Каждый год Всемирный экономический форум публикует свой отчет о глобальной конкурентоспособности мировой экономики. ВЭФ просматривает самые разные данные, от количества преподавателей математики в школах до уровня инфляции в каждой стране. Эти данные используются для того, чтобы создать целостную картинку по каждой стране. Одним из показателей, который использует ВЭФ, является уровень налогов, что указывает на низкую конкурентоспособность. Для измерения налога используют общую налоговую ставку Всемирного банка.
В принципе, все эти налоги взимаются с предприятий, но они отличаются от тех, которые берутся с людей, работающих на них. Мы рассмотрим страны с общей суммой налоговых ставок более чем 50%.
Япония имеет одну из крупнейших экономик, несмотря на то что налоговая ставка равна более чем 50%. Эта страна - пятая в Азии по величине налога.
Она входит в незначительное количество стран Латинской Америки, в которых налоговая ставка превышает 50%. Ставка налога для корпораций находится на уровне 30%.
Берег Слоновой Кости требует 25% основного налога от прибыли компаний и около 30% от сфер телекоммуникаций, IT и коммуникаций.
Одна из шести стран Европы с налоговой ставкой более 50%. Налоговая система Австрии имеет некоторые странности. К примеру, пары облагаются налогом отдельно даже после женитьбы.
Предпринимателям на Украине приходится бороться не только с серьезными геополитическим проблемами, но и практически с самыми высокими налогами в Европе. Только четыре европейские страны имеют более высокую налоговую ставку.
Базовая ставка налога на Шри-Ланке для корпораций составляет 28%, но она вырастает до 40% для любого предприятия, которое решает заниматься алкоголем или табачными изделиями. Общая ставка налога гораздо выше из-за многих дополнений.
Эта страна Европейского Союза имеет четвертые по величине ставки налога в Еврозоне и самые высокие среди стран, которые не входят в большую пятерку.
В Центральной Америке немного стран, налоговая ставка в которых существенно превышает показатель в 50%. Но Коста-Рика оказалась одной из них. Частично это происходит благодаря высокому уровню налоговой активности в последние годы, что заставило политиков принять закон о повышении общих налогов.
Только две европейские страны большой пятерки смогли обогнать Испанию по показателям налоговой ставки для предприятий.
Политика Министерства финансов Индии сейчас направлена на то, чтобы сократить корпоративный уровень налогов более чем на пять процентных пунктов в течение четырех лет.
Хотя есть много других стран, расположенных южнее, которые имеют более высокие цены, общая налоговая ставка в Тунисе занимает почетное второе место по величине в Северной Африке.
Всемирный банк говорит о том, что подоходный налог для предприятий в стране составляет только 15,9%. Но множество других налогов значительно поднимают уровень отчислений, которые должна совершать фирма.
Без основных природных ресурсов эта страна входит в число самых бедных в мире. Налоги на оборот, а не на прибыль значительно повышают ставки для бизнеса.
Чад полагается в большей степени на сельское хозяйство и считается одной из беднейших стран. Налоги здесь равняются 1,5% от оборота или 40% от прибыли, в зависимости от того, что выше.
Как и во многих других странах из нашего списка, Китай взимает налоги не с прибыли предприятий, а с их оборота.
Она известна своими высокими налоговыми ставками, хотя все равно не является первой в Европе по этому показателю.
Правительство этой страны во главе с Уго Чавесом внедрило в жизнь новую налоговую модель и резко увеличило размер ставки для иностранных компаний.
В 2012 году МВФ предложил, чтобы страна упростила свою корпоративную налоговую систему.
Она возглавляет соответствующий список стран Европы, хотя нынешнее правительство пообещало отрегулировать систему и сократить корпоративные налоги.
Большинство корпоративных налогов Гвинеи оплачиваются за счет налога по фиксированной ставке на оборот предыдущего года.
Экономика этой страны считается самой крупной в Латинской Америке. Бразилия в прошлом году ликвидировала налог в размере 20% на бизнес-платежные ведомости в рамках реформирования налоговой системы.
В 2013 году эта страна, которая зависит от сельского хозяйства, утвердила удерживаемый налог в размере 15%, чтобы остановить проведение платежей в пользу нерезидентов.
Эта страна имеет самую высокую общую налоговую справку в Африке.
В стране приняли новый налог на богатство. Хотя она занимает четвертое место в мире по размеру налогов, в Латинской Америке Колумбия лишь на третьей ступеньке.
Эта страна в Центральной Азии имеет 2% законодательно установленной ставки налога на весь оборот, который занимает значительную часть средней прибыли компании.
3%-й налог Боливии по операциям уничтожает 60% прибыли компании еще до того, как учитываются другие налоги. Но она по-прежнему проигрывает еще одной латиноамериканской стране.
Поразительно, но общая налоговая ставка в Аргентине превышает 100%-й доход корпораций. Только налог с оборота съедает 90% прибыли, и это еще до того, как учитываются налоги на оплату труда и финансовых операций!
Налогообложение дохода граждан страны и нерезидентов позволяет своевременно и в необходимом объеме наполнять государственную и местную казну средствами. А потому подоходный налог, которым облагаются зарплаты, прибыль от коммерческой деятельности, сдачи имущества в аренду, обязателен к выплате. Подоходный налог в странах мира отличается процентной ставкой, способом уплаты и подачи отчетности.
Подоходный налог здесь действует в отношении резидентов (домициль - постоянное проживание на территории страны), а также тех, кто проживает более полугода в собственном жилье на территории Германии согласно законодательству 2015 года.
Базой по налогу выступает:
Подоходный налог (Einkommensteuer) в Германии обязателен к уплате. Источником может быть местное юрлицо или зарубежная компания. Однако для иностранных граждан, легально работающих и проживающих на территории страны, сделано исключение - они уплачивают подоходный налог только с поступлений внутри страны.
Используется прогрессивная шкала налоговых ставок:
Налог может насчисляться на отдельного работающего гражданина или на общий доход семьи в целом. Так, нулевая ставка применима в том случае, если общий доход семьи не превышает 16009 евро в год.
Существуют и налоговые льготы. На них имеют право инвалиды, наемные рабочие преклонного возраста и так далее. Уменьшение размера налога возможно путем возмещения расходов на обучение в вузе. С 2014 года стало доступным возвращение части налога за счет учета расходов на страховку по уходу или медицинскую страховку. У сотрудников, имеющих несовершеннолетних детей, списывается (не облагается) 3775 евро.
Подоходный налог в США - полностью забота граждан и владельцев Грин-карты. Расчет, уплату производят сами налогоплательщики. Проверку уплаты осуществляет специальный орган - служба внутренних доходов. Причем ею проверяется не более 2% всех деклараций. Тем не менее, налоги здесь платят исправно, поскольку наказание за уклонение - лишение свободы или огромный штраф.
Подоходный налог в США в 2015 году довольно разнообразен:
Налог уменьшается на сумму вычетов, коих в США используется несколько:
Федеральный вид налога подсчитывается по прогрессивной шкале. Ставки колеблются в пределах 0-13%. Например, работодатель может перечислять налог в бюджет не с зарплаты сотрудника, а из собственного «кармана». Самозанятые лица обязательно уплачивают налог за себя, если это не полное партнерство.
Налог штата отчисляется в том случае, если плательщик выступает резидентом этого штата. В восьми штатах такой налог не взимается вовсе. В других он может рассчитываться по разным шкалам - прогрессивной или плоской. Ставка разнообразна - 3,07-13,3%.
В РБ подоходный налог во многом схож с таковым в России образца 2015 года. Облагается им большинство видов доходов граждан и нерезидентов страны:
Используются налоговые льготы (вычеты):
Также в РБ в 2015 году применяются стандартные вычеты, предоставляемые семьям с детьми, инвалидам, героям СССР, участникам ВОВ и прочим льготным категориям граждан - плательщикам подоходного налога. Расходы на жилье, приобретенное по договору лизинга, также могут быть компенсированы с помощью вычета.
Подоходный налог является основным, наполняющим казну государства. Вне зависимости от ставок, системы взимания и законодательства, он подлежит обязательной уплате гражданами и нерезидентами страны, трудоустроенными на предприятиях или ведущими частное хозяйствование.
Ни одна национальная экономика не может существовать без налоговой системы. И чем больше в ней логичности и порядка, тем понятнее она будет для обычных налогоплательщиков и бизнесменов. Налоговая система европейских стран отличается от системы российской, некоторые виды налогов могут показаться специфическими, а налоговые ставки высокими. Налоги в Европе одних бизнесменов привлекают, других вынуждают закрыть собственное дело, кого-то заставляют купить дорогой автомобиль, а кого-то отказаться от возможности стать собственником жилья.
Какие налоги платят в Европе? Единства в налоговых правилах и в системе налогообложения в Европе нет. Случались попытки убедить членов стран Европейского Союза установить единый размер корпоративного налога. Но уравнять ставку для Европы не получалось и вряд ли когда-нибудь будет возможным. В списке европейских стран более сорока государств, у каждого свое налоговое законодательство. Кроме привычных россиянам налогов, таких как земельный или транспортный, европейцы вынуждены платить налог на соль или налог на содержание пожарной охраны. При этом европейским налогоплательщикам приходится «кормить» иммигрантов.
Подоходный налог по странам неодинаков. Почти половину заработанного придется заплатить в бюджет австрийцам. Впрочем, самый высокий подоходный налог в Европе не только в Австрии, но и Великобритании.
За доходы, полученные на родине и за рубежом, итальянцы вынуждены платить НДФЛ от двадцати трех до пятидесяти процентов. До тридцати пяти процентов составляет подоходный налог на Мальте и Кипре, немного выше в Греции - сорок пять процентов.
Не введен налог на доходы физических лиц в Княжестве Монако.
Налоги в странах Европы касаются иностранных гостей. Некоторые европейские государства упрощают оформление вида на жительство при покупке недвижимости. Подобные инвестиции могут упростить и получение гражданства.
В Австрии налог на недвижимость не превышает четырнадцати процентов от её стоимости. Но иностранцу придется ежегодно платить еще и земельную пошлину.
Какие налоги в Европе? В Болгарии городские самоуправления самостоятельно рассчитывают ставку. Самая высокая в Софии - около трех процентов.
В Великобритании от пятисот до тысячи фунтов в год составит налог на землю. Причем земля может быть не во владении. Налог с семи тысяч фунтов в год начинается для владельцев земли.
В Венгрии в основном налог на недвижимость платят хозяева курортных построек.
Сумма налога в Греции зависит от года, когда было выдано разрешение на строительство дома. Отчисления составляют три процента, если объект сдан до января 2006 года, позже этого срока - НДС уже повышается до двадцати трех процентов. Ставка для квартирных домов - от двух до двенадцати евро, для недвижимости в сельской местности за десяток соток - три-десять евро.
В Испании сумма ежегодного налога зависит от стоимости объекта, в основном от двухсот до тысячи евро.
Если объект стоит меньше ста семидесяти тысяч евро, на Кипре он не облагается налогом.
В Монако физические лица не платят ежегодный налог, как и мальтийцы. Но на Мальте земельный сбор от пятидесяти до двухсот пятидесяти евро в году обязателен.
В Швейцарии собственники недвижимости обязаны оплачивать 0,2-0,6% от кадастровой стоимости объекта.
Налоги в Европе не имеют единства в транспортном налогообложении. В целом учитываются мощность автомобиля и выбросы углекислого газа. Во Франции чем больше объем выбросов СО 2 , тем будет выше сумма. В Германии отказались от своей системы расчета транспортного налога и тоже перешли на такую схему: налог зависит пропорционально от выбросов углекислого газа и объема двигателя автомобиля.
Для водителей Великобритании налог на транспорт учитывает модель автомобиля, его возраст, объем двигателя и частоту выхлопов.
В Дании самый высокий транспортный налог в Европе, может вырасти до ста семидесяти процентов от стоимости авто при покупке. Однако в Дании самый низкий показатель выбросов СО 2 . Предполагают, что это налог на транспорт вынуждает датчан приобретать экологически чистые машины, а старые и слишком загрязняющие воздух утилизировать.
В Голландии пробуют новую систему: добровольный переход на расчет налога на километраж. Специальные датчики в автомобилях считают пробег, который и повлияет на конечное вычисление суммы налога. В Голландии тоже низкий уровень загрязнения окружающей среды.
Косвенный налог страны устанавливают, не совещаясь друг с другом. Поэтому в европейском НДС коллективных значений нет. И это весьма положительно для бизнесменов. Они могут открыть бизнес в стране Европейского Союза с наиболее выгодной системой налогообложения.
Однако правила начисления косвенного налога в Европе разработаны. Не менее пятнадцати процентов составляет стандартная ставка. Впрочем, на некоторые товары распределяется льготная или вовсе нулевая ставка.
Высокая основная ставка НДС в Евросоюзе «доросла» до двадцати семи процентов. Такие отчисления в государственный бюджет приходится делать гражданам Венгрии.
Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия и Ирландия опустили свою льготную ставку до восьми-десяти процентов, закрепив основную на двадцати трех-двадцати восьми процентах.
В большинстве стран Европы бизнес работает с основной ставкой на добавленную стоимость, равную двадцати процентам. Но различны средние размеры ставок: от десяти процентов в Латвии, Сербии, Словакии, Чехии, Австрии, Бельгии и Эстонии.
Большую лояльность проявляет Великобритания. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, страна позволяет легкое получение вида на жительство богатым гостям, при условии инвестиций с их стороны в экономику государства от двух до десяти миллионов фунтов.
В Испании тоже есть собственное специальное предложение для инвесторов: от 500 000 до одного миллиона евро за право получения вида на жительство.
В Европе лояльная налоговая система для бизнеса та, которая держит основную ставку не больше девятнадцати процентов. Это Мальта, Германия, Турция, Кипр и Черногория.
Причем в Мальте условия для бизнесменов самые выгодные в Европе. Льготы и возможность оптимизировать налоги компании иностранный бизнесмен может, став гражданином Мальты через инвестирование в её экономику.
Восемь и семь с половиной процентов - самые низкие основные ставки в Швейцарии и Лихтенштейне. Однако княжество так мало, то инвестициями не интересуется. Швейцария же может дать добро иностранному бизнес-проекту, но только непременно полезному экономике. Для вида на жительство в Швейцарии потребуется один миллион евро инвестиций.
По уровню корпоративного налога в лидерах Франция и Италия - больше тридцати трех процентов. В Австралии - двадцать пять процентов, в Словакии - двадцать один процент, Великобритании и Хорватии - двадцать процентов, Польше и Чехии - девятнадцать. Самые низкие налоги в Европе на прибыль в Словении (семнадцать процентов) и Венгрии (шестнадцать процентов).
Именно налог на прибыль показывает, насколько выгодно вести бизнес в той или иной стране.
Германская экономика считается первой экономикой Европы, может, отчасти, от этого сложилось заблуждение, что налоги здесь самые высокие в Европейском Союзе.
В Федеративную Германию входит шестнадцать земель. Между субъектами распределяются государственные обязательства и функции в части обеспечения доходов. В Германии, кроме федерального и муниципального налогообложения, есть и ещё один уровень - совместный. В него входит налог на НДС.
Отдельно - церковный налог.
В Германии сорок пять видов налогов, но это не значит, что все граждане их оплачивают. Например, собаководы обязаны помнить о налоге на собак.
И все же некоторые налоги, которые платят в основном предприниматели, могут показаться неуместными. В основном это «средневековые». Из этого разряда пошлина на производство уксусной кислоты, правда, недавно отмененная. А налог на кофе и чай благополучно сохранились. Из тех далеких веков и «люкс-налог», распространяющийся на шампанское. Он входит в стоимость игристых вин, государство получает прибыль. Вообще весь алкоголь в Германии подлежит акцизам.
Больше девяноста процентов составляют предприятия с ограниченной ответственностью. Они, а также акционерные общества и иностранные корпорации подлежат налогообложению. Существуют два типа налога для предпринимателей:
Для бизнеса и крупных корпораций налоговая система понятна, прозрачна и предсказуема. Однако бизнесмены пытаются снизить пошлину и обычно добиваются этого с помощью налогового консультанта.
Предприниматели считают, что в Германии сложилась довольно выгодная система налогообложения. В среднем совокупная нагрузка на уровне 29,83%.
В евро платят налоги граждане стран, входящих в Евросоюз. Европейской валютой оплачивают все виды налогов в ЕС.
Глобализация ведет к тому, что налоговые процессы придется сообща регулировать. Но страны к этому не готовы. Координация как первый шаг к согласию воспринимается скептически.
Сегодня налоговая нагрузка медленно, но уверенно движется к уменьшению. Это отмечают и отдельные налогоплательщики, и бизнесмены. Корпоративный упал с двадцати семи с половиной процентов до двадцати четырех. И это за десять-пятнадцать лет. Не слишком изменился, но все же потерял косвенный налог, почти минус один процент привел ставку к тридцати процентам. Итого, если сложить все позиции, в среднем на мировую экономику получается налоговая нагрузка 22%. Ситуация выглядит иначе, если рассматривать отдельные страны. Только государство с высоким уровнем жизни сможет позволить налоговые послабления.
Экономисты считают, если поднимать налоговую ставку, то это ненадолго обеспечит рост доходов в бюджет. Впрочем, в России такое решение отразилось негативно на коммерческом секторе. Когда повысили страховые взносы, предприниматели просто начали закрывать свои компании. Поэтому аналитики настаивают: если уж вести налоговые сборы к росту, то только в случае применения прогрессивной системы налогообложения.
Для России эта теория в практике может предстать по-другому: высока вероятность, что прогрессивная шкала сыграет на понижение бюджетных поступлений. В России велико неравенство доходов населения: почти 50% доходов держат в руках 20% россиян. И граждане не слишком дисциплинированно соблюдают законодательство. К тому же в России нет тех льгот, которые предлагает Европа, используя прогрессирующую шкалу налогообложения.
Обычно в странах Европы количество и размер налогов часто не меняются, и европейцы не прочь бороться с налоговыми льготами и офшорами.
Эксперты выступают за то, чтобы все страны максимум в течение 10 лет договорились привести свои налоговые законодательства к общему знаменателю. И речь не только об отказе от двойного налогообложения.
Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания Маастрихтского договора в 1992 году (договора о Европейском союзе), принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться. Еще больше разнообразия у стран, не входящих в ЕС.
В Европе достаточно сложно встретить, например, абсолютно стандартизированные механизмы налогообложения тех или иных видов доходов, не говоря уже о налоговых ставках и преференциальных режимах.
Более того, встречаются совершенно уникальные налоговые режимы и правила. Например, режим «смешанной компании» в Швейцарии, налоговая система Монако или Эстонии, правила определения резидентного статуса физических лиц в Великобритании и др. Далеко не во всех странах ЕС установлены правила налогообложения иностранных контролируемых компаний (так называемые правила CFC), которые, кстати, введены в РФ с 2015 года.
Поэтому разный уровень налоговой нагрузки, особенности местного законодательства заставляют бизнес предельно внимательно относиться к выбору страны для ведения бизнеса или проживания.
В то же время различия налоговых систем европейских стран создают условия для так называемой налоговой конкуренции юрисдикций за создание наиболее привлекательных условий для частного капитала. Поэтому выбор той или иной страны зависит не только от уровня налоговой нагрузки, но и от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.
Проанализировав данные европейских стран, авторы исследования сравнили их по ряду параметров с такими крупнейшими экономиками мира, как США, Япония и Китай.
Было показано, что Евросоюз несколько уступает США в части администрирования процессов исчисления и уплаты налогов, а также подачи налоговой отчетности налогоплательщиками. Также Евросоюз демонстрирует относительно низкие (по сравнению с Японией, Китаем и США) ставки по корпоративному налогу на доходы. Даже несмотря на то, что Китай и Япония значительно снизили указанные ставки (в 2008 и 2012 годах соответственно), они остаются выше средней ставки по ЕС.
Наконец, налоговая нагрузка на оплату труда на примере средней номинальной ставки налога на доходы физических лиц в Евросоюзе ниже ставок приведенных азиатских стран и США. Однако такой вывод был бы полностью справедлив и корректен как раз при относительно унифицированной системе налогообложения оплаты труда в странах ЕС, чего не наблюдается в современной Европе. Дело в том, что в странах ЕС с прогрессивной шкалой налогообложения и возможностью начисления муниципальных налогов и дополнительных сборов реальная эффективная ставка может быть значительно выше и достигать 57% (Швеция) при ставках в Японии 50,84%, Китае – 45% (на 2014 год).
Налоговая политика государств нередко меняется в зависимости от экономических целей властей, поэтому немаловажным фактором привлекательности стран для международного капитала или выбора места жительства является стабильность правил налогообложения и общего уровня налогового бремени. Безусловно, при этом интересует не декларируемый показатель стабильности, а показатель, подтвержденный в исторической перспективе. С этой точки зрения представляет интерес реакция наиболее сильных и слабых экономик Евросоюза на кризис 2008 года в части изменения налоговых ставок по некоторым ключевым налогам.
Так, три наиболее мощных государства Евросоюза (Германия, Франция, Италия) не повышали налоги на прибыль корпораций (а Германия и Италия даже снизили), что, помимо прочего, позволило сохранить инвестиционную привлекательность государств и дестимулировать отток капитала.
В трех наименее мощных экономиках ЕС (Латвии, Люксембурге, Эстонии) также не произошло роста налога на прибыль и на доходы физических лиц. В Эстонии и Латвии дефицит бюджета компенсировался в основном ростом НДС (НСО) и акцизов.
В отношении налога на доходы физических лиц тенденции были аналогичными: ставка налога в Германии и Италии осталась прежней, в Латвии, Люксембурге и Эстонии колебания были незначительными. Во Франции резкое повышение максимальной ставки налога с 41% до 45% являлось следствием выполнения президентом Франсуа Олландом своего предвыборного обещания: в частности, он заявлял о намерении повысить налог в отношении состоятельных граждан с целью компенсации эффекта от отмены режима экономии, действовавшего при Николя Саркози.
Рассмотрим основные правила налогообложения в некоторых популярных для российского бизнеса государствах.
С 5 декабря 1998 года действует соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (в редакции протокола от 7 октября 2010 года). Отличительными чертами этого документа (далее СОДН) является отсутствие налогов у источника при выплате процентов на Кипр, возможность применять льготную ставку налога на дивиденды в размере 5% (одна из самых низких в Европе) и прочие преимущества.
– Налогом у источника облагаются только роялти, выплачиваемые нерезиденту. Ставка налога составляет 10%, за исключением выплат роялти в отношении фильмов и телевизионных передач (ставка составляет 5%). СОДН могут быть установлены более низкие ставки.
Это интересно:
Дополнительным сбором, возлагаемым на резидентов Кипра, является так называемый налог на оборону (special contribution for defense, SCD), введенный в 1984 году при попытке найти средства для финансирования военного бюджета республики для защиты от Турции, которая в 1974 году ввела войска, и по сей день занимающие около 40% территории острова.
При налоговом планировании, подразумевающем использование кипрской компании, целесообразно принимать во внимание SCD, так как существенную часть общей налоговой нагрузки может составить именно налог на оборону.
– Налог на оборону не взимается в отношении дивидендов, полученных как от резидентов, так и от нерезидентов, за некоторыми исключениями (ставка налога в этом случае составляет 17%). Налог на оборону взимается в отношении процентных выплат, полученных не от основного вида деятельности (например, компаниями, которые не могут подтвердить свой статус как финансовая компания), по ставке 30% (до 29 апреля 2013 года ставка составляла 15%). Налог на оборону в отношении арендных платежей составляет 3% в отношении 75% от суммы платежа.
– Стандартная ставка налога – 19% (с 13 января 2014 года). До 2012 года ставка составляла 15%, в 2012-м была повышена до 17%, а в 2013-м – до 18%. Рост ставок НДС, наряду с ростом ставок корпоративного налога и налога на оборону, был вызван антикризисными мерами.
– В отношении ряда товаров и услуг возможно применение пониженных ставок в 8% и 13% (также повышенных в 2014 году с отметок 5% и 9% соответственно).
– Как и в большинстве европейских юрисдикций, физические лица – резиденты Кипра облагаются налогом в отношении общемирового дохода. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников на территории Республики Кипр.
– Резидентом Кипра признается лицо, находящееся непрерывно на территории Республики более 183 дней в течение года.
– Налог на доходы исчисляется по прогрессивной шкале: суммы дохода до 19 500 евро не облагаются налогом; для доходов от 19 501 до 28 000 евро ставка составляет 20%; от 28 001 до 36 300 евро – 25%; от 36 301 до 60 000 евро – по ставке 30%; свыше 60 000 евро – по ставке 35%.
– Дивиденды, процентные выплаты и арендные платежи в адрес резидентов облагаются налогом на оборону по ставкам 17%, 30% и 3% соответственно.
– Налог на недвижимое имущество взимается в отношении недвижимости по ставкам, варьирующимся от 0,6% до 1,9%. Налоговой базой является рыночная стоимость недвижимого имущества, определенная на дату 1 января 1980 года.
– Если стоимость недвижимости, определенная на 1 января 1980 года, меньше 12,5 тыс. евро, то собственник-физлицо не облагается налогом.
– Субъектами налога на прибыль в Германии являются налогоплательщики неограниченной (налогообложение доходов по всему миру) и ограниченной (с доходов от источников в Германии) налоговой обязанностью по уплате налога. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Германии, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и государственными учреждениями, несут ограниченные обязательства по налогу на доходы.
– Налоговым резидентом Германии считается организация, имеющая на территории Германии зарегистрированный офис или место эффективного управления. До 2008 года все компании, зарегистрированные в Германии, признавались резидентами, однако с 1 ноября 2008 года такие компании могут определять (выбирать) резидентства по месту нахождения центра управления, оставаясь зарегистрированными в Германии.
– Базовая ставка налога на прибыль составляет 15% (до 2008 года ставка составляла 25%). Эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как, помимо налога на прибыль, налогоплательщик уплачивает «солидарный взнос» (Solidaritaetszuschlag) в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14% до 17%.
– В Германии, как и в остальных странах EU, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленные нормами Евросоюза (Directive 2006/112).
– Базовая ставка налога составляет 19%. Возможно применение пониженных ставок в 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).
– Налогом на доходы физических лиц облагаются как резиденты (в отношении любого дохода), так и нерезиденты Германии. Помимо налога на доходы, налогоплательщики уплачивают солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога, а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, – налог на предпринимательство (Gewerbesteuer).
– Ставки налога в Германии составляют 0%, 14%, 23,97%, 42% и 45%, однако пороговые суммы, к которым они относятся, различаются в зависимости от субъекта обложения (одиночный налогоплательщик или супружеская пара). Для одиночных налогоплательщиков пороговые суммы составляют 8 354, 13 469, 52 881 и 250 730 евро соответственно. Для супружеских пар, заявивших о совместном обложении дохода семьи, ставки составляют 16 708, 26 939, 105 763, 501 461 евро соответственно.
– Налог на недвижимое имущество взимается в местные бюджеты. Сумма налога рассчитывается как произведение стоимости недвижимости и федеральной ставки налога (0,35%), а также местных коэффициентов, которые могут варьироваться в пределах от 280% до 810%. Таким образом, эффективная ставка налога может колебаться от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимости.
– Налогом на прибыль облагаются прибыли резидентов по всему миру, а также прибыли нерезидентов от источников в Чехии.
– Резидентом Чехии является компания, зарегистрированная в этой стране или управляемая из нее.
– Стандартная ставка налога на прибыль в Чехии составляет 19%.
– Доходы от прироста капитала облагаются в составе налога на прибыль.
– Предусмотрены пониженные ставки на прибыль от инвестиционных и паевых фондов в размере 5%.
– Законодательство Чехии содержит нормы о регулировании трансфертного ценообразования – в частности, установлено, что сделки между зависимыми лицами должны осуществляться в соответствии с правилом «вытянутой руки».
– В Чехии нет норм, касающихся обложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
– Выплаты лицам, проживающим в стране, с которой у Чехии нет соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене информации, также подлежат обложению по ставке 35%.
– Проценты и роялти, выплачиваемые чешской компанией в адрес компаний, имеющих постоянное представительство в Чехии или зарегистрированных в ЕС, не подлежат обложению налогом при соблюдении ряда условий.
– Стандартная ставка НДС составляет 21%. Предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 15% на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, медицинское оборудование, отопление, социальное жилье. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри ЕС, международные транспортные услуги.
– Освобождены от налогообложения финансовые услуги, операции с недвижимостью и т. д.
– Плательщиком НДС становятся компании, чей оборот превышает 1 млн чешских крон (~36 тыс. евро) за 12 месяцев (за исключением необлагаемой деятельности). Указанное правило не распространяется на нерезидентов.
– Налогом облагаются резиденты – в отношении всего дохода, а также нерезиденты – в отношении дохода от источников в Чехии.
– Стандартная ставка налога составляет 15%.
– Доход от предпринимательской деятельности, превышающий 48-кратный размер средней заработной платы в год, облагается дополнительным налогом солидарности по ставке 7%.
– Прибыль от передачи недвижимого имущества включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
– Налогоплательщиком являются владельцы недвижимости или земельных участков на территории Чехии. В зависимости от места расположения, площади недвижимости или земельного участка применяются различные коэффициенты для исчисления налога.
– Также предусмотрен налог с продажи недвижимости в Чехии по ставке 4%.
В нашей стране подоходный налог является обязательным и выступает значительным способом пополнения государственного бюджета. Интересна практика других стран. Какая ставка налога на доход применяется? Каким образом, и в какие сроки взимается подоходный налог?
На примере нескольких стран, являющихся соседними с Российской Федерацией или достаточно удаленными, рассмотрим пополнение государственного бюджета за счет подоходного налога.
Ближайшим соседом и наиболее близким в отношении экономической политики и методики налогообложения является Республика Беларусь. По местному законодательству к налогообложению полагаются следующие доходы:
Как и в России, соседнее налоговое законодательство позволяет гражданам получать послабление в виде налоговых вычетов.
Вычеты могут быть получены по следующим направлениям:
Кроме этого по белорусскому законодательству полагаются стандартные налоговые вычеты для семей, где присутствуют люди с ограниченными физическими возможностями, граждан, получивших звание «Герой Советского Союза», участников Великой Отечественной Войны, иным льготным категориям.
Это налоговая политика ближайшего к нам соседа. Попробуем заглянуть немного дальше — в европейское государство со стабильной экономикой.
Исчисляется подоходный налог с граждан, являющихся резидентами, а также тех, кто прожил в Германии не менее полугода на постоянной основе и получал при этом доход от какой-либо деятельности.
Базой сбора налога по доходам является следующее:
Данный вид сбора является обязательным к уплате на всей территории страны.
Что касается иностранных граждан, на легальной основе проживающих на территории Германии и занимающихся трудовой деятельностью, от которой получают доход — учитывают они лишь те средства при исчислении совокупного дохода, что были получены на внутреннем финансовом рынке страны.
В данной стране, как и во многих европейских государствах, применяется прогрессивная шкала ставок по налогу на доход.
Выглядит она следующим образом:
Методика исчисления подоходного налога разнится – он может рассчитываться, отталкиваясь от единоличного дохода гражданина, либо от совокупной прибыли, полученной семьей. При этом если полный доход семьи не превышает шестнадцати тысяч евро в год – налог с них не взимается.
Естественно, как и в любой цивилизованной стране, в Германии применяются разнообразные льготы и послабления для граждан страны. Люди с ограниченными физическими возможностями и граждане преклонного возраста, работающие по найму могут рассчитывать на льготы. Как и в нашей стране, в Германии можно получить налоговый вычет по средствам, потраченным на получение образования.
Недавним обновлением законодательства Германии стало возможным получение налогового вычета за средства, потраченные на страховку. В данном случае имеется в виду медицинское лечение или уход за больными.
Также граждане, у которых на попечении находятся несовершеннолетние дети, получают стандартный вычет на каждого ребенка в три с половиной тысячи евро.
Так обстоят дела на нашем материке. А что же происходит с налогообложением за океаном?
Демократическое государство, располагающееся за океаном, доверяет гражданам самостоятельно рассчитывать и уплачивать налог на доходы. Существует орган, отвечающий за проверку поданных деклараций и проведенных налоговых оплат – служба внутренних доходов. Данная организация проверяет не все декларации, поданные гражданами, но выборочную часть, составляющую не более двух процентов от общего потока. Вот только если в проверяемых документах найдется несоответствие, ошибка или некая оказия – штрафные санкции нарушителя могут дойти вплоть до реального тюремного срока.
Разнообразие подоходного налога в Соединенных Штатах потрясает.
Существуют такие сборы:
Было бы странно, если бы при столь разнообразном налогообложении полностью отсутствовали льготы.
Послабления предоставляются в следующих случаях:
Как видно из всего вышеперечисленного – большинство стран использует подоходный налог для пополнения собственного бюджета. Различиями выступают ставки, льготы, методика исчисления и выплаты, даже – проверка.
Одно объединяет все развитые государства – налог с дохода гражданина обязателен к уплате во многих странах.