Влияние экономических явлений жизнь человека. Влияние экономики на человека. Экономика и социальная структура

Учительская профессия -- особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:

а) труд как целесообразная деятельность;

б) предмет труда;

в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд -- это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он -- не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник -- такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, -- это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика -- чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане -- непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда -- человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда -- человек -- способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет -- человек, орудие труда -- человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, -- граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя -- это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).

Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «вы веденную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыков необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1. С. 229, 231).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы я программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. -- М.-Л., 1948. С. 43). Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он -- совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. -- М., 1953. С. 342).

Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. -- М., 1958. С. 443). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.

Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие Чернявская Анна Павловна

2.2. Особенности педагогической деятельности

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20–30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность – огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога – это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это – работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же – вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок – это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же – самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учитель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

16. Понятие трудового коллектива. Психологические особенности трудовой деятельности Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

Глава 2 Сущность и особенности педагогической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 23. Психологический пол, особенности личности и выбор вида деятельности 23.1. Психологический пол и особенности личностиИмеющиеся разногласия между исследователями по поводу того, какие способности или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Психологическая характеристика физических качествЦель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

15. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под педагогической деятельностью по главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

8.10. Психологические особенности деятельности работников службы занятости населения В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости, осуществляющие государственную политику занятости по двум основным направлениям:

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

14.2. Мотивы педагогической деятельности Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога (учителя, воспитателя детского сада и т. д.) разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

14.3. Особенности мотивации научной деятельности При рассмотрении этого вопроса необходимо дифференцировать два аспекта. Один аспект - это мотивация выбора научной деятельности, другой - выяснение причин того, почему ученый взялся за разработку данной научной темы, что

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 2. Особенности личности и выбор вида деятельности и профессии 2.1. Склонности и выбор вида деятельности Большинству людей известно, что не всякая работа является для них притягательной, а только та, которая отвечает их склонностям, которая встречает, как писал Н. С.

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях

Из книги автора

§ 5. Психологические особенности деятельности прокурора в суде В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение

Из книги автора

УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Содержание деятельности учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным планом, программами по предметам и примерным содержанием

Из книги автора

8.4. Психофизиологические особенности деятельности спасателей 8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая

Наверное у каждого человека есть оптимистичный товарищ, превращающий подсунутые жизнью лимоны в лимонад и реагирующий на все невзгоды примерно так: «Все будет отлично — по-другому просто не бывает!». Чаще всего наше недовольное жизнью общество не слишком благосклонно относится к такому типу людей, среди которых иногда встречаются даже научные светила.

Дейдра Макклоски (Deidre McCloskey), заслуженный профессор экономики, истории и английского языка, не то чтобы скептически относится к чрезмерно оптимистичному населению — совсем нет. С точки зрения профессора, большинство экономических кризисов были вызваны как раз излишним оптимизмом — причиной возникновения «пузыря доткомов», к примеру, стала безосновательная вера в технологический прогресс, а последний финансовый кризис 2010 года начался потому, что новые экономико-математические модели инвестиционной деятельности заставили людей поверить в начало реструктуризации мирового финансового рынка.

Возникает вопрос: можем ли мы каким-то образом противодействовать склонности к губительному оптимизму?

В своем недавнем интервью Макклоски объяснила, что инновационные экономические теории и технологический прогресс так или иначе были, есть и будут возбудителями человеческого оптимизма. До начала 17 века и уж тем более до начала века шестнадцатого экономические взлеты и падения даже относительно благополучных стран, таких, например, как Англия, могли быть вызваны войнами, эпидемиями или голодом.

Сегодня же причиной и экономического расцвета и депрессии является «сверхинновационность»: мы слишком быстро и далеко прокладываем железную дорогу, слишком оптимистичны в отношении ситуации на фондовом рынке и продолжаем надеяться, что доживем до того дня, когда количество осадков в Канзасе превысит норму.

В этом и заключается дилемма — желание избежать новых кризисов в конечном итоге дает обратный эффект.

Развитие поведенческой экономики и нейроэкономики по версии Макклоски — просто современный тренд, попадающий под определение «инновационная теория». Новые идеи мировой экономики, такие как неоинституционализм, экономика Самуэльсона, теория международной торговли «2х2х2» (два фактора, два товара, две страны) и другие, практически всегда переоцениваются.

Возьмем, к примеру, поведенческую экономику. Исследования в этой области объясняют экономическое поведение отдельного человека (ученые, к слову, корпят над этим вопросом начиная с 16 века), в то время как классическая школа экономической мысли вывела единственный стимул, руководящий поведением любого индивида . Эта же слабая сторона наличествует и в теории нейроэкономики, каковая по сути мало чем отличается от френологии, исследующей связь между психикой человека и строением его черепа.

Можно предположить, что возрастающий интерес к поведенческой экономике и неограниченные технологические возможности позволят ученым совершенно точно предсказывать поведение людей и то, как оно повлияет на экономическую ситуацию в целом. Но стоит открыть книгу Дейдры Макклоски «Если вы такие умные: демонстрация экономической квалификации» (1990), как все подобные предположения разбиваются в пух и прах.

Если вы такие умные, то почему же до сих пор не богаты? Ведь можно безошибочно прогнозировать, что завтра случится на фондовом рынке или что принесет больше прибыли — инвестиции в какой-то проект или депозит в банке.

Подобные возможности сами собой означают новый кризис, который рано или поздно все равно наступит. Согласно словам профессора: «Если мы хотим, чтобы наука развивалась динамично, то должны смирится с ее цикличностью».

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.


1. Человек и экономика………………………………………………..3

2. Теория человеческого капитала…………………………………....5

Список используемых источников…………………………………...9

1. Человек и экономика

Человек всегда был и остается центральной фигурой экономики. Вне человека нет и не может быть никакой экономики. Экономика, возникла вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Но созданная человеком экономика оказывает сильное влияние на формирование и развитие личности.

Человек для получения средств существования воздействует на природу (обрабатывает землю, добывает полезные ископаемые, выращивает сады и т. д.). Но и природа оказывает влияние на человека, его способности, внешний вид. Вообще отделить человека от природы можно только мысленно!

Экономика - это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного процесса, существования и развития человека и человечества.

Роль человека в экономике в отдельные периоды его жизни различна и определяется тем, сколько человек получает различных благ от семьи, общества и сколько им возвращает.

Таким образом, с чисто экономической точки зрения человек создает доход, значительно превышающий объемы использованных им благ, и как бы возвращает семье и обществу своего рода «долги», которые образовались естественным путем в пору его детства и отчасти юношества. Он также «авансирует» свое материальное благополучие в старости.

Ни общество, ни человек не могут существовать без удовлетворения потребностей. Средства, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий, интересам, целям, устремлениям людей.

В хозяйственной деятельности используют материальные блага, которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные. Последние имеют ограниченный характер, их иногда называют экономическими благами, ибо именно они являются объектом экономической деятельности людей.

    Теория человеческого капитала

Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий.

Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.

Человеческий капитал подразделяется на:

1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

2. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2. что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3. что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5. что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

Живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

Неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

Институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

На поддержание здоровья;

На получение общего или специального образования;

На поиск работы;

На профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;

На миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;

На рождение и воспитание детей;

На поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.

Экономисты при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.

1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом.

3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.

4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

5. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.

6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 - 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.

7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя - живой человеческой личности.

8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.

9. От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

Список используемых источников:

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

2. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

3. Самуэльсон П. Экономика. М.; Издательство «Симнтек». 1992г.

4. Хейне П..Экономический образ мышления. М.; Издательство «Москва». 1991г.

5. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров. 1995г.

6. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. М. 1995.

7. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие. М.; Издательство “Эльф К - пресс”. 1995.экономики Реферат >> Экономика

Поведенческие финансы, взаимосвязь психологии и экономики . Критика традиционных... результатам для экономического благосостояния человека . Конечно, трудно переоценить... социальных и эмоциональных предубеждениях человека , чтобы лучше понять экономические...