывающая, нефте и газоперерабатывающая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение (в т. ч. электроника, электротехника, судостроение), химическая, металлургия. Сельское хозяйство: растениеводство (рис - дватри урожая в год, бананы, гевея, пальма), животноводство (КРС, в т. ч. буйволы как тягловая сила, овцы, козы, домашняя птица). Рыболовство и морской промысел.
Внешняя торговля. Экспорт: 52,3 млрд долл. США (на душу населения 216 долл.). Нефть, газ, электрические приборы, фанера, текстиль, каучук, одежда, ковры, фрукты, орехи, химические товары (Япония 19%, США 15%, Сингапур 12%, Южная Корея 7%, Китай 6%).
Импорт: 32,1 млрд долл. США (надушу населения 133 долл.). Машины и оборудование, химические товары, продукты питания (Япония 18%, Южная Корея 10%, Сингапур 8%, Китай 8%, США 8%, Австралия 5%).
Достопримечательности и курорты Индонезии.
Джакарта: храм ЦзинэЮань (XVII в.), Исторический музей, площадь Медан Мердека, президентский дворец, католическая церковь, дворец генералгубернатора. Остров Ява: горный курорт Бандунг с водопадом Даго, вулканом Тангкубан Прая. Остров Бали: вулканы, храмовый комплекс Пура Бесаких, священный лес обезьян, скальные храмы.
Португальские, а потом и голландские колонизаторы вплоть до конца XIX в. рассматривали будущую Индонезию как аграрную страну - поставщика пряностей, экзотических фруктов, кофе, копры, коры хинного дерева. Первая мощная и механизированная промышленность на острове Ява возникла также в связи с сельским хозяйством - это было производство сахара из сахарного тростника.
К 1949 г., когда Индонезия стала независимой, это была страна с очень неравномерным развитием разных секторов экономики. С одной стороны - крупные плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и промышленные предприятия, где применялись все передовые по тому времени достижения технического прогресса. С другой стороны - десятки миллионов людей работали в примитивных мелких аграрных хозяйствах и надомных мастерских.
В 1968 г. генерал Сухарто (1921-2008) был избран президентом и начал экономические реформы.
После 1969 г. была принята 25-летняя программа развития. Сухарто удалось привлечь в страну иностранные инвестиции и получить поддержку МВФ. Способствовал росту экономики и рост цен на нефть, произошедший в конце 60-х гг XX в.
Монополизация нефтяной промышленности позволила Сухарто не только удовлетворить верхушку общества и армию, но и инвестировать значительные средства в социальную сферу, образование, создание современной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства. Быстро росли финансовый сектор и строительство, обрабатывающая промышленность.
В 1968 г., по оценкам Всемирного банка, более половины жителей Индонезии находились за чертой бедности. Доход на душу населения в 1966 г. составлял 75 долл. В 1996 г. он вырос до 1013 долл. Вдвое уменьшилась детская смертность. Возросло количество людей с высшим и средним специальным образованием.
Однако все эти положительные явления сопровождались бесконтрольным разрушением природной среды компаниями, занимающимися заготовкой леса и добычей полезных ископаемых.
Экономический кризис, охвативший Восточную и Юго-Восточную Азию в 1997-1998 гг., оказался крайне тяжелым для Индонезии. С августа 1997 г. по февраль 1998 г. рупия девальвировалась на 80%, резко выросли цены на продовольствие, топливо и товары первой необходимости, в одночасье лишились работы 4 млн человек, в некоторых регионах начался голод. Народные волнения привели к тому, что Сухарто был вынужден покинуть свой пост.
Последствия кризиса оказались велики объем ВВП сократился с 227 млрд долл. в 1996 г до 160 млрд долл. в 2000 г. В последующие годы ситуация стала стабилизироваться.
В 2004 г. в Индонезии прошли первые прямые президентские выборы, которые выиграл генерал в отставке и бывший министр безопасности Сусило Бамбанг Юдойоно. Но 26 декабря 2004 г. случилось страшное: у острова Суматра произошло подводное землетрясение магнитудой более 9 баллов по шкале Рихтера. Поднялась гигантская волна цунами, достигавшая высоты 15 м. Она обрушилась также на Шри-Ланку, Индию, Малайзию, Таиланд, Бангладеш, Мьянму, Мальдивские и Сейшельские острова, докатилась до Сомали. Погибло около 230 000 человек. Ущерб экономике этих стран в целом составил 13,7 млрд долл. По прогнозам АСЕАН (ASEAN), на восстановление разрушенного может уйти до 10 лет. С помощью мирового сообщества индонезийцы ведут эту работу не жалея сил, и многое уже сделано.
Открытие месторождений нефти на Северной Суматре в 1883 г. дало толчок развитию добывающей промышленности - но вначале, разумеется, принадлежавшей иностранцам. С 1907 г. основную добычу и разведку нефти на Суматре, Яве и Калимантане вела компания «Ройял Датч-Шелл», получившая концессии. Наиболее крупные месторождения - нефтяные поля Дури и Минас на Центральной Суматре были обнаружены незадолго до Второй мировой войны - и одной из причин захвата японцами будущей Индонезии в 1941 г. называют нефтяные богатства Суматры.
Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.
В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд долларов.
По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).
Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.
После кризиса 1997-98 гг. правительство Индонезии старается контролировать основные сферы экономики. Так, нефтехимическая отрасль контролируется государственной компанией Pertamina. Государству также принадлежат заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений.
Ведущие отрасли промышленности - пищевая и текстильная, в них работают две трети всех занятых в производстве. Наряду с этим все равно сохраняется значительное количество хозяйств, занимающихся кустарным производством. Так, традиционное для Индонезии изготовление батика часто базируется на домашних мастерских.
Согласно Конституции Индонезии почти все леса - собственность государства. Бездумное уничтожение лесов, отдаваемых в концессию, продолжалось до 1979 г. Тогда правительство запретило вывоз круглого леса за границу - стимулировалось строительство предприятий, производящих пиломатериалы. Сегодня Индонезия один из крупнейших экспортеров обработанной древесины - пиломатериалов, фанеры, мебели и т. д.
Но лесные богатства Индонезии, среди которых - тиковое, черное, сандаловое, палисандровое дерево, находятся под угрозой. По оценкам экспертов, более 70% объемов сырья, поступающего на деревообрабатывающие предприятия, - результат незаконной вырубки. Уничтожены миллионы гектаров лесов - специалисты предрекают их полное исчезновение уже в ближайшие годы. Пока этот процесс остановить не удается.
Форма правления: президентская республика.
Административно-территориальное деление: 31 провинция и 2 особые административные единицы.
Язык: индонезийский, местные языки.
Религия:
ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм, иные религии.
Денежная единица:
индонезийская рупия.
Крупнейшие города:
Джакарта, Сурабая, Бандунг Тангеранг Семаранг, Медан, Палембанг
Главные морские порты:
Танджунг Приок (г. Джакарта), Перак (г. Сурабая), Палембанг (о-в Суматра), Уджунг-панданг (о-в Сулавеси), Белаван (г. Медан).
Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Сукарно-Хатта (Джакарта), международный аэропорт Джуанда (Сурабая), аэропорт Денпасар-Нгура-Рай (остров Бали).
Крупнейшие реки:
Капуас. Махакам. Мартапутра, Барито, Хари, Мамберамо, Тарум, Манук, Серанг
Крупнейшие озера:
Тоба. Манинджау, Темпе, Товути, Сиденренг, Посо, Паниаи.
Соседние страны:
Малайзия, Папуа - Новая Гвинея, Восточный Тимор.
Каучук, кокосы, пальмовое масло, чай, кофе, табак, пряности, кора хинного дерева, рис, кукуруза, кассава, батат, арахис, соя; рыболовство, добыча морепродуктов; лесозаготовка.
Сфера услуг: туризм, банковские операции.
Особенности экономики: огромный социальный разрыв между наиболее богатым и бедным населением, трудности в управлении страной - высокие транспортные расходы, неравномерное заселение территорий, большие различия в укладах жизни разных национальных групп, политическая нестабильность.
■ В 1830 г. голландский генерал-губернатор колонии Иоханнес ван ден Босх ввел «систему принудительных культур», которая отменяла земельный налог с крестьян. При этом все земледельцы Явы и Западной Суматры (кроме иностранных подданных) должны были пятую часть обрабатываемой площади отдать под выращивание сельскохозяйственных культур, идущих на экспорт, - индигоносных растений, кофе, сахарного тростника. В результате реформы к 1840 г. доход от экспорта увеличился почти на 500%. Но сокращение производства риса в 1848-1850 гг. привело к голоду и ряду восстаний. Однако система принудительных культур» была отменена (за исключением кофе) только в 1870 г.
Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.
К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.
В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.
В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.
Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.
Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.
Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.
В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.
Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.
В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.
Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.
Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.
Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.
На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.
В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.
Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.
Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.
Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.
Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.
Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.
Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.
Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.
Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,
Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.
Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.
Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.
Сельское хозяйство - исторически основная отрасль местной экономики - давая чуть более 14 % национального ВВП, обеспечивает занятость весьма значительной части населения - более 38 %. При этом его доля и в структуре ВВП, и с точки зрения занятости постепенно снижается.
Основной сельскохозяйственной отраслью является земледелие. Обрабатываемые земли составляют около 13 % территории страны - таким образом, по их площади Индонезия занимает 7-е место в мире. Около 1/3 обрабатываемых земель орошаемые. По производству многих сельскохозяйственных культур страна занимает лидирующие места в мире.
Основные пищевые культуры: рис (сбор в 2009 году - 64,4 млн. т, 3-е место в мире, кассава (22 млн. т, 1-е место в мире), кокосы (21,5 млн. т, 1-е место в мире), кукуруза (16,9 млн. т, 4-е место в мире), бананы (6,3 млн. т, 6-е место в мире), батат (2 млн. т, 4-е место в мире). В больших объёмах выращиваются масличная пальма (22,5 млн. т пальмового масла, 1-е место в мире), саговая пальма (5,2 млн. т саго, 1-е место в мире), сахарный тростник (26,5 млн. т, 10-е место в мире), какао-бобы (800 тыс. т, 2-е место в мире), кофе (700 тыс. т бобов, 4-е место в мире), табак (181 тыс. т, 6-е место в мире), чай (160 тыс. т, 7-е место в мире), гвоздика (81 тыс. т, 1-е место в мире), перец (80 тыс. т, 2-е место в мире). Из технических культур наибольшее значение имеют каучуконосы (2,8 млн. т натурального каучука, 2-е место в мире).
Животноводство развито в меньшей степени. Общее поголовье крупного рогатого скота на 2010 год составляет 15,23 млн. голов, в том числе 13,5 млн. - мясные коровы, 0,53 млн. - молочные коровы и 1,2 млн. - буйволы, используемые главным образом как тягловый скот. К 2014 году планируется выйти на самообеспечение говядиной (в 2010 году национальное производство обеспечивало 97,5 % потребностей населения). По данным на 2008 год, поголовье коз составляло 15,8 млн. голов, овец - 10,3 млн. голов, свиней (выращиваются преимущественно немусульманским населением) - 5,5 млн. голов. Основной домашней птицей является курица: в 2008 году имелось 68 млн. кур-несушек, было произведено более 1,2 млрд. бройлерных цыплят, более 1 млн. т яиц.
Огромное значение исторически имеет рыболовство: по объёму улова рыбы и морепродуктов за 2009 год - более 5,1 млн. т - Индонезия занимает третье место в мире , основные промысловые виды: тунец, макрель, сардина, морской окунь, групер, креветки . При этом по объёмам производства с ним практически сравнялось интенсивно развивающееся рыбоводство: по вылову искусственно разведённой рыбы и морепродуктов за 2009 год - более 4,7 млн. т - страна занимает второе место в мире. Основные разводимые виды: тилапия, карп, гурами, креветки, широко практикуется разведение жемчуга. экономика индонезия финансовая туризм
Важнейшей отраслью является лесное хозяйство: в 2009 году в Индонезии было заготовлено 98,7 млн. мі древесины (8-е место в мире), из которых 36,4 млн. мі - брёвна промышленного назначения. Серьёзной проблемой в этой области являются незаконная вырубка леса и контрабандный вывоз ценных пород древесины.