Правила работы с контурными по географии. Правила работы с контурной картой в обучении географии

Правила работы с контурными по географии. Правила работы с контурной картой в обучении географии

Контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов. Заполнять контурные карты учащимся задают на уроках географии или истории для того, чтобы они лучше усвоили материал. Можно использовать такие карты и для проверки знаний.

Вам понадобится

Контурные карты
Карандаши
Шариковая ручка
Компьютерный редактор карт

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как заполнить контурные карты" Как описывать географическое положение гор Как провести современный урок Как основать город

Инструкция


В некоторых школах уже давно используются современные информационные технологии в том числе и на уроках географии или истории. А это значит - на компаьютере должна быть установлена школьная геоинформационная система, в которой есть и редактор карт. Однако в большинстве школ пока еще пользуются традиционным методом заполнения контурных карт, то есть очертания стран и материков нарисованы на бумаге.

Если к уроку необходимо заполнить контурную карту, а самой карты у ученика нет - ее можно сделать. Можно найти нужную карту на учебном сайте и распечатать на принтере. Можно воспользоваться и дедовским способом. Возьмите любую напечатанную карту и прикрепите ее к оконному стеклу, например, скотчем. Наложите на карту лист тонкой бумаги (не обязательно тонкой - обычная бумага для принтеров отлично подойдет для этой цели) и обведите карандашом, ручкой или маркером.

Получив контурную карту, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно на ней обозначить? Контурная карта обычно не заполняется вся сразу. Может быть задание обозначить реки, города, границы государств, места основных исторических событий или движение войск. Повторите условные обозначения.

Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой. Даже если задание небольшое и требуется нанести всего несколько объектов, на карте необходимо сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки. Это можно сделать по сетке координат, которая обязательно есть на всех географических картах. То, что не задали, можно не обозначать, но представлять, где находятся эти объекты, необходимо.

Обозначьте нужные объекты карандашом. Если это обычное домашнее задание, сверьте ваши обозначения с теми, что есть в атласе. Если вы выполняете контрольное задание, вспомните материал из учебника. Необходимо знать хотя бы приблизительные координаты места, которое вы обозначаете, а также крупные объекты, находящиеся поблизости. Если вы все это знаете, то серьезной ошибки не будет, даже если вы немного неточно разместите гору или город.

Горные массивы сначала обозначьте тонким карандашом. Сверьте из расположение с атласом. После этого можно их закрасить. В зависимости от задания их можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Точно так же необходимо поступать и с территориями государств. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах.

Как просто

Другие новости по теме:


Каждое событие происходило не только в определённое время, но и в определённом месте. Поэтому необходимо хорошо ориентироваться в пространстве. Обучить вас этому умению могут исторические карты. Исторические карты создают на основе географических. Однако исторические карты существенно отличаются


Карта - отличное подспорье для изучения географии и некоторых других дисциплин. Она всегда выручит на экзамене, ведь пользование картами не возбраняется. Но для того, чтобы карта помогла в трудной ситуации, необходимо научиться ее читать, а также запомнить то основное, что на ней указано. Вам


Прежде чем приобретать карту России, необходимо определиться с выбором нужной карты России. В зависимости от типа на ней будут представлены различные аспектыприродные объекты, административное деление, транспортные пути и т.п. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как купить карту России" Как


Карты местности – тот инструмент, с помощью которого мы можем познавать весь мир и какие-то локальные участки его территорий. Они представляют собой многократно уменьшенное изображение реальной территории со всеми существующими на ней объектами и особенностями ее рельефа. Существуют различные


Любой объект можно найти на карте очень быстро, если знать его географическое описание. С необходимостью его составлять сталкиваются не только геологи и геодезисты. Знать, где именно находится горная гряда или долина, очень полезно при планировании туристских маршрутов. Для такой подготовки


Карты бывают разными и по содержанию, и по масштабу, и по характеру отображаемой поверхности. Одним из видов карт являются топографические карты. Они широко используются практически во всех областях деятельности человека: социально-экономическое районирование, сельское хозяйство, но особенно важны

Памятка учащимся для работы с контурной картой.

Что такое контурная карта?

Историческая контурная карта - это особый вид карт, позволяющий изобразить любые объекты, процессы, события с помощью условных обозначений.

Контурные карты называются так потому, что на них обозначены только общие очертания тех или иных объектов.

Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?

Заполнять контурные карты на уроках истории учащимся задают для того, чтобы они лучше усвоили материал;

Задания, выполняемые в контурной карте, развивают память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие;

Задания, выполняемые в контурной карте, способствуют запоминанию картографического содержания.

Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.

Порядок выполнения работы в контурной карте.

    При выполнении задания в контурной карте, как правило, используется атлас или карта учебника.

    Прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с темой и периодом, по которому будете выполнять задания. Каждая контурная карта и карта атласа имеют название. Необходимо по теме контурной карты найти соответствующую карту атласа.

    Прочитайте задания, которые необходимо выполнить в контурной карте и проанализируйте карту атласа, ее легенду, найдите соответствующие обозначения, определитесь, как и где вы будете наносить обозначения на карте. Для того, чтобы определить, как расположить тот или иной объект, в контурных картах есть подсказки: подписаны реки, территории государств условно обозначены контуром, подписаны и обозначены моря.

    Заполнение контурной карты необходимо делать цветными карандашами, подписывать города, государства и т.п. или остро заточенным карандашом, или ручкой (но не гелевой). Категорически запрещается использовать фломастер, краски, гуашь.

    При закрашивании территорий обязательно обратите внимание, где территория закрашивается более темным цветом, а где более светлым цветом - это имеет значение. Закрашивание должно наноситься аккуратно и так, чтобы были видны надписи, не прослеживались штрихи закрашивания от карандаша.

    Обозначения должны наноситься правильно, как в легенде карты атласа (в легенде четко указано, как обозначить ту или иную битву, границы, зависимость территорий от других государств и т.д.).

    В контурной карте необходимо заполнить условные обозначения, т.е. вы создаете легенду своей контурной карты. Без заполнения условных обозначений будет непонятно, как вы выполнили задания и что, где обозначили.

    В контурной карте выполняются только те задания, которые даны или в самой контурной карте, или учителем. Лишние обозначения, закрашивания не делаются.

    Если подписи городов или других объектов слишком длинные и занимают много места, поставьте цифру и поясните ее в легенде карты, надписи не должны выходить за территории названия, также не должны наслаиваться друг на друга, должны быть четкими. Большие города пишутся более крупными буквами, маленькие менее крупными. Как правило, используются печатные буквы.

В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,

методисты Городского Методического Центра

Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.


8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.

13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Примечание


Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Учителю на заметку

На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).

Технические требования к контурным картам

1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.

2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м 2 .

3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.

4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.

5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.

6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.

7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).

8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм 2 .

9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.

10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.

Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов ().

Работа с картой на уроках географии

Цели:

План

Актуальность темы.

Методические приемы работы с картой.

Актуальность темы.

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта - второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.

В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, ; это группа компонентов первого порядка. В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки" входят три взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.

Структура картографических знаний

Картографические представления

Картографические понятия

Картографические умения и навыки

Картографические умения и навыки

Чтение карты

составительские умения и

Картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов и явлений на карте.

Пространственные представления о размещении и расположении предметов и явлений.

Представления о конфигурации отдельных географических объектов.

Представления о динамике изменения и движения объектов и явлений.

Общее понятие о географической карте

Понятия о различных типах карт

Понятие о масштабе

Понятие о градусной сетке

Понятие о различных способах изображения географических объектов и явлений на карте

Определение и измерение по карте расстояний, направлений

Ориентирование по карте в размещении, взаиморасположении географических объектов и явлений

Определение по карте высот и глубин

Определение направлений и географических координат на карте в градусах и километрах

Расшифровка символики карты (чтение легенды)

Распознание объектов по условным знакам

Воспроизведение названия и описание внешних признаков объектов (номенклатура)

Выявление способов изображения объектов и явлений на картах различного содержания. Их анализ

Составление описания по карте единичных географических объектов

Определение географического положения объекта на карте

Определение смены природных компонентов по меридианам и параллелям, от подножия гор к вершинам

Составление сравнительных характеристик географических объектов и явлений

Установление связей, взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными объектами и географическими явлениями

Установление основных черт компонентов природы, природных комплексов

Составление комплексной характеристики территории

Определение закономерностей размещения явлений

Составление описаний и характеристик отдельных территорий (государств, экономических районов)

Составление картосхем

Нанесение

отдельных

объектов и

явлений на контурную

Составление

карт различного содержания

на основе

контурной

Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу - научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать - понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  • Прочитай название карты.
  • Ознакомься с легендой карты.
  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
  • По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
  • Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Один из важнейших приемов чтения карты - составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

  • В какой части материка расположены горы?
  • В каком направлении вытянуты горы?
  • Какова их протяженность?
  • Какова наибольшая высота?
  • Где расположены наивысшие точки гор?
  • В чем особенности горных хребтов?
  • К какому типу гор они относятся?

Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:

Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.

По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:

  • описание отдельных объектов,
  • описание отдельных территорий
  • комплексное описание ПТК
  • экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

  • Выбери объекты для сравнения.
  • Отбери необходимые карты.
  • Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
  • Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
  • Объясни причины различий и сходства.

Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:

  • Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
  • Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
  • Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
  • Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.

В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. Так, например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых.

Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)

Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии.

1 . Определить в программе систему практических работ по картам.

Необходимо выявить:

какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии

как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания

какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания

какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт.

В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу.

2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой.

Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой - это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.

3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз. Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).

Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами

Учитель должен определить:

  • какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
  • постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
  • уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ

Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.

План контрольных работ по картам

2. Подготовить задания к контрольным работам на проверку умений учащихся, читать и понимать карту.

Задания должны быть творческого характера, учитывать какие именно знания и умения подлежат проверке, на сколько задания отвечают занимательности, доступности, полезности.

3. Проверить умение производить измерительные работы на карте и глобусе.

4. Определить содержание и приемы проведения контрольных работ по контурным картам.

Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ.

5. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами.

Правила работы с контурной картой в обучении географии

Знание карты и умение работать с ней,

в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.

13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Примечание

Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.