Представляющий собой систему создаваемых государством правовых экономических. Правовые основы экономической системы. Западная либеральная модель государственного воздействия на экономику

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития;

Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения;

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни;

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения. Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

24 июля 1998 года был принят Федеральный Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии./4/

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.

Однако, несмотря на то, что дети признаются государством особым объектом социальной защиты, низкая материальная база сводит на нет все благие начинания. Так, расширение выплат пособий на детей совпало с большим распространением платности и школьного обучения, и внешкольных занятий, повышением стоимости содержания ребенка в детских садах, яслях. А потому дополнительные доходы семей, получаемые для хотя бы частичного покрытия расходов на содержание детей, теряют свою значимость и нуждаются в постоянной адаптации к росту цен на продукты и услуги детских учреждений. Постоянно увеличиваются суммы, что в дальнейшем приводит к ограничению сферы дополнительной социализации детей из семей различных типов. А потому существующая система пособий и льгот в современной России не может быть отнесена к эффективным мерам социальной защиты детей и подростков.

Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершенно-летних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции.

Функции государства представляют собой основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач для достижения определенных целей. Реализуя свои функции, государство посредством реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.

Например, по времени действия выделяют постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние

Деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими странами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика во многом зависит от внутренних условий существования общества.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной области.

Следует отметить, что социальные функции государства заключаются в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях понимания критериев свободы, общественного контроля и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Экономические функции государства состоят в выработке и координации стратегических направлений развития экономики в условиях рыночных отношений. Рассмотрим подробнее, что они в себя включают.

Разработка и утверждение правовых основ экономики. В социальной рыночной экономике особое место отводится законодательству, регулирующему социальные отношения. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут экономические субъекты (производители, потребители, государство). Когда говорят о правилах экономической игры, то имеют в виду правовую основу, созданную государством. В свою очередь, под правовой основой подразумевают законы и другие нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность (например, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и др.). Государство устанавливает продолжительность рабочей недели, минимальную заработную плату, определяет механизм обязательного социального страхования, порядок начисления пенсий. Кроме этого разрабатываются специальные законы, гарантирующие населению социальную стабильность. Ими устанавливаются помощь семьям, различного вида пособия, возможность получения образования, жилья, доступность услуг здравоохранения.

Антимонопольное регулирование. Целью антимонопольного регулирования является предотвращение последствий, связанных с несовершенством конкуренции. Государство посредством соответствующего законодательства устанавливает контроль за ценами, препятствует слиянию крупных фирм. Оно не просто борется с монополиями, а пытается обеспечить широкий доступ к достоверной информации о ситуации на рынке и о состоянии экономики в целом.

Стабилизация экономики. Правительство, используя финансовую и денежную политики, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы. Известны два пути проведения стабилизации экономики: увеличение государственных расходов при снижении налогов или сокращение государственных расходов при увеличении налогов. Эта функция направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание экономических показателей на определенном уровне.

Распределение ресурсов. Реализуя экономическую политику, государство регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.

Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет собой изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, реализацию программ социальной защиты государство берет на себя заботу о незащищенных гражданах.

Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.

Средства государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические.

Административные средства - запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение - запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредной. Продукт не допускается к использованию, применению. Разрешение - это согласие, выданное в письменной форме на ведение экономической деятельности. Принуждение - это метод управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Основным экономическим средством государственного регулирования является финансовая политика государства.

Оно воздействует на экономику, преодолевая "провалы рынка", связанные с устранением негативных последствий рыночного механизма, и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает.

Общие понятия конституционного строя

Экономическая основа конституционного строя государства основана на становлении социально-рыночных отношений, в рамках которого производство и распределение всех благ происходит посредством рыночных отношений. Участники экономической системы, то есть все субъекты хозяйственной деятельности - конкурируют между собой.

Органы власти поддерживают такую конкуренцию , принимая все необходимые меры по предотвращению монопольных действий, а также осуществляя контроль всех экономических процессов.

Определение 1

Конституционный институт экономических систем представляет сформированную группу конституционных норм и правил, которые регулируют все экономические процессы в государстве.

Основные принципы конституционно-правовых норм

К основным принципам правовых норм экономической системы относят:

  1. Единство экономического пространства.
  2. Свободное перемещение произведенных товаров, предметов, услуг.
  3. Поддержка здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами.
  4. Свобода выбора экономической деятельности.

Для экономической системы России характерно множество форм собственности. Правовое регулирование отношений между собственниками осуществляется рядом законодательных актов и главное место принадлежит конституционным нормам. Именно данные нормы служат основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве. Правовое регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Основано такое регулирование на юридически утвержденной форме собственности.

В России существуют следующие формы собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Так, можно сделать вывод, что правовая основа экономической системы должна содержать:

  1. Цели, которые можно будет достичь.
  2. Инструменты, которые помогут достичь поставленных целей.
  3. Принципы, которые помогут определить эффективность используемых инструментов.
  4. Социальные аспекты, которые могут быть связаны с условиями труда, защитой окружающей среды, торговли и т.д.

Правовые аспекты экономической системы

Правовое регулирование экономической системы включает в себя:

  1. Единое экономическое пространство на всей территории России.
  2. Конституционное право запрещает устанавливать таможенные границы, ввозные пошлины и сборы, которые могли бы препятствовать свободному обращению товаров.
  3. Ограничения, которые касаются свободного перемещения товаров и услуг, могут вводиться только на государственном уровне, и только в определенных случаях.
  4. Единое экономическое пространство должно включать в себя общие порядки системы налогообложения.

В условиях рыночной экономики государство выполняет следующие функции:

  • обеспечивает благоприятные условия для увеличения объемов производства;
  • способствует росту конкурентоспособности национального товаропроизводителя;
  • обеспечивает равные условия для всех участников хозяйственной деятельности;
  • ликвидирует последствия макроэкономической нестабильности;
  • способствует развитию отдельных регионов;
  • способствует равномерному распределению доходов.

Экономическая система России основана на регулировании норм правовой системы общественных отношений, которые возникают между различными субъектами, по утверждению и закреплению форм собственности.

Следует отметить, что экономическая свобода не является точным и объективным показателем роста благосостояния. В этом, да и других подобных рейтингах всегда присутствует и политическая составляющая. Например, отнесенная к "преимущественно несвободным" экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а "свободная экономика" США - только 4%. В то же время бедная Грузия (777 долл. ВВП на душу населения) занимает 68 место, а Россия (2138 долл.) и Венесуэла (4009 долл.) - на 122 и 152 местах соответственно. В нижеприведенной таблице отражен рейтинг экономической свободы стран СНГ за 2005 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.

Создание особой экономической зоны (промышленно-производственная зона "Казинка") на территории Липецкой области по значимости и масштабам ее губернатор Королев О.П. сравнил со ставшим историческим решением о строительстве первостепенного в 30-е годы XX столетия для всей страны Новолипецкого металлургического комбината. Успешная реализация этого проекта позволит разместить в ней производства стоимостью не менее 200 млрд. руб. На этой территории смогут работать от 15 до 20 крупных заводов. Предполагается участие более 50 резидентов, в том числе и крупнейших фирм США, Германии, Франции, Канады и Австрии. Создадутся 12 - 13 тыс. новых рабочих мест. Реализация этого проекта позволит привлечь более 21,5 млрд. руб. инвестиций в экономику области. Более эффективно будут решаться вопросы социально-экономического развития области.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата , к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека , пренебрежительное отношение к экологии и др.

Одной из центральных и наиболее постоянных дискуссионных проблем экономической теории и экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства в стимулировании экономических отношений. Доминирующие взгляды по этой имеющей большое практическое значение для развития любого общества проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.

Например, исследователи японского экономического чуда выделяют четыре фазы японской промышленной политики: восстановление внутреннего производства (50-е годы); быстрое увеличение экспортной продукции (60-е годы); развитие высокотехнологических производств (70-е годы); развитие инновационных процессов (80-е годы). По схожему сценарию строили экономическую политику и другие государства: Южная Корея, Тайвань, Испания, Франция.

Успешное решение последовательно расположенных задач позволило увеличить японский душевой ВВП с 20% (1950 г.) по отношению к американскому показателю до 66% к середине 80-х годов XX столетия. Сегодняшний российский душевой ВВП по отношению к американскому составляет около 25%.

Результаты проведенных исследователями экономических расчетов по данным о более 100 странах за период, равный 25 годам, свидетельствуют о следующем. Для обеспечения быстрого роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, постоянно выбирая политику, адекватную стадии модернизации. Своевременно изменять ее при переходе от одной стадии к другой.

Далеко не всем государствам удалось успешно решить поставленные задачи. Для развивающихся стран наиболее характерными ошибками были: ошибка инерции и ошибка преждевременного перехода к следующей стадии. Россия, по мнению специалистов, также допускает ошибки. Не до конца решив задачи первой и второй стадий, она уже стремится проводить экономическую политику, характерную для третьей и четвертой стадий.

Весьма распространенным инструментом государства по повышению своей конкурентоспособности в различных отраслях становится кластерная политика. Ее автором считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других структур, предназначенных дополнять друг друга и усиливать конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Например, в экономике США 32% занятости населения обеспечивают кластеры, а в Швеции - 39%.

Кластерная политика в отдельно взятой стране зависит от специфики экономической политики, проводимой государством. Либеральная кластерная политика характерна для стран, проводящих либеральную экономическую политику, отдавая предпочтение рынку (США, Великобритания, Австралия, Канада). Дирижистская кластерная политика характерна для стран, в которых органы государственной власти играют активную роль в регулировании экономических процессов (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения). Кластеры могут развиваться и по инициативе региональных властей. Это уже наблюдается и на примерах субъектов Российской Федерации .

Принципиальными отличиями между либеральной и дирижистской кластерной политикой являются следующие:

  1. В определении приоритетов дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. Либеральные ограничиваются развитием тех кластеров, которые сформированы рынком.
  2. Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а либеральные крайне редко участвуют в этом процессе.
  3. Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем его финансирования. Либералы создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается вся ответственность за эффективность создаваемого кластера.

Особенностями развития кластеров в экономике современной России является ограниченность финансовых ресурсов регионов; административные ограничения со стороны федеральных органов государственной власти ; географические масштабы страны.

Советская социалистическая модель государственного управления экономикой

Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно:

  • практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда, кроме государственной или находящейся под доминирующим воздействием государства ;
  • гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов;
  • ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;
  • заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации;
  • ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;
  • хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики.

Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи "на выживание" или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты.

Следует отметить, что централизация не только экономики, но и государственного управления в целом является отличительной чертой периода действия особых правовых режимов, носящих в обязательном порядке временный характер (чрезвычайное положение , военное положение , период гражданской войны, военное время и т.д.).

Распад мировой социалистической системы повлек за собой переход бывших социалистических государств на капиталистический путь развития и формирование рыночных отношений. В этих условиях по-разному стала трактоваться роль государства. Эти государства выходили из социализма тремя путями.

Страны Восточной Азии (главным образом Китай и Вьетнам) приступили к строительству капитализма с сельского хозяйства, постепенно перейдя на промышленность и сферу услуг. На протяжении двух десятилетий в этих государствах частная собственность признавалась наравне с другими формами государственной собственности . Китайская экономика достаточно автономна от влияния мировой экономики. Перспективное планирование экономических отношений в Китае, как и в Белоруссии, продолжает осуществляться на основе пятилетних планов.

В марте 2006 г. на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей, являющегося высшим законодательным органом КНР, был принят очередной 11-й пятилетний план на 2006 - 2010 гг. В эти же сроки в Белоруссии также была принята очередная программа социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 гг. В составе СССР Белоруссия была дотационной (1 млрд. долл.) республикой . Сейчас темпы роста ВВП в ней одни из самых высоких среди стран - членов СНГ.

В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) капитализм строился "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала .

В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок . Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия.

Западная либеральная модель государственного воздействия на экономику

Современные позиции по этому вопросу наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику . Вот основные из них:

  • рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий;
  • личность должна быть свободной, а в основе этой свободы лежит частная собственность ;
  • свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот;
  • либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность;
  • без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум;
  • главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования ;
  • за конкуренцию , но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство;
  • государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру.

На степень эффективности взаимоотношений определенное воздействие оказывает этика поведения участников, а также роль и место религии в обществе . Согласно общепринятой концепции Макса Вебера появление протестантской этики стало причиной возникновения капитализма и последующего экономического прогресса в Европе. Экономический подъем в странах Восточной Азии связывают с господствующей конфуцианской этикой, основанной на принципах коллективизма.

Этика исламской религии запрещает все сделки с целью обогащения (с процентами). Именно эти обстоятельства объясняют экономическое отставание мусульманских государств. В то же время исследователи полагают, что эти государства не смогли своевременно отреагировать на процесс глобализации и обострение конкурентной борьбы. На уровень благосостояния населения повлиял и демографический взрыв. Например, население стран Ближнего Востока и Северной Африки с 1975 по 2002 г. возросло в два раза - с 214 до 423 млн. человек . ВВП стран этих регионов в 2004 г. составил 1,7 трлн. долл., что сопоставимо с суммарным ВВП России и Украины. Валовый национальный доход на душу населения в странах Ближневосточного региона в 2004 г. составил около 2 тыс. долл. Соответственно в России этот показатель составлял 3,4 тыс. долл., а в странах еврозоны - 28 тыс. долл.

В последние годы финансисты государств, где господствующей (государственной) религией является ислам, совместно с юристами разработали законодательство и соответствующие механизмы его реализации, позволяющее развивать экономические отношения, не нарушая нормы ислама. К ним следует отнести такие понятия, как мудараба - замена кредита ; сукук - исламские облигации; мушарака - замена банковского вклада на долевое участие. Процесс адаптации ислама к современной экономике носит постоянный характер.

Этические нормы лежат и в основе антидемпингового законодательства, разрабатываемого не только отдельными государствами, но и специализированными международными организациями. Их предписания распространяют свое действие на страны, являющиеся членами этих организаций. Например, в 2005 г. было инициировано 178 расследований (рекордным является 2001 г. - 335 разбирательств) в отношении государств, из них: 33 - против Китая; 9 - против США и 5 - против России.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия и сущности медицинского страхования. Анализ обязательного и добровольного медицинского страхования. Преимущества новой страховой системы здравоохранения. Особенности и перспективы развития различных видов медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2011

    Изучение понятия страхового случая. Особенности обязательного и добровольного страхования. История возникновения и развития медицинского страхования. Законодательные основы медицинского страхования в России. Структура тарифа на оплату медицинской помощи.

    презентация , добавлен 14.02.2016

    Субъекты и непосредственные участники медицинского страхования, его функции. Сущность и особенности обязательного и добровольного медицинского страхования. Страховые медицинские организации Красноярского края. Виды и условия оказания медицинской помощи.

    презентация , добавлен 20.12.2011

    Использование добровольного медицинского страхования как эффективного инструмента мотивации работников предприятия. Специфика заключения договора добровольного медицинского страхования. Проблемы развития добровольного медицинского страхования в России.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Выявление особенностей и общая характеристика системы медицинского страхования Российской Федерации. Обязательное и добровольное страхование как модели медицинского страхования РФ. Анализ отличительных особенностей добровольного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2011

    Этапы исторического развития добровольного медицинского страхования. Законодательная база и особенности добровольного медицинского страхования в сравнении с обязательным страхованием. Перспективы развития добровольного медицинского страхования в России.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2010

    Рассмотрение целей и принципов медицинского страхования, системы его финансирования и перспектив развития. Отличительные особенности добровольного медицинского страхования в Российской Федерации. Гарантируемый минимум бесплатной медицинской помощи.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2014