Доход на пароход. Свой бизнес: как заработать на велотурах. Положительные и отрицательные стороны

Доход на пароход. Свой бизнес: как заработать на велотурах. Положительные и отрицательные стороны

Русско-американская линия - так называлось регулярное трансокеанское пассажирское сообщение между Российской империей и США, осуществлялось Русским Восточно-Азиатским обществом - дочерней компанией датской пароходной компании. Регулярные грузовые перевозки между Россией и США начались в 1900 году, а в 1906 году РВАО открыло первый регулярный пассажирский маршрут, связавший две страны - маршрут Либава (нынешняя Лиепая) - Нью-Йорк; причиной, побудившей российские власти и РВАО к созданию регулярного пассажирского сообщения стало резкое увеличение эмиграции из Российской империи в Северную Америку: до сих пор эмигранты могли попасть в Америку только через иностранные порты и на иностранных пароходах, тем самым принося немалый доход европейским пароходным компаниям.


Билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором - 135, в эмигрантском - 85; для сравнения, на «Титанике» плавание стандартным первым классом от Англии до США стоило 230 рублей (23 ф.ст.), третьим классом - 75 рублей (7,5 ф.ст.). Продолжительность рейса - 10-15 дней.

Линию Либава-Нью-Йорк 14 сентября 1906 года открыл пароход « Корея» 1899 года постройки (водоизмещение 6 163 брт); у материнской датской компании судно ранее было задействовано в торговле с Дальним Востоком. « Корея » перевозила пассажиров в США до начала 1909 года, после снятия с пассажирской линии она еще не раз ходила в Штаты как чисто грузовой пароход и на этой линии встретила свой конец: 1 марта 1910 г., идя с грузом руды из Нарвика в Филадельфию, первенец линии из-за аварийного смещения груза в штормовых условиях был срочно оставлен экипажем и через некоторое время затонул.

В 1907 датчане пополнили Русско-американскую линию другими пароходами, крепкими старичками с английскими корнями, не слишком быстрыми и менее вместительными: пароходы «Литуания» (1889 г. экс-«Ланкашир», 4248 брт), «Эстония» (1889 г. экс-«Йоркшир», 3137 брт) и весьма потрёпанная «Аркония» (1896 г. экс-«Дунолли Кастл», 4167 брт), снятая с линии уже в следующем 1908-м году.
«Литуания»

Следует отметить, что РВАО было не единственным пароходной компанией, работавшим по маршруту Либава-Америка, в том же 1906 своё пассажирское сообщение там открыл российское государственное пароходство «Добровольный флот»: в 1906-1908 годах по тому же маршруту плавали доброфлотовские пассажирские пароходы «Херсон», «Москва», «Петербург», «Смоленск» и «Саратов». Но Доброфлот недолго был конкурентом РВАО и уже в 1908 году фактически отказался от русско-американского пассажирского сообщения.

В том же 1908 году у на Русско-американской линии появился первый новый пароход, построенный специально для неё, настоящая "звезда" линии - пароход «Россия», созданный на верфях английской фирмы «Barclay, Curle&Co». Размеры судна были такими - длина 144,8 м, ширина 17,5 м, осадка 5,79 м. Цилиндры высокого, среднего и низкого давления паровых машин имели диаметры соответственно 660, 1143 и 1930 мм, а ход поршней составлял 1372 мм. Котлы в сумме имели 21 топку, а наибольшая мощность паровых машин достигала 6300 л. с., что позволяло пароходу идти со скоростью 16 узлов. Дальность плавания при 13 узлах составляла 8000 миль. Помещения лайнера были рассчитаны на 51 пассажира 1-го класса, 204 - 2-го класса и 1392 - 3-го класса. Грузоподъемность парохода составляла 6450 тонн. Все каюты и палубы освещались электричеством. Пассажирское судно имело четыре мачты и оснащалось радиотелеграфом системы Де-Фарест. Еще до окончания постройки пароход «Россия» получил высший класс английского Ллойда.




На «России» - равно как и на остальных пароходах Русского Восточно-Азиатского общества - капитаном и главными служащими были преимущественно датчане.

Тогда же, в 1908 году, линию пополнил пароход «Бирма» 1894 года постройки (4 595 брт), ранеее называвшийся « Arundel Castle», в 1913-м переименованный в «Митаву» - первый рейс в Нью-Йорк произвёл 8-23 декабря 1908 года. В 1912 году этот пароход принимал участие в спасении пассажиров «Титаника».


Людвиг Стулпинг - в 1909-1913 годах капитан «Бирмы», в 1913-1918 капитан «России» - с супругой и детьми.

В последующие годы Русско-американскую линию пополнили другие новые пароходы. В 1910 появился «Курск» (7858 брт), рассчитанный на перевозку 1700 эмигрантов; в свой первый рейс на Нью-Йорк судно отправилось 20 октября (2 ноября) 1910 года.

В 1912 на линии появился другой новый пароход, брат-близнец «Курска» - «Царь» (6503 брт). « Царь» был рассчитан на 30 мест в 1-м классе, 260 во 2-м и 1086 в 3-м. Скорость 15 узлов или 28 км.час. В первый рейс Либава — Копенгаген — Нью-Йорк пароход вышел 30 мая 1912 года из Либавы и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года. На линии Либава — Нью-Йорк п ароход «Царь» заменил пожилую «Литуанию» и ходил на этой линии до июля 1914 года включительно.



Посадочный талон на пароход « Царь », с визой американского консула.

В 1913 году линию пополнил пароход «Двинск» (8173 брт) 1897 года постройки, в прошлом называвшийся «Rotterdam» и «Tietgen ».

Таким образом к 1914 году Русско-американскую линию обслуживали 5 пассажирских пароходов Русского Восточно-Азиатского общества, по числу перевозимых пассажиров вышедшего на 11-е место среди пароходных компаний Европы и Северной Америки; правда, на долю РВАО приходилось только 20-25% миграционного потока из России в Северную Америку, остальные российские эмигранты до Америки предпочитали добираться через порты Европы (в основном через Германию), не в последнюю очередь из-за того, что для официально разрешённой эмиграции через Либаву требовалось наличие российского загранпаспорта, для получения которого от эмигранта требовалось немало денег и хлопот, а в германских и австро-венгерских портах обходилось без него.

С началом Первой мировой войны «Россия» и «Митава» оказались заблокированы на Балтике - «Россия» была переименована в «Русь» и зачислена в состав Балтийского флота ВМФ Российский империи как транспортное судно, а «Митава» всю войну простояла в Кронштадте. Остальные пароходы РВАО, 1 августа 1914 года находившиеся за пределами Балтийского моря, продолжали обслуживание Русско-американской линии, но теперь линия была перенесена из блокированной немцами Балтики в порты Архангельск (летом) и Романов-на-Мурмане (зимой). В 1915 линию пополнил очередной новый пароход - «Царица» (6 598 брт). Впрочем, большой нужды в новом пополнении у пароходства не было - с началом войны эмиграция из России в Америку резко сократилась, за 1915-1917 годы в США прибыло 47 000 российских эмигрантов, в то время как до войны за один только 1913 год оных прибыло 291 000.
«Царица»


В феврале 1917 года после объявления Германией неограниченной подводной войны регулярные рейсы в Америку были приостановлены, а после Октябрьского переворота Русское Восточно-Азиатское общество и Русско-американская линия окончательно прекратили своё существование.

Дальнейшая судьба пароходов этой линии сложилась по-разному. «Двинск» в 1917 году был передан английскому пароходству Кунарда и в 1918 году потоплен германской подлодкой, «Митава» после войны вернулась к датским хозяевам и в 1920-х продана на слом; датчанам вернулись и остальные пароходы Русско-американской линии, и в начале 1920-х датчане попытались возродить сообщение между Либавой (теперь она называлась Лиепая) и Америкой, но теперь уже под названием Балтийско-американская линия (1921-1930) - «Курск», «Царь» и «Царица» были оставлены для работы на этой линии, но были переименованы в «Полонию», «Эстонию» и «Литуанию». В 1930 году датчане закрыли линию, а её пароходы продали полякам для работы на их линии "Гдыня-Америка". «Россия» тоже была переведена на Балтийско-американская линию (под именем «Латвия»), но плавала там недолго и в 1923 году была продана японской судоходной компании «Osaka Shosen Kabushiki Kaisha» и после присвоения нового названия «Fuso Maru» приписана к торговому порту Осака. 31 июля 1944 года во время выполнения воинских морских перевозок в Южно-Китайском море судно торпедировала американская подводная лодка «Steelhead».

Народные избранники, идущие в Госдуму, явили народу свои доходы, как то предписал Центризбирком. «Конкурент» занялся поисками самого богатого кандидата из региональных списков. Как оказалось, наибольшие доходы имеют авторы «Народной программы» – единороссы. Годовые доходы практически всех в списке колеблются в пределах 8–13 млн. рублей. Тогда как представители других партий постеснялись заявлять выше 1,2-2 млн. рублей. Самые высокие официальные заработки показал единоросс, вице-президент РЖД Сергей Епифанцев, который получает в год 38,2 млн. рублей. До него ещё тянуться и тянуться Алексею Фёдорову с 13,9 млн. рублей. Зато другие кандидаты берут не рублём, а недвижимостью и акциями. Нина Чекотова, к примеру, имеет в Иркутской области долю в праве собственности 18 квартир, а коммунист Сергей Левченко владеет акциями шести «заводов и пароходов».

«Единая Россия», которая на этих выборах заявила о максимальной близости с народом и даже разработала «Народную программу», по-прежнему предпочитает набирать к себе людей более состоятельных, чем среднестатистический россиянин. Если почитать региональный список «ЕР», абсолютным лидером среди всех по официальным доходам стал вице-президент ОАО «РЖД» Сергей Епифанцев. Он идёт в иркутском списке на седьмом месте и имеет доход от ОАО «РЖД», ИППК ЮФУ, ФГОУ ДПО «МАГМУ» в 38,2 млн. рублей. У него есть земельный участок в 600 кв. м в Ростовской области, более 3 млн. рублей вкладов. Первый в списке «Единой России» Алексей Фёдоров имеет годовой доход 13,9 млн. рублей от ОАО «НПК «Иркут», ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», реализует акции, получает дивиденды. Имеет квартиру в Москве площадью 139,6 кв. м и акции или иное участие более чем в 25 крупных предприятиях, организациях и финансовых структурах России, среди которых Сбербанк, «Иркутинвест» и большое количество генерирующих компаний. Восьмой в списке «ЕР» Геннадий Комаров имеет доход в 12,5 млн. рублей.

Сергей Тен получил более скромный доход – около 7,8 млн. рублей от группы компаний «Труд» и ЗАО «Труд», а также за счёт займов. Он указал, что имеет квартиру в 107,4 кв. м и чуть более 400 тысяч вкладов в Сбербанке и ВТБ-24. Виталий Шуба, получающий пенсию, зарплату в Госдуме, ещё и преподаёт в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова. В своих доходах он указал ещё и продажу имущества. В сумме доход зампреда Бюджетного комитета составил 6,9 млн. рублей. Виталий Борисович имеет участок в Московской области в 878 кв. м, гараж в Иркутской области в 30 кв. м, автомобиль «Лексус» и около 790 тыс. рублей вкладов в Сбербанке и ВТБ-24.

На фоне эти финансовых «мастодонтов» Андрей Чернышёв и Антон Романов смотрятся куда как скромнее. Чернышёв получает в Заксобрании 1,6 млн. рублей, купил по полдоли квартир в Москве и Иркутской области. К московской квартире прилагается ещё и гараж площадью 36,6 кв. м. Чернышёв имеет более миллиона рублей в банках и участвует в акциях нескольких предприятий Иркутской области. Идущий вторым в списке «Единой России» Антон Романов получает в областном парламенте чуть более 1,2 млн. рублей, владеет земельным участком площадью 1445 кв. м в Иркутской области, жилым домом в 98,8 кв. м, квартирой в 62,6 кв. м и «Ниссаном-Атласом» с прицепом. У Антона Васильевича вклад в 300 тыс. рублей в ВТБ-24.

Однако и на лидеров других партий народу как-то уповать не приходится. Руководитель ИРО «Справедливая Россия» Иван Грачёв, к примеру, получил годовой доход в 2,2 млн. рублей. Это зарплата в Госдуме и доходы от вкладов. У него скромный домик в Греции площадью 99 кв. м, автомобиль SUZUKI GRAND VITARA 2007 года. Жилых помещений на территории России у Грачёва не наблюдается.

У Валерия Кустоса, которого Иван Грачёв с таким упорством продвигал в список «эсэров», с железными конями куда как лучше: их у него пять, от Toyota Rav4 до автокрана.

Он имеет заработки в МУП «Столовая № 7», ООО «ИнфоЦентр», ООО «ВИТА» общей суммой более 1,9 млн. рублей, четыре участка в Иркутской области в общей совместной собственности, жилой дом на 47,3 кв. м и квартиру на 160,1 кв. м, «иное недвижимое имущество», вклад в банке на 61 тысячу рублей и акции в нескольких предприятиях. Александр Гаврилюк, идущий вторым в региональном списке «эсэров», имеет общий доход, источником которого заявлена Восточно-Сибирская государственная академия образования, более 4,4 млн. рублей и вклад в ВТБ-24 на сумму чуть более 1 млн. рублей.

Коммунисты, ратующие за счастье народное, как оказалось, капиталистическим радостям не чужды. Сергей Левченко только в Госдуме получает более 1,9 млн. рублей. Ему принадлежат участок в Иркутской области на 800 кв. м, дача в 18 кв. м, автомобиль «Ниссан Максима», а также 15% акций ООО «Иркутскстальконструкция», 1,71% – ООО «Ангарстальконструкция», ЗАО «Стальконструкция», 50% – ООО «Купол», 29,3% – ООО «Усольестальконструкция». 35% акций владеет Сергей Левченко и в ООО «Издательский центр «Салют», которое, кстати, было одним из тех предприятий, которые занимались скандальным тиражом газеты КПРФ.

Евгений Рульков зарабатывает в год в Заксобрании около 1,5 млн. рублей, имеет автомобиль «Тойта Виста Ардео» 1999 года, 166 рублей в Сбербанке РФ. Годовой доход Ильи Сумарокова на Усольском свинокомплексе составляет чуть более 2,2 млн. рублей. Более 2 млн. рублей – в ООО «Крона-банк», зато у него есть и жилые дома, и квартиры, и земельные участки, и иное «недвижимое имущество». Не беден и экс-мэр Братска Александр Серов, ныне находящийся под следствием. Свой рабочий доход он показал более чем в 1,7 млн. рублей.

Почти 2 млн. рублей зарабатывает в Госдуме и лидер регионального списка ЛДПР Андрей Луговой. Он владеет легковым автомобилем «Тойота Лэнд Крузер» 2008 года выпуска и имеет вклад более 12,7 млн. рублей в ККО «Барнаул-Демидовский» и Альфа-Банке. Годовая зарплата Нины Чекотовой в Заксобрании скромнее, но и она превышает 1,3 млн. рублей. Ей же принадлежат пять участков от 140 до 352800 кв. м, два дома – 184,3 и 43,8 кв. м. Нине Александровне принадлежит доля в праве собственности 18 квартир в Иркутской области. Самая маленькая – 26,4 кв. м, самая большая – 282,3 кв. м. На её счету два объекта недвижимости, три автомобиля MERCEDES-BENZ и самосвал 1998 года выпуска. Глава парламентского комитета по собственности имеет от 33 до 74% акций 12 предприятий региона.

По данным Росстата, среднемесячная зарплата россиянина в сентябре 2011 года составляла 23 628 рублей. Значит, в год россиянин зарабатывает чуть более 280 тысяч рублей. Если взять успешного россиянина, доход которого превышает 35 тысяч рублей в месяц (таких в России 12,3%), то годовой доход всё равно не превысит 500–600 тысяч рублей. Это означает, что даже успешный россиянин заработает в четыре раза меньше, чем Андрей Луговой и Сергей Левченко, почти в 15 раз, чем Сергей Тен. Средняя пенсия составляет сейчас 8 276 рублей. Иван Грачёв, к примеру, в год зарабатывает в 20 раз больше, чем среднестатистический пенсионер России.


Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность — командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.

Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Задержание танкера «Механик Чеботарев» в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

* В расчетах используются средние данные по России

Речное судоходство в России пребывает в печальном состоянии, кажется, ещё немного, и речной транспорт канет в забвение. Государство не стремится развивать эту отрасль, содержание собственного судна является очень тяжёлым, ответственным и затратным делом, что только сокращает число частных владельцев судов. Огромные внутренние водные пространства и тысячи километров речных путей бороздятся совсем небольшим количеством транспорта, и с каждым годом его число только падает.

Самый недорогой транспорт – внутренний водный – имеет катастрофически небольшой процент грузовых и пассажирских перевозок по сравнению с остальными видами: автомобильным, железнодорожным и воздушным (и даже трубопроводным). Частично объяснить столь плохое состояние можно главным недостатком речных судов – предельно низкой скоростью перемещения, ведь самолёт в десятки раз быстрее парохода. Однако столь неспешный ход корабля можно обратить в свою пользу, ведь большое количество людей стремится не быстрей попасть в пункт назначения, а наоборот насладиться поездкой, о чём свидетельствует высокий спрос на такой вид услуг как организация прогулок по реке.

Можно сказать, что сегодня это та сфера, которую могут развить предприниматели вместо государства, предоставляя подобные услуги на своих частных судах, таким образом, судьба речного транспорта имеет ещё шансы на спасение. Россия является для многих людей красивой своей природой страной, множество жителей этой страны с удовольствием прокатятся на теплоходе по реке, который имеет неторопливый ход и позволяет всецело насладиться поездкой. Организация подобных прогулок является очень перспективным начинанием, однако имеет множество нюансов и тонкостей, не разобрав которые перед выходом в большое плавание, можно пойти на дно после первой же платной прогулки, только фигурально, а не в прямом смысле.

Подавляющее число городов имеют свою водную артерию, почти все крупные города были основаны на берегах реки и даже получили благодаря ей свои названия. Река – это визитная карточка многих населённых пунктов, своего рода достопримечательность. Но прежде чем начинать организацию речных поездок, нужно выяснить будет ли это вообще пользоваться спросом в конкретном городе, где планируется начинать бизнес.

Определённо перспективы имеются в больших городах, здесь коренное население само будет с удовольствием взбираться на борт теплохода, чтобы отправиться в небольшое путешествие по речным просторам родной природы. В умах жителей больших городов уже давно отложилось понятие того, что если река судоходна, то по ней непременно стоит прокатиться на корабле хотя бы раз в жизни. Для многих это вообще становится отдыхом на каждые выходные, но так как не все могут позволить себе яхту или даже катер (помимо немалой стоимости покупки требуется водное транспортное средство ещё и содержать, что гораздо дороже самого приобретения), то прогулочное судно становится оптимальным выбором – заплатил за поездку и, не напрягаясь, отдыхаешь во время прогулки. Если же город является ещё и туристическим центром (хороший пример – «Золотое кольцо»), то вдобавок к местным жителям, которые любят свой край, появляются туристы, для которых побывать в городе культурного наследия и не прокатиться по реке сравнимо с непосещением города. Здесь устраивают преимущественно экскурсионные поездки со своим гидом.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Совсем плохо дело с речными прогулками обстоит только в небольших населённых пунктах, не обладающих ничем примечательным для путешественников, однако даже там может иметься пара пароходов, которые занимаются грузоперевозками, а в свободное время устраивают бары на воде с катанием по реке для туземцев. К тому же в крупных городах, где подобный бизнес существует много лет, присутствует огромное количество конкурентов, которые при этом ещё и швартуются в непосредственной близости друг от друга, а посетитель выбирает, какой ему больше нравится. Это важный аспект подобного предпринимательства, потому что клиента придётся привлекать чем-то особенным, стараться отвоевать какую-то определённую часть населения, создавая целевую аудиторию конкретно для своего судна.

Начинающий бизнесмен вряд ли сможет предоставить потребителю с самого начала крупный многопалубный корабль вместимостью в несколько сотен человек, на котором организован первоклассный сервис и имеются все дополнительные услуги вплоть до тайского массажа. Крупные же игроки, которые не первый год занимаются прогулочными рейсами, подобные корабли держат и своего клиента тщательно берегут, привлекая новых.

Новичку предстоит придумать оригинальную идею, которая выделит его среди остальных владельцев прогулочных судов, но сразу нужно отметить, что маршруты прогулок, как правило, одинаковы. Они определяются не самими предпринимателями, а речным ведомством, которое тщательно следит за судоходством, и теплоход, набитый пьяными офисными работниками, которые проводят свою корпоративную вечеринку в виде прогулки по реке, не должен мешать движению грузовых и прочих судов. Зачастую местное речное ведомство практикует выделение определённых траекторий движения частных прогулочных транспортных средств, которые занимаются каботажным плаванием вдали от маршрутов «серьёзного» судоходства; положительным моментом в таких правилах является отсутствие необходимости долгого согласования каждой своей прогулки с графиком движения остального водного транспорта.

Тогда остаётся проявить оригинальность в чём-то другом. Это может быть и перечень тематических вечеринок, возможность выкупа судна на определённое время (для романтически настроенных личностей или для серьёзных деловых людей), необычное оформление теплохода (вложиться в обустройство судна, чтобы сделать его похожим на парусный корабль, пиратский например, - это привлечёт не только восторженных детей, но и взрослых) – здесь возможности ограничены только фантазией. При большом желании можно договориться с управляющей организацией и на получение собственного маршрута.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы привлечь максимальное число клиентов, не стоит ограничиваться простой рекламой по городу. Конечно, она необходима, причём достаточно активная, в том числе на радио и местном телевидении, и таким образом удастся привлечь многих простых обывателей. Но всё же дополнительным источником дохода является сотрудничество с event-агентствами, которые всегда ищут способы оригинального проведения досуга, и если им судно покажется подходящим под то или иное мероприятие, они будут только рады предложению заполучить теплоход. При этом с подобными организациями иногда получается договориться об аренде теплохода в невыгодное для обычных круизов время – дневные часы будних дней. Владелец судна в этом случае ещё и избегает рисков отправиться в рейс, недоукомплектованный пассажирами, так как проведение мероприятия предполагает выкуп судна на все места, с суммой оплаты незначительно меньшей, чем если бы теплоход отправился в круиз, забитый полностью людьми. Вдобавок на борту будут проводиться какие-то вечеринки, которые могут стать дополнительным доходом не только для event-агентства, но и для предпринимателя.

Присмотревшись к ведению такого рода мероприятий, впоследствии можно самому начать организовывать свои представления уже за свой собственный счёт, что только увеличит доход, и уже владелец прогулочного транспортного средства будет обращаться в вышеназванные фирмы, чтобы устроить эти представления.

Капитан без корабля – сухопутная крыса, организатор речных прогулок без теплохода – вообще никто. Вложить в покупку судна нужно немалое количество доступных средств (с учётом, конечно, прочих расходов), самое простое судёнышко, уже бывшее в употреблении, обойдётся в круглую сумму около двух миллионов рублей. При этом, чтобы не опуститься ниже ватерлинии, такой транспорт сможет принять не больше двадцати человек без учёта экипажа, но на первых порах даже такая вместительность окажется достаточной для ведения бизнеса. Так даже проще, ведь пока известность минимальна, большого количества народа ждать не придётся, а крупное судно пришлось бы гнать полупустым, что очень нерентабельно – и экипаж такого транспорта будет насчитывать больше людей, и расход топлива у него значительно выше.

Стоимость большего судна может увеличиваться практически бесконечно в зависимости от класса, водоизмещения, отделки и ходовых характеристик и может исчисляться уже сотнями миллионов. Но покупать «Титаник» для речных прогулок никто не станет, даже если на его пути никогда не попадутся айсберги, поэтому можно ограничиться небольшим теплоходом на 100 человек – в самом начале это, пожалуй, самое большое судно, которое может быть выгодным в своём содержании.

После покупки судна можно идти ставить его на учёт в местное отделение Российского речного регистра, где оно будет занесено в реестр водных судов, а его владелец получит документы, разрешающие ему судоходство. Нужно быть готовым к тому, что в каждом субъекте Российской Федерации может действовать местное законодательство, которое внесло свои коррективы на ведение судоходства в вверенных ему водах, поэтому обо всех сложностях и особенностях стоит узнать заранее. Общероссийская правовая база предполагает постановку на учёт прогулочных судов согласно письму Главного управления РРР № 15-19-1592 от 25.05.2012 г. Вслед за этим можно отправляться в налоговый департамент для регистрации субъекта предпринимательской деятельности, где будет присвоен код (ОКПД 2) 50.3 Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом. В завершение придётся получить лицензию на свою деятельность, которая выдаётся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и водном транспорте". Трудность в получении лицензии состоит в том, что придётся предварительно нанять персонал, который будет соответствовать требованиям к перевозке людей, чтобы все документы, связанные с их профессиональной пригодностью, предоставить лицензиату. Ему также потребуются свидетельства о праве собственности на судно, его пригодности к плаванию и соответствии экологическим нормам, классификационное, о праве плавать под флагом РФ, а также план по предотвращению и устранению аварийных ситуаций и удостоверение об аттестации судна. Многие документы из этого перечня должны будут выдать ещё на этапе постановки судна на учёт. На решение всех бюрократических вопросов уйдёт не меньше ста тысяч рублей, и лишь только после этого теплоход будет иметь законное право ходить по реке.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Работа будет невозможна без соответствующего экипажа. Его состав определяется не столько владельцем судна, сколько приказом Минтранса РФ "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов". Количество людей в команде зависит от графика работы, водоизмещения судна и, в случае пассажирского транспорта, количества спальных мест. Но для того, чтобы глупо не утонуть в ста метрах от берега, нужно нанять опытного капитана, командира дноочистительного снаряда, их помощника, механика и электромеханика также с помощником, радиоспециалиста и врача. Таким образом, экипаж судна составит 8 человек, каждый из которых выполняет строго свою функцию по поддержанию судна на плаву.

Для работы с клиентами может потребоваться кок (или просто повар), официанты и прочий обслуживающий персонал, если предполагается продажа блюд и напитков. Для маленького судна вполне хватит пяти дополнительных человек, но больше 20 людей они обслуживать не смогут, поэтому на большие суда придётся нанимать соответствующий персонал. Если будут проходить тематические вечеринки, то на борт должна взойти ещё и креативная команда, которая тоже бесплатно работать не будет. Если же рейс экскурсионный, то платить придётся и гиду, который может быть человеком от турагентства.

Однако все люди, обслуживающие рейс, зачастую получают не фиксированную зарплату, а процент от выручки. При этом кок и его помощники могут быть отдельной организацией, которая устраивает приготовление еды за свой счёт и отдаёт только небольшой процент своей выручки владельцу судна, работая за ту сумму, которую фактически сами смогут заработать. Владельцу же присутствие повара даёт хорошее преимущество в глазах клиентов, которые вряд ли смогут обойтись без еды всю прогулку. Однако кухонные работники могут быть и штатными, но такая практика не интересная им ввиду того, что получать деньги они смогут только в сезон. То же самое касается и остального экипажа, который будет иметь трудоустройство только на то время, когда прогулки есть возможность устраивать.

В некоторых регионах России есть возможность работать круглогодично (например, Москва-река, которая промерзает очень плохо и по которой могут ходить в холодное время года суда с определённой носовой частью), но это не будет интересно потребителю, поэтому средний период работы прогулочного теплохода с середины апреля и до второй половины октября, то есть 6 месяцев в году. Вне этого времени капитан со всем экипажем сходит на берег, чтобы в следующем году вновь приступить к своим обязанностям.

Чтобы не потерять хорошего специалиста, некоторые судовладельцы платят пособие экипажу на время зимних каникул, чтобы те не остались совсем без денег на полгода; впрочем, многие просто нанимают новых людей. Некоторые моряки практикуют работу на нескольких судах, предварительно договариваясь с владельцами о часах работы, чтобы ухватить удобное для них время. За свою непосредственную работу они получают процент от выручки, он достигает 30% от неё для всего командного состава. Креативная команда будет получать также свой процент но только в случае проведения мероприятий, а иначе она и не нужна. Вообще организация вечеринок является дополнительным доходом, хотя это направление считается достаточно выгодным и прибавляющим конкурентоспособности.

Ещё одним неплохим способом дополнительного заработка является открытие бара (который не связан с кухней), где просто подают напитки; только в случае продажи алкогольной продукции нужно запастись соответствующей лицензией.

Даже маленькое судно может приносить своему владельцу хороший доход. Если рассматривать налаженную работу двадцатиместного теплохода, который обслуживается бригадой, получающей процент от прибыли, то он может в самом лучше случае делать до 8 рейсов в сутки продолжительностью в час, полтора или два. Если будет полная занятость посетителями (для известного и полюбившегося населением теплохода, который совершает действительно интересные прогулки или экскурсии, это не проблема) в каждый рейс, то при стоимости билета на часовой рейс в двести рублей получается 32 тысячи в сутки. За целый месяц (теплоход наиболее часто плавает в выходные, а так как экипаж получает процент, то сотрудники могут меняться без дополнительных трат для владельца) получается 960 тысяч рублей. Из них почти 290 тысяч отходят команде, около 80 тысяч уйдёт на топливо (маленький теплоход расходует 10 литров за час работы), а также около 60 тысяч придётся изначально отложить на зимнюю стоянку, которая рассчитывается в зависимости от габаритов судна. Остаётся 530 тысяч рублей в первый месяц работы и по 590 в последующие. Доход за 6 месяцев работы составит 3 миллиона 480 тысяч рублей, но если это будет единственный вид деятельности предпринимателя, то за весь год среднемесячный доход окажется только 290 тысяч или чуть больше 270 тысяч среднемесячной чистой прибыли.

Бизнес оказывается высокорентабельным, но это расчёты при самых оптимальных условиях причём без учёта отчислений на амортизацию, а также возможные ремонтные и стояночные расходы и штрафы, которые не редкость на водных пространствах – речные правоохранительные органы бдят не хуже сотрудников ДПС. И очень невыгодно для предпринимателя складывается кривая спроса в зависимости от времени суток и дня недели; вечером в выходные придётся отходить от пирса, оставляя на берегу многих желающих, которым не хватило места (вот в чём преимущество большого теплохода), а днём в понедельник судно будет простаивать.

Повысить спрос можно скидками на билеты в невостребованное время, но этим вряд ли удастся значительно увеличить поток клиентов. При правильной рекламе даже в такое время, конечно, найдутся свои посетители, но нужно всерьёз рассчитать, если ли смысл катать всего несколько человек (только стоимость топлива может оказаться выше, чем холостой пробег теплохода). Однако проводимые интересные экскурсии и увлекательные прогулки рано или поздно завоюют популярность у населения, что позволит развить этот бизнес и закупить целый парк прогулочных и экскурсионных, а возможно и иных назначений, судов для уже разнообразной деятельности.

Матиас Лауданум
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

186 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32185 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Минобрнауки сегодня опубликовало декларации о доходах порядка 400 руководителей российских вузов за 2012 год. Судя по этой статистике, главы университетов и институтов зарабатывают не хуже некоторых федеральных министров и депутатов, а у некоторых в собственности имеются и теплоходы. Рекордсменом стал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко, который отчитался о 71,5 млн руб. годового дохода, земельном участке в 3,7 тыс. кв. м в Финляндии и внедорожнике Porsche Cayenne GTS у супруги.

Декларации о доходах опубликованы на сайте Минобрнауки «в соответствии с Трудовым кодексом РФ» и во исполнение антикоррупционного российского законодательства. В статистике отражен не только годовой доход ректоров, но также информация о земельных участках, квартирах, домах и автомобилях, которыми они владеют. Наконец, в декларации имеются сведения о заработке супругов и несовершеннолетних детей. Больше всех по итогам 2012 года заработал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко - 71,5 млн руб. При этом у него есть две квартиры, жилой дом, три земельных участка (в том числе площадью 3,7 тыс. кв. м в Финляндии), но нет автомобиля. Зато транспортное средство - внедорожник Porsche Cayenne GTS - имеется у его супруги, которая владеет еще двумя квартирами, одним жилым домом, гаражом и земельным участком на 2,5 тыс. кв. м в России.

На втором месте по заработкам находится глава ФГБОУ ВПО «Новомосковский институт повышения квалификации» Владимир Никулин с 24,1 млн руб. дохода, двумя внедорожниками Land Rover Discovery, двумя квартирами и земельным участком на 2,9 тыс. кв. м. Тройку лидеров замыкает ректор Самарского государственного технического университета Дмитрий Быков, заработавший 15,4 млн руб., а также имеющий квартиру, земельный участок, жилой дом на 399 кв. м и собственный теплоход - «судно проекта 873А». Четвертое и пятое места списка делят руководители Московского госуниверситета приборостроения и информатики и Тюменского государственного нефтегазового университета Игорь Голубятников и Владимир Новоселов с 12,3 млн руб. дохода. При этом у господина Голубятникова есть два земельных участка общей площадью 5,3 тыс. кв. м и автомобиль «Волга», но нет квартиры, а у господина Новоселова имеются внедорожники Toyota Land Cruiser и Lexus LX, снегоход, квартира, жилой дом, три хозяйственных строения и земельный участок на 1,5 тыс. кв. м.

Более 10 млн руб. за год также заработали ректор Череповецкого государственного университета Дмитрий Афанасьев, глава Нижегородского государственного технического университета Сергей Дмитриев, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, руководитель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Евгений Рыбнов, глава Ижевского государственного технического университета Борис Якимович. Есть в списке Минобрнауки и ректоры с неплохо зарабатывающими супругами. К примеру, глава Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского Александр Рождественский указал в декларации собственный заработок в 712 тыс. руб. и доходы супруги в 8,3 млн руб. При этом у господина Рождественского есть внедорожник Porsche Cayenne, а у супруги - 172-метровая квартира, 310-метровый жилой дом и земельный участок на 1,2 тыс. кв. м.

Отметим, что в декларации ничего не говорится о заработках руководства крупнейших российских вузов МГУ и СпбГУ, так как Минобрнауки эти институты не подчиняются. Наконец, в статистике министерства нет данных и о доходах ректоров профильных вузов, например Минздрава и Минобороны. Напомним, что президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев в 2012 году заработали около 5,8 млн руб. каждый.